Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческой самостоятельности студентов-исполнителей в процессе обучения в вузе Дмитриенко Татьяна Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дмитриенко Татьяна Ивановна. Формирование творческой самостоятельности студентов-исполнителей в процессе обучения в вузе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Дмитриенко Татьяна Ивановна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Краснодар, 2009.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 09-5/3059

Введение к работе

Актуальность исследования. Развитие современного профессионального образования характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, созданием образовательной среды, способствующей непрерывному развитию личностных и профессиональных качеств студентов в процессе обучения в вузе. Совершенствование качества образования направлено на подготовку интеллектуальных и инициативных специалистов с развитым творческим мышлением, с достаточным уровнем теоретической подготовки и практических умений и навыков, способных к саморазвитию, к самостоятельной профессиональной и личностной реализации в творческой деятельности, активному участию в жизни общества. Направленность на профессиональное самоопределение, формирование культуры творческого мышления, интенсивное развитие механизмов личностного и профессионально-творческого развития является логическим следствием новых ценностей в образовании.

Наиболее полно личность раскрывается в профессиональной сфере, в которой проявляются индивидуальность, самостоятельность, инициативность, неординарность, а также реализуются профессиональные качества. Основным способом такого проявления выступает учебно-творческая деятельность студента-исполнителя, которая предусматривает самостоятельное видение и познание музыки с опорой на ее специфические закономерности и проявления к ней личностного отношения. Эффективность будущей профессиональной деятельности специалиста зависит не только от приобретенных в вузе профессиональных знаний, умений и навыков, но и от уровня сформированности способности к дальнейшему самостоятельному профессионально-творческому развитию.

Проблемы формирования творческой самостоятельности студентов в современной научной литературе неоднократно рассматривались в теоретическом и практическом планах (В. А. Сластенин, М. И. Махму-това). Вместе с тем, обзор специальной методической литературы, в которой широко освещаются вопросы педагогической и исполнительской деятельности (Л. Ауэр, Л. А. Баренбойм, Л. Гинзбург, В. Ю. Григорьев, Н. С. Глезарова, Г. Г. Нейгауз, И. Лесман, Н. Токина, Г. М. Цыпин, А. И. Ямпольский, Ю. И. Янкслевич), позволяет сделать вывод о том, что проблема творческой самостоятельности студентов-исполнителей остается все-таки недостаточно исследованной.

Растущая неудовлетворенность образовательным процессом, не уделяющим должного внимания творческой самостоятельной деятельности студентов, является одним из основных факторов, сдерживающих осуществление личностно-ориентированных установок, развитие творческого потенциала, профессиональных качеств и способностей студентов в музыкально-исполнительской деятельности. Поиск выхода из сложившейся ситуации может быть осуществлен не только путем

теоретического обоснования педагогических условий, способствующих, формированию творческой самостоятельности студентов-исполнителей, но и их практической реализации в учебно-творческом процессе.

Противоречие между потребностью общества в профессиональном образовании, направленном на развитие будущего музыканта-профессионала как творчески самостоятельной личности, и недостаточной разработанностью формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей на струнных инструментах, в частности скрипачей, в сфере музыкального профессионального образования обусловили проблему диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы исследования. В научной литературе проблема творческой самостоятельности изучалась в разных аспектах. В исследованиях В. Л. Сластенина проблема творческой самостоятельности трактуется, как внутренняя свобода личности, выступающая в диалектическом единстве с осознанием своей профессиональной деятельности. Некоторые аспекты проблемы познавательной самостоятельности рассматривались в работах И. Л. Лернера, М. И. Махмутовой. В концепции развивающего обучения Г. М. Цыпина творческая самостоятельность представлена как совокупность индивидуальных качеств обучаемых (творческих и природных способностей, знаний, технической подготовки) и их высокой художественной значимости.

В процессе исследования данной проблемы рассматривались разные аспекты: общенаучные положения о творческом характере человеческой деятельности (Л. С. Выготский, Г. Гергинов, Б. Г. Ананьев), взгляды философской и психолого-педагогической направленности в понимании свободы, как самопроизвольной деятельности и самостоятельного творчества личности (Л. Н. Толстой, К. Роджерс, Ф.А.В. Дистервег).

Проблемы формирования творческой самостоятельности студентов рассматриваются в работах Г. С. Батищева, касающихся изучения творческой активности личности, как одного из основных компонентов мотивационно-творческой направленности. Анализ работ, посвященных проблеме мотивации, позволил установить, что мотив - это личностное свойство, побуждающее к совершению определенных действий, в связи с этим интерес для нашего исследования представляют работы А. Маслоу, в которых автор рассматривает потребности личности в творчестве.

В области психологии творчества мы опирались на работы Д. Б. Богоявленской, развивающей теорию творчества как единства интеллектуальной активности и творческих способностей, где выявляется зависимость между адекватностью образа мира и уровнем творческой самостоятельности. Проблемы детерминации способностей, их социальной обусловленности и соотношение природного и социального рассматривались в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. Р. Лурии и С. Л. Рубинштейна; исследования Дж. Беккера, С. И. Савшинского, Б. М. Теплова посвящены проблемам гениальности, таланта, категории

музыкальной одаренности. Психология творческой уникальности освещалась в работах Е. П. Варламовой; вопросы психологии творчества (фазы творческого процесса) исследуются в работах Я. А. Пономарева. Проблема формирования творческой самостоятельности студентов рассматривалась с позиции музыкально-исполнительского творчества. В работах Б. Ф. Асафьева, а также в музыкально-теоретических исследованиях В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, С. С. Скребкова, музыкальное исполнительство представляется как особая художественно-интонационная деятельность, направленная на постижение и выражение эмоционально-образного содержания произведения. Некоторые аспекты исследуемой проблемы были изучены в теории и практике фортепианного исполнительства (А. Д. Алексеев, Л. А. Баренбойм,

A. В. Малинковская, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Цыпин, О. Ф. Шульпяков).

Вопросы скрипичного исполнительского мастерства, были рассмотрены в специальной методической литературе (Л. Ауэр, Л. Гинзбург,

B. Ю. Григорьев, Н. С. Глезарова, И. Лесман, Н. Токйна, А. И. Ямполь-
ский, Ю. И. Янкелевич).

Несмотря на то, что различные аспекты проблемы творческой самостоятельности рассматривались в работах вышеуказанных авторов, эта проблема остается недостаточно исследованной в области музыкального исполнительства, учитывающего специфику обучения студентов-исполнителей на струнных инструментах. Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы исследования предопределили поиск теоретических и методических условий, способствующих результативности формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей.

Проблема исследования заключается в противоречии между возросшей значимостью творческой самостоятельности студента-исполнителя в изменяющихся социальных и культурных условиях, с одной стороны, и недостатком теоретических исследований, предметом которых являются педагогические условия, способствующие формированию и развитию творческой самостоятельности у будущих профессиональных музыкантов, в частности, у студентов-скрипачей. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов-исполнителей в процессе обучения в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей на струнных инструментах в высшем учебном заведении.

Цель исследования: разработать теоретические и методические основы формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и структуру творческой самостоятельности личности студента-исполнителя.

  1. Выявить и обосновать педагогические условия, художественно-педагогические принципы и методы формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей.

  1. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанных в диссертации педагогических условий, способствующих формированию творческой самостоятельности студентов-исполнителей в период вузовского профессионального образования.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование творческой самостоятельности студентов-исполнителей в процессе обучения в вузе может быть эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

осознании субъектами образовательного процесса сущности и роли творческой самостоятельности, как важного профессионально-личностного качества;

опоре на такие формы и методы работы, сущностной основой которых выступает сотворчество, обеспечивающее взаимный обмен ценностями, проявление открытости «новому», создание творческой атмосферы для проявления индивидуальности;

использовании художественно-педагогических принципов (лич-ностно-творческого подхода, содержательно-образной направленности, единства художественного и технического) и методов (анализа музыкально-технических задач, художественно-исполнительского анализа, создания ассоциативных связей для развития образного мышления), отражающих специфику музыкально-исполнительской деятельности, способствующих формированию творческой самостоятельности студентов-исполнителей.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общенаучные положения о творческом характере человеческой деятельности (Л. С. Выготский, Г. Гергинов, Б. Г. Ананьев); концептуальные положения о единстве сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский); взгляды философской и общенаучной направленности в понимании свободы, как самопроизвольной деятельности и самостоятельного творчества личности (Л. Н. Толстой, К. Роджерс, Ф. А. Б. Дистервег); психолого-педагогические труды, посвященные изучению творческой самостоятельности личности (В. А. Сластенин, И. Л. Лернер, М. И. Махмутова, Г. М. Цыпин); исследования о предметной целенаправленной активности человека (П. Я. Гальперин, Г. С. Батищев, А. В. Петровский) и психологии творчества (Д. Б. Богоявленская, Е. П. Варламова, Я. А. Пономарев); взгляды и положения современной физиологии и психологии о структуре и построении двигательного акта в исполнительских движениях (Н. А. Бернштейн, В. А. Запорожец); музыкально-теоретические исследования (В: В. Медушевс-кий, Е. В. Назайкинский, С. С. Скребков); учение об интонационной природе музыки в трудах Б. В. Асафьева В. В. Медушевского, Б. Л. Яворского; работы в области музыкального исполнительства (В. Ю.

Григорьев, И. Лесман, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Цыпин, А. И. Ямпольс-кий, Ю. И. Янкелевич).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические — анализ психолого-педагогической литературы, теории и практики музыкального исполнительства, учебно-методической литературы по исследуемой теме, методы сравнения и обобщения; эмпирические - педагогическое наблюдение (прямое и косвенное); беседы и тестирование; опытно-эспериментальная работа.

База исследования: консерватория ФГОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств». В педагогическом эксперименте приняли участие студенты-скрипачи оркестровой струнной специализации.

Этапы исследования

На первом этапе (2002-2003 гг.) был проведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы, посвященной проблеме исследования, выявлены методологические и теоретические основы исследования, определены критерии оценки уровня развития творческой самостоятельности, проведена диагностика исходного уровня творческой самостоятельности студентов.

На втором этапе (2003-2008 гг.) осуществлялась разработка педагогических условий формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей на струнных инструментах и опытно-экспериментальная проверка их эффективности.

На третьем этапе (2008-2009 гг.) был проведен анализ результатов исследования, организовано их внедрение в практику подготовки студентов-исполнителей на струнных инструментах в вузе.

Научная новизна исследования:

уточнено понятие творческой самостоятельности студентов-исполнителей, являющееся базовой основой для саморазвития и самосовершенствования личности в процессе музыкальной профессионально-исполнительской деятельности;

определены и описаны основные структурно-содержательные компоненты творческой самостоятельности студентов-исполнителей (мотивационный, креативный, операциональный);

выявлены наиболее целесообразные художественно-педагогические принципы (личностно-творческого подхода, содержательно-образной направленности, единства художественного и технического) и методы (анализа музыкально-технических задач, художественно-исполнительского анализа, создания ассоциативных связей для развития образного мышления) формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей в процессе обучения в вузе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована сущность понятия творческой самостоятельности студентов-исполнителей в процессе обучения в вузе, выявлены ее структурные

компоненты. Результаты исследования, полученные в ходе работы над диссертацией, вносят определенный вклад в развитие личностно-ориен-тированного образования студентов-музыкантов. В исследовании, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей, направленные на самообразование и самосовершенствование в профессионально-творческой деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные в диссертации теоретические и методические основы организации обучения, направленные на формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-исполнителей, внедрены в систему вузовского профессионального образования и содействуют активизации и развитию творческого потенциала студентов-исполнителей; повышению качества самостоятельной работы музыкантов-исполнителей на струнных инструментах, направленной на усвоение профессиональных знаний, умений и навыков в тесной взаимосвязи художественного и технического. Результаты исследования могут быть использованы в высших и средних учебных заведениях в процессе подготовки музыкантов-исполнителей.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью исследования, корректной организацией опытно-экспериментальной части исследования, практическим подтверждением основных положений и научным обоснованием результатов, полученных лично соискателем в ходе исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творческая самостоятельность студентов-исполнителей - интег-
ративное образование личностных качеств, природных задатков и про
фессиональных способностей музыкантов, направленное на самостоя
тельное творческое познание и освоение музыки и способов ее испол
нения, постановку и поиск решения профессионально-исполнительских
задач, совершенствование средств художественно-образного интониро
вания музыки, реализацию творческих способностей музыканта.

2. Структура творческой самостоятельности студентов включает
следующие взаимосвязанные компоненты:

-мотивационный - проявляется в личностном отношении студента к эмоционально-содержательной стороне музыки, в творческой направленности на самостоятельный поиск художественно-выразительных средств исполняемого музыкального произведения, заинтересованности в совершенствовании профессионально-исполнительской деятельности;

креативный - определяется способностью студента к проявлению индивидуальности, оригинальности в процессе интерпретации музыкального произведения, к творческой активности в постановке и решении художественно-исполнительских задач;

операциональный - основывается на творческом использовании студентом способов художественно-образного интонирования исполняе-

мой музыки, способности самостоятельно их отбирать с учетом стилистических особенностей и художественно-образного содержания изучаемого произведения, анализировать результаты исполнения и находить пути и способы решения возникающих проблем.

3. Эффективность формирования и развития творческой самостоятельности студентов обеспечивается художественно-педагогическими принципами (личностно-творческого подхода, содержательно-образной направленности, единства художественного и технического) и методами (анализа музыкально-технических задач, художественно-исполнительского анализа, создания ассоциативных связей для развития образного мышления).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусств, обсуждения диссертации на кафедре музыковедения, композиции и методики музыкального образования; проходила в процессе обучения по классу скрипки на кафедре оркестровых инструментов консерватории, в ходе выступлений с докладами и сообщениями на различных научно-практических конференциях: «Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона» (Краснодар, 2002), Южно-Российская научно-практическая конференция «Многоуровневая система профессионального художественного образования: современные технологии обучения» (Краснодар, 2003), «Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере» (Краснодар, 2003), «Художник и время: взаимодействие культур в современном мире» (Краснодар, 2005). Южно-Российская научно-практическая конференция «Проблема взаимодействия национальных культур в региональной многоуровневой системе музыкального образования» (Краснодар, 2007).

По материалам исследования опубликовано семь работ, одна из них в журнале «Культурная жизнь Юга России», включенном в перечень научных изданий ВАК.

Структура диссертационного исследования включает: введение, две главы, заключение и список литературы.

Похожие диссертации на Формирование творческой самостоятельности студентов-исполнителей в процессе обучения в вузе