Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности студентов педагогическох вузов к культурно-образовательной деятельности при обучении иностранному языку Мурзич Александра Николаевна

Формирование готовности студентов педагогическох вузов к культурно-образовательной деятельности при обучении иностранному языку
<
Формирование готовности студентов педагогическох вузов к культурно-образовательной деятельности при обучении иностранному языку Формирование готовности студентов педагогическох вузов к культурно-образовательной деятельности при обучении иностранному языку Формирование готовности студентов педагогическох вузов к культурно-образовательной деятельности при обучении иностранному языку Формирование готовности студентов педагогическох вузов к культурно-образовательной деятельности при обучении иностранному языку Формирование готовности студентов педагогическох вузов к культурно-образовательной деятельности при обучении иностранному языку Формирование готовности студентов педагогическох вузов к культурно-образовательной деятельности при обучении иностранному языку Формирование готовности студентов педагогическох вузов к культурно-образовательной деятельности при обучении иностранному языку Формирование готовности студентов педагогическох вузов к культурно-образовательной деятельности при обучении иностранному языку Формирование готовности студентов педагогическох вузов к культурно-образовательной деятельности при обучении иностранному языку Формирование готовности студентов педагогическох вузов к культурно-образовательной деятельности при обучении иностранному языку Формирование готовности студентов педагогическох вузов к культурно-образовательной деятельности при обучении иностранному языку Формирование готовности студентов педагогическох вузов к культурно-образовательной деятельности при обучении иностранному языку
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мурзич Александра Николаевна. Формирование готовности студентов педагогическох вузов к культурно-образовательной деятельности при обучении иностранному языку: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Мурзич Александра Николаевна;[Место защиты: Уральский государственный педагогический университет].- Екатеринбург, 2015.- 170 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования готовности будущего учителя иностранного языка к культурно-образовательной деятельности .15

1.1 Культурно-образовательная деятельность и ее место в профессиональной подготовке учителя иностранного языка 15

1.2 Культурно-образовательная компетенция студентов педагогического (языкового) ВУЗа 35

1.3 Организационная модель подготовки студентов языкового ВУЗа к осуществлению культурно-просветительской деятельности 54 Выводы по первой главе .72

Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию готовности студентов педагогического ВУЗа к культурно-образовательной деятельности на уроках иностранного языка .78

2.1 Анализ исходного уровня сформированное готовности студентов педагогического (языкового) ВУЗа к культурно-образовательной деятельности 78

2.2 Культурно-образовательный компонент как средство формирования готовности студентов педагогического (языкового) ВУЗа к культурно-образовательной деятельности .90

2.3 Опытная проверка эффективности культурно-образовательного компонента в подготовке студентов педагогического (языкового) ВУЗа к культурно-образовательной деятельности 108

Выводы по второй главе .122

Заключение .125

Библиографический список 130

Культурно-образовательная деятельность и ее место в профессиональной подготовке учителя иностранного языка

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «050100 -Педагогическое образование» сказано, что бакалавр по данному направлению готовится к таким видам профессиональной деятельности как педагогическая, культурно-просветительская и научно-исследовательская [ФГОС ВПО: 2011, 3]. В учебном пособии Н.Н.Никитиной и Н.В.Кислинской «Введение в педагогическую деятельность: теория и практика» сказано, что культурно-просветительская деятельность педагога непосредственно включена в преподавательскую и воспитательную деятельность учителя и заключается в приобщении учащихся к культуре: в ознакомлении их с достижениями в различных сферах культуры общества, в развитии их культурных интересов и потребностей [Никитина, Кислинская: 2004, 25]. Однако четкого определения данному виду деятельности авторы не предлагают. А.Р.Зайнагов в диссертационном исследовании на тему «Формирование у студентов библиотечных колледжей готовности к просветительской деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей в семье» также использует понятия «просветительская деятельность» и «культурно-просветительская деятельность», не раскрывая их. Энциклопедические словари по культурологии и педагогике также не дают определения культурно-просветительской деятельности. Основы законодательства Российской Федерации о культуре определяют культурную деятельность как «деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей» [Основы законодательства: 1992, 4]. Более узкого определения культурно-просветительской деятельности в Законе не найдено. Тем не менее, оно необходимо для того, чтобы с научной и практической точек зрения говорить о месте, которое данный вид деятельности занимает в профессиональной подготовке учителя иностранного языка.

Существует определение культурно-просветительной работы, оставшееся «в наследство» с советских времен: «Культурно-просветительная работа в СССР, система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъему их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга. ...К.-п. р. в СССР имеет следующие основные направления: формирование коммунистического мировоззрения, трудовое воспитание, нравственное воспитание, атеистическое воспитание, научно-техническая пропаганда и распространение экономических знаний, эстетическое воспитание, физическое воспитание, организация художественной самодеятельности, отдыха и развлечений» [БСЭ: 2002]. Культурно-просветительная работа в СССР была нацелена на формирование личности гармонично развитой и общественно активной, сочетающей в себе высокие духовные качества и физическое совершенство; а также на то, чтобы сделать граждан образованными и воспитанными [Стрельцов: 1988, 22]. Приведенное выше определение в своем первоначальном виде не отвечает современным реалиям, однако при исключении из него идеологического компонента, вполне может использоваться и сегодня. Что касается цели, то она остается актуальной и в наши дни. Однако все сказанное в большей степени применимо к культурно-просветительной работе (культурно-просветительской деятельности) государства в целом или, по меньшей мере, отдельно взятого государственного института. Если же говорить о деятельности подобного рода, проводимой конкретным человеком, в нашем случае - учителем иностранного языка, то требуется более узкое определение. Как следует из самого термина «культурно-просветительская деятельность», данный вид деятельности связан с культурой и просвещением. Рассмотрим эти два понятия.

Понятие просвещения лаконично представлено в «Большом Энциклопедическом словаре»: «Просвещение - 1) распространение знаний, образования, 2) система общеобразовательных учреждений в стране...» [БЭС: 1998, 968]. Расширенный вариант первого толкования из «Большого Энциклопедического словаря» можно найти в педагогической энциклопедии («Педагогика: большая современная энциклопедия»), которая определяет просвещение как разновидность образовательной деятельности, рассчитанную на большую, обычно не расчлененную на устойчивые учебные группы, официально не зарегистрированную и неоформленную аудиторию. Основная задача - это широкое распространение знаний и иных достижений культуры, способствующих правильному пониманию жизни в целом или отдельных ее сторон, а также пропаганда и внедрение в сознание людей тех или иных идей в целях привлечения и участия в их воплощении. Названная задача выполняется через лекции, беседы, диспуты, проповеди, разного рода популярные издания, выступление в средствах массовой информации [Рапацевич: 2005, 477-478]. Как видно, данное определение не совсем подходит к деятельности учителя, который имеет дело с устойчивыми учебными группами и применяет несколько иные формы работы. Однако просвещение тесно связывается с образованием, в частности культурологами: у Ю.В.Рождественского просвещение - «образованность общества» [Рождественский: 1996, 208]. У А.Я.Флиера просвещение названо одной из задач образования, заключающейся в усвоении учащимися общих научных знаний о природе, человеке, обществе, основных языках и кодах социальной коммуникации, обобщенного исторического социального опыта [Флиер: 2000, 220].

С педагогической точки зрения образование и просвещение также исторически связаны. Российская педагогическая мысль второй половины XIX века (К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов) видела миссию учителя в формировании духовно-творческой атмосферы учебного заведения, служении образцом для учеников, исходя из принципов гуманизма, и идей всестороннего и гармоничного развития личности [Ушинский: 1950], [Пирогов: 1985]. В начале XX века ведущие педагогические концепции проникнуты идеей о неразрывной связи образования и культуры. Культурная преемственность должна обеспечиваться научно организованной системой воспитания, и школа является органом такой преемственности. П.Ф.Каптерев называет педагогический процесс культурной деятельностью, а школу -самым главным источником просвещения. Это предъявляет новые требования к педагогу, который должен обладать научной подготовкой, широким кругозором и общей культурой [Каптерев: 1913]. О культурно-просветительной работе в СССР было сказано выше (стр. 14 диссертации). Задачи школы в данный период заключались как раз в воспитании гармонично развитой и общественно активной личности, хотя в советское время просвещение вышло за пределы образовательных учреждений, и культурно-просветительская деятельность в широком смысле понималась как любая деятельность, способствующая культурному воспитанию человека.

В настоящее время культурно-просветительская составляющая деятельности учителя трактуется, в частности, как знакомство родителей учеников с различными отраслями педагогики и психологии, а самих учеников - с основами самовоспитания. Учитель разъясняет новейшие достижения психолого-педагогических исследований и формирует потребность в их применении как у родителей, так и у детей [Мезинов: 2005, 29]. Однако в данном исследовании мы рассматриваем деятельность учителя, а конкретно - учителя иностранного языка, в другом аспекте, также связанном с культурой, культурной преемственностью и воспитанием всесторонне развитой личности. Мы говорим о возможности использовать потенциал урока иностранного языка не только для знакомства учащихся с культурными особенностями страны изучаемого языка, но и для обращения их пристального внимания на родную культуру, фокусируясь как на «культуре» с маленькой буквы, так и на «Культуре» в глобальном смысле этого слова, культурно-историческом наследии обеих стран. Исходя из сказанного и учитывая приведенную трактовку культурно-просветительской деятельности, применительно к учителю иностранного языка рассматриваемую нами деятельность правильнее назвать культурно-образовательной.

Перейдем теперь к рассмотрению понятия «культура». Однозначного определения ему не существует. В отечественной и зарубежной литературе можно насчитать сотни определений культуры. Такое многообразие появилось, потому что культура так же многоаспектна и многогранна, как и само человеческое бытие. К тому же помимо культурологов культуру изучают философы, историки, социологи, и каждый подходит к ней с позиции своей науки, со своими методами и способами [Гуревич: 2003, 32].

В философии культура рассматривается как «вторая природа», надстроенная человеком над естественной природой [Фролов: 2004]. Такая трактовка восходит еще к античной Греции. С философской точки зрения определяет культуру В.И.Полищук как вид бытия, создаваемого его субъектом, как способ, которым данный субъект - человек - обнаруживает себя в истории [Полищук: 2012].

Культурно-образовательная компетенция студентов педагогического (языкового) ВУЗа

Таким образом, формирование культурно-образовательной компетенции учителя иностранного языка подразумевает: - приобретение знаний: системы родного и иностранного языков; родного и иностранного языков как явлений, отражающих мировоззрение людей, представляющих данные культуры; фактов, относящихся к различным сферам родной и иноязычной культур (истории, обществу, политике, экономике, литературе, искусству и т.д.); особенностей общения (установленные нормы и правила, этикет, образцы поведения) в родной и иноязычной культурах; средств распространения культурных ценностей и способов их применения; источников материала культуроведческого характера; - формирование навыков: лексических, орфографических, грамматических, фонетических (относящиеся к родному и иностранному языкам); навыков работы с ТСО; - овладение умениями: речевыми (аудирование, говорение, чтение, письмо); учебными: интеллектуальными и организационными (умение классифицировать, анализировать, систематизировать, предвосхищать, работать с различными источниками для получения новой информации); компенсационными (умение пользоваться языковой догадкой, использовать в речи парафраз, синонимы); общими переводческими умениями; умением переводить безыквивалентную лексику; работать с источниками культуроведческой информации; умением устной презентации культуроведческого материала; умением передавать сведения о родной культуре средствами изучаемого языка; применять средства распространения культурных ценностей родной страны и страны изучаемого языка на уроке ИЯ; выбирать наиболее адекватные средства распространения культурных ценностей в зависимости от задачи урока; реализовывать возрастные особенности учащихся при знакомстве их с родной и зарубежной культурой; выбирать аспекты культуры, прелагаемые для изучения, с учётом интересов учащихся; разрабатывать задания для учащихся на основе культуроведческой информации; - формирование качеств личности: мотивации к осуществлению культурно-образовательной деятельности; готовности к осуществлению культурно-образовательной деятельности; мотивации к более глубокому изучению родной и иноязычной культур; толерантности как принятие изучаемой культуры и чувство уважения к ней; чувства глубокого уважения к родной культуре, патриотизма.

Формирование культурно-образовательной компетенции, как и любой другой, должно происходить поэтапно, так чтобы каждый этап соотносился с определенным уровнем сформированное данной компетенции у учащихся.

Все начинается с получения знаний о системе языков, фактах культур и установленных нормах общения; с формирования лексических, орфографических, фонетических, грамматических навыков; с формирования речевых, учебных, компенсационных, общих переводческих умений. Однако поскольку речь идет о студентах языкового ВУЗа, то правильнее будет говорить о дальнейшем формировании или совершенствовании упомянутых навыков и умений, иными словами - о совершенствовании коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и дискурсивная компетенции). Это составит базовый этап формирования культурно-образовательной компетенции.

На пороговом этапе, помимо общих переводческих умений, следует уделять особое внимание переводу (или, точнее, способности донести смысл) безыквивалентной лексики, как с иностранного на русский язык, так и с русского на иностранный. Это необходимо для развития умения передавать сведения о явлениях родной культуры (особенно «безыквивалентных») средствами иностранного языка и умения воспринимать и передавать такого же рода информацию, касающуюся иноязычной культуры. На этом этапе студенты знакомятся со средствами распространения культурных ценностей и способами их применения, а также знакомятся с источниками информации культуроведческого характера и учатся с ними работать. Совершенствование навыков работы с техническими средствами обучения и умения устной презентации материала культуроведческого характера также происходит на данном этапе.

Профессиональный этап включает в себя формирование умений, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью будущих учителей иностранного языка. Сюда относятся: умение применять средства распространения культурных ценностей родной страны и страны изучаемого языка на уроке ИЯ; умение выбирать данные средства с учетом задач урока, возрастных особенностей и интересов учащихся; умение разрабатывать задания для учащихся на основе культуроведческой информации.

На протяжении всех трех этапов студенты все глубже узнают родную и иностранную культуру и языки, поэтому познание родного и иностранного языков как явлений, отражающих мировоззрение людей, а также изучение фактов, относящихся к различным сферам родной и иноязычной культур нельзя строго привязать только к одному этапу формирования культурно-образовательной компетенции. Данный процесс непрерывен, он продолжится и после того, как выпускники приступят к своей профессиональной деятельности, поскольку область знаний, определенная как «культура» поистине безгранична и явления культуры имеют множественную трактовку. Также на протяжении всех этапов в процессе накопления необходимых знаний, развития требуемых умений и навыков происходит формирование тех качеств личности, без которых эффективное осуществление учителем иностранного языка культурно-образовательной деятельности было бы невозможно: чувство патриотизма наряду с принятием иной культуры, мотивация к дальнейшему изучению, анализу и сравнению обеих культур, желание делиться своими знаниями с учениками и воспитывать в них любовь к своей культуре и уважение к иноязычной, то есть мотивация и готовность к осуществлению культурно-образовательной деятельности.

Таким образом, в процессе формирования культурно-образовательной компетенции студентов языкового ВУЗа каждый этап становится основой для следующего, знания, умения и навыки, приобретенные и сформированные на предыдущем этапе, служат базой для знаний, умений и навыков, формируемых или совершенствуемых на последующих. И все вместе они способствуют формированию у учащихся необходимых личностных качеств. Графически данный процесс представлен на рис. 1.

Знания, входящие в состав любой компетенции, несомненно, важны и необходимы, однако они являются лишь опорой для формируемых на их базе навыков и умений. К тому же законы психологии таковы, что знания формируются в человеческой голове не прежде, а в процессе их применения к практике, к делу и благодаря такому применению [Бадмаев: 1998, 12-13], т.е. в процессе осуществления определенной деятельности.

Культурно-образовательный компонент как средство формирования готовности студентов педагогического (языкового) ВУЗа к культурно-образовательной деятельности

Для того чтобы подготовка студентов к осуществлению культурно образовательной деятельности была эффективной, необходимо сделать данный процесс постоянным и непрерывным, проходящим через все четыре года обучения в университете, необходимо интегрировать подготовку к культурно-образовательной деятельности в процесс общей профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка. И.В.Ильин, изучая подготовку студентов педагогического ВУЗа к реализации принципа политехнизма при обучении физике, предлагает ее реализацию в рамках: 1) учебной дисциплины «Методика обучения физике», 2) самостоятельной работы студентов по данной дисциплине с выполнением специальных заданий; 3) курса по выбору, 4) курсовых и выпускных квалификационных работ, 5) индивидуальных и коллективных исследовательских проектов методической направленности, 6) профессионального самообразования [Ильин: 2013, 17]. Рассмотрим, насколько данные способы возможны при подготовке будущих учителей иностранного языка к культурно-образовательной деятельности.

На занятиях по устной речи на иностранном языке всегда освещаются различные аспекты иноязычной культуры, поскольку, как уже неоднократно отмечалось, изучение одного без другого невозможно. В некоторых случаях студенты в беседах и обсуждениях затрагивают и родную культуру, сравнивая, проводя параллели, отыскивая сходства и различия или просто делясь собственным опытом. Этот процесс можно сделать более целенаправленным, включив в программу занятий задания, напрямую ориентированные на изучение культурных аспектов обеих стран.

Комплекс подобных заданий может быть рассчитан только на выполнение в ходе аудиторных занятий или только на самостоятельную работу студентов, а также на обе формы работы параллельно, когда часть упражнений студенты выполняют на занятиях, а часть получают в виде домашнего задания.

Также для самостоятельной работы студентов может быть предложена разработка проектов, направленных на изучение культуры страны изучаемого языка и родной страны как во взаимосвязи (сходства, различия, исторические связи и т.д.) так и по отдельности.

Если позволяет содержание основной образовательной программы и общая стратегия организации учебного процесса в конкретном ВУЗе, то может быть разработан специализированный курс по выбору, непосредственно направленный на подготовку будущих учителей к культурно-образовательной деятельности. В рамках такого курса студенты смогут более углубленно изучать различные аспекты культуры в ходе аудиторных занятий, а также самостоятельно, в процессе выполнения домашнего задания и подготовки индивидуальных или групповых проектов культуроведческой направленности. Для достижения наилучших результатов программа данного курса должна быть связана с программами по дисциплинам «Практический курс иностранного языка» и «Межкультурная коммуникация» с целью обеспечения интегративности процесса обучения. Однако статус самостоятельного элективного курса и, следовательно, больший временной ресурс позволят рассматривать более широкий спектр вопросов касающихся культуры, а также акцентировать внимание на профессиональной составляющей: не просто изучать культуру, но учиться передавать эти знания своим ученикам.

Безусловно, студенты могут изучать культуру в процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, выбирая соответствующие темы социокультурного и культуроведческого характера. Учитывая методическую направленность данных работ в педагогическом ВУЗе, в процессе разработки и апробации практической части курсовой или выпускной квалификационной работы студенты будут осуществлять культурно-образовательную деятельность.

Помимо того осуществление данной деятельности может происходить во время прохождения студентами производственной практики. С разрешения учителя-предметника они могут включать культуроведческие аспекты в свою работу со школьниками, разрабатывать тематические классные часы, внеклассные мероприятия, готовить с учениками проекты культуроведческой направленности, в том числе для участия в межшкольных, региональных и др. конкурсах.

Еще один способ подготовки к культурно-образовательной деятельности - это самообразование студентов в данной области, для чего, однако, требуется высокая мотивация и осознание студентом необходимости и важности такой подготовки.

Таким образом, подготовка будущих учителей иностранного языка к культурно-образовательной деятельности может осуществляться в рамках:

Первые три практики обучения из вышеприведенного списка логично сочетаются друг с другом, и их внедрение в учебный процесс не вызовет больших сложностей. При включении в рамки дисциплины «Практический курс иностранного языка» упражнений культуроведческого характера, работа с ними окажется гораздо продуктивнее, если часть из них студенты будут выполнять и обсуждать в классе, а часть - самостоятельно в качестве домашнего задания. Отдельным видом домашнего задания станет подготовка студентами проектов культуроведческой направленности, индивидуально или в группах.

Опытная проверка эффективности культурно-образовательного компонента в подготовке студентов педагогического (языкового) ВУЗа к культурно-образовательной деятельности

По мере расширения глобальных процессов в стране и мире все более актуальным становится понимание и принятие иных культур, знание их особенностей и уважительное к ним отношение. Однако еще более важным становится знание собственной культуры, уважение и любовь к своим истокам, воспитание в молодежи чувства патриотизма. В нашем исследовании были рассмотрены проблемы культурного образования с точки зрения учителя иностранного языка, особенность профессии которого делает его транслятором иноязычной культуры и одновременно позволяет расширить представлении учащихся о родной культуре и научить представлять ее в процессе межкультурного общения.

Решая подобные задачи, учитель иностранного языка фактически осуществляет культурно-образовательную деятельность. В ходе анализа состояния проблемы выяснилось, что будущие выпускники не в полной мере осознают сущность данной деятельности, однако признают собственную неподготовленность к ней и необходимость уделять отдельное внимание такой подготовке при обучении в ВУЗе.

Для того чтобы подготовить студентов педагогического (языкового) ВУЗа к культурно-образовательной деятельности, необходимо сформировать особую культурно-образовательную компетенцию. Эффективность подготовки зависит от целенаправленности, планомерности и непрерывности процесса формирования требуемой компетенции, который должен продолжаться на протяжении всех четырех лет обучения в ВУЗе. Для организации данного процесса требуется четко структурированная модель, включающая в себя этапы формирования культурно-образовательной компетенции и рассчитанная на весь период обучения студентов по программе бакалавриата. Также необходим дополнительный культурно-образовательный компонент, позволяющий включить подготовку к культурно-образовательной деятельности в рамки дисциплины

«Практический курс иностранного языка», связав, таким образом, тематическое наполнение предлагаемой студентам культуроведческой информации и занятий по устной речи.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Культурно-образовательная деятельность учителя иностранного языка, определяемая как совокупность педагогических действий учителя иностранного языка, направленных на распространение культурных ценностей (социальных, исторических и художественных) двух стран родной и изучаемого языка, а также на включение данных ценностей в структуру личности учащихся, не ограничивается организацией внеклассных мероприятий. Она входит в профессиональную деятельность учителя иностранного языка и может осуществляться на / вне урока, на родном и иностранном языках.

2. Готовность к культурно-образовательной деятельности, как качество личности, входит в структуру культурно-образовательной компетенции, формирование которой проходит в три этапа: базовый, пороговый и профессиональный. Готовность к культурно-образовательной деятельности измеряется по четырем показателям: мотивационно-ценностному, когнитивному, деятельностному и оценочному.

3. В разработанной методической типологии представлены следующие варианты средств распространения культурных ценностей, используемых и осваиваемых студентами в ходе подготовки к осуществлению культурно-образовательной деятельности: по способу коммуникации (общение со зрителем/слушателем/читателем) - «прямые» и «косвенные»; по характеру цели (наличие/отсутствие прямой цели научить и/или научиться) -«обучающие» и «мотивирующие»; по педагогическому воздействию (соотношение с основными целями обучения иностранному языку) -«образовательные», «воспитывающие», «развивающие» и «практико 127 ориентированные»; по форме организации учебной деятельности -«академические» и «внеклассные».

4. Организационная модель подготовки студентов к осуществлению культурно-образовательной деятельности соответствует структуре деятельности и базируется на комплексе принципов («погружения» в культуру, профессиональной ориентации, билингвальности, учета региональных особенностей, объективности, культурно-образовательной активности). Последовательность подготовки в данной модели соотносится с этапами формирования культурно-образовательной компетенции - базовым, пороговым и профессиональным; содержание деятельности на каждом этапе находит отражение в трех блоках - вводно-мотивапионном, операционально-познавательном, контрольно-оценочном; контрольно-оценочный блок, представленный на определенном этапе развития компетенции, одновременно является вводно-мотивапионным для последующего этапа.

5. Дополнительный культурно-образовательный компонент в рамках дисциплины «Практический курс иностранного языка», состоящий из трех блоков: аудиторного, внеаудиторного и проектного, является эффективным способом подготовки студентов педагогического (языкового) ВУЗа к культурно-образовательной деятельности при условии его планомерного внедрения в учебный процесс согласно организационной модели и соблюдении вышеперечисленных принципов.

6. Результаты опытно-поисковой работы подтвердили эффективность организационной модели подготовки студентов к осуществлению культурно-образовательной деятельности и разработанного на ее основе дополнительного культурно-образовательного компонента, реализуемого в рамках дисциплины «Практический курс иностранного языка».

В ходе опытной проверки культурно-образовательного компонента мы испытали ряд трудностей, связанных с неприятием студентами отдельных аспектов предлагаемой им деятельности: