Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) Медникова Ольга Николаевна

Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс)
<
Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Медникова Ольга Николаевна. Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс): диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Медникова Ольга Николаевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена], 2016.- 169 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические основы формирования экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» 16

1.1 Экологическая культура: теоретический анализ сущности и функций 16

1.2 Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры учащихся 25

1.3 Проблемы формирования экологической культуры учащихся при изучении школьного элективного курса «Экология растений» в теории и практике экологического образования 42

Выводы по главе 1 57

Глава 2 Методика формирования экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс) 61

2.1 Теоретическая модель формирования экологической культуры учащихся при изучении элективного курса «Экология растений» 61

2.2 Методика формирования экологической культуры в школьном элективном курсе «Экология растений» на основе методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо 78

2.3 Опытно-экспериментальная проверка эффективности методики формирования экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» 98

Выводы по главе 2 116

Заключение 120

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях изменения мировоззренческих
взглядов на общественное развитие, характеризующееся глобализацией,
информатизацией, международной интеграцией, обострением экологических
проблем, возникает необходимость осмысления базовых методологических
оснований современного экологического образования. Переход от

просветительской парадигмы к культуротворческой, от «человека образованного»
к «человеку культуры» (В.С. Библер) обращает внимание на важность
культурологического подхода (М.М. Бахтин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Н.М.
Мамедов, Э.С. Маркарян, А.И. Субетто, А. Швейцер). В нем обосновывается роль
культуры как неотъемлемой предпосылки становления человека и

смыслообразующего, регулятивного фактора всего социального развития.

Каждый этап общественного развития характеризуется определенными доминирующими тенденциями в культуре, ее смыслами, ценностями, установками. Современный этап отличается кризисными явлениями во взаимоотношениях человека и природы, что требует поиска стратегических ориентиров дальнейшего развития, связанного с гармонизацией социоприродных взаимоотношений (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, А.Д. Урсул). По общему мнению, ученых, центральным ориентиром движения в будущее должна выступать экологическая культура, включая понимание единства человека и природы; необходимости их коэволюционного развития; мировоззренческие убеждения, сформированные на основе интеграции знаний, экогуманистических отношений, созидательной экологической деятельности; культурная коммуникация и взаимопонимание, характеризующиеся всеобъемлющей рефлексией. Рефлексивная деятельность как составная часть культуры (Е.В. Бондаревская. С.В. Кульневич, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов) занимает центральное место в развитии личности (А.В. Хуторской), поэтому при формировании экологической культуры следует учитывать этот важный аспект.

В работах ученых ведущих научных школ страны экологическая культура обосновывается в качестве главной цели экологического образования, как образования для устойчивого развития. Подчеркивается, что экологическое образование сыграло роль стартового механизма в разработке идеи образовании для устойчивого развития и является его составным элементом, предметной и концептуальной основой.

Высокую значимость в формировании экологической культуры учащихся имеет школьный элективный курс «Экология растений», поскольку именно с него начинается систематическое изучение экологии и, следовательно, формирование основ экологической культуры. Элективный курс «Экология растений» (С.И. Белянина, А.С. Соколова, И.М. Швец), с одной стороны, создает преемcтвенность с начальной школой, где закладываются первоначальные основы экологической культуры с помощью знакомства с растительностью мира своей страны и своего

края и ее охраной, с другой, задает основное экокультурное направление всему школьному экологическому образованию.

Формирование экологической культуры в школьном элективном курсе «Экология растений» происходит с учетом возрастных особенностей учащихся, которые характеризуются восприимчивостью, активной социальной позицией (Д.И. Фельдштейн), отличаются «природолюбивыми» задатками, которые можно развивать в устойчивые нравственные качества» (Г.В. Шейнис).

Анализ научно-методической литературы по теории и методике

формирования экологической культуры показал, что создан значительный
научный потенциал в общетеоретическом осмыслении процесса становления
экокультурной личности (С.В. Алексеев, Н.Д. Андреева, Н.Ф. Винокурова, С.Н.
Глазачев, Н.Н. Демидова, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, И.Н. Пономарева,
В.П. Соломин, П.В. Станкевич, И.Т. Суравегина), ее ценностных аспектов (В.В.
Николина), сопряженности с экологической компетентностью (Д.С. Ермаков, Г.С.
Камерилова, Л.В. Попова), мониторингом развития (Т.В. Кузнецова, Е.Ю.
Ногтева). Большое внимание в экологическом образовании уделяется элективным
курсам, а также использованию различных педагогических технологий, в
частности приемов технологии развития критического мышления (М.В. Аргунова,
Д.С. Ермаков, Т.А. Плюснина). В исследованиях основное внимание уделяется
аксиологическим, информационно-познавательным, процессуально-

технологическим, диагностическим проблемам.

Однако в практике обучения педагоги сталкиваются с затруднениями, вызванными недостаточной осведомленностью в области теоретических вопросов и отсутствием конкретных методических рекомендаций по формированию экологической культуры в школьных элективных курсах с учетом новых педагогических подходов. Вследствие этого сложились противоречия, на разрешение которых направлено наше исследование:

- между необходимостью формирования экологической культуры как
личностного и социального феномена с учетом рефлексивной деятельности
обучающихся и недостаточной обоснованностью ее в теории и практике
экологического образования;

- между высоким потенциалом элективного курса «Экология растений» в
формировании экологической культуры и его ограниченным использованием из-
за отсутствия соответствующей методики обучения;

- между пониманием важности и необходимости реализации процесса
формирования экологической культуры в школьном элективном курсе «Экология
растений» на основе современных требований и преимущественной
направленностью обучения на когнитивный компонент экологической культуры,
формируемой традиционными методами.

Изложенные противоречия определили проблему, актуальность и тему нашего диссертационного исследования: «Формирование экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс).

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методики формирования экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений».

Объект исследования: школьное экологическое образование в контексте его модернизации на основе ФГОС общего образования.

Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры в школьном элективном курсе «Экология растений».

Гипотеза исследования: формирование экологической культуры в школьном элективном курсе «Экология растений» будет эффективным, если:

- определены научно-теоретические основы формирования экологической
культуры с учетом ее личностной значимости и социальной важности,
структурной неоднородности и рефлексивной деятельности обучающихся как
активности, направленной на свой личностный рост;

- в разработанной теоретической модели формирования экологической
культуры на основе изучения элективного курса «Экология растений» (6 класс)
реализуются современные педагогические идеи и требования ФГОС общего
образования, определяющие культурологическую ориентацию цели, содержания,
организацию процесса обучения и его результаты;

- созданная методика формирования экологической культуры учащихся при
изучении школьного элективного курса «Экология растений» включает
логическую последовательность этапов, формирующих соответствующие
личностные культурно-рефлексивные позиции с использованием методов и
приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы определить научно-теоретические основы и целесообразность формирования экологической культуры учащихся при изучении школьного элективного курса «Экология растений».

  2. Обосновать теоретическую модель формирования экологической культуры на основе идей коэволюции и устойчивого развития, личностно-деятельностного образования, культурологического подхода.

  3. Разработать методику формирования экологической культуры учащихся в курсе «Экология растений», ключевым элементом которой служит определенная для каждого этапа обучения личностная культурно-рефлексивная позиция, сформированная на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

  4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики формирования экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений».

Теоретико-методологические основы исследования. Диссертационное исследование построено на основе взаимосвязи философских, психолого-педагогических и методических аспектов формирования экологической культуры учащихся в курсе «Экология растений».

Философскую основу исследования составили теоретические положения о сущности и структуре категории «культура» (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Н.М. Мамедов, Э.С. Маркарян, А.И. Субетто, А. Швейцер), сущности категории «экологическая культура» (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, С.Н. Глазачев, А.А. Гусейнов, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Ильина, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, Е.В. Никонорова, Н.Ф. Реймерс, А.Д. Урсул, И.В. Цветкова), идеи коэволюции и устойчивого развития (Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев А.И. Субетто, А.Д. Урсул), идеи о биологическом разнообразии как основополагающем факторе устойчивого развития биосферы (А. К. Бродский, В.А. Марков, Ю. Одум).

Психолого-педагогические основы исследования составляют идеи культурологического подхода (Е.В. Бондаревская, И.Б. Крылова, И.А. Колесникова, А.П. Тряпицина, Ю.В. Сенько, А.И. Субетто), идеи личностно-деятельностного образования (А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская), научные положениия рефлексивной деятельности (Е.В. Бондаревская, А.В. Карпов, СВ. Кульневич, И.Б. Котова, А.В. Мудрик, Т. Ф. Ноэль-Цигульская, СЮ. Степанов, И.Н. Семенов, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, Е.Н. Шиянов), положение рефлексивной технологии развития критического мышления через чтение и письмо (Джуди А. Браус, Дж. Барелл, Девид Вуд, Е.О. Галицких, СИ. Заир-Бек, М.В. Кларин, М.И. Махмутов, И.В. Муштавинская, К. Мередит, Б. Рассел, Дж. Стил, Г.К. Селевко, Ч. Темпл, С. Уолтер, Д. Халперн), особенности подросткового возраста (И.В. Дубровина, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин).

Методические основы исследования разрабатывались с учетом позиций специалистов в области экологического образования и экологической культуры (СВ. Алексеев, Н.Д. Андреева, Н.Ф. Винокурова, СВ. Васильев, С.Н. Глазачев, Е.Н. Дзятковская, Н.Н. Демидова, Д.С. Ермаков, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверева, Г.С. Камерилова, М.А. Картавых, Т.В. Кузнецова, И.Д. Лушников, Н.М. Мамедов, В.В. Николина, Е.Ю. Ногтева, И.Н. Пономарева, Л.В. Попова, О.Г. Роговая, И.Т. Суравегина, В.П. Соломин, М.А. Якунчев), научных основ содержания курса экология растений (Н.А. Березина, М.С. Двораковский, И.М. Культиасов, В. Лархер).

Для решения поставленных задач и проверке выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

теоретические: анализ и обобщение философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; конструирование на основе системного подхода теоретической модели и методики формирования экологической культуры учащихся в процессе изучения школьного элективного курса «Экология растений»;

эмпирические: педагогическое наблюдение и эксперимент, в ходе которого проводилось диагностирование, анкетирование, проведение контрольных срезов; беседы с педагогами и учащимися;

методы математической статистики, табличные и графические интерпретации данных.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2011 по 2015 гг. и включало три этапа:

На первом этапе (2011-2013 гг.) проводился анализ исследуемой проблемы в
философской, психолого-педагогической и методической литературе.

Определены актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. Во время констатирующего этапа педагогического эксперимента разработаны критерии оценки уровня сформированности экологической культуры и экспериментальная методика, позволившая провести анкетирование учителей с целью выявления их заинтересованности и готовности к формированию у учащихся экологической культуры в элективном курсе «Экология растений». Проводились контрольные срезы и диагностика учащихся в средних общеобразовательных школах города Нижнего Новгорода, показавшие уровень мотивации начальных знаний и умений в области экологии растений, степень сформированности экологической культуры.

На втором этапе (2013-2014 гг.) осуществлялась систематизация

накопленного теоретического и эмпирического материала, на основе которого
была разработана теоретическая модель формирования экологической культуры
учащихся при изучении школьного элективного курса «Экология растений»,
выполняющая ценностно-целевую, теоретико-мировоззренческую,

организационно-деятельностную, оценочно-рефлексивную функции; создана методика с учетом использования личностных культурно-рефлексивных позиций и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо; проводился формирующий этап педагогического эксперимента, в процессе которого проверялась эффективность сконструированной методики.

На третьем этапе (2014-2015 гг.) осуществлялись обработка и

систематизация экспериментальных материалов; общее теоретическое обобщение результатов диссертационного исследования; его оформление, составление схем, таблиц, диаграмм; формулировка основных выводов; уточнение перспектив по дальнейшему развитию проблемы научного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Научно-теоретические основания, отражающие философские, психолого-педагогические и методические аспекты, позволившие определить сущность и значимость экологической культуры в личностном становлении учащихся и целесообразность ее формирования при изучении курса «Экология растений» в единстве аксиологического, познавательного и деятельностного компонентов.

  2. Теоретическая модель формирования экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» (6 класс), включающая два уровня: теоретический и методический. Теоретический уровень направлен на реализацию идеи устойчивого развития, личностно-деятельностного образования, культурологичности и принципов экогуманизма, субъектности, интеграции, проблематизации, рефлексии, экологического краеведения. Методический уровень представляет единство компонентов: целевого, направленного на формирование экологической культуры учащихся; содержательного, который включает аксиологический, когнитивный, праксиологический аспекты;

процессуального, образующего этапы: мотивационно-целевой, ориентированный преимущественно на формирование аксиологического компонента экологической культуры; информационно-познавательный – на формирование когнитивного компонента; творческо-деятельностный – на формирование праксиологического компонента; технологического, представленного личностными культурно-рефлексивными позициями с использованием разнообразных методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо; результативно-оценочного, предусматривающий уровни сформированности экологической культуры: низкий, средний и высокий.

  1. Методика формирования экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений», характеризующаяся последовательностью этапов, сопряженных с личностными культурно-рефлексивными позициями и определенным разделом содержания курса с использованием методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Мотивационно-целевой этап сопряжен с разделом курса «Гармония, красота и многообразие растительного мира» и культурно-рефлексивной позицией наблюдателя «Я воспринимаю разнообразный и прекрасный мир растений». Информационно-познавательный – с разделом «Экологические факторы в жизни растений» и позицией исследователя «Я познаю мир растений и осмысливаю его проблемы». Творческо-деятельностный – с разделом курса «Экологические проблемы растительного мира и пути их решения» и позицией созидателя «Я готов решать проблемы охраны природы, нести ответственность за сохранение разнообразия растений».

  2. Результаты педагогического эксперимента, полученные в ходе внедрения и апробации методики формирования экологической культуры учащихся при изучении элективного курса «Экология растений», подтверждающие эффективность разработанной методики.

Научная новизна исследования состоит в обогащении теоретических
оснований, в том числе рефлексивно-деятельностных, и выявлении

целесообразности формирования экологической культуры при изучении элективного курса «Экология растений». Разработана и обоснована теоретическая модель формирования экологической культуры учащихся при изучении школьного элективного курса «Экология растений», раскрыта сущность взаимосвязанных целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов. Создана программа элективного курса «Экология растений», содержание которой отражает коэволюционные и культурологические идеи, имеет деятельностный характер. В разработанной методике уточнена сущность понятия «личностная культурно-рефлексивная позиция», раскрываемая на каждом этапе обучения посредством использования приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Определены и обоснованы уровни сформированности экологической культуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении содержания понятия «экологическая культура» применительно к школьному элективному

курсу «Экология растений». Определены научно-теоретические основания
теоретической модели: идеи коэволюции и устойчивого развития, личностно-
деятельностного образования, культурологического подхода; принципы
экогуманизма, субъектности, интеграции, проблематизации, рефлексии,
экологического краеведения; раскрыты функции: ценностно-целевая, теоретико-
мировоззренческая, организационно-деятельностная, оценочно-рефлексивная.
Разработаны и обоснованы мотивационно-целевой, информационно-
познавательный, творческо-деятельностный этапы и соответствующие им
личностные культурно-рефлексивные позиции.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации в практике общеобразовательной школы методики формирования экологической культуры учащихся при изучении элективного курса «Экология растений»; внедрении в школьную практику авторской программы курса; методических рекомендаций для учителей, раскрывающих формы, методы и приемы, средства технологии развития критического мышления через чтение и письмо для каждого этапа обучения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

подтверждается научным подходом к изучению проблемы исследования;
обоснованностью исходных научно-теоретических позиций; использованием
комплекса взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов,
отобранных в соответствии с задачами исследования; практическими
доказательствами основных теоретических положений в эксперименте;
положительными результатами опытно-экспериментальной проверки

выдвигаемых положений, внедрением методических рекомендаций в практику образовательных учреждений.

Рекомендации по использованию научных результатов. Полученные
результаты, выполненные в процессе исследования, учебно-методические
разработки и рекомендации могут быть использованы в практике работы
учителей в процессе учебных занятий по экологии в общеобразовательных
учреждениях, системе дополнительного экологического образования,

методической подготовке студентов и аспирантов, системе повышения квалификации педагогов.

Экспериментальная база исследования проводились в ходе опытно-экспериментальной работы в Муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях: «Школа №70 с углубленным изучением отдельных предметов», «Школа № 116», МАОУ «Школа № 81» города Нижнего Новгорода и авторского преподавания в общеобразовательной школе № 76 Сормовского района г. Нижнего Новгорода. В педагогическом эксперименте участвовали 143 учителя и 247 учеников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы

исследования представлены в 18 публикациях (материалы конференций, статьи),
обсуждались на заседаниях кафедры экологического образования и

рационального природопользования ФГБОУ ВО «Нижегородский

государственный педагогический университет им. К. Минина», докладывались на

научно-практических конференциях: Международная конференция

«Экологическая культура в глобальном мире: модернизация российского
образования в контексте международных стратегий» (Москва, 2012);
Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в
современной географии: научные и образовательные аспекты» (Н. Новгород,
2012); XV Международный научно-промышленный форум «Великие реки’ 2013»
(Н. Новгород, 2013); XVI Международный научно-промышленный форум
«Великие реки’ 2014» (Н. Новгород, 2014); XVII Международный научно-
промышленный форум «Великие реки’ 2015» (Н. Новгород, 2015);
Международная научно-практическая конференция «Экологическое образование
для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность» (Н. Новгород,
2013, 2015); Международная научно-практическая конференция «Достижения и
перспективы психологии и педагогики» (Уфа, 2014); Международная научно-
практическая конференция «Педагогика и психология: тенденции и перспективы
развития» (Волгоград, 2014); в межрегиональных методических чтениях
«Современный педагог – новой школе» (Москва, 2012); курсах повышения
квалификации учителей, преподающих экологию (НГПУ им. К.Минина, Н.
Новгород, 2012).

Объем и структура диссертации определена последовательностью решения основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (264 источника, в том числе 6 зарубежных), приложений. В работе 169 страниц машинописного текста, 14 таблиц, 13 рисунков, 6 приложений.

Проблемы формирования экологической культуры учащихся при изучении школьного элективного курса «Экология растений» в теории и практике экологического образования

Рассматривая феномен культуры, Н.М. Мамедов трактует ее как синкретическое понятие, отражающее квинтэссенцию эпохи, основополагающие черты материальной и духовной жизни общества. «Культура, – в представлениях автора, – это способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей» [137, с.81]. В работах ученого обращается внимание на роль культуры, которая является неотъемлемой предпосылкой становления человека, смыслообразующим, регулятивным фактором социального развития. Она проявляется в традициях, духовной и интеллектуальной атмосфере общества, способе мышления [137]. В процессе жизни в культуре созидательная деятельность человека, по мнению М.С. Кагана, становится творчеством [88]. Б.С. Гершунский считает, что культура – высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность [46].

Обобщение подходов к познанию сущности культуры отражается в разработке ее концепций: личностной (человек как центр культуры, развивающийся в контексте культуры и сам творящий ее ценности и смыслы), социальной (культура общества определенной исторической эпохи), аксиологической (ценностные смыслы), познавательной (знаниевый базис и стилевые установки познания и мышления), деятельностной (экологоориентированная деятельность и поведение), коммуникативной (диалоговой режим взаимоотношений), рефлексивной (осмысление оснований, принципов, результатов).

Сущностные черты культуры проявляются в ее функциях. Классик современной социологии Т. Парсонс выделил следующие общие функциональные императивы культуры: достижение цели (функция целеполагания); адаптация к внешней среде (адаптационная функция); интеграция всех компонентов системы (интеграционная функция); регулирование напряжений в системе (регуляционная функция). Указанные функции проявляются как на уровне поступков отдельного индивида, так и на уровне социальной системы [175]. В настоящее время получает широкое обсуждение программирующая функция культуры в формировании будущего.

Каждый этап общественного развития характеризуется определенными доминирующими тенденциями в культуре ее ценностями и установками. Современный этап перехода к постиндустриальному, информационному обществу, отличается кризисными явлениями во взаимоотношениях человека и природы. Высокая степень обострения противоречий между обществом и природой требует поиска общих ориентиров дальнейшего развития, связанного с гармонизацией социоприродных взаимоотношений (В.И. Вернадский [34; 35], Э.В. Гирусов [47], Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс [191], А.Д. Урсул [223]). По общему мнению ученых, центральным ориентиром движения в будущее должна выступать экологическая культура, базирующаяся на основополагающем принципе коэволюции. «Коэволюция биосферы и человечества означает совместное, взаимосвязанное, органическое развитие биосферы и человечества. В силу различия законов развития природы и общества неуправляемая коэволюция последнего может привести к экологической катастрофе. Реальная коэволюция возможна при переходе биосферы в стадию ноосферы, когда человечество обеспечит экологическое равновесие в биосфере» [204, с.348].

По мнению Н.Н. Моисеева, наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру, как во взаимоотношениях между людьми, так и с природой [150]. Автор особо отмечает, что экологическая культура основана на идеях единства человека с природой и ориентации его практической деятельности не на эксплуатацию природы, и даже не на саму ее в первозданном виде, а на развитие, способное содействовать развитию общества [149]. В современной литературе отсутствует однозначное определение экологической культуры. В представлениях Э.В. Гирусова она выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, и включает в себя достижения экологического знания, навыков, экологически продуманную технологию и всю систему поведения людей, направленную на сохранение природных условий, необходимых для прогрессивного развития общества [146]. Автор подчеркивает, что экологическая культура становится не чем-то желательным, что может быть принято или не принято к выполнению, а строго обязательным требованием жизни в мировом сообществе. Приобщение к экологической культуре является обязательным в современных условиях не только для каждой страны, но и человечества в целом [47].

По мнению И.В. Цветковой [236], Н.М. Мамедова экологическая культура не только формируется в процессе перехода биосферы в ноосферу, но и сама выступает условием такого перехода. Аналогично рассматривают экологическую культуру в качестве способа воссоединения общества и природы А.А. Гусейнов и Э.В. Гирусов, полагая, что именно она позволяет преодолеть отчуждение человека от его естественных основ [54]. В своей работе А.Н. Ильина раскрывает сущность экологической культуры в качестве особой, высшей формы экологического сознания. Экологическая культура предстает как часть целостного мировоззрения, представляет собой совокупность наиболее общих идей относительно взаимодействия человека с природным окружением, активно принятых личностью. Это – позиция человека по отношению к природе, форма проявления экологического сознания, органично входящая в систему мировоззрения как интеграция знаний, самосознания и целеполагания личности. Экологическая культура – важный компонент мировоззренческих убеждений, осуществляющий функции мировоззренческой ориентировки личности в области взаимоотношений с окружающей средой [87].

Теоретическая модель формирования экологической культуры учащихся при изучении элективного курса «Экология растений»

В теории и практике экологического образования проблемы формирования экологической культуры активно и успешно разрабатываются в исследованиях С.В. Алексеева [5], Н.Д. Андреевой [10], Н.Ф. Винокуровой, С.В. Васильева [33], С.Н. Глазачева, Е.Н. Дзятковской [61], Н.Н. Демидовой [219], Д.С. Ермакова [66; 67], А.Н. Захлебного [75; 76], И.Д. Зверева [78], Г.С. Камериловой [92], М.А. Картавых, Н.М. Мамедова [225], В.В. Николиной [159], И.Н. Пономаревой [183], Л.В. Поповой [142], В.П. Соломина [208; 209], И.Т. Суравегиной [216; 217], М.А. Якунчева [254] и др. Рассматривая экологическую культуру в качестве стержня общечеловеческой культуры третьего тысячелетия, авторы обосновывают становление экологической культуры как приоритетной цели экологического образования.

Целевое назначение экологической культуры было заложено уже в первой Концепции общего школьного экологического образования (И.Д. Зверев [79], А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова-Салеева, Т.В. Кучер [120]), опубликованной в 1997 г.: «целью экологического образования является становление экологической культуры, как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие» [106, с.38].

Академик И.Д. Зверев отмечал, что экологическая культура есть динамическое единство экологических знаний, ответственного отношения к природе и реальной деятельности человека в окружающей среде. Автор выделяет существенные признаки определения экологической культуры: обогащение положительного научного и практического опыта взаимодействия человека и социоприродной среды; формирование ответственного отношения личности и общества к природе, к материальным, социальным и духовным ценностям; осознание и утверждение приоритета всех форм жизни как условие существования человека; обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей; благополучия его здоровья в условиях оптимизации системы «природа человек». Экологическая культура отражает целостность понимания мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. Более того, экокультура становится ведущим компонентом общей культуры, развивая материальные и духовные ценности [247; 248].

В исследованиях А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной подчеркивалось, что экологическая культура касается всех сфер материальной и духовной жизни общества, каждого человека и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение природной среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития и совершенствования. В рамках данного представления авторы полагают, что экологическая культура предполагает наличие у человека определенных знаний, убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе [171; 173].

По мнению Е.Ю. Ногтевой, И.Д. Лушникова, культура связывает человека и природу, представляет собой результат их взаимоотношений, в то же время от уровня ее развития зависят способы и формы взаимодействия человека и природы. Человек, культура, природа образуют социоприродную систему, в которой все субъекты объединены множеством прямых и обратных связей, составляющих целостный организм, устойчивость которого определяется их гармоничным развитием и согласованным взаимодействием, что в максимальной степени проявляется в культуре человека. Образовавшаяся тройственная связь между человеком, природой и культурой приобретает логическую форму (Рисунок 2).

В своих исследованиях Е.Ю. Ногтева подчеркивает, что экологическая культура соединяет человека и природу, создает базу для развития социоприродной системы на основе ценности, противоположной ценностям современного потребительского общества. Культура, формируемая на ценности гармонии человека и природы с целью сохранения целостности человеческого рода и регулятивных возможностей природы, является единственным средством и гарантом единения человека и природы. Культура, по мнению автора, совмещает, интегрирует социальное и природное, а источником интеграционных процессов в развитии современной культуры является соотнесение этого развития с природными процессами. Экологическая культура выступает в качестве основы для такой интеграции [164]. Таким образом, культура превращается из средства обособления человека и природы в средство их объединения.

В дальнейшем сущность и содержание экологической культуры, ее функции и структура в экологическом образовании уточнялись и углублялись. Особенно этот процесс активизировался после принятия Концепции устойчивого развития (Рио-де-Женейро,1992), и разработки новой стратегии экологического образования как образования для устойчивого развития [192; 229].

Методика формирования экологической культуры в школьном элективном курсе «Экология растений» на основе методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Принцип экологического краеведения обладает высоким образовательным потенциалом, так как предполагает изучение элективного курса «Экология растений», используя знакомое и родное ближайшее окружение, конкретную модель исторически обусловленной взаимосвязи человека и природы (Е.А. Гринева). Изучение краеведческого материала позволяет акцентировать внимание на красоте живой природы, ценности и особенностях растительного разнообразия, экологических проблемах, мысленно увязать их с глобальными проблемами человечества, что служит основой формирования личностно-значимого культуросообразного обучения.

Теоретическая модель формирования экологической культуры выполняет функции: ценностно-целевую, теоретико-мировоззренческую, организационно деятельностную, оценочно-рефлексивную, обеспечивающие формирование экологической культуры учащихся. Ценностно-целевая функция разработанной модели, отражая основной смысл процесса обучения в области экологии растений, опирается на ценности – цели как стержня экологической культуры: коэволюцию, экогуманизм, положение экологического императива (Н.Н. Моисеев), смену нравственных принципов с позиции «покорения природы» на «диалог с ней», гармонизацию отношений человека и природы, сохранение биоразнообразие, здоровье, охрану природы, и включает формирование экологической культуры как интегрального личностного качества.

Теоретико-мировоззренческая функция реализует ценности – знания, выражается в изучении интегрированного содержания элективного курса «Экологии растений» как части научной картины мира, формировании научных представлений о многообразии растительного мира, взаимосвязи развития растительных сообществ от влияния экологических факторов, уверенности в возможностях решения экологических проблем охраны растений в направлении устойчивого развития. Овладение упорядоченной системой экологических знаний, создает условия для творчества, используя приемы критического рефлексивного мышления.

Организационно-деятельностная функция представляет воплощение ценностей – отношений субъект-субъектного характера, она отражена в личностно-ориентированном конструировании образовательного маршрута изучения элективного курса «Экология растений» в школе в рамках единого образовательного процесса, с опорой на широкую межпредметную интеграцию: связь с предшествующими курсами «Естествознание» и «Окружающий мир»; взаимодействие с параллельными курсами «Ботаника», «География»; применением технологий обучения, воздействующих на все сферы сознания личности: аффективной, когнитивной, волевой. Оценочно-рефлексивная функция, отражая ценности - качества, предусматривает систематический анализ и самоанализ учебной деятельности и ее результатов, позволяющая осуществлять обратную связь на всех этапах формирования экологической культуры, определять готовность к дальнейшему познанию и самостоятельной работе, выявлять понимание основных мировоззренческих положений, уровень усвоения экологических знаний и умений, в том числе творческого характера, то есть уровень сформированности экологической культуры.

Теоретическая модель формирования экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений» состоит из взаимосвязанных компонентов: целевой, содержательный, процессуальный, технологический, результативно-оценочный. Целевой компонент как формирование экологической культуры учащихся при изучении элективного курса «Экология растений» в экологическом образовании школьников рассматривался исходя из ее структурно содержательной сущности, объединяющий ценностный, познавательный, деятельностный составляющие, воздействующие на все сферы сознания рефлексирующей личности, обеспечивая развитие ее личностных качеств на идеях коэволюции, экогуманизма, толерантности.

Содержательный компонент отражает структурную неоднородность экологической культуры. Он объединяет аксиологический, когнитивный, праксиологический аспекты.

Аксиологический аспект, реализуя ценностный компонент экологической культуры, включает материал, воздействующий на мотивацию, целеполагание, смыслообразование, формирование личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов, стремлений и отношений. Содержание направлено на осознание выдающейся роли растительного мира в жизни человека и биосферы, формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, ее красоте, сокращению биоразнообразия, проблемам охраны растений.

Когнитивный аспект, реализуя познавательный компонент экологической культуры, направлен на формирование у учащихся системы знаний о различных жизненных формах растений, видового состава растительных сообществ, взаимодействии растений с основными экологическими факторами, экологических группах растений по отношению к экологическим факторам, особенностях влияния человека на растения, системе охраны растительного мира. Культурологические идеи элективного курса «Экология растений» способствует переориентации содержания экологического образования с исключительно знаниевой основы на выявление личностного смысла в получении знаний в средство для становления духовно-ценностных основ развивающейся личности. При изучении курса растительный мир рассматривается в неразрывном единстве с другими компонентами окружающей среды, что позволяет сформировать у учащихся представление о целостности мира, раскрыть взаимосвязи и их закономерности, существующие в природе.

Опытно-экспериментальная проверка эффективности методики формирования экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений»

Задания отвечали требованиям трех уровней усвоения экологического содержания элективного курса «Экология растений». Первый, второй и третий вопросы репродуктивного уровня усвоения предполагают активное воспроизведение экологической информации, определяют уровень усвоения полноты и глубины знаний. Четвертый, пятый и шестой вопросы анкеты интерпретирующего уровня, определяют обобщенность знаний, они направлены на осуществление учебной деятельности в выявлении, объяснении, анализе отдельных показателей природных компонентов, их специальных признаков и закономерностей. Седьмой и восьмой вопросы творческого уровня усвоения реализуют осуществление самостоятельной учебной деятельности по прогнозированию последствий влияния человека на растительный мир; выдвижение и обоснование своей точки зрения по отношению к альтернативной и направлены на установление уровня осознанности. Девятый вопрос определяет умение учащихся применять усвоенные экологические знания в практической деятельности. Завершает анкету вопрос (десятый) на диагностику ценностных отношений.

На констатирующем этапе эксперимента диагностика ценностного отношения учащихся к растительному миру на основе методики «Недописанный тезис» («Растения для меня это….») показала значимость растений для каждого ученика, большинство учащихся понимают важность растительного мира в жизни планеты, выражают этическое и эстетическое отношение к растениям. Большая часть учеников (75%) определяют растения как источник кислорода; для 81% растения являются предметом красоты и местом отдыха, что немало важно для жителей города; 2 % - не могли дать никакого ответа. С использованием методики «ЭЗОП» на данном этапе определено: среди шестиклассников (21%) доминирует эстетическая установка (растительный мир как объект красоты), растительные разнообразия, воспринимаются как объект изучения у 23% респондентов, этическая установка (растения, воспринимаемые как объект охраны) доминирует у 26% учащихся.

При анализе результатов констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что в результате определения критерия полноты знаний наименее затруднительным оказалось назвать наиболее распространенные виды растений своего региона; в числе респондентов (72%) назвали 10 и более видов, при этом большая часть названных растений оказались деревья близлежащего окружения (береза, тополь, клен, липа). При определении критерия глубины, большинство учащихся дали лишь отдельные элементы определения понятия «Вегетационный период», испытывая затруднения при выявлении существенных признаков понятия. В ответах на вопросы проявляли неуверенность. Результаты распределились следующим образом: 32% учащихся дали полный правильный ответ; 26% ответили правильно, но ответ был не полный; у 42 % респондентов ответ был неправильный.

Диагностика обобщенности усвоения экологических знаний показала, что 12% учащихся умеют производить операции обобщения, конкретизации и систематизации экологических знаний; неспособность к оценке влияния деятельности человека на растения своей местности продемонстрировали 23% учащихся при этом показывая умение обобщать и систематизировать экологические понятия.

Анализ критерия осознанности знаний показал, что лишь 18% учащихся показали оперативность знаний при прогнозировании экологических последствий действий человека в результате поджога травы отвечая на седьмой вопрос, 9% респондентов показали гибкость знаний при обосновании своей точки зрения, демонстрируя умение применять экологические знания в новых ситуациях.

Проведенное диагностическое исследование констатирующего этапа эксперимента позволило сделать вывод о том, что отмечается значительный интерес учащихся к изучению растительного разнообразия; анализ мнения учителей и учащихся определил актуальность создания методики формирования экологической культуры учащихся в школьном элективном курсе «Экология растений».

Формирующий этап педагогического эксперимента включал в себя внедрение разработанной методики в практику школьного образования. Эксперимент был направлен на исследование сформированности уровней экологической культуры. Он строился на основе сравнения результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента. По результатам исследования был проведен контрольный срез. В целях соблюдения требования достоверности к эксперименту, одновременно с участниками формирующего эксперимента диагностике подвергались учащиеся контрольной группы, обучающиеся без ведения экспериментального фактора. Количественные показатели, характеризующие уровни усвоения экологического содержания контрольных и экспериментальных групп, для большей наглядности отражены в диаграммах, что позволяет визуально отобразить эффективность разработанной методики.

Выявление ценностного отношения («Охрана растительного мира для меня это…») у учащихся экспериментальной группы показало, что у 86% учащихся наблюдается устойчивый интерес к экологической проблеме сохранения растительного мира, осознание необходимости гармонизации взаимоотношений человека с растительным миром, выражающиеся в высказывании, обосновании личной позиции по оценке экологических проблем сохранения растительного мира. Доминирующая эстетическая установка (26%) у учащихся сменяется на когнитивную (природа как объект изучения) 31%, восприятие природы как объект охраны проявляется у 34% респондентов. Прагматический тип установки (где природа воспринимается как объект пользы) у учащихся встречается соответственно в 9% в экспериментальной группе и 21% учащихся контрольной группы (Рисунок 6).