Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интегративная музыкально-терапевтическая модель воспитания внимания у младших школьников Фань Ин

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фань Ин. Интегративная музыкально-терапевтическая модель воспитания внимания у младших школьников: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Фань Ин;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические основы музыкотерапевтических традиций воспитания 18-61

1.1 Философские основы и современные подходы к применению музыкотерапии в Китае 22-35

1.2 Философские основы современной западной и российской музыкотерапии 36-46

1.3 Теоретические основания музыкотерапевтических подходов к воспитанию детей с нарушениями внимания 46-58

Выводы по главе 1 59-60

Глава 2. Опытная работа по апробации интегративной музыкально-терапевтической модели воспитания внимания у младших школьников 61-123

2.1 Эмпирическое кросс-культурное исследование современных условий применения музыкотерапевтических подходов к работе с детьми 61-69

2.2 Пилотажное исследование применения музыкотерапевтических технологий в воспитании внимания детей младшего школьного возраста 70-81

2.3 Апробация интегративной музыкально-терапевтической модели воспитания внимания учащихся в младшей школе в процессе вузовской подготовки бакалавров в модуле «Инновационные психолого-педагогические технологии музыкального воспитания» 82-123

2.3.1 Экспериментальная музыкально-терапевтическая модель воспитания внимания у младших школьников 82-89

2.3.2 Технологические основания модели воспитания внимания младших школьников 90-102

2.3.3 Содержательные основания модели воспитания внимания младших школьников 103-120

2.3.4 Обобщение результатов освоения студентами интегративной музыкально-терапевтической модели воспитания внимания у младших школьников 120-122

Выводы по главе 2 122-123

Заключение 124-125

Список литературы 126-143

Приложение A: Музыкальные уроки и игры 144-161

Приложение Б: Словарь эмоций 162-164

Приложение В: Анкеты в Москве и Пекине 165-169

Приложение Г: Записи интервью по знакомству с методами музыкотерапии школьных учителей 170-171

Приложение Д: Краткий каталог произведений для музыкотерапии 172-176

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная система образования всех
цивилизованных стран находится в поиске оптимальных технологий
воспитания личностных качеств школьников, имеющих различные проблемы
и ограничения. При этом, в теории и практике педагогики музыкального
образования в Китае и России активно разрабатываются

здоровьесберегающие аспекты самого музыкально-образовательного

процесса. На пересечении этих тенденций находится проблема расширения функций музыкально-педагогических технологий для целенаправленного применения их в воспитании и психолого-педагогическом сопровождении учащихся, имеющих различные проблемы и ограничения, в урочной и внеурочной работе. В данном направлении высвечивается акцент на воспитании дефицитарных качеств личности учащихся в образовательной триаде – обучение, воспитание, развитие, которое, несомненно, ведет за собой развитие психических функций школьника. Именно функции «музыкального воспитателя» могут обеспечить реальное психолого-педагогическое сопровождение средствами музыкальной деятельности «проблемным» школьникам, где воспитание качеств личности, позволяющих частично компенсировать дефицитарные функции, может значительно улучшить положение и отношение к ребенку в школе.

В перечне психологических проблем, выявляющихся и мешающих как
детям в младшем школьном возрасте, так и их учителям в учебном процессе
в последние годы все чаще фигурирует «синдром дефицита внимания» (СДВ)
или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
Большинство критериев, которым отвечают дети с СДВГ (невнимательность,
рассеянность, неорганизованность, гиперактивность, забывчивость,

беспокойство, излишняя болтливость, излишняя двигательная активность и пр.) применимы и к обычным, непоседливым или мало воспитанным детям. При этом, еще до недавнего времени во многих странах, таких как Китай, например, и другие страны региона, такой диагноз не существовал, а синдром объяснялся недостаточностью или неадекватностью методов воспитания. Между этими двумя позициями во взгляде на «проблемного» ребенка находится необходимость бережного и индивидуализированного подхода к психолого-педагогической помощи в адаптации таких детей к школьной жизни и развитии их дефицитарных функций разработанными мировой культурой средствами.

С точки зрения традиционной китайской философии и концепции здоровья такой синдром является показателем нарушения баланса энергий в организме или неспособности к накоплению нужных энергий и сброса избыточных. В числе путей работы с балансом энергий одним из главных способов в Китае традиционно являлась «музыкотерапия» (интегрированное в общую философию здоровья духа и тела музыкальное воздействие). Современные западные и россиийские концепции воспитания личности школьников также большое внимание уделяют музыке и другим искусствам.

Данная работа представляет собой разработку модели воспитания внимания у младших школьников, в том числе с СДВГ, на основе интеграции музыкально-терапевтических технологий Китая и России.

Особую актуальность данное исследование представляет собой в
обращении к младшему школьному возрасту в силу нескольких причин. Если
в дошкольном возрасте среди детей с синдромом дефицита внимания с
гиперактивностью преобладают гипервозбудимость, двигательная

расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная
утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый
план выступают трудности в обучении и отклонения в поведении. Чаще всего
к концу учебного дня вследствие общего утомления «сверхактивность» таких
детей выражается в истериках, беспричинных приступах раздражения,
плаксивости. При этом, если симптоматика в младшем школьном возрасте не
уменьшилась, то в подростковом возрасте данные симптомы могут стать
причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма,
наркомании. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация,

различные личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни.

В связи с этим современный педагогический подход диктует направленность усилий всех специалистов, работающих с младшими школьниками, на своевременное выявление и коррекцию этого синдрома. По мнению И. П. Брязгунова и Е. В. Касатиковой1, арт-терапия в детском возрасте и психолого-педагогическое сопровождение в период обучения в начальной школе позволит не только преодолеть отставание в нервно-психическом развитии ребёнка, но будет способствовать формированию нормального поведения во взрослом возрасте.

Наряду с проблемами у детей с СДВГ есть и позитивные качества, которые окружающие, к сожалению, часто не замечают, так как общение с такими детьми может быть довольно утомительно. Часто они обладают многогранной коммуникабельностью и высокоразвитым интеллектом, даже если это и не отражается на их школьных достижениях. Многие из детей творчески одарены, например, в области музыки и изобразительного искусства. Эти позитивные качества могут быть востребованы на занятиях искусством, музыкой как учебных сферах, допускающих и культивирующих проявления спонтанности, креативности, двигательной активности.

Исходя из вышесказанного о психологических особенностях детей с
СДВГ, мы можем говорить о том, что к таким учащимся необходим особый
подход, помогающий им выйти из затруднительной дезадаптирующей их
ситуации в школе. Кроме того, исходя из разницы отношения в различных
культурах к данному синдрому и этническому фактору музыкального
воздействия, исходя из потребностей разработки универсальных

педагогических технологий, актуальным является поиск точек пересечения

Брязгунова, И. П. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях.М., 2001.

между традиционными китайскими и российскими подходами к воспитательному воздействию музыки на личность младшего школьника.

Таким образом, налицо очевидное противоречие между

необходимостью применения в современном мире интегративных кросс-
культурных подходов к воспитанию младших школьников с дефицитом
внимания средствами музыкальной деятельности и отсутствием

соответствующих методических разработок внедрения

музыкотерапевтических технологий в сопровождение и воспитание таких детей. Выявленное противоречие обусловило формулировку проблемы, заключающуюся в поиске основных путей и принципов интеграции китайских и российских музыкально-терапевтических технологий с целью создания интегративной музыкально-терапевтической модели воспитания внимания и самоконтроля у младших школьников, а также психолого-педагогических условий реализации этой модели.

Цель исследованияразработка модели воспитания внимания у младших школьников, интегрирующей китайские и российские музыкально-терапевтические традиции.

Объект исследованиявоспитание дефицитарных функций младших школьников с нарушениями внимания и гиперактивностью в процессе музыкальной деятельности.

Предмет исследованияинтегративная музыкально-терапевтическая модель воспитания внимания у младших школьников с проявлениями СДВГ.

Ключевые категории исследования предлагается принять в следующей трактовке:

Воспитание — специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс, в нашем исследовании такое воздействие направлено на воспитание дефицитарных для младших школьников с нарушениями внимания и гиперактивностью качеств и функций, в первую очередь – внимания, в урочной и внеурочной деятельности.

Средством воспитания внимания у младших школьников с СДВГ в нашем исследовании выступают музыкально-терапевтические технологии.

Психолого-педагогическими условиями реализации интегративной

модели применения музыкально-терапевтических технологий как средства воспитания гиперактивных младших школьников – психолого-педагогичекое сопровождение таких детей в течение всего дня для организации специальных музыкально-игровых пауз и мониторинга состояния учащихся по разработанным критериям.

В данной работе процесс психолого-педагогического сопровождения
младших школьников с особенностями развития рассматривается как
объективная необходимость организации их школьной жизни, при этом
форма организации такого сопровождения может быть различной, в нашем
исследовании такой формой является специально организованная

музыкальная деятельность, оказывающая воспитательное воздействие на
дефицитарные свойства и компенсирующие механизмы личности ребенка.
Гипотеза исследования состоит в ряде предположений о том, что:
1. Интегративная музыкально-терапевтическая модель

воспитания внимания у младших школьников может быть эффективна, если:

- будет направлена на укрепление дефицитарных функций детей с
нарушениями внимания и гиперактивностью средствами китайских и
российских музыкально-терапевтических технологий.

- интеграция будет осуществлена на уровнях:

принципов трационной музыкотерапии Китая и России;

музыкально-терапевтических технологий, направленных на работу с дефицитарными функциями ребенка с СДВГ – телесно-двигательный и речевой контроль, произвольное внимание и адекватную экспрессию переживаний;

- развиваемых функций ребенка через музыкально-игровые и
двигательные упражнения, основанные на проживании музыкального образа
через интеграцию движения, дыхания, мимики, голоса и речи ребенка.

2. Психолого-педагогическими условиями реализации модели являются:

особые формы психолого-педагогического сопровождения младших школьников во внеурочное время в виде специально организованной музыкальной деятельности, направленной на сохранение баланса между возбуждением и торможением нервной системы;

разработка критериев для наблюдения за состоянием учащихся;

- мониторинг состояния учащихся по разработанным критериям.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Проанализировать традиционные и современные подходы к
музыкально-терапевтическому воздействию в воспитании, психолого-
педагогическом сопровождении и здоровьесбережении школьников в свете
современного поликультурного контекста развития форм и технологий
образования.

2. Разработать интегративную музыкально-терапевтическую модель
воспитания внимания и самоконтроля у младших школьников СДВГ.

3. Выявить психолого-педагогические условия реализации
интегративной модели и критерии её эффективности.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке
эффективности интегративной музыкально-терапевтической модели
воспитания внимания у младших школьников.

5. Обобщить полученные результаты.
Методологической основой исследования явились концептуальные

положения философии, культурологии, педагогики и психологии

музыкального образования, музыкотерапии, раскрывающие:

- природу воздействия музыки и музыкальной деятельности на психику
и поведение человека (китайские ученые и музыкотерапевты – Чжан Хун И,
Чжан Бо Юйан, Чжан Жэнь, Лю Baн Жуй, Гао Тянь, Ху Ши Хун, Чэнь Мы
Юй (Гонконг), Линь Гуй Мы (Тайвань), У Син Жу (Тайвань); американские и

европейские ученые и музыкотерапевты – Paul Nordoff & Clive Robbins, Samuel Gridley, Carol L. ShultisBarbara L.WheeleDonna W. Polen, Чиксентмихайи М. и другие); российские ученые и музыкотерапевты – В. М. Бехтерев, В.Е. Еремеев, В.И. Петрушин, С. В. Шушарджан, В.М. Элькин);

- воспитательные, развивающие и здоровьесберегающие аспекты
музыкальной деятельности в музыкальном образовании (Э. Б. Абдуллин,
Ю. Б. Алиев, Е. В. Николаева, А. В. Торопова и Т. В. Львова, Г. М. Цыпин и
др.);

- функции и задачи воспитания и психолого-педагогического
сопровождения младших школьников с проблемами в обучении и здоровье
(М. Р. Битянова, А. А. Бельтюкова, И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, И. В.
Дубровина, В. А. Лаптева, Т. К. Степанова, А. В. Сухарев, С. Харланд и др.).

Методы исследования:

Теоретические: анализ философской и научной литературы по истории и методологии музыкально-терапевтических технологий, педагогике и психологии музыкального образования; анализ походов к арт-терапии и педагогической коррекции симптомов СДВГ у школьников; обобщение опыта педагогов-практиков; систематизация, прогнозирование.

Эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервью учителей музыки, лекции-беседы и обучающий эксперимент со студентами музыкального факультета, обработка и анализ полученных результатов.

Этапы исследования:

Первый этап: 2010 - 2013 – изучение русской культуры и языка (г. Минск);

Второй этап: 2013 - 2014 – сбор эмпирического материала по теме исследования, анализ философской и научной литературы, наблюдение и обобщение опыта работы педагогов-практиков и учителей музыки в школах Москвы;

Третий этап: 2014 - 2015 – сравнение подходов и обобщение опыта воспитания младших школьников с нарушениями внимания в России и Китае, создание и апробация экспериментальной интегративной модели применения российско-китайских музыкально-терапевтических технологий;

Четвертый этап: 2015 - 2017 – анализ результатов опытного применения интегративной модели российско-китайских музыкально-терапевтических технологий и апробирование модели под наблюдением автора диссертации студентами музыкального факультета МПГУ в процессе музыкально-педагогической практики в школе и летних детских лагерях, работа с текстом диссертации, представление результатов научного исследования в выступлениях на научно-практических конеренциях и научных публикациях.

Экспериментальная база проведения опытной работы: летний детский лагерь (в течение двух лет, подмосковье), средная школа в Пекинской ЧаоЯн области, ГБОУ ЦО «Технологии обучения» г. Москва, Институт искусств – музыкальный факультут МПГУ, Пекинский столичный педагогический университет.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Современный социокультурный контекст развития форм и технологий образования требует разработки интегративных моделей воспитания личностных качеств и развития психических функций учащихся доступными для учителей-предметников средствами, в том числе посредством музыкальных искусства и деятельности.

  2. Интегративная музыкально-терапевтическая модель воспитания внимания у младших школьников отвечает современным социокультурным запросам образования своей направленностью на укрепление дефицитарных функций детей с нарушениями внимания средствами поликультурной музыкальной деятельности.

3. Структура модели предполагает поуровневую интеграцию:
на философском уровне:

обоснования модели: двух фундаментальных философско-

цивилизационных принципов обращения к музыкотерапии: «принципа баланса энергий» и «принципа катарсиса»;

на общенаучном уровне:

принципа превентивности музыкально-терапевтической работы с детьми, который заключается в работе с поведенческими нарушениями как с привычками, «как будто» синдрома СДВГ у детей нет, осуществляя традиционный китайский подход «предупреждения заболеваний в воспитании»;

принципа природосообразности и экологически полезной

направленности двигательной активности ребенка;

принципа культуросообразности интонационного звучания и пластики в развитии внимания при «восприятии-исполнении» музыки как целостном поведенческом процессе;

на частнонаучном уровне:

принципа музыкотерапевтической целесообразности в подборе репертуара и методов для специально организованной музыкальной деятельности, где главным является смена цели в подборе того или иного произведения или задания с обучения музыкальным знаниям и навыкам на цель музыкально-терапевтического воздействия на состояние учащихся и воспитание новых привычек в деятельности внимания, с учетом работы от примарной зоны музыкального развития ребенка к выявлению актуальной и ближайшей зоны психического развития.

4. Психолого-педагогическими условиями реализации интегративной
музыкально-терапевтической модели воспитания внимания у младших
школьников с СДВГ являются:

а) особые формы психолого-педагогического сопровождения младших
школьников во внеурочное время в виде специально организованной
музыкальной деятельности, направленной на сохранение баланса между
возбуждением и торможением нервной системы, музыкально-игровые паузы
в занятиях и мониторинг состояния учащихся по разработанным критериям.

б) направленное воздействие музыкально-терапевтических технологий
на такие поведенческие качества детей с дефицитом внимания как

импульсивность, хаотичность движений и речи, неустойчивое внимание из-за телесного возбуждения и расторможенности путем:

успокоения повышенной возбужденности ребёнка через музыкально-двигательную отработку снятия напряженности и постепенное торможение в замедляющемся музыкальном потоке;

удержания и расширения объёма и времени внимания при исполнении музыкальных фраз на всё удлиняющемся выдохе;

- осознанного управления движениями и речью через музыкальную
ритмизацию.

в) специальные методы, основанные на интеграции музыки, движения, дыхания, мимики, голоса и речи, которые позволяют:

- сбрасывать эмоциональное напряжение, разряжать накопленное
возбуждение нервной системы ребенка (музыкально-двигательные игры);

- работать со «схемой тела» ребенка для осознанного расслабления и
управления движениями (музыкальный самомассаж);

- постепенно развивать объем и переключение внимания на
художественные средства выразительности при восприятии-исполнении
(музыкально-пластическое интонирование мелодии, ритма и других
элементов музыкальной ткани);

- восстанавливать баланс и развивать внимание через аутотелическое
переживание в музыкальной деятельности (внимание к тому, что приносит
удовольствие, внимание ради самой деятельности, а не ради получения
знаний или оценок).

г) педагогическая компетентность музыкального воспитателя, проявляемая через:

- целенаправленность и системность работы по реализации
интегративной модели;

комплекс необходимых профессиональных знаний возрастной психологии, психологии личности, в том числе с нарушениями внимания и гиперактивностью, музыкальной педагогики, психологии и психологии музыкального образования;

личностные качества — гуманность и толерантность;

- обладание педагогом-музыкантом комплексом музыкальных
способностей для инициирования различных видов творческой музыкальной
деятельности учащихся;

- владение инновационными методами музыкальной терапии
(деятельностными, игровыми, созерцательными, коммуникативными,
творческими, тренинговыми);

- умение вести мониторинг состояния учащихся по разработанным
критериям, наблюдая за функциями произвольного и непроизвольного
внимания, самоконтроля речевой и двигательной активности учащихся.

Новизна исследования заключается в следующем:

Разработана интегративная музыкально-терапевтическая модель,

обогащающая психолого-педагогическое обеспечение воспитания

дефицитарных качеств у младших школьников с нарушениями внимания.

Определены принципы, условия реализации и критерии эффективности модели применения музыкально-терапевтических технологий в воспитании внимания и самоконтроля у младших школьников с СДВГ.

Получены новые данные по возможностям интеграции китайских и российских музыкально-терапевтических технологий, апробирован спецкурс для студентов-бакалавров России и Китая.

Теоретическая значимость исследования:

Разработаны теоретико-методологические основания, структура,

принципы и методы интегративной музыкально-терапевтической модели
воспитания дефицитарных качеств у младших школьников с нарушениями
внимания и гиперактивностью, такие как: сочетание «принципа баланса
энергий
» и «принципа катарсиса»; принцип превентивности; принцип
природосообразности
и экологически полезной направленности

двигательной активности ребенка; принцип культуросообразности;

психолого-педагогические условия реализации интегративной модели, такие как: - формы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в течение всего дня во внеурочное время, такие как специально организованная музыкальная деятельность, направленная на сохранение баланса между возбуждением и торможением нервной системы, музыкально-игровые паузы и мониторинг состояния учащихся по разработанным критериям; - направленное воздействие музыкально-терапевтических технологий на такие поведенческие качества детей с дефицитом внимания как импульсивность, хаотичность движений и речи, неустойчивое внимание;

- специальные методы, основанные на интеграции музыки, движения,
дыхания, мимики, голоса и речи, возможные к применению как на уроках
музыки, так и во внеурочное время.

Получены новые данные о здоровьесберегающей продуктивности и воспитательном потенциале видов музыкальной деятельности и методов музыкального образования.

Практическая значимость исследования:

Выявлены признаки педагогической компетентности музыкального воспитателя как одно из условий реализации интегративной музыкально-терапевтической модели воспитания внимания у младших школьников с СДВГ, такие как: готовность к целенаправленной и системной работе по реализации модели; владение комплексом необходимых профессиональных знаний возрастной психологии, психологии личности, в том числе с нарушениями внимания и гиперактивностью, музыкальной психологии и психологии музыкального образования; обладание личностными качествами

— гуманностью и толерантностью; обладание комплексом музыкальных
способностей для инициирования различных видов творческой музыкальной
деятельности учащихся; владение инновационными методами музыкальной
терапии (деятельностными, игровыми, созерцательными,
коммуникативными, творческими, тренинговыми); умение вести
мониторинг состояния учащихся по разработанным критериям, наблюдая за

функциями произвольного и непроизвольного внимания, самоконтроля речевой и двигательной активности учащихся.

Разработанные структура модели, принципы, условия и признаки компетентности могут быть внедрены в практику работы учителя музыки в области музыкального воспитания, здоровьесбережения и психолого-педагогического сопровождения младших школьников.

Созданная и апробированная интегративная музыкально-

терапевтическая модель воспитания внимания в психолого-педагогическом сопровождении младших школьников может быть востребована в ряде ВУЗовских спецкурсов при подготовке учителя общеобразовательной школы и дополнительного образования.

Материалы и результаты исследования, приложения на русском и китайском языках могут служить дополнительным учебным материалом для работы с китайскими студентами в России.

Достоверность полученных результатов исследования

обеспечивается:

- методологической базой, системой исследовательских процедур,
опытно-экспериментальной работой, соответствующими цели и задачам
исследования;

- адекватностью понятийного аппарата сущности исследуемого
феномена, методологическим характеристикам исследования;

- верификационными процедурами по ходу теоретической и опытной
работы при разработке проблемы исследования;

- методами исследования эффективности предлагаемых музыкально-
терапевтических технологий .

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялись:

- в научных публикациях автора, в том числе в рецензируемых
журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ;

- в ряде выступлений автора на научных сессиях по итогам научно-
исследовательской работы МПГУ, на международных и всероссийских
научно-практических конференциях в МПГУ (Москва, 2016 г. ), СПГПУ им.
Герцена (Санкт-Петербург, 2014 г. ); РУДН (Москва, 2016 г.);

- в процессе опытно-экспериментально работы на музыкальном
факультете МПГУ.

Структура диссертационного исследования. Структура и объем диссертации определены общей логикой, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и пяти приложений.

Философские основы и современные подходы к применению музыкотерапии в Китае

Все лечебные и оздоровительные практики в китайской традиции тесно связаны с древнейшей философией и картиной мира, сложившейся в период Древнего Китая несколько тысячелетий назад. Древнекитайская философия обладала строгой упорядоченностью и практичностью, именно поэтому она жива и продуктивна до сих пор, являясь основой и для научного мировоззрения во многих областях науки и техники. Корни конфуцианства, даосизма до настоящего времени прослеживаются в современном мировоззрении Китая, в том числе в образовательных подходах и в концепциях здоровьесбережения и воспитания школьников [127].

По Китайской традиционной мысли, функция музыки состояла в сохранении нормативности, то есть в символической константе. Константами в течение тысячелетий являлись и звуковая, и ладовая системы; константны жанры и неизменны формы изложения и исполнения традиционных песен и инструментальных мелодий. Именно потому сохранение музыкой неизменности форм является гарантом спокойствия и основой управления государством [127].

Китайцы уделяли более внимание отношениям между природой и человеком. Основой китайской философии являются категории «небо», «путь» и «баланс» как внутри человека, так и в социуме и в мире [118; 124; 125; 126; 127].

Краеугольными основаниями древнекитайского мировоззрения являются труды философов, закрепивших «нормативность» поведения и мироощущения человека в социуме, «нормативность» поведения и мироощущения и есть залог здорового тела и уравновешенной сбалансированной психики. Первыми учителями такого мировоззрения в Китае стали: Конфуций, раскрывший содержание важнейшего качества человека милосердие; Лао Цзы, основоположник даосизма [127], объяснивший через принцип природосообразности, как людям в своих мыслях, идеях и поступках необходимо следовать природе; Чжуан Цзы, развивший учение о возвышении духовного мира над миром материальным [127].

Конфуций (551 по 479 г. до н.э.). Великий китайский философ и педагог последнего периода Чунцю. От него ведет начало философия конфуцианства. ЮНЕСКО внесло его имя в список десяти самых выдающихся деятелей культуры мира. Размышляя о функциях музыки в общественном устройстве, Конфуций учил, что музыка необходима для достижения социальной гармонии. Таким образом музыка вписывалась в процесс управления государством в качестве системы упорядоченного, регулируемого выражения эмоций [127].

Главный труд Лао Цзы «Трактат о Дао» также оказал непреходящее влияние на все последующие поколения. Лао Цзы через понятие «Дао» разъяснял происхождение и развитие всего сущего на земле и в космосе. Он объяснил, что люди должны следовать, а не противиться законам природы. Музыка также должна следовать законам природы, прислушиваться к ним и отражать внутреннюю гармонию мирабаланс энергий.

Чжуан Цзы предлагал возвысить духовный мир над миром материальным, а музыка является слышимым «отпечатком» или отзвуком духовного мира [127]. Этот мир надо научиться слышать и это уменьшит страх перед всем нематериальным, значит, как говорят современные психотерапевты, уменьшит тревожность, которая является причиной множества расстройств как психического, так и физического здоровья человека. Как можно заметить, в традиционной мысли Китая здоровье, этика и гармония в отношениях человека с миром и с социумом неразрывны. Именно гармония, или баланс сил, пронизывающая все слои человеческого бытия в мире, является ориентиром здоровья как внутри человека, так и здорового общества, государственного устройства, социального порядка и так далее. Соответственно любая болезнь или дискомфорт вызваны нарушением общей гармонии и должны лечиться исходя из этого принципа: путем устранения дисгармонии на каком-либо из уровней [127].

В течение нескольких тысяч лет в Китае формировались собственные этические и моральные стандарты. Эту часть наших этических представлений мы называем «традиционная мораль», это ценная составляющая всего духовного богатства китайской нации. В настоящее время она сохраняет сво позитивное значение. Традицинная мораль продвигается в современном обществе через культурные знаки и символы, через традиционную музыку Китая, сохраняющую свои этические стандарты в исполнении от поколения к поколению.

Идеальный здоровый человек всегда опирается на мораль духа, этические привычки в поведении, такой человек может на этой основе стать более здоровым, совершенным, гармоничным и красивым.

Таким образом, в китайском мировоззрении сущностно близки некоторые понятия, такие как моральравновесиеэтикадоровье, также как отклонениенеуровновешенностьнарушения этикиболезнь (как нарушенное состояние, вызванное первичным нарушением морали самого человека или его воспитателей) [127].

Базовые ценности в мировоззрении и науке Китая опираются на пять основных постоянных и сгруппированных пунктов: «Жэнь, И, Ли, Чжи, Синь». Так, согласно китайской традиционной философии, здоровье человека опирается на моральные принципы:

Жэнь: гуманность, доброта, человечность, человеколюбие, милосердие. В мом пониманит ключевое понятие китайской философии жэнь является обозначением здоровой в морально-психологическом плане личности, неким «эталоном нормы». Этот эталон может быть рассмотрен как обязательное профессиональное качество педагога, психолога и психотерапевта, так как в китайском мировоззрении излечивают не столько технологии, столько личность «лекаря» [102; 118; 127].

И: чувство долга, должная справедливость, порядочность, честность [127].

Ли: благопристойность, этикет. Ли носит оттенок западного понимания об адекватности, уместности, конгруэнтности, как считает исследователь китайской этики и базовых ценностей культуры Д. В. Конончук [50; 97; 127].

Чжи: разумность, мудрость, ум, интеллект, изобретательность. В «Чжоу и» она определяется как «способность остановиться, увидев впереди пропасть» [67; 102; 127].

Синь: благонадежность, верность, искренность, вера, подлинность, честность. Эта категория китайской философии совмещает идею субъективной уверенности и искренности с идеей объективной достоверности и надежности [127].

Мэн-Цзы усмотрел источник жэнь в реагирующем с чувственной непосредственностью соболезнующем и сострадающем «сердце» (синь), без которого человек перестат быть человеком [102]. Российская психологическая наука называет, по всей видимости, это качество эмпатией.

Таким образом, традиционная мораль может считаться кодексом человека, здорового духом, а значит и душой, и телом.

Современные китайцы продолжают и развивают принципы древних китайских философов. Во всех аспектах общественной жизни практикуются пути пяти постоянств«жэнь, и, ли, чжи, синь», как в целях воспитания, так и в содержании образования и музыкального обучения [127]. Эти здоровые духовные основы древней и современной китайской философии могут помочь как в достижении национального процветания и социальной гармонии общества, так и для поддержки людей с физическими и психическими ограничениями здоровья [152].

Китайские этические представления, называемые «традиционная мораль», это ценностная составляющая всего духовного богатства китайской нации и ориентир для правильного воспитания здорового тела и духа, они отражены в принципах музыкального воздействия и самой символической образности традиционных произведений. Это:

Уважение к родителям. В Китае есть много музыкальных произведений, несущих эту ценность и сопутствующие переживания, на которых воспитываются школьники. (Традиционные китайские песни: «Матери», «Родина – любимая мама», «Папа» и др.) [127].

Почтение к старости и забота о детях. (Песня «Цивилизованный Пекин» и др.) [127].

Три символа, отражающие китайский национальный характер: сосна, вечнозелный бамбук и зимняя слива. В Китае очень часто можно встретить рисунки и орнаменты, изображающие эти символы. Их можно увидеть в росписи, украшающей фарфор, в узорах одежды и в элементах архитектуры. Даже обычные люди начинают ощущать силы, когда они видят эти гордые растения. В Китае есть традиционные мелодии: «Маленькая сосна», «Бамбуковый медведь», «Рондо цветов сливы», «Воспеваем цветы сливы» [127].

Уважение к учителям и важность образования. Уважительное отношение к образованию переросло в особое отношение к учителям. В китайском языке существует много выражений, характеризующих, как люди относятся к учителям: «Ни бедный, ни богатыйне имеют права не уважать учителя», «Тот, кто учил человека, хоть один день, на всю жизнь становится для него таким же уважаемым человеком, как родной отец» и т.д. С древности уважение к учительской профессии охватывало все слои общества: от обычного бедняка - до императора [127].

Эмпирическое кросс-культурное исследование современных условий применения музыкотерапевтических подходов к работе с детьми

В своей работе автор стремится соединить теоретический и практический опыт Китая и России, обобщая представленные в современном музыкальном образовании методы музыкотерапии и предлагая к апробации новые.

На предварительном этапе эмпирического исследования был произведен сбор материала по выявлению отношения родителей к музыкальному воспитанию и музыкотерапии как условию применения музыки в подготовке детей к школе и воспитанию внимания учащихся в России и Китае.

В начале исследования была составлена анкета для родителей детей, поступающих в школы, с целью выявления отношения к музыке в семье и роли музыки в жизни ребенка. Этот материал был необходим для понимания условий и уровня музыкального воспитания детей в семьях и использования возможностей музыки в воспитании внимания и саморегуляции активности ребенка до момента поступления в школу.

Анкета была проведена среди родителей будущих школьников в Пекине и Москве, полученные показатели приведены в гистограммах Приложения В.

Приведем в тексте параграфа лишь некоторые результаты, дающие возможность сравнения отношения к воспитательной силе музыки российских и китайских родителей.

Как видно из результатов есть вопросы, по которым мнение родителей в Москве и Пекине совпадает или близко по содержанию, а есть вопросы, на которые московские и пекинские опрошенные дали прямо противоположные ответы.

Поскольку основные этапы опытно-экспериментальной работы проводились в Москве, нами было решено более детально изучить подготовленность московских семей с детьми к учебе в школе и опоре на музыку в воспитании детей. Для наглядности полученных результатов приведем рисунки с данными из анкеты, проведенной в Москве (52 экземпляров анкет).

Результат анкеты подтверждают наше наблюдение о том, что музыка играет большую роль и занимает важную часть жизни москвичей, в том числе с детьми. В России, есть хорошая музыкальная традиция, много стилей наполняют пространство музыкальной культуры столиц Москвы и Петербурга, как и других городов России, это естественные условия создают основу для применения и развития музыкотерапии в сопровождении и воспитании детей. Но при этом удивительно, что в российском обществе нет доверия к музыкальным воспитателям, родители не хотят обращаться за консультацией и помощью к музыкотерапевту, может быть в их представлении это связано с медицинским оттенком термина «музыкотерапия». Притом, что в научном исследовании музыкальной психологии и психологи музыкального образования, факторов музыкально-терапевтического воздействия Россия имеет несомненые и передовые результаты!

В Китае мы видели другую картину, там сохранено доверие к музыкальному воспитателю и большинство родителей хотели бы обратиться за консультацией к музыкотерпевту по развитию своего ребенка.

Результаты анкетирования в Москве можно свести к следующим:

1. Высокая доля положительных ответов по отношению к музыке выражает, что им интересна музыка, они считают, что музыка может обогащать их жизнь.

2. Учащиеся любят музыку, у них высокий уровень участия в музыкальных мероприятиях и дополнительном обучении музыке.

3. В семьях высокий уровень возможностей и условий для занятий музыкой детьми. В большинстве семьей есть музыкальный инструмент, они поют или играют (на музыкальном инструменте) по своему настроению.

4. Между взрослыми и юношеством (включая подростков) нет существенных различий в предпочтениях музыкальных стилей или видов музыкальных развлечений.

5. Желание слушать музыку дома чаще всего было связано в русских семьях с настроением, стремлением получить эмоции и уменьшить тяжелын переживания.

6. Каждый человек из опрошенных доверяет своим собственным суждениям, а не мнению других.

7. Большинство российских людей не хотят, чтобы им «помогали» понимать или применять музыку для своего развития или помощи детям. Музыкотерапевт больше принимается как домашний учитель музыки для детей, которому родители могут указывать как музыкально воспитывать их ребенка.

Как мы уже подчеркивали, китайские родители немного иначе смотрят на роль профессионального музыкального воспитателя, возможно в этом наследуется традиционное уважение к музыке как философии и науке о самой жизни.

Полученные данные послужили отправной точкой для размышлений о том, как именно может быть применен музыкально-терапевтический потенциал в воспитании внимания детей, согласующийся с родительской позицией невмешательства и одновременно просвещения в области развивающих и воспитательных возможностей музыки.

Выявление отношения учителей начальных классов к воспитательным возможностям музыки в России и Китае. С целью определения актуальной значимости разработки музыкально-терапевтических технологий для воспитания и сопровождения младших школьников с СДВГ нами было проведено интервью с несколькими учителями начальных классов, музыки и школьными психологами или воспитателями группы продленного дня в России и Китае (всего 9 человек, 4 китайских и 5 российских).2 Интервью содержало ряд вопросов:

1. Сталкиваетесь ли Вы с трудностями работы с детьми с нарушенным вниманием (с поставленным или непоставленным диагнозом СДВГ)?

2. Какие приемы работы с такими детьми и воспитания у них дефицитарных функций Вы используете?

3. Знакомы ли Вы с арт-технологиями и музыкотерапевтическими методами воспитания внимания у детей?

Обобщая полученные материалы интервьюирования можно сказать, что как китайские, так и российские учителя, и школьные психологивоспитатели имеют трудности в работе с детьми с СДВГ, даже если такого диагноза официально не поставлено. Никто из опрошенных не сказал о том, что они могут использовать арт-технологии и музыкотерапевтические методы воспитания внимания у детей.

Данные опроса не могут служить статистически значимым результатом, но могут иметь статус подтверждения нашего предположения о недостаточно разработанной и применяемой в наших странах стратегии воспитания внимания младших школьников средствами музыкально-терапевтических технологий.

На первоначальном этапе разработки и апробации авторской модели воспитания внимания в музыкально-терапевтическом сопровождении школьников автором этой диссертации был проведен анализ существующих подходов и методов привлечения музыки к психологической адаптации детей с трудностями в обучении. Исследователи и практики чаще всего предлагают использовать такие подходы как:

Двигательная и поведенческая терапия (двигательные игры) решает вопрос адаптации к напряжениям в учебе учеников;

Ассоциированные технологии саморегуляции (релаксация, ритм, гомогенное глубокое дыхание), ремиссия стресса и восполнение дефицита внимания во время учбы;

Технологии погружения в традиционные искусства (народная песня, фольклор, народный инструмент). Изучение народных культур учащимися и формирование у них чувства значимости, чувства принадлежности, а также повышение стрессоустойчивости и уверенности

Экспериментальная музыкально-терапевтическая модель воспитания внимания у младших школьников

Мы полагаем, что экспериментальная теоретико-практическая модель сопровождения младших школьников с нарушениями внимания средствами музыкальной деятельности, которой можно было бы руководствоваться на практике как музыкотерапевтических методологией и технологией, должна включать в себя общие принципы; линии и специфические точки воздействия, отслеживаемые по определенных критериям приобретаемых детьми психических свойств в процессе предлагаемых занятий; методы, приемы и упражнения, а также этические и личностные качества музыкального воспитателя, его функциональной роли как условий осуществления психолого-педагогического сопровождения «неудобных» детей.

Таким образом, нами была построена и обоснована интегративная музыкально-терапевтическая модель воспитания внимания у младших школьников.

В современной науке модельэто специальное искусственное средство научного познания и система со структурными свойствами моделируемого объекта, которая может быть представлена в последовательном описании и визуально (см. Рисунок 16).

1. Теоретико-методологическими принципами интегративного музыкально-терапевтического подхода к воспитанию дефицитарных качеств личности в процессе психолого-педагогического сопровождения младших школьников с дефицитом внимания и гиперактивностью являются:

признание значимости сочетания двух фундаментальных философских принципов для современного этапа становления интегративных музыкотерапевтических технологий: «принципа баланса энергий» и «принципа катарсиса»;

принцип превентивности музыкально-терапевтической работы с детьми, который заключается в работе с поведенческими нарушениями как с привычками, «как будто» синдрома СДВГ у детей нет, осуществляя традиционный китайский подход «предупреждения заболеваний» и воспитания внимания;

принцип природосообразности и экологически полезной направленности двигательной активности ребенка [63];

принцип работы от «примарной зоны» музыкального развития ребенка;

принцип культуросообразности интонационного звучания и пластики в развитии внимания при «восприятииисполнении» музыки как целостном поведенческом процессе.

2. Музыкально-терапевтические технологии воздействуют на такие поведенческие проявления детей с дефицитом внимания как импульсивность, хаотичность движений и речи, неустойчивое внимание путем превращения в музыкальной деятельности:

хаотичной шумовой деятельности ребенка в ритмически упорядоченную, подчиненную музыкальному ритму [63];

беспорядочной звуковой активности в звучание «идеофонов»звуков основных стихийкамня, дерева, воздуха, воды, голоса человека (при управляемой учителем импровизации детей);

импульсивной гиперактивности в управляемую активную музыкальную и музыкально-терапевтическую пластическую деятельность [63].

3. Специально организованные музыкально-терапевтические двигательные упражнения (восприятие исполнение музыкальных фраз и целых песенных произведений), основанные на интеграции музыки, движения, дыхания, мимики и голоса, на уроках музыки и во внеурочное время позволяют:

сбрасывать эмоциональное напряжение, разряжать накопленное возбуждение нервной системы ребенка [63];

постепенно развивать объем и переключение внимания при восприятииисполнении [63];

восстанавливать баланс и развивать внимание через аутотелическое переживание в музыкальной деятельности [63] (внимание к тому, что приносит удовольствие, внимание ради самой деятельности, а не ради получения знаний или награды – оценки, похвалы и т.д.).

Эти линии коррекции или лучше сказать векторы формирования новых привычек через специфические точки воздействия отслеживаются по определенных критериям, апробированным нами в пилотажном формирующем эксперименте в летнем лагере: длительность удержания внимания на занятиях относительно возрастной нормы (средний уровень соответствие норме, низкийниже и высокийвыше нормы); самоконтроль неудержимой речевой и двигательной активности (их неудержимая импульсивность низкий уровень; чередования периодов возбужденной импульсивности со спокойной вовлеченостью в деятельность в самоконтролем речи и движений – средний уровень; преобладание периодов ненапряженного контроля в ходе аутотелической вовлечености в деятельностьвысокий уровень этого параметра наблюдений).

4. Применение музыкотерапевтических технологий возможно реализовать при следующих психолого-педагогических условиях:

а) организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников во внеурочное время, такие как специальные музыкально-игровые паузы и мониторинг состояния учащихся по разработанным критериям;

б) организации направленного воздействия музыкотерапевтических технологий на такие поведенческие качества детей с дефицитом внимания как импульсивность, хаотичность движений и речи, неустойчивое внимание из-за телесного возбуждения и расторможенности;

в) применении специальных методов, основанных на интеграции музыки, движения, дыхания, мимики и голоса, применяемых как на уроках музыки, так и во внеурочное время, которые позволяют:

сбрасывать эмоциональное напряжение, разряжать накопленное возбуждение нервной системы ребенка (музыкально-двигательные игры);

работать со «схемой тела» ребенка для осознанного расслабления и управления движениями (музыкальный самомассаж);

постепенно развивать объем и переключение внимания на художественные средства выразительности при восприятии-исполнении (музыкально-пластическое интонирование мелодии, ритма и других элементов музыкальной ткани);

восстанавливать баланс и развивать внимание через аутотелическое переживание в музыкальной деятельности (внимание к тому, что приносит удовольствие, внимание ради самой деятельности, а не ради получения знаний или оценок);

г) формировании педагогической компетентности в данной области.

Музыкальный воспитатель выполняет роль не столько учителя, наблюдателя и «оценщика» деятельности, сколько «посредника», транслятора соответствующих переживаний и состояний при восприятии и воспроизведении музыкальных произведений и песен. Школьникам предлагается всегда соучаствовать в исполнении с учителем, наблюдая и подражая ему, таким образом преодолевается невозможность гиперактивных детей слушать музыку в течение определенного времени. Эти занятия могут быть включены в урок как пятиминутные сбросы напряжения на уроках, а могут проходить во внеурочное время в группах продленного дня как музыкально-терапевтические игры и тренинги внимания и управляемого поведения.

Важными условиями реализации интегративного музыкально-терапевтического подхода к проблемным детям в младшей школе являются:

Целенаправленность и системность работы педагогамузыканта;

Наличие у педагога-музыканта комплекса необходимых профессиональных знаний возрастной психологии, психологии личности, психологии музыкального образования;

Обладание личностными качествами гуманностью и толерантностью;

Владение педагогом музыкантом инновационными методами музыкальной терапии (тренинговыми, созерцательными, коммуникативными, творческими) [63];

Обладание педагогом-музыкантом комплексом музыкальных способностей для инициирования различных видов творческой музыкальной деятельности учащихся [63].

Представленные теоретико-методологические основания и психолого-педагогические условия реализации интегративной музыкально-терапевтической модели воспитания внимания у младших школьников с СДВГ были апробированы в спецкурсе для бакалавров на музыкальном факультете МПГУ. В общей сложности педагогическим экспериментом было охвачено 35 студентов (20 российских и 15 китайских бакалавров педагогического образования). Спецкурс включал 3 блока тем:

первый блок содержал краткие сведения из философии и истории музыкотерапии в Китае и России,

второй блок был посвящен психологии младшего школьника и проявлений дефицита внимания с гиперактивностью в младшем школьном возрасте,

третий блоковладению специфическими методами и приемами, а также осмыслению и апробации знакомых методов музыкальной педагогики и видов деятельности учителя музыки с изменением целейкоррекции психологического статуса ребенка; здесь же мы проводили разучивание китайских песен и обучение их исполнению с детьми, с привлечением игры на «идеофонах»звучащих предметах пяти стихийколокольчиках, камнях, деревянных палочках и других звучащих элементарных инструментах; обсуждали возможные сочетания музыкального материала на уроке с привлечением китайской традиционной, европейской классической и народной музыки.

Содержательные основания модели воспитания внимания младших школьников

Музыкальное содержание образует специфику музыкально-терапевтического воздействия в ряду других арт-терапевтических технологий. Музыка является действующим квази-субъектом сопровождения школьников и этот аспект специально обсуждался со студентами.

В. М. Бехтерев отмечал, что музыка имеет огромное преобразующее, оздоровительное воздействие на человека. Подчеркивая эту особенность, он доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызывать или ослаблять возбуждение [14; 43; 121; 123].

Студентыбакалавры изучают в университете Историю классической европейской и русской музыки, потому этот материал мы обсуждали в семинарах и я училась у студентов пониманию и переживанию этой музыки, а вот специфику китайской музыки пришлось очень кратко им рассказывать в наших занятиях [44; 47].

В основу системы музыкального воспитания в Китае изначально заложены национальные элементы. Народные песни в Китае возникли в процессе трудовой деятельности [99]. Так каждый вид работы сопровождался разным ритмическим рисунком, который помогал трудиться. Каждая местность отличается своими мотивами (четкими или мягкими, в быстром или медленном темпе, с повторностью мелодического рисунка). Состав исполнителей может меняться. Мелодию каждый исполнитель может петь импровизационно, но сохраняется интонация «призыва» к исполнению вторым человеком. Устойчивым и одинаковым является ритм. Другой вид народной песни характеризуется передачей внутреннего состояния человека, его мысли и настроения. Мелодический рисунок таких песен не является обязательным, так как исполнители могут импровизировать в зависимости от окружающей обстановки. Следует отметить, что в них ритмический рисунок отличается свободой и напоминает ритм словесного высказывания. В конце фраз часто используется фермата.

Традиционная музыка Китая различается в зависимости от региона бытования, интонационная структура мелодий Севера и Юга Китая отличается. Так на Севере часто в мелодии используются скачки, мелодическая линия более развита. На Юге наоборот: мало скачков, мелодия более простая. Общим является начало это наиболее высокий звук, который звучит долго, как бы призывая к пению окружающих. По форме это, как правило, две или четыре фразы и очень редко пять фраз. Подобный вид песен исполняет в основном в деревне, когда люди работают на природе, в поле, в лесу. Отдельно можно говорить о песенном творчестве городских жителей, которые поют в свободное от работы время, в праздники, в выходные. Они могут исполняться как соло, так и группой. Сегодня эти песни можно еще услышать в живом исполнении, что говорит о популярности напевов этого вида. Здесь отсутствует импровизационность, потому что мелодия не зависит от вида работы, или окружающей среды. Характер песен мягкий, деликатный. Мелодия развита, разнообразна по интонационной структуре. Используется разнообразный ритм, переменный размер. Много в мелодии опеваний основного звука, используются украшения звука, трели. По строению различаются два вида: диалогичность, т.е. одна фраза вопрос, вторая ответ, второй вид характеризуется неизменностью первой фразы, в то время как вторая фраза изменяется по ритму и мелодическому рисунку. К этому виду песенного творчества можно отнести песни для детей с простой и доступной мелодией, часто веселого и смешного характера. Колыбельные песни для детейдушевные и мягкие.

Для различных народов Китая характерно двухголосное пение, причем пение начинается в унисон, затем мелодия расходится и заканчивается пение опять в унисон [151].

В современном Китае есть специальная литература по проблемам истории народных песен. Книги издаются с красивыми иллюстрациями, нравятся детям, и являются ярким своеобразным методическим пособием при обучении детей музыке. Этими пособиями, при желании, могут воспользоваться и российские студенты.

Приведем примеры подбора репертуара для музыкотерапевтических занятий, апробированного автором диссертации:

1. Успокоение повышенной возбужденности ребнка через музыкально-терапевтическую двигательную отработку напряженности и постепенное торможение в замедляющемся музыкальном потоке. Например: Иоганн Себастьян Бах (Bach, Johann Sebastian) (1685-1750) Шарль Франсуа Гуно (1818-1893), Франц Петер Шуберт (Австрия 1797 — 1828) -«Воспевающая богоматери»; Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) (австрийский, Wolfgang Amadeus Mozart) «Ре мажор, Маленькая ночная серенада, 2 (2ч) romanze Andante», «Колыбель» и т.д.

2. Удержание и расширение объма и времени внимания при исполнении музыкальных фраз на выдохе. Гармоничный и успокаивающий тип интонирования может настраивать баланс нервной системы, особенно воздействуя на парасимпатическую нервную систему, позволяющую режим релаксации, торможения и успокоения.

Например: Китайская классическая музыка: «Ю Н#» «Прощальная мелодия с тремя рефреном в Янгуаньском заставе», «ЖШЩс» «Высокие горы, текущие воды».

Мягкая музыка со специальными дыхательными техниками. Например: Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди (Германия, 1809-1847) «Песни без слов, восемь тетрадей №.6» и т.д.

3. Осознанное управление движениями и речью через музыкальную ритмизацию.

Например: Птр Ильич Чайковский (1840-1893) Детский альбом, «Утреннее размышление», «Щелкунчик Вальс цветов», «Лебединое озеро» Andante и адажио, китайская песня языка жестов «Благодарное сердце» и т.д.

Работа с репертуаром для музыкотерапевтических занятий и методами его включения – это очень творческий процесс и главным является смена цели для подбора и того и другого с обучающих знаниям и навыкам на воздействующие на состояние и незаметно воспитывающие новые привычки [124; 126; 127].

Виды и приемы творческой деятельности в контексте интегративной модели воспитания внимания у младших школьников

В настоящее время практикой наработано множество приемов творческой деятельности учащихся в процессе обучения, и чем больше приемов будет предложено детям, тем легче им будет найти собственные пути для развития самоконтроля речевой и двигательной активности, достигаемого не усилиями воли, а снятием напряжения через вовлеченность и аутотелическое переживание радости от процесса [126].

Например, в описании практиков мы обнаружили такой прием, как включение музыки в начало занятия и в его завершающую часть, что помогает учащимся лучше запомнить все, что было сказано учителем на уроке [26; 40]. Помощь для превращения материала уроков в образную ткань некоего сюжета может оказать музыка, например такие произведения:

1. Птр Ильич Чайковский (1840 1893) Детский альбом, «Утреннее размыление», «Мама», «Времена годаАпрель подснежник; Май, Белые ночи», «ЩелкунчикВальс цветов».

2. Эдвард Хагеруп Григ (Норвегия, Edvard Hagerup Grieg) (1843-1907) Классика для малышей «Танец Аниты» (Пер Гюнт, сюита №1, op.46) , «Песня Сольвейг».

3. Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) (австрийский, Wolfgang Amadeus Mozart) «Ре мажор, Маленькая ночная серенада, 2 (2ч) romanze Andante», «Колыбель», «Воспоминание детства», «сонат для фортепиано: лунный свет».

4. Иоганн Себастьян Бах (Bach, Johann Sebastian) (1685-1750) Шарль Франсуа Гуно (1818-1893), Франц Петер Шуберт (Австрия1797-1828) «Воспевающая богоматери».

5. Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди (Германия, 1809-1847) «Песни без слов, восемь тетрадей №.6», «Весенняя песня», Увертюра «Сон в летнюю ночь», ор. 21 (1826/1831).

6. «ВМит» Щ Й: ШШШ«. «бамбуковый медведь».

7. ФЩ Ц Й «WE&H», «ТО Ш»о Китайская классическая музыка: «Осенняя луна над дворец Хань», «Гусь белолобый падает на плоском песке».

При этом, возможно активное слушание музыки ребенком, позволяя и даже вовлекая его в слушание руками и всем телом, соинтонируя звучанию [121;123; 124].