Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе Балагур Дмитрий Александрович

Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе
<
Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балагур Дмитрий Александрович. Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Балагур Дмитрий Александрович;[Место защиты: Московский государственный институт культуры].- Химки, 2016.- 189 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования исполнительских умений тубистов в ДМШ 17

1.1. Становление и развитие исполнительства на тубе в России и за рубежом: исторический аспект 17

1.2. Особенности развития исполнительских умений учащихся в классе тубы на начальном этапе обучения 58

Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению эффективности методики формирования исполнительских умений тубистов на начальном этапе обучения 85

2.1. Цели, задачи и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования 85

2.2. Формирующий и контрольный этапы экспериментального исследования 116

Заключение .140

Списоклитературы 145

Введение к работе

Актуальность исследования. В духовном развитии подрастающего поколения особая роль принадлежит начальному музыкальному образованию, поскольку приобщение детей к музыкальному искусству способствует решению проблем нравственного и, в целом, художественного воспитания. Музыкальные школы и школы искусств, помимо осуществления просветительной функции, становятся для некоторых учащихся основой подготовки к профессиональной деятельности. Поэтому от качества начального музыкального образования зависит успешность в становлении будущего исполнителя.

Одной из важнейших задач подготовки музыканта является эффективное формирование его исполнительских умений. Если говорить об исполнительской деятельности музыканта-тубиста, то она предполагает большую отдачу сил и эмоциональной энергии. В этой связи огромное значение имеет правильная постановка игрового аппарата, формирование исполнительских умений на начальном этапе обучения в опоре на индивидуальные особенности каждого учащегося.

В настоящее время существуют теоретико-методические разработки, посвященные различным вопросам обучения игре на духовых музыкальных инструментах, однако специальных исследований, позволяющих кардинально улучшить музыкально-педагогическую школу обучения игре на тубе и поднять её на новый более совершенный уровень, отвечающий всем требованиям современной социально-культурной сферы и потребностям учащихся-тубистов, не проводилось.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена следующими противоречиями:

– между интересами общества в улучшении качества начального музыкального образования учащихся-тубистов и отсутствием необходимых для этого эффективных технологий в обучении игре на тубе;

– между современными возможностями формирования исполнительских умений учащихся в классе тубы и недостатком серьёзных научных исследований, раскрывающих теоретические основы данной проблемы;

– между потребностью преподавателей тубы в научно-доказанных методических рекомендациях по формированию исполнительских умений учащихся-тубистов и отсутствием подобных разработок и специальных

методик.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки специальных педагогических условий, новых приёмов и способов эффективного формирования исполнительских умений учащихся-тубистов на начальном этапе обучения.

Актуальность и неразработанность теоретических, практических и методических основ и положений, явились основой для выбора темы данного исследования: «Формирование исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе».

Степень научной разработанности проблемы исследования

В процессе разработки проблемы формирования исполнительских умений учащихся-тубистов в учреждениях дополнительного образования наибольшее значение имели научные труды по философии, психологии, общей и музыкальной педагогике, инструментальному исполнительству, в том числе на медных духовых инструментах.

Представители большинства философских течений связывали развитие личности человека с его индивидуальной творческой деятельностью в процессе обучения. Рассуждения об этой сложной взаимозависимости можно найти в работах Аристотеля, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Канта, Платона, П.А. Флоренского, а также в современных трудах В.Е. Анисимовой, Н.Б. Зазаевой, К.Н. Кострикова, Д.К. Костриковой, И.Ю. Пинягиной, К. Фишера, Л.Н. Шабатуры, П.В. Шатило и др.

Для нашего исследования представляют интерес труды А.А. Аронова, Б.В. Асафьева, О.А. Блоха, О.В. Валлиулиной, Л.С. Зориловой, В.Н. Максимовой, Л.В. Шумной и др., посвящённые развитию духовного и творческого потенциала личности.

В исследованиях общей и музыкальной психологии формирование умений и навыков учащихся рассматривается в качестве комплексной проблемы обучения и воспитания (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.Ф. Демидова, С.М. Жарков, В.П. Зинченко, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская, В.И. Петрушин, А.Н. Сиднева, М.Т. Таллибулина, А.В. Торопова, Г.М. Цыпин и др.).

Довольно обстоятельно данная проблема разрабатывается общей педагогикой, в которой детально изучаются все фундаментальные законы

обучения и воспитания с учётом возрастных особенностей учащегося, типа учебного заведения, а также принципов, форм и методов организации учебного процесса. Особый интерес в контексте нашей работы представляют педагогические труды, раскрывающие всевозможные методические и технологические стороны индивидуального обучения (Б.Е. Булычев, Н.Б.Волчегурская, В.В. Давыдкина, Л.А. Даринская, М.В. Жижина, А.Г.Казакова, И.А. Каиров, Д. Лемов, В. Оконь, В.И. Орлов, В.П. Оснач, Г.И. Полева, М.Б. Сидорова, В.А. Сластенин, В.Н. Соколова и др.).

Различные аспекты музыкального обучения и воспитания, представляющие интерес для нашего исследования, представлены в трудах Э.Б. Абдуллина, Л.С. Майковской, А.В. Малинковской, Т.Г. Мариупольской, А.И. Николаевой, Е.В. Николаевой, П.А. Хазанова, О.Н. Хмельницкой, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой, А.П. Юдина и др.

В музыкальной педагогике задача формирования умений и навыков реализуется главным образом в процессе музыкально-исполнительской деятельности на разных инструментах (Л. Богданов, Э.С. Бразаускас, Н-Э.Буаттура, Т.П. Варламова, В.М. Гузий, О.В. Ерусёва, И.Ю. Заволжанская, Г.А. Каменева, В.Я. Колин, В.А. Леонов, Е.С. Маркин, Ю.А. Пак, Н.Г. Панова, В.М. Подуровский, А.В. Пупышева, М.А. Самохина, А.В. Славская, С.В. Степанова, О.М. Фёдорова, Ф.В. Юрцевич и др.).

Истории исполнительства на различных музыкальных инструментах посвящены исследования В.В. Березина, В.Д. Иванова, Е.И. Коляды, С. Левина, Г.В. Келдыша, А.Ю. Радвиловича, Д.Р. Рогаля-Левицкого, М.И. Чулаки, F. Bonanni, R. Clemenicic, W. Piston, W. Waterhose.

Особого внимания в контексте нашего исследования заслуживают труды по формированию исполнительских умений на деревянных духовых инструментах В.Н. Апатского, Н.В. Волкова, Б.А. Дикова, Г. Еремкина, А. Петрова, Н.И. Платонова, В.Г. Подаюрова, С.В. Розанова, Р. Терёхина, А.А. Федотова, Е.А. Чернякова и др.

Наиболее важные вопросы обучения инструментальному исполнительству на медных духовых инструментах отражены в работах А.Л. Асмоловского, С.В. Болотина, В.С. Боровскис, B. Венгловского, Н.А. Власова, Ю. Гриценко, П.Ю. Делия, Т.А. Докшицера, Т.С. Екименко, А.В. Иванова, Н.Л. Курова, К. Макбет, Г. Орвида, У. Пистона, В.В. Сумеркина, Ю.З. Тазарачева, А.И. Усова, Ф. Фаркаса, Н.Н. Яворского и других авторов.

Информационную базу современных представлений о формировании исполнительских умений учащихся-тубистов составили учебные пособия знаменитых отечественных и зарубежных педагогов-исполнителей Е.Я. Богатыренко, В.М. Блажевича, С. Васильева, Б.П. Григорьева, А.К. Лебедева, И.А. Лебедева, А. Левашкина, Г. Тодорова, Ф. Тюрнера, Б. Фоконье, В. Хозза, С. Черёмушкина и др.

Несмотря на разнообразие трудов, в которых рассматриваются различные аспекты изучаемой проблемы, специального исследования, посвященного формированию исполнительских умений учащихся-тубистов на начальном этапе обучения не проводилось.

Таким образом, необходимость совершенствования образования тубистов в детской музыкальной школе с одной стороны, и недостаточная разработка теоретико-методических и психолого-педагогических основ формирования исполнительских умений учащихся-тубистов, с другой стороны, определяют актуальность данного исследования, направленного на анализ теории и практики обучения исполнительскому искусству учащихся-тубистов, формирования у них исполнительских умений и разработку оптимальной методики, позволяющей качественно повысить их исполнительский уровень подготовки.

Объект исследования – обучение и воспитание учащихся в классе тубы в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования – процесс формирования исполнительских умений учащихся-тубистов на начальном этапе обучения.

Цель исследования – разработка теоретико-методологических основ формирования исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе и апробирование экспериментальной методики.

Задачи исследования:

  1. Осуществить ретроспективный анализ становления и развития исполнительства на тубе в России и за рубежом.

  2. Уточнить понятие «исполнительские умения тубиста».

  3. Выявить сущность и структуру исполнительских умений тубиста.

  4. Раскрыть особенности развития исполнительских умений учащихся-тубистов на начальном этапе обучения и определить педагогические условия, позволяющие повысить эффективность данного процесса.

  1. Разработать диагностический инструментарий, направленный на выявление уровней сформированности исполнительских умений тубистов.

  2. Создать методику формирования исполнительских умений тубистов на начальном этапе обучения; оценить её эффективность в процессе экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: процесс формирования исполнительских умений тубистов на начальном этапе обучения станет более успешным, если:

– выявить сущность и структуру исполнительских умений тубистов;

– создать методику формирования исполнительских умений тубистов, базирующуюся на инновационных технологиях обучения (электронные образовательные ресурсы, современные технические и компьютерные средства обучения, средства визуального моделирования; креативный подход в обучении музыке);

– определить педагогические условия, позволяющие повысить эффективность данного процесса;

– разработать диагностический инструментарий, включающий параметры, показатели, критерии оценки, систему специальных заданий и направленный на фиксацию уровней сформированности исполнительских умений тубиста.

Методологической основой исследования являются: философские концепции, рассматривающие взаимосвязь развития личности человека с его индивидуальной творческой деятельностью в процессе обучения (Аристотель, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Платон, П.А. Флоренский, В.Е. Анисимова, Н.Б. Зазаева, Д.К. Кострикова, К. Фишер, Л.Н. Шабатура и др.); исследования, посвященные формированию духовного и творческого потенциала личности учащихся (А.А. Аронов, Б.В. Асафьев, О.А. Блох, О.В. Валлиулина, Л.С. Зорилова, В.Н. Максимова, Ч. Ха Дон, Л.В. Шумная).

Теоретической основой исследования явились:

– фундаментальные исследования Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, И.Ф. Демидовой, В.П. Зинченко и др. о психологии творческой деятельности, основах психологии педагогики; труды, посвящённые различным аспектам психологии обучения и воспитания в общей и музыкальной психологии С.М. Жаркова, В.А. Крутецкого, Н.А. Менчинской, А.Н. Сидневой, М.С. Старчеус, М.Т. Таллибулиной, А.В. Тороповой;

– педагогические исследования, раскрывающие ключевые положения

методики и технологии индивидуального обучения Б.Е. Булычева, М.В. Жижиной, В.И. Орлова, В.П. Оснач, Г.И. Полевой, М.М. Сидоровой, В.Н. Соколовой;

– исследования Э.Б. Абдуллина, Л.С. Майковской, А.В. Малинковской, Т.Г. Мариупольской, А.И. Николаевой, Е.В. Николаевой, П.А. Хазанова, О.Н. Хмельницкой, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой, А.П. Юдина, раскрывающие различные аспекты музыкального образования; методики обучения и диссертации, в которых разрабатывается проблема формирования исполнительских умений учащихся-музыкантов Л. Богданова, Э.С. Бразаускаса, Т.П. Варламовой, И.Ю. Заволжанской, В.Я. Колина, В.А. Леонова, Е.С. Маркина, Н.Г. Пановой, М.А. Самохиной, А.В. Славской, С.В. Степановой;

– учебно-методические работы преподавателей-духовиков В.Н. Апатского, Н.В. Волкова, Б.А. Дикова, Г. Еремкина, А. Петрова, Н.И. Платонова, С.В. Розанова, Р. Терёхина, А.А. Федотова;

– научные исследования по инструментальному исполнительству на медных духовых инструментах А.Л. Асмоловского, B. Венгловского, Ю. Гриценко, В.М. Гузия, П.Ю. Делия, Т.А. Докшицера, Т.С. Екименко, А.В. Иванова, Н.Л. Курова, К. Макбет, Г. Орвида, У. Пистона, В.В. Сумеркина, Ю.З. Тазарачева, А.И. Усова, Ф. Фаркаса, Н.Н. Яворского;

– учебные пособия и школы обучения игре на тубе Е.Я. Богатыренко, В.М. Блажевича, С. Васильева, Б.П. Григорьева, А.К. Лебедева, А. Левашкина, Г. Тодорова, Ф. Тюрнера, Б. Фоконье, В. Хозза, С. Черёмушкина.

Базы исследования: государственное бюджетное учреждение дополнительного образования г. Москвы «Детская музыкальная школа имени Б.А. Чайковского»; государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Москвы «Московская городская детская музыкальная школа имени В.М. Блажевича»; государственное бюджетное образовательное учреждение СПО города Москвы «Государственное училище (колледж) духового искусства».

Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2010 г. по 2015 г. и состояло из трёх этапов.

На первом этапе (2010-2012 гг.) изучалась научная и методическая литература по теме исследования, осуществлялся ее анализ. Выявлялись общая концепция и основные направления исследования, формулировались его

методологические характеристики. Анализировался эмпирический опыт преподавателей класса тубы; велось наблюдение за учащимися-духовиками во время индивидуальных занятий, академических зачетов, экзаменов и концертных выступлений с целью выявления проблем, возникающих в учебном процессе, и готовности учащихся к музыкально-исполнительской деятельности.

Создавалась методика формирования исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе. Проводилось социологическое исследование, содержанием которого явились беседа и анкетирование преподавателей духовых инструментов и студентов-духовиков (53 человека), учащихся-тубистов детских музыкальных школ (37 человек) с целью выявления: актуальности проблемы исследования, понимания сущности, структуры и содержания главных элементов начального музыкального образования; расширения знаний о субъектах современного процесса обучения; корректировки авторской методики формирования исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе.

На втором этапе экспериментального исследования (2012-2015 гг.) проводилась диагностика уровней сформированности музыкальных знаний, исполнительских умений, учебной мотивации учащихся-тубистов на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования; осуществлялся формирующий эксперимент, в процессе которого апробировалась разработанная методика. В эксперименте приняли участие 26 учащихся-тубистов детских музыкальных школ.

На третьем этапе (2015 г.), анализировались и обрабатывались полученные данные; систематизировались результаты формирующего эксперимента; подводились итоги диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

– уточнено понятие «исполнительские умения тубиста», рассматриваемое как музыкально-исполнительские действия и способы их выполнения, позволяющие на качественно высоком уровне исполнять на тубе музыку разных направлений, стилей и жанров, владеть сложной психофизиологической системой музыкально-слуховых представлений, двигательно-моторных действий, приёмов и способов, сформированных в процессе обучения игре на тубе;

– определена структура исполнительских умений тубиста (индивидуальные зрительно-слуховые представления, правильное

исполнительское дыхание, особая работа мускулатуры губ и лица, координированное движение пальцев, специфическое движение языка, непрерывный слуховой анализ);

– разработана методика формирования исполнительских умений тубистов на начальном этапе обучения, базирующаяся на инновационных технологиях обучения (электронные образовательные ресурсы, современные технические и компьютерные средства обучения, средства визуального моделирования; креативный подход в обучении музыке).

– определены педагогические условия, позволяющие повысить эффективность формирования исполнительских умений учащихся-тубистов на начальном этапе обучения (учёт индивидуальных возрастных и физиологических особенностей каждого учащегося; развитие качественного звукоизвлечения с помощью применения на занятиях духового контроллера акустического генератора звука Yamaha VL70-m; выполнение специальных упражнений для увеличения рабочего объёма лёгких, нахождения воздушной опоры, преодоления мышечных зажимов и сценического волнения; создание на уроках творческой атмосферы и благоприятного психологического климата и др.);

– раскрыты особенности развития исполнительских умений учащихся на начальном этапе обучения игре на тубе (постановка исполнительского аппарата, формирование амбушюра, исполнительского дыхания); доказана необходимость применения на занятиях в классе тубы синтезатора Yamaha серии VL, позволяющего качественно имитировать множество вариантов звукоизвлечения на тубе и технические приемы, связанные с применением этого инструмента в музыкально-исполнительской практике;

– разработан диагностический инструментарий, включающий параметры, показатели, критерии оценки, систему специальных заданий и направленный на фиксацию уровней сформированности исполнительских умений тубиста.

Теоретическая значимость исследования: осуществлен ретроспективный анализ истории становления и развития исполнительства на тубе в России и за рубежом, на основе которого показана связь между предшествующими тубе старинными духовыми инструментами и современной контрабасовой тубой. Произведен анализ музыкально-технических и исполнительских возможностей современной тубы, а также основных учебных пособий, методик обучения и школ игры на тубе. Разработаны теоретические

основы формирования исполнительских умений тубистов в начальный период обучения (цель, задачи, содержание процесса формирования музыкальных знаний, исполнительских умений, учебной мотивации учащихся-тубистов, педагогические условия, этапы обучения). Выстроена система разнообразных методических приёмов для формирования исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе, теоретически обоснована эффективность предложенных учебно-методических рекомендаций.

Практическая значимость исследования: состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения, методические разработки и рекомендации по формированию исполнительских умений тубистов будут способствовать оптимизации процесса обучения учащихся в классе тубы в музыкальных школах и школах искусств. Созданная методика формирования исполнительских умений учащихся-тубистов внедрена: в учебный процесс государственного бюджетного учреждения дополнительного образования г. Москвы «Детская музыкальная школа имени Б. А. Чайковского»; в учебный процесс государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Москвы «Московская городская детская музыкальная школа имени В. М. Блажевича», а также в учебный процесс государственного бюджетного образовательного учреждения СПО города Москвы «Государственное училище (колледж) духового искусства». Материалы диссертации могут войти составной частью в лекционные, семинарские и практические занятия по дисциплине «Методика обучения игре на тубе»; использоваться на курсах повышения квалификации педагогов, готовящих исполнителей-тубистов в музыкальных школах, школах искусств и средних учебных заведениях.

Достоверность результатов исследования обеспечена выбором фундаментальных методологических положений и применением исследовательских методов, соответствующих предмету, объекту, целям, задачам исследования; логикой проведения теоретической и практической экспериментальной работы с опорой на научные достижения в области психологии, педагогики, музыкального исполнительства и музыкознания; объективностью полученных результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования отражены в 13 публикациях автора, из которых 3 статьи опубликованы в изданиях, включённых в перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК

Министерства образования и науки РФ; в ряде докладов и выступлений: на научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» (г. Москва, 2011 г.); на X Международной научно-практической конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (г. Саратов, 2012 г.); на международной научно-практической конференции «Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Тамбов, 2012 г.); на XI международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в современном мире: теория и практика» (г. Москва, 2013 г.); на Московском молодёжном форуме научных исследований молодых специалистов в сфере культуры «Роль культуры в формировании личности: новые подходы» (г. Москва, 2013 г.); на международной научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы развития» (г. Санкт-Петербург, 2014 г.); в двух публикациях на XIII международной научно-практической конференции «Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве» (г. Москва, 2014 г.); на V международной научно-практической конференции «Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства» (г. Краснодар, 2015 г.); на международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы образования и науки» (г. Тамбов, 2015 г.); в обсуждении материалов диссертационного исследования на кафедре музыкального образования Московского государственного института культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Формирование исполнительских умений музыканта-духовика (тубиста) представляет собой сложный процесс объединения сенсорных, слуховых и двигательных образов, требующий специального внимания на начальном этапе обучения в опоре на индивидуальные особенности учащегося.

  2. Исполнительские умения тубиста – это музыкально-исполнительские действия и способы их выполнения, позволяющие на качественно высоком уровне исполнять на тубе музыку разных направлений, стилей и жанров, владеть сложной психофизиологической системой музыкально-слуховых представлений, двигательно-моторных действий, приёмов и способов, сформированных в процессе обучения игре на тубе.

  3. Структуру исполнительских умений тубиста составляют следующие основные компоненты: индивидуальные зрительно-слуховые представления,

правильное исполнительское дыхание, особая работа мускулатуры губ и лица, координированное движение пальцев, специфическое движение языка, непрерывный слуховой анализ.

4. Педагогическими условиями, необходимыми для эффективного
формирования исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на
тубе являются: учёт индивидуальных возрастных и физиологических
особенностей каждого учащегося; развитие качественного звукоизвлечения с
помощью применения на занятиях духового контроллера акустического
генератора звука Yamaha VL70-m; выполнение специальных упражнений для
увеличения рабочего объёма лёгких, нахождения воздушной опоры,
преодоления мышечных зажимов и сценического волнения; формирование у
учащегося образно-слуховых представлений наилучшего звучания тубы,
следование принципу постепенного нарастания трудности; создание на уроках
творческой атмосферы и благоприятного психологического климата.

5. Авторская методика формирования исполнительских умений учащихся
в процессе обучения игре на тубе базируется на инновационных технологиях
обучения (применение современных электронных генераторов звука,
технических и компьютерных средств обучения, нотных редакторов Finale,
Sibelius, музыкальных студий Acid, Sonar, Cubase, специализированных
диктофонов, тюнеров для точной настройки басовых духовых инструментов;
электронных образовательных ресурсов, средств визуального моделирования и
др.) и предполагает: креативный подход в обучении музыке; максимальное
раскрытие музыкально-исполнительского потенциала каждого учащегося;
формирование постановки исполнительского аппарата учащегося-тубиста,
амбушюра и исполнительского дыхания; тренировку эмоциональной,
зрительной и словесно-логической памяти; комплекс специальных
дыхательных упражнений на преодоление сценического волнения;
направленность на активную концертную деятельность.

6. Разработанный автором диагностический инструментарий,
включающий параметры, показатели, критерии оценки, систему специальных
заданий, позволяет фиксировать уровни сформированности исполнительских
умений тубиста и выстраивать индивидуальный образовательный маршрут
каждого учащегося в зависимости от полученных результатов.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Становление и развитие исполнительства на тубе в России и за рубежом: исторический аспект

Одним из главных представителей медной духовой группы в симфоническом оркестре является туба, известная как бас или геликон в духовом оркестре. Настоящий медный духовой бас долго не входил в состав симфонического оркестра, и многие композиторы писали басовые партии в своих произведениях для разных низких по звучанию духовых инструментов. Предшественниками тубы в оркестре были старинные духовые инструменты, такие как серпент и офиклеид.

Серпент является самым древним представителем баса медных духовых инструментов (перевод с франц. Serpent – змея), получивший своё название благодаря змеевидной изогнутой форме. Начиная свою историю от семейства корнетов и цинков, серпент мог быть прямым, кривым или изогнутым для того, чтобы исполнитель мог лучше закрывать шесть отверстий, расположенных на боковой стороне корпуса инструмента. Изготавливался серпент из дерева, цинка, меди, или серебра, имел мундштук с глубокой чашкой из слоновой кости или костей животных, очень похожий на мундштук современной тубы. Обычно этот инструмент делали из двух подготовленных деревянных долек, которые склеивали вместе и для прочности обтягивали кожей (10.С.32-36). На серпенте играли с помощью медного мундштука, а самым низким звуком у него был звук Ля, расположенный примерно малой терцией ниже До виолончели. Располагая объемом в три полных октавы, серпент был строя Си-бемоль и обладал достаточно низким звукорядом вплоть до появления контрафагота в XVIII веке.

Серпент был изобретён во Франции в 1540-ом году каноником Эдмондом Гийомом и применялся, в основном, для сопровождения грегорианских песнопений. С середины XVI века в Италии серпент уже использовался в различных музыкальных сочинениях. В XVIII столетии данный инструмент сопровождал песнопения католической церкви, а также долгое время поддерживал группу тромбонов в духовых оркестрах (76.С.36-51).

Во Франции эта «важная обязанность» открыла ему не только расположение среди музыкантов, но даже и закрепила за ним определённое оркестровое место. В штате Парижской Консерватории в соответствии с указом 16-го термидора III года Революции было предусмотрено два профессорских места (преподавателей, обучающих игре на серпенте). Композиторы того времени, такие как Кастель, Госсек, и Жан-Франсуа Лёсюёр использовали серпент во многих своих сочинениях, которые исполнялись на площадях или в больших помещениях (198.С.95-110).

Блестяще воспользовался серпентом Анри-Монтан Бэртон (1767-1844) в религиозном марше своей оперы Монтано и Стефания. Имея в своём распоряжении три серпента, он поручает им выдержанные аккорды большой силы и выразительности. У Рихарда Вагнера в опере Риэнци (1842) и у Джузеппе Верди в Сицилийской вечерне (1855) серпент прозвучит последний раз, его судьба была решена задолго до этого момента (128.С.278-291).

Несмотря на все лучшие качества серпента, он не смог долго продержаться в оркестре и активно выполнять требования нового времени. Развитие музыки в духовых и симфонических оркестрах показало, что серпент не способен конкурировать по звучанию с трубами, корнетами и тромбоном. Уже в XIX веке при консуле Наполеоне Бонапарте (1769-1821) этот басовый духовой инструмент стал негодным и был заменён на офиклеид. Жану-Батисту Матьё (1762-1835) последнему профессору и исполнителю музыки на серпенте, была оказана императорская помощь, но даже она не смогла удержать этот инструмент от корректировки, после чего корпус и строение инструмента были полностью изменены (185.С.115, 174).

Изобретателем и преобразователем серпента в офиклеид принято считать итальянского музыканта Рэджибо (1740-1823), жившего во Франции при церкви Святого Петра в городе Лилль. Инструмент, созданный им, стал первой ступенью к возникновению басгорна (офибаритона) или русского фагота. С 1780 по 1789 годы Рэджибо усовершенствовал старинный серпент, присоединив к нему ряд клапанов, а также изменил некоторые особенности сверления его корпуса. Но главными мастерами офиклеида были музыканты, жившие в Лондоне. Это англичанин Джон-Джэноб Эстор (1763-1848) и француз Александр Фришо (1762-1845), именно они в 1790 году смастерили инструмент, который вскоре стал называться английским басгорном.

Немецкий музыковед Курт Закс (1881-1959), одним из основных изобретателей офиклеида считает парижского мастера Жана Асте-Хилэре 1769-ый год. Асте-Хилэре отказался от пальцевых отверстий и создал дырочки с клапанами для того, чтобы можно было играть на инструменте хроматический звукоряд в нижнем и верхнем регистре (187.С.95).

Название нового инструмента показало, что на самом деле он является улучшенным серпентом. Если в переводе с греческого слово «офи-кле-ид» означает «змея», дверной крючок и клапан, то разумно предположить, что этот инструмент был серпентом с новым клапанным механизмом. Но в оркестрах того времени бытовало другое мнение: офиклеид приняли в качестве потомка бюгельгорнов с клапанами, который был сделан из металла. В целом, этот инструмент не встретил никакого сопротивления, которому со стороны музыкантов подвергались другие медные инструменты. Преимущества офиклеида сразу вышли на первый план, и по этой причине серпент оставил своё место более совершенному инструменту (88).

Особенности развития исполнительских умений учащихся в классе тубы на начальном этапе обучения

Ответы на первые три вопроса анкеты убедительно показывают высокий уровень актуальности проблемы диссертационного исследования. Вторая часть вопросов была направлена на выявление знаний преподавателей о специфике формирования исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе.

Дайте определение понятию «исполнительские умения тубиста»: 65% респондентов не смогли дать полный ответ на данный вопрос. В основном, назывались отдельные умения, например, такие, как: качественное звукоизвлечение, работа мускулатуры губ и лица, передвижения языка и диафрагмы, синхронное движение пальцев, слуховой анализ. Только 35% из всех участников опроса сравнительно верно раскрыли данное понятие. Например, был получен такой ответ: «Исполнительские умения тубиста – это система индивидуальных музыкальных знаний, способностей и действий, позволяющая правильно воспроизводить нотный текст и музыкальные произведения в соответствии со всеми авторскими требованиями, а также личными убеждениями, сформировавшимися у учащегося в процессе обучения игре на тубе».

Назовите: Пятый вопрос не вызвал таких серьёзных затруднений как предыдущий и 70% преподавателей смогли вразумительно на него ответить, перечисляя все необходимые элементы, составляющие структуру исполнительских умений музыканта-тубиста. Например, были названы такие умения, как: зрительно-слуховые представления, особая работа амбушюра (область губ участвующая в звукообразовании), координированные движения пальцев, специфическое движение языка, а также непрерывный слуховой анализ. 30% респондентов в данную структуру включили следующие компоненты: чистое интонирование, чёткое исполнение ритмического рисунка, исполнение музыки на память, понимание музыкальной фразы, правильное звукоизвлечение. Благодаря ответам на пятый вопрос удалось проанализировать всеобщее понимание структуры исполнительских умений тубиста. VI. Назовите инновационные технологии обучения игре на тубе: Ответы респондентов на шестой вопрос помогли выявить, что на данный момент известно очень мало случаев применения инновационных технологий в обучении игре на тубе. Половина из всех опрошенных называли электронные образовательные ресурсы: (компьютерные технологии, нотные и звуковые редакторы, музыкальные студии – «Finale», «Sibelius», «Сubase», «Sonar», «Acid», и даже звуковое 3D моделирование. Другие 30% сошлись во мнении, что в процессе обучения игре на духовых медных инструментах требуется развивать креативность, то есть способность к изобретательству и созданию принципиально новых, неведомых ранее идей. Оставшиеся 20% преподавателей называли инновациями новый взгляд на созданные ранее методики обучения игре на духовых инструментах.

Знакомы ли Вы с диагностическими методиками, позволяющими фиксировать уровни сформированности исполнительских умений тубиста? а) да – 15%; б) нет – 75%; в) затруднялись с ответом – 3%; Если знаете, назовите: Полученные ответы свидетельствуют о неосведомленности большинства преподавателей в данном вопросе. 7% опрошенных респондентов назвали известные диагностические методики, которые, на их взгляд, помогут качественно улучшить формирование исполнительских умений тубистов. Это методики В.П. Анисимова, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой и др., которые, впрочем, не имеют никакого отношения к диагностике исполнительских умений тубистов. VIII. В чем заключается специфика формирования исполнительских умений тубиста на начальном этапе обучения? Напишите: Отвечая на восьмой вопрос, 50% преподавателей называли общеизвестные подходы к обучению игре на медных духовых инструментах, такие как: учёт возрастных особенностей учащегося-тубиста, постановка исполнительского аппарата, правильное звукоизвлечение, исполнительское дыхание, верное положение корпуса, головы, рук и ног. Лишь 30% респондентов отметили, что специфика - это, прежде всего совокупность отличительных особенностей формирования исполнительских умений и навыков тубиста. 15% процентов респондентов предположили, что исполнительская деятельность тубиста возможно отличается активной работой всей дыхательной системы, а также большой отдачей сил и эмоциональной энергии. 5% респондентов обратили внимание на некоторые различия в звукоизвлечении при игре на тубе и других медных духовых инструментах. Например: мягкое и объёмное звучание, более свободное и ненапряжённое извлечение звуков, низкочастотные колебания губ в мундштуке, размеры области губ участвующей в звукообразовании. Высказывания респондентов помогли обнаружить поверхностное отношение преподавателей к пониманию специфичности формирования исполнительских умений и навыков тубиста на начальном этапе обучения.

Цели, задачи и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования

Цель формирующего этапа экспериментального исследования заключалась во внедрении в учебный процесс детских музыкальных школ разработанной нами методики формирования исполнительских умений учащихся-тубистов. Учащиеся контрольной группы (12 человек) обучались по общепринятой в детских музыкальных школах программе (тенор, баритон, тромбон, туба). Задачами этой программы обучения являются: развитие музыкальных способностей, приобретение основных исполнительских умений и навыков игры на медном духовом инструменте, навыков чтения нот с листа, навыков самостоятельной работы над несложными музыкальными произведениями, накопление репертуара, расширение музыкального кругозора и развитие художественного вкуса. На реализацию данной программы в учебных планах музыкальных школ отведено 5-8 лет обучения. Рассмотрев содержание данной программы, мы пришли к выводу, что количество представленных целей и задач в ней очень велико, а вот конкретные методы и приёмы для их реализации практически отсутствуют.

Экспериментальная группа, состоящая из 14-ти человек, занималась по авторской методике формирования исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе.

Внедрение и использование разработанных нами способов и приёмов обучения детей игре на тубе требовало разработки и создания следующих педагогических условий, которые, по нашему мнению, будут способствовать наиболее успешному формированию мотивации к обучению игре на медных духовых инструментах, музыкальных знаний, исполнительских умений учащихся на начальном и последующем этапе обучения игре на тубе: – учёт индивидуальных возрастных и физиологических особенностей каждого учащегося; – развитие качественного звукоизвлечения с помощью применения на занятиях по специальности духового контроллера акустического генератора звука Yamaha VL70-m; – исполнение звуков продолжительной длительности на полном дыхании с открытым горлом, мысленное произношением гласных букв и различных слогов в процессе звукоизвлечения, (начинающие учащиеся выполняли данное упражнение на мундштуке без инструмента); – выполнение специальных упражнений для увеличения рабочего объёма лёгких, нахождения воздушной опоры, преодоления мышечных зажимов и сценического волнения; – создание дружественной атмосферы и ровной психологической обстановки по отношению ко всем учащимся, содействие увлечённому исполнению музыкальных произведений; – правильное исполнение гамм и арпеджио – объёмным звуком, разными штрихами и динамическими оттенками; – целенаправленное воспроизведение разнообразных упражнений на легато и развитие выносливости, гибкости и подвижности амбушюра; – формирование у учащегося образных представлений наилучшего звучания тубы, следование принципу постепенного нарастания трудности; – развитие техники исполнения с помощью воспроизведения определённых интервальных, мелодических и ритмических упражнений; – использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) для записи и прослушивания своих концертных выступлений, учебных материалов, индивидуального исполнения музыкальных произведений на занятиях по специальности или просмотра видеофильмов о правильном развитии умений и формировании навыков игры на медных духовых инструментах; – применение современных технических и компьютерных средств обучения (нотных редакторов Finale, Sibelius, музыкальных студий Acid, Sonar, Cubase, специализированных диктофонов и тюнеров для точной настройки басовых духовых инструментов);

В музыкальной педагогике существуют различные типы уроков, но наибольшее распространение получил комбинированный урок, состоящий из трех основных частей: 1) это проверка самостоятельной работы ученика, 2) исправление недостатков самостоятельной работы и сообщение ученику новых знаний, 3) определение следующего задания (181). Известно, что музыкально-исполнительские уроки проводятся в форме индивидуальных занятий. Находясь в постоянном контакте с каждым учащимся-тубистом, педагог имеет возможность в ходе урока вести систематические наблюдения за его развитием, фиксировать результаты обучения и управлять этим процессом.

Исследование, представленное автором работы, убедительно показывает, что контрабасовая четырёхвентильная туба строя Си-бемоль является самым объёмным медным духовым резонатором, а исполнительская деятельность музыканта-тубиста предполагает большую отдачу сил, эмоциональной энергии и отличается активной работой всей дыхательной системы. Поэтому именно дыхание является основой формирования всего комплекса исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на этом инструменте.

Взяв за основу развитие правильной работы дыхательной системы учащихся-тубистов, мы предлагаем поэтапно формировать исполнительские умения учащихся в процессе обучения игре на тубе по следующей схеме: 1) Выбор мундштука учащемуся-тубисту с учётом индивидуальных физиологических особенностей и других наиболее важных характеристик (абсолютная и относительная полнота губ, расположение зубов, прикус, ширина и глубина чашки, объём выдыхаемого воздуха, внутреннее и внешнее строение поверхности мундштука). 2) Постановка исполнительского аппарата учащегося-тубиста (учет возрастных особенностей, правильная посадка, положение корпуса, головы, рук, ног и мундштука на губах). 3) Формирование качественного, именно тубного извлечения звука на инструменте (исполнение звуков продолжительной длительности с применением духового контроллера виртуального акустического генератора тона Yamaha VL70-m совместно с синтезатором, подключаемым к переносному ноутбуку со стерео колонками типа Sven).

Формирующий и контрольный этапы экспериментального исследования

В области педагогики до настоящего времени не проводилось ни одного специального диссертационного исследования, посвященного обучению учащихся игре на тубе, развитию их исполнительских умений, что делало данный процесс научно необоснованным и мало эффективным. В этой связи автором диссертации разработаны теоретические основы формирования исполнительских умений тубистов в начальный период обучения (цель, задачи, содержание процесса формирования музыкальных знаний, исполнительских умений, учебной мотивации учащихся-тубистов, педагогические условия, этапы и методы обучения), а также экспериментальная методика, базирующаяся на инновационных технологиях обучения (применение современных электронных генераторов звука, технических и компьютерных средств обучения, нотных редакторов Finale, Sibelius, музыкальных студий Acid, Sonar, Cubase, специализированных диктофонов, тюнеров для точной настройки басовых духовых инструментов; электронных образовательных ресурсов, средств визуального моделирования и др.). Данная методика предполагает: креативный подход в обучении музыке; максимальное раскрытие музыкально-исполнительского потенциала каждого учащегося; формирование постановки исполнительского аппарата учащегося-тубиста, амбушюра и исполнительского дыхания; тренировку эмоциональной, зрительной и словесно-логической памяти; комплекс специальных дыхательных упражнений на преодоление сценического волнения; направленность на активную концертную деятельность.

Исходя из поставленных задач исследования, был осуществлен ретроспективный анализ становления и развития исполнительства на тубе в России и за рубежом; раскрыты музыкально-технические и исполнительские возможности современной контрабасовой тубы, а также особенности звукоизвлечения и исполнения музыки на тубах разного строя. Выстроена система разнообразных методических приёмов для формирования исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе, теоретически обоснована эффективность предложенных учебно методических рекомендаций.

Основываясь на результатах теоретического анализа изучаемой проблемы и проведенного экспериментального исследования, были сделаны следующие выводы:

1. Формирование исполнительских умений музыканта-духовика (тубиста) представляет собой сложный процесс объединения сенсорных, слуховых и двигательных образов, требующий специального внимания на начальном этапе обучения в опоре на индивидуальные особенности учащегося.

2. Исполнительские умения тубиста – это музыкально-исполнительские действия и способы их выполнения, позволяющие на качественно высоком уровне исполнять на тубе музыку разных направлений, стилей и жанров, владеть сложной психофизиологической системой музыкально-слуховых представлений, двигательно-моторных действий, приёмов и способов, сформированных в процессе обучения игре на тубе.

3. Структуру исполнительских умений тубиста составляют следующие основные компоненты: индивидуальные зрительно-слуховые представления, правильное исполнительское дыхание, особая работа мускулатуры губ и лица, координированное движение пальцев, специфическое движение языка, непрерывный слуховой анализ.

4. Педагогическими условиями, необходимыми для эффективного формирования исполнительских умений учащихся в процессе обучения игре на тубе являются: учёт индивидуальных возрастных и физиологических особенностей каждого учащегося; развитие качественного звукоизвлечения с помощью применения на занятиях духового контроллера акустического генератора звука Yamaha VL70-m; выполнение специальных упражнений для увеличения рабочего объёма лёгких, нахождения воздушной опоры, преодоления мышечных зажимов и сценического волнения; формирование у учащегося образно-слуховых представлений наилучшего звучания тубы, 141 следование принципу постепенного нарастания трудности; создание на уроках творческой атмосферы и благоприятного психологического климата.

5. Разработанный автором диагностический инструментарий, включающий параметры, показатели, критерии оценки, систему специальных заданий, позволяет фиксировать уровни сформированности исполнительских умений тубиста и выстраивать индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося в зависимости от полученных результатов.

6. Проведенное на констатирующем этапе социологическое исследование позволило определить, насколько актуальна изучаемая проблема в музыкально-педагогической практике; проанализировать трудности, возникающие в процессе обучения, установить причины их возникновения. Участниками проведённого социологического исследования были опытные преподаватели детских музыкальных школ и студенты последних курсов высших музыкальных учебных заведений (56 человек), а также учащиеся-тубисты детских музыкальных школ (37 человек). Ответы, полученные от студентов, начинающих свою педагогическую деятельность, и преподавателей помогли обнаружить множество положительных и отрицательных тенденций, влияющих на формирование исполнительских умений учащихся-тубистов на начальном этапе обучения. Результаты социологического опроса позволили констатировать актуальность проблемы исследования на современном этапе развития теории и методики обучения игре на медных духовых инструментах. Таким образом, обобщение опыта, отраженного в ответах опрошенных преподавателей и студентов, помогло детально изучить практически все главные проблемы, связанные с формированием исполнительских умений и навыков учащихся в процессе обучения игре на тубе.

Ответы учащихся детских музыкальных школ на вопросы, представленные в анкетах, позволили определить уровень сформированности их мотивации и потребности в обучении игре на тубе, уровень интереса школьников к исполнительской деятельности; проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе обучения, также уровень их знаний об исполнительской деятельности. Полученные результаты позволяют говорить о довольно низком уровне музыкальной и общей образованности учащихся, принимавших участие в опросе; их неспособности к самостоятельному решению музыкально-технических и исполнительских задач; о неумении эмоционально и психологически адаптироваться к выступлениям на сцене; недостаточном развитии исполнительских умений и навыков.

Проведенная на констатирующем этапе диагностика уровней сформированности исполнительских умений учащихся-тубистов экспериментальной и контрольной групп позволила констатировать, что количество учащихся, имеющих высокий уровень развития исполнительских умений, невелико. Большинство участников эксперимента оказались с минимальным уровнем развития исполнительских умений.