Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства (на материале Таджикистана) Ашуров, Муким Джурабаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ашуров, Муким Джурабаевич. Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства (на материале Таджикистана) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1993.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время, когда гуманистическое начало приобретает все большее значение в жизни общества, вопросы приобщения подрастающего поколения к истокам национальной культури, традиций н искусства выступают на первый план.

Общеизвестно, что наибольшую эффективность воспитательный процесс имеет в ранний период детства, когда закладываются основы эмоционального восприятия ребенка, фундамент будущего творческого потенциала его личности. В этой связи представляется наиболее важным этапом в педагогике приобщение младших школьников к национальным культурним ценностям средствами декоративно-прикладного искусства, что позволяет активизировать потенциальные возможности учебно-творческой деятельности детей.

Занятия в кружках декоративно-прикладного искусства с использованием национальных традиций имеют, на наш взгляд, ряд ' преимуществ по сравнении с другими видами изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания, так гак они отличаются широкой разновидностью и многоплановостью:

во-первых, они охватывают различные виды деятельности -роспись, лепка, вышивка, резьба по ганчу и дереву;

во-вторых, они развивают в ребенке отдельные психолого-фззиологачеокио качества - двигательные навыки, чувство цвета, форма, композиции а т.д.;

в-третьих, они приобщают детей младшего школьного возраста к традициям своего народа, способствуют развитию национальной гордости а бережному отношению к историческому и куль-. турноыу наследив предков.

Необходимость разработать эффективные методы для развития всех этих знаний, умений и навыков у детей младшего школьного Еозраста стала причиной выбора данной темы исследования.

Теоретическому обоснованию проблемы исследования посвящены работы как теоретиков, так п практиков художественной деятельности., Значительный вклад в теоряв народного искусства внесла работы Н.А.Белинской, И.Я.Богуславской, Г.К.Вагнер, М.А.Некрасовой, А.К.Писарчик, Г.А.Пугаченковои, Т.М.Разиной, Д.И.Ремпэль, Ц.А.Рузиева, А.Б.Салтыкова, Х.А.Шдашзва п др. Исследователи подчеркивали ваавую роль народного искусства в эстетическом

воспитании детей, в формировании активной творческой личности.

Мнение исследователей о незаменимой роди народного прикладного искусства в развитии и продолжении исторических, нравственных,, эстетических традиций в воспитании общепризнано. Одним из первых поднимает вопросы о путях и формах развития народного творчества искусствовед М.А.Рузиев, которого справедливо можно назвать основателем теории таджикского народного искусства . М.А.Рузиев, проанализировав в своих работах основные виды тац-еикских художественных ремесел, делает вывод, что народное искусство Таджикистана имеет' все потенциальные возможности для своего дальнейшего развития.

Проблемами эстетического и художественного воспитания средствами народного искусства в общеобразовательной школе и внешкольных учреждениях занимались ученые-педагоги Н.Н.Ростовцев, В.С.Кузин, Б.М.Йемене кий, А.С.Хворостов, В.И.Шорохов, Т.Н.Шпп-калова, її.С.Боголюбов, И.П.Волков, К.Касымов, Ю.Б.Максимов, С.С.Булатов.

Важно и то, что ученые рассматривают в педагогическом процессе как общие проблемы развития народного декоративно-прикладного искусства, так и специфические, присущие конкретному региону, особенности национального искусства (Л.Н.Любарская, Р.Хаса-нов, Э.В.Сайко, К.К.Амиргазин, М.М.Байраыбеков).

Вопросами развития творческих способностей в изобразительной деятельности в условиях кружковой работы занимались такие авторы, как И.С.Боголабов, СЕ.Игнатьев, К.Касимов, А.М.Насирова.

Необходимость организация процесса обучения .творческой деятельности в психолого-фязиологлчоском развитии-детей младшего школьного возраста утверждали такие ученые, как А.Н.Леонтьев, С.Рубинштейн, Е.И.Игнатьев, Б.Ф.Ломов, В.В.Колоколышков.

Научные разработки содержания методов обучения и воспитания в школьных крукках изобразительного искусства и его роли в.эстетическом воспитания, а такие активизации учебно-творческой деятельности иколышков способствовали диссертационные исследования, посвященные кружковой работе по различный видам цекоративно-при-

I. Рта к зв U. А. йскусота-о таджикской резьбы по дереву (конца ХІХ-Х2 вв.). - Душанбе, 1976; Он so. Народные умельцы. -Дуианбз, 1923; О.ч ге. Эволюция таджикского орнамента (IX-XX ііз»). - Ї.І., I"3S и др.

- З -клацного искусства таких авторов, как М.К.Даутов, ІЇ.Ахмедова, К.Касымов, А.М.Хожхожев, A.M.Кадыров и др.

Несмотря на определенное количество исследований, предлагающих методические разработки обучения младших школьников средствами таджикского прикладного искусства (А.М.Аглаева, Ю.Н.Хиж-яяк, Я.А.Савзонов), возможности совершенствования и активизации учебно-творческой деятельности младших школьников не исчерпаны.

В республике существует много кружков по рисованию, росписи, резьбе по дереву и ганчу, живописи, вышивке и другім видам прикладного искусства. В этих кружках преподавание ведется в основ-нон с целью приобретения навыков профессионального ремесла.

Но дети младшего школьного возраста в этих кружках бистро устают из-за однообразия вица деятельности, и это может стать причиной потери интереса к художественному творчеству. Поэтому возникает необходимость организовать многопрофильный кружок декоративно-прикладного искусства, где занятия не только развивают творческие способности ребенка, но и позволяют єну формировать и развивать знания о народном искусстве, пробуждают интерес к национальному прикладному творчеству. В связи с этим разработка методов учебно-творческой деятельности младших школышков и ее активизации средствами таджикского декоративно-прикладного искусства остается актуальной. Данный вывод подтверждается не только анализом научной литературы, но и современной практикой работы крукков декоративно-прикладного искусства Таджикистана.

Анализ и обобщение научных исследований по проблеме методической организации крухков по народному декоративно-прикладному искусству показывает, что в педагогической науке также остается нерешенной проблема совершенствования обучения и воспитания иладших школьников на материале народного декоративно-прикладного искусства.

В предлагаемой работе делается попытка определения методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников средствами таджикского прикладного искусства в рамках многопрофильной кружковой работы.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе психолого -педагогическах работ, включающих анализ развития творческих способностей у детей,определить методы активизации учебно-творческой деятельности. Кроме того, предполагается дать научное

обоснование и экспериментально проверить пути и методы более эффективного развития творческих способностей, а также разработать методические рекомендации по активизации учебно-творческой деятельности применительно к таджикскому народному искусству и предложить проект программы для кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству.

Для достижения этой цели были поставлены следующие конкретные задачи:

ю-первых, рассмотреть самобытность и специфику декоративно-прикладного искусства Таджикистана к юс значение для активизации учебно-творческой деятельности;

во-вторых, дать психслого-фіздологдческое обосноваїше не— обходкмости занятий декоративно-прикладным искусством в младпеу школьном возрасте;

в-третьих, установить основные критерии оценки работы до-тей в различных видах декоративно-прикладного искусства;

п последнее - разработать эффективную иетовдку актквиза-цпи учебно-творческой деятельности на занятиях декоративно-при-кладным искусством.

Учеными доказано ц научно обосновано, что младииіі ккоиышй возраст является периодом, когда у детей происходит перестройка в плане изобразительной деятельности, после которой уке в подростковом возрасте у них слипается интерес к изобразительной деятельности. Поэтому в основу нашего исследования полонена гипотеза, предполагающая, что творческую активность у дегей ыладсего икольного возраста на аакятдяг декоративно-прикладным искусством моано повысить и поддергивать, обучая шс элементарным основам декоратпзно-прякладного искусства, а такге п формируя у них потребность в творчестве, которое ї-іоііно развить в процессе ознакомления с различными Еаправлекпяак национального искусства Таджикистана. При этом необходимо обеспечить сочетание процесса обучения детей уїлеоням п навыка!.* работы с .' различными художественным;! «атерпалаип, привитием у них пятеро--са к активной творческой деятельности. -

Объектом иоследопапкя являются учащиеся І-ІУ классов в про-' цессе обучения таципескоиу декоративно-прикладному искусству в : условиях: круака.

Предметом кссло'АВ-^'-'Я сталгг иетоды учебно-творческой г.ея-

- 5 -тельности младших школьников в'процессе кружковых занятий декоративно-прикладным искусством с учетом местных традиций. Методами исследования явились:

анализ педагогической, психологической и искусствоведче-окой литературы;

анализ декоративных работ младших школьников по разработанной шкале критериев;

наблюдение за творческой работой детей;

констатирующий и формирующий эксперименты.

Исследование проводилось на этапе констатирующего эксперимента в школах ЯП 6, 12, 20, 22 г.Худшнда; 0& 10, 13, 23, 31, 49 Худяан декого района; І, 27 Науского района, №31 Каннба-дамского района. В констатирующем эксперименте било задействовано 1033 школьников.

На этапе формирующего эксперимента - в кружках декоративно-прикладного искусства на базе школ JfJi 10, 28, ЗІ, 49 Ходжеитско-го района и средних школ Ві 20, 22 г. Худданда.

Методологической основой исследования явились труди психологов, учебные программы по изобразительному искусству и специальная литература по педагогике и методике преподавания изобразительного искусства.

Научная новизна предпринятого исследования состоит в следующем:

определены методы активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в декоративно-прикладном искусство о формированием у них знаний о народном прикладном искусстве и развитием умений и навыков овладения техническими приемами в работе о различными материалами;

выявлены некоторые характерные возрастные закономерности проявления а развития творческих способностей детей на занятиях, pocuHCbD, лейкой и резьбой по дереву;

найдены формы и методы проведения занятий резьбой по дереву и ганчу о младшими школьниками;

разработана программа работы'кружка национального декоративно-прикладного искусства о младшими школьниками.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные практические рекомендации и методика првподаванля резьбы по дереву и ганчу, требования к организация учебно-твор-

ческой деятельности кружка декоративно-прикладного искусства, а также составленная примерная программа проведения кружковых занятий на четыре года обучения способствуют успешному и психическому развитшо ребенка и активизируют учебно-творческую деятельность.

Апробация и внедрение в практику основных'идей и результатов исследования осуществлены в процессе: выступлений на научных сессиях по итогам научно-исследовательской работе МШУ им. В.И. Ленина, на методологическом семинаре художественно-графического факультета Худжанцского государственного университета, по проблемам высшей шсолы, на методических объединениях учителей,руководителей крукков изобразительного искусства в средних шкодах Ш 20, 22, 24 города Худканца (в 1988, 1991, 1992 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В приложении представлено примерное планирование занятий кружка по декоративно-прикладному искусству.