Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей Пешев Дмитрий Федорович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пешев Дмитрий Федорович. Формирование готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Пешев Дмитрий Федорович;[Место защиты: ФГБОУ ВО Московский государственный институт культуры], 2017.- 167 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей 17

1.1. Сущность понятий «традиции», «исполнительские традиции»: методологический анализ 17

1.2. История возникновения и развития афроамериканской музыки: классификация жанров, стилей и направлений 33

1.3. Теоретическая модель формирования готовности обучающихся гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей 52

Глава 2. Совершенствование процесса формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей 75

2.1. Диагностический инструментарий исследования 75

2.2. Апробация методики формирования готовности обучающихся гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки 90

Заключение 140

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Кардинальные изменения в нормативно-правовой базе отечественного образования заставляют по-новому взглянуть на содержание и методическое сопровождение организации процессов обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей. Особого внимания требует вопрос разработки дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области музыкального искусства. Среди наиболее актуальных задач предпрофессионального музыкального образования, определяющего выбор в будущем профессии музыканта-исполнителя, – становление и формирование исполнительских навыков юных музыкантов, в том числе обучающихся в классе классической гитары.

Большое значение в этом процессе отводится фонду изучаемого исполнительского репертуара. Гитарный репертуар, предназначенный для обучения детей в учреждениях дополнительного образования, в настоящее время достаточно ограничен: большая его часть состоит из произведений композиторов эпохи барокко, венских классиков, испанской и современной музыки. Педагоги-музыканты пытаются разрешить данную проблему, внедряя в репертуарный фонд произведения разных стран, жанров и направлений – носителей уникальных национальных музыкальных традиций, способствующих накоплению исполнительского опыта и расширению музыкального кругозора обучающихся. Однако до сих пор существуют музыкальные культуры, не подвергавшиеся специальному исследованию и не занявшие сво достойное место в гитарном репертуаре, предназначенном для детей и подростков. Таковой является афроамериканская культура, возникшая на почве случайных исторических событий, в результате которых произошл синтез различных этнических традиций, повлекший за собой рождение новых страниц в мировой музыкальной сокровищнице.

При этом достоинством афроамериканской музыки является е
способность вызывать интерес у детей, что, в свою очередь, способствует
развитию мотивации к занятиям на гитаре, формирует музыкальный вкус
обучающихся, толерантное отношение к музыкальным культурам разных

народов. Стиль данной музыки отличается наличием сложного ритмического рисунка, уникального мелодизма, фактурного разнообразия, – отсюда возникает множество оригинальных примов игры на инструменте, поэтому все его образцы станут благодатным материалом для развития музыкальности, чувства ритма и техники обучающихся.

В российской гитарной теоретической и методической литературе афроамериканская музыка, как значимое явление современной мировой

музыкальной культуры, до сих пор является малоизученной областью.

Проблематика диссертации сочетает в себе некий взаимосвязанный
конгломерат вопросов: от расширения репертуарных границ юных гитаристов –
к воспитанию у них навыков и умений профессионального музыканта,
владеющего знаниями, спецификой и особенностями различных

исполнительских гитарных стилей. Однако, при существующем положении, когда есть огромное количество переложений и произведений многочисленных жанров афроамериканской музыки, наблюдается дефицит аналитического научного подхода к освоению ее исполнительских традиций и, соответственно, практических выводов и методик.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена рядом противоречий между:

– возрастающими требованиями общества к улучшению качества музыкального обучения и воспитания детей в системе дополнительного образования и недостаточной разработанностью новых направлений и технологий для успешной реализации этой задачи;

– объективными возможностями формирования готовности

обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций

афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей и отсутствием научных исследований, раскрывающих теоретико-методические основы данной проблемы;

– потребностью преподавателей гитары в научно-обоснованных рекомендациях и специальных методиках, позволяющих осуществлять подготовку обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей, и отсутствием подобных научных разработок.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему
исследования
, состоящую в необходимости разработки теоретико-

методических основ формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей.

Актуальность и недостаточная разработанность теоретических и методических основ изучаемой проблемы явились основанием для выбора темы исследования: «Формирование готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей».

Степень научной разработанности проблемы.

В разработке научных основ формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в

системе дополнительного образования детей огромное значение имеют труды из разных областей общей и музыкальной педагогики, психологии, философии, культурологии и искусствоведения.

Особое значение в контексте исследуемой проблемы представляют труды
Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева,
Т.М. Марютиной, изучающие проблемы учебной мотивации; исследования
Л.С. Выготского, И.Ф. Гербарта, А.Е. Личко, Д.Б. Эльконина и др., в которых
изложены основные положения современной психологии обучения и
воспитания подростков; работы Л.Л. Бочкарева, Д.К. Кирнарской,

В.И. Петрушина, М.С. Старчеус, Б.М. Теплова, А.В. Тороповой и др., посвященные различным проблемам музыкальной психологии и психологии музыкального образования.

Социально-культурный подход в образовании раскрывается в трудах А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.Г. Казаковой, В.С. Садовской, Т.В. Христидис и др.

Важную роль в исследовании изучаемой проблемы сыграли

педагогические труды ученых о методологии, содержании, принципах музыкального образования: Э.Б. Абдуллина, Н.И. Ануфриевой, Б.В. Асафьева, О.А. Блока, Д.Б. Кабалевского, Л.С. Майковской, А.П. Мансуровой, Е.В. Николаевой, А.И. Щербаковой, Г.М. Цыпина, П.А. Черватюка.

Современная наука сегодня не ограничивается лишь уникальными и самобытными образцами так называемых «универсум-культур» (в нашем случае это афроамериканская музыка): все больше в ней появляется трудов, затрагивающих проблемы многообразия афроамериканской культуры, ее национальной идентичности и духовной составляющей. Среди них выделим те, что оказали должное влияние при актуализации проблемы и поисках ее решения – это труды А. Карпентьера, Е.М. Коровиной, С.Ю. Сигида, О.В. Тытык, а также исследования В.Д. Конен, И.В. Кряжевой, В.Р. Доценко, А.Н. Фишер об истории возникновения и развития афроамериканской музыкальной культуры.

Заслуживают пристального внимания работы, посвященные искусству музыкальной импровизации: об импровизации и подборе по слуху Ю.В. Шмалько (1998), о феномене импровизации – Д.Р. Лившица (2003), об импровизации и композиции в джазе Ю.Г. Кинуса (2008), о теоретическом аспекте развития импровизации у подростков О.И. Беспалова (2009), о сущности импровизации в музыке И.В. Овчарова (2011), об импровизации в истории искусств и в учебном процессе Л.Н. Мун (2011), о джазовой вокальной импровизации А.Н. Зайцевой (2012), о феномене свободной импровизации в музыке XX века А.Ю. Сысоева (2013).

Поскольку любое явление в музыкальной культуре обязательно включает в себя понятие «традиция», то в процессе изучения данного вопроса были использованы работы С.С. Апажевой, М.Г. Завьялова, О.В. Ледовской, Т.Г. Мариупольской, С.Г. Проскурина, И.Н. Полонской, В.В. Сопова, Л.М. Цыплаковой, Л.Н. Шабатуры, Ю.В. Шелудяковой, П. Штонпки и др.

Более специализированный ракурс изучаемой проблемы –

исполнительские традиции – впервые был представлен русским гитаристом, педагогом и композитором В.А. Русановым (1866-1918), внесшим огромный вклад в популяризацию гитары в России, его учеником и последователем В.П. Машкевичем (1888-1971), в методических пособиях русского педагога-гитариста М.Ф. Иванова (1889-1953), историка гитары и музыковеда Б.Л. Вольмана (1895-1971). Достаточно подробно данное понятие, а также проблема развития исполнительских умений и навыков раскрыты в диссертационных трудах К.В. Ильгина, (2003), Н.Н. Дмитриевой (2004), М.А. Самохиной (2005), В.Р. Ганеева (2006), А.А. Петропавловского (2006), В.Г. Борисевича (2008), Н.П. Михайленко (2011), Н.С. Якименко (2012), в исследованиях Д.А. Бережного (2013), С.А. Егоровой (2015).

Таким образом, несмотря на научный интерес ученых и педагогов-
музыкантов к некоторым сторонам рассматриваемой нами проблемы, до сих
пор специального исследования, посвященного формированию готовности
обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций

афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей, не проводилось.

Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование

формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению

исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе

дополнительного образования детей; разработка и внедрение теоретической модели и авторской методики в учебный процесс.

Объект исследования музыкальное обучение и воспитание гитаристов в системе дополнительного образования детей.

Предмет исследования процесс формирования готовности

обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций

афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей.

Исходя из цели, были выдвинуты следующие задачи:

– уточнить сущность понятия «исполнительские традиции»;

– осуществить классификацию жанров афроамериканской музыки в контексте ее исторического развития.

– спроектировать теоретическую модель формирования готовности
обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций

афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей;

– выявить педагогические условия, необходимые для эффективного
освоения обучающимися-гитаристами исполнительских традиций

афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей;

– создать диагностический инструментарий для проведения

экспериментального исследования;

– разработать методику формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки; выявить эффективность и целесообразность разработанной методики в ходе проведения экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: процесс формирования готовности

обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций

афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей будет эффективным, если:

– спроектирована педагогическая модель формирования готовности

обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций

афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей,
содержание которой составляют взаимообусловленные компоненты:

телеологический, содержательный, технологический;

– определены педагогические условия, повышающие эффективность

данного процесса;

– создан диагностический инструментарий, позволяющий

фиксировать уровни готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки;

– разработана методика формирования готовности обучающихся-

гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки на основе изучения специфики ее жанров и особенностей исполнительских приемов.

Методологическую основу исследования составили концепции, раскрывающие понятия «традиции» и «исполнительские традиции» с точки зрения философии: С.С. Апажевой, М.Г. Завьялова, О.В. Ледовской, И.Н. Полонской, В.В. Сопова, В.В. Толкачва, Л.Н. Шабатуры; в социологическом ракурсе – П. Штонпки; в педагогике музыкального образования и музыкальном искусстве – Т.Г. Мариупольской, С.Г. Проскурина, С.М. Цыплаковой, Ю.В. Шелудяковой.

Теоретической основой исследования явились:

– психолого-педагогические исследования Л. С. Выготского,

Л.И. Божович, И.Ф. Гербарта, А.Е. Личко, Т.М. Марютиной, в которых изложены основные положения психологии обучения и воспитания подростков;

– педагогические воззрения ученых о содержании, принципах,

методах музыкального образования: Э.Б. Абдуллина, Б.В. Асафьева,

Д.Б. Кабалевского, Л.С. Майковской, Е.В. Николаевой, А.И. Щербаковой,

П.А. Черватюка;

– научные труды В.Р. Доценко, А. Карпентьера, В.Д. Конен,

И.В. Кряжевой, А.Н. Фишера об истории возникновения и развития афроамериканской музыкальной культуры;

– исследования и научно-методические труды в области обучения игре на
классической гитаре Д.А. Бережного, В.Г. Борисевича, А.Ф. Гитман,

Н.Н. Дмитриевой, Н.Г. Кирьянова, И.В. Козлина, Е.Д. Ларичева,

Н.П. Михайленко, М.А. Самохиной, К.О. Смолина.

Методы исследования:

– анализ специальной литературы по изучаемой проблеме;

– обобщение, синтез и моделирование;

– наблюдение, беседы;

– анкетирование;

– количественный и качественный анализ полученных в ходе

исследования экспериментальных данных;

– педагогический эксперимент.

Базы исследования: автономная некоммерческая организация

музыкально-эстетический центр «Аллегро»; государственное бюджетное учреждение дополнительного образования г. Москвы «Детская школа искусств им. М.А. Балакирева».

Этапы исследования: исследование проводилось с 2013 г. по 2016 г.
На первом этапе (2013 – 2014 гг.) осуществлялся анализ научной и
методической литературы по проблеме исследования. Определялись

основополагающие методологические характеристики (цель, задачи, гипотеза, методы исследования и теоретико-методические основы и др.); изучался опыт преподавателей гитарных классов, разрабатывался инструментарий для проведения опросов и анкетирования.

С целью выявления состояния изучаемой проблемы в музыкально-
педагогической практике и получения эмпирического материала, необходимого
для разработки авторской методики, было проведено анкетирование
преподавателей гитары (41 респондент), студентов-гитаристов (47

респондентов), обучающихся-гитаристов (62 респондента), родителей (113

респондентов). В данном исследовании приняло участие 263 человека.
Конструировалась теоретическая модель формирования готовности

обучающихся-гитаристов к освоению афроамериканской музыки в системе
дополнительного образования детей; создавался диагностический

инструментарий (показатели, параметры, критерии оценки, опросники,
задания), позволяющий фиксировать уровни готовности обучающихся-
гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки;
разрабатывалась методика, направленная на освоение гитаристами

исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе

дополнительного образования детей.

На втором этапе (2014 – 2015 г.г.) проводилось диагностическое
исследование исходного уровня готовности обучающихся-гитаристов к
освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки.

Осуществлялась экспериментальная работа по внедрению теоретической
модели формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению
исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе

дополнительного образования детей в учебно-воспитательный процесс; проводилось контрольное обследование уровня готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки.

На третьем этапе (2015-2016 гг.) систематизировался материал,
полученный в ходе формирующего эксперимента; разрабатывались

методические рекомендации для преподавателей, ведущих занятия с гитаристами в системе дополнительного образования детей; обрабатывались полученные данные; уточнялись теоретико-методические выводы; подводились итоги по теоретическим и практическим результатам диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

– уточнено содержание понятия «исполнительские традиции»,

рассматриваемое как комплекс передаваемых из поколения в поколение исполнительских художественно-технических примов и выразительных средств, отражающих музыкальные предпочтения определнной исторической эпохи;

– спроектирована теоретическая модель формирования готовности

обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций

афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей, содержание которой составляют три взаимообусловленных компонента: телеологический, содержательный и технологический;

– выявлены педагогические условия, необходимые для успешного
освоения обучающимися-гитаристами исполнительских традиций

афроамериканской музыки в системе дополнительного образования (знание
учителем психофизиологических особенностей подростков; развитие у
обучающихся мотивации к занятиям на классической гитаре и освоению
жанров афроамериканской музыки; использование аутентичной стихотворной
формы блюза для постижения некоторых жанров афроамериканской музыки;
овладение обучающимися-гитаристами принципами элементарной

импровизации);

– разработан диагностический инструментарий, позволяющий

фиксировать уровни сформированности готовности обучающихся-гитаристов к
освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки и

включающий классификацию данных уровней, параметры, показатели, критерии оценки, опросники, систему заданий;

– создана методика формирования готовности обучающихся-

гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки на основе изучения специфики ее жанров и особенностей исполнительских приемов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

разработаны теоретические основы процесса формирования готовности

обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций

афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей:
цели; задачи; дидактические принципы (поликультурности, диалогичности,
деятельностного освоения музыкального искусства, целостности, доступности);
подходы (культурологический, аксиологический); содержание обучения;
система общедидактических и специальных методов музыкального обучения,
направленных на решение учебных задач и освоение содержания
афроамериканской музыки; педагогические условия; формы обучения.
Осуществлен ретроспективный анализ истории возникновения и развития
афроамериканской музыки, позволивший дифференцировать и

классифицировать жанры, стили и направления афроамериканской музыки.

Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в
диссертации теоретические положения, методические разработки и

рекомендации позволят повысить эффективность процесса обучения гитаристов в учреждениях дополнительного музыкального образования детей. Материалы диссертации могут использоваться в лекционных и семинарских занятиях по дисциплине «Методика обучения игре на гитаре», а также на курсах повышения квалификации педагогов-гитаристов. Результаты исследования могут быть внедрены в практику преподавателей гитары детских музыкальных школ, школ искусств и других учреждений дополнительного образования детей.

Достоверность результатов исследования обеспечивается

методологической обоснованностью исходных положений, применением
целого комплекса соответствующих методов, адекватных предмету, объекту,
целям и задачам исследования; опорой основных положений и научных
выводов на достижения современной педагогики и психологии; практическим
подтверждением основных теоретических положений результатами

экспериментальной работы; применением математических методов обработки результатов; проведением качественного и количественного анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования отражены: в 10-ти
публикациях автора, из них 3 – опубликованы в журналах, входящих в перечень
научных изданий ВАК РФ; в процессе экспериментальной работы с
обучающимися-гитаристами АНО Музыкально-эстетического центра

«Аллегро» (г. Москва), ГБУДО г. Москвы «ДШИ им. М.А. Балакирева»; в
выступлениях на педагогических советах в данных учебных заведениях; в
научных докладах автора на XI международной научно-практической
конференции «Музыкальное образование в современном мире» (г. Москва, 2013
г.); на IV международной научно-практической конференции «Пути
модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в
сфере культуры и искусства» (г. Краснодар, 2014 г.); на ХII международной
научно-практической конференции «Интеграция науки, менеджмента и
музыкального образования» (г. Москва, 2014 г.); на международной научно-
практической конференции «Искусство и художественное образование в
контексте межкультурного взаимодействия» (г. Казань, 2013 г.); на
международной научно-практической конференции «Музыкознание в зеркале
современности» (г. Казань, 2014 г.); на VIII международной научно-
практической конференции «Межкультурное взаимодействие в современном
музыкально-образовательном пространстве» (г. Москва, 2015 г.); на III
международной научно-практической конференции «Искусство и

художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (г.
Казань, 2014 г.); на V международной научно-практической конференции
«Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной

деятельности в сфере культуры и искусства» (г. Краснодар, 2015 г.); в
обсуждении материалов диссертационного исследования на кафедре

музыкального образования Московского государственного института культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исполнительские традиции – это комплекс передаваемых из поколения
в поколение исполнительских художественно-технических примов и
выразительных средств, отражающих музыкальные предпочтения

определнной исторической эпохи. Исполнительские традиции

афроамериканской музыки обладают высоким педагогическим потенциалом,
так как их освоение способствует формированию мотивации обучающихся к
занятиям на гитаре, развитию музыкальности, чувства ритма и

импровизационной техники.

2. Афроамериканская музыкальная культура как уникальное историческое
явление, возникшее в результате интеграции европейской и африканской этно-
традиций, развивалась в двух направлениях, включающих музыкальные жанры
Северной Америки (спиричуэл, блюз, регтайм, джаз, свинг, бибоп) и Латинской
Америки (самба, босса-нова, румба). Специфическими особенностями всех
музыкальных жанров афроамериканской культуры является сложная
полиритмическая структура и импровизационная составляющая.

3. Теоретическая модель формирования готовности обучающихся-
гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в
системе дополнительного образования детей базируется на культурологическом
и аксиологическом подходах и представляет собой интегративное единство
целей, задач, принципов, содержания, методов, форм обучения и
педагогических условий. В основе теоретической модели заложены ведущие
дидактические принципы, необходимые для современного музыкального
воспитания подростков в системе дополнительного образования: принцип
поликультурности, принцип диалогичности, принцип деятельностного освоения
музыкального искусства, принцип целостности, принцип доступности.

4. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность освоения
обучающимися-гитаристами исполнительских традиций афроамериканской
музыки, являются: знание учителем психофизиологических особенностей
подростков; развитие у обучающихся мотивации к обучению на классической
гитаре и освоению жанров афроамериканской музыки; овладение
обучающимися-гитаристами принципами элементарной импровизации;
использование аутентичной стихотворной формы блюза для постижения
некоторых жанров афроамериканской музыки.

5. Диагностический инструментарий, разработанный в рамках
диссертационного исследования, позволяет фиксировать уровни готовности
обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций
афроамериканской музыки и содержит классификацию данных уровней,
параметры, показатели, критерии оценки, опросники, систему заданий.

6. Методика формирования готовности обучающихся-гитаристов к
освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки включает
изучение специфики ее жанров и особенностей исполнительских приемов,
способствующих развитию импровизационной техники; состоит из

специальных упражнений, формирующих виды особого звукоизвлечения и звукодвигательных навыков.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

История возникновения и развития афроамериканской музыки: классификация жанров, стилей и направлений

В рамках проводимого анализа О.В. Ледовская пишет, что «обычай – это традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам» [75, c. 18]. Далее автор продолжает: «Обычаи – неписаные правила поведения. Обычаи часто отождествляют с обрядом, являющимся однотипным действием в сходных, повторяющихся длительное время обстоятельствах. И если от традиции обычай отличается более узкой сферой проявления, то от обряда – характером. В обряде не ставится задача достижения реального практического результата. Его целью является с помощью символов и символических действий выразить, передать, закрепить традиционные для какого-либо общества, класса, социальной группы идеи, идеалы, нормы, ценности, вызвать у его участников соответствующие чувства, настроение, способствующие усвоению социального опыта, который передаётся посредством данного обряда. Обряд от обычая отличает его символичность, образность, условность» [75, с. 24-25].

Исследователь акцентирует внимание на том, что «отличие между ритуалом, обрядом и обычаем заключается в особенностях фиксации и передачи различных аспектов деятельности. Если в обычае в большей степени фиксируется содержательная сторона деятельности, то в ритуале – формальная. В обряде сочетаются содержательные моменты обычая с формальными – ритуала» [75, с. 26-27]. Сравнивая различные точки зрения на понятия «традиция», «обычай», «обряд» и «ритуал», О.В. Ледовская приходит к выводу, что главной функцией, объединяющей данные действия, является трансляция накопленного опыта. Опираясь на результаты проведённого анализа, исследователь утверждает, что употребление термина «традиция» осуществляется в широком и узком значении.

Основываясь на заключении О.В. Ледовской, можно констатировать, что в широком понимании вышеприведённые термины в обыденной разговорной речи условно являются синонимами, но в узком понимании традиция – это опыт, транслируемый с давних времён, который воспроизводится и в наше время.

Многие выдающиеся люди прошлого с большим уважением и трепетом относились к наследию предков. Великий китайский мудрец Конфуций в своей этико-педагогической системе придавал огромное значение традициям предшественников, усматривая в них многовековой опыт, в древнегреческой философии традиция приравнивается к понятию «этос», переводимом как «нрав» или «обычай». Кроме того, по мнению Т.Г. Мариупольской, «в искусстве Древней Греции каноны эстетического идеала определились как представления об истинно прекрасном и совершенном художественном явлении, преемственность с которым не теряется в наши дни» [88, с. 29].

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что обращение к опыту предшествующих поколений практикуется с далёкой древности; роль традиции в жизни социума переоценить сложно. По словам Т.Г. Мариупольской, «институт традиций является важной стороной жизни человека, одним из необходимых условий существования и регуляции любой социальной системы, любой сферы общественных отношений» [88, с. 28-29]. Мы полностью разделяем подобную позицию и считаем, что без традиций и механизмов преемственности, без сохранения многовекового опыта наших предшественников невозможно развитие сфер человеческого знания, будь то культура, искусство или наука. Человечество не может не следовать традициям, так как они являются абсолютным двигателем прогресса.

Выдающийся русский философ П.Я. Чаадаев рассматривает традицию в качестве идей, на которых основана жизнь человека, на их базе строится будущее людей и формируется нравственное развитие. «Мы же явились на свет», пишет философ, «как незаконнорождённые дети, без наследства, без связи с людьми, предшественниками нашими на земле, не храним в сердцах ничего из поучений, оставленных ещё до нашего появления» [150, с. 325-326]. В XIX – начале XX века многие известные представители русской и западной истории, философии и социологии – Н.А. Бердяев, М. Блок, М. Вебер, Н.Я. Данилевский, О. Конт, М. Мосс, О. Шпенглер и многие другие обращались к вопросу о роли традиций в общественной жизни. Следует отметить, что в это время сложились два полярных взгляда на традицию, классификацию которых приводит в своей работе В.В. Сопов.

В рамках первого положения традиция рассматривается как культурная память, «предводительница народов» (Г. Лебон), которая осуществляет «связь современности с прошлым» (Н. Бердяев); противоположного мнения придерживался К. Маркс, утверждая, что традиция – это «кошмар», владеющий умами живых поколений». Опираясь на мнения вышеприведённых ученых, можно сделать заключение, что традиция рассматривается как позитивный феномен, так и отрицательный [138, с. 4].

Во втором варианте традиции трактуются как законы, правила, которым должно следовать человечество, что, по сути, загоняет людей в определённые рамки, избавляя от самостоятельного мышления и принятия каких-либо решений. При данной концепции традиции символизируют стабильность, ведущую к застою. Необходимо отметить, что наличие данных противоречий привели к расширению категории традиции, которое прослеживается в последнее время.

Наряду с традицией существует ещё одна форма наследования, которая носит название «инновация» или новаторство. Главная её цель заключается в преобразовании наследуемого, в результате чего наследуемое меняет смысл и своё предназначение. В отличие от традиции задача новаторства заключается не в воспроизведении старого, а в создании нового. Рассматривая данную проблему, М.Г. Завьялов считает, что в основе современного этапа развития лежит ритм обновления, «инновации вытесняют старые привычные способы жизнедеятельности и разрушают устоявшийся уклад жизни, что приводит к размыванию культурного ядра» [47, с. 24].

Теоретическая модель формирования готовности обучающихся гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей

Теоретическая часть опытно-экспериментальной работы состояла из лекционных и контрольных уроков, проводимых в группе, и включала в себя четыре темы: 1. Афроамериканская музыка как уникальное явление в мировой музыкальной культуре. 2. Афроамериканская музыка Северной Америки, композиторы и исполнители. 3. Афроамериканская музыка Латинской Америки, композиторы и исполнители. 4. Исполнительские традиции афроамериканской музыки.

Перед началом занятий обучающимся было предложено принести тетрадь для того, чтобы фиксировать в ней полученные в процессе уроков знания. Тема 1. Афроамериканская музыка как уникальное явление в мировой музыкальной культуре.

На первом занятии была поставлена задача познакомить обучающихся-гитаристов с историей возникновения и развития афроамериканской музыки. Лекция началась с рассказа о случайном открытии испанским мореплавателем Христофором Колумбом земель Нового света. Обучающиеся узнали о возникновении европейских колоний и о потребности колонизаторов в рабочей силе, которая поставлялась в огромных количествах из западной Африки. Также, с целью более глубокого осознания образно-эмоционального содержания афроамериканской музыки, внимание обучающихся было сфокусировано на бесправном положении негров на Новой земле, их тяжелой жизни, печальные сюжеты которой впоследствии были отражены в различных видах искусства и, в частности, в музыке, феноменальность которой является в настоящее время мировым достоянием. Самовыражение в музыке для афроамериканцев являлось средством, с помощью которого они имели возможность сохранить свою культурную самобытность.

В процессе раскрытия темы подчеркивалось, что именно в период вышеописанных событий афроамериканцы начали впитывать и адаптировать музыку европейцев «на свой лад», в результате чего произошёл синтез двух традиций, приведший к образованию нового музыкального направления в истории культуры.

В заключение первого лекционного урока обучающиеся-гитаристы также узнали, что ареал европейских колоний охватывал не только Северную Америку, но и Латинскую, поэтому афроамериканская музыка делится на два направления: афроамериканскую музыку Северной Америки и афроамериканскую музыку Латинской Америки. Вопросы к контрольному уроку: 1. Как и кем были открыты земли нового света? 2. Чьи колонии стали возникать на новой земле? 3. Откуда привозили рабочую силу? 4. В каких условиях жили африканцы на Новом свете, и к чему это привело? 5. Расскажите, что Вы знаете об афроамериканской музыке? 6. На какие два направления подразделяется афроамериканская музыка? Тема 2. Афроамериканская музыка Северной Америки: композиторы и исполнители.

На втором лекционном занятии рассматривались жанры и стили афроамериканской музыки. При этом главной задачей было стремление изложить информацию таким образом, чтобы у обучающихся сформировался чёткий структурированный образ о жанрах афроамериканской музыки, изложенных в хронологическом порядке.

Прежде всего, было подчеркнуто, что музыкальные традиции негроидных народностей Африки внесли бесценный вклад в музыку Нового света, а такие жанры, как спиричуэл, блюз и регтайм оказали неоценимое влияние на многие современные музыкальные течения.

Первый жанр, с которого началось знакомство с афроамериканской музыкой, - духовная песня негров - спиричуэл. Спиричуэл представляет собой сплав структурных элементов пуританского гимна, англо-кельтской баллады в переложении на африканскую манеру исполнения. Возникновение спиричуэла в 60-70-х годах Х1Х-го столетия было связано с обращением негров в христианскую религию, так как именно в религии «белых» афроамериканцы видели перспективу освобождения от рабства. Был выделен характерный для данного жанра мелодизм, в котором используется пентатоника, шестиступенный лад и частые колебания между мажорной и минорной терциями. К стилистическим особенностям спиричуэла относились противопоставление запева солиста с припевом в исполнении хора, использование отклонений от главной мелодии, приёмы глиссандо и вибрато, частое применение ангемитонного звукоряда и синкоп, использование шаутов (интонированных выкриков), респонсорных перекличек и т.д. Особое внимание было уделено тому, что впоследствии из данного жанра произошли блюз и джаз.

Диагностический инструментарий исследования

Обучащиеся узнали, что своё название приём получил от английского слова hammer – молоток. Принцип его исполнения заключается в ударе кончиком какого-либо пальца левой руки по струне, в результате чего извлекаются звуки без помощи правой руки. Делать это нужно, соблюдая определённые правила. Во-первых, удар пальца по струне должен происходить с размаху, но действует не рука, а только сам палец. При этом он ударяет по струне не сильно, а резко – тем же местом, что и при обычной технике игры.

Положение кисти левой руки во время игры легато hammer on мало чем отличается от стандартного положения, но пальцы приземляются на нужные лады, подобно маленьким молоточкам. В нотном тексте приём обозначается английской буквой h. По сути, изучаемый приём ничем не отличается от восходящего легато, однако в блюзовых нотах он обозначается по-особому, что может вызвать недоумение у незнающих его гитаристов. В нотной записи это выглядит следующим образом: Pull off

Другая разновидность легато – срыв струны пальцами левой руки, – называется pull off. В отличие от приёма hammer on, где звукоизвлечение происходит за счёт ударов по струнам пальцами левой руки, pull off – это результат срывов струны пальцами. При умелом сочетании этих двух приемов получаются довольно интересное зрелище (например, звукоизвлечение левой рукой без участия правой). Срывы и ударные легато имеют более широкую сферу применения, чем только скоростные пассажи; практически ни одно соло не обходится без них. В нотном тексте этот способ обозначается английской буквой p. Slide В рамках практического освоения исполнительских традиций афроамериканской музыки Северной Америки обучающиеся-гитаристы также познакомились с приёмом slide (слайд), который в переводе с английского означает «скольжение»: исполняется он посредством скольжения пальца левой руки вдоль по прижатой струне. Данный приём используется практически на всех струнных инструментах. В нотации классических произведений он имеет известное всем название «глиссандо». С помощью слайда гитарист переходит от одной ноты к другой, а также смещает позиции. При этом получается характерный хроматический звук. В нотном тексте обозначается прямой линией, ведущей к ноте, и сочетанием английских букв si (но в некоторых случаях прямая линия не ставится). Также обучающимся было напомнено о существовании похожего приёма, который называется «скольжение» и представляет собой тянущуюся линию от одной ноты к другой, и что отличительной чертой скольжения является отсутствие сочетания английских букв si. Bend Следующий специфический приём, который осваивали обучающиеся на занятиях, носит название бэнд. Отметим, что этот приём позволяет придать ноте звуковысотную неустойчивость, и при прослушивании бендов возникает ощущение качания ноты. Также посредством бенда можно сыграть две ноты таким образом, чтобы одна нота плавно перетекала в другую.

Существует несколько способов его исполнения, однако все бэнды основаны на одном движении пальцев левой руки, которое называется «подтяжка». Есть две разновидности бендов: восходящий бенд, который осуществляется он за счёт смещения (подтягивания) струны пальцем левой руки вверх. Отметим, что при таком смещении происходит натяжение струны, отчего звук меняет свою высоту; нисходящий бэнд реализуется в процессе предварительного подтягивания струны с последующим смещением струны вниз. Нередко встречаются смешанные бэнды, которые создают изменение высоты звука на более продолжительное время. В нотном тексте бенд обозначается английской буквой b либо 1\

Апробация методики формирования готовности обучающихся гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки

Проблема формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки является одной из актуальных в музыкально-педагогической практике. Исполнительские традиции афроамериканской музыки обладают высоким педагогическим потенциалом, так как их освоение способствует формированию мотивации обучающихся к занятиям на гитаре, развитию музыкальности, чувства ритма и импровизационной техники.

Исполнительские традиции – это комплекс передаваемых из поколения в поколение исполнительских художественно-технических приёмов и выразительных средств, отражающих музыкальные предпочтения определённой исторической эпохи.

Правила исполнения, включающие определенную постановку рук и посадку гитариста, а также особые приемы звукоизвлечения, штрихи, артикуляцию, акценты и прочие нюансы (часто не поддающиеся нотации) наиболее полно передают образно-эмоциональное содержание исполняемых произведений афроамериканской музыки – самобытной и выразительной.

Афроамериканская музыка имеет большое разнообразие жанров и направлений, которые вызывают интерес у детей, способствуя развитию мотивации к занятиям на гитаре, и, как показывает практика, значительно расширяют их музыкальный и исполнительский кругозор. Афроамериканская музыка условно делится на два направления: музыкальные жанры Северной Америки (спиричуэл, блюз и регтайм, а впоследствии джаз, свинг, бибоп) и жанры Латинской Америки (самба, босса-нова, румба). Все направления отличаются наличием сложной структурной организации, поскольку импровизационны по своей природе (что важно для развития творческого потенциала обучающихся-гитаристов); многослойной ритмической фактурой – вплоть до полиритмии (поэтому являются хорошим материалом для развития чувства ритма); формообразование строится по принципу поэтической строфы, либо «вопрос-ответной» структуры, так как присутствует сплав вокального, инструментального, танцевального начал (междисциплинарный контекст в обучении). Ознакомление обучающихся-гитаристов с историей возникновения и развития жанров афроамериканской музыки способствует наиболее глубокому пониманию её эмоционального содержания и овладению ее специфическими приемами.

Теоретическая модель формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки базируется на культурологическом и аксиологическом подходах и представляет собой интегративное единство цели, задач, принципов, подходов, содержания, методов обучения и педагогических условий. В основе педагогической модели заложены ведущие дидактические принципы, необходимые для современного музыкального воспитания подростков в системе дополнительного образования: принцип поликультурности; принцип диалогичности, принцип деятельностного освоения музыкального искусства; принцип целостности; принцип доступности.

Разработка теоретико-методологических основ формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки позволила определить педагогические условия, необходимые для эффективного освоения музыки изучаемого направления культуры: знание преподавателем психофизиологических особенностей подростков; развитие у обучающихся мотивации к занятиям на классической гитаре и освоению жанров афроамериканской музыки; овладение обучающимися-гитаристами принципами элементарной импровизации; использование аутентичной стихотворной формы блюза для постижения некоторых жанров афроамериканской музыки.

Диагностический инструментарий, разработанный в рамках диссертационного исследования, позволяет фиксировать уровень готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки и включает в себя классификацию данных уровней, параметры, показатели, критерии оценки, опросники и систему заданий.

Методика освоения обучающимися-гитаристами исполнительских традиций афроамериканской музыки включает понимание специфики ее жанров и особенностей исполнительских приемов; состоит из упражнений, формирующих виды особого звукоизвлечения (hammer on, pull of, slide, bend, блюзовый бой) наряду со звукодвигательными навыками (совмещение вокального текста и собственного аккомпанемента), способствуя развитию импровизационной техники; развивает музыкальный кругозор обучающихся за счет освоения многозначного комплекса выразительных средств: полиритмической фактуры, метрической свободы, вокальных и танцевальных компонентов, импровизационной структуры.

Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, позволяют говорить об эффективности разработанной теоретической модели формирования готовности обучающихся-гитаристов к освоению исполнительских традиций афроамериканской музыки в системе дополнительного образования детей и авторской методики.

Предложенная концепция позволяет восполнить пробел дефицита разностороннего репертуара ДМШ для подрастающих музыкантов-исполнителей, а также недостающих методов овладения специфическими особенностями музыкальных жанров иных культур, что обеспечивает полноценный развивающий образовательный процесс. Таким образом, проведённое исследование полностью подтвердило гипотезу и положения, выдвинутые на защиту.