Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству Лугина Яна Александровна

Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству
<
Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лугина Яна Александровна. Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Омск, 2002 226 c. РГБ ОД, 61:03-13/301-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования профессиональной подготовки в процессе обучения изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов 13

1.1. Изобразительная грамота как интегративный компонент профессиональной подготовки студентов 13

1.2. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной подготовленности студентов на занятиях изобразительным искусством 28

1.3. Модель профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству 41

ГЛАВА 2. Процесс интегрированного обучения изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов 63

2.1. Характеристика уровня развития изобразительной грамотности студентов к началу обучения (констатирующий этап эксперимента) 63

2.2. Методическая система обучения студентов изобразительной грамоте (развивающий этап эксперимента) 75

2.3. Диагностика развития изобразительной грамотности студентов в процессе их учебно-творческой деятельности (заключительный этап эксперимента) 110

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 136

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 158

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 203

Введение к работе

Последнее десятилетие в системе высшей школы происходят существенные изменения, связанные с введением многоуровневого образования и направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих учителей. Изменения в системе высшего образования отражают тенденции развития школьного обучения, направленные на оптимизацию и гуманизацию процесса развития и воспитания детей. В связи с этим больше внимания уделяется гуманитарным знаниям учащихся, предметам художественно-эстетического цикла.

Эти тенденции отражены в Законе «Об образовании», в квалификационных требованиях к учителю начальных классов, в других нормативно-концептуальных документах. В соответствии с современной концепцией обучения в начальной школе главной задачей учителя начальных классов является формирование целостной картины мира, и в этой связи урокам изобразительного искусства отводится важная роль, следовательно, учитель должен владеть изобразительной грамотой на высоком уровне. Основной проблемой, решаемой в процессе профессиональной подготовки студентов факультета начальных классов, является формирование их изобразительной грамотности, под которой понимается наличие необходимого минимума знаний и умений для реалистического изображения, а также для качественного обучения детей основам изобразительного искусства.

Как правило, уровень преподавания изобразительного искусства учителями начальных классов недостаточно высок из-за того, что сами учителя не имеют адекватной профессиональной подготовки и не обладают ярко выраженными художественными способностями. В то же время, опыт работы на факультете начальных классов позволяет утверждать, что такие учителя могут вести уроки изобразительного искусства на высоком профессиональном уровне при условии наличия у них сформированной изобразительной грамотности и развитых качеств творческой личности. Специфика изобразительной деятельности студен-

тов факультета начальных классов заключается в том, что она жестко привязана к программе по изобразительному искусству. Внутри курса «технология изобразительного искусства и ДГТИ» не выделяются отдельные дисциплины, характерные для обучения на художественных факультетах (рисунок, живопись, композиция и др.). Такое объединение дисциплин в едином предмете обусловливает интегративность изобразительной грамоты как компонента профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, и требует адекватного подхода к процессу формирования теоретических и практических знаний изобразительной грамоты у студентов. Результатом обучения должно стать совершенствование методической подготовки студентов данного факультета.

Специфика обучения студентов факультета начальных классов побуждает преподавателей искать новые, более эффективные способы формирования изобразительной грамотности как интегративного компонента их профессиональной подготовки. Изобразительная грамота является целостной системой знаний и умений реалистического изображения. Владение необходимым уровнем изобразительной грамоты является качеством личности будущего учителя, способностью выполнять художественные работы на основе знаний и умений реалистического изображения, а также способностью передавать собственные знания детям, его изобразительной грамотностью.

Проблему изобразительной грамоты художники-педагоги начали серьезно изучать с XVIII века (И.Д. Прейслер, А.П. Лосенко, А.И. Иванов, А.П. Сапожников, В.К. Шебуев, А.Г. Венецианов, С.К. Зарянко, Г.А. Гиппиус). В конце XIX - начале XX веков художники-педагоги разрабатывали активные методы обучения изобразительному искусству, которые основывались на осознанном восприятии и на творческом осмыслении натуры (А. Ашбе, Д.Н. Кардовский, Ш. Хол-лоши, П.П. Чистяков). Позже проблему активизации процесса обучения изобразительному искусству исследовали Г.В. Беда, Н.Н. Волков, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, В.В. Корешков, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведев, П.Я. Павлинов, Н.Н. Ростовцев, Т.Ф. Олейник, Г.Б. Смирнов, А.В. Триселев, А.А. Унковский, И.Б. Шешко, Е.В. Шорохов, B.C. Щербаков,

Б.П. Юсов. В частности, рассмотрены вопросы теории живописи (Г.В. Беда, А.П. Яшухин), методики обучения академическому рисунку (Н.Н. Ростовцев), формирования представлений о натуре (B.C. Щербаков), теории композиции (Е.В. Шорохов).

В разное время были защищены диссертации, в которых авторы обосновывали собственные методические системы активизации процесса обучения изобразительному искусству (Б.С. Белов, Т.Ф. Олейник, А.В. Триселев, И.Б. Шешко). Непосредственно проблемой активизации обучения основам изобразительного искусства студентов факультета начальных классов занимались В.П. Мамугина, О.Е. Колоколова, Н.Ф. Смирнова, В.И. Козлов. Изобразительная грамотность формируется в процессе художественной деятельности студентов. В методической литературе представлены разработки обучения изобразительной грамоте, которые могут использоваться и в процессе обучения на факультете начальных классов. Но проблема изобразительной грамоты как совокупности знаний теории и практики изобразительного искусства, а также способов передачи этих знаний еще не достаточно исследована. Актуальной является и проблема интегративного подхода к обучению изобразительной грамоте будущих учителей начальных классов.

Под интеграцией понимается соединение относительно самостоятельных частей в единое целое. Интегративный подход к обучению предполагает объединение в едином процессе учебную, художественную, педагогическую, творческую деятельности. Вопросы интегрирования процесса обучения исследовались СИ. Архангельским, В.Г. Афанасьевым, М.Н. Берулавой, М. Богуславским, Л.И. Еременко, И.Д. Зверевым, Л.А. Ивахновой, Л.П. Ильенко, Ю.М. Ко-лягиным, B.C. Ледневым, В.Н. Садовским, B.C. Тюхтиным, З.П. Шабалиной, И.П. Яковлевым. В результате интеграции методическая система приобретает целостность, что, в конечном счете, формирует системность знаний и умений студентов. Изобразительная грамота включает в себя несколько разнородных элементов, которые формируют начальные знания и элементарные умения реалистического изображения лишь в совокупности. К этим элементам относятся

знания основных законов живописи, рисунка, композиции, пластической анатомии, цветоведения, перспективы. Но одних лишь знаний теории и практики изобразительного искусства недостаточно для обучения детей рисованию. Грамотный учитель должен владеть знаниями и умениями передачи собственного опыта детям. В связи с этим изобразительная грамота должна включать в себя знания методики преподавания рисования в начальной школе.

Поскольку изобразительная и педагогическая деятельности являются творческими по своей сути, то нецелесообразно ограничиваться формированием у студентов только элементарных знаний и умений реалистического изображения. На основе знаний и умений, полученных в процессе обучения, формируются навыки реалистического изображения. В процессе дальнейшего обучения должна происходить передача творческого опыта преподавателя, что повлияет на самостоятельную художественно-педагогическую деятельность студентов.

Деятельностью, в процессе которой происходит активный обмен творческим опытом, современные ученые считают развивающее обучение. Такой подход к проблеме обучения стал активно изучаться в 60-е годы XX века

( В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин,

В. Оконь, М.Н. Скаткин). О целесообразности организации развивающего обучения в вузе пишут ряд авторов: В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, В.М. Верга-сов, Р.И. Виноградов, Н.А. Аитов, Г.Н. Александров, М.Г. Гарунов, P.P. Мав-лютов, Р.А. Низамов, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый, В.Г. Фоменко, А.Ф. Эсаулов. Авторы сходятся во мнении, что разрешение проблемной ситуации ведет к лучшему усвоению знаний и развитию способностей использования полученных знаний в практической деятельности. Таким образом, считаем целесообразным процесс формирования изобразительной грамотности студентов факультета начальных классов строить с опорой на методы развивающего обучения: проблемного, программированного обучения, метод опорных схем и др. Различные теории развивающего обучения применяли в своей практике, втом числе в вузах, В.И. Андреев, В.М. Вергасов, М.Г. Гарунов, В.И. Загвязинский,

. 7

Т.А. Ильина, B.M. Каган, В.Т. Кудрявцев, Ю.Н. Кулюткин, В.Я. Ламм, Н.Д. Ни-кандров, П.И. Пидкасистый, MB. Потоцкий. Е.Л. Прасолова.

Все виды развивающего обучения характеризуются наличием продуктивно-творческой деятельности, для которой характерны наличие поиска и решение проблемной ситуации. Творчество - как культурологический аспект — является одной из целей образования. Любое обучение представляет собой передачу опыта как личного, так и общественного. Творчество, являясь деятельностью, также имеет личностный и общественный опыт. Изобразительная грамота включает в себя только первые этапы овладения художественно-педагогическим творчеством. Дальнейшая деятельность студентов будет по своей сути креативной, и значит в процесс формирования их изобразительной грамотности необходимо включать элементы творчества.

Актуальность проблемы интегрированного подхода к формированию изобразительной грамотности студентов факультета начальных классов заключается в том, что до настоящего времени процесс обучения разделялся на практические занятия по изобразительному искусству и занятия методикой его преподавания в начальной школе. В то же время проблема оптимизации процесса обучения, сокращение часов, отводимых на курс, побуждают нас искать более эффективные способы обучения, что позволяет обратиться к интегративному подходу в обучении изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов.

Предметом исследования является разработка интегративного подхода к обучению изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов.

Целью нашего исследования является разработка методической системы интегративного обучения изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов.

Гипотеза исследования: профессиональная подготовка студентов факультета начальных классов будет соответствовать современным требованиям, если:

у студентов будет сформирован базовый интегративный компонент профессиональной подготовки - изобразительная грамотность;

в процессе обучения будет активизирована творческая деятельность студентов;

процесс формирования изобразительной грамотности строится на основе методов проблемного обучения, методов, активизирующих творческий потенциал личности, и метода опорных конспектов.

Цель, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:

  1. выявить особенности изобразительной деятельности студентов факультета начальных классов с позиций интегративного подхода к проблеме изобразительной грамоты;

  2. определить психолого-педагогические и методические принципы активизации процесса обучения изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов;

  3. разработать модель профессиональной подготовки учителя начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству;

  4. исследовать характеристику уровня развития изобразительной грамотности студентов;

  5. разработать и обосновать содержание и методику обучения изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов;

  6. апробировать разработанные методы в реальном процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Методологической основой исследования являются материалистическая теория отражения, учение о диалектическом характере развития личности, о роли деятельности в формировании личности, о поэтапном формировании умственных действий (І І.Я. Гальперин), психологическая теория об ассоциативности мышления (Ю.А. Самарин) и теория интеграции обучения, философская концепция целостного подхода воспитания и развития творческой активности на основе всеобщности связей и явлений окружающей действительности, исследо-

вания в области творческой деятельности и теоретические исследования методики развития изобразительной грамоты.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение опыта по активизации изобразительной деятельности детей и взрослых; педагогическое наблюдение за деятельностью студентов в учебном процессе; изучение специфики художественной деятельности студентов, анализ художественных работ; анкетирование и тестирование студентов; экспериментальные методы, основанные на принципах проблемного обучения; математические методы обработки результатов исследования.

Источниками исследования являлись труды по психологии, теории изобразительного искусства, исследования по проблемам интегративного обучения, по обучению изобразительной грамоте детей и студентов, материалы научно-методических конференций преподавателей вузов страны, материалы, обобщающие опыт работы художественно-графических факультетов и факультетов начальных классов педагогических вузов, вузовская документация; личный опыт работы на факультете начальных классов Омского государственного педагогического университета.

Исследование проводилось первоначально на 2 и 3 курсах, а с переходом на многоуровневое обучение, - на 4 и 5 курсах факультета начальных классов Омского государственного педагогического университета.

Этапы исследования:

На первом этапе (1993 - 1995 гг.) собирался фактический материал, анализировались учебные планы, программы, процесс художественной и профессиональной подготовки студентов. Изучалась теоретическая литература по изучаемому вопросу, различные методики обучения изобразительной грамоте детей и взрослых.

На втором этапе (1995 - 1996 гг.) разрабатывалась и апробировалась собственная методика интегративного обучения изобразительной грамоте студентов. Проводился констатирующий этап эксперимента.

- На третьем этапе (1996 - 2001 гг.) проводился развивающий этап экспе
римента, теоретически обобщался материал, полученный в ходе эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Изобразительная грамота рассмотрена как интегративный компонент профессиональной подготовки студентов факультета начальных классов и включает в себя знания и умения реалистического изображения и методику обучения рисованию младших школьников. Совокупность этих элементов б^гет способствовать проведению уроков изобразительного искусства будущими учителями начальных классов на высоком профессиональном уровне.

Выявлены в структуре изобразительной грамоты компоненты, являющиеся основой для интегративного подхода к обучению, предполагающего развитие всех этих компонентов в их взаимосвязи.

Изобразительная грамота представлена как элемент культуры, что обусловливает интеграцию творческой и учебной деятельности на основе методов проблемного обучения.

Разработана и экспериментально проверена методика формирования профессиональной подготовки, включающая систему усложняющейся учебно-творческой деятельности студента. В целостной системе выделены три вида учебно-творческой деятельности: воспроизводящий, коллективно-познавательный и самостоятельный. Определены цели, задачи, функции каждого вида и на их основе разработаны методы обучения.

Определены пути и педагогические условия активизации процесса обучения изобразительной грамоте как интегративному компоненту профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Теоретическая значимость исследования определяется:

теоретическим обоснованием понятия «изобразительная грамота» как интегративного компонента профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов;

теоретической разработкой принципов интегративного подхода к обучению изобразительной грамоте студентов факультета начальных классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая методика активизации учебно-творческой деятельности студентов факультета начальных классов способствует более глубокому усвоению изобразительной грамоты, а также улучшению качества их профессиональной подготовки. Результаты педагогического исследования могут быть использованы в учебном процессе подготовки учителя в педагогических училищах и внедрены в процесс профессиональной подготовки студентов факультета начальных классов.

Достоверность результатов выполненного исследования обеспечивается методологической и научной обоснованностью исходных положений, длительным сроком исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования.

Апробация и внедрение работы. Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования были осуществлены в ходе экспериментальной работы и представлены на городских конференциях (в г. Омске в 1996, 1999,2000,2001 гг.), на научно-методических семинарах и лекционных занятиях кафедры художественной культуры Омского областного института повышения квалификации работников образования. Результаты исследования внедрены в процесс обучения на факультете начальных классов Омского государственного педагогического университета и в систему повышения квалификации учителей музыки, литературы и мировой художественной культуры на кафедре художественной культуры Омского областного института повышения квалификации работников образования.

На защиту выносятся:

содержание и методика интегративного подхода к профессиональной подготовке учителя начальных классов;

научно обоснованные педагогические условия процесса обучения, развивающие изобразительную грамотность студентов;

овладение изобразительной грамотой наиболее активно происходит в процессе обучения, логическим продолжением которого является творчество.

- научно обоснованная и экспериментально проверенная система учебно-творческой деятельности студентов по методике преподавания изобразительного искусства, обеспечивающая формирование изобразительной грамотности студентов и их профессиональной подготовки.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении раскрывается актуальность темы исследования, определяется цель, гипотеза, задачи исследования, положения, выносимые на защиту, научная новизна и практическая значимость.

В первой главе раскрывается сущность понятий «интегративный подход», «изобразительная грамота». Выявляются возможности формирования изобразительной грамотности студентов как интегративного компонента профессиональной подготовки. Определяется модель профессиональной подготовки будущих учителей.

Во второй главе описывается констатирующий и развивающий этапы эксперимента и представляются их результаты; анализируются пути и условия развития изобразительной грамотности будущих учителей начальных классов; рассматривается методика организации творческой деятельности; дается характеристика экспериментальной системы методической работы.

В заключении диссертации даны выводы и определены перспективы дальнейшей разработки проблемы развития изобразительной грамоты как интегративного компонента профессиональной подготовки.

Приложение состоит из художественных и методических работ студентов, отражающих основные положения экспериментальной работы.

Список литературы содержит 318 наименований первоисточников.

Изобразительная грамота как интегративный компонент профессиональной подготовки студентов

Специфика обучения на факультете начальных классов заключается в том, что студенты изучают множество разнопрофильных дисциплин и изобразительное искусство является частью общей системы. Кроме этого, курс обучения изобразительному искусству не выделяет отдельных составляющих, таких ак рисунок, живопись, композиция, методика преподавания и т.д. В связи с этим можно утверждать, что курс «изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» является интегративным по своему характеру.

Кроме этого, сам процесс рисования интегративен по своей природе, на что указывает Л.А. Ивахнова (125,126). Художественная деятельность имеет интегра-тивную структуру, так как включает в себя разные виды деятельности, подчиненные общей цели и являющиеся решением ряда изобразительных задач. В ее состав входят и психические процессы (восприятие, воображение, мышление), и реализация замысла в материале. Процесс изображения включает в себя компоненты творческой деятельности. Следовательно, обучать студентов факультета начальных классов изобразительной грамоте и методике ее преподавания также необходимо интегративно.

Применительно к процессу обучения изобразительному искусству «инте-гративное содержание учебного предмета- это слияние науки, искусства, методики, психологии и т.д., невозможность одного знания без другого, невозможность одного предмета без знаний другого, в отличие от понятия межпредметные связи, когда знания одних предметов используются для изучения других» (125.41). Вопросы интегрирования содержания образования в современной педагогической науке являются актуальными, и их исследованию посвящены труды СИ. Архангельского, В.Г. Афанасьева, М.Н. Берулавы, М. Богуславского, Е. Головинского, Л.И. Еременко, И.Д. Зверева, Л.А. Ивахновой, Л.П. Ильенко, Ю.М. Колягина, Д.М. Лазарева, B.C. Леднева, Э.С. Маркарян, В.Н. Садовского, B.C. Тюхтина, З.П. Шабалиной, И.П. Яковлева. Под интеграцией понимается соединение отдельных дифференцированных частей в единое целое, а также процесс, ведущий к такому соединению. Обычно интеграция воспринимается как альтернатива дифференцированному обучению, характерному для современной школы.

Идеи интеграции проникли прежде всего в начальную школу, целью которой является формирование у ребенка целостной картины мира. Как указывают Ю.М. Колягин и О.Л. Алексеенко, « в начальной школе роль интегрирующего звена осуществляет сам учитель, который обучает детей всему: и арифметике, и грамоте, и начальному пониманию природы, и многому-многому другому » (154.28). Преподавание в начальных классах по принципу «один учитель» авторы считают одним из способов интеграции. В связи с этим можно утверждать, что обучение в вузе, основанное на принципах интегрирования, будет способствовать улучшению качества профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. Интеграция ни в коем случае не отвергает дифференциацию курсов. В результате интеграции система образования приобретает целостность, что в конечном итоге формирует системность знаний и умений студентов. Целью интеграции является способствование воспитанию широко эрудированного учителя,« обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем » (154.29).

Интеграция в обучении может иметь два значения. Во-первых, интеграция может рассматриваться как цель обучения при формировании у обучающегося целостного представления об окружающем мире. Во-вторых, - как средство обучения в том случае, когда интеграция выступает как способ создания общей базы сближения предметных знаний. Целесообразно начинать обучение студентов с системы знаний, которые составляют начальные сведения об изобразительной грамоте. Затем необходим синтез разрозненных знаний и умений, которые сложились бы у студентов в систему, представляющую собой понимание технологии преподавания изобразительного искусства в начальной школе.

Интеграция не исключает специфику и самостоятельность отдельных частей целого. Более того, части имеют внутреннюю структуру, также состоящую из интегрированных элементов. Это означает, что интеграция может осуществляться на различных уровнях и распространяется как на всю структуру, так и на ее мельчайшие элементы. Внутренняя интеграция части означает, что ее структура целостна и лишена внутренних противоречий. Боле крупная интеграция происходит на уровне связи частей, что означает их согласование и упорядочение, а также их функционирование в целостном процессе. Применительно к содержанию педагогического процесса оно может осуществляться межпредметно и внутрипредметно.

Психолого-педагогические основы формирования профессиональной подготовленности студентов на занятиях изобразительным искусством

Педагогическая деятельность прежде всего должна соответствовать парадигме образования. Парадигма образования всецело зависит от развития общества и соответствует социальному заказу на подготовку специалиста. Вместе с изменением современного общества происходит постепенный отход от когнитивной парадигмы, существовавшей на протяжении нескольких столетий. Знания перестают быть главной целью обучения, на что указывают М.Н. Берулава, В.Ф. Взятышев, Б.С. Гершунский, Л.И. Романкова, В.Е. Шукшунов. В свете современных исследований процесса обучения его главной целью является формирование личности ребенка. Соответственно главными задачами являются: приобщение ребенка к полноценной самостоятельной жизни; формирование у него механизмов саморазвития личности, его познавательной активности. Содержание образования должно ориентироваться на передачу опыта творческой деятельности, на раскрытие механизмов творчества. Основные положения современной парадигмы образования обобщены Г.Б. Скоком (275.30-32). В соответствии с целями и задачами школьного обучения должен строиться и образовательный процесс в вузе.

Современная система высшего образования должна соответствовать требованиям средней школы, предъявляемым к учителю. Обществу нужен учитель, способный сформировать у ребенка не знания, как таковые, а знания технологии, способов получения информации как практического, так и теоретического характера. Это же предполагает современная система многоуровневого образования. Следовательно, можно предположить важность объединения в процессе обучения художественно-практического элемента профессиональной подготовки с методикой преподавания изобразительного искусства в начальной школе. Студент должен не только учиться изобразительной грамоте, но одновременно получать сведения о способах и методах обучения рисованию детей.

Для успешного обучения студентов изобразительной грамоте необходимо выстроить модель учебной деятельности. Для этого надо определить структуру учебной деятельности. В структуру входят учебно-изобразительная и учебно-методическая деятельности. Учебно-изобразительная деятельность состоит из специальных упражнений, призванных закреплять знания и умения реалистического изображения, а также из заданий, несущих элементы творчества. Учебно-методическая деятельность подготавливает студентов к педагогической деятельности и состоит из упражнений методического характера. Учебная деятельность в педагогическом вузе полностью зависит от структуры педагогической деятельности и должна ей соответствовать.

Разработка структуры педагогической деятельности учителя представлена в трудах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной, С.Н. Платонова, Т.И. Шамовой, И.К. Шалаева, А.И. Щербакова, В.А. Якунина. Авторы по-разному определяют педагогическую деятельность. Например, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, И.А. Сластенин, В.А. Якунин определяют эту деятельность как систему способов управления учебно-познавательной деятельностью детей. Основной функцией педагогической деятельности авторы считают управленческую. Другие авторы (Ю.К. Бабанский, Ю.Р. Кулюткин) считают педагогическую деятельность системой последовательных операций, приводящих к успешному решению целей обучения, развития и воспитания. Эти определения не противоречат друг другу- Структура деятельности определяет ее способы. Наиболее детально способы педагогической деятельности разработаны в исследованиях Ю.К. Бабанского. И.Я. Лернера. М.Н. Махмутова, М.Н. Скаткина.

Деятельность студентов в процессе обучения нельзя назвать педагогической в полной мере, поскольку за все время обучения изобразительному искусству она заключалась лишь в методической разработке уроков. Поэтому правильнее эту деятельность называть учебно-методической, но при этом учитывать, что она является составной частью более широкой — педагогической. Целью учебно-методической деятельности является формирование и развитие у студентов умения планировать и грамотно строить процесс обучения детей, разрабатывать планы-конспекты уроков. Учебно-методическая деятельность студентов заключается в разработке ими целей, задач, методов уроков; в апробировании фрагментов уроков на студенческой аудитории.

Изобразительная деятельность студентов факультета начальных классов имеет свою специфику, связанную с двумя факторами. Во-первых, у данных студентов отсутствует необходимый для реалистического изображения уровень развития художественных способностей. Во-вторых, главной задачей уроков изобразительного искусства в начальных классах является формирование творческих качеств личности ребенка, умение воспринимать и сопереживать действительность. В соответствии с целью меняется содержание изобразительной деятельности студентов. Их художественные работы должны отражать способы решения изобразительных задач, которым они будут обучать детей начальной школы. Изобразительные работы студентов не носят ярко выраженный творческий характер и являются образцом деятельности, соответствующим целям, поставленным программой обучения изобразительному искусству младших школьников. В то же время она ведется по тем же законам, что и профессиональная изобразительная деятельность.

Характеристика уровня развития изобразительной грамотности студентов к началу обучения (констатирующий этап эксперимента)

Для обучения будущих учителей начальных классов рисованию прежде всего необходимо выяснить уровень развития их изобразительной грамотности. Для более целенаправленного обучения важно определить типичные ошибки, которые допускают студенты в своих работах. С этой целью был проведен констатирующий этап эксперимента, нацеленный на решение следующих задач:

- Выявить уровень знаний теории изобразительного искусства и умения ими пользоваться;

- Определить уровень владения студентами изобразительными и выразительными средствами живописи, рисунка и композиции;

- Выяснить наиболее сложные для студентов задания художественного характера с целью обращения на них повышенного внимания преподавателя.

- Определить уровень развития творческих способностей (наиболее показательны в этом отношении творческое мышление и воображение);

Констатирующий этап эксперимента проводился в два этапа и осуществлялся посредством следующих методов: наблюдения, беседы, интервьюирования, изучения результатов практической деятельности студентов (рисунков, планов-конспектов уроков).

Для выявления причин, мешающих будущим учителям овладению изобразительной грамотой, были использованы методы наблюдения, анкетирования. Наблюдение проводилось с целью определения начального уровня владения изобразительной грамотой. Анкетирование студентов было призвано определить их мотивационную активность по отношению к педагогической и художественной деятельности.

Для определения уровня владения студентами изобразительной грамотой перед началом обучения на констатирующем этапе эксперимента проводилось тестирование и первый контрольный срез. Тестирование предполагало выявление уровня развития у студентов необходимых для рисования психических процессов - восприятия, мышления, воображения. Первый контрольный срез проводился и для определения своеобразной точки отсчета, с которой в дальнейшем сравнивались результаты следующих контрольных срезов.

Для быстрого определения уровня сформированности осознанного восприятия мы предлагали студентам нарисовать бытовой предмет сложной формы. Предмет демонстрировался студентам несколько секунд. Студенты должны были внимательно рассмотреть его, запомнить важные детали и его общую форму. Затем студентам предлагалось сделать быструю зарисовку этого предмета по образу восприятия. Из студентов никто не воспринял форму и пропорции предмета правильно. В целом оценка за эту работу выглядит следующим образом: за короткое время сформированы адекватные образы восприятия у 0 % учащихся; скорее правильные, чем неправильные - у 12 %; скорее неправильные, чем правильные - у 48 %; неправильные - у 40 %. Это позволило нам определить уровень развития восприятия и зависимость правильности изображения данной категории студентов от длительности восприятия предмета.

Для определения уровня развития образной памяти мы предлагали студентам выполнить линейный рисунок хорошо известного им бытового предмета стандартной формы. Например, мы предлагали нарисовать по памяти пластиковую бутылку из-под газированной воды. Данное задание оказалось достаточно сложным для студентов. Основная масса ошиблась в пропорциях такого хорошо известного им предмета. Не смогли правильно оценить соотношения высоты и ширины предмета 78 % студентов. Правильно передали форму предмета только 11 % учащихся.

Данное тестирование не занимало много времени, и его мы проводили на первом лекционном занятии. После обработки результатов тестирования мы разделили студентов на три группы по уровню сформированности навыков восприятия и зрительной памяти. С наиболее слабыми студентами в процессе экспериментального обучения велась более кропотливая работа.

На первом практическом занятии проводился второй этап констатирующего эксперимента. Студентам предлагалось выполнить несложный живописный натюрморт, состоящий из одного предмета на фоне двух драпировок. Студентам была поставлена задача- правильно в композиционном отношении расположить предмет на листе, правильно передать его форму и отобразить цвет предмета и фона. Натюрморт состоял из красной и сине-зеленой драпировок и белой фарфоровой чашки. Яркие цвета драпировок были выбраны не случайно. Ткань должна была отбрасывать на белую чашку рефлексы. Это усложняло работу студентов, так как им было трудно передать цвет белого предмета, на котором, кроме холодной тени, были видны красные и зеленоватые пятна рефлексов. Данная работа оценивались по критериям, приведенным в таблице № 1.

Из таблицы видно, что основная масса студентов выполняет работы довольно низкого качества, допуская при этом похожие ошибки. Например, передать перспективное сокращение окружности могут всего 32 % студентов. Основной ошибкой является несоответствие сокращения окружности горлышка и основания предметов (Приложение № 2, рисунки 1 - 4).

Похожие диссертации на Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству