Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой Сидоренко, Владимир Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сидоренко, Владимир Владимирович. Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1994.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. В новых условиях развития педагогической науки, культуры, теории и практики народного образования нашего общества, актуальнейшей проблемой становится проблема совершенствования художественно-профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов - будущих учителей изобразительного искусства, черчения и художественного труда в системе их эстетического воспитания и художественного образования?

В последние десятилетия вопросы теории и методики эстетического воспитания и художественного образования школьников, студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов нашли свое довольно полное освещение в работах известных специалистов Н.Н.Ростовцева, Г.В.Беды, В.С.Кузина, Т.С.Комаровой, Г.Б.Смирнова, Л.Г.Медведева, Е.В. Шорохова, ' , Т.Я.Шпикаловой, А.С.Хворостова, А.Д.Алехина, В.В.Корешкова, Э.И.Кубышкиной, А.П.Яшухина, С.Е.Игнатьева и других. Общие проблемы эстетического воспитания будущих учителей затрагиваются в диссертационных исследованиях С.А.Аничкина, Д.Ахмадали-евой, Н.Н.Бабич, А.А.Балян, А.М.Верба, М.В.Веселовской, Н.И. Волошина, В.Т.Кальянова, О.В.Кременцовой, С.Г.Мельничук, Ф.Г. Никитина, Г.А.Петровой, Г.С.РигинОй, С.И.Ростовой, В.А.Слас-тенина, В.Т.Сергеева, Т.Д.Сусловой, В.И.Хазина, Е.И.Юдиной.

В ряде диссертационных работ освещаются вопросы художественного образования, эстетического воспитания, художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, черчения и художественного труда в системе их обучения на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Это кандидатские диссертации С.Ф.Абдуллаева, Л.В. Алексеевой, Б. В.Байметова, Ф.Ф.Бандуристова, Ю.К.Беджанова, Б.С.Белова, А.С.Близнюка, Р.М.Варцава, А.А.Васильева, В.А.Гав-рилко, В.Ф.Григорьева, П.Г.Демчева, А.К.Жаксыбергенова, Л.А. Ивановой; В.И.Коваленко, Е.Н.Ковешниковой, Н.А.Короткова, А.И. Масленникова, Н.Я.Маслова, Л.Г.Медведева, Ю.В.Новоселова, С.И.Пономарькова, А.Е.Терентьева, В. Д. Черкасова.

Наряду с тем, что общие проблемы способностей довольно широко освещены в трудах известных отечественных психологов (Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Ю.А.Самарин, В.С.Мерлин, В.А. Крутецкий, Н.С.Лейтес, Я.А.Пономарев, В.Д.Небылицын и др.), проблема творческих, художественных способностей раскрыта недостаточно. В основном это немногочисленные исследования, посвященные анализу и рассмотрению изобразительных, творческих способностей школьников - работы Е.И.Игнатьева, В.И.Кире-енко, докторская диссертация Н.С.Боголюбова ("Формирование , творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода"), кандидатские исследования С.Е.Игнатьева ("Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью"), С.А.Фёдорова ("Развитие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях графикой").

В нескольких кандидатских диссертациях рассматриваются отдельные аспекты развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов в процессе преподавания композиции, педагогической подготовки. Это диссертации Н.А.Короткова, Л.Б.Михаленко, В.Н.Есипова.

Однако, многие проблемы художественно-профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов в исследованиях указанных авторов освещаются слабо, а многие вопросы вообще не рассматривались. В частности, не раскрыты в должной мере научно-теоретические основы и методика развития творческих способностей в процессе преподавания отдельных видов декоративно-прикладного искусства на факультетах, отсутствуют учебные программы, методические пособия, рекомендации для студентов, преподавателей. До настоящего времени нет исследований, пособий по проблеме формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институ-

тов - будущих учителей изобразительного искусства, черчения и художественного труда на занятиях художественной ковкой - одним из древнейших и прекраснейших видов художественного творчества человека, широко используемому в жизни людей разных эпох и народов. Изделия художественной ковки - составная часть материальной и духовной культуры человека, яркий образ его художественно-эстетической деятельности и проявления творческих способностей и дарований.

Отдельные же публикации по художественной ковке, как правило, носят узко профессиональный характер И' предназначены для профессиональной подготовки специалистов-кузнецов, литейщиков и т.п., а не для системы подготовки кадров учителей. Это работы Я.С.Вишневецкого, З.И.Юсипова, А.В.Флерова, М.Т.Демина, А.Н.Елизарова, Ю.А.Шеманова, А.Г.Навроцкого, В.С.Ледзинского, А.А.Теличко, А.В.Зверева и других авторов.

Все сказанное определяет актуальность нашего диссертаци-.( онного исследования, призванного восполнить указанный пробел в современной педагогической науке, в теории и практике художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, черчения и художественного труда в педагогическом институте (университете).

Проблема исследования; раскрытие и научная разработка методики формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов) в процессе художественной ковки. Решение данной проблемы составило и цель исследования.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов) на занятиях художественной ковкой.

Предмет исследования: методика эффективного формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов) в процессе обучения художественной ковке.

Гипотезой исследования является предположение о том, что разработка и научное обоснование современной методики преподавания художественной ковки для студентов, максимально активизирующей процесс формирования и развития творческих способностей, в значительной мере повышает эффективность.профессиональной подготовки и эстетического воспитания будущих учителей изобразительного искусства, художественного труда и организаторов внеклассной работы.

Проблема, гипотеза, предмет и объект исследования п.отре-бовали решения следующих задач:'

  1. Раскрыть проблему формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов) как психолого-педагогическую проблему.

  2. Раскрыть роль и место обучения художественной ковке в истории декоративно-прикладного искусства и в истории преподавания художественных дисциплин.

  3. Изучить и охарактеризовать научные основы художественной ковки как специфического вида декоративно-прикладного искусства и важнейшего средства развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов.

  4. Разработать и экспериментально проверить эффективную методику формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов на занятиях художественной ковкой.

  5. Создать экспериментальную программу по художественной ковке для художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов).

' Теоретической основой исследования явились труды, высказывания известных художников, мастеров кузнечного искусства, педагогов, психологов, а также работы по общей педагогике, художественному образованию и эстетическому воспитанию, методике преподавания художественных дисциплин, эстетике и искусство- знанию.

-4 - "

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

анализ философской, культурологической, лсихолого-пе-дагогической, методической, искусствоведческой литературы, литературы по кузнечному делу;

изучение творческой деятельности студентов педагогических институтов;

анкетирование, опрос студентов и преподавателей;

психолого-педагогический развивающий эксперимент;

анализ' учебных и творческих работ студентов в области художественной ковки, рисунка, жиеописи, различных видов декоративно-прикладного искусства.

Экспериментально-исследовательская работа по диссертации проводилась на художественно-графическом факультете Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина с 1984 по 1994 гг. Ряд экспериментальных серий проверялся и на факультете общественных профессий МПГУ им. В.И.Ленина. В эксперименте участвовали студенты 1-5 курсов. Всего было охвачено 285 студентов. Одна группа студентов 1-5 курсов составляла экспериментальную группу, другая (1-5 курсы) - контрольную. В эксперименте участвовали и учащиеся 7-II классов школы * 984 г. Москвы.

Методика эксперимзнта заключалась в следующем: в экспе
риментальных группах использовалась оригинальная, разработан
ная диссертантом система обучения художественной ковке, напра
вленная на эффективное формирование и развитие творческих спо
собностей студентов. Эта система включает применение учебной
программы, созданной диссертантом, методических разработок к
ней, музейную практику (работа по образцу), работу по само
стоятельным эскизам, широкое использование наглядных пособий,
раскрывающих.истории художественной ковки, методику, способы
и приемы изготовления изделий кузнечного мастерства, беседы о
кузнечном искусстве по разработанной соискателем методике, ис
пользование проблемных заданий и вопросов., демонстрацию, спенк-'
. , ' «.',' ' ' ',ч:' 1 .,''"' - '

альных диафильмов и диапозитивов, встречи с известными кузнецами-художниками, участие в выставках, фестивалях мастеров кузнечного дела.

В контрольных группах занятия велись традиционно, без использования ряда указанных выше методов обучения, без направленности обучения на активизацию учебно-творческой дея- тельности студентов, на активизацию развития .творческих способностей.

То есть обучение художественной ковке осуществлялось без демонстрации специальных наглядных учебно-методических таблиц (вместо них, для показа отдельных технологических операций, fиспользовались рисунки в книгах по художественной ковке); сту-.денты, в основном, копировали.образцы и крайне редко выполняли творческие работы, отсутствовал показ специальных диафильмов. Учебная программа ограничивалась перечислением заданий, без детального освещения методических рекомендаций. Такие методика преподавания художественной ковки и учебная программа характерны для постановки обучения этому виду декоративно-прикладного искусства. На других художественно-графических факультетах и факультетах общественных профессий, в частности во Владимирском, Нижна-Тагильском и других педагогических институтах они носят устойчивый, традиционный характер.

Эксперимент делился на три этапа: "установочный", развивавший", "контрольный".

Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в: раскрытии проблемы формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов) как психолого-педагогической проблемы; раскрытии роли и места обучения художественной ковке в истории декоративно-прикладного искусства и в истории преподавания художественных дисциплин» изучении и характеристике научных основ художественной ковки как специфического вида декоративно-прикладного искусства и

важнейшего средства развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем на основе теоретического анализа и обобщения результатов опытно-педагогической и экспериментальной работы: разработана и экспериментально проверена эффективная методика формирования и развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой; созданы экспериментальная программа по художественной ковке для художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов) и методические рекомендации к ней.

Результаты исследования могут использоваться при разработке новых учебных планов и программ для художественно-графических факультетов педагогических институтов (университетов), для художественно-графических отделений педагогических-, училищ, при подготовке учебных пособий по декоративно-прикладному искусству и технологии кузнечного дела.

Степень достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов исследования обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы, научной методологией, организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, данных физиологии, психологии, изобразительного искусства, искусствознания, технологии кузнечного дела, в непосредственном участии автора в эксперименте (на всех его этапах).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы, которая проводилась на художественно-графическом факультете и факультете общественных профессий Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина, а также в общеобразовательной школе 984 г. Москвы и на ежегодных фестивалях, проводимых музеем кузнечной науки и техники.

Основные положения диссертации и материалы проведенного исследования ежегодно обсуждались на заседании кафедры декоративно-прикладного искусства Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина, а также освещались в публикациях автора, ряд из которых носит методический характер.

По материалам диссертации соискатель неоднократно выступал с докладами на Всесоюзных и Всероссийских научно-теоретических и практических конференциях, фестивалях по искусству (доклад ".Проблемы преподавания художественной ковки" на научно-практической конференции "Экология кузнечного дела" в МВТУ им. Баумана - 1992 г. и т.д.).

В течение последних пяти лет автор систематически докладывая о своих теоретических положениях и методических подходах к обучению студентов художественной ковке на ежегодных научных чтениях в МШУ им. В.И.Ленина, участвовал во Всероссийских выставках учебных и творческих работ студентов и преподавателей художественных учебно-педагогических заведений.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (20Э наименований), приложения. Включает 9 таблиц и одну диаграмму.