Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии Баранова Наталья Кирилловна

Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии
<
Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баранова Наталья Кирилловна. Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1999 179 c. РГБ ОД, 61:00-13/695-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 12

1.1 Проблема творчества в истории философии и психологии 12

1.2 Проблема способностей в психолого-педагогической литературе 30

1 3 Способности в педагогической деятельности 39

Глава II ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ 51

II 1 Особенности музыкального искусства Хакасии 51

II.2 Задачи подготовки учителей начальных классов, учителей музыки в связи с национальными особенностями 65

Глава III ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ 84

III 1 Организация и методика проведения опытно- экспериментальной работы 84

III.2 Формирующий этап и анализ его результатов ПО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144

БИБЛИОГРАФИЯ 148

ПРИЛОЖЕНИЕ 170

Введение к работе

Перед высшей школой, пожалуй, никогда ещё не стояли такие сложные задачи, как на исходе XX столетия. От того, какими профессиональными, личностными качествами будут обладать нынешние студенты педагогических вузов — зависит жизнеспособность и нравственность подрастающего поколения России нового века. Нужно уметь творчески мыслить, творчески чувствовать и действовать, быть способным найти мудрое решение любых затруднительных вопросов в жизни. На современном этапе перед высшей школой стоит особенно важная задача — готовить таких учителей, которые могли бы владеть навыками самостоятельной работы и уметь быстро адаптироваться к меняющимся условиям действительности.

«После окончания института молодой учитель сразу сталкивается в практической деятельности с необходимостью оперативно решать ранее не встречающиеся учебно-воспитательные задачи. При отсутствии готового шаблонного решения большинство в такой ситуации обращается к совету более опытных коллег.

Однако в подобной ситуации есть ещё один выход - самому решить задачу. К нему прибегнут учителя, у которых наряду с установкой на всесильное знание параллельно сформирована и установка на собственные творческие ресурсы»/131; 65/.

Современное развитие нашего противоречивого общества требует большей активизации человеческого фактора и, в частности, социального творчества личности. Роль учителя в этом процессе бесспорна. Он даёт не только знания, но и формирует личность во всех её проявлениях, помогает укрепить её мировоззренческие, нравственные основы. Таким образом, необходимость целенаправленной, творческой деятельности и самостоятельности Б работе учителя — требование времени.

Республика Хакасия, являющаяся частью нашей многонациональной страны, тоже находится сейчас в кризисном периоде. Наука, культура, образование испытывают невероятные трудности из-за крайне серьёзной социально-экономической ситуации. Но всё-таки в это тяжёлое время делаются попытки возрождения, сохранения и развития самобытных культур народов и этнических групп, проживающих в республике: русских, хакасов, украинцев, немцев, чувашей, татар, поляков, марийцев...

Духовное, нравственное возрождение всех народов России, основанное на интернациональном фундаменте — одна из главных задач сегодняшнего дня. И- в этой связи важнейшим направлением работы общеобразовательных учреждений Хакасии является учёт национально-региональных особенностей республики, формирование духовной культуры детей, молодёжи с целью воспитания у них доброго, уважительного отношения к родной земле, к народным обычаям, традициям, искусству. Национальное музыкальное искусство способствует более глубокому постижению душой своего предназначения в жизни, даёт человеку ощущение гармонии с окружающим миром, помогает творчески воспринимать непреходящие ценности каждого народа. Успешное решение этих аспектов во многом зависит от роли педвуза в профессиональной подготовке учителей начальных классов, музыки к их дальнейшей работе по основам творческого развития личности и музыкально-эстетического воспитания детей.

В Хакасском государственном университете имени Н.Ф. Катанова эти задачи стоят перед психолого-педагогическим факультетом, Институтом искусств и, прежде всего, перед Институтом саяно-алтайской тюркологии. Именно его студенты в большей степени призваны своей будущей педагогической деятельностью способствовать воспитанию у детей национальных школ бережного отношения к духовному богатству своего народа, глубокому изучению национальной культуры, искусства.

Музыкальная культура хакасов имеет много общего с культурой тюркоязычных народов (алтайцев, тувинцев, киргизов, якутов, башкир, татар.,.). Наибольшее распространение в хакасском народном творчестве издавна получили такие музыкальные жанры, как ыр, тахпах — лирические песни и алыптыг нымахи — героические сказания. Последние исполнялись сказителем — хайджи, который пел низким гортанным звуком, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте — чатхане. Своё пение хайджи прерывал своеобразным повествованием о суровых событиях прошлого хакасского народа, о борьбе за справедливость и светлые идеалы в жизни. В настоящее время песенный жанр — самый популярный в хакасской музыке.

Но национальные музыкальные традиции в Хакасии еще недостаточно изучены, а иногда и нивелируются в процессе обучения. Многие учителя недооценивают большие образовательно-воспитательные возможности хакасской музыки в творческом развитии личности. Изучение постановки музыкального воспитания в общеобразовательных школах нашей республики путём анализа программ по музыке, посещения уроков показало, что в школьной практике знакомство с музыкой коренного народа Хакасии проходит бессистемно, эпизодически, и часто сводится к разучиванию нескольких песен хакасских композиторов. Такое положение явилось причиной поверхностного знания детьми, молодёжью самобытного хакасского музыкального искусства. Активное же участие, как школьников, так и студентов Хакасского государственного университета, имени Н.Ф. Катанова в творческой деятельности в процессе изучения хакасской музыки, может способствовать формированию психолого-педагогической направленности на творчество не только в искусстве, но и в жизни.

Таким образом, практика университетского образования в Хакасии выявляет целесообразность постановки вопроса о системе изучения хакасской музыкальной культуры и искусства в процессе подготовки учителей начальных классов и учителей музыки к дальнейшей профессиональной деятельности. Кроме того, вопросы творческого развития студентов ХГУ имени Н.Ф. Катанова при изучении хакасской музыки ещё не были предметом специального исследования, а рассматривались лишь в той или иной мере при решении проблем совершенствования отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса. Это и определило актуальность данной диссертации.

Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке методики развития творческих способностей студентов на материале хакасской музыки.

Объектом исследования является подготовка студентов к профессиональной деятельности учителя начальных классов, музыки.

Предмет исследования — процесс творческого развития будущих учителей средствами национального музыкального искусства Хакасии.

Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что: 1) знакомство с хакасской музыкой должно органично сочетаться с процессом развития творческих способностей студентов и формирования профессионально-педагогических умений;

2) целенаправленное изучение хакасской музыки будет содействовать повышению квалификации будущих учителей начальных классов, музыки путем освоения ими национального искусства;

3) эффективность воздействия хакасской музыки на развитие творческих умений и навыков студентов станет наиболее продуктивной при учете определенных психолого-педагогических условий.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

- изучить состояние проблемы творчества в психолого-педагогической литературе;

- разработать конкретные методы и приёмы развития студентов в процессе изучения хакасской музыки;

- проверить в экспериментальной работе влияние хакасской музыки на развитие творческих способностей студентов.

В процессе решения поставленных задач использовались следующие методы:

- анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы по проблеме исследования;

- обобщение передового музыкально-педагогического опыта;

- анализ собственного многолетнего опыта;

- методы эмпирического исследования (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспертное оценивание и др.);

- обучающий эксперимент (создание проблемно-поисковых ситуаций, деловые игры и др.);

- анализ экспериментальных данных.

Общей методологической основой исследования явились философские труды, связанные с изучением природы творчества (Ф. Бекон, А. Бергсон, И: Кант, Ф. Шеллинг, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Л.Ф. Ильичёв, А.Г. Спиркин и др.), разработанные учёными вопросы психологии творчества (Л.С. Выготский, СО. Грузенберг, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов; А.И. Щербаков и др.).

Частной методологической базой послужили теоретические воззрения на проблемы педагогического творчества (Ю.П, Азаров, Л.В. Занков, Н.Ф. Гоноболин, В.С.Ильин, В.А.Кан-Калик, А.Е. Кон» дратенков, В.А. Сластенин и др.), научно-методические взгляды на процесс развития творческих способностей студентов в системе музыкального воспитания и образования (О.А.Апраксина, Л.Г. Арчаж-никова, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин и др.), научные концепции по вопросам истории, культуры, искусства Хакасии (В.Я. Бутанаев, Н.Ф. Катанов, А.А. Кенель, Г.Г. Кото-жеков, Л.Р. Кызласов, В.Е, Майногашева,М.А. Унгвицкая и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:.

1) проблема всестороннего изучения хакасской музыки и возможности её использования для музыкального развития студентов впервые стала предметом исследования;

2) теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей студентов на материале хакасской музыки;

3) экспериментально определены эффективные формы и методы творческого развития студентов в процессе изучения хакасского музыкального искусства;

4) разработанные в исследовании практические рекомендации служат основой профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов, музыки к работе со школьниками Хакасии. Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработку системы методов, направленных на активизацию творческого развития студентов в процессе изучения хакасской музыки, воспитания у них чувства высокой гражданственности, интернационализма и эстетического отношения к действительности.

Материалы исследования широко используются в учебной работе музыкального колледжа, Института искусств и Института сая-но-алтайской тюркологии Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова. Кроме того, материалы диссертации могут быть эффективным средством для изучения национального искусства других народов, этнических групп, проживающих в Хакасии. 

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование творческой активности студентов на материале хакасской музыки поможет сохранению и развитию традиций национальной хакасской культуры, искусства.

2. Одним из ведущих направлений музыкального развития студентов в процессе изучения хакасской музыки должен стать комплексный подход, основанный на интеграции предметов гуманитарного цикла, психолого-педагогических дисциплин и специальных школьных методик.

3. Разработанные методические рекомендации в силу воспитательного и развивающего потенциала создают условия для более качественной профессиональной подготовки будущих

учителей начальных классов, музыки к практической работе в школах Хакасии. Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям:

- в процессе проведения опытно-экспериментальной работы;

- в форме открытых занятий, их обсуждения и одобрения преподавателями Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова;

- в ходе выступлений на научно-практических конференциях, на «Катановских чтениях» в Хакасском университете, на международном симпозиуме «Чатхан: история и современность»;

- в ходе проведения методической работы с руководителями хоровых коллективов, учителями музыки, композиторами Хакасии;

- отдельные материалы исследования сообщались на лекци-онно-практических занятиях в Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования;

- основные положения диссертации вошли в разработанную автором программу по методике музыкального воспитания и одобренную кафедрой педагогики и психологии национального и поликультурного образования Института саяно-алтайской тюркологии Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова;

- материалы исследования использовались студентами и выпускниками ХГУ имени Н.Ф. Катанова в их практической работе в детских садах и школах Хакасии;

- результаты творческих исследований изложены в 6-й научных публикациях, изданных Красноярским институтом искусств, Хакасским республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, Хакасским научно-методическим центром народного творчества и ХГУ имени Н.Ф. Катанова. 

Проблема творчества в истории философии и психологии

Творчество всегда привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры, О глубоком интересе к нему можно судить по уходящему в глубь веков стремлению создать «теорию творчества». Но первые попытки не были строго научными и в большинстве случаев описывали действительность на уровне поверхностного понимания явлений, нередко идеалистически /162/. Так, в античной философии творчество связывалось со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия.

В понимании художественного творчества, которое первоначально не выделялось из общего комплекса созидательной деятельности, в дальнейшем, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости человека к достижению высшего созерцания мира, элементом которого и выступает творчество.

Воззрения на творчество в средние века были связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Творчество предстаёт, таким образом, как волевой акт, вызывающий бытие из небытия.

Августин и в человеческой личности подчёркивал значение воли. Человеческое творчество выступало у него прежде всего как творчество истории: именно история есть та сфера, в которой люди принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире.

Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознаётся теперь, прежде всего, как художественное, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, повышается интерес к самому акту творчества и к личности художника. Всё ярче выступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества. Итальянский философ Дж. Вико, например, интересовался человеком как творцом языка, нравов, обычаев, искусства и философии, то есть, по существу, как творцом истории /171/

Философия английского эмпиризма склонна была трактовать творчество как удачную, но в значительной мере случайную комбинацию уже существующих элементов, что проявилось в теории познания Ф. Бэкона и особенно Т. Гоббса, Дж. Локка, и Д. Юма. У них творчество выступает как нечто родственное изобретательству.

Завершённая концепция творчества в 18 веке создаётся И. Кантом, который специально анализировал творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последнее оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка человека. Таким образом, «трансцендентальное» воображение предстаёт как общая основа созерцания и деятельности, так что творчество лежит в самой основе познания /88/.

Учение Канта было продолжено Ф.В. Шеллингом. По его теории творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности. Поэтому те, кто наиболее одарён этой способностью, — гении — творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа. Согласно Шеллингу творчество художника и философа является высшей формой человеческой деятельности, и здесь человек соприкасается с абсолютом.

У романтиков культ творчества и гения достигает своего апогея, одновременно с этим усиливается интерес к истории культуры, как к творческому процессу (Ф. и А. Шлегели и др.) /171/.

В идеалистической философии конца 19- начала 20 веков творчество рассматривалось по преимуществу в его противоположности механически-технической деятельности. При этом если философия жизни противопоставляла техническому рационализму творчески природное начало, то экзистенциализм подчёркивал духовно-личностную природу творчества. В философии жизни наиболее развёрнутая концепция творчества дана А. Бергсоном. По его теории творчество, как непрерывное рождение нового, составляет сущность жизни. Оно есть нечто объективно совершающееся: в природе — в виде процессов рождения, роста, созревания, а в сознании — в виде возникновения новых образов и переживаний, которые являются противоположностью субъективной технической деятельности человека /20/.

Л. Клагес- ещё более резко, чем Бергсон, противопоставлял природно-духовное начало человека, как творческое, духовно-ин-теллектуальлому, как техническому. Рассматривая творчество культуры и истории, философия жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, X. Ортега-и-Гасет и др.) подчёркивала его уникальный, индивидуально-неповторимый характер.

Особенности музыкального искусства Хакасии

Понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой Родины является очень продуктивной для патриотического, нравственного, музыкально-эстетического воспитания. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном — прекрасное — важная способность человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а родину своего детства.

Известно, что нет неталантливых народов. Каждый народ сам по себе уникальное явление — уникальна, следовательно, и его культура. Только он может создать её и никто другой. Культура любого другого народа, большой он или малый по своей численности, — это уже иной культурный феномен.

В наше время неустойчивой социально-экономической обстановки, небывалой активизации национального самосознания народов, их государственной суверенизации особенно актуальной стала проблема возрождения народно-национальных художественных традиций, приобщения к сокровищам родной национальной культуры детей и молодёжи. Но ни одна национальная культура не развивается в отрыве от мировой культуры, она невозможна без исторических взаимосвязей, и в то же время культура каждой нации имеет свои этнические и исторические особенности. Эти закономерности характерны и для хакасского музыкального искусства.

Истоки музыкального искусства хакасов кроются в далёком прошлом. Хакасия была обитаема тысячелетия до нашей эры. Древние жители Хакасии напоминают о себе обилием курганов, могильников, наскальных рисунков и надписей. Судя по обилию памятников материальной культуры, население Хакасии издавна было многочисленным и достигало известного культурного уровня. Следовательно, должно было в том или ином виде существовать и музыкальное искусство. Но весьма скудные сведения относительно музыкального искусства народов, обитавших в Абаканской долине, к сожалению, не принадлежат самим хакасам.

Впервые о существовании музыкальных инструментов у древних хакасов упоминается в китайской летописи династии Тан (618-907годы нашей эры). Проф. Н.В. Кюпнер так переводит отрывок из этой летописи: «Из музыкальных инструментов они имеют флейту, барабан, свирель, дудку — вроде свистка для возбуждения лошадей, и оригинальный инструмент пань-лин — колокольцы на обруче»/93/.

Свидетельства перса Гардизи (X в), упоминания путешественников Марко Поло, Виллема Рубруквиса, Плано Карпини (ХІ-ХШ в), Иоганна Штильтбергера (XIV в), дают косвенные доказательства о существовании у хакасов культовой (шаманской), обрядовой (свадебной и погребальной), бытовой песни и музыкальных инструментов — струнных и ударных. На праздниках и свадьбах (той) хакасы устраивали состязания в силе и ловкости, конские скачки и цирковые представления. У имущих классов — ханов — музыкальное искусство было тоже в почёте. На богатых пирах звучала вокальная, инструментальная и танцевальная музыка, проводились состязания певцов между собой.

По мнению А.А. Кенеля, основоположника профессиональной музыкальной культуры Хакасии, древние хакасы были по своей природе очень музыкальными, особую склонность они проявляли к эпической поэзии. А в области народной музыки к X веку уже существовали известные традиционные формы. Музыкальная система Зх-4х звуков (квартовая) не подвергалась сильному влиянию извне и донесла до нас, возможно, в малом изменённом виде свои национальные черты, гораздо более близкие к русской музыкальной народной культуре, чем к какой-либо музыкальной системе других азиатских народов (арабов, персов и т.д.).

Предположительно это было временем возникновения первоначальных обрядовых песен, свадебных, заплачек-сыыт и др. Типы шаманских заклинаний первобытного импровизационного типа, очевидно, существовали и ранее. Любовная же лирика возникла позже, так как в первобытном обществе её существовать не могло. Но, возможно, существовали прообразы охотничье-подражательных мелодий, дошедших до нас в музыкальном фольклоре хакасских охотничьих племён (бельтир, шорцев и т.д.). В народе тогда преобладала вокальная музыка без аккомпанемента, вернее импровизация, опевание основного тона смежными двумя-тремя звуками. А к XII веку уже получили распространение такие музыкальные инструменты, как хомыс, ыых, шоор и бубен, у охотничьих племен — пыргы и сымысхы.

События, в корне изменившие положение хакасских княжеств, наступили в начале XIII века, когда в Хакасию вторглись полчища Чингис-хана. Лучшие ремесленники, воины и музыканты были уведены монголами, поэтому музыкальное искусство хакасов уже не могло иметь такого размаха, как до нашествия. Но в народе никогда не иссякало стремление к художественному творчеству. Хакасские исторические сказания отражают, главным образом, времена после нашествия, показывая в сказочной форме борьбу народа, отстаивавшего свою свободу. Каждый сказитель не просто передавал то, что сам слыхал от других сказителей, но вносил и своё толкование, совершенствуя музыкально-эпическое произведение. Благодаря этому до нас дошли весьма ценные создания народного музыкального творчества. В исключительно трудных социальных условиях прошлого хакасский народ творил своё искусство — песни и сказы, выражая стремления, раскрывая лучшие черты своего национального характера.

Организация и методика проведения опытно- экспериментальной работы

Для подтверждения выдвинутой в исследовании гипотезы, сформулированной в первой главе, нами была проведена опытно-экспериментальная работа, основной целью которой явилось внедрение разработанной методики формирования творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии и экспериментальной проверки ее эффективности.

В соответствии с целью были определены задачи опытно-экспериментальной работы;

1) Выявить в музыкально-педагогической практике состояние готовности студентов к формированию творческих способностей.

2) Раскрыть исходный уровень сформированности творческих способностей студентов.

3) Определить критерии, позволяющие сравнивать в эксперименте различные группы испытуемых,

4) Разработать наиболее эффективные формы, методы и приёмы по развитию творческих способностей студентов.

5) Проверить эффективность и целесообразность предлагаемой методики.

Решение указанных выше задач исследования потребовало специальной организации экспериментальной работы и применения комплекса методик. Данный подход был связан со сложностью предмета исследования, неразработанностью методического аппарата изучения творческих способностей студентов на материале хакасской музыки.

Анализ психолого-педагогической, специальной методической литературы, а также исследований в области музыкального воспитания дал возможность определить научные предпосылки и условия, способствующие более рациональному формированию творческих способностей студентов.

Наблюдение и изучение педагогического опыта, его обобщение выявили положительные и отрицательные моменты учебного процесса в плане формирования творческих способностей. В качестве основного объекта наблюдения были выбраны формы непосредственного общения педагогов со студентами (индивидуальная беседа, занятие и др.), а также студентов-практикантов с детьми (музыкальное занятие, урок, классный час и т.д.).

Проведение бесед, интервью, анкетирование, изучение педагогических дневников студентов помогли выявить новые факты по данной проблеме, углубить результаты наблюдений.

Анкетные опросы были построены таким образом, чтобы их смысловым центром являлись вопросы, с помощью которых мы устанавливали соотношение ориентированности личности на развитие своих творческих способностей. Общим показателем при этом являлась удовлетворённость своей творческой работой.

Интервью, как метод исследования, было важно для нас тем, что позволило Студентам высказываться более свободно и непринуждённо. Для эффективности интервью, как инструмента проникновения во внутренний мир личности, мы придавали ему непринуждённый характер, применяли только открытые вопросы.

Педагогические дневники использовались, как источник информации о поведении студентов в реальных практических ситуациях, их действиях, размышлениях, переживаниях и оценках.

Опытно-экспериментальная работа, проводимая в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой, дала возможность научной проверки выдвигаемых методических положений. Значение опытно-экспериментальной работы заключалось в том, что она была направлена не только на выявление конечного результата формирования творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии, но и на изучение самого учебно-воспитательного процесса.

Экспериментальное исследование проводилось с 1990 по 1999 г. г. на базе музыкального училища (ныне колледжа), Института саяно-алтайской тюркологии и Института искусств Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова. В целом творческим исследованием было охвачено около 200 студентов.

Опытно-экспериментальная работа проходила в естественных условиях процесса обучения и подразделялась на три этапа: констатирующий (1990-92 г.), формирующий (1993-97 г.) и контрольный (1998-99 г.) эксперименты. Формирующий этап эксперимента проходил две стадии: пробную и основную. В системе методов исследования, в единстве и связи с ними, большое значение имели констатирующий и контрольный этапы эксперимента. Сравнение результатов этих этапов позволило определить качественные и количественные изменения формирования творческих способностей студентов.

Похожие диссертации на Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакасии