Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах Вдовина Ольга Александровна

Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах
<
Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вдовина Ольга Александровна. Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2003 170 c. РГБ ОД, 61:03-13/2195-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Научно-методические основы изучения мифов в школе 12

1.1 Специфика мифа: философский и литературоведческий аспекты. ... 12

1.2 Проблема изучения мифологии в школе в историческом освещении... 31

1.3 Особенности восприятия мифов школьниками (констатирующий эксперимент) 43

ГЛАВА II. Методика изучения мифов народов мира в 5-6 классах (обучающий эксперимент) 59

2.1 Пути поэтапного формирования у учащихся представлений о мифе.. . 59

2.2 Формирование начальных представлений о мифе в 5 классе 75

2.3 Развитие представлений о мифологии на основе сопоставления мифов народов мира на уроках литературы в 6 классе 91

ГЛАВА III. Обогащение знаний по мифологии в процессе изучения художественной литературы 109

3.1 Мифологический комментарий как прием углубления представлений о мифе при изучении литературы в 5-8 классах.... 109

3.2 Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении художественных произведений в 9 классе 129

3.3 Контрольный эксперимент 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151

БИБЛИОГРАФИЯ 154

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях обновления школы задачи литературного образования, заключающиеся в том, чтобы приобщить к богатству мировой литературы, способствовать освоению духовных ценностей, воспитывать у учащихся умение эстетически воспринимать явления жизни, приобретают особое значение. В этой связи становится несомненно важным изучение мифологии в школьном курсе литературы.

Миф воплощает в себе представление о мире древнего человека, его стремление познать природу, отношения между людьми. Знакомство с мифами необходимо юным читателям, начинающим осмыслять окружающий мир и свое место в нем, оно пробуждает и развивает воображение. Чтение мифов разных народов и их сопоставление способствует, с одной стороны, формированию у школьников собственного взгляда на мир, с другой - постижению богатства национальной литературы, которое может быть понято только на широком культурном фоне.

В силу своей многослойности мифы зафиксировали модель человеческой нравственности и по сей день сохранили актуальность возникших в древности моральных законов, поэтому изучение мифов помогает приобщать школьников к важнейшим общечеловеческим духовным ценностям, формировать их нравственную позицию, что отвечает задачам литературного образования. Кроме того, мифы эстетически обогащают читателя, готовят его к восприятию мирового искусства, так как многочисленные сюжеты и образы мифов вошли в плоть и кровь художественной литературы, живописи, музыки.

Включение темы «Мифы народов мира» в курс литературного образования необходимо и потому, что миф исторически предшествует и фольклору, и литературе. Уже в мифе исследователи (Ф.И. Буслаев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, С.С. Аверинцев, Е.М. Мелетинский,

С.А. Токарев O.M. Фрейденберг и др.) отмечают приемы будущего фольклорного и литературного повествования: найдены основные типы конфликтов и героев устного народного творчества и авторской литературы, заложена основа образной системы фольклорных произведений. Введение мировой мифологии в школьный курс литературы не просто расширяет фактическое содержание программы, это конкретный функциональный материал историко-культурного плана. В процессе развития литературы меняется характер постижения жизни, и обращение к разным способам отражения действительности, в том числе мифологическому, позволяет обнаружить, как определенное миропонимание воплощается в литературном произведении, и проследить процесс развития литературы.

Миф как первое явление культурной истории человечества открывает курс литературы в 5 классе и дает возможность заложить основы изучения теории литературы. Важным при этом является опора на непосредственное восприятие читателем литературного текста, что подчеркнуто в трудах Н.О. Корста, Н.И. Кудряшева, Н.Д. Молдавской, О.И. Никифоровой, О.Ю. Богдановой, А.В. Дановского, Н.А. Демидовой, С.А. Леонова, В.Г. Маранцмана, В.Ф. Чертова и др.

Интерес 5-6-классников к фантастическому объяснению природных явлений помогает им осознать особенности мифологического мышления и этиологическую функцию мифов. Активное сопереживание детей полюбившимся персонажам героических мифов дает возможность сопоставить их со сказочными героями, выявив при этом другие признаки мифа - внеэтичность, номинативность. Восприятие старшеклассниками мифа как одного из способов интерпретации вечных тем и идей позволяет проникнуть в культурные связи по вертикали и увидеть в мифе источник поэтической образности, а внимание пятнадцатилетних школьников к проблемам взаимоотношений между людьми - осознать общечеловеческий аспект мифологии.

Специфика мифа представлена в литературоведческих и философских трудах как отечественных исследователей, так и зарубежных: Ф.И. Буслаева, А.А.Потебни, А.Ф.Лосева, О.М.Фрейденберг, Ю.М.Лотмана, Б.А.Успенского, Е.М.Мелетинского, Э.Б. Тайлора, Э. Дюркгейма, Д. Бирлайна, Л. Леви-Брюля и др. В этих работах рассматриваются особенности мифологического мышления, исследуется миф в связи с вопросами поэтики, национального своеобразия, разграничения мифологии и религии, мифа и художественной литературы. Разработанные литературоведением научные основы изучения мифов еще недостаточно целенаправленно реализуются в практике современного преподавания литературы.

Знание специфических особенностей мифа, основных мифологических сюжетов и персонажей становится опорой для изучения фольклора и некоторых произведений художественной литературы. Эта мысль звучала в работах В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.Н. Сакулина. С одной стороны, сравнение мифа с жанрами устного народного творчества, поиски мифологической основы сказок, былин расширяют знания о мифе, с другой - помогают прояснить идею произведения. Вопрос об учете внутрипредметных связей при изучении литературы поднимают Е.Д.Жирова, С.А. Зинин. Среди причин обращения к мифологии при анализе художественных произведений наряду с углублением проникновения в текст, немаловажным является освоение учащимися индивидуально-творческого подхода писателя к мифологическому материалу как одной из черт его поэтики. Однако проблема привлечения мифологии как фактора углубления анализа художественного текста в настоящее время является недостаточно разработанной.

Таким образом, актуальность исследования определяется теоретико-практической важностью проблемы и её недостаточной разработанностью

в методической науке. Стремление внести посильный вклад в решение этой проблемы обусловило цель и задачи данного исследования.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке методической системы изучения мифов в 5 - 9-классах с учетом их специфики и особенностей восприятия учащимися.

Объект исследования - процесс изучения мифов на уроках литературы в средних классах.

Предмет исследования -методическая система изучения мифов, обеспечивающая динамику в приобретении учащимися знаний о мифе, обогащающая школьников эстетически и нравственно.

В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза: изучение мифов в курсе литературы становится эффективным, способствует углубленному восприятию художественных произведений, повышает общеобразовательный и культурный уровень учеников, если

учитываются особенности восприятия мифов школьниками разных возрастов;

осуществляется поэтапность в формировании представлений о мифе и его специфике;

сопоставление мифов разных народов предусматривает не только выделение общего и различного в них, но и актуализацию нравственных проблем, волновавших древних людей и не утративших своего значения в наше время;

вопросы и задания, предлагаемые учащимся, стимулируют исследовательскую деятельность школьников, вызывают интерес к ней, способствуют обогащению языка;

система заданий при изучении определенных произведений художественной литературы, содержащих мифологические образы и ситуации, направлена на активизацию знаний по мифологии и постижение поэтики произведения.

Цель работы и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи:

  1. провести анализ философских, литературоведческих и методических работ с целью уточнения теоретических подходов к изучению мифологии и определения объема понятия «миф» применительно к школьному литературному образованию;

  2. рассмотреть состояние проблемы на разных этапах развития школы и в практике школьного изучения мифологии на современном этапе;

  3. выявить особенности восприятия мифов школьниками разных возрастных групп, а также их уровень знаний и умений, связанных с изучением мифологии;

  4. разработать вопросы, разнообразные виды заданий, которые обеспечивали бы поэтапное формирование у учащихся знаний о мифах, их специфических особенностях, повышали бы уровень самостоятельности школьников;

5} теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность разработанной системы уроков по изучению мифов в плане выявления ее практической значимости для современной школы.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались методы:

метод теоретического исследования философских, литературоведческих трудов по теме диссертации,

метод анализа школьных программ и учебников с целью определения места темы «Мифы народов мира» в курсе литературы;

метод наблюдения (изучение ответов учащихся на поставленные вопросы и результатов выполнения предложенных заданий,

метод педагогического эксперимента (констатирующий срез, опытное обучение);

метод анкетирования учителей и учеников,

метод беседы и обобщения педагогического опыта.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось в 4 этапа.

На 1 этапе (1997 г.) изучались работы философов и литературоведов по избранной проблеме, анализировались программы и учебники по литературе. На 2 этапе (1997 - 1998 гг.) проводился констатирующий эксперимент, цель которого - выявить особенности восприятия мифов школьниками и уровень знаний по мифологии, определить основные проблемы в освоении темы и наметить пути изучения мифов в курсе литературы. На 3 этапе (1998-2002 гг.) проводился обучающий эксперимент - разрабатывалась, апробировалась и корректировалась модель изучения мифов народов мира. На 4 этапе (2002 г.) осуществлялся контрольный эксперимент, анализ и систематизация полученных данных, подведение итогов работы.

Теоретическое значение исследования: разработана методика изучения мифов, учитывающая их типологические особенности, обеспечивающая поэтапное формирование представлений о мифе, выявлены критерии и уровни знаний по мифологии.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлена специфика восприятия мифов школьниками разных
возрастных групп, уровень знаний и умений, связанных с изучением
мифологии;

определены критерии отбора мифов народов мира и разработаны приемы их параллельного изучения, которые позволяют формировать у учащихся систему знаний по мифологии, углубляют представления о специфике мифов, стимулируют творческую деятельность школьников, обогащают их речь;

- определены задачи, функции и содержание мифологического
комментария при изучении произведений художественной литературы,
доказана продуктивность его использования в целях углубления
читательского восприятия учащихся и освоения ими индивидуально-
творческого подхода писателя к мифологическому материалу.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем разработана методика изучения мифов в средних классах, ориентированная на нравственно-эстетическое воспитание школьников; предлагаемые методические рекомендации по изучению собственно мифов в 5-6 классах и привлечению знаний по мифологии в анализе художественных произведений могут быть использованы в практике преподавания литературы в школе, при составлении учителями-словесниками видов заданий, повышающих интерес учащихся к мифам и уровень их творческой самостоятельности в анализе текста; при разработке программ, учебников, учебных и методических пособий по литературе; в институте повышения квалификации учителей; при чтении лекций по методике преподавания литературы, на практических и семинарских занятиях в педагогических вузах.

Достоверность выводов и рекомендаций обеспечивается опорой на достижения в области философии, литературоведения, методики преподавания литературы; подтверждается данными констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, проводившихся в ряде школ г.Пензы; собственным опытом преподавания автора диссертации в школе.

Апробация материалов исследования осуществлялась, на педагогических научных конференциях в г. Пензе (1997 - 2002 гг.), в выступлении автора на Голубковских чтениях (г. Москва, март 2001 г.). Методические рекомендации внедрены в практику преподавания литературы в средних школах № 52, 50, 47, гимназии № 13 г. Пензы.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Изучение мифов в курсе литературы с учетом их специфики открывает возможности совершенствования процесса литературного образования, обеспечивает изучение литературы в ее преемственных связях, способствует нравственно-эстетическому воспитанию школьников, развитию их устной и письменной речи.

  1. Параллельное изучение мифов народов мира и сопоставление их с произведениями фольклора и художественной литературы знакомит учащихся с универсальной частью общечеловеческого опыта, обеспечивает поэтапное формирование представлений о мифе, стимулирует исследовательскую деятельность школьников.

  2. Целенаправленное и систематическое привлечение знаний по мифологии в процессе анализа произведений фольклора и художественной литературы углубляет проникновение в текст, выявляет особенности поэтики произведения, обогащает личность учащихся интеллектуально и эстетически.

11 СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

.Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, формулируется гипотеза, определяются цель, задачи, методы исследования, практическое значение работы, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе («Научно-методические основы изучения мифов в школе») раскрывается специфика мифа с различных сторон: философской, литературоведческой, методической, представлены результаты констатирующего эксперимента.

Во второй главе («Методика изучения мифов народов мира в 5-6 классах (обучающий эксперимент)») разработана методическая модель изучения мифов народов мира в курсе литературы 5-6 классов, охарактеризованы виды деятельности учащихся по теме исследования и описано внедрение учебной модели в школьную практику в процессе обучающего эксперимента.

В третьей главе («Обогащение знаний по мифологии в процессе изучения художественной литературы») рассматриваются пути обогащения знаний по мифологии в процессе анализа художественных произведений, определены принципы использования приема мифологического комментария, сформулированы выводы контрольного эксперимента.

В заключении содержатся основные обобщения и выводы данного диссертационного исследования, намечены дальнейшие перспективы в разработке методики использования мифологического комментария в процессе анализа художественных произведений.

В списке использованной литературы указано 245 источников.

Специфика мифа: философский и литературоведческий аспекты.

Мифотворчестство - это важнейшее явление в культурной истории человечества, явление, господствовавшее над его духовной жизнью в течение нескольких тысяч лет.

Человеку с самых ранних времен приходилось не только реагировать на окружающее, но и осмыслять его. При этом он сталкивался с множеством трудностей. Во-первых, не было достаточных языковых средств для выражения общих понятий, поэтому приходилось выражать общее через отдельное. Во-вторых, за причинно-следственную связь нередко принималась связь по смежности, по сходству, связь названия с самим предметом. В-третьих, осмысление фактов внешнего мира оказывалось делом веры; вера же не подлежала проверке и не нуждалась в ней. Миф не знает различия между естественным и сверхъестественным, для него существует одна, абсолютная реальность. Характерный признак мифа - нерасчлененность мышления. Мифологическое сознание формируется на этапе эмоционально -рефлексивного освоения мира, когда логическое мышление не отделилось ещё отчетливо от эмоциональной сферы. Мифомышление не проводит строгого различия между субъектом и объектом, отсюда - идентификация себя с другими, отождествление сущности с происхождением.

"Отличительная черта мифа - это отождествление образа и предмета, субъективного и объективного, внутреннего и внешнего..." (74,116). На важнейшую особенность первобытного мифа - закон тождества - указывали также Вундт В., Лосев А. Ф., Мелетинский Е.М., Потебня А.А., Фрейденберг О.М. и др. Ю. М. Лотман отмечал: "Мифологическое сознание принципиально непереводимо в план иного описания, в себе замкнуто - и, значит, постижимо только изнутри, а не извне". (111,67)

А. Ф. Лосев, рассматривая миф не с точки зрения какого-нибудь мировоззрения, а с точки зрения самого мифа, самого мифического сознания, утверждает, что "миф не есть фикция и игра фантазии, а наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но наиболее яркая и самая подлинная действительность. Миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемая и творимая, вещественная реальность и телесная действительность". (107,26)

Мифология не только не сводится к удовлетворению любопытства первобытного человека, но её познавательный пафос подчинен гармонизирующей и упорядочивающей целенаправленности, ориентированной на такой целостный подход к миру, при котором не допускаются даже малейшие элементы хаотичности, неупорядоченности. В мифах описываются происшествия, плохо укладывающиеся в обычное человеческое сознание. На сцене мифического повествования постоянно появляются боги, которые весьма активно вмешиваются в человеческие дела.

В течение длительного времени никому не приходило в голову, что можно усомниться в реальности описываемых в мифах необыкновенных событий. Мифам верили, потому что в них видели воплощение коллективного опыта и знаний многих поколений предков. В восприятии людей далекой древности мифы были чем-то вроде универсального словаря или энциклопедии, в которых можно было найти ответы на все основные вопросы человеческого бытия.

"Миф объясняет и санкционирует существующий социальный и космический порядок, объясняет человеку его самого и окружающий мир". (125,170)

Пути поэтапного формирования у учащихся представлений о мифе

Цель литературного образования в школе состоит не только в том, чтобы научить школьников читать и воспринимать художественный текст как произведение искусства, но и приобщить к богатству мировой литературы. При этом учащиеся должны осмыслить историко-культурные сведения и нравственно-эстетические представления, усвоить основные теоретико- и историко-литературные понятия, овладеть выразительными средствами языка, выработать умение анализировать художественное произведение. Изучение художественной литературы способствует становлению личности, формированию ее нравственных ориентиров, удовлетворяет потребности человека в осмыслении жизни, позволяет обнаружить, как то или иное миропонимание воплощается в искусстве, объединяет людей разных времен, народов, культур. Одна из специфических сторон курса литературы в школе - воспитание способности эстетически воспринимать явления жизни и понимать отражение этих явлений в художественном произведении. Но задача курса - показать не историю действительности, а изменения в отражении этой действительности в литературе, т. е. историю характера постижения жизни. В этой связи нам представляется важным изучение мифологии в курсе литературы. Включение в программу темы «Мифы народов мира» позволяет показать мифологические истоки фольклора и письменной литературы, отличие мифа от произведения художественной литературы, осмыслить метафорическую природу искусства слова. Кроме того, содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

Подготовить учащихся к жизни невозможно без эстетического воспитания, так как нельзя научить видеть прекрасное, не сделав это прекрасное субъективным. Этот факт требует соблюдать единство эмоционального и логического при изучении литературы, что является необходимым условием не только эстетического воспитания, но и сознательного усвоения теоретико-литературных понятий. На это обращает внимание О. Ю. Богданова: "Анализ произведения - это тот момент общения читателя-школьника с миром словесного искусства, когда совершается переход от непосредственного восприятия произведения к образным и понятийным обобщениям с целью вновь вернуться к художественной реальности изображенной автором действительности на новом, более высоком уровне его восприятия"(32,20). Чем глубже изучается художественное произведение, тем больше возрастает роль теоретических знаний, поэтому необходимо взаимодействие двух систем: системы анализа художественного произведения и системы изучения теории литературы. В. В. Голубков подчеркивал, что формирование понятий - одна из главных задач школы, но оно «должно быть поставлено в тесную связь с общими задачами» (44,177). Без овладения теоретическими знаниями невозможно выработать умение осмысленно читать, как невозможно и творчество учащихся. Но абстрактное усвоение литературоведческих понятий не может решить ни образовательных, ни воспитательных задач. "Теоретико-литературные понятия целесообразно изучать... в органической связи с чтением, анализом, интерпретацией словесно-художественных произведений" (51,30).

Изучение теоретических понятий надо строить на основе рассмотрения образной специфики произведения. «...Образное обобщение ... является необходимым свойством ума каждого читающего художественную литературу человека. Что касается обобщения понятийного, связанного с усвоением основ науки о литературе, то оно не может быть сформировано в отрыве от образного обобщения» (138,44). Из принципа единства логического и эмоционального в изучении теории литературы вытекает правило сменяемости впечатлений. Логические рассуждения должны сменяться непосредственным восприятием произведения. К тому же это научит школьников владеть понятием как инструментом анализа. «Показателем высокого уровня развития ученика является способность переносить операции, усвоенные в учебной работе, на внеклассную деятельность, т.е. развитие ученика сказывается в том... как он умеет перестраивать знания, умения, навыки в новых условиях...» (61, 18)

Мифологический комментарий как прием углубления представлений о мифе при изучении литературы в 5-8 классах....

Литература - явление более позднее и вторичное в отношении мифологии - при обращении к ней воспринимает как ее структурную основу и черты мифологического мышления, так и ее сюжетное оформление. Поэтому в письменной литературе мы часто встречаем и мифологические образы, и мифологические сюжеты, первоначальное смысловое наполнение которых утрачено еще в древности. Миф может находить свое воплощение на всех уровнях формы художественного произведения: в системе персонажей, деталях предметной изобразительности, сюжете, композиции, языковой образности. Это художественное воплощение мифа может варьироваться от отдельных аллюзий до воссоздания целостного мифологического или аналогичного ему сюжета. Большинство современных ученых считают, что для мифологического сознания метафора вообще невозможна, так как миф не знает иносказания. Метафора является "естественным переводом" мифа в привычные формы нашего сознания, и происходит это на этапе разложения мифологического мышления. Утрата буквальной веры в миф ведет к различению чудесного и достоверного, к обособлению и осознанию вымысла, следствием чего является трансформация мифа в сказку, эпос. В работах самых различных авторов (Веселовского А.Н., Потебни А.А., Афанасьева А.Н., Мелетинского Е.М., Фрейденберг О.М., Токарева С.А. и др.) показаны закономерности превращения мифов в поздние художественные формы.

Происхождение сказки из мифа не вызывает сомнения: тотемические мифы отразились в сказках о животных, мифологический источник прослеживается в сюжетах волшебной сказки о браке с чудесным существом, сюжеты добывания диковинок восходят к мифам о героях.

Рассматривая процесс трансформации мифа в сказку, Е.М. Мелетинский указывает основные его ступеньки: деритуализация и десакрализация, ослабление строгой веры, развитие сознательной выдумки, замена мифических героев обыкновенными людьми, ослабление или потеря этиологизма, перенесение внимания с коллективных судеб на индивидуальные, с космических - на социальные. Существенным является изменение отношения сказителя к описываемым событиям и словесное оформление этого отношения.(125)

Если в сказке, в отличие от мифа, решаются судьбы индивидуальные, а не космические, то в героическом эпосе на первый план выходят отношения племен. Основное различие уже не в степени достоверности, а в языке повествования, которое передается в терминах этнических, оперирует географическими названиями, историческими именами племен и вождей. Эпическое время строится по типу мифического, как начальное время, но речь уже идет не о создании мира, а о заре национальной истории. Мифическая борьба за космос против хаоса преобразуется в защиту своего племени, родной земли, своей веры. Сближает миф и героический эпос отношение сказителя к рассказываемому не как к вымыслу, а как к достоверным событиям.

Особый интерес представляет трансформация мифа в литературном творчестве. Сходство художественной литературы и мифа - идея дается в образах - является и их существенным отличием: мифы бессознательно образны. Литература является одновременно формой преодоления мифологии и формой ее сохранения.

Вся античная литература пропитана мифологией, в средние века языческие мифы становятся источниками поэтического вымысла. В последующие века образы и мотивы мифологии становятся арсеналом поэтической образности, источником сюжетов, языком искусства. Миф как источник художественного творчества содержит в себе основу тех приёмов, которые в поздние эпохи воспринимаются как поэтические.

Основой тропов можно считать характерную "фигуру" мифов -параллелизм, содержательная сторона которого связана с сопоставлением чего-то, происходящим в природе: с животными, растениями, небесными светилами и т.п. В литературе классицизма сложилась традиция употребления мифологических имен в качестве условно-поэтического обозначения абстрактных понятий, действий, состояний общественных явлений. Позднее эта традиция продолжена, но поэты стремятся наполнить абстрактные олицетворения живым, образным содержанием, художественно конкретизировать их. Реминисценции из мифологии в произведениях, написанных в подражание древним или на мифологические темы, выступают как своеобразное средство стилизации. Используя мифологические образы не в качестве условно-поэтического обозначения, романтики пытаются создать художественную мифологию, выражающую единство природы и человеческого духа, и противопоставить ее жизненной реальности. Символисты, осмыслив миф как наиболее глубокий способ постижения мира, пытаются воскресить древнее магическое восприятие слова, отождествляют образное познание мира с процессом его творческого созидания. Привлечение мифологического материала в современную литературу позволяет говорить о вечном, об общечеловеческих ценностях, ставить и разрешать важнейшие проблемы человеческого общежития.

Похожие диссертации на Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах