Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование импровизационных умений у будущих учителей музыки на основе национального материала: на примере фортепианного обучения студентов музпедфакультетов пединститутов Республики Казахстан Бекмухамедов, Бекен Мажитович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бекмухамедов, Бекен Мажитович. Формирование импровизационных умений у будущих учителей музыки на основе национального материала: на примере фортепианного обучения студентов музпедфакультетов пединститутов Республики Казахстан : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1993.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Сейчас, в пору обострившегося экономического, идеологического и культурного кризиса, особое значение приобретает воспитание творчески активной и инициативной личности, способной внести определенный вклад в улучшение жизни народа. От того, как будет заложен духовный фундамент подрастающего поколения, зависит будущее всякого общества. Поэтому на современном этапе перед педагогами стоит важная задача -воспитать в молодежи любовь к духовной культуре своего отечества, формировать в ней творческую любознательность и инициативность, способность вариативно реалиэовывать воспринимаемый и переживаемый мир в практической деятельности.

Все сказанное достижимо не только средствами современной педагогики, но и опытом, накопленным в недрах народа. В. этом смисле казахский народ по праву считается одним из богатейших его обладателей.

Известно, что устному народному творчеству присущи вариативность и имлровизационность бытования. Благодаря именно своей импровизационной природе многие жанры казахской традиционной музыки дошли до нашего времени. Однако значение импровизационно-сти заключается не только в сохранении и передаче устной худо-кественной культуры. Выдающиеся исследователи народного творчества Б.Асафьев, В.Беляев, А.Затаевич подчеркивали ее значмлость и в творческом развитии личности.

Традиционный импровизатор, обладая комплексом философе кг:, художественно-эстетических и этических знаний, синкретично объединял в себе и композитора-творца, и исполнителя-интерпретатора, и слушателя-критика. Поэтому народный музыкант-импровизатор бил не просто исполнителем-инструменталистом, но знатоком и создателем устного народного творчества, истгапшм творцом и носителем художественной культуры народа.

Многие видше представители музыкального образования и воспитания (Б.Барток, Э.-К.Далысроз, З.Кодай, К.Орф), используя в своей деятельности живительную силу народного творчества, придавали огромное значение импровизации в музыкальном воспитании подраставдего поколения. .

Творческим формам музицирования уделяли внимание и выдающиеся мастера фортепианного искусства - Г.Г.Нейгауз, Л.И.Обо-

рйн» СіЕіФейнйерг» АіП;Е}апов.

Важность импровизации подчеркивают в своих трудах и вид* ные деятели музыкальной педагогики (О.Апраксина, Т.Беркиан, Н.Ветлугина* Г.Цыпин).

Однако несмотря на то, что импровизация исторически была признана одной из ведущих форм творческого развития личности, в настоящее время, в связи с изменившимися условиями и ((юрмами современного обучения музыкантов, традиция народного импровизирования во многом утеряна. Следовательно, преданы забвении и традиционные формы творческого развития. В свете вышеизложенного становится очевидной необходимость реконструкции традиционных форм творческого развития личности и связанная с этим проблема формирования импровизационных умений является актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. В музыковедческой литературе вопросы теории искусства импровизации иироко освещены в фундаментальных трудах отечественных (А.Алексеев, Л.Ба-ренбойм, С.Бирвков, Н.Коган, В.Конен, С.Мальцев, А.Никитин, Ы. Салонов и др.) и зарубежных (Г.Вееле, К.Больнер, А.Эппинг, Б.Нет-тл, Э.Феранд) авторов. Б них подчеркивается особая значимость импровизации как одного из универсальных средств развития творчества в системе музыкального воспитания.

Импровизация стала объектом исследования различных областей музыкознания (история, теория, исполнительство), в которых поднимались вопросы генезиса, стиля, тематизма, лада, формообразования. Наибольшую степень разработанности импровизация получила в связи с развитием діказовой музыки (В.Конен, Ю.Шшасье, V/. Bur-bat, O.Hekegan ); в. такка детского творчества в процессе музыкального обучения (ЛіБорухзоні Д.Заринь» ВіКйрюшин» Ю.Козырев, Смальцев, А.Никитин, Г.Филиппj Г.Шатиовскмй и .^рЛ. Главная, идея научных поисков этих направлений заключена в целесообразности раннего и систематического обучения гармонии, как стержневого условия формирования импровизационных уменийі

Особую значимость импровизация обнаруживает и в сфере педагогических исследований; їакі в контексте общего педагогического мастерства проблема импровизации рассматривалась в трудах Ю.Азарова, Б.Кан-Калика, В.Харькина. Что касается исследований относительно подготовки будущего учителя музыки, то объектом в ккх были также обаая педагогическая импровизация (А.Назаров) и процесс концертмейстерской подготовки учителя-музыканта (И.Крю-

_ з -

кова).

Однако несыотря на многообразие различных аспектов форіи-рования импровизационных умений, вопрос об обучении ии будущих учителей музыки в инструментальной классе до настоящего вреиени специально не ставился. Необходимость постановки проблемы именно в данном аспекте обоснована тем, что в подавляющем большинстве учитель музыки, не выходя за рамки программных установок, мало учитывает музыкальные вкусы и потребности своих питомцев, часто пользуется однообразным учебным материалом, придающим монотонный характер проводимым занятиям. Кроме того, на уроках музыки не часто мокно слышать "живое" музицирование, подчас отсутствует свободное владение инструментом, как средством передачи музыкальной мысли и способа самовыражения учителя. Вслед-ствии чего педагог ограничивается использованием готового музыкального материала (нотами) или технических средств обучения < (грамызапись, магнитофон), что не всегда способствует расширению поля его профессиональной деятельности.

В условиях современной системы музыкально-педагогического образования значительно возрос интерес исследователей к изучению опита музыкальных традиций разных народов (Ы.Абраров, К.Абы-вев, С.Балашова, Т.Надеясдинская, А.Петров, Ю.Юзбапян и др.) и его использования в процессе обучения продиктовано необходимостью возроядения общего эстетического, познавательного и воспитательного воздействия существа зтнопедагогики» Однако как метод формирования именно импровизационных умений эмпирически опыт различных национальных музыкальных культур до настоящего времени не исследовался. Mezuty тем, методика формирования импровизационных умений на основе конкретного национального материала моает стать ыодельи музыкально-творческого развития личности учителя музыки других национальных регионов.

Особениостьо настоящего исследования является то, что пщ формировании импровизационных умений использован опыт как пись» ыенной (европейской), тая и устной (традиционной народной) муе-оыкальнвх культур. Последняя рассматривается в таком ракурсе, где наряду с исследованием определенных специфических условий системы передачи импровизации, имеет место и изучение имманент*-ішх психологических механизмов обучавдихся, а также некоторых закономерностей музыкального языка. В этой контексте наиболее Целесообразным оказалось исследование традиционных методов обу-

чения, рассмотренных на трех уровнях анализа: котивационноы, содержательном и операциональном (В.Сластенин). В связи с этим специфика имманентных особенностей музыкального мышления, народного мелоса и опыта традиционного импровизирования в подготовке будущих специалистов, легли в основу настоящего экспериментального исследования.

Все перечисленные моменты, являя собой импульс к изучению ранее не исследованных сторон музыкальной педагогики, позволили определить теку диссертационного.исследования, обозначить ее актуальность.

Объектом исследования является инструментальная подготовка студентов МПФ пединститутов республики Казахстан.

Предмет исследования - формирование импровизационных умений в ходе фортепианного обучения.

Цель исследования - дать теоретически обосновакнуи и методически разработанную эффективнув систему занятий, формирующих импровизационные умения на основе казахской музики.

В соответствии с целью в исследовании выдвинута гипотеза: импровизационные умения аффективно формируются при условии, если процесс поэтапного обучения построен на использовании опыта письменной (европейской) и устной (традиционной народной) музыкальных культур, учитывающих специфику этноиуэыкального їдяї-лення, особенности этносоциальной типологии, а также типологию музыкальных способностей студентов-казахов.

Цель к гипотеза определили задачи исследования:

- Раскрыть сущность понятий "импровизационные умения" и "твор
ческое иузицироваі#;е";

- Изучить факторы, положительно и отрицательно влияющие на фор-
цнро&акне и развитие импровизационных умений;

Выявить характерные интонационные, метроритмические, структурно-композиционные и ладофункционадьные закономерюсти казахской музыки;

Разработать модель использования национальной музыки с целью формирования импровизационных умений.-

Методологической основой исследования явились положения: * о диалектике формирования и развития сознания и способностей в деятельности; о единстве и преемственности социального я куль» турко-исторического опыта в воспитании и обучении; труды пскхо-хогов к нузыховедов о природе художественного творчества к гвор#т

ческого мышления; дидактов, - об основах формирования и развития знаний, умений и навыков в процессе обучения; работы известных методистов музыкального воспитания и исполнительства, а также материалы исследований музыковедов республики Казахстан.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по тема исследования; педагогическое наблюдение, беседы и анкетирования учителей музики общеобразовательных школ и студентов ЦПФ пединститутов; сбор и анализ материалов полевых фольклорных экспедиций; педагогический эксперимент; ыатематико-статис-тлческий анализ экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в республике Казахстан предпринята попытка формирования у студентов-казахов импровизационных умений в процессе фортепианного обучения с учетом имманентных особенностей их музыкального мыпления.

Практическая значимость исследования заключается в разработке модели использования национального материала в формировании импровизационных умений у будущих учителей музыки не только республики Казахстан, но и других регионов на основе их музыкальных культур. Кроме того, данная методика может быть использована в педучилищах и институтах культуры при подготовке музработников детских садов и руководителей самодеятельна музыкальных коллективов.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Импровизационные умения являются значимыми в про<ръсл.о-нальной деятельности будущего учителя музыки;

  2. Импровизационные умения могут быть сформированы на основе прогрессивных достижений письменной (европейской) и устной (традиционной народной) музыкальных культур;

  3. Научно-теоретическую основу обучения импровизационным уценила составляет поэтапное формирование синтеза мыслительных (сенсорных внутреннеслуховых) н исполнительских (моторно-двигаи тельных) навыков, рассмотренных на мотивационноы» содержательном и операциональном уровнях анализа музыкально-творческой де» ятельности будущего учителя музыки.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы на музыкально-педагогическом факультете Шымкентского пединститута культуры им.аль-Фараби, через опубликование автором материалов научного исследования, в про-

цессе выступлений с докладами на Всесоюзных, региональных научно-практических конференциях 1986-1992 гг. (Алма-Ата, Караганда , Шымкент), в ходе обсуждения диссертации на кафедре музыкальных инструментов ШГУ им.В.И.Ленина, кафедре фортепиано ШПИК им.аль-Фарвби, в процессе внедрения экспериментальной методики в учебный процесс Талды-Курганского пединститута, Шнм-кентского педагогического и Алтайского государственного институтов культури, а также СШ № 7 им.К.Спатаева и фортепианного отделения музикального училища г.Шымкента.