Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Волкова Татьяна Вячеславовна

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
<
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Волкова Татьяна Вячеславовна. ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Волкова Татьяна Вячеславовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет], 2017

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования художественной культуры младших школьников 13-48

1.1. Философские, и психолого-педагогические воззрения на феномен художественной культуры 13-29

1.2. Значение изобразительного творчества детей младшего школьного возраста в формировании художественной культуры 30-40

1.3. Методика формирования художественной культуры учащихся начальных классов в процессе освоения изобразительного искусства 41-49

Выводы по первой главе 50-51

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование эффективности формированию художественной культуры учащихся в процессе изучения изобразительного искусства 52-122

2.1. Виды изобразительной деятельности как средство формирования художественной культуры учащихся начальных классов .52-65

2.2. Факторы, оказывающие влияние на эффективность формирования художественной культуры учащихся в процессе освоения изобразительной грамоты 66-73

2.3. Результаты изобразительной деятельности учащихся начальных классов, направленной на формирование художественной культуры 74-113

2.4. Методические рекомендации по формированию художественной культуры учащихся младшего школьного возраста 114-122

Выводы по второй главе .123

Заключение .124-126

Список литературы .

Введение к работе

Актуальность исследования. Введение Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего

образования в образовательный процесс, позволяет по иному взглянуть на возможности уроков изобразительного искусства. Важнейшим результатом изучения изобразительного искусства в школе является сформированность основ художественной культуры учащихся, в том числе на материале культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.

Глобальные общественно-политические процессы и социально-
экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации,
интеграция в мировое образовательное пространство выдвинули новые
требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения, в том
числе к образовательной области «Искусство» в школе. Младший школьный
возраст считается важнейшим этапом обучения, воспитания и развития.
Занятия изобразительным искусством должны быть направлены не только на
овладение учащимися практическими умениями и навыками художественно-
творческой деятельности, а и на формирование основ художественной
культуры учащихся, умение анализировать и оценивать произведения
искусства, понимание красоты как ценности. В настоящее время, к
сожалению, размыты нравственные и культурные ориентиры,

подрастающему поколению прививают бездуховность, агрессивность.

В связи с этим проблема формирования художественной культуры учащихся начальных классов приобретает особую актуальность, поскольку она необходима для полноценного художественного развития личности.

В современных научных исследованиях проблема художественной культуры личности рассматривается в различных аспектах. Феномен культуры исследовался в трудах таких авторов, как: М.М. Бахтин, Г.Д. Гачев, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Л.Н. Столович и др. Проблема культуры личности исследовалась Б.Г. Ананьевым, В.Д. Шадриковым, и др.

В трудах европейских философов: Платон, Демокрит, Аристотель, Гегель, Кант, Ж.Ж. Руссо; отечественных философов: Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, П.А. Флоренский и др.

Общетеоретические аспекты формирования художественной культуры личности отражены в трудах И.А. Ильина, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, В.С. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Научно-методическая составляющая художественно-эстетического образования содержится в работах Г.В. Беды, В.С. Кузина, З.Н. Новлянская, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова и др., а также в современных научных исследованиях С.А. Аманжолова, Л.А. Буровкиной, С.Е. Игнатьева, С.П. Ломова, В.В. Корешкова, А.А. Мелик-Пашаева, А.А. Прищепы, С.П. Рощина, Н.М. Сокольниковой, Н.К. Шабанова, Т.Я. Шпикаловой и др.

В научных исследованиях А.В. Бакушинского, В.П. Большакова, Л.А. Буровкиной, Н.Н. Волкова, С.Е. Игнатьева, С.Н. Иконниковой, В.С. Кузина, В.А. Сластенина, Д.Н. Узнадзе, А.С. Хворостова, Ю.У. Фохт-Бабушкина, изобразительное искусство рассматривается как одна из форм приобщения детей к мировой и национальной культуре, как средство эстетического воспитания и художественного образования.

Особое место в настоящем исследовании занимает психолого-педагогический аспект (Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.). Этот аспект позволяет раскрыть сущность теории развивающего обучения, без которой невозможно полноценное преподавание изобразительного искусства в младших классах.

Проведенный анализ диссертационных исследований, посвященных формированию художественной культуры, на материале древнерусского искусства (В.А. Мальцева), при изучении декоративно-прикладного искусства (В.С. Бадаев, Л.А. Буровкина), посредством творчества региональных художников (М.Г. Камбулатов), показал необходимость включения учащихся в художественную деятельность на учебном занятии.

Поэтому, вопросы развития художественно-творческих способностей,
создания педагогических условий, способствующих формированию

художественной культуры учащихся начальных классов в системе начального общего образования, являются актуальными.

Анализ исследований в различных областях научных знаний и
изучение практической деятельности учителей начальных классов не дают
достаточных оснований для решения задач по формированию

художественной культуры учащихся начальных классов и позволяют констатировать ряд объективно сложившихся противоречий между:

- социальной значимостью художественной культуры личности и
недостаточным научно-теоретическим обоснованием путей ее
формирования;

- значительным художественно-эстетическим потенциалом
изобразительного искусства как общеобразовательного предмета в
формировании художественной культуры учащихся начальных классов и
недостаточно эффективным использованием его в системе общего
образования;

- необходимостью формирования художественной культуры у
учащихся начальных классов и недостаточной разработанностью содержания
и методики обучения изобразительному искусству в начальных классах.

Указанные противоречия позволили выделить проблему

исследования: каковы педагогические условия формирования

художественной культуры учащихся начальных классов в процессе освоения изобразительной грамоты? Важность научно-теоретического обоснования и

практического решения обозначенной проблемы определили выбор темы
диссертационного исследования: «Формирование художественной

культуры учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства».

Объектом исследования является художественно-творческая

деятельность учащихся начальных классов на занятиях изобразительного искусства, направленная на формирование художественной культуры.

Предмет исследования – процесс формирования художественной
культуры учащихся начальных классов средствами изобразительного

искусства.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать методическую систему формирования художественной культуры учащихся начальных классов в процессе занятий изобразительным искусством.

Гипотеза исследования: формирование художественной культуры учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства будет наиболее эффективным, если:

- будет использована методическая система, направленная на
формирование художественной культуры учащихся;

созданы педагогические условия формирования художественной культуры;

учитывать особенности формирования художественной культуры учащихся начальных классов;

использовать интегративные связи изобразительного искусства с другими предметами эстетического цикла (литература, музыка, технология, окружающий мир и т. д.).

Задачи исследования:

  1. Раскрыть дефиницию понятия «Художественной культуры».

  2. Определить оптимальные психолого-педагогические условия формирования художественной культуры младших школьников.

  3. Выявить показатели и критерии сформированности художественной культуры учащихся в процессе изучения изобразительного искусства.

  4. Разработать и внедрить методическую систему формирования художественной культуры учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства;

5. Экспериментально проверить эффективность предложенной
методики обучения изобразительного искусства, направленной на

формирование художественной культуры.

Теоретико-методологическая основа исследования.

- исследования в области теории и методики обучения изобразительного
искусства и эстетического воспитания (А.Д. Алехин, С.А. Аманжолов,

Р.Ч. Барциц, Л.А. Буровкина, С.Е. Игнатьев, В.В. Корешков,

В.С. Кузин, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, А.А. Прищепа, Н.Н. Ростовцев,
С.П. Рощин, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов и др.);

- деятельностный подход в формировании личности ребе (Л.С. Выготский,
П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
П.М. Якобсон и др.);

- воззрения на феномен художественной культуры (В.С. Бадаев,
В.П. Большаков, С.Н. Иконникова, М.Г. Камбулатов, Е.Ю. Ежова,
М.С. Каган, В.А. Мальцева, Л.А. Рапацкая и др.);

- труды в области психологии детского творчества (В.Г. Ананьев,
Р. Арнхейм, Б.С. Волков, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, Б.Ф. Ломов,
Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.);

- теоретическое исследование и обоснование роли изобразительной
деятельности в формировании художественной культуры учащихся
(Э.И. Кубышкина, B.C. Кузин, С.П. Ломов, Т.Я. Шпикалова и др.)

Методы исследования: С целью обоснования исходных теоретических предположений, проверки выдвинутой гипотезы и нахождения решения поставленных задач был применен комплекс следующих методов:

- теоретический - анализ философской, психолого-педагогической, методологической, искусствоведческой литературы, отражающей подходы к пониманию и степень изученности проблемы, а также анализ учебных программ по изобразительному искусству в начальной школе;

- эмпирический – педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование,
педагогический эксперимент;

- аналитический – изучение и обобщение методологического опыта обучения
предмета изобразительного искусства в условиях начального общего
образования;

- оценочный - анализ творческих работ учащихся до и после введения
экспериментальной программы, обработка и анализ результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система обучения изобразительному искусству в начальной школе, направленная на формирование художественной культуры учащихся;

определено содержательное поле предмета изобразительного искусства, направленное на эффективное формирование художественной культуры;

выявлены педагогические условия формирования художественной культуры (единство восприятия и творческой деятельности, связь изобразительной деятельности с жизнью, художественное оформление образовательного пространства, учет возрастных особенностей учащихся).

приведены методические рекомендации по формированию художественной культуры младших школьников.

Теоретическая значимость состоит в том, что: уточнена дефиниция понятия «Художественная культуры»; выявлены факторы, оказывающие

влияние на эффективность формирования художественной культуры учащихся;разработана методическая система, дающая теоретические основания для дальнейшего формирования художественной культуры учащихся начальных классов в образовательном процессе, способствующая общехудожественной направленности воспитательного воздействия на личность учащегося, стимулирования его познавательной активности, развития творческих способностей.

Практическая значимость заключается в том, что разработана
методическая система, сохраняющая ценный опыт обучения

изобразительному искусству в школе, направленная на эффективное
формирование художественной культуры учащихся начальных классов.
Материалы исследования могут оказать практическую помощь учителям –
предметникам и учителям начальных классов при изучении

изобразительного искусства в урочной и внеурочной деятельности, а также педагогам дополнительного образования.

Достоверность результатов исследования подтверждается теоретико-
методологической основой исследования, личным участием автора в
разработке и реализации методической системы, направленной на
формирование художественной культуры учащихся начальных классов,
положительными результатами и эффективностью проведенной

педагогической работы.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2010 по 2016 гг. и осуществлялось в три этапа.

На первом, констатирующем этапе (2010-2011 гг.) – проводился обзор
зарубежной и отечественной психолого-педагогической, философской,
искусствоведческой, научно-методической литературы по проблеме

исследования; анализ учебных программ по изобразительному искусству в
системе начального общего образования; обоснование актуальности,
формулирование цели, задач, гипотезы исследования; разработка

критериально-уровневой системы оценки сформированности

художественной культуры в процессе изучения изобразительного искусства в начальной школе; разработка и обоснование методики формирования художественной культуры учащихся на уроках изобразительного искусства.

На втором (формирующем этапе) (2012-2013 гг.) – осуществлялась экспериментальная работа: формирование художественной культуры учащихся на уроках изобразительного искусства в процессе их художественно-творческой деятельности на основе разработанной методики.

На третьем (контрольном этапе) (2014-2016 гг.) – проводились
обобщение результатов исследования, осуществлялась проверка гипотезы в
ходе контрольного эксперимента, уточнялись отдельные стороны

эффективности содержания и методики формирования художественной культуры, анализ и систематизация результатов исследования, оформление текста диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения диссертационной работы докладывались и
обсуждались на круглых столах и научных конференциях различного уровня
(III Международная научно-практическая конференция «Академическая
наука – проблемы и достижения» Москва, 2014 г.; Междисциплинарный
круглый стол «Образовательный туризм: современное состояние и
перспективы развития в городе Москве», г. Москва, 2014 г.; Международная
научно-практическая конференция «Наука, образование, общество:

проблемы и перспективы развития»,г. Тамбов, 2014 г.; Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции в образовании и науке», г. Тамбов, 2014 г.; круглый стол «Образовательный туризм в педагогической деятельности учителей Москвы: опыт, достижения, проблемы и перспективы», г. Москва, 2015 г.; II Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной педагогики и психологии» 2015 г.)., представлены материалами статей, в том числе рекомендованных ВАК РФ.

Материалы внедрены в практику работы с учащимися начальных классов при изучении изобразительного искусства в общеобразовательных школах г. Красногорска (МБОУ СОШ №12, МБОУ НОШ №17, МОУ СОШ п. Снегири)

На защиту выносятся следующие положения:

- определение понятия «Художественная культура»;

- педагогические условия, необходимые формирования художественной
культуры учащихся начальных классов;

- факторы, оказывающие влияние на формирование художественной
культуры;

-содержательное поле предмета изобразительного искусства, направленное на формирование художественной культуры;

- методическая система, направленная на формирование художественной
культуры учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В диссертации приводятся схемы и таблицы, фото творческих работ учащихся, которые наглядно показывают процесс и результаты экспериментальной работы.

Значение изобразительного творчества детей младшего школьного возраста в формировании художественной культуры

Структурно-функциональная модель основывается на теории полифункциональности искусств, благодаря чему, в искусстве происходит слияние видов человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентировочной, преобразовательной, коммуникативной. Аксиологическая модель рассматривает искусство в качестве духовных ценностей, влияющих на формирование мотивов деятельности. «В центре художественной деятельности стоят ценности культуры, смысл человеческого бытия, отражение в искусстве единства мира, духовного понимания жизни, особенностей восприятия всего живого на земле, самосознание». В данной концепции культуры личности ценностью является «есть то, без чего существование этой личности полностью или частично теряет смысл» [53]. В искусстве сосредоточены культурные ценности человечества, именно поэтому так важно сегодня развивать у подрастающего поколения способность понимать искусство.

Информационно-семиотическая модель развития художественной культуры предполагает понимание искусства в качестве знаковой системы, в которой передача информации происходит через художественный образ. Формирование культуры личности в этой концепции соотносится с пониманием личность искусства как знаковой системы.

Социокультурная модель формирования художественной культуры личности средствами искусства определяется потребностью поиска средств закрепления и передачи социального опыта, где искусство играет ключевую роль.

Культурно-историческая модель формирования художественной культуры обуславливается способностью искусства фиксировать изменения в культуре мышления, культуре чувств, культуре общения людей. Наследие мировой культуры формирует образ личности. В процессе развития искусства формируется такой компонент художественной культуры личности, как художественная потребность. Данная модель формирования художественной культуры в личностном контексте предполагает современное развитие на художественных идеях и произведениях пошлых поколений. Деятельностная модель определяется пониманием искусства в качестве художественной деятельности (под которой понимается процесс создания произведения искусства и процесс его восприятия).

Интегрированная модель обусловлена синтетическим, интеративным характером художественно-творческой деятельности. Духовно-деятельностная модель основывается на понимании искусства как духовной жизни общества. Произведения искусства обладают философским, духовным содержанием, которое открывает зрителю отношение к действительности автора, его мировоззрение и цели. Понимание духовного содержания произведений искусства не происходит спонтанно, ему нужно учиться. Национально-ценностная модель формируется на основе национальных ценностей культуры и искусства, в которых заключены духовные идеалы, мировоззрение, традиции. Образы народного искусства способствуют духовно-нравственному развитию детей. Художественность народного декоративного творчества вносит значительный вклад в развитие культуры личности [53].

Рассмотрению инновационных моделей формирования художественной культуры посвящено исследование Е.Ю. Ежовой, в котором автор выделяет следующие модели: - поликультурную (формирование художественной культуры через освоение материалов отечественного и мирового наследия искусства, через осознание духовно-ценностной и художественно-эстетической значимости); - постмодернистская модель основывается на понимании искусства в разных постмодернистских концепциях, в которых заключаются попытки теоретического обоснования художественного творчества; - информационная модель представлена пониманием того, что языки и методы искусства, выступающие как интеграционные механизмы, способствуют усвоению большего количества информации и усиливают эмоциональную насыщенность ее содержания; - синергетическая модель основана на понимании искусства в контексте новых информационных подходов. Данная модель основана на «синергетике» - междисциплинарном направлении; - диалогическая модель имеет в своем содержании некий диалог культур, его содержания и выразительных средств. Усвоение смыслов художественного произведения способствует развитию диалогового мышления, которое заключается в умении сравнивать смысловые спектры различных художественных культур, обогащать собственную художественную культуру.

Художественная культура рассматривается нами как часть духовно-нравственного развития личности. В исследованиях взглядов на феномен художественной культуры в личностном контексте Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.А. Рапацкой и др. художественная культура выступает как часть культуры личности, которая формируется в художественно-творческой деятельности.

Методика формирования художественной культуры учащихся начальных классов в процессе освоения изобразительного искусства

Методические разработки Дюрера вывели некоторые особенности обучения рисунком: наличие и поддержание интереса к рисованию; переключение видов деятельности ребенка, с целью профилактики переутомления; создание благоприятных условий для занятий изобразительным искусством, важнейшим среди прочих является получение удовольствия от творческого процесса. Позднее, в трудах Я.А. Коменского прослеживается связь обучения рисованию с педагогикой. Немалый вклад в становление изобразительного искусства как общеобразовательного предмета внес французский философ-энциклопедист Ж.-Ж. Руссо, труды которого посвящены методике обучения рисованию, основанной на использовании натуры.

Не малый вклад для становления рисования как школьного предмета и методики его обучения вносят исследования Гетте. Изобразительное искусство учит наблюдать и видеть красоту окружающих вещах и явлениях, способствует более глубокому познанию мира

Однако только в начале ХIX веке по инициативе И.Г. Песталоцци предмет изобразительного искусства входит в систему занятий в школе. Особую важность он видит в уроках изобразительного искусства именно в начальной школе так, как считает И.Г. Песталоцци, изобразительная деятельность предшествует письму потому, как легче усваивается детьми младшего школьного возраста, непременно помогает в изображении букв. В исследованиях Песталоцци отмечает не только развитие у детей изобразительных навыков, но и усидчивость, волевые качества.

В ХХ веке исследованием изобразительной деятельности занимались такие ученые, как Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Е.В. Шорохов и др. Среди современных ученых вопросами детской художественно-творческой деятельности занимаются С.А. Аманжолов, С.Е. Игнатьев, Л.А. Буровкина, В.В. Корешков, С.П. Ломов, и др. В понимании философов, культурологов, педагогов искусство выступает в качестве основой для понимания общей культуры, как образный язык, имеющий силу стать программой и руководством деятельности личности [124].

Так, Л.А. Буровкина считает, что искусство является самым гуманным средством эстетического развития личности. «Человек не рождается с потребностью в искусстве. Эта потребность формируется в процессе становления человека... Прежде всего это овладение языком того или иного вида искусства, приобретение навыков, необходимых для восприятия его произведений и самостоятельное освоение какого-либо искусства» [25, с. 33]. В условиях общеобразовательной школы предметы эстетического цикла представлены изобразительным искусством, музыкой, литературным чтением, технологией. Но именно изобразительное искусство имеет большие возможности в развитии личности младшего школьника и его художественной культуры. Особую роль данному вопросу отводит Л.А. Рапацкая: «гармония культуры, полноценное приобщение школьников к художественной культуре общества могут быть достигнуты при условии гармоничного и целостного освоения не только трех, а гораздо большего числа искусств» [151, c. 63]. Применение в процессе изучения изобразительного искусства в начальной школе произведений писателей, поэтов, композиторов позволяет детям младшего школьного возраста получить богатый опыт эмоционально-ценностных отношений. Говоря об обучении изобразительному искусству учащихся начальных классов М.Г. Камбулатов отмечает, что «должен лежать комплексный подход к развитию личности, в одинаковой степени развивающий личность в интеллектуальном, художественно-эстетическом, культурно-физическом и духовно нравственном плане. Знакомство с обычаями, традициями, прикладным, музыкальным искусством народов помогает духовно-нравственному и эстетическому росту младшего школьника, воспитанию у него уважительного отношения к национальным чувствам каждого народа, прививает устойчивые навыки общения в многонациональном коллективе, способствует эффективному развитию художественной культуры» [88, c. 28].

Через общение с культурным наследием отечественного и мирового искусства происходит духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие учащихся. Постигая основы изобразительного искусства в начальной школе, дети получают возможность познакомиться с такими видами искусства, как живопись, рисунок (графика), декоративно-прикладное искусство, архитектура, скульптура, музыка, литература и др. Синтезируя в себе ряд искусств, предмет изобразительного искусства в системе начального общего образования является действенным механизмом в формировании художественной культуры младших школьников.

В ряде исследований педагогов и психологов период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для успешного развития художественного восприятия и формирования эстетического отношения к жизни, а также формирования художественной культуры учащихся. Внимание учащиеся начальных классов еще неустойчиво, однако, отличается остротой, высокой впечатлительностью, эмоциональностью, любознательностью. Художественно-творческая деятельность в этом возрасте активно способствует пониманию предметов и явлений окружающей действительности, познанию мира и своего места в нем. В начальной школе активный интерес и стремление к изобразительной деятельности не обусловлены посещением кружка или студии. Ребенком движет стремление выразить собственные чувства и впечатления, а сам процесс творчества приносит удовольствие. Что делает младший школьный возраст наиболее плодотворным в формировании художественной культуры в процессе изучения изобразительного искусства

Факторы, оказывающие влияние на эффективность формирования художественной культуры учащихся в процессе освоения изобразительной грамоты

В процессе исследования выявлены факторы, влияющие на эффективность процесса формирования художественной культуры учащихся. В своем исследовании мы разделили их на две группы: стимулирующие и сдерживающие.

К ст имулирующим факторам, мы отнесли следующие: - система работы школы, направленная на эффективную реализацию художественного образования. Ребенок рождается в семье. Круг общения его составляют родители и ближайшими родственниками, которые активно влияют на формирование эстетических чувств и культуры. Первые «кирпичики» в фундамент художественной культуры ребенка закладываются именно в раннем детстве и продолжают свое становление в школе, особенно плодотворно в начальном звене. В свою очередь, художественная культура зависит от дальнейшего художественного образования ребенка. Поэтому, уже в младшем звене следует стремиться создать такую атмосферу, чтобы у детей быстрее развились такие важные качества, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения. Не каждый из детей по окончании школы станет художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, художественный и эстетический вкус, элементарные навыки рисования.

Уделяя внимание проблеме творчества детей, С.П. Ломов рассматривает формирование и реализацию художественных потребностей, в процессе изучения изобразительного искусства. По мнению С.П. Ломова, потребность в искусстве у детей не возникает стихийно, она складывается в зависимости от среды, в которой растет и формируется личность ребенка, от развития его эстетического вкуса, ценностных ориентаций [121].

Потребность в общении с искусством связана с процессом восприятия. Большую роль в этом играет внимание - это направленность сознания ребенка на конкретные предметы и явления или их стороны (при отвлечении от всего остального), обеспечивающие их точное отражение. В.С. Кузин считает внимание важным условием, которое обеспечивает «полноту и глубину зрительного восприятия» [111]. На процесс внимание ребенка оказывает влияние ряд факторов, среди которых мы выделяем интерес, настроение, а также готовность ребенка к восприятию. Интерес учащегося оказывает влияние на эмоциональное отношение к произведению или к занятию изобразительного искусства целом, в результате чего развивается устойчивое или неустойчивое внимание. Поэтому, очень важно в процессе обучения изобразительному искусству поддерживать устойчивый интерес учащихся. Эффективное осуществление художественного образования в системе общего образования предполагает включение учащихся в художественно-творческую деятельность, Изобразительная деятельность детей проходит через все направления воспитательной работы в школе (трудовое, патриотическое, художественное и др.). А потому важным фактором формирования художественной культуры является продукт художественной деятельности (детский рисунок, проект и т.д.). Однако, без пристального внимания к развитию изобразительных способностей, к которым относятся: умения видеть и передавать в творческой работе красоту и особенности формы, навыков работы художественными материалами, использование выразительных возможностей художественных материалов, композиционные знания и знания цветоведения, деятельность детей в процессе занятий искусством не будет эффективной; - общение и совместная творческая деятельность с народными мастерами способствует развитию устойчивого интереса к предмету изобразительного искусства в школе, развивает мотивацию, стремление к участию в творческой деятельности, формирует патриотические качества личности. Важность таких занятий заключается в особенности объединять детский и педагогический коллективы в единой деятельности. Даже самый интересный рассказ учителя о народном искусстве и его технологии не заменит личное участие ребенка; - участие в художественном оформлении в школе (оформление выставок, школьного музея, участие в проектной деятельности и др.) развивает художественный вкус, эстетические качества личности, развивает положительную мотивацию к обучению. Большую часть времени ребенок проводит в школе, где окружающая обстановка оказывает воздействие на формирование эстетических и духовно-нравственных идеалов, художественного мышления. «Грамотно оформленный интерьер, - как пишет П.Г. Демчев, - оказывает влияние на развитие ребенка, способствует воспитанию эстетического вкуса, создает основу художественной культуры» [49, с. 109]. В качестве элементов воздействия на процесс формирования художественной культуры у младших школьников мы выделили следующие виды художественного оформления в школе: организация рабочих мест учителя и учащихся, интерьера кабинета и школы в целом - это оформление информационных стендов, классных уголков, расписания уроков, плакатов, выставок работ учащихся, художественная организация пространства коридоров и вестибюля школы;

Методические рекомендации по формированию художественной культуры учащихся младшего школьного возраста

Введение Федерального государственного стандарта образования второго поколения дает возможность учителю изобразительного искусства выйти за рамки традиционного урока и провести учебное занятие в форме, отличной от классно-урочной. Поэтому, в своей работе, направленной на формирование художественной культуры, мы применяли такую форму занятий как разработка и защита проектов по решению практических и творческих задач. Подготовка проекта способствует формированию универсальных учебных действий учащихся, духовно-нравственному воспитанию, в том числе и формированию художественной культуры. Сегодня общество нуждается в подрастающем поколении, способном ставить перед собой цели, самостоятельно находить пути и способы их решения, работать с информацией. В художественном образовании в системе общего образования немалую роль играет практическая исследовательская работа учащихся. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент для овладения детьми проектной деятельностью, которая позволяет организовать совместную деятельность педагога, детей и родителей. В условиях методичной организации проектной деятельности дети овладевают нравственными нормами, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственных привычек». Отличительной чертой проектной деятельности на учебных занятиях в школе является обозначение и решение социально значимой проблемы. В своей работе с детьми, мы давали перечень тем, который дети могли использовать в проектной деятельности. Среди проектов, вызвавших особый интерес, можно выделить исследовательскую работу в области художественных промыслов России. Поиск информации происходил в различных источниках. Однако, среди всех проектов, наше внимание привлекла проектная деятельность учащихся четвертого класса по художественному оформлению в школе. Это важный проект, который сегодня имеет особую актуальность. Большинство школ города – относительно старые постройки, да и плотный поток детей в образовательном учреждении способствует быстрому износу как интерьера, так и экстерьера образовательного учреждения. Конечно, по большей части ремонт и содержание образовательного учреждения - это проблема органов власти (администрации школы, бюджета города и т. д.). Тем не менее, проблема эмоционального комфорта и эстетика школы всерьез озаботила учащихся. Согласно проведенным исследованиям [49], атмосфера места действительно оказывает влияние на поведение и развития уровня культуры человека, в том числе и художественной. Места, организованные по законам красоты, где поддерживается порядок положительно влияют и на поведение людей. Школа - место, где проводят большую часть времени дети каждый день и потому так важно создать условия для комфортного пребывания. Эстетическая составляющая оформления образовательного учреждения способствует развитию положительного отношения к обучению.

На данный момент проблема эстетики образовательного учреждения является особо важной для формирования художественной культуры учащихся. По мнению учащихся, образовательное учреждение, в котором дети проводят большую часть своего времени, должно соответствовать не только санитарным нормам, но и интересам детей. Учащиеся провели исследовательскую работу области влияния организации пространства на человека и его самочувствие. Дети делали предварительные зарисовки, этюды. Следует отметить, что интерьер и его оформление вполне устраивал учащихся. Большее внимание детей было приковано к оформлению пришкольной дворовой территории. Школьники провели исследовательскую работу по вопросу эстетической организации пространства и ее влияния на человека. После чего, были определены, с точки зрения детей, области работы, среди которых дети выделили клумбы, газоны между площадками и, что самое удивительное – оформление крыши образовательного учреждения. Здание школы расположено в новом районе города, где преобладают высотные постройки. Потому, малоэтажное здание школы, крыша которого имеет, по мнению учащихся, неэстетичный вид, портит вид из окна многим жителям. Художественное преобразование экстерьера школьного здания послужило основой проектной деятельности учащихся. Дети продумали сюжет, создали эскиз, по мотивам которого в результате проектной деятельности был создан макет (см. рис. 52). Так как школа является начальной, то было решено сделать художественное оформление на клумбах и игровой площадке в виде фигурных кустов, представляющих различных животных.

Следует отметить, что проектная деятельность в учебном занятии по изобразительному искусству имеет связь с исследовательской и нередко они выступают в совокупности, что повышает эффективность формирования художественной культуры. А обозначение социально значимых проблем развивает активную гражданскую позицию учащихся.