Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования Будницкая Татьяна Адиевна

Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования
<
Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Будницкая Татьяна Адиевна. Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Будницкая Татьяна Адиевна;[Место защиты: ГАОУВОМ Московский городской педагогический университет], 2016

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические предпосылки формирования стилевых навыков джазового вокала 18

1.1. Обзор зарубежных и отечественных исследований по проблеме формирования стилевых навыков джазового вокала 18

1.2. Сущность процесса формирования стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования 38

1.3. Педагогические условия формирования стилевых навыков джазового вокала у студентов вузов 64

Выводы по первой главе 93

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование эффективности формирования стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования 95

2.1. Диагностика формирования стилевых навыков джазового вокала у студентов вузов 95

2.2. Внедрение методов формирования стилевых навыков джазового вокала в образовательный процесс вузовской подготовки .113

2.3. Результаты эффективности формирования стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования ... 129

Выводы по второй главе .141

Заключение. 143

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодня в образовательной системе высшей школы России происходят глубокие перемены, показателем которых явился переход вузов на многоуровневую систему образования и на образовательные стандарты третьего поколения, отразивших теоретико-практические этапы развития личностных и профессиональных качеств будущих выпускников вузов. Это не могло не коснуться сферы образования и культуры, которая также претерпевает определенные изменения, связанные с подготовкой музыкально-педагогических и исполнительских кадров, владеющих новыми теоретико-методологическими подходами и умеющих творчески варьировать их в учебном процессе. Только высококвалифицированные педагоги могут передать студентам свои всесторонние знания и умения, привить эстетические идеалы и вкусы, основываясь на лучших отечественных и зарубежных педагогических традициях.

В этих условиях особое значение для современной науки и практики имеет
изучение музыкального искусства эстрады, которое во всех его жанрах, стилях и
видах оказывает непосредственное влияние на формирование мировосприятия,
духовных идеалов, общей культуры и жизненных ориентиров современной
молодежи. Отечественное эстрадно-джазовое образование стремительно

развивается и активно интегрируется в мировую образовательную структуру, что
повышает требования подготовки компетентных, высококвалифицированных,
конкурентоспособных на рынке труда универсальных вокалистов и педагогов.
Требования к результатам освоения образовательных программ будущими
выпускниками эстрадно-джазового профиля содержат общекультурные,

профессиональные, и специальные компетенции, которые характеризуют умение
анализировать и исполнять вокально-джазовые произведения различных стилей.
Понимание современным вокалистом и педагогом стилевых особенностей джаза
является важным и обязательным условием убедительного владения профессией,
поскольку именно джазовая специфика лежит в основе современного вокального
исполнительства. Владение знаниями и навыками исполнения того или иного
джазового стиля позволит педагогу-вокалисту решать задачи формирования у
подрастающего поколения умений интерпретирования современных

произведений; развития музыкального кругозора и мышления, воспитания культуры.

Анализ музыкально-педагогических работ, связанных с категорией стиля, позволил выделить такой компонент как стилевые навыки джазового вокала, педагогическая направленность которых отражена в требованиях к освоению образовательной программы будущими эстрадно-джазовыми исполнителями и педагогами. Навыки в обучении предполагают «…учебные действия,

приобретающие в результате многократного выполнения автоматизированный характер» (Е.С. Рапацевич, П.Я. Гальперин, З.А. Решетова). Следовательно, стилевые навыки предполагают автоматизированные действия в результате повторяющихся упражнений, отражающих определенные стилевые качества исполняемых произведений. Сегодня проблема формирования стилевых навыков джазового вокала решается в процессе вузовской подготовки при условии наличия у студента начальной или средней музыкальной подготовки. Погружение педагогом студента в разные временные рамки, ознакомление его с традиционными и современными культурными исполнительскими контекстами способствует не только проявлению творческой свободы ученика, но и воспитывает в нем интеллектуальные, эстетические и нравственные качества личности.

К сожалению, у сегодняшних выпускников наблюдается нехватка как теоретических знаний, так и практических навыков в области вокально-джазового исполнительства. Если на эстрадных факультетах занятия джазовым вокалом входят в учебные планы, то на музыкальных факультетах педагогических вузов Государственный стандарт этого не предусматривает. Проблемы стилистики вокального джаза, теоретических и методических аспектов его обучения в российских вузах недостаточно изучены и нуждаются в научном осмыслении. Процесс профессиональной подготовки в классе эстрадно-джазового вокала до сих пор рассматривался с точки зрения совершенствования вокальной техники студента, не затрагивающей внутренний мир и стилевой тип студента, не активизирующей его творческих способностей, и, как следствие, не выступающей средством формирования и развития его индивидуальности. Проведённый анализ литературных источников также позволяет сделать вывод, что теоретико-методическая база формирования стилевых навыков джазового вокала практически не разработана, что существенно суживает и обедняет процесс обучения на музыкальных факультетах вузов.

Таким образом, необходимость данного исследования вызвана тем, что педагогический потенциал, заложенный в освоении стилистики джазового вокала, практически не реализован. В этой ситуации перед современной музыкальной педагогикой стоят задачи: а) изучения стилевой функции джазового вокала с научно-педагогических позиций; б) развития теоретико-методических аспектов стилевой вокально-джазовой подготовки студентов в российских вузах; в) поиска факторов воздействия на личность, которые бы стимулировали её активность к творческому росту.

Степень разработанности проблемы исследования. Анализ трудов по музыкальной педагогике позволил сделать вывод, что педагогическая функция стилевых навыков джазового вокала исследована весьма недостаточно. Стилевое

развитие в контексте развивающего обучения в системе вузовской подготовки учителя музыки рассматривается в трудах Л.Г. Арчажниковой и Г.М. Цыпина; с позиций становления духовной культуры растущего поколения в педагогической музыкально организованной среде – в трудах Л.И. Уколовой; с позиций формирования художественной культуры студента-музыканта - в исследованиях А.Я Карелина и А.П. Юдина; в контексте формирования профессиональной культуры педагога-музыканта – в трудах О.В. Грибковой. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания в исполнительских классах педагогических вузов исследуется в работах А.И. Николаевой; когнитивные стили деятельности – в трудах В.В. Афанасьева; стилевой педагогический подход с исторических позиций исследован Е.В. Николаевой, А.Д. Алексеевым. Теоретические аспекты стилевого подхода в контексте общего музыкального образования рассматриваются в трудах Ю.Б. Алиева, Е.Д. Критской, С.Л. Старобинского. Педагоги определяют принципы изучения стиля и методы его освоения, исходя из собственного опыта работы со школьниками (например, метод стиле-слухового анализа С.Л. Старобинского, метод интонационно-стилевого постижения музыки Е.Д. Критской).

Анализ педагогического опыта ведущих представителей вокальной педагогики прошлого и настоящего времени позволил сделать вывод, что в процессе голосообразования был выработан ряд определенных принципов и методов освоения вокальных навыков, оптимизирующий этот процесс. Это вопросы, связанные с вокальным дыханием и его типами, функционированием голосового аппарата, артикуляцией и дикцией, резонаторной системой, психофизикой певцов (Фр. Ламперти, Дж. Лаури-Вольпи, Дж. Барра, А.М. Вербов, А. Варламов, Л.Б. Дмитриев, Р. Юссон, С. Робэн, В.П. Морозов, С.П. Юдин, В.И. Юшманов). Фониатрические методы работы голосового аппарата исследовали И.И. Левидов, Л.Б. Рудин, Дж. Эстилл. Фонопедический метод развития голоса разработал и апробировал В.В. Емельянов. Формированию навыков эстрадного вокала посвятили свои работы С. Риггз (с позиций пения в речевой позиции), О.Я. Клипп (в процессе подготовки учителей музыки), И.В. Сахнова (на примере работы с инструменталистами), А.В. Артемова (в контексте индивидуально-группового подхода); К. Садолин и П.В. Свиридов (с позиций соответствия режимов звукообразования определенному стилю в эстрадной музыке), О.Л. Монд (в контексте обучения артистов мюзикла), Л.М. Коваль (с позиций интегративного подхода), Н.Н. Илларионова (в контексте формирования музыкального вкуса у эстрадных певцов). Однако, несмотря на ценные выводы, касающиеся значения и места навыков в процессе обучения эстрадному вокалу, в педагогической науке остаются нерешенными ряд вопросов:

- не раскрыта стилевая специфика джазового вокала;

- не выявлены закономерности процесса профессиональной подготовки
студентов вузов в классе вокала, раскрывающие педагогическую функцию
стилевых навыков в контексте изучения джазовых композиций;

не создана целостная концепция формирования стилевых навыков джазового вокала во взаимообусловленности: содержание обучения и специфика джазового вокала как конкретное структурное наполнение в обучении будущего специалиста;

не определен педагогический результат, позволяющий судить об эффективности педагогических условий и целесообразности их применения в формировании стилевых навыков джазового вокала у студентов вузов.

Таким образом, можно выявить следующие противоречия:

между необходимостью формирования стилевых навыков джазового вокала у будущих вокалистов-педагогов и недостаточным обеспечением теоретико-методических и практических программ, разработок в сфере вокально-джазового обучения в условиях вузовского образования;

между потребностью современных концертных и образовательных организаций в универсально подготовленных специалистах вокально-джазового профиля (исполнитель-солист, артист ансамбля, преподаватель) и содержанием обучения, в основном направленным на освоение исполнительских знаний, умений и навыков;

между задачей формирования стилевых навыков джазового вокала у будущих вокалистов-педагогов и отсутствием педагогических условий их формирования в системе высшего образования.

Исходя из вышеизложенного, научная проблема данного исследования
может быть сформулирована следующим образом: какова сущность,

организационная структура и результативность процесса формирования стилевых навыков джазового вокала у студентов вузов?

Актуальность и теоретико-методическая неразработанность обозначенной проблемы определили тему диссертационного исследования: «Формирование стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования».

Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов в классе эстрадно-джазового вокала.

Предмет исследования - формирование стилевых навыков джазового вокала в общей структуре музыкально-исполнительской подготовки вокалиста-педагога в условиях вузовского образования.

Цель исследования - выявление педагогических условий и разработка методов формирования стилевых навыков джазового вокала у студентов вузов.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что:

- вокально-джазовую подготовку студентов целесообразно осуществлять на

основе интеграции системно-деятельностного, комплексного,

культурологического и стилевого подхода, а сам процесс подготовки реализовать посредством теоретического познания и восприятия стиля; анализа, осознания и усвоения стилевых норм; через воплощение образа и интерпретацию;

- организационно-содержательную основу процесса формирования
стилевых навыков джазового вокала будут составлять этапы (познавательно-
диагностический; ценностно-ориентировочный; художественно-творческий),
методы (саунд-метод освоения студентами стилевых способов звукоизвлечения;
интонационный метод изучения стилевых способов интонирования;
артикуляционный метод изучения стилевых способов артикуляции; скэт-метод и
мелизма-метод, имеющие целью освоение скэта и орнаментики; свинг-метод
освоения свинговой ритмики) и соответствующие им принципы (расшифровки,
копирования, постепенного усложнения, варьирования темпо-ритма, подвижной
фразировки);

успешность формирования стилевых навыков джазового вокала будет обеспечиваться комплексом педагогических условий, среди которых следует выделить: опору на стилевой методический комплекс; опору на классический вокально-джазовый репертуар с его последующим стилевым расширением; моделирование концертных, конкурсных и педагогических ситуаций.

адекватный диагностический инструментарий формирования стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования позволит поэтапно оценивать и при необходимости корректировать динамику формирования каждого из стилевых навыков джазового вокала.

Задачи исследования:

1. Обобщить и систематизировать научно-теоретический и методический
опыт интерпретации стилевых навыков джазового вокала; выявить особенности
их формирования в процессе эволюции джазовых стилей и осуществить анализ
процесса формирования стилевых навыков джазового вокала.

2. Определить содержание, этапы, выявить принципы и разработать методы
формирования стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского
образования.

3. Выявить педагогические условия процесса формирования стилевых
навыков джазового вокала.

4. Разработать и экспериментально апробировать диагностический
инструментарий формирования стилевых навыков джазового вокала,
включающий систему критериев и показателей динамики формирования стилевых
навыков джазового вокала с учетом объективных методов их освоения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- дидактические концепции, связанные с содержанием образования,

формами и способами учебной работы (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, М.Н. Скаткин);

- исследования по психологии и формировании всесторонне и гармонично
развитой личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л.
Рубинштейн, Б.В. Теплов);

- работы, связанные с проблемой комплексного и культурологического
подходов к музыкальному воспитанию и образованию (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б.
Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, В.Н. Шацкая, Л.И. Уколова, Л.А.
Рапацкая, В.В. Афанасьев, О.В. Грибкова);

исследования по психологии музыкально-исполнительской деятельности (Г.М. Цыпин, Ю.А. Цагарелли, Л.Л. Бочкарев, Д.К. Кирнарская, В.И. Петрушин);

труды по проблеме музыкального стиля (Б.В. Асафьев, М.Г. Арановский, Н.В. Брагина, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.А. Цуккерман, О.А. Шпенглер, В.В. Вейдль, В.Н. Холопова, А.Н. Сохор, Л.Н. Раабен, Л.А. Мазель, Л.Г. Бергер, Б.Л. Яворский, А.Н. Литвинов, С.С. Скребков, А.Н. Соколов);

исследования о реализации стилевого подхода в музыкальной педагогике (Ю.Б. Алиев, Е.Д. Критская, Е.В. Николаева, В.М. Ковалев, Л.В. Кикнадзе, А.И. Николаева, А.Я. Карелин, Н.А. Голубева, Т.Н. Клочкова, М.К. Михайлов, Г.В. Григорьева);

отечественные исследования о джазе и блюзе (И.М. Бриль, В.Г. Кузнецов, В.Б. Фейертаг, М.Г. Арановский, А.Н. Баташев, Ю.В. Верменич, В.Д. Конен, Ф.М. Шак, Е.В. Овчинников, В.С. Симоненко, Ю.Н. Чугунов, Ю.Г. Кинус, К.В. Мошков);

- зарубежные исследования о джазе и джазовых стилях в контексте
художественной культуры ХХ века (У.Л. Сарджент, М. Стернс, Дж.Л. Коллиер,
М.Д. Уильямс, Й.Э. Берендт, Я. Славе, Ф.Т. Уоллиер, А. Одер, Дж. Мэхиген);

работы и статьи о джазовом вокале (Ю.Т. Верменич, А.А. Евгеньев, А.В. Карягина, О.М. Степурко, В.В. Шулин);

исследования по джазовой импровизации (С.М. Мальцев, П.Н. Живайкин, Г.Н. Орлов, Ю.П. Чугунов, Ю.В. Овчинников, Ю.П. Козырев, Е.Б. Шпаковская, Г.С. Левин, И.М. Бриль, В.Н. Сыров, Д.Г. Лившиц, Ф.Н. Ньютон, Ю.Г. Кинус, А.И. Зайцева, Е.С. Барбан, В.Д. Конен, В.В. Шулин, Дж. Митчелл, Б. Столов);

исследования по свинговому ритму (Ф.Н. Ньютон, Е.В. Овчинников, Е.С. Барбан, Ю.Г. Кинус, Г.С. Левин, В.Н. Сыров, В.Д. Конен, И.В. Юрченко, А.Н. Баташев, Дж. Коллиер, Э.К. Кунин);

педагогические исследования по профессиональной подготовке в области музыкального искусства эстрады и джаза (В.Г. Кузнецов, Э.Л. Рыбакова, Ю.В. Степняк, С.А. Амирханова, Е.М. Курильченко);

- педагогические исследования в области эстрадного пения (О.Я. Клипп,

А.В. Артемова, И.В. Сахнова, Д.В. Харичева, О.Л. Монд, А.Б. Арутюнова, Л.М. Коваль, П.В. Свиридов, Н.Н. Илларионова, В.И. Коробка, М. И. Егорычева, И. О. Исаева, Б.Л. Купер, У. Фрайдволд, Т. Хэмсли, Б. Мартин, Дж. Патон, Дж. Поттер, С. Риггз, Б. Роуз, К. Садолин, А. Пэкхем, Т. Писс, К. Пулиг, Г. Купер, Д. Сиклер).

Методы исследования:

теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической,

искусствоведческой, музыковедческой, методической литературы по теме
исследования; обобщение педагогического опыта, сопоставление, анализ и синтез
основных идей, изучение директивных и нормативных документов,

анкетирование и интервьюирование студентов;

эмпирические – наблюдение с целью определения уровня развития
профессиональной подготовки студентов, анализ результатов их деятельности,
анкетирование, беседа с преподавателями и студентами с целью изучения
особенностей их вокально-джазовой подготовки, экспертная оценка,

педагогический эксперимент.

Научная новизна:

- теоретико-методологическим основанием формирования стилевых
вокально-джазовых навыков является интеграция системно-деятельностного,
культурологического и стилевого подхода, в основе которого лежит специально
организованный процесс, который включает познание и восприятие стиля
обучающимися; анализ, осознание и усвоение ими стилевых норм через
воплощение образа и творческую интерпретацию произведения, в результате чего
структурируется устойчивая дидактико-методическая конструкция: саунд-
импровизация-свинг
;

- предложены и обоснованы педагогические условия процесса
формирования стилевых навыков джазового вокала: а) опора на стилевой
методический комплекс
, реализующийся в педагогически организованной
музыкальной среде через познавательно-диагностический, ценностно-
ориентировочный и художественно-творческий этапы; б) опора на классический
вокально-джазовый репертуар
с его последующим стилевым расширением; в)
моделирование концертных, конкурсных и педагогических ситуаций;

- разработаны вокально-джазовые методы формирования стилевых
навыков джазового вокала: саунд-метод, скэт-метод, мелизма-метод, свинг-метод,
интонационный и артикуляционный методы, имеющие единые принципы работы:
расшифровки, копирования, постепенного усложнения, варьирования темпо-
ритма, подвижной фразировки;

- выявлены критерии эффективности формирования стилевых навыков
джазового вокала по стилевым джазовым параметрам (саунд, интонирование, скэт,
орнаментика, свинг, артикуляция), которые позволили определить и

квалиметрически обосновать объективные методы их освоения, а также установить соответствие показателей с требованиями, что, в итоге, обеспечило повышение качества обучения в области джазового вокала.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыт генезис процесса формирования стилевых навыков джазового вокала, выявлены его внутренние и внешние противоречия, причинно-следственные связи, что позволяет более обоснованно реализовать персонифицированный подход к содержательной подготовке студентов по классу вокала не только в высших, но и средних, и специальных учебных заведениях. Предложены новые методы формирования стилевых навыков джазового вокала и комплексного исследования данного процесса, позволяющие сформулировать современные представления о тенденциях развития и механизмах проектирования технологий обучения студентов вокальным навыкам нового поколения. В научный оборот введено и раскрыто содержание понятия «стилевые навыки джазового вокала», что расширяет понятийный аппарат современной вокальной педагогики.

Практическая значимость состоит в том, что разработаны и апробированы
методы формирования стилевых навыков джазового вокала, позволяющие
студентам с базовой музыкальной подготовкой овладеть стилевой техникой,
характерной для исполнения джазовых стилей и жанров (госпел, блюз, свинг, би
боп, босса-нова); определены направления содержания профессиональной
вокально-джазовой подготовки, которые создают условия для повышения качества
вокально-технической и художественно-исполнительской ее составляющих; идеи
и конкретное содержание исследования могут быть использованы в практических
занятиях средних и высших учебных заведений, в лекционных курсах «Методика
преподавания джазового вокала», «История вокально-джазового

исполнительства», могут послужить материалом для написания магистерских и кандидатских диссертаций, дипломных работ и рефератов.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2009 по 2016 гг. и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2009 - 2010 гг., 2012 - 2013 гг.) проводился обзор зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования; обоснование актуальности, формулирование цели, задач, гипотезы исследования; разработка и обоснование методов формирования стилевых навыков джазового вокала у студентов вузов; разработка системы критериев оценки и уровней их сформированности.

На втором этапе (2010 - 2012 гг., 2013 – 2015 гг.) осуществлялась экспериментальная работа: формирование стилевых навыков джазового вокала у обучающихся экспериментальных групп на основе разработанных методов; выполнение публикаций по теме исследования.

На третьем (2015-2016 гг.) проводились обобщение и анализ результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, продолжалось выполнение публикаций по результатам исследования.

Достоверность результатов определяется обоснованностью исходных положений, сформулированных в ходе обобщения научно-теоретического и методического опыта формирования стилевых навыков джазового вокала у студентов вузов; применением комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования; подтверждением гипотезы результатами опытно-экспериментального исследования.

База исследования. Исследование проводилось на базах кафедры вокала факультета культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А. Шолохова, кафедры эстрадно-джазового пения факультета музыкального искусства МГИК, кафедры вокала и хорового дирижирования института культуры и искусств МГПУ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по нескольким направлениям:

1) в процессе экспериментальной работы по формированию стилевых
навыков джазового вокала у студентов в условиях вузовского образования (МГГУ
им. М.А. Шолохова, МГИК, МГПУ);

2) посредством докладов основных положений и теоретических выводов
исследования на международных и всероссийских научно-практических
конференциях: VI Международная научно-практическая конференция
«Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург, 2007);
Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы
музыкального и художественного образования и культуры: история и
современность» (Москва, 2007); I Международная научно-практическая
конференция «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном
пространстве России» (Москва, 2009); Международная научно-практическая
конференция «Модернизация содержания, методов и форм музыкального
образования в современных условиях» (Москва, 2009); II Международная научно-
практическая конференция «Традиции и инновации в современном культурно-
образовательном пространстве России» (Москва, 2011); III Международная
научно-практическая конференция «Традиции и инновации в современном
культурно-образовательном пространстве России» (Москва, 2012);
Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти В.А.
Школяра (Москва, 2013); IX Международная научно-практическая конференция
«Психология и педагогика: современные методики и инновации, опят
практического применения» (Липецк, 2015); XLIX Международная научно-
практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы филологии,
искусствоведения и культурологии» (Москва, 2016);

  1. посредством публикаций результатов исследования в научных журналах: «Сборник работ молодых учёных МГПУ», Выпуск XXVI (Москва, 2009); «Культура. Образование. Педагогика искусства. Сборник научных трудов», Выпуск 6 (Москва, 2009); «Вопросы музыкальной культуры и образования. Сборник научных трудов», Выпуск 8 (Москва, 2011);

  2. посредством публикаций результатов исследования в научных изданиях ВАК при Минобрнауки России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Стилевые навыки джазового вокала – это многоуровневая структура
исполнительского действия, отражающая индивидуальный стилевой тип
личности, воплощающаяся в жанрово-стилевых интонационных и структурных
мелодико-ритмических и содержательных качествах исполняемых джазовых
композиций и порождающая определенную исполнительскую норму джазового
стиля. Формирование стилевых вокально-джазовых навыков основано на
интеграции системно-деятельностного, культурологического и стилевого
подходов, позволяющей спроектировать данный процесс таким образом, чтобы
наиболее продуктивно обеспечить познание и восприятие стиля обучающимися;
анализ, осознание и усвоение ими стилевых норм через воплощение образа и
творческую интерпретацию произведения и реализовать его в виде устойчивой
дидактико-методической конструкции: саунд-импровизация-свинг.

2. Вокально-джазовые методы (саунд-метод, интонационный метод,
артикуляционный метод, скэт-метод, мелизма-метод, свинг-метод) реализуются
посредством специальных принципов (расшифровки, копирования, постепенного
усложнения, варьирования темпо-ритма, подвижной фразировки) и использования
комплекса специальных упражнений, направленных на выработку у студентов
стилевых способов звукоизвлечения (субтон – придыхательный; белтинг –
кричащий; слайт-гроул – слегка рычащий; расщепление – трескучий; вибрато;
филировка – увеличение и уменьшение силы звука, применяется как
динамический эффект-прием); способов интонирования (заниженный,
завышенный, нейтральный; варьированный); способов артикуляции
(фонетический; мотивный); ритмического способа (свинговая фразировка «офф-
бит»); способов импровизации (скэт – слоговое пение; орнаментика – украшение
мелодии мелизмами).

3. Система критериев (саунд, интонирование, скэт, орнаментика, свинг,
артикуляция), показателей (в саунде - владение стилевыми способами
звукоизвлечения; в интонировании – владение стилевыми способами
интонирования; в артикуляции – владение стилевыми способами артикуляции; в
скэте и орнаментике - скорость исполнения, точность интонирования, четкая
дикция на основе английской фонетики и свободная работа голосового аппарата; в

свинге — владение ритмической фразировкой «офф-бит», полиритмией, синкопированием) и уровней сформированности стилевых навыков джазового вокала позволяет объективно провести критериально-уровневую диагностику и оценить качество их сформированности в условиях вузовского образования.

4. Педагогическая эффективность формирования стилевых навыков
джазового вокала зависит от определения индивидуального типа-стиля вокалиста;
особенностей реализации стилевого методического комплекса через систему
интонационных, артикуляционных, импровизационных и ритмических

упражнений (от простой к более сложной структуре, одновременного решения вокально-технических и стилевых задач); от подбора классического вокально-джазового репертуара относительно уровня подготовки студентов; использования занятий в форме солист/бэк-вокалисты и особенностей моделирования концертно-конкурсной и педагогической деятельности на уроках.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Сущность процесса формирования стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования

Джазовый вокал как неотъемлемая часть джазового искусства и как предмет музыкальной педагогики вызывает безусловную необходимость в серьёзном и системном изучении его стилевых навыков. Анализ научно-методической, искусствоведческой, культурологической и музыкально-педагогической литературы показывает различные подходы авторов исследований к проблемам формирования стилевых навыков в джазовом исполнительстве. Так, историко-теоретическим аспектам развития джаза и блюза посвящены работы российских авторов Е.М. Кузнецова, В.Г. Кузнецова, В.Б. Фейертага, В.Д. Конен, А.Н. Баташева, И.М. Бриля, Е.В. Овчинникова, В.С. Симоненко, Дж.Л. Коллиера, Ю.А. Чугунова, М.Г. Арановского, Ю.В. Верменича, Ю.Г. Кинуса, К.В. Мошкова, Е.Л. Рыбаковой, Е.М. Курильченко, а так же зарубежных исследователей У. Сарджента, М. Стернса, Дж.Л. Коллиера, М. Уильямса, Й.Э. Берендта, Я. Славе, А. Одера и др. Изданы биографические книги, посвященные жизни и творчеству великих джазовых и блюзовых исполнителей, энциклопедии и энциклопедические справочники Л. Роксон, В.Б. Фейертага. В конце ХХ века в отечественной научной литературе появились педагогические исследования О.Я. Клиппа, А.В. Артемовой, И.В. Сахновой, Д.В. Харичевой, О.Л. Монд, А.Б. Арутюновой, Л.М. Коваль, П.В. Свиридова, Н.Н. Илларионовой, где рассматриваются вопросы обучения эстрадному вокалу.

Джазовый вокал развивался на основе взаимопроникновения двух стилевых направлений – джаза и блюза, «…впитав в себя такие качества, как драйв, специфическое чувство гармонии и внутренней свободы» [86, с.93]. Исходя из данного дуализма, стилевые особенности джазового вокала определяются: а) эволюцией основных джазовых и блюзовых стилей; б) искусством джаза и блюза как основой джазового репертуара; в) профессиональной вокально-джазовой подготовкой.

Стилевая эволюция джаза и блюза традиционного (1863/65 - 1929 гг.), свингового (1925-1945 гг.) и модернового (1940-1950-е гг.) периодов определила исполнительскую стилистику джазового вокала [85, с. 84]. Во второй половине ХХ века джазовый вокал ассимилировал уже существующие и накопленные ранее стилевые исполнительские особенности. Со стороны джаза на джазовый вокал повлияли стилевые особенности спиричуэл, госпел, свинга, би-бопа, кул-баллады, босса-новы. Со стороны блюза джазовый вокал впитал стилевые элементы трудовой песни и блюза. От глубины понимания данных стилей зависит степень практического освоения студентами стилевых вокально-джазовых навыков в процессе обучения. Поэтому рассмотрим особенности основных жанров и стилей, повлиявших на вокально-джазовую специфику, опираясь на исследования Ю.Г. Кинуса, Ю.Т. Верменича, К.В. Мошкова, В.Д. Конен, У. Сарджента, М. Стернса, Дж. Л. Коллиера.

Известный музыковед и историк джаза Маршалл Стернс в книге «История джаза» определил, что джаз есть «…полуимпровизационная музыка, возникшая в результате 300-летнего смешивания на североамериканской земле двух великих музыкальных традиций – западноевропейской и западноафриканской, то есть фактического слияния белой и чёрной культуры. И хотя в музыкальном отношении преобладающую роль здесь сыграла европейская традиция, но те ритмические качества, которые сделали джаз столь характерной, необычной и легко распознаваемой музыкой, несомненно, ведут своё происхождение из Африки. Поэтому главными составляющими этой музыки являются европейская гармония, евро-африканская мелодия и африканский ритм» [49, цит. c. 82; 59]. Следовательно, в историческом аспекте джаз появился благодаря синтезу шести принципиальных источников, явившихся предджазовыми формами. К ним относятся ритмы Западной Африки и вокально-хоровые жанры: рабочие песни (англ., work song); негритянские религиозные песни (англ., spirituals); негритянские светские песни (англ., blues); американская народная музыка прошлых столетий (англ., country); музыка менестрелей [48, с.9]. Вокально-хоровые жанры заложили основы джазового вокала. Их становление на афро - американской традиции происходило в течении нескольких веков, окончательное же их формирование историки относят приблизительно к XVII-XVIII векам. Рассмотрим особенности джазового вокала относительно стилевой эволюции джаза в первой половине ХХ века.

Спиричуэлc - негритянские религиозные песни (англ., spiritual, духовный), появившиеся во второй половине XVIII века в среде американских негров. Их изначальная форма – народные религиозные гимны и псалмы афроамериканцев, завезённые европейскими переселенцами. Исследователи джаза Ю.В. Верменич, Е.Б. Костюк, В.Д. Конен отмечают, что в спиричуэлс соединяются принципы европейского и африканского музыкального мышления. Черты европейского мышления: молитвенное содержание и использование фольклорно-библейских сюжетов; строгость мелодий и гармоний народного стиля пения, опора на мажоро-минорную ладовую систему. Черты африканского музыкального мышления: мелодекламация или речитатив, акцентуация и ритмическое смещение долей, применение в пении крикового стиля «шаут» (англ., chout, кричать), нетемперированные аккорды, импровизационность, гиперэмоциональность, одновременное с пением использование хлопков в ладоши и притоптываний. Музыкальные черты – лады с переменными ступенями, исполнение «а капелла», коллективная импровизация всех участников и респонсорность как один из приёмов, организующих коллективное исполнение, принципиально вариантное существование напева, сочетание монодийной и различных проявлений гетерофонной структуры. Исполнительскую стилистику спиричуэлс можно проследить на примере таких исполнителей, как «Фиск Джюбили Сингерс», Пол Робсон, Айви Андерсон, «Golden Gate Quartet».

Госпел (англ., gospel, Евангелие) сформировался на базе спиричуэлс в начале ХХ века. Жанр, оказавший огромное влияние на специфику джазового вокала, имел свои стилевые особенности. В основе госпел лежат евангелические и светские тексты на духовную музыку со структурным респонсорным принципом и использованием хоровой партии в припеве. К стилевым приемам госпел исследователи относят элементы джазовой ритмики - ритмичные хлопки на вторую долю, звукоизвлечение от полушепота (субтон) до экстатических возгласов и крика (белтинг), применение мелодических украшений - орнаментики, которая также использовалась в блюзе. Госпел получил свой расцвет в начале 1930-х годов. Первый его исполнитель - негр Джорджия Том из Чикаго. Но ярчайшей его представительницей, «королевой госпела» стала Махалия Джексон.

Блюз (англ., blue, унылый, грустный) - негритянская светская песня, которая сложилась на основе некоторых форм североамериканского негритянского трудового фольклора [146, с.10]. Этот процесс начался в 1880-1890-е гг. XIX века и закончился к 1910 году. Как жанровый стиль, блюз вобрал в себя особенности его сельского, городского и современного видов. Так, от архаического или сельского блюза (1863-1865гг), блюз взял респонсорную форму с антифонной структурой («вопрос-ответ»), многократные повторы одной или нескольких мелодических фраз, лабильные тоны «офф-питч» (англ., off-pitch, фальшивый), заниженное интонирование, «подъезды» к нотам, блюзовый лад, орнаментику. Диалог голоса и инструмента, как основы построения композиции, исследователи назвали особенностью блюза. От своей городской (1920-1930-е гг.) и современной модификации (1925-1945 гг.) блюз взял «… «канон» как в области музыкальной формы, так и в области круга образов и выразительных средств…» [146, с.37]. Структура блюза составляет 12-тактовый период – 3 фразы по 4 такта в каждой (ААВ) и основанная на принципе антифона по горизонтали и вертикали, где АА – две повторяющиеся строки – привлекающая внимание тема - «зов» (англ, call), а B – подводящий итог как заключительную мысль «отклик» (англ., response). В гармонии блюза первые 4 такта – тоника (Т), два следующих – субдоминанта (S), два последних – доминанта (D). Характерной особенностью блюза являются блюзовые тоны – переменные ступени с размытой высотной позицией как проявление исполнительской манеры с неравномерной темперацией (IIIb, VIIb, в би-бопе и кул-джазе к ним добавлена Vb).

Педагогические условия формирования стилевых навыков джазового вокала у студентов вузов

Содержание эксперимента было направлено на формирование стилевых навыков джазового вокала у студентов, исходя из их стилевого типа личности. В процессе исследования нами учитывалась профессиональная направленность студентов, обучающихся в гуманитарном (МГГУ им. Шолохова), педагогическом (МГПУ) и исполнительском (МГИК) вузах. Педагогический вуз был представлен студентами-бакалаврами, обучающимися по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Музыкальное образование»), гуманитарный вуз представляли студенты бакалавриата и специалитета по направлению «Художественное образование» (профиль «Музыкальное искусство»), исполнительский вуз – студенты по направлению «Музыкальное искусство эстрады» (профиль «Эстрадно-джазовое пение»). Всего в ОЭИ участвовало около 100 человек. По результатам диагностики исходных уровней сформированности вокально-джазовых навыков из участвующих в ОЭИ была сформирована одна экспериментальная (ЭГ) и одна контрольная группа (КГ) из 20 человек.

Опытно-экспериментальное исследование состояло из трех этапов.

Первый этап – проведение констатирующего эксперимента на базе МГГУ им. М.А. Шолохова (2009-2010 гг.), МГИК и МГПУ (2012-2013 гг.) по выявлению уровня сформированности стилевых навыков у студентов в процессе изучения ими джазового репертуара на занятиях по вокалу.

Второй этап – проведение формирующего эксперимента на базе МГГУ им. Шолохова (2010-2012гг.), МГИК и МГПУ (2013-2015гг.) с использованием разработанных методов, условий и форм обучения.

Третий этап (2015-2016гг.) – проведение контрольного этапа эксперимента, проверка и обработка полученных данных и подведение общих итогов исследования. При анализе результатов, полученных в ходе эксперимента, использовались: а) метод выявления среднего показателя в баллах внутри каждой группы – ЭГ и КГ; б) метод отклонения наблюдаемых показателей от их первоначальных значений между наблюдаемыми показателями как внутри группы, так и между ЭГ и КГ.

Основными задачами ОЭИ являлись: - построение индивидуальных занятий, формирование их структуры и продолжительности с учетом исходной музыкально-теоретической, вокально исполнительской и стилевой подготовки студентов; - формирование стилевых навыков джазового вокала у студентов экспериментальной группы на основе разработанных вокально-джазовых методов и педагогических условий; - оценка стилевых навыков джазового вокала, сформированных у студентов на основе разработанных методов и педагогических условий. Экспериментальная работа проводилась при использовании методов: - беседа и анкетирование - с целью определения теоретических знаний в области джазового искусства, предыдущего опыта (если такой был) занятий джазовым вокалом и музыкальных предпочтений в области джаза; - диагностика и оценка сформированности стилевых навыков джазового вокала у студентов в результате прослушивания с точки зрения определенных критериев (саунд, интонирование, скэт, орнаментика, свинг, артикуляция); - педагогическое наблюдение за прогрессом обучающихся в процессе формирования стилевых навыков джазового вокала в условиях индивидуальных занятий; анализ результатов, полученных в ходе ОЭИ. Эксперименту предшествовала большая подготовительная работа: 1. Педагогическая деятельность в классе эстрадно-джазового вокала и вокального ансамбля в учебных заведениях дополнительного и высшего музыкального образования с 1993 года. 2. Планирование экспериментальной работы, выявление педагогических условий, адаптация стилевых и разработка вокально-джазовых методов формирования стилевых навыков джазового вокала.

Экспериментальная работа проводилась при индивидуальной и мелкогрупповой формах занятий в рамках учебного плана со студентами дневного отделения и включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Результаты первых двух этапов эксперимента фиксировались с помощью контрольных срезов, что дало возможность определить качественные изменения в профессиональном и личностном развитии студентов. Констатирующий этап исследования. На констатирующем этапе (2009-2010гг., 2012-1013 гг.) разрабатывалось содержание опытного обучения студентов; проводилась первоначальная диагностика исходного уровня вокально-технической и стилевой подготовки студентов, изучающих джазовый репертуар на занятиях по вокалу.

Целью констатирующего этапа ОЭИ являлось выявление и диагностика исходного уровня стилевой вокально-джазовой подготовки студентов. Задачами констатирующего этапа ОЭИ выступали: -анализ современной стилевой подготовки в классе эстрадно-джазового вокала; - беседа, викторина и анкетирование студентов и выпускников разных вузов и курсов (МГГУ им. Шолохова, МГИК, МГПУ) с целью апробации методов формирования стилевых навыков джазового вокала, что способствовало бы расширению творческого, репертуарного, музыкально-интеллектуального, интерпретационного диапазона в практике профессиональной подготовки студентов; Данные задачи были решены с помощью диагностических методов: - анализ учебных планов и программ, связанных с подготовкой эстрадно-джазовых вокалистов и педагогов; - наблюдение и обобщение собственного педагогического и методического опыта, связанного с преподаванием на кафедре вокала МГГУ им. М.А Шолохова, на кафедре вокала и хорового дирижирования института культуры и искусств МГПУ и на кафедре эстрадно-джазового пения МГИК; разработка анкеты с перечнем вопросов, направленных на выявление наличия музыкального и вокального опыта у студентов; выяснение личных музыкальных вкусов студентов в области джазовой музыки с указанием тех стилей, которые они хотели бы изучить более подробно; - разработка критериально-уровневой системы оценки исходных стилевых навыков джазового вокала у студентов; применение трехбалльной системы при оценке результатов. В итоге мы разработали ряд специальных заданий, позволяющих определить степень вокально-технического развития студентов и их готовность к освоению джазового вокала. Таким образом, мы получили четкое представление о необходимости развития исходных данных.

Рассмотрим заявленные нами задачи экспериментальной работы.

Мы провели анализ состояния современного вокально-джазового обучения и выявили ряд противоречий. Так, в музыкальной педагогике накоплен большой опыт практических методов стилевого подхода, но, к сожалению, не всегда и не всеми педагогами он используется. Например, в классах эстрадно-джазового вокала распространен метод копирования, когда студент «снимает» все исполнительские приемы и штрихи с оригинала. При этом, он не вживается в образ через своё отношение к данному стилю, не демонстрирует своего понимания исполняемой музыки и не показывает индивидуальной интерпретации композиции. Он лишь копирует то, что создал другой. Такая тенденция в работе, несомненно, развивает и может привести к профессиональному росту, поскольку на начальном этапе за счет копирования у студента накапливается «арсенал» различных технических и выразительных приемов джазового вокала. Но в этом нет творческого подхода, нет проявления личности самого студента. А в стилевом отношении такая педагогическая работа приводит к формализму и поверхностному отношению студента к будущей профессии. Ещё один негативный фактор заключается в том, что зачастую джазовые пьесы разучиваются студентами на слух. Это приводит к фальшивому заучиванию и формальному «прочтению» интерпретации

Внедрение методов формирования стилевых навыков джазового вокала в образовательный процесс вузовской подготовки

Методы работали комплексно, помогая испытуемым одновременно постигать специфику джазового вокала, формировать стилевую джазовую технику и развивать вокальную технику. В процессе внедрения методов формирования стилевых навыков джазового вокала в вузовскую подготовку диссертантом были использованы следующие виды работы: 1) стилевая - определение стилевого типа личности учащегося; 2) теоретическая – накопление теоретических знаний; 3) практическая - артикуляционный тренинг на базе английского языка; распевочный тренинг с использованием интонационных, артикуляционных, ладовых, импровизационных, ритмических упражнений в разных стилях; демонстрация стилевых способов звукоизвлечения, интонирования, артикуляции в разно-стилевых джазовых пьесах; композиционный разбор и разучивание джазовых стандартов; запись (CD, audio, video) учебного материала на разных этапах его освоения; анализ результатов на основе прослушивания и просмотра записей; концертные, конкурсные выступления. Обучение испытуемых джазовому вокалу и формирование стилевых навыков начиналось со знакомства с джазовыми стандартами, доступными по характеру и технике исполнения, с запоминающимися мелодиями, что создавало у студентов позитивный настрой и мотивацию к обучению. Студентам давались пьесы в стиле блюз (для освоения способов интонирования, орнаментики), баллада (для освоения кул-саунда, орнаментики), свинг (для освоения свингования), би-боп (для освоения скэта), босса-нова (для освоения способов интонирования, свит-саунда). По истечении месяца студенты, самостоятельно разучив данные композиции, представляли свои работы вниманию других участников эксперимента. Атмосфера предполагала свободную благожелательную дискуссию, в ходе которой затрагивались вопросы о джазе, его стилистике и специфике исполнительства. Обнаружилась недостаточность познаний участников эксперимента в этой области. Оценивать исполнение мешали пробелы в теоретических знаниях. После того, как существующие пробелы были преодолены, вниманию обучаемых предлагались фрагменты аудио- и видеозаписей их исполнения джазовых стандартов с последующим анализом.

В течение всего эксперимента структура занятий не изменялась: в начале демонстрировались домашние задания, проводился их анализ, давалась итоговая оценка достоинствам и недостаткам в исполнении, и после этого педагог представлял новую тему с иллюстративным сопровождением и обсуждением. В ходе систематически организуемых таким образом занятий, шло получение теоретических знаний и освоение стилевых навыков джазового вокала, построенное на принципах последовательности, художественности, доступности, систематичности. Такая работа в итоге повышала уровень уже существующих знаний и умений. Параллельно проходили занятия в контрольной группе, которая обучалась по обычным типовым схемам, используемым в практике работы музыкально-исполнительских классов. Занятия проводились в открытом режиме для всех участников экспериментальной группы для того, чтобы они освобождались от внутренних эмоциональных зажимов и учились работать «на публике».

С целью проверки динамики обучения в группах была создана экспертная комиссия, состоящая из трех преподавателей-специалистов эстрадно-джазового вокала и действующая по методу рейтинга. В конце каждого семестра эксперты проводили проверки хода экспериментального обучения, делая контрольные срезы.

За два месяца до проведения контрольных срезов каждому участнику эксперимента предлагалось выучить 2-3 джазовых стандарта, выбор которых был обусловлен доступностью исполнения, художественностью и его известностью. В момент контрольного среза пьеса могла стать основой для импровизации. Исполнение самостоятельно разученных стандартов наиболее полно отражало характер и динамику формирования стилевых навыков джазового вокала и, как следствие, профессионального роста студента.

Участники экспериментальной группы и педагог с первых занятий вели дневник для фиксирования записей самонаблюдений и самоанализа. Ведение дневников дало возможность студентам проследить динамику раскрытия своей творческой индивидуальности в качественных и временных характеристиках. Они могли констатировать, исходя из своих наблюдений, кому из студентов какой вид работы удался больше, какой навык получается лучше, а какой – хуже. Другими словами, студенты наблюдали и оценивали свой путь постижения джазового репертуара, который имел то постепенное плавное, то скачкообразное развитие.

В ходе занятий выяснились лидерские качества, более высокая скорость и качество работы у 4-х человек (Марина Б., Маша Л., Кристина Ш., Юля П.). Поэтому им усложнили репертуар и домашние задания, использовали практику работы с инструментальным бэндом, конкурсные и концертные выступления, что дало возможность творческого соревнования внутри группы и стимул для студентов с более скромными возможностями. У всех студентов наблюдались огромный интерес и желание преодолевать сложности освоения джазовых ритмов, гармоний, скэт-пассажей, непривычных стилевых способов звукообразования и тембровых эффектов.

Параллельно с джазовым репертуаром студенты разучивали традиционный эстрадный репертуар, лексикон которого начал обогащаться благодаря формированию стилевых вокально-джазовых навыков. Также в течение семестра студенты целенаправленно слушали и анализировали аудио- и видеозаписи, экспериментировали с импровизацией и ритмикой, самостоятельно сочиняя несложные квадраты.

Результаты эффективности формирования стилевых навыков джазового вокала в условиях вузовского образования

Полученные результаты говорят о том, что предлагаемые методы формирования стилевых навыков джазового вокала эффективно действуют на повышение показателей обозначенных нами критериев. Студенты экспериментальной группы продемонстрировали значительный рост по всем исполнительским параметрам: выросла техника интонирования, исполнения скэта и мелизмов; органично используются стилевые приемы звукоизвлечения; стало ярче и увереннее исполнение. Наилучших результатов студенты добились в овладении саунда (от 1,5 до 3 баллов), интонирования (от 1,4 до 3 баллов), свинга и артикуляции (от 1,3 до 3 баллов). Чуть меньший результат был продемонстрирован в овладении джазовой импровизацией (скэт, орнаментика). Улучшение оцениваемых параметров стилевых навыков джазового вокала у студентов экспериментальной группы и повышение показателей каждого из них между контрольными срезами отмечалось в пределах от 1,1 до 1,5 баллов. Возрастной критерий не влиял на динамику процесса формирования стилевых навыков джазового вокала. Наличие или отсутствие базового музыкального образования у студентов оказывало влияние на процесс достижения скорости и точности интонации в исполнении скэта и мелизмов, но практически не влияло на овладение способами джазового саунда, интонирования, свинга, артикуляции.

По результатам III, заключительного, контрольного среза можно сделать вывод, что студенты экспериментальной группы показали значительный качественный рост в освоении стилевых навыков джазового вокала. Показатели заключительного среза выявили следующие результаты. I. Вырос показатель по первому критерию (от 1,5 до 3 баллов). Навык владения джазовым саундом практически у всех испытуемых экспериментальной группы оказался в значительной степени сформированным, в исполнении различных джазовых стандартов выявляется его специфичность. II. Вырос показатель джазового интонирования в различных стилях (от 1,4 до 3 баллов), что свидетельствует о четком вживании студентов в образ и понимание ими специфики исполняемого стиля. III. Постепенно сформировался навык владения джазовой импровизацией (от 1,1 до 2,8 баллов), несмотря на всю сложность исполнения скэта и мелизмов. IV. У всех студентов появилось чувство свингования (от 1,3 до 3 баллов), что также повысило их профессиональный уровень. V. Вырос показатель владения артикуляцией (от 1,3 до 3 баллов). VI. Вокально-технические навыки студентов в начале эксперимента, как правило, не отражали стиля исполняемых пьес. Постепенно, в процессе обучения, освоение стилевой техники расширило вокально-технические возможности студентов. Понимание стиля и смысловой оправданности использования тех или иных технических приемов дало возможность многим не только усваивать стилевые инварианты, но и создавать индивидуальные исполнительские интерпретации, развиваясь творчески.

Данные, полученные при оценке сформированности стилевых навыков джазового вокала у студентов контрольной группы на констатирующем этапе и I, II, III контрольном срезах ОЭИ, представлены в таблице 7.

Формирование стилевых навыков джазового вокала у студентов контрольной группы осуществлялось посредством традиционного обучения. Прогресс по всем перечисленным критериям отмечался практически у всех студентов, но, по сравнению с экспериментальной группой, результаты оказались ниже. Улучшение оцениваемых параметров стилевых навыков джазового вокала у студентов контрольной группы и повышение показателей в целом отмечалось в пределах от 0,7 до 1,2 балла. Наилучших результатов студентам контрольной группы удалось достичь в освоении джазового интонирования (от 1,5 до 2,7 балла). Наименьший результат был продемонстрирован в овладении скэтом (от 1,1 до 2,1 балла).

По результатам III, заключительного, контрольного среза можно сделать вывод, что студенты контрольной группы показали рост в освоении стилевых навыков джазового вокала, но меньший, чем в экспериментальной группе. Показатели заключительного среза выявили следующие результаты. I. Показатель саунда вырос от 1,4 до 2,6 баллов, но в исполнении джазовых стандартов большинством студентов не учитывалась его специфика. II. Показатель джазового интонирования вырос от 1,5 до 2,7 баллов, но при этом также отмечалось нечеткое понимание студентами его стилевой специфики. III. Навык владения импровизацией вырос от 1,1 до 2,1 баллов, но отмечалось, что студенты «копируют» скэт и орнаментику «на слух», не всегда понимая сути их построения и исполнения. IV. Показатель свингования и артикуляции вырос от 1,3 до 2,6 баллов, но обучение происходило также методом «копирования» и «снятия на слух». V. Стилевая техника студентов в процессе обучения оставалась практически на начальном уровне по причине непонимания ими стилевой исполнительской специфики. «Копирование» инвариантов в обучении является действенным методом, но не развивает творческое и интерпретационное мышление, и, как следствие, не развивает личность. Общий средне-арифметический балл динамики результатов эффективности формирования стилевых навыков джазового вокала по экспериментальной и контрольной группам отражен на рисунке 6.

Математическая обработка данных выявила, что средняя оценка уровня стилевых навыков джазового вокала в экспериментальной группе на I контрольном срезе составила 15,6 балла, в контрольной группе - 12,9 балла (разница - 2,7 балла); на II контрольном срезе в экспериментальной группе - 16,8 балла, в контрольной -13,9 балла (разница - 2,9 балла); на III контрольном срезе в экспериментальной группе - 17,6 балла, в контрольной - 15 баллов (разница - 2,6 балла).

Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп показывает, что уровень сформированности стилевых навыков джазового вокала у студентов экспериментальной группы (средний балл – 57,8) выше, чем у обучающихся контрольной группы (средний балл – 49,6) в пределах 8,2 балла. Итоговая оценка уровня сформированности стилевых навыков джазового вокала у студентов производилась в ходе экзамена в конце каждого семестра. В комиссию входили педагоги эстрадно-джазового пения МГГУ им. М.А. Шолохова, МГИК и института культуры и искусств МГПУ. Студенты исполняли по две песни и оценивались педагогами по 3-балльной системе по основным, сформулированным в ходе исследования, критериям: владение джазовыми саундом, импровизацией и свинговым ритмом. Каждому из преподавателей выдавались ведомости с именами и фамилиями студентов, где необходимо было выставить оценки от 1 до 3 по каждому из критериев (3 балла – отлично, 2 балла – хорошо, 1 балл – удовлетворительно).