Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Оборина Елена Владимировна

Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста
<
Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Оборина Елена Владимировна


Оборина Елена Владимировна. Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста : диссертация. кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Оборина Елена Владимировна; [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т]. - Челябинск, 2016. - 173 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы формирования межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства .16–96

1.1 Социально-исторические и теоретико-методологические предпосылки развития проблемы формирование межнациональнойтолерантности детей старшего дошкольного возраста .16–37

1.2 Особенности межнациональной толерантности и психолого педагогические основы её формирования у детей дошкольного возраста 37–66

1.3 Воспитательный потенциал произведений изобразительного искусства в формировании межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста .66–86

1.4 Обоснование и характеристика системно-структурной модели организации педагогического процесса по формированию межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства 86-96

Выводы по первой главе 96–100

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства 101–147

2.1 Организация и общая характеристика экспериментальной работы по формированию межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства 101–121

2.2 Апробация модели организации педагогического процесса по формированию межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства 121–140

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства .140–151

Выводы по второй главе .151–153

Заключение 153–158

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования

считается одной из самых многонациональных стран мира. На территории Российской Федерации проживает более 180 в число которых входят не только коренные, но и малые народы страны. Российский народ имеет огромный исторический опыт межнационального взаимодействия, опыт поддержки и развития как больших, так и малых культур. Несмотря на то, что в Российской Федерации гарантируются условия для обеспечения прав и запросов всех граждан, основанных на их принадлежности к определенной национальной культуре, в данный период времени, особенно в крупных городах, нередко отмечаются проявления экстремизма, межгрупповой ненависти, агрессии на межнациональной почве. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяется и в детской среде.

Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества. Стержневые ценности личности закладываются в процессе воспитания и образования, поэтому данная проблема не может быть разрешена вне специально организованного процесса формирования толерантности, организуемого в общеобразовательных учреждениях.

В декларациях и нормативных документах как на международном, так и государственном уровнях отмечается необходимость создания политических, социальных и педагогических условий для формирования толерантности, обосновывается значимость воспитания различных видов толерантности, в том числе межнациональной («Всеобщая декларация прав человека», 1948; «Декларация прав ребенка», 1959; «Международный пакт о гражданских и политических правах», 1966; Конвенция ООН «О правах ребенка», 1989; «Декларация принципов толерантности», 1995; «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», 2000; «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», 2004; Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2013 и др.).

В настоящее время имеется большое количество исследований (А. Г. Асмолов, Б. З. Вульфов, Б. С. Гершунский, Д. В. Зиновьев, В. А. Лекторский, М. С. Мацков-ский, А. А. Погодина, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова и др.), рассматривающих понятие толерантности, научные подходы к изучению данного феномена, раскрывающих проблемы формирования разных видов толерантности (конфессиональной, этнической, возрастной, гендерной). Вместе с тем вопросы формирования межнациональной толерантности (понимающего, принимающего и уважительного отношения к людям другой национальности) как показателя успешного решения задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, предусмотренного ФГОСДО, остаются за пределами научного поиска.

Анализ современных исследований позволяет констатировать, что в настоящее
время в дошкольной педагогике искусство рассматривается как средство эстетического
(В. А. Езикеева, В. Т. Тихомирова, Е. А. Чекунова, Р. М. Чумичева) или эмоционально-
эстетического воспитания (А. Д. Томилина), воспитания и обучения детей в изобрази
тельной деятельности (Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова,
Л. В. Компанцева, Н. П. Сакулина), развития художественных способностей
(Н. А. Ветлугина, Г. Н. Пантелеев), развития художественного творчества
(Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, Е. А. Флерина), художественно-экологического вос
питания (Т. А. Копцева), полоролевого воспитания (Т. В. Малова). Вместе с тем воспита
тельный потенциал изобразительного искусства как средства формирования межнацио
нальной толерантности детей дошкольного возраста остается мало изученным.

Анализ педагогической, психологической, социологической литературы, нормативных и концептуальных документов, изучение практической деятельности образовательных организаций по вопросам формирования межнациональной толерантности позволил выявить ряд противоречий разного уровня, имеющих место в современной теории и практике образования:

На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы продиктована противоречием между:

– потребностью в принимающих, понимающих и уважительных отношений к иной национальной культуре в условиях этноконфессионального кризиса современного российского общества и неудовлетворительной теоретической базой образовательных систем в сфере формирования межнациональной толерантности;

– социальным заказом на воспитание у подрастающего поколения культуры межнационального общения и обесцениванием традиционных элементов национальной культуры.

На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы определена противоречием между:

– пониманием толерантности как специфического философского, социологического, культурологического, личностного феномена и недостаточным использованием результатов разных наук о человеке (антропология, социология, психология и др.) в теории и практике образования.

На научно-методическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

– возможностью формирования межнациональной толерантности в период дошкольного детства в дошкольных образовательных организациях ввиду сензитивно-сти возраста и недостаточностью программно-целевых ориентиров в организации педагогического процесса по данному направлению личностного развития, неэффективностью средств, используемых в этом процессе;

– высоким воспитательным потенциалом изобразительного искусства в контексте личностного развития и низким уровнем технологического обеспечения, позволяющего реализовать его в процессе формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимость разрешения выделенных противоречий определила проблему исследования, заключающуюся в поиске эффективного средства формирования межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста.

Состояние научной разработанности проблемы

Методологические и теоретические основы формирования межнациональной толерантности отражены в исследованиях в сфере философии, психологии и педагогики:

– исследования М. И. Богомоловой, Л. В. Коломийченко, Э. К. Сусловой и др. раскрывают концептуальные основы проблемы формирования межнациональной толерантности, обосновывают сензитивность старшего дошкольного возраста в становлении данного личностного образования;

– работы З. А. Богатеевой, Л. Д. Вавиловой, А. А. Грибовской, Е. Н. Кергиловой, А. В. Молчевой, Е. Н. Сибиркиной и др. отражают проблему введения ребенка в мир художественной культуры разных народов; М. Т. Байрамбекова, Т. Я. Шпикаловой, раскрывают проблему воздействия искусства и детского изобразительного творчества на формирование уважительного отношения к другим национальным культурам;

– исследования Е. Л. Ремарчук, О. Б. Скуратовой, О. А. Овсянниковой, связаны с изучением искусства как средства формирования толерантности у детей дошколь-4

ного и младшего школьного возраста; исследования Н. М. Ивановой раскрывают условия для воспитания толерантности детей старшего дошкольного возраста.

Выявленная проблема формирования толерантного отношения детей дошкольного возраста к представителям иных национальностей, обозначенные противоречия, универсальность воспитательных возможностей изобразительного искусства, сензитивность возрастного периода определили выбор темы диссертационного исследования «Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение возможности использования произведений изобразительного искусства как средства формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Контингент исследования: дети 6–7 лет.

Гипотеза исследования: изобразительное искусство может являться средством формирования межнациональной толерантности при соблюдении ряда условий:

– теоретического обоснования воспитательного потенциала изобразительного искусства в данном процессе;

– разработанности параметральных характеристик межнациональной толерантности детей дошкольного возраста как личностного образования;

– наличия модели педагогического процесса формирования межнациональной толерантности средствами изобразительного искусства;

– целенаправленного использования произведений изобразительного искусства, включающих яркие образцы национальных культур, доступных восприятию и освоению детьми в данный возрастной период и организации детской изобразительной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические и программно-целевые аспекты формирования межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста, воспитательный потенциал изобразительного искусства; на основе анализа научно-педагогических исследований конкретизировать понятие «межнациональная толерантность детей дошкольного возраста».

  2. Определить параметральные характеристики (показатели, критерии оценки, уровни) межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста; осуществить подбор и модификацию диагностического инструментария по их изучению.

  3. Разработать и обосновать модель, включающую программно-целевые, технологические и мониторинговые аспекты формирования межнациональной толерантности дошкольников посредством изобразительного искусства.

  4. Разработать систему занятий по формирования межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства, осуществить его экспериментальную апробацию, определить результативность проведенной работы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

– Европейская философия Нового времени и Просвещения (М. Лютер, Э. Роттердамский, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ф. Вольтер, Д. Дидро, Д. Юм,

Ж. Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, Г. Э. Лессинг), российская гуманистическая философия (В. С. Соловьев, В. В. Розанов, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев и др.), современные теоретические исследования (С. Л. Братченко, Р. Р. Валитова, Б. З. Вульфов, Т. П. Днепрова, Д. В. Зиновьев, Л. М. Иванова, П. Ф. Комогоров, Е. В. Круглова, Е. В. Магомедова, М. С. Мацковский, Г. Олпорт, А. А. Погодина, Г. У. Солдатова, В. А. Тишков, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова и др.), которые раскрывают осмысление проблемы толерантности;

– научные идеи, отражающие воспитательную функцию искусства

(Ю. Б. Бореев, М. С. Каган, Л. Н. Столович, Ю. У. Фогт-Бабушкин и др.);

– психологические аспекты влияния искусства на формирование личности
(B. C. Библер, Л. С. Выготский, В. Д. Еремеева, Ю. У. Фохт-Бабушкин,

Т. П. Хризман и др.);

– теоретико-методологические аспекты национального и межнационального воспитания детей старшего дошкольного возраста (М. И. Богомолова, Л. М. Захарова, Л. В. Коломийченко, Э. К. Суслова и др.);

– методологические подходы к организации педагогического процесса: системно-структурный (Н. В. Кузьмина, А. И. Ракитов, Г. Н. Сериков, В. А. Слас-тенин, В. А. Якунин и др.), личностно-ориентированный (Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, И. А. Зимняя, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков и др.), деятельностный (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, и др.), культурологический (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Л. В. Коломийченко, И. С. Кон и др.).

Этапы исследования:

– первый этап (2009–2010 гг.) – изучение современного состояния проблемы формирования межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста, анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме, определение основных научных понятий, выделение показателей и критериев межнациональной толерантности;

– второй этап (2010–2012 гг.) – выбор диагностического инструментария, проведение начальной диагностики уровней межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста, разработка и реализация модели формирования межнациональной толерантности дошкольников посредством изобразительного искусства;

– третий этап (2013–2014 гг.) – проведение итоговой диагностики, выявление динамики уровней межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста, обобщение и интерпретация данных, полученных в ходе проведения опытно-поисковой работы; формулирование выводов, оформление результатов.

База исследования. В экспериментальной работе принимали участие 156 детей 6–7 лет из образовательных учреждений г. Перми (МАДОУ «Д/c № 412» – 86 детей и АНО Семейный центр Бона Менте «Добрыми намерениями» – 68 детей).

Научная новизна заключается в следующем:

1. Уточнено понятие «межнациональная толерантность» по отношению к периоду дошкольного детства. В нашем исследовании межнациональная толерантность рассматривается как личностное образование, проявляющееся в знаниях детей о своей национальной культуре, отдельных элементах культуры других национальностей, национальных различиях между людьми; в наличии интереса и желания сотрудничества с представителями иных национальностей; в проявлении понимающего, принимающего и уважительного отношения к ним.

  1. Дополнены и уточнены основные параметры (компоненты, показатели, критерии) межнациональной толерантности как личностного образования детей старшего дошкольного возраста по основным сферам личностного развития: когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой.

  2. Создана системно-структурная модель формирования межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства, включающая в себя программно-целевой, технологический и контрольно-оценочный компоненты.

  3. Модифицирован и апробирован диагностический инструментарий, определяющий уровень межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с показателями сфер личностного развития: когнитивная, эмоционально-чувственная и поведенческая.

Теоретическая значимость исследования:

  1. Уточнено понятие межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста.

  2. Обогащены теоретические представления о старшем дошкольном возрасте как сенситивном периоде для формирования межнациональной толерантности.

  3. Подтвержден и конкретизирован воспитательный потенциал изобразительного искусства в личностном развитии детей старшего дошкольного возраста, определены его воспитательные возможности в формировании межнациональной толерантности.

  4. Определен диагностический инструментарий оценки уровня сформированности межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с основными параметральными характеристиками данного личностного образования.

  5. Разработана модель педагогического процесса, направленного на формирование межнациональной толерантности в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и организацией детской изобразительной деятельности.

Практическая значимость исследования:

  1. Разработаны и внедрены в практику учебно-методические материалы, включающие: систему занятий по формированию межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства, учебно-наглядные пособия, альбомы репродукций, слайды (диапозитивы) и мультимедийные презентации по знакомству с изобразительным и декоративно-прикладным искусством разных народов, творчеством национальных художников и др.

  2. Материалы диссертационного исследования могут использоваться при написании программ по формированию основ межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству, в проведении курса по формированию основ межнациональной толерантности средствами искусства при подготовке и переподготовке специалистов дошкольных образовательных организаций в системе повышения квалификации.

  3. Теоретические выводы и практические рекомендации, представленные в диссертации, могут послужить основой для разработки учебно-методических пособий для педагогов и воспитателей дошкольных образовательных организаций, студентов педагогических вузов, курсов повышения квалификации педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Межнациональная толерантность детей дошкольного возраста является личностным образованием, проявляющимся в знаниях детей о своей национальной культуре, отдельных элементах культуры других национальностей, национальных

различиях между людьми; в наличии интереса и желания сотрудничества с представителями иных национальностей; в проявлении понимающего, принимающего и уважительного отношения к ним.

  1. Формирование межнациональной толерантности происходит как спонтанно, так и целенаправленно, в ходе специально организованного процесса воспитания, включающего в себя программно-целевой, технологический и контрольно-оценочный компоненты. Содержательный компонент базируется на произведениях изобразительного искусства, отражающих особенности национальной культуры, доступных восприятию и освоению детьми дошкольного возраста. Технологический компонент связан с разнообразием форм и методов взаимодействия педагога с детьми в разных видах изобразительной деятельности. Контрольно-оценочный компонент представлен основными параметральными характеристиками межнациональной толерантности и диагностическим инструментарием по ее изучению.

  2. Изобразительное искусство как вид художественно-творческой деятельности и изобразительная деятельность детей является одним из средств формирования межнациональной толерантности в период дошкольного детства, что объясняется рядом его существенных особенностей: явно выраженной воспитательной функцией в решении образовательных задач; насыщенностью содержания различными элементами национальной культуры (костюм, орнамент, предметы быта, специфика природного окружения и т.д.); эмоциональной окрашенностью содержания произведений за счет специфических выразительных средств (цвет, композиция, ритм), его близости витагенному опыту детей; доступности для ребенка его деятельностной составляющей как основы собственного художественного творчества.

  3. Результат педагогического взаимодействия воспитателя с детьми обнаруживается в наличии знаний детей о своей национальной культуре, отдельных элементах культуры других национальностей, национальных различиях между людьми; в проявлении интереса и желания общения с представителями иных национальностей, понимающего, принимающего и уважительного отношения к представителям иных национальностей.

  4. Изучение уровня межнациональной толерантности предполагает: выявление объема и качества информации об отдельных элементах культуры других национальностей, которой овладел ребенок в соответствии с возрастными возможностями; исследование интереса и желания общения с представителями иных национальностей, наблюдение специфики взаимодействия со сверстниками иной национальности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивают методологические подходы к разрешению выбранной проблемы с поддержкой на данные наук (философия, социология, психология, педагогика); использование методов, соответствующих проблеме, цели и задачам исследования; применение комплекса валидных методик диагностирования; положительная динамика уровней межнациональной толерантности по результатам исследования, личное участие автора, внедрение материалов исследования в практику работы дошкольных образовательных организаций, использование методов математической статистики.

Апробация и внедрение в практику осуществлялись на всех этапах исследования посредством личного участия и публикаций автора в конференциях международного, федерального и регионального уровней в городах Пермь, Йошкар-Ола, Челябинск, Санкт-Петербург, Ульяновск, Москва.

Структура работы и ее объем. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения и приложений.

Особенности межнациональной толерантности и психолого педагогические основы её формирования у детей дошкольного возраста

В последнее десятилетие XX века в России проблема воспитания толерантности стала особенно актуальной, это вызвано серьезными социальными переменами в стране (изменение структуры общества, принципов взаимодействия его членов, роли средств массовой информации, самого менталитета народа и др.), которые, как правило, влекут за собой диссонанс и социальную напряженность. Социальное развитие современного мира, демократические принципы его существования провоцируют войны, конфликты на национальной почве, экстремизм, ксенофобия, различные формы дискриминации.

Плюрализм ценностей и размытость норм социальной культуры определили необходимость конкретизации понятия толерантность, которая в современных условиях может стать нравственной и духовной целью развития и консолидации человеческого сообщества.

Эффективность исследования любого явления предопределяется обращением к истории его зарождения и развития. Корни исследования феномена «толерантность» уходят к античности. Несмотря на то, что проблема толерантности в данный временной период открыто не ставилась, философы, отмечая природное и культурное несходство людей, стремились найти пути гармонизации совместной жизни (Аристотель, Гераклит, Перикл, Платон, Сократ, Фукидид).

В эпоху раннего христианства термин «tolerantia» был уже известен, но трактовался он как терпение, а не определенное отношении к «Инаковому». В развитом средневековье толерантность трактуется как терпимое отношение к неверным и еретикам. Вместе с тем, с установлением Православия в государстве данный постулат использовался в качестве идеологии, призванной служить интересам политической власти. Поэтому в данный временной период наблюдались как периоды существования нетерпимости и непримиримости к инакомыслию, так и периоды терпимости, милосердия.

Деятельность философов XVI – XVII века (М. Лютер, Э. Роттердамский, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ф. Вольтер, Д. Дидро) во многом способствовала расцениванию толерантности как фактора укрепляющего гражданский мир, защищающего от несправедливости. В эпоху Просвещения происходит теоретическое обоснование и практическое воплощение принципа толерантности. В это время была осуществлена реформа иного образа мыслей, заключающаяся в принятии в гражданском обществе новых установок о свободе, равенстве и братстве. Благодаря исследователям Д. Юм (Англия), Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье (Франция), Г.Э. Лессинг (Германия) понятие «толерантность» в XVIII веке вошло в политический словарь.

В XIX веке идеи толерантности проходит через всю российскую гуманистическую философию. Мыслители данной эпохи (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и др.) выразили сущностные характеристики толерантности в таких понятиях, как терпимость, всеединство, ненасилие и другие. В настоящее время толерантность является одной из главных универсальных ценностей современного общества. Этому способствует двухсторонний процесс глобализации, с одной стороны, и сохранение социальной идентичности, с другой. Данный процесс привел к тому, что проблема толерантности остро встала во всех сферах общественной жизни (политике, религии, образовании, вопросах национальных отношений и пр.).

Для изучения проблемы формирования толерантного отношения у старших дошкольников средствами изобразительного искусства необходимо выявить сущность понятия «толерантность», определить его особенности и специфику проявления в данный возрастной период.

Феномен толерантности настолько многосторонен, что философы, ученые, общественные деятели, педагоги до настоящего времени не разработали общего взгляда на содержание данного понятия. Этот термин используется в самых разных областях знания: философии, медицине, политике, этике, теологии, социологии, психологии, педагогике и других. Рассмотреть появление понятия «толерантность» в разных языках позволяет этимологический анализ слова. Понятие толерантность происходит от латинского термина «tolerantia», в свою очередь, от него произошли «tolerance» и «tolerantion», применяемые уже античными философами. Длительное время данный термин содержал смысл «страдания» и только в XVII веке термин он стал использоваться в смысле допустимости иного религиозного культа, в связи с идеей веротерпимости.

Перевод и интерпретация слова «толерантность» неоднозначно в разных культурах. Сравнительный анализ данного понятия, проведенный А.Г. Асмоловым, позволяет констатировать: в английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим», в персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению» [7].

Обоснование и характеристика системно-структурной модели организации педагогического процесса по формированию межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

В контексте нашего исследования мы обращаемся к традиционному понятию, рассматривая интернациональное воспитание как целенаправленное, содержательно наполненное, технологически выстроенное взаимодействие педагога с детьми, способствующее формированию межнациональной толерантности. Содержание межнациональной толерантности включает доступные возрасту элементы национальной культуры; технология выстраивается в соответствии с генезисом освоения социокультурных ценностей (от первичного приобщения – к интериоризации в различных видах деятельности и далее к культуротворчеству). Данное определение в нашем исследовании мы принимаем в качестве рабочего.

Большинство современных исследователей (М.И. Богомолова, Г.И. Губа, Р.И. Жуковская, Л.М. Захарова, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко и др.) подчеркивают, что межнациональное воспитание должно начинаться с познания культуры своей национальности. Понять сущность проблемы формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста, определить современные тенденции педагогических исследований поможет представленный ниже историко-педагогический анализ межнационального воспитания, основные выводы по которому представлены в работах М.И. Богомоловой, Л.М. Захаровой [15]. Исследования в области дошкольной педагогики позволяют констатировать, что проблема межнационального воспитания детей зарождалась в конце XIX – начале XX века. В данный временной период определялись основные средства национального воспитания, разрабатывались методические разработки по их применению. Выбор средств ознакомления детей с представителями разных народов определялся с учетом возраста детей, целесообразности применения в зависимости от формы воспитания (семейное, общественное), а также социально-политических событий того времени.

Зарождение и развитие методики интернационального воспитания относится к 20-30 годам XX века. В дошкольной педагогике термин «интернациональное воспитание» связывается с именем Н.К. Крупской, считавшей, что воспитание уважительного отношения к представителям разных национальностей необходимо начинать как можно раньше. «Дух интернационализма дети должны буквально всасывать с молоком матери, с колыбели» [15, с. 114]. Считая важнейшим фактором развития личности взаимодействие прогрессивных традиций и культур разных народов, Н.К. Крупская к важнейшим средствам интернационального воспитания относила общение с представителями разных национальностей, переписку с зарубежными друзьями, коллективный труд, народное творчество, искусство, художественную литературу, праздники, игры «многонациональной Родины», национальную куклу [63, с. 116-117].

В данный временной период широкое распространение получили исследования форм и методов возможного взаимодействия детей с представителями разных национальностей – встречи, экскурсии в университетские общежития, беседы, разговоры со студентами, слушание народной музыки, рассматривание иллюстраций, фотографий о культуре других народов [63, с. 117]. В опыте интернационального воспитания в данный временной период положительным моментом было то, что отдельные педагоги налаживали дружественные контакты с детьми и взрослыми зарубежных стран, но не предусматривали такую работу по отношению к разным национальностям своей страны.

Благодаря исследованиям Е.И. Радиной в отечественной дошкольной педагогике произошли изменения в понимании сущности процесса интернационального воспитания. Автор обращается к национальной культуре как содержательной основе знакомства детей с представителями различных национальностей, представляет логическую последовательность приобщения детей к национальной культуре: от знакомства с культурой своего народа – к культуре других национальностей [63, с. 119].

В 40-е годы среди действенных средств интернационального воспитания были выделены: непосредственное общение детей разных национальностей, опосредованное общение при помощи переписки, посещение выставок, общие праздники, создание национальных уголков в группах, изготовление атрибутов национальных костюмов [48]. Начинают проводиться исследования по изучению возможностей народной, национальной, культуры в становлении дружеских отношений между детьми разных национальностей. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) особое внимание уделялось народному творчеству, которое рассматривалось в нескольких аспектах: как воспитание любви к родине, к своему народу; становление нравственных качеств личности; развитие детского творчества как средства приобщения к культуре других народов [48]. В 50-60-е годы появился первый опыт по организации непосредственного общения с народами, проживающими в союзных республиках, но игнорировалось ближайшее национальное окружение.

Апробация модели организации педагогического процесса по формированию межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Содержание работы педагога с детьми по формированию межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в модели представлено различными элементами национальной и этнической культуры, отражаемой произведениях изобразительного, декоративно-прикладного искусства и изобразительной деятельности детей в соответствии Выбор элементов национальной и этнической культуры осуществлялся в соответствии с Концепцией и программой социального развития детей дошкольного возраста Л.В. Коломийченко [62].

Опираясь на исследования в области развития национального самосознания (М.И. Богомолова, Л.М. Захарова, Л.В. Коломийченко и др.), мы предположили, что работа по знакомству с собственной культурой начинается на более ранних этапах дошкольного периода детства, а приобщение детей к иным национальным культурам целесообразно начинать с пяти лет, знакомя детей с представителями ближайшего регионального национального окружения, в последующем – с культурами двух-трех национальностей ближнего зарубежья, далее – с культурами двух-трех национальностей дальнего зарубежья. При выборе национальностей для знакомства учитывались особенности восприятия и мышления детей дошкольного возраста, их сравнительно небольшой жизненный опыт, реализация принципа «от близкого к далекому».

Отбор произведений изобразительного искусства, отражающих национальную специфику, осуществлен в соответствии со следующими принципами, сформулированными в работах А.А. Мелик-Пашаева: – доступности и глубины усвоения материала (ориентация на жизненный опыт детей, учет их индивидуальных способностей; произведение, в котором дети старшего дошкольного возраста могут понять позицию автора и высказать смысловые версии, не противоречащие авторскому замыслу); – последовательности (учитываются возрастные особенности детей, уровень развития их визуальной культуры, особенности самого произведения); – содержательности (предполагает оптимальную насыщенность картины деталями и /или изображение на ней легко определяемых эмоций, что дает возможность для создания детьми развернутого рассказа с целью передачи своего отношения к произведению); – охвата широкого спектра жизненных явлений (изображение исторических событий, повседневной жизни, людей, природы, интерьеров и др.); – сочетаемости (организация восприятия на одном занятии двух произведений изобразительного искусства, объединение которых осуществляется на основе жанра, художественного направления, авторства, сходства тематики, персонажей, настроения, изобразительно-выразительных средств) [82, с. 3–5].

В контексте решения стоящих перед нами исследовательских задач обозначенный перечень дополнен следующими принципами: – прогностичности (ориентирует на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания произведений изобразительного искусства, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков и отношений; на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения в сфере взаимодействия с представителями иных национальностей) [64]; – интегративности (предусматривает возможность реализации использования содержания произведений изобразительного искусства, отражающего национальную специфику в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности). Работа педагога по приобщению детей к культуре иных национальностей осуществлялась по блокам: – артефакты декоративно-прикладного искусства; – произведения изобразительного искусства; – изобразительная деятельность детей.

В первый блок «Произведения народного декоративно-прикладного искусства национальных мастеров» вошли произведения декоративно-прикладного искусства, характерные для представителей определенной национальности, раскрывающие её самобытность. В содержании второго блока «Произведения изобразительного искусства» мы выделили шесть тем: «Пейзаж родной земли», «Национальный натюрморт», «Образ красоты человека», «Народные праздники», «Все народы воспевают материнство», «Все народы воспевают мудрость старости». Третий блок «Изобразительная деятельность детей» (лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги, оригами и др.).

Технологический компонент педагогической системы формирования межнациональной толерантности представлен в нашем исследовании совокупностью средств, форм и методов организации изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Разработка технологического сопровождения формирования межнациональной толерантности посредством изобразительного искусства осуществлялась в соответствии с принципами, выделенными С.Б. Фадеевым: – принцип субъектности, предопределяет, что субъектом выступает ребёнок, воспринимающий художественный образ, художественное произведение, а объектом – произведение искусства; необходимости установления связи себя с окружающим миром, создание ситуаций осознанного выбора; активное включение ребенка в постижение ценностей национальной культуры; развитие культуротворчества; – единства сознания, чувств и поведения, опосредующий формирование понимающего, принимающего и уважительного отношения к представителям иной национальности; – соответствия мотивации и рефлексии деятельности доминирующим возрастным потребностям и возможностям ребенка; – доверия, индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия [126]. Кроме данных принципов в разработке технологического сопровождения формирования межнациональной толерантности посредством изобразительного искусства мы опирались на: – принцип диалогичности, проявляющийся в установлении межличностного взаимодействия с представителями иных национальных культур; в диалоге ребёнка с образами и символами окружающего мира, реализуемого в процессе художественного творчества; – принцип интегративности, предполагающий изучение всего комплекса изобразительного искусства с единых культурологических позиций, основанных на универсальности и единстве разных видов искусства;

Анализ результатов экспериментальной работы по формированию межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

В работе по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства разных национальных культур были использованы примерные схемы анализа различных жанров произведений живописи, предлагаемые М.В. Грибановой: пейзаж – автор, название; содержание изображения (композиция); идея произведения (о чём повествует картина); средства выразительности и их связь с идеей произведения; особенности передачи художественного образа в пейзаже; натюрморт – автор, название; содержание (композиция); идея произведения, о чём повествует картина (эпохе, предметы рассказывают о человеке, картина создана просто для любования); выразительные средства и манера письма художника; ещё раз определяется о чем повествует картина; портрет – автор и название; отношение художника к портретируемому; средства выразительности (поза, положение головы, рук, мимика и др.); соотношение фона и образа в изображении (колорит, композиционные детали); одежда (как информация о судьбе героя, его характере, состоянии, настроении, эстетических эталонов времени события); связь между главной идеей (художественным образом) и выразительными средствами; жанровая картина – автор, название; содержание (композиция); о чём повествует картина (главный художественный образ); герои картины, их внутреннее состояние, выраженное через позу, выражение лица, одежду и т.д.; средства выразительности (цвет, композиция); идея, загадка картины [34, с. 93-94].

При реализации третьего направления (организация творческой деятельности по вариативному использованию элементов культуры иных национальностей), обозначенного в модели, нами были проведены разные типы и виды занятий, использованы разнообразные приемы:

1. Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения:

Работа по образцам: рисование узоров (на полосе, круге, силуэтах разной формы); изображение и украшение предметов быта (полотенце, подушка, посуда, туесок, ковер и др.), комплектов одежды и обуви (тюбетейка, калфак, национальный костюм и др.), атрибутов костюма (союзки башмачка, сумки, веера, гребня и др.) [99].

При выполнении данного вида изобразительной деятельности были использованы приемы: копирование (тиражирование) элементов узора по мотивам народного искусства [100]; способ печатания по трафарету; техника набойки с использованием штампов; силуэтно-аппликативное декорирование; рисование и аппликация с использованием образца, созданного самими детьми с последующим его воспроизведением в качестве трафарета – нарисовал один элемент узора, затем вырезал его и использовал как трафарет для изображения по всему силуэту (украшение одинаковым узором комплектов одежды и обуви: национальный костюм, сапожки, сервиз и др.).

Работа с незавершенными продуктами: привлечение детей к изготовлению коллективной работы, совместному обсуждению и выбору содержания декоративно-оформительских работ (частично оформляется воспитателем и передается детям для его последующего заполнения). В данных работах использовались разнообразные материалы и оборудование для воплощения замысла (различная бумага, фольга, ткань, мелкие бусины, бисер, кусочки меха, искусственные цветы, трафареты, фигурные ножницы и др.). Изготовление украшений и сувениров к праздникам, с использованием незавершенных продуктов: сувениров, которые даны в виде контурной основы, которую надо вырезать, раскрасить или украсить аппликацией, сложить в соответствии с обозначенными линиями сгиба и склеить [100]; создание рукописных книг по мотивам национальных сказок, оформление их предметными и сюжетными картинками, украшение обложки и элементами национальных узоров.

Работа по графическим схемам: изготовление поделок из бумаги на основе заготовок, в которых обозначены линии сгиба, разреза, склеивания; использование при создании поделок из бумаги, конструировании, лепке и аппликации схем, содержащих постепенно возрастающее количество операций; в декоративном рисовании – использование графических схем, (но не образца) с изображением последовательности составления на бумаге узора разной формы и величины (круг, овал, квадрат); изготовление из бумаги фигурок героев национальных сказок на основе заготовок, в которых обозначены линии сгиба, разреза, склеивания; выполнение аппликаций по схемам, содержащим демонстрацию приемов вырезывания и последовательность присоединения (выкладывания) вырезанных элементов [100].

2. Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений:

Изображение по памяти (изображение строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются как можно более точно изобразить).

Изображение с натуры (создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления). Рисование с натуры натюрмортов, мы сочетали с восприятием дошкольниками произведений изобразительного искусства данного жанра. Рассказы о художниках, восприятие художественных картин вызывали у детей соответствующие эстетические чувства, желание отобразить увиденное в собственной изобразительной деятельности, делали данную деятельность более осмысленной.

Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов, к данному виду занятия мы отнесли изобразительную деятельность по представлению (по воображению), в процессе которой происходила переработка опыта, впечатлений и создавался относительно новый образ.

Взаимодействие педагога с детьми осуществлялось в соответствии с системой занятий, включающую содержание работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства и организацию разных видов изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация, оригами). Алгоритм организации данной системы занятий с последовательным описанием форм и методов по разным направлениям работы представлен в приложении 1.