Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение лирики и поэмы "Реквием" Анны Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан Мартьянова Ольга Валерьевна

Изучение лирики и поэмы
<
Изучение лирики и поэмы Изучение лирики и поэмы Изучение лирики и поэмы Изучение лирики и поэмы Изучение лирики и поэмы Изучение лирики и поэмы Изучение лирики и поэмы Изучение лирики и поэмы Изучение лирики и поэмы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мартьянова Ольга Валерьевна. Изучение лирики и поэмы "Реквием" Анны Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2005 270 с. РГБ ОД, 61:06-13/977

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ И ПОЭМЫ «РЕКВИЕМ» А. АХМАТОВОЙ В ШКОЛЕ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ 13

1.1. Этапы осмысления лирики А. Ахматовой в литературо ведческих исследованиях 15

1.2. Основные мотивы поэтики лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой 34

1.3. Мемуарные источники и их роль в осмыслении судьбы поэта и его творчества 83

Глава 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ И ПОЭМЫ «РЕКВИЕМ» А. АХМАТОВОЙ В ШКОЛЕ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ 96

2.1. Проблемы художественного восприятия и понимания текста в процессе изучения лирики в школе 96

2.2. Анализ программ, учебников и учебных пособий по литературе 127

Глава 3. СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ И ПОЭМЫ «РЕКВИЕМ» А. АХМАТОВОЙ В ШКОЛАХ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ. ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 140

3.1. Констатирующий эксперимент. Этапы изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения 141

3.2. Изучение лирики А. Ахматовой в средних классах 151

3.3. Система внеурочных занятий в рамках элективного курса по изучению лирики А. Ахматовой 176

3.4. Монографическое изучение лирики А. Ахматовой в выпускном классе 181

3.5. Изучение поэмы А. Ахматовой «Реквием» в 11 классе 216

3.6. Итоги экспериментального обучения 237

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 245

Введение к работе

На современном этапе школа, как и общество в целом, выдвигает своей целью нравственное, эстетическое воспитание. Духовная жизнь определяет судьбу, характер того, что с человеком делается, что им руководит в его поступках, формируя личность, является высшим невидимым духовным центром. Активная переориентация школьного литературного образования оказывает позитивное воздействие на повышение его уровня, развитие творческого потенциала личности, воспитание её в духе общечеловеческих идеалов. Поэзия А. Ахматовой, бесспорно, является важным компонентом формирования духовности, эстетической чуткости.

В культурном контексте XX века творчество А. Ахматовой занимает особое место. Её поэзия чутко впитала элементы культуры XIX века, творчества английских, французских, испанских, американских писателей, унаследовала от А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, А. Блока, И. Анненского и др. особое отношение к слову как вместилищу не только культурных, нравственных ценностей человечества, но и способа выражения психологического состояния автора, которое обязательно должно быть донесено до читателя.

В последние годы значительно возрос интерес к творчеству А. Ахматовой. Появилось множество отечественных и зарубежных исследований, в которых творчество А. Ахматовой рассматривается как во многом определившее развитие культуры XX века.

Лирика - наиболее трудный для восприятия род литературы. Вошедшие в программы стихи поэтов XX века, в том числе и А. Ахматовой, требуют читательских усилий. Следовательно, повышаются требования к подготовке квалифицированного читателя, воспитанного на лучших образцах лирики.

Действующие программы предлагают изучать творчество А. Ахматовой в выпускном классе, но программы Т. Ф. Курдюмовой, А. И. Княжицкого, В. Я. Коровиной, М. Г. Ахметзянова предлагают знакомить учащихся с творчеством А. Ахматовой и в средних классах.

Программа по русской литературе для татарских школ Республики Татарстан рекомендует изучать творчество А. Ахматовой в 7-8 классах.

Однако необходимо констатировать тот факт, что изучение творчества А. Ахматовой в системе литературного образования татарских школ не подкреплено научно-методическими исследованиями. Это приводит к малоэффективному изучению её поэзии в школе, умалению значения творчества поэта.

В связи с этим данная проблема в школах Республики Татарстан представляется глубоко актуальной. Потребность в создании теоретически обоснованной системы целостного изучения творчества А. Ахматовой и недостаточное освещение этого вопроса в методической литературе обусловили выбор темы и актуальность нашего исследования.

Проблема может быть разрешена через системное изучение лирики А. Ахматовой в её специфике. Изучение лирических произведений А. Ахматовой в среднем звене в школах с родным (нерусским) языком обучения позволит как можно раньше приобщить школьников к доступным им лучшим творениям поэта, откроет для них новые перспективы в постижении поэзии вообще. К пониманию лирики А. Ахматовой ученик-читатель может прийти путём системного и поэтапного знакомства с поэзией А. Ахматовой и особенностями её поэтики такими, как лаконичность, простота и непосредственность выражения, классическая афористичность, сдержанность чувств, импрессионистичность, трагизм, предметность и пластичность образов, тяготение к философскому осмыслению мира, психологизм, парадоксальность, склонность к оксюморонам, переплетение временных пластов, историзм, сопряжение лирического и эпического, многоликость

лирической героини, полифонизация через введение различных видов «чужого слова» (цитатность), камерность и суровость, аполитичность в сочетании с гражданственностью, гуманизм.

Принципиально важное значение в диссертационной работе приобретают вопросы поэтики и восприятия лирики А. Ахматовой в свете критических исследований современных отечественных ахматоведов (М. Н. Баженов, В. В. Виноградов, В. Я. Виленкин, М. Л. Гаспаров, Н. Г. Гончарова, Е. С. Добин, В. М. Жирмунский, Л. Г. Кихней, О. А. Клинг, Л. А. Колобае-ва, С. И. Кормилов, Н. В. Королева, М. М. Кралин, М. Б. Мейлах, В. К. Мусатов, Л. А. Озеров, А. И. Павловский, Н. Н. Скатов, Р. Д. Тименчик,

A. Урбан, Л. А. Шилов, Т. В. Цивьян, Б. М. Эйхенбаум и др.) и работ зарубежных авторов (Р. Якобсон, А. Хейт, Е. Эткинд и др.).

Большой вклад в ахматоведение внесли мемуарные работы таких авторов, как Л. Чуковская, Э. Герштейн, П. Лукницкий, В. Виленкин,

B. Черных, А. Найман, А. Хейт.

На исследованиях этих авторов базируется наш качественный выбор содержания обучения, направленности инструментария анализа, научно обоснованных подходов к системе изучения поэзии А. Ахматовой в школе с родным (нерусским) языком обучения.

Для данного исследования принципиально важно рассмотрение вопроса восприятия и изучения лирики. Пристальное внимание этому вопросу уделяется в трудах филологов, психологов: Л. С. Выготского, П. М. Якобсона, Д. Н. Узнадзе, О. И. Никифоровой, Л. Г. Жабицкой, Б. С. Мейлаха, В. А. Кан-Калика, Н. Д. Молдавской и др.

В значительной степени обогатили теорию и практику изучения лирики в школе труды таких ученых-методистов, как М. А. Рыбникова, В. В. Голубков, О. Ю. Богданова, Н. О. Корст, Н. И. Кудряшов, Т. Ф. Кур-дюмова, В. Я. Коровина, В. Г. Маранцман, 3. Я. Рез, Т. Г. Браже, В. П. Медведев, Л. В. Тодоров, И. С. Збарский, М. Г. Качурин, М. Г. Ах

метзянов, С. К. Бирюкова, Р. Д. Мадер, В. Ф. Чертов, Н. А. Бодрова, Е. В. Карсалова и др.

В последнее десятилетие значительный вклад в историю и методику изучения лирики в нерусской школе внесла кафедра русской, зарубежной литературы и методики преподавания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (бывшего Казанского государственного педагогического университета). Авторским коллективом (М. Г. Ахметзянов, Т. В. Воронцова, М. В. Ведишенкова, А. Ф. Галимулли-на, Т. А. Карпеева, Т. В. Моисеева, Т. Д. Фролова, Ж. Ф. Хакимова, Г. А. Голикова, Р. Ф. Мухаметшина и др.) создана программа по русской литературе, хрестоматии, методические руководства к ним, в которых лирика русских поэтов занимает значительное место.

Не представляется возможным создание научно обоснованной системы изучения поэзии А. Ахматовой без учета эстетических и психологических основ восприятия искусства, возрастных особенностей школьников, методических подходов к изучению лирики учениками-билингвами, особенностей понимания и интерпретации русской лирики учащимися, воспитывающимися, прежде всего на родной литературе. Последнее поставило нас перед необходимостью рассмотреть ряд работ (Д. Ф. Загидуллина, Ю. Г. Нигматуллина) по вопросам культурной татарской традиции в литературе и национального своеобразия эстетического идеала, затронутым в связи с проблемой изучения русской литературы в нерусской школе.

Разработка системы уроков по творчеству А. Ахматовой требует также исследования проблемы активизации творческой деятельности учащихся, которая представлена в трудах дидактов В. В. Давыдова, М. А. Данилова, Д. В. Вилькеева, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, М. И. Скаткина и др., в которых определяются общепедагогические подходы к такой форме её организации, как урок.

Таким образом, труды вышеназванных учёных (философов, психологов, литературоведов, дидактов, методистов) позволяют научно обосновать и разработать методическую модель изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школе с родным (нерусским) языком обучения.

Объект исследования - процесс восприятия и изучения лирики русских поэтов в школах с родным (нерусским) языком обучения.

Предмет исследования - методика изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать систему изучения поэзии А. Ахматовой в курсе русской литературы для школ с родным (нерусским) языком обучения, создать экспериментально проверенную методику изучения лирических произведений в средних классах и монографического изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в выпускном классе на уроках литературы.

В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза: методика изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения будет эффективной, если

- изучение начнётся в среднем звене и будет проходить поэтапно с последовательным углублением и развитием новых представлений о своеобразии лирики А. Ахматовой в рамках разработанной системы;

- лирика и поэма «Ревкием» А. Ахматовой в процессе изучения будут рассмотрены в контексте культурных традиций, с учетом особенностей её поэтики, специфики её восприятия и понимания нерусскими учащимися;

- на всех этапах системы будет организовано творческое чтение и анализ лирических произведений и поэмы «Реквием» А. Ахматовой, а процесс изучения пройдет в интересной эмоциональной и интеллектуальной работе учащихся;

- будут учитываться возрастные и интеллектуальные возможности учащихся, уровень восприятия ими лирических произведений;

- доминирует деятельностный принцип обучения при разработке форм и приемов проведения уроков по изучению лирики и поэмы «Реквием»;

- изучение основывается на методе творческого чтения во взаимосвязи с эвристическим методом;

- работа на уроках и внеклассных занятиях будет включаться в единый процесс обучения и воспитания.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

1) выявить теоретические основы изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения, опираясь на труды литературоведов и, в частности, ахматоведов, раскрыть содержание и особенности поэтики А. Ахматовой;

2) провести анализ психолого-дидактической и методической литературы с целью изучения опыта анализа лирических произведений на уроках литературы в средних и старших классах;

3) разработать и научно обосновать систему поэтапного изучения поэзии А. Ахматовой;

4) определить влияние поэзии А. Ахматовой на учащихся-татар и реальный уровень эстетического восприятия ими поэтических текстов с целью выявления объективных и субъективных факторов, определить наиболее эффективные приемы обучения;

5) экспериментально проверить эффективность предложенной системы работы по изучению лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в средних и старших классах в школах с родным (нерусским) языком обучения и обобщить результаты.

Для решения поставленных задач применялся метод восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование, построение гипотез, доказательство выдвигаемых положений с помощью теоретического

обоснования и эксперимента.

Методологической основой исследования являются литературоведческие и критические работы, в которых рассматриваются творчество, поэтика лирики А. Ахматовой, труды по философии, эстетике, психологии, педагогике, методике литературы, в которых и раскрываются проблемы художественного восприятия, понимания и интерпретации лирики, изучения лирики в школе, оптимизации учебного процесса.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования:

теоретический анализ литературоведческой, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

- изучение и анализ школьных программ и учебников: наблюдение за состоянием вопроса изучения лирики А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения;

- анкетирование учащихся, беседы с учителями, анализ ответов учащихся.

- педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный).

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2001-2002 гг.) осуществлялось изучение философских, литературоведческих, психологических, дидактических и методических источников, проводилось наблюдение за деятельностью учителей и учащихся на уроках изучения поэзии А. Ахматовой; анкетирование, установление уровня сформированности представлений о поэзии А. Ахматовой у учащихся.

На втором этапе (2003-2004 гг.) разрабатывался и проводился обучающий эксперимент в школах г. Казани: татарско-русской школе № 113 (учителя - Дюрдеева Л. Ю., Мартьянова О. В.), татарской школе № 85 (учитель - Салина А. Г.) и в школах №№ 89, 170 в татарских классах (учи

теля - Фефелова Н. В., Исламова Р. Г), татарской гимназии № 12 (учитель Чеканова В. А.).

На третьем этапе (2004-2005 гг.) проводился анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: выявлены теоретические основы изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан, научно обоснована проблема системного поэтапного изучения лирики А. Ахматовой на уроках литературы, теоретически обоснованы методы и приемы работы, формы проведения занятий, на которых формируются, развиваются и закрепляются представления о лирике и поэме «Реквием» А. Ахматовой как художественном целом.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем даны конкретные методические рекомендации по изучению лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в средних и старших классах в татарской школе, разработаны уроки и внеклассные мероприятия в их тесной взаимосвязи.

Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы в средней школе, при чтении лекций по методике преподавания литературы на курсах повышения квалификации учителей.

Достоверность результатов исследования подтверждается теоретической обоснованностью исходных положений и путей исследования, целенаправленным использованием данных литературоведения, психологии, педагогики, методики преподавания литературы; изучением и обобщением имеющегося опыта; анализом результатов на каждом этапе работы, а также личным опытом работы автора в школе.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в докладах на конференциях в МПГУ (Голубковские чтения, 2002, 2003, 2005), на конференциях молодых ученых в КГПУ (Казань, 2002-2004), на Всерос

сийской научно-практической конференции (Казань, 2003), на заседаниях кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания в КГПУ (2001-2005 гг.), аспирантских объединениях (2002-2005 гг.), на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы в ИРО РТ (ИГЖРО РТ) (2002-2005 гг.) и в опубликованных работах:

1. Изучение поэмы А. Ахматовой «Реквием» в 11 классе: Методические рекомендации. - Казань, 2002. - 18 с.

2. Мотивы воспитания толерантной личности в поэзии А. Ахматовой. // Материалы научно-методической конференции «Межкультурная коммуникация и формирование толерантной личности. - М.-Казань, 2002. - С. 44-46.

3. Особенности поэзии позднего периода творчества А. Ахматовой. // Личностно-ориентированное образование в условиях татарско-русского двуязычия: межкультурная коммуникация, теория и практика организации учебного процесса. Сборник научно-методических материалов. - Казань-Азнакаево, 2002. - С. 83-84.

4. Творчество А. Ахматовой в рамках элективного курса «Серебряный век российских муз». // Совершенствование языкового образования в школе. Сб. научно-методических материалов. - Казань: ТАРИХ, 2004. - С. 52-60.

5. Урок филологического прочтения лирического стихотворения А. Ахматовой «Песня последней встречи» в XI классе. // Особенности преподавания русского языка и литературы в современной школе. Материалы научно-практической конференции. - М.-Казань: РИЦ «Школа», 2004. - С. 106-110.

6. Поэтическое «эхо» классики в творчестве А. Ахматовой (8 класс). // Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы третьей международной конференции молодых ученых. - М.-Ярославль: МПГУ-Ремдер, 2004. - С. 436-440.

7. Изучение творчества А. Ахматовой в 11 классе: Методические рекомендации. - Казань, 2004. - 24 с.

8. Творчество А. Ахматовой в школьном изучении: Методические рекомендации. - Казань, 2005. - 23 с.

9. Гражданская лирика А. Ахматовой // Магариф. - 2005. — № 6. - С. 29-31.

10. Анна Ахматова - муза серебряного века // Профильно- ориентированные элективные курсы. Сборник научно-методических материалов. - Казань: РИЦ «Школа», 2005 г. - С. 123-129.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Воспитание духовно богатой личности, способной дать высокую эстетическую оценку произведениям искусства, глубоко осознающей свою нравственную и гражданскую позицию, предполагает обращение учащихся татарских школ к лучшим образцам русской поэзии, в частности к творчеству А. Ахматовой.

2) Создание методической модели системного изучения лирики А. Ахматовой, включающей в себя пропедевтический этап (6, 8, 9 классы) формирования представлений о творчестве А. Ахматовой, способствует эффективности изучения поэзии А. Ахматовой в её специфике, в широком культурном и литературном контексте в 11 классе.

3) Методическая модель изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения основывается на методе творческого чтения во взаимосвязи с эвристическим методом и предполагает длительный процесс поэтапного её изучения.

4) Методика изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой опирается на достижения ахматоведения и учитывает особенности восприятия и понимания русской лирики учащимися нерусских школ.

Структура диссертации определена теоретическим и эмпирическим характером исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Этапы осмысления лирики А. Ахматовой в литературо ведческих исследованиях

В истории развития научно-критической мысли о творчестве А. Ахматовой можно выделить три этапа. Первый период синхронен появившимся в свет ранним книгам поэта, рецензии на которые писали поэты-единомышленники А. Ахматовой.

Новизна лирики А. Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых её стихов, опубликованных ещё в "Аполлоне", но поначалу А. Ахматову воспринимали, к сожалению, только как представителя нового направления акмеизма, и её истинный и оригинальный талант долгое время не был увиден.

Судьба акмеизма в творчестве поэта - один из существенных вопросов. А. Ахматова входила в поэзию одним из самых значительных представителей этой поэтической школы, однако к началу 20-х годов реальность существования этой школы оказалась под сомнением, да и А. Ахматова, если воспользоваться известной формулировкой В. Жирмунского, «преодолевала» акмеизм. И этот выход за очерчиваемые акмеистическими теориями рамки был плодотворен и для поэта и для русской поэзии в целом.

Представления о реальности сформировались у А. Ахматовой в рамках акмеистской антологии, разрабатываемой, прежде всего в манифестах зачинателей течения. Усваивая принципы акмеизма, А. Ахматова остается собой, следует им лишь в той мере, в какой они позволяют ей самоосуществляться. О жадном внимании, открытости, любви к миру А. Ахматова нередко говорит в своих стихах прямо, почти программно, считая это качество доминантой своего поэтического мироощущения (Коржавин 1989).

Лишь Н. Гумилев до конца дней своих остался беззаветно верен провозглашаемым им самим принципам. А. Ахматова же, не отрекаясь от ак меизма, "преодолевала" его, - и это естественно для всякого большого поэта, которому оказываются тесными рамки поэтической школы.

А. Ахматова вышла из лона акмеизма, но именно - вышла. В научной литературе о творчестве поэта (в книгах и статьях В. Виноградова, В. Жирмунского, в дальнейшем А. Павловского, Е. Добина и др.) рассказано о том, как расширялся тематический кругозор ее поэзии, как отражались в ней процессы, происходившие в жизни народа и ее собственной жизни, -события драматические, поражавшие жестокостью. Выразить это, получить право сказать: «Мне ведомы начала и концы, // И жизнь после конца и что-то, // О чем теперь не надо вспоминать» - А. Ахматова смогла позже. Но уже в раннюю пору она «умела видеть и запоминать, умела ставить себя в разные жизненные ситуации, в которых оказывались люди ее круга, возраста, стремлений и переживать их как свои. Объективный опыт она удивительным образом соединяла с непосредственностью личного чувства» (Черных 1989).

В газете "Речь" 30 января 1912 г. появилась одна из первых печатных хвалебных рецензий на стихи А. Ахматовой, опубликованные в журнале "Аполлон". Она принадлежала С. Городецкому, который неоднократно писал о ранних стихах А. Ахматовой и о книге "Вечер" в рецензиях, в статьях, в манифесте акмеизма "Некоторые течения в современной русской поэзии" (Ахматова 2001, т. 1, с. 576). Он писал о "прелестных стихотворениях А. Ахматовой, полных такой близости к интимному переживанию, такого острого аромата женской жизни".

Критика встретила дебют молодого поэта сочувственно. "Итак, сударыни и судари, к нам идет новый, молодой, но имеющий все данные стать настоящим, поэт. А зовут его Анна Ахматова", - писал в предисловии к книге "Вечер" Михаил Кузмин, к мнению которого прислушивались (Ахматова 2001, с. 61). О стихах А. Ахматовой, напечатанных в журналах (до появления книги), и о книге "Вечер" несколько раз писал метр символизма В. Брюсов - всегда положительно, даже тогда, когда его начала раздражать агрессивная активность основателей нового течения акмеизма. Брюсов писал об Ахматовой в статьях "Будущее русской поэзии", "Сегодняшний день русской поэзии", "Новые течения в русской поэзии. Акмеизм". В последней: "Стихи г-жи Ахматовой весьма дороги нам своей особенной остротой" (Ахматова 1998-1999, т. 1, с. 572).

Проблемы художественного восприятия и понимания текста в процессе изучения лирики в школе

Отправным положением данного исследования является то, что изучение поэзии А. Ахматовой невозможно без учета эстетических и психологических основ восприятия искусства, возрастных особенностей школьников, воспринимающих литературное произведение, методических подходов к изучению лирики, особенностей понимания и возможностей анализа лирического произведения с учетом билингвизма учащихся.

Исследования процесса восприятия художественной литературы проводились философами, психологами, литературоведами, педагогами. Фундаментальные положения М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, П. М. Якобсона, О. Н. Никифоровой, Л. Г. Жабицкой и др. явились основой для изучения творческого процесса восприятия в целом и отдельных его компонентов.

В работе Л. С. Выготского «Психология искусства» ставится важный вопрос, связанный с проблемой читательского восприятия текста: что делает произведение художественным, что превращает его в произведение искусства, какова здесь роль самого произведения и его читателей. Замысел Л. С. Выготского состоял в том, чтобы, анализируя особенности структуры художественного произведения, воссоздать структуру той реакции, той внутренней деятельности, которую оно вызывает. Он не изолирует структуру произведения от его содержания, а проникает в него, доказывает, что содержание произведения не просто вносится в него, а созидается в нем художником с помощью особых способов и приемов (Выготский 1968).

Л. С. Выготский, по образной оценке А. Н. Леонтьева, дает блестящий анализ преодоления "прозаизма" языкового материала, возвышения его функций в структуре творений художественной литературы. Кроме того, главным он считает движение "противочувствования", которое состоит в том, что эмоциональное содержание произведения развивается в двух противоположных, но стремящихся к одной завершающей точке направлениях, в которой происходит "преобразование", "просветление" чувства. Это явление Л. С. Выготский называет аристотелевским термином "катарсис", но вкладывает в него несколько иной смысл. Это не просто изживание через искусство того плохого, что есть в человеке, его внутренних аффективных влечений, очищение через страдание, а скорее решение некой личностной задачи, которое возвышает человека, открывает ему гуманистическую правду жизненных явлений, ситуаций.

Таким образом, труд Л. С. Выготского помогает нам в решении вопросов формирования читательского восприятия учащихся в школе, где мы видим конечным результатом исследовательской деятельности учащихся в области художественной формы и содержания лирического текста функцию этого процесса в жизни человека и общества в русле гуманизации образования.

В 60-е годы в условиях нового научно-теоретического подъема и разработки методологических основ изучения проблем культуры и искусства, в частности, читательского восприятия, появляются новые исследования. Так, П. М. Якобсон и В. Ф. Асмус, развивая идеи Л. С. Выготского, доказывают, что читательское восприятие носит объективно-субъективный характер и что нельзя изучать восприятие лишь отдельных элементов произведения вне его общего художественного замысла и идейно-эстетической природы. Восприятие, по Якобсону, - сложный процесс, который определяется чувственным познанием и является осмысленным истолкованием воспринятого. Однако для того, чтобы процесс осмысления ускорился, необходима интуиция, т. е. быстрое и правильное видение предмета в его существенных, но скрытых свойствах, чрезвычайно сократившийся акт истолкования различных свойств и качеств предмета. Отсюда Якобсон делает вывод, что в зависимости от характера жизненного опыта, знаний, интереса наше восприятие может быть более или менее углубленным. Подобно этому, в зависимости от характера нашего художественного опыта, наших знаний в данной области искусства, можно говорить и об уровнях читательского восприятия.

Констатирующий эксперимент. Этапы изучения лирики и поэмы «Реквием» А. Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения

Приводим некоторые высказывания: "Поэт XX века. Стихи А. Ахматовой очень долго не признавали в Советском Союзе".

"А. Ахматова была представительницей литературного течения - акмеизма. Она писала замечательные стихи о любви".

"Она прожила долгую, но трудную жизнь. У меня нет четкого представления о её стихах".

Приводим один ответ, наиболее полный по имеющимся в нем сведениям: "А. Ахматова великая поэтесса XX века (на мой взгляд, их две -А. Ахматова и М. Цветаева). Писать стихи А. Ахматова начала рано. Будучи гимназисткой, она познакомилась с Н. Гумилёвым, впоследствии вышла за него замуж. А. Ахматова принадлежала к числу акмеистов. Первые её сборники стихов о любви имели большой успех. А. Ахматова дружила с О. Мандельштамом. Её стихам присущи лаконичность, простота. Она прожила долгую, но трудную жизнь. Лишь в конце жизни к ней пришло признание".

Биографические сведения об А. Ахматовой в ответе ученика в основном ограничиваются периодом становления её как поэта. Прослеживается попытка уловить особенности поэтики А. Ахматовой.

Отвечая на второй вопрос анкеты, учащиеся признались, что впервые от нас услышали имя А. Ахматовой 12 учеников (9 %), 89 учеников узнали об А. Ахматовой лишь в старших классах (69 %). Гораздо раньше узнали об А. Ахматовой 43 человека (32 %). Приводим характерные ответы: "Впервые услышала имя А. Ахматовой в 7 или 8 классе", "Несколько лет назад в школе", "Лет в одиннадцать по телевизору услышала её стихи", "Дома, в детстве от мамы".

Третье задание не выполнили 100 учащихся (77 %). Только 11 учащихся (23 %) смогли назвать произведения поэта. В основном ученики вспомнили два-три стихотворения - это "Клятва", "Мужество", поэма "Реквием".

Учащимся было сложно ответить на четвертый вопрос.

Опираясь на исследования ведущих методистов (О. Б. Богданова, С. А. Леонов, Л. В. Тодоров, 3. Я. Рез, В. П. Медведев, Т. Ф. Курдюмова, М. Г. Ахметзянов, Н. А. Бодрова, А. В. Доманский, С. А. Зинин и др.), опыт учителей школ города Казани и собственную педагогическую практику, мы определили основные направления работы:

- создать научно-методическую концепцию формирования представлений о лирике А. Ахматовой у учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения;

- установить основные этапы формирования представлений о лирике А. Ахматовой и задачи каждого этапа;

- разработать методику проведения уроков по изучению лирики и поэмы «Реквием» А Ахматовой и внеурочных занятий в рамках элективного курса.

В ходе экспериментального обучения проверялась эффективность представленной методической системы изучения лирики и поэмы «Реквием». Экспериментальное обучение осуществлялось в два этапа. Внутри первого этапа различаются две ступени, приходящиеся на 6, 8, 9 классы и элективный курс. В 11 классе в монографическую тему изучения творчества А. Ахматовой включается второй этап изучения её поэзии.

Изучение лирики А. Ахматовой в средних классах служит базой для подготовки квалифицированного читателя, вырабатывающего умение самостоятельно интерпретировать и анализировать лирическое произведение, рассматривать его в контексте творчества поэта, в контексте культурных традиций и литературного процесса эпохи и является надежной пропедевтикой для второго этапа (для курса 11 класса).

Включенные в систему лирические произведения А. Ахматовой отвечают следующим требованиям литературного развития школьников: художественное совершенство произведения, доступность темы и мысли и их актуальность для развития и нравственного воспитания школьников. В основу системы положен художественно-эстетический принцип отбора материала.

На каждом этапе изучения лирики А. Ахматовой анализ был направлен на глубокое проникновение в структуру лирического текста, на постижение смысла лирики А. Ахматовой учащимися школ с родным (нерусским) языком обучения, философско-нравственное богатство и раскрытие авторской позиции.

Похожие диссертации на Изучение лирики и поэмы "Реквием" Анны Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан