Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека Ветров Роман Викторович

Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека
<
Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ветров Роман Викторович. Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Курск, 2005 254 c. РГБ ОД, 61:05-13/2294

Содержание к диссертации

Введение

I. ГЛАВА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ХГФ ПРИ ОСВОЕНИИ ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ РИСУНКА ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА 15

1. Психолого-педагогические основы формирования профессиональных умений студентов в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека 15

2. Структура и содержание профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства на занятиях по рисунку при освоении пластической анатомии

3. История методов освоения пластической анатомии человека в процессе художественного образования 50

II. ГЛАВА: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РИСУНКА ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА 89

1. Дидактические и методические проблемы формирования профессиональных умений будущих учителей изобразительного искусства при освоении пластической анатомии (констатирующий эксперимент) 89

2. Разработка и проверка экспериментальных заданий и упражнений (поисковый эксперимент) 105

3.Комплексная методика формирования профессиональных умений студентов ХГФ в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека (формирующий и сравнительный эксперимент) 130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180

ЛИТЕРАТУРА 184

ПРИЛОЖЕНИЕ 200

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. Сегодня в результате социальных процессов, происходящих в обществе, возникает необходимость в формировании особого интегративного типа работника образования - субъекта социально-профессиональной деятельности, самобытной, активной личности и индивидуальности, способной реализовать себя как в педагогической, так и в других областях общественной жизни. В связи с этим в данных социальных условиях важное значение приобретает качество подготовки преподавателей изобразительного искусства для работы в школе.

Улучшение качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства в вузе как по предметам изобразительного цикла, так и педагогическим дисциплинам предполагает решение ряда актуальных проблем художественно-педагогического образования, одной из которых является недостаточный уровень сформированности профессиональных умений студентов. Профессиональные умения определяются как способность студента на высоком уровне выполнять живописно-графические работы и быть готовым к одновременному решению педагогических задач в работе с детьми.

Развитие профессиональных умений будущих учителей изобразительного искусства, подразумевающих под собой единство художественных и педагогических умений, является одной из основных задач образовательного процесса на художественно-графическом факультете. Фактически, в современном художественно-педагогическом образовании в ходе преподавания изобразительных дисциплин происходит разделение целостного образовательного процесса на «ведущее» - развитие изобразительного мастерства и «второстепенное» - развитие педагогических умений.

Органичное сочетание педагогической подготовки будущих учителей с освоением теории и практики изобразительного искусства во многом определяет эффективность развития профессиональных умений художника-педагога, необходимых и в творческой, и в педагогической деятельности.

Теоретические положения нашего исследования базировались на фундаментальных трудах ученых: в области исследования деятельности - С.Л.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, В.П.Зинченко, И.И.Ильясова, М.С.Когана, А.Н.Леонтьева, В.Л.Ляудис, А.Р.Пурина, Б.М.Теплева; в области методического мастерства и разработки новых технологий - О.А.Абдуллиной, Е.Г.Болбасова, Ф.Н.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, Н.Д.Левитова, В.А.Сластенина; в области художественно-педагогических исследований - Н.Н.Анисимова, Г.В.Беды, Н.Н.Волкова, В.П.Зинченко, Е.И.Игнатьева, С.Е.Игнатьева, В.И.Кириенко, В.И.Козлова, В.С.Кузина, В.К.Лебедко, Л.Г.Медведева, Н.Н.Ростовцева, Г.Б.Смирнова, А.Е.Терентьева, А.А.Унковского, Н.К.Шабанова, Е.В.Шорохова, А.П.Яшухина. Авторами перечисленных исследований первостепенное значение отводилось формированию художественных и профессионально-педагогических умений на занятиях по рисунку, живописи, композиции.

Изучив и проанализировав диссертационные исследования таких ученых, как Л.В.Алексеева, М.Х.Бежанов, Н.С.Боголюбов, А.А.Ворохоб, С.Р.Гильмутдинова, А.И.Иконников, Д.З.Колчина, Л.Б.Михаленко, Ю.В.Новоселов, Л.М.Писаревский, Ю.И.Преображенский, А.Л.Павловский, Н.Н.Ростовцев, В.Д.Черкасов и др., затрагивающих различные аспекты методики преподавания рисунка, мы пришли к выводу, что рассмотренные работы направлены в большей мере на совершенствование изобразительной подготовки студентов, в то время как вопросы овладения педагогическими умениями в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека еще не стали предметом основательного изучения.

Рассмотрение научных исследований позволило сделать вывод о существовании некоторого разделения целостного образовательного процесса на развитие художественных и педагогических умений студентов. Анализ указанных диссертаций дает нам основание считать, что, хотя научные работы по вопросам профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства и включают некоторые педагогические элементы в преподавание спецдисциплин, разработанность проблемы формирования профессиональных умений студентов ХГФ в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека остается очень низкой.

Актуальность изучения теоретических основ профессиональных умений и разработки методической системы их формирования у студентов художественно-графических факультетов при изучении пластической анатомии на занятиях по рисунку обусловлена необходимостью решения ряда существующих противоречий.

В общеобразовательной школе, а также в учебных заведениях с углубленным изучением изобразительного искусства в программу по данному предмету включены задания по изображению фигуры человека как с натуры, так и по воображению. На подобных уроках учащихся необходимо знакомить с правилами размещения, этапами построения рисунка фигуры, основными пропорциями и элементарными знаниями анатомии человеческого тела. Уроки и внеклассные занятия с такой тематикой представляют большие трудности и зачастую игнорируются преподавателями в связи с отсутствием у них достаточных знаний и практических умений в этой области. Затруднения вызывает не только изложение материала по пластической анатомии в доступной для школьника форме, но и организация учебных постановок с позирующей фигурой, причина которых скрывается в недостаточно высоком развитии профессиональных умений. Таким образом, обращает на себя внимание первое противоречие, заключающееся в несоответствии требований, предъявляемых современной школой к учителю изобразительного искусства и реальным уровнем сформированности педагогических и художественных умений студентов художественно-графического факультета.

Следующее обстоятельство, побудившее нас обратиться к исследованиям в данной области, - проблема формирования педагогических умений у студентов художественно-графических факультетов на занятиях по художественным дисциплинам, ориентированных в большей степени на подготовку художника, в то время как подготовка учителя теряет свою значимость и относится преподавателями специальных предметов к курсу дисциплин психолого-педагогического цикла, на что указывают в своих исследованиях художники-педагоги Л.А.Ивахнова, Н.Н.Ростовцев, А.Е.Терентьев, Н.К.Шабанов, Е.В.Шорохов. Таким образом, актуализация темы исследования обусловлена проблемой, существующей между недостаточной возможностью студентов с максимальной активностью усваивать профессиональные умения и навыки при изучении пластической анатомии в условиях работы над рисунком фигуры человека и отсутствием научно обоснованной методики одновременного формирования профессиональных (как художественных, так и педагогических) умений студентов, что и является вторым противоречием. На наш взгляд, определяющим в процессе освоения пластической анатомии является целенаправленное формирование у студентов, наряду с художественными, также и педагогических умений как важного фактора качественной подготовки учителя изобразительного искусства. Слившись в единый процесс, умения обеспечат профессионально-педагогическую направленность в художественно-творческой и педагогической работе студентов художественно-графического факультета.

Необходимость решения данной проблемы связанна с тем, что в последние годы, как показывает констатирующий эксперимент, обозначилась тенденция к снижению качества живописных и графических работах студентов, включающих изображения фигуры человека, что неразрывно связано с недостаточностью знаний студентов по пластической анатомии на художественно-графических факультетах. Несоответствие качества графических и живописных работ студентов, включающих изображение фигуры, уровню предъявляемых программой требований составляет третье противоречие.

Назревшая необходимость решения выявленных противоречий определяет актуальность исследования, которая заключается в том, что вследствие нерешенности проблем формирования профессиональных умений у студентов художественно-графических факультетов в значительной мере страдает качество подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства. Мы пришли к необходимости разработки обоснованной и четко продуманной методической системы освоения пластической анатомии на художественно-графических факультетах педвузов, ведущей к формированию личности учителя, вооруженного профессиональными умениями в области педагогической деятельности, а также переориентации педагогического процесса с подготовки художника на подготовку художника-педагога, способного возглавить, организовать и осуществить с детьми работу на уроке.

Обоснование необходимости, теоретическая разработка методики формирования профессиональных умений студентов при освоении пластической анатомии в условиях работы над рисунком фигуры человека, апробирование и анализ эффективности составляют цель нашего исследования.

Исследуемая нами проблема формулируется следующим образом: «Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека» и требует разработки методики формирования художественных и педагогических умений у студентов при освоении пластической анатомии средствами графики. Экспериментальная методика должна базироваться на постоянном решении студентами проблемных художественно-педагогических ситуаций, средством организации которых является одновременная работа на занятиях по реализации художественных и педагогических задач.

Объектом исследования является учебная, художественная деятельность студентов ХГФ, направленная на формирование профессиональных умений в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека.

Предмет исследования - содержание, формы, методы, приемы, способствующие эффективному формированию профессиональных умений у студентов художественно-графического факультета при освоении пластической анатомии.

В результате предварительного знакомства с теорией интересующего нас вопроса, рассмотрения методов преподавания художественных дисциплин, анализа практических работ студентов по рисунку была выдвинута следующая гипотеза исследования: эффективное формирование профессиональных умений у студентов в процессе выполнении рисунка фигуры человека будет обеспечено, если будет разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система подготовки учителя изобразительного искусства в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека, обеспечивающая развитие у студентов основ педагогического и художественного мастерства и включающая в себя:

а) цель, задачи и содержание подготовки учителя изобразительного искусства в условиях освоения пластической анатомии на занятиях по рисунку;

б) многообразие принципов, форм и методов обучения;

в) единство обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. Проанализировать научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области пластической анатомии, психологии, педагогики, дидактики, методики преподавания изобразительного искусства, наследие художников-педагогов, диссертационные исследования, учебные программы, касающиеся исследуемой проблемы.

2. Рассмотреть исторический аспект становления и развития методов обучения пластической анатомии в западноевропейском и отечественном изобразительном искусстве и художественно-педагогическом образовании.

3. Изучить современное состояние проблемы формирования профессиональных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов, выявить типичные недостатки существующих методик обучения и причины их возникновения.

4. Определить условия и эффективные пути формирования профессиональных умений в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека.

5. Разработать критерии оценки художественно-педагогических умений студентов, которые позволят выявить динамику формирования профессиональных умений студентов художественно-графического факультета.

6. Теоретически обосновать и разработать методическую систему формирования профессиональных умений у будущих учителей изобразительного искусства.

7. Осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой системы формирования профессиональных умений у студентов при освоении пластической анатомии.

Для решения поставленных задач предполагается использование следующих методов исследования:

- изучение и анализ литературы по психологии, педагогике, истории искусства, пластической анатомии, эстетике, теории и методике преподавания изобразительного искусства;

- анализ современного состояния практики преподавания живописи, рисунка, скульптуры; общий анализ методик, учебно-методических программ ХГФ по изобразительному искусству и учебно-методических комплексов, связанных с обучением пластической анатомии;

- педагогическое наблюдение за процессом деятельности студентов и преподавателей на занятиях по рисунку, скульптуре и пластической анатомии;

- анализ результатов наблюдения за творческим процессом студентов ХГФ;

- анализ графических работ студентов ХГФ (дипломных работ; методического фонда факультета; семестровых заданий по рисунку, пластической анатомии; специальных заданий в аудитории);

- использование методов социологического исследования: беседы с преподавателями и анкетирование студентов;

- проведение эксперимента (констатирующего, поискового, формирующего, сравнительного) как основы для разработки методической системы по формированию профессиональных умений при освоении пластической анатомии;

- анализ, обобщение и обработка результатов эксперимента. Методологической основой исследования являются научные труды специалистов в области пластической анатомии, физиологии, психологии, педагогики, искусствоведения, методов научного исследования, теории и методики обучения рисунку и пластической анатомии.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обоснована необходимость и возможность формирования профессиональных умений у студентов при освоении пластической анатомии через организацию обучения рисунку, обеспечивающую активное включение студентов в процесс усвоения профессиональных знаний, с одновременным углубленным осознанием их значимости в будущей профессиональной деятельности;

- выявлены психолого-педагогические основы формирования профессиональных умений у студентов ХГФ в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека;

- на основе определения уровней сформированности профессиональных умений разработаны критерии оценки художественно-педагогических умений, приобретенных студентами в процессе освоения пластической анатомии;

- разработана и теоретически обоснована эффективная методическая система формирования профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека, основанная на получении студентами знаний и выработке умений в условиях педагогической направленности обучения, которая включает в себя: цели, задачи и содержание обучения пластической анатомии на занятиях по рисунку; постоянство и многообразие принципов, форм и методов обучения; единство обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.);

- полученными результатами экспериментальной методики доказано, что интегративное решение студентами педвузов художественных задач в единстве с задачами педагогическими в условиях работы над рисунком фигуры человека в процессе освоения пластической анатомии придает системе обучения активный, профессионально направленный характер и позволяет художественно-познавательной мотивации студента перерасти в профессиональную.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что решение данной проблемы вносит важный вклад в теорию и практику преподавания живописи, рисунка, скульптуры и пластической анатомии на художественно-графическом факультете. Разработанная нами методическая система формирования профессиональных умений в процессе освоения пластической анатомии у студентов в большей мере способствует совершенствованию качества подготовки будущих специалистов. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке смежных проблем.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные методические рекомендации и дидактические материалы, направленные на совершенствование профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства, могут быть внедрены в практику проведения занятий по рисунку, а также скульптуре и пластической анатомии как в вузах художественно педагогического профиля, так и в специализированных и общеобразовательных школах.

Результаты исследования могут в дальнейшем быть использованы в разработке новых учебных программ, учебных пособий, учебников по организации и проведению занятий по пластической анатомии в вузах и школах.

Этапы исследования. Исследование проводилось на базе художественно-графического факультета Курского государственного университета в течение 3-х лет, а также Воронежского государственного педагогического университета. Эксперимент охватил около 600 студентов ХГФ III—IV курсов очной формы обучения. Исследование проходило в несколько взаимосвязанных этапов:

На первом этапе (октябрь-декабрь 2001 г.)осуществлялись: анализ литературных источников, изучение состояния проблемы и степени ее разработанности, разработка научного аппарата: выдвижение гипотезы, определение цели, задачи и методов исследования, работа над программой констатирующего эксперимента.

На втором этапе (январь-декабрь 2002 г.) было установлено содержание опытно-экспериментальной работы, проведен констатирующий эксперимент, определена база для поискового и формирующего экспериментов, проверена эффективность педагогических средств обучения, активизирующих умения студентов во время освоения пластической анатомии на занятиях по рисунку, осуществлен поисковый эксперимент. Теоретические разработки исследования изложены в виде I главы диссертационной работы.

Третий этап (январь-декабрь 2003 г.) посвящен работе над формирующим экспериментом, проверке эффективности методики формирования профессиональных умений у студентов при освоении пластической анатомии. Проведен анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, а также их статистическая обработка.

На четвертом этапе (январь-май 2004 г.) были подведены окончательные итоги исследовательской работы и оформлены материалы в виде II главы кандидатской диссертации.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на результаты исследований по философии, психологии, физиологии, педагогике, методике преподава ния художественных дисциплин, соответствием методики исследования поставленной цели и задачам; опытно-экспериментальной проверкой и подтверждением основных положений диссертационного исследования в условиях апробирования разработанной модели методической системы; объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования.

Апробация исследования и внедрение его результатов. Разработанный нами учебно-методический комплекс заданий и упражнений, направленный на решение проблемы развития профессиональных умений студентов ХГФ, проходил апробацию на художественно-графических факультетах Курского государственного университета, Воронежского государственного педагогического университета.

Материалы исследования сообщались и проходили обсуждение на заседаниях кафедры теории и методики обучения изобразительному искусству Курского государственного университета. Основные положения настоящего исследования также отражены в публикациях статей и тезисов в межвузовских сборниках научных трудов.

На защиту выносится:

1. Научно обоснованное и экспериментально подтвержденное заключение о необходимости единства целенаправленного развития художественных и педагогических умений студентов в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека.

2. Художественно-педагогические умения, формируемые у студентов в процессе выполнения рисунка фигуры человека:

а) педагогические (организаторские, коммуникативные, аналитико-оценочные умения);

б) художественные (умение выполнять композиционные наброски и зарисовки, осуществляя поиск пластического решения фигуры человека; умение выбирать объект изображения, оптимальную точку зрения, материал и технику работы; умение передать позу и особенности фигуры натурщика, конструктивно построить фигуру и дать пластическую моделировку форм; умение работать отношениями, добиваясь целостности изображения; умение использовать в графических работах анатомические знания, законы композиции, линейной и воздушной перспективы;

умение методически грамотно в определенной последовательности выполнять графические работы).

3. Разработанная и прошедшая экспериментальную проверку и апробацию методическая система по формированию профессиональных умений у студентов, представляющая собой интегрированное единство художественных и педагогических целей, задач и содержания заданий, основу которой составляет активная деятельность студентов в течение всего учебного года, направленная на одновременное развитие как художественных умений в выполнении графических работ по изображению фигуры человека на основе знаний пластической анатомии, так и педагогических умений, необходимых для решения конкретных учебных ситуаций.

4. Разработанная система критериев оценки умений студентов, позволяющая определить уровень их профессиональной подготовки:

а) критерии, определяющие наличие творческой направленности личности учащегося: четкая осмысленность поставленной задачи; выбор оптимальной точки зрения; выбор формата в соответствии с эскизом и натурной постановкой (размер формата, тональность бумаги, расположение его по вертикали или по горизонтали); композиционно-образное решение рисунка; творческий подход в решении учебных задач; влияние физических характеристик модели (пол, конституция тела, характер освещенности и т.д.) на технику выполнения рисунка; выразительность рисунка;

б) критерии, определяющие уровень сформированности художественных умений при изображении обнаженной фигуры: осмысленность в передаче конструктивности, объемности, пространственного решения формы тела на плоскости; выявление конструктивной основы формы модели, ее характера; выразительность в передаче пластической формы обнаженной фигуры; использование методов и приемов, упрощающих процесс построения фигуры на плоскости; применение знаний конструктивно-анатомического строения и пропорциональных отношений частей тела человека;

в) критерии, раскрывающие умение студентов применять знания теории академического рисования на практике: перспективное построение фигуры в рисунке и построение пространства вокруг нее (линейная перспектива, воздушная перспектива); соблюдение последовательности выполнения рисунка в соответствии с ме тодикой; использование в рисунке принципа работы тональными отношениями; грамотное использование графического материала; тоновое единство изображения, законченность рисунка;

г) критерии анализа педагогической деятельности студентов: конструктивный анализ и объективная оценка как своих, так и работ других студентов; объяснение процесса ведения творческой работы; владение специальной терминологией; грамотное выражение мыслей в речевой форме; степень самостоятельности и творческой активности при организации учебной постановки.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка используемой литературы, приложения с графиками и таблицами, отражающими результаты экспериментальной работы, а также фотографиями студенческих работ, выполненных в ходе экспериментального исследования.

Психолого-педагогические основы формирования профессиональных умений студентов в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека

Формирование профессиональных умений и навыков у студентов педагогических ВУЗов является центральной проблемой в развитии творческой личности будущего педагога. Существует прямая зависимость между результатами труда педагога и уровнем сформированности его умений. Педагогическое мастерство, состоящее в продуктивном решении педагогических задач, связано с умением за определенное время, отводимое на процесс обучения, поднять на новый уровень обученности, воспитанности всех или подавляющее большинство учащихся. Оно проявляется, прежде всего, в системе и последовательности педагогически целесообразных действий, в умении реализовать педагогическую систему обучения в работе с учащимися.

От педагога и его профессионального мастерства во многом зависит уровень развития вузовского и школьного образования. Сегодня невозможна перестройка высшего и среднего педагогического образования без решения проблемы формирования у будущих учителей педагогических знаний, умений и навыков, направленных на развитие личности учителя, на формирование его активной жизненной позиции, качественных и прочных основ педагогического мастерства. Вся система подготовки учителя должна быть сориентирована на формирование социально-гражданских качеств и более совершенное художественное и педагогическое обучение и воспитание.

Педагогические умения являются формой функционирования теоретических знаний и реализуются, прежде всего, в психолого-педагогические знания как о целях, задачах, принципах, сущности, методах и приемах обучения и воспитания, так и о способах организации педагогического процесса. В педагогических умениях реализуются также теоретические знания конкретных учебных предметов.

Вопросы формирования профессионально-педагогических умений учителя относятся к числу наиболее актуальных в современной педагогической науке и практике и приобретают особую значимость в подготовке художника-педагога. Поэтому эта проблема давно привлекала пристальное внимание ученых и педагогов-практиков.

Методические и методологические основы формирования учебных умений и навыков имеют отражение в трудах психологов и педагогов О.АЛбдуллиной [2], Н. В.Кузьминой [89], [90], [91], [92], И.Т.Огородникова [133], П.И.Пидкасистого [142], [143], К.К.Платонова [146], [147], С.Л.Рубинштейна [170], [171], В.А.Сластенина [178], [179], Л. Ф.Спирина [185], А.ШЦербакова [216], [217].

Одни авторы определяют педагогические умения как составной компонент деятельности, в котором воплощаются знания и навыки (Н. В. Савин [173] и др.); другие — как результат овладения способами и приемами обучения и воспитания, основанный на психолого-педагогических и методических знаниях (О. А. Абдуллина [2] и др.); третьи - как способность решать учебно-воспитательные задачи, опираясь на знания и сформированные действия (В. А. Крутецкий [83], и др.); четвертые — как возможность выполнять системы действий в соответствии с целями и условиями их выполнения (Е. Н. Кабанова-Меллер [70], Б. Ф. Ломов [103] и др.) и т. п.

Из вышесказанного следует, что в теории педагогического образования складывается несколько подходов к классификации педагогических умений. Их можно свести в три большие группы: по педагогическим функциям учителя-воспитателя ( [89], [90], [91], [92], [216], [217], [2] и др.); по функциям постановки и решения разного класса педагогических задач ( [133], [185] и др.); по этапам управления учебно-воспитательным процессом ([178], [179] и др.).

Необходимо отметить, что первоначальные педагогические знания и умения студент должен приобретать в процессе изучения спецдисциплин, в том числе на занятиях по рисунку при изображении фигуры человека в процессе освоения пластической анатомии, когда они будут иметь ярко выраженную профессиональную направленность. В этой связи интерес к предмету должен быть трансформирован в профессиональную готовность обучаться ему. Проведение занятий по пластанатомии в ВУЗе должно обеспечить, наряду с освоением художественного мастерства, развитие таких качеств, знаний, умений и навыков, владея которыми будущий учитель сможет эффективно выполнять свои профессиональные обязанности, «вне этого педагогическое образование перестает быть подлинно профессиональным, ставится под сомнение целесообразность специализированных учебных заведений, готовящих учителей» [164, с. 141].

Внимательно изучив и проанализировав исследования ученых в области педагогики и психологии, можно выявить основные компоненты общей структуры профессиональной педагогической деятельности (конструктивный, организаторский, коммуникативный, проектировочный, гностический), и тем самым определить педагогические умения, значимые в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства.

Естественно, в условиях проведения занятий по рисунку при освоении пластической анатомии, невозможно сформировать все группы педагогических и художественных умений. Поэтому в нашем исследовании к рассмотрению мы приняли только те педагогические и художественные умения, которые можно выработать непосредственно на занятиях по данной дисциплине. Этот процесс должен аккумулировать весь комплекс психолого-педагогических дисциплин, частных методик преподавания, педагогических практик и т.д. Причем, на наш взгляд, должно произойти взаимное обогащение дисциплин общепедагогического цикла и художественных дисциплин.

Таким образом, под профессиональными умениями мы будем понимать совокупность интегрированных художественных и педагогических умений, необходимых для полноценной профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства, формируемые в рамках спецпредмета художественно-педагогического цикла.

Структура и содержание профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства на занятиях по рисунку при освоении пластической анатомии

Высшее образование, в том числе и педагогическое, имеет своей задачей подготовку квалифицированного специалиста, способного выполнять с наибольшим положительным эффектом все свои профессиональные функции. Рассматривая структуру и содержание художественно-педагогического образования в целом, мы исходим из главной задачи школьного учителя: максимального обеспечения развития всех сторон личности ребенка, подростка, юноши, нравственного в самом широком его понимании, эстетического, интеллектуального с учетом их индивидуальных возможностей, интересов и склонностей, что в совокупности и составляет содержание понятия личностно ориентированного воспитания, образования и обучения. Решение этой главной профессиональной проблемы и должно стать сутью научно обоснованной концепции подготовки учителя изобразительного искусства.

Таким образом, основная цель, которая должна реализоваться в процессе преподавания спецдисциплин и определяющая содержание учебного процесса, в том числе и на занятиях по рисунку при изучении пластической анатомии, это вооружение студентов глубокими знаниями и практическими (художественными и педагогическими) умениями, подготовка его как специалиста способного творчески подходить к формированию необходимых качеств личности человека. Эффективность системы подготовки специалиста определяется степенью ее соответствия требованиям общества, а отношение к художественному воспитанию и образованию служит показателем в подготовке учителя изобразительного искусства. Отсюда следует, что подготовка учителя изобразительного искусства представляет собой многофункциональную и многоаспектную содержательную систему.

Все вышеизложенное дает нам право утверждать, что в основе содержания художественно-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства на занятиях по рисунку при освоении пластической анатомии лежат цели, задачи, и принципы подготовки специалиста данного профиля, реализация которых формирует у студента единую систему художественных и педагогических знаний, умений и навыков, необходимых, во-первых, для осуществления профессиональных функций учителя изобразительного искусства, и, во-вторых, для ведения творческой работы как художника (написание картин, участие в выставках и т.д.).

Содержание процесса обучения художественных дисциплин можно представить в виде пирамиды, где основанием являются цели художественно-педагогического обучения, которые, переходя на следующую ступень, конкретизируются в задачах. Далее задачи установленными методами посредством выбранной формы обучения при определенных условиях, создаваемых в процессе обучения производят результат (График №1).

Проблемой развития содержания образования занимались ряд крупных ученых: философское обоснование образования - Ж.М.Абдильдин [1], А.С.Ар-сеньев [14], Н.С.Злобин [59], Э.В.Ильенков [65], [66], В.М.Межуев [117], М.К.Петров [140], [141] и др.; исторический подход - А.Н.Ильясов [69], и др.; психологическое структурирование - Б.Г.Ананьев [8], [9], Л.Д.Венгер [29], И.Я.Гальперин [35], В.В.Давыдов [47], [48], В.А.Крутецкий [83], А.Н.Леонтьев [97], А.М.Матюшкин [113], А.К.Маркова [107], К.К.Платонов [146], [147], С.Л.Рубинштейн [170], [171], Н.Ф.Талызина [186], Б.М.Теплев [188], В.Д.Шад-рипов [213], Д.Б.Эльконин [220], [221] и др.; психолого-педагогические исследования - О.А.Абдуллина [2], Е.Г.Балбасова [83], Ф.Н.Гоноболин [42], [43], [44], Н.В.Кузьмина [89], [90], [91], [92], В.А.Сластенин [178], [179], Н.Д.Хмель [199] и др.; разработка новых технологий (В.И.Андреев [10], С.И.Архангельский [15], [16], М.М.Левина [95], В.А.Сластенин [178], [179], А.И.Уман [194] и др.; художественно-педагогические исследования - Н.Н.Анисимов [12], Г.В.Беда [20], [21], Н.Н.Волков [31], В.П.Зинченко [55], [56], [58], Е.И.Игнатьев [61], [62], [63], В.И.Киреенко [76], В.С.Кузин [85], [86], [87], [88], В.В.Корешков [80], В.К.Лебедко [94], Н.Я.Маслов [108], Л.Г.Медведев [115], [116], Н.Н.Ростовцев [163], [164], [165], [166], [167], [168], [169], Г.Б.Смирнов [180], [181], А.Е.Терентьев [189], [190], А.А.Унковский [195], [196], [197], Е.В.Шорохов [215], Н.К.Шабанов [207], [208], [209], А.П.Яшухин [223] и др.

Тем не менее, анализируя вопросы подготовки учителя изобразительного искусства, многие ученые уделяли особое внимание разработке теоретических и практических основ художественного образования, чем обозначили определенный отрыв специальной подготовки от профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. «В истории и теории художественно-педагогического образования учебный процесс по рисунку, живописи и композиции всегда рассматривался как процесс решения только художественных задач. Решение исключительно художественных задач есть лишь одна из функций педагогической направленности» [209, с. 166]. Занятия по рисунку, живописи, композиции, истории изобразительного искусства, скульптуре, пластической анатомии нуждаются в усовершенствовании, так как применяемые методы обучения не всегда связаны с методической подготовкой студентов к работе в школе.

Дидактические и методические проблемы формирования профессиональных умений будущих учителей изобразительного искусства при освоении пластической анатомии (констатирующий эксперимент)

Настоящее исследование направлено, прежде всего, на поиск новых, наиболее эффективных методов решения проблемы формирования профессиональных умений, на то, чтобы в рамках учебных часов, отведенных программой, педагог смог бы вооружить студентов не только профессионально-художественными знаниями, умениями и навыками в работе над изображением фигуры человека, рисование которой велось бы осмысленно и грамотно, но и профессионально-педагогическими умениями работы с детьми.

Экспериментальное исследование проходит в три этапа на художественно-графических факультетах Курского государственного университета и Воронежского государственного педагогического университета: констатирующий

ХIII (2001 - 2002.), поисковый (2002 - 2003гг.) и формирующий (2003 - 2004гг.). В педагогическом эксперименте были задействованы студенты 3-4 курсов дневной и заочной формы обучения.

Целью констатирующего этапа исследования явилось определение тех проблем, с которыми встречаются начинающие учителя изобразительного искусства, выпускники художественно-графических факультетов при организации и проведении занятий по изображению фигуры человека в образовательных учебных заведениях. А так же на данной стадии работы необходимо выявить исходный уровень профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов перед прохождением педагогической практики.

В ходе констатирующего эксперимента необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить трудности, с которыми встречаются учителя изобразительного искусства, выпускники художественно-графических факультетов при организации и проведении уроков по изображению фигуры человека в образовательных учреждениях (общеобразовательных школах, школах с углубленным изучением художественных предметов, лицеях, колледжах, художественных школах и школах искусств).

2. Установить, чем вызваны трудности в проведении занятий по изображению фигуры человека в школе.

3. Выявление уровня развития художественных и педагогических знаний и умений к моменту прохождения педагогической практики у студентов ХГФ.

4. Выявление характерных ошибок в изображении студентами обнаженной фигуры человека и причин, вызывающих их появление.

5. Установить уровень влияния занятий по рисунку, включающие задания на освоение пластической анатомии и изображение фигуры человека, на формирование художественно-педагогических умений и определить характерные недостатки в подготовке студентов в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека.

6. Проверка целесообразности поставленной перед исследованием проблемы;

В работе над констатирующим экспериментом мы использовали следующие методы исследования:

- педагогическое наблюдение за процессом деятельности студентов и преподавателей на занятиях по рисунку, скульптуре и пластической анатомии;

- анализ результатов наблюдения за творческим процессом студентов ХГФ;

- анализ результатов наблюдения за педагогической практикой студентов;

- анализ графических и пластических работ студентов ХГФ (дипломных работ; методического фонда факультета; семестровых заданий по рисунку, скульптуре и пластической анатомии; специальных занятий в аудитории);

- использование методов социологического исследования: беседы с преподавателями и анкетирование студентов;

- анализ полученных результатов и их обобщение в виде графиков.

Проверка уровня сформированности художественно-педагогических умений, как в процессе работы, так и в ее конечном варианте, проводилась по разработанным нами художественным и педагогическим критериям, важным условием которых является четкое выделение признаков и параметров формируемых профессиональных умений в процессе освоения пластической анатомии при выполнении рисунка фигуры человека. Разработанная нами шкала, состоящая из четырех групп критериев, позволила преподавателям дать объективную оценку каждой практической работе студента. Кроме этого, сами студенты также могли оценить свои рисунки и рисунки однокурсников, руководствуясь нижеуказанными критериями.

К первой группе относятся критерии, определяющие наличие творческой направленности личности учащегося. Сюда мы причисляем следующие критерии:

1. Четкая осмысленность поставленной задачи;

2. Выбор оптимальной точки зрения;

3. Выбор формата в соответствии с эскизом и натурной постановкой (размер формата, тональность бумаги, расположение его по вертикали или по горизонтали);

4. Композиционно-образное решение рисунка;

5. Творческий подход в решении учебных задач;

6. Влияние физических характеристик модели (пол, конституция тела, характер освещенности и т.д.) на технику выполнения рисунка;

7. Выразительность рисунка;

Ко второй группе относятся критерии, определяющие уровень сформированности художественных умений при изображении обнаженной фигуры. В эту группу входят такие критерии как:

8. Осмысленность в передаче конструктивности, объемности, пространст венности формы тела на плоскости;

9. Выявление конструктивной основы формы модели, ее характера;

10. Выразительность в передаче пластической формы обнаженной фигуры;

11. Использование методов и приемов, упрощающих процесс построения фигуры на плоскости;

12. Применение знаний конструктивно-анатомического строения и пропорциональных отношений частей тела человека;

Похожие диссертации на Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека