Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческого воображения у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях живописью Стариков, Михаил Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стариков, Михаил Михайлович. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях живописью : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1993.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-экономическое развитие нашей.страны, создание рыночной экономики, особенности современного этапа научно-технического прогресса обуславливают творческий характер труда. В свою очередь это требует повышения эффективности и качества обучения, воспитания творческой активности и творческих способностей у подрастающего поколения, что является важным и необходимым условием развития нашего общества, всей нашей страны.

&гу ответственную задачу призваны решать и художественно-графические факультета пединститутов и университетов, поскольку изобразительное искусство является одним из важнейших средств формирования творческих способностей человека л воспитания его социальной активности. Развитие творческих способностей буедідих учителей изобразительного искусства требует повышении эффективности и качества подготовки специалистов для современной школы, в частности по живописи.

Кури живописи является составным компонентом системы подготовки художников-педагогов для школ, лицеев, гимназий, училищ. При этом успешное овладение живописью возможно пр условии развитпл - -зличных творческих способностей у студентов, в том числе и специальных.

Большой вклад в разработку теории и практики обучения изобразительному искусству, методов развития творческих способностей студентов ХГФ внесли советские и российские ученые педагоги Г.В. Веда, B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, А.С. Пучков, Л.Г. Медведев, Г.Б. Смирнов, А.Е. Терентьев, Е.В. Шорохов, А.А. Унковский, А.П. Яшухин и др. Отдельные вопросы, связанные с проблемой воображения нашли свое отражение в работах вышеуказанных ученых.

Однако проблема формирования и развития творческого воображения на занятиях живописью в педагогической науке еще не решена. Косвенно и неполно эта проблема освещалась различными учеными-педагогами. Вместе с тем полного и целостного исследования, направленного на создание эффективной методики формирования творческого воображения у студентов художественно-графических факультетов проведено не было.

Одной из главных причин такого положения является распространенное представление среди большой части педагогоэ и ученых о той, что воображение наиболее полно проявляется только а рисовании на

-2-,

темы, в создании исторических и фантастических картим. Так известный-ученый Л.С. Рубинштейн считает, что ошибочным является такое представление, при котором чем причудливее и диковеннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует, . кроме того, он делает принципиально важный вывод о том, что чем реалистичнее произведение художника, чем строже- в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть творческое воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его идейно-образного замысла. Следовательно, успешное овладение живописью невозможно без специального развития творческого воображения.

Проблема воображения исследовалась также философами - Д.И. Говоруном, Е.С. Громовым, В.Г. Злотниковым, Ы.И. Михайловым, Н.Н. Суворовым и другими. Основополагающий вклад в разработку проблемы воображения внес немецкий философ Г,В. Гегель. Необходимо заметить, что философские исследования в основном направлены на изучение закономерностей и механизма функционирования у талантливых и гениальных художников. Опираясь на философию можно создать идеальную модель работы творческого воображения художника.

Философские исследования воображения основываются на данных психологии. Существенный вклад в данную проблему внесли Л.С. Выготский, В.И. Кириенко, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин идр., уделившее значительное внимание разработке проблемы воображения в процессе развития психических особенностей человека, закономерностям его формирования." Теоретическим и экспериментальным фундаментом изучения воображения в области изобразительного искусства являются исследования Е.И. Игнатьева и его учеников. В их работах выявляются наиболее эффективные средства и методы управления процессом развития и формирования творческих способностей, целесообразные условия развития воображения.

Однако,как показывает анализ современной литературы по прс-^ блеме воображения и учебных программ по живописи, в настоящее время ряд важнейших аспектов этой сложной проблемы еще не получили должного теоретического и практического обоснования.

Наблюдения за работой педагогов, учащихся, студентов а художественных школах, училищах, на художественно-грсфичгских факультетах, а также анализ живописных работ показывают, что учащиеся и студенту понимают цель занятий живописью в приобретений техничео-

них навыков. Педагоги, однако же, не имеют полного представления о методических условиях формирования и развития творческого воображения. Это все приводит к тому, что студенты не знают, как и какими средствами создается художественный образ, не умеют вести поиск своего стиля, идут к нему малоэффективным способом проб и ошибок. Отсюда возникают попытки копировать цвет натуры. Часто наблюдается слепое подражание манерам художников. Студенты ищут"волшебные" рецепты живописи. Как следствие такого подхода - серость и однообразие выполняемых этюдов-и картин.

Сложившаяся ситуация не способствует полноценной и эффективной подготовке будущего учителя изобразительного искусства в области живописи, его творческому развитию. В связи с этим организация процесса обучения живописи должна основываться на усилении направленности педагогического процесса о рецептов колорита и техники живописи в сторону решения образных задач, поиска, й, создания художественных образов. При этом студенты должны ясно осознавать, что образная сила цвега зависит не только от яркости отдельного цвета и броскости наложения краски, а, в основном, от подчинения и взаимосвязаннооги цветов между собой и возникающи--в мышлении образом.

Знание студентами и педагогами приемов создания художественных образов, а именно такую задачу решает воображение, позволит раскрыть творческую индивидуальность каждого студента, поможет преподавателю найти индивидуальный подход к каждому студенту на занятиях живописью. Наряду с этим практическое решение данной задачи невозможно без знания студентами и педагогами особенностей самого процесса творческого воображения, методики и способов создания живописных художественных образов.

В данной'ситуации разрешить трудности и противоречия, возникающие между целями и задачами подготовки высококвалифицированных специалистов на художественно-графических факультетах в педагогических вузах, в частности по живописи, и теы реальным, но малоэффективный, характером процесса формирования творческого воображения у студентов на практических занятиях живописью с натуры, невозможно средствами современной методики. Указанное противоречие и определило проблему исследования - формирования твоческого воображения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на заи/ггиях живописью.

Цель исследования - теоретическое и практическое решение данной проблемы, с разработкой методики и практических {:екомен-

_ 4 -

цаций, способствующих эффективному формированию у студентов способности к творческому воображения.

Объект исследования - процесс деятельности учащихся, студентов и преподавателей на практических занятиях живописью.

Предмет исследования - процесс целенаправленного формирования живописного воображения у студентов художественно-графических факультетов на практических занятиях живописью.

Исходя из проблемы, цели, предмета и объекта исследования нами сформулирована следующая гипотеза: эффективность и качество формирования творческого воображения у студентов ХГФ на занятиях живописью значительно возрастет, если: будет применяться система методов целенаправленного формирования общего и индивидуального творческого живописного воображения, основанная на глубоком изучении механизма процесса воображения и его форм у талантливых живописцев: -учитываются динамика и уровни развития воображения п онтогенезе, определяются индивидуальные и возрастные особенности студентов, а также уровни развития их творческого воображения.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ философской, психолого-педагоги-ческой литературы по проблеме развития и формирования творческого воображения у художников, учащихся и студентов.

  2. Определить пепхолого-педагогические основы развития и формирования живописного творческого воображения в онтогенезе.

  3. Определить условия, начальные и конечные зоны развития творческого воображения у студентов ХГФ и методы развития и формирования у.ппописмого соображения в работе над натюрмортом, пейзажем, портретом с учетом индивидуального подхода к студентам.

Л. Экспериментально проверить эффективность методики общего и пнд.її'.ищ/альїюго формирования творческого воображения у студентов на занятиях живописью.

''''тогЕСлагичгспой осног.О'Л исследования являются научные труды |'|.-,1лосо',.'")в, психологов, искусствоведов, педагогов, посвященные '.:еТ'..о.';<.т.с: к.'.уч.імх г; педагогических исследований.

/.':" | -І.ГНХГ, ПОСТППЛСННКХ .'чЧЦОЧ НО ПрОйПрКР і'ИІІ-Т": .1 '-;: і.:ц ис-

; .:л;-'Ч.\"'о-" >' ("''/r.'B^no и'етог.'-г и ее юг/)"."', иг л:

1. Д'!.'.',!.> лггггратурн по зстргнко, фгдссо|'Ни, И'-.". :,.' :";w, пе-.:-.-:-;;--. ? ггпи изобразительного искусстоа;

- Ь -

  1. анализ действующих экспериментальных программ по живописи и обобщение педагогического опыта;

  2. анализ живописных произведений студентов и мастеров изобразительного искусства;

  3. педагогическое наблюдение за процессом деятельности преподавателей и студентов на занятиях живописью;

  4. Анкетирование, беседы с преподавателями' и студентами;

  5. Естесственный педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего,поискового и формирующего этапов;

  6. Методы продольных и поперечных "срезов";

8- Статистические методы количественного и качественного анализа эмпирических результатов. Научная новизна.исследования:

впервые систематизированы исследования живописного творческого воображения. Определена структура идеальной модели процесса живописного творчеокого воображения, его виды и формы;

выявлены индивидуальные и возрастные особенности, динамика и уровня развития живописного воображения у детей, учащихся, студентов и художников;

разработана и научно обоснована методика развития и формирования творческого воображения у студентов на занятиях живописью с натуры /натюрморт, пейзаж, портрет/;

разработана методика формирования индивидуального творческого воображения /кивопионого стиля/ у студентов.

Практическая значимость исследований состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для коректнровки содержания методичеоких пособий, учебников и програш по живописи, олужить основой для углубленного исследования отдельных процессов воображения. В основном практическая значимость результатов и выводов исследования заключается в разработке комплексного подхода для формироваяия общего и индивидуального живописного творческого воображения у студентов иа занятиях живописью и методики его использования о целью повышения эффекивнооти курса живописи, совер-пекатвования профессиональной подготовке будущих художников-педагогов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обусловлены теоретической базой, а также данными, полученными в ходе проведеникг»9Квперем8гтгадЫ1вй работы, выразившимися

более высоким уровнем живописной подготовка студентов XT'- .. умением самостоятельно создавать выразительные творческие произведения живописи.

Апробация и внедрение результатов исследования рпоходили на научных и практических конференциях МПГУ им. В.И. Ленина /1937-1993 гг./. Основные результаты исследования внедрены в практику обучения живописи на ХГ МПГУ им. В.И. Ленина /1987- 1993гг./, в МГЗП'Л /1980 г./, в Подольской художественной школе /1980--1982 гг./, в средней школе К' 99'г. Москвы,/1988 г./, отражены в тезисах и статьях.

На защиту выносятся следующие положения:

идеальная модель процесса творческого воображения и его формы в творчестве художника-живописца;

уровни динамики и развития творческого воображения в онтогенезе;

индивидуальные и возрастные особенности творческого воображения у студентов ХГФ. Условия формирования творческого воображения;

методика формирования творческого воображения у студентов на практических занятиях живописью-/натюрморт, пейзаж, портрет/;

методика индивидуального подхода в формировании живописного творческого стиля студента.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В диссертации, даны материалы, характеризующие содержание и результати исследования /7 схем, 9гра-фиков, 5 таблиц, 31 фотография живописных работ художников и студентов/.