Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе Гогоберидзе Георгий Меджидович

Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе
<
Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гогоберидзе Георгий Меджидович. Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1997 318 c. РГБ ОД, 71:98-13/51-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЙ УЧАЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ,... 19

1.1.. Философское обоснование проблемы диалога культур. 17

1.2. Культурологические основы литературного образования учащимся национальный школ 1.3. Психолого-педагсгическне основы литературного образования учащихся национальных школ... 63

ГЛАВА II. РОЛЬ И МЕСТО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО АСПЕКТА В СИСТЕМЕ ИЗУЧЕНИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ... 86

2.1. Компаративистика как эффективный метод изучения литературного произведения на этнокультурной основе .

2.2. Роль и место устного народного творчества в культурна—этническом становлении личности.

2.3. Этнокультурный компонент литературного произведения как неотъемлемая часть его художественной целостности. 133

ГЛАВА III. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭТНОКУЛЬТУРНОИ ОСНОВЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 161

3.1. Современное состояние литературного образования в национальной школе Российской Федерации ..163

3.2. Методические пути реализации этнокультурного аспекта изучения литературного произведения е национальной школе...184

3.3. Постановка и r-.роеедение экспериментальной работы. Обобщение данных опытно—экспериментального обучения»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 287

Введение к работе

Актуальность темы исследования обеспечивается тем, что в настоящее время общество переживает период трудного, но необратимого восстановления фундаментальнык прав национальных культур, Становится очевидным основополагающее значение принципа взаимодополняемости разнонациональных культурных систем как условия выживания, развития и благополучия общества.

За последнее десятилетие практически все народы Российской Федерации создали свои национальные, культурно—просветительские организации и объединения. Так, только на Северном Кавказе действуют свыше 30 таких организаций. Например, в Дагестане в настоящее время действуют; движение кумыкского народа "Тенглик", аварское движение "Джамаат", народный фронт имени Шамиля и др.; создана ингушская партия "Нийско", кабардинская организация "Адыгэ—Хасз", балкарская "Тере" /"Балкарский форум"/; в Северной Осетии - "Адамон ца— дис"; в Карачаево-Черкессии - черкесская организация "Адыгэ—Хасэ", карачаевская "Джамагат", абазинская "Адгирла", ногайская "Бирлик" и др.

Следует подчеркнуть, что при всем многообразии провозглашенных целей s основе деятельности национальный организаций лежит отстаивание в первую очередь национальным /об-шеэтническик/ интересов, напрямую связанным с содержанием образования в национальных шкалах. Все это дает основание говорить о росте национального самосознания народов Российс-

- 4 -кой Федерации.

Однако бурный рост национального самосознания народов Российской Федерации выразился не только в стремлении людей к преодолению отчуждения от родной культуры, но и в культивировании чувства национальной исключительности. Б этой связи на первый план выступают задачи воспитания тем, кто должен будет преодолеть корпоративну» мораль, спрятанную за маской этнический интересов, принять универсальные общечеловеческие ценности, войти в мир своей родной и мировой культуры.

Литература в силу своего особого положения в системе художественной культуры содержит огромные возможности в плане воспитания и развития личности. Через постижение литературы человек усваивает параметры своей культурной идентичности и вместе с сознанием органического единства родной литературы с общим литературным процессом и мировой художественной культурой — понимание не только своей этнокультурной особенности, но и общности. Вот почему диалогичность культур, диалогичность литератур должна стать одним из основным принципов литературного образования.

Идея диалогичности не нова. В зачаточной форме она сформулирована еще Платоном и Сократом в античные времена. Однако в настоящее время само понятие "диалогичность" значительно расширилось. Оно подразумевает и межэтнический, и межвременной, и межисторический, и межконфессиональмый диалог. Для современного образования учащихся-билингвов наиболее актуален диалог разнонациональных культур: родной и инонациональной. Необходимость такого диалога обусловлена тем, что до сих пор психология не преодолела методологической

- 5 -трудности: учета специфики восприятия художественного текста представителями определенней этнокультуры. Мировосприятие и национальная культурная традиция, религия и этнопсихология -вот та среда, в которой формируются духовные, нравственные и эстетические запросы человека, национальные особенности его мировосприятия, не говоря уже о том, что широкий пласт поступков вообще диктуется сложившимися идеалами и культурными моделями, а не только материальными интересами.

Как видим, эта проблема и философская, и психологическая, и дидактическая, и методическая. Диалогичность как философский принцип осмысления окружающего мира интересен тем, что каждую национальную культуру рассматривает как изнутри, так и вовне. Полнота постижения чужой культуры обуславливается, как это показано в эстетика-философской концепции М.Бахтина, возможностью совмещения двух подходов к изучению литературно—художественных произведений: позиции вживания и позиции вненаходимости. "Вживание в чужую культуру, - отмечает М.Бахтин, - возможность взглянуть на мир ее глазами есть необходимый момент в процессе ее понимания: но если бы понимание исчерпывалось одним этим моментом, то оно было бы простым дублированием и не несло бы в себе ничего нового и обогащающего СЗО; 334). Эту мысль известного ученого можно положить в основу предлагаемого нами этнокультурного аспекта литературного образования.

Таким образом, М.Бахтин использовал принцип Аналогичности культур в плане литературоведческом, В.Библер разработал на этой основе педагогическую концепцию. Эти исследования особенно актуальны для современной национальной школы. Проблема реформы содержания образования в целом и литератур—

ного образования в частности в национальной школе сегодня Представляется как достаточно ясная и имеющая чисто прикладной и утилитарный характер, поскольку е многонациональном государстве школа всегда являлась одним из важнейших инструментов национальной политики. Между тем, определение зоны практический изменений и естественные рекомендации по поводу такой реформы требуют серьезной фундаментальной проработки шеей цепочки методический проблем, конкретного состава и структуры учебного материала, наконец, создания новой концепции литературного образования в национальной школе.

В основу такой концепции, на наш взгляд, могли бы лечь теоретические работы отечественных литературоведов, посвященных развитию национальных литератур в процессе их взайма-обогащения, которые ведутся в различных направлениях: в сфере эстетических категорий /М.Бахтин, В.Веселовский, Ч.Гусейнов, А.Егоров, В.Жирмунский, И.Лукин, И.Пархоменко), в сфере сравнительного литературоведения /Ю.Барабаш, Н.Конрад, и.Не-упокоева,М.Храпченко/, в сфере истории литературы, соотношении в ней национального и всеобщего /Г.Ломидэе, W.Суровцев, Л.Тимофеев/.

Псиколого-педагагические исследования С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, Н.И.Менчинской, Г.И,Щукиной помогут определить условия и критерии эффективного усвоения художественных произведений родной, русской и зарубежной литератур. Это:

  1. Рассмотрение этнокультурного компонента литературного произведения во взамосеязи с мировоззренческими и эстетическими идеями конкретной эпохи;

  2. Введение необходимых теоретический понятий методологического и эстетического характера;

  1. Побуждение учащихся-билингвов к самостоятельным размышлениям постановкой специальных проблемных вопросов и ситуаций - например, сравнение взглядов писателей, принадлежащих разным народам и разным религиозным конфессиям, на один и тот же исторический факт;

  2. Использование заданий межпредметного характера, вооружение учащимся—билингвов необходимыми аналитическими умениями, алгоритмом освоения приемов самостоятельного исследования этнокультурного компонента литературный произведений. Таким образом, школьники смогут через факты, явления, художественные образы родной культуры познавать мир литературных произведений других народов, сравнивая, сопоставляя его с реалиями духовной жизни своего этноса.

Такой подход способствует тому, чтобы ученик, анализируя, сравнивая, конкретизируя фактический материал, сам или с помощью учителя получил из нега новую информацию. При этом важную роль играют способы управления деятельность» учащихся в процессе овладения информацией /В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызине, З.И.Калмыкова, Г.С.Костюк, Д.Б.Эльканин/$ учет возрастных и психологических особенностей школьников /И.С.Кон, Н.С.Лейтес, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн/, специфика восприятия художественной литература /Л.С.Выготский, Е.П.Крупник, Н.А.Рубакин, Б.С.Мейлах, О.И.Никифорова, П.И.Якобсон/.

Современная концепция литературного образования в национальной школе должна опираться на те достижения методической науки, которые связаны с вопросами изучения взаимосвязей родной, русской и зарубежной литератур. В различных аспектах эти проблемы ставились и разрабатывались в трудах

- 8 -М.М.Абдувалиевой, С.К.Вирюковай, Д. М. Клумбите, А.Г.Лосева, К.. М. Мальцевой, И. X,Майоровой, М. Ш. Муслиновой, А.А.Немсадзе, А.В.Рыжеваловой, Л.Б,Тодорова, Б-А.Ходжибаевой, М.В.Черкезо-вой, Д.А.Шеймана и других. Выли намечены пути и формы литературного образования в национальной школе в современных условиях. В плане интересующей нас проблемы перспективными представляйтея работы И.Х.Майоровой, в которых обобщен и развит опыт методистов отдельным республик и предложена классификация многообразных форм изучения литературных связей.

Весомы и интересны исследования М.В.Черкезовой, в который рассматриваются вопросы типологической общности родной, русской и мировой литератур, выдвигаются и обосновываются принципы общности и наиионального своеобразия литератур народов России и СНГ. Сегодня, как отмечает М.Б. Черкеэова, "все острее ощущается необходимость рассматривать отдельные национальные литературы не изолировано, как замкнутые в себе художественные системы, а в тесных генетических — контактных и типологических — связях в целях определения роли и места каждой национальной культуры, соотнесения ее развития с общими тенденциями и закономерностями развития всемирной литературы. "(27S;12) Кроме того, большой интерес представляют труды Л.Шеймана, в которых выдвинута идея выявления и сопряжения словесно—художественных особенностей различных культур. Однако эта идея используется пока лишь в целях учета и коррекции восприятия учащимися неродной литературы. Обращение же к проблеме сопряжения культур рассматривается нами в целях более глубокого постижения национальной художественной традиции, что в свои очередь расширит горизонты понимания

- 9 -русской и мировой литературы, поскольку, па меткому выражении п.Бахтина, "чужую национальную душу может почувствовать и узнать лишь тот, кто знает свою национальную душу. "(30;126).

Как уже доказано методической наукой, своеобразие эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения учащимися—билингвами связано со спецификой их родной зтнокультуры, с этическим и эстетическим опытом народа, представителями которого они являются. Поэтому очень важно соотнести сюжет, художественные образы, поступки и характеры героев, авторскую концепцию мировосприятия изучаемого текста с адекватными элементами зтнокультуры, родной для реципиента, близкой и понятной ему. То есть, необходимо взглянуть на явления художественной литературы через призму народных представлений о добре и зле, о справедливости и жестокости, через специфику национального мировидения. Это поможет не просто увидеть и осознать, но и глубже понять как родной, так и инонациональный мир художественной литературы.

Итак, этнокультурный аспект литературного образования подразумевает сопоставление элементов различным культур в процессе изучения литературы. Он способствует применению таких приемов и форм обучения, при которых литература изучается как определенный эстетический феномен и при этом предмет не теряет своей познавательной сущности. Этот подход ориентирован на ценности современного общества, на воспитательный идеал, присущий мировой культуре, но познаваемый через художественные образы родной литературы. Этнокультурный аспект изучения литературы в национальной школе предполагает:

1) практическую реализацию принципа диалога культур в

самом содержании литературного образования!

2ї поиск конкретных способов сближения, гармонизации, совместимости культурным ценностей и ценностных систем,присущих родной для школьника литературе и инонациональной /русской или мировой/.

При этом следует помнить, что возрождение и сохранение духовник ценностей каждого народа, их использование в этническом и культурном становлении навык поколений обязывает предельно разумно и педагогически целесообразно организовывать учебный процесс в национальной школе. Образование и воспитание в ней должно опираться как на общечеловеческие, так и на прогрессивно-национальные принципы, учитывать специфику и опыт этнокультуры. Такой подход предполагает избирательное отношение к национальной культуре, понимание того, что основы этой культуры формировались в условиях, принципиально отличающихся от современной социальной и культурной среды. Некоторые ее элементы не могут быть адаптированы к нынешней обстановке; попытка их возрождения может нанести ущерб самому этносу, на возрождение которого они направлены. Несомненна, этнокультуру необходимо рассматривать не как мнимую величину и не как теоретическую абстракцию, а только как значимое целое, но в та же время этнакультура не может сводиться к набору неизменных примет. Природу этнокультуры отличает центробежная устремленность, выход за границы национального, потребность в диалоге с инонациональным,

Такой подход позволяет совершенствовать формы культурного взаимодействия, не сводя к унификации культур, а вырабатывая понимание того, что в их встрече, их диалоге ыа. уровне образа жизни, мировидения смысл процесса развития

каждой национальной культуры.

С одной стороны, он как нельзя лучше отвечает современным процессам, связанным с ростам национального самосознания народов Российской Федерации, которые уже охватили и национальную школу. Взаимосвязь между школой и этническим возрождением двоякая. Во-первых, сама национальная шкала должна стать одним из главный каналов возрождения этничнос-ти. Бо—вторых, элементы этнической культура должны быть положены е основу развития любой национальной школы. Это хорошо понимает лидирующий в области образовательной политики слой современник республиканским элит.

С другой стороны, национальное самоопределение школы — необходимое условие ее развития. Школа неотрывна от национальной почвы, от родного языка, закладывающего основы национального самосознания. Она является важнейшим фактором удовлетворения национально-культурных потребностей, приобщения юного человека к национально-культурным традициям. Однако, здесь очень важным моментом, который нельзя упускать из виду, является то, что в фундаменте российской национальной школы должен лежать принцип диалектического единства трек начал: национального, федерального и общечеловеческого, позволяющий учащемуся-билингву глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время сознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: содержание, организация и методика работы по изучению произведений родной, русской и зарубежной литератур на этнокультурной основе в национальной школе.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: творческая деятельность учащих-

- 12 -ся—билингвов в условиях изучения литературного произведения на этнокультурной основе /на примере изучения родной, русской и зарубежной литератур/.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЙ заключается в следующем:

если в содержании литературного образования в национальной школе заложен принцип диалога культур, рассчитанный на творческий поиск конкретных способов сближения ценностные систем различных народов и конфессий; если изучение художественного произведения сопряжено с образами и явлениями родной культуры, близкой и понятной учащимся—билингвам, то такой подход

а/ формирует национальное самосознание;

б/ обеспечивает ориентацию на приоритет общечеловеческих цемостей;

в/ способствует более глубокому и эффективному усвоению текста?

г/ стимулирует творческую деятельность учащихся-билингвов .

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретическое обоснование и разработка общей методической модели литературного образования учащихся-билингвов в условиях возрождения национальных ценностей и роста этническогого самосознания.

Выдвинутая гипотеза и цель исследования продиктовали следующие ЗАДАЧИ:

  1. Исследовать современный уровень теоретической разработанности проблемы диалога национальных культур в системе литературного образования в национальной школе.

  2. Изучить современное состояние литературного образования в национальных школах Карачаево-Черкесской республики

- 13 -с учетом национально—регионального компонента и его особен^ мастей.

3. Теоретически обосновать необходимость использования
диалога культур в процессе изучения литературы в националь-

ной школе, разработать конкретные рекомендации по методике его применения.

  1. Определить оптимальные под коды к изучении) литературы в национальной школе в условиях возрождения этнических ценностей, роста национального самосознания, формирования многокультурного общества.

  2. Опытно—экспериментальным путем проверить уровень эффективности предлагаемых подходов.

ПЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ диссертационного исследования
являются труды отечественных и зарубежных философов, культу
рологов, дидактав, психологов и методистов, диалектический
метод познания, принцип диалога культур, идеи толерантности

и многокультурности современного общества.

Исходя из задач и цели исследования, мы использовали следующие МЕТОДЫ*

теоретический анализ научных работ по философии, культурологии, этнографии, литературоведению, дидактике, методике в аспекте исследуемой проблемы;

изучение и обобщение имеющегося педагогического и методического опыта учителей-словесников по исследуемой проблеме;

наблюдение за учащимися в процессе опытно-экспериментальной деятельности;

анкетирование учителей и учащихся национальных школ Российской Федерации;

— сопоставление полученный в ходе эксперимента данных;

анализ результатов опытно—экспериментальной работы.
Научная НОВИЗНА диссертационного исследования заключа
ется в том, что предложена концепция литературного образова—

Щ- ния в национальной школе, основанная t-t& принципе диалога

культур. Теоретически обоснована и опытно—экспериментальным путей доказана ее эффективность, определены методические подкоды ее практической реализации, исследованы специфика нировидения и особенности восприятия родной, русской и зарубежной литератур учащимися—билингвами.

Практическая ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что оно дает учителю-словеснику национальных школ конкретные, научна обоснованные и экспериментально проверенные методические подходы, открывающие возможность более глубокого постижения литературных произведений, помогающие школьникам jL понять нероднуш культуру, активизировать работу художественной мыс ли.

Материалы исследования внедрены в учебный процесс ряда национальных шкал /карачаевские, черкесские, абазинские, ногайские/ и получили положительную оценку учителей—словесников.

Результаты исследования могут быть использованы педа
гогами средних общеобразовательных школ в процессе изучения
і литературный и фольклорных произведений;методистами при под-

готовке учебников, хрестоматий, учебных программ и учеб—

но—методических пособий; преподавателями педагогических в у—

I зов, а тагаке в системе повышения квалификации работников об—

разования.

Исследование проблемы проводилось в несколько этапов; 1993-1995 гг.- наблюдение за практикой изучения лите-

ШЖ'хкшьяе'г жямв -:

- 15 -
ратурных произведений на уроках литературы, анализ и обобще
ние передового педагогического опыта, интервьюирование и оп
рос учителей и учащихся-билингвов по интересующей нас проб
леме; определение уровня знаний и умений школьников раэлич—
Щ' ных возрастным групп. С этой целью велось наблюдение, анке-

тирование, проводился анализ результатов самостоятельный и контрольных работ по литературе и сочинений.

1993-1996 гг.— анализ научной и научно—методической литературы по интересующей нас проблеме в философском, культурологическом, этнографическом, этнопсихологическом, дидактическом и методическом аспектах. Теоретическое осмысление исследуемой темы, выдвижение рабочей гипотеза.

1993-1996 гг.- апытмо-зкспериментальная работа, прове
дение констатирующего и обучающего экспериментов, изучение
письменных работ по литературе.
(^ 1995-1997 гг.- теоретическое осмысление эксперимен-

тальных данных, уточнение выдвинутой гипотезы, продолжение экспериментальной работы.

1996-1997 гг.- работа над обобщениями и выводами исследования, корректировка и уточнение отдельный результатов формирующег-а эксперимента. Внедрение результатов исследования. Проверка надежности и эффективности предлагаемой системы литературного образования в национальной школе /абазинской, карачаевской, ногайской, черкесской/.

Достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что данная работа проведена на основании достижений теоретической мысли известных философов, этнографов, дидактов,

психологов, литературааедов и методистов,, подтверждена длительными наблюдениями и проверками, личным опытом и данными

эксперимента. Результаты проведенной опытно—экспериментальной работы были высоко оценены учителяни-словесникамн, взяты н& вооружение и внедргны ими в повседневную практику.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования изложены в тридцати двух публикациях, среди которых две монографии, статьи, тезисы докладов международных, всероссийских и региональным научно-практических конференций. Кроме того, с учетом выводов и заключений, содержащихся в предлагаемой концепции, автором составлены действующие учебники по литературе для Ю—11 классов школ Карачаево-Черкесии и учебная хрестоматия для 2-5-к классов, которая используется как учебное пособие в течение трех лет. Хрестоматия дважды переиздавалась. Результаты исследования внедрены в ряд национальных школ Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии, они используются в педвузах и институтах повышения классификации работников образования в Цагестане^ Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Карачаево-Черкессии.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Одним из наиболее эффективный методических подходов изучения литературы в национальной школе является этнокультурный аспект рассмотрения художественных произведений. С одной стороны, он отвечает современным общественно—политическим и социальным процессам, связанным с ростом национального самосознания в условиях многокультурности современного общества, С другой сторона, этнокультурный аспект литературного образования высвечивает взаимосвязь, взаимопроникновение и общность родной литературы с русской и с мировым лите—

- 17 -ратурным процессом.

2. В целях более глубокого постижения инонационального художественного мира учащимися—билингвами целесообразно широко использовать идею сопряжения культур, поскольку своеобразие идейно-эстетического восприятия литературного произведения обусовлемо спецификой родной этнакультуры, этическим И эстетическим опытом народа, представителями которого являются учащиеся национальных школ.

3« Категория национально и культурно детерминированного сознания является связующим заеном между своеобразием эмоционально-эстетического восприятия, обусловленного спецификой родной этнокультуры, к которой принадлежит реципиент, и универсальностью общечеловеческих духовных ценностей.

  1. Этнокультурный аспект литературного образования предполагает как со стороны учащихся, так и со стороны учителя определенную подготовку в области этнокультуры. Это помажет преодолеть традиционные недостатки литературного образования учащихся—билингвов, связанные с невысоким уровнем осознания прежде всего своей родной культуры.

  2. Предложенный аспект изучения литературных произведений характеризуется увеличением доли самостоятельной работы учащихся, активизацией их творческой деятельности и реальным использованием автономного читательского права.

Б соответствии с изложенной концепцией диссертация имеет следующую структуру: Введение Глава I. Теоретическое обоснование проблемы этнокультурной

направленности литературного образования учащих—

с я-билинг8ов.

Философское обоснование проблемы диалога культур

Обновленческие процессы а стране выявили возрастающую роль и значение "национального вопроса" во всем комплексе его составляющих параметров (етнокультура, национальное сознание, проблемы языка, истории, религии и т.д.). Бурный рост национального самосознания so многой явился нормальной, котя и драматической, компенсаторской реакцией на длительную недооценку независимости и многомерности национального бытия, Kate следствие этого в настоящее время в обществе активна формируются социальные механизмы защиты нации. Таким меха-низмом выступает национальная культура. По определению З.Фрейда, культура представляет собой "все то, е чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами. .. и охватывает две стороны, во-первых, BCS накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей, а во—вторил, все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно для дележа добываемым благ" (265;227).

Но так как добывание благ обусловлено разными условиями существования, то знания и умения, необходимые для этого, у каждого этноса формировались различные, а следовательно и культура была различной. Такой же этнически своеобразной складывалась и духовная часть культуры. Усваиваясь уже в раннем детстве, вместе с колыбельными песнями, народными сказками, поговорками, пословицами, потешками, национальными обрядами, обычаями и традициями, она формирует характер личности, ее миравидение, ее ментальнасть. Происходит идентификация собственной личности и своего народа. Для полноты изложения этот процесс требует сравнения с культурами других народов. И в этом сравнении, сопряженном с самоутверждением, с чувством гордости от причастности к родной культуре, происходит культурное размежевание между отдельными регионами и нациями, сопровождающееся укреплением культурных ценностей внутри нации.

Следует также отметить, что народы, теряющие свою культуру, исчезали с исторической арены, и наоборот, сохраняя ее, возрождались, как птица Феникс из пепла в прямом и переносном смысле.

Вот почему на национальную школу возложена обществом историческая миссия приобщить ребенка к родной культуре, к народному промыслу, к национальным идеалам и искусству, системе нравственных ценностей и запретов. При этом стремление к. ; :ачиана.льной самоидентификации должно сопровождаться уважением к другим культурам, восприятием других культур в их самоценности и уникальности, осознанием многокультурности современного общества. Это возможно при условии, если в ос- , нову образования учащихся-билингвов будет полажен методологически важный принцип диалога культур. Необходимым факторам ( для его реализации является внимательное и уважительное отношение к каждой национальной культуре, нравственным и религиозным ценностям, битовым традициям народа независимо от компактного или дисперсного его проживания, от наличия или отсутствия форм государственной организации этноаа как: носителя и источника национальной самобытности. 0СОІ5ЄННО актуальным этот фактор стал в последнее десятилетие, когда диа-логичнасть в широком смысле своего значения стала условием выживания человечества.

Б общественной жизни, вследствие существования мнажест— ва культур, конфессий, идеологий, мировоззренческих и иных ценнастнык установок, постоянно идет диалог, который осу ществляется на основе циркуляции в общественном сознании различных позиций. В коде этого диалога происходит филиация идей, их столкновение, взаимопроникновение, взаимовлияние.

Компаративистика как эффективный метод изучения литературного произведения на этнокультурной основе

Литература входит в систему "культуры общества, формирующейся в процессе его исторического развития" (134,18). Литературу "нельзя понять вне целостного контекста всей культуры данной эпохи и данного народа" (184,18). Причем литературу "недопустимо отрывать от остальной культуры и, как это часто делается, непосредственно, так сказать, через голову культуры соотносить с социально—экономическими факторами. Эти факторы воздействуют"на культуру в ее целом и только через нее и вместе с не» на литературу"(33,237). Не случайно проблема исследования литературы НА широкой культуроведчес— кой основе привлекает ныне все возрастающее внимание. Изучение данной проблемы, ведущееся совместными усилиями представителей разных гуманитарных наук, активно воздействует мл философскую и литературоведческую мысль. Исследования в сфере культуроведения углубляют наши представления о взаимоотношениях зтнокультур и национальным литератур.

Теоретическая работа по созданию концепции развития национальным литератур на основе им взаимообогащения и взаимопроникновения все более активизируется и становится самостоятельным направлением. Она ведется на основе сложившихся традиций в различных направлениях: в сфере эстетических категорий /М.Бахтин, В.Веселевский, Ч.Гусейнов, А.Егоров, В.Жирмунский, В.Лукин, М.Пархоменко/, в сфере истории литературы, соотношения в ней национального и общего /Г.Лсмидза, SO. Суровцев, Л.Тимофеев и др./, а также в сфере сравнительного литературоведения /Ю.Еарабаш, Н.Конрад, И.Неупокоева, М.Храпченко/. Эти направления разлнчавтез в своих истока , взаимодололняют друг друга, раскрывая новые возможности изучения литератур.

В объективна обусловленной зеолніции литературы находят многообразные выражения закономерности социально-экономического процесса. Наиболее полно и всесторонне они выявляются в произведениях национальной литературы, которые и должны изучаться не в изолированный фрагментам, на в своих отдельный гранях, а в исторической конкретности и действительной полноте, в преемственности, во всей сумме взаимосвязей с литературами и культурами других народов.

Е.И.Кулешов, выдвигая в качестве центральной задачи изучения национальной истории литературы "литературной процесс, его составные элементы, этапы", указывает, что это -наиболее трудный путь исследования, требующий особой методологической четкости и последовательности. "Здесь суть дела, - отмачает В.Н.Кулешов, — заключается именно в воспроизведении общей картины развития литературы, в раскрытии диалектики взаимосвязей традиций и новаторства, индивидуальной свободы художника и регламентирующего влияния направлений. Специфика же литературы как искусства слова из некоего мертвого перечня красот и особенностей формы должна предстать как животворящий, связанный в своих образних, жа:-;ровь;к и стилевых элементах процесс художественного познзння действительности"-(163,385?. Этот анализ должен раскрыть объективную логику развития этноса, внутренние закономерности его художественной литературы, привести к построений обобщающих концепций.

Такое изучение литературы распадается на две взаимосвязанные группы проблем: проблематика категорий, вытекающий из понятия национального литературного процесса /метод, направление, течение, стиль; роды, виды, жанры; этапы, периоды/, проблематика категорий, выражающих саотношения различных национальным литературных процессов /взаимодействие, национальное и общечеловеческое/. Эти две группы проблем, анут— ренне взаимосвязанных между собой, постулируют и различие в методологии и методике их изучения; группы методов, применяемых для исследования различных аспектов литературного процесса, взаимно дополняют друг друга и имемт общей основой историческую диалектику, принцип и методологию историзма.

Избирая объект изучения - отдельное художественное произведение, - надо помнить, что нужен каждый раз новый угол зрения, соотнесенный с этнокультурными представлениями учащихся-билингвов. Траектории отдельных национальных культур многообразно просматриваются на пересечении родных для школьников, русских и мировых художественных традиций. Линии взаимодействия, определяющие движение национальных литератур, словно стягиваются при таком изучении текста.

Современное состояние литературного образования в национальной школе Российской Федерации

Литература в силу сзоего особого положения з системе художественной культуры содержит огромные есэиажнссти з плане воспитания и развития личности. Через литературу человек осознает свою культурную идентичность, определяет место родной литературу и культуры в мировом художественном процессе. В этой связи неизмеримо важной и актуальной становиться проблема программного содержания предметов "Русская литература" и "Родная литература". Не менее важен вопрос о выборе наиболее перспективных направлений в методологии и методике литературного образования в национальной школе, которые не угрожали бы ЕГС вариативности. С другой стороны, не-обнодимо сохранить инвариантное ядро в многообразии вариантов обучения, что должно обеспечить единое образовательное пространство нз территории всей Федерации.

Былая схема литературного образования, подчиненная строгим идеологическим установкам, в соответствии с которыми весь литературный процесс попадал Б зависимость от истории освободительного движения s России, естественно, не могла. отражать реалии развития литературы, а тем более нацнонзпь-ную и общечеловеческую ее сущность. Б настоящее время открывается множественность реально существовавших связей лмтерз-туры народов РФ не только с эпохой, но и с различными фило софскнми течениями, религиозными конфессиями, национальной культурой и достижениями мировой эстетической мысли.

Современная школа отреагировала на перемены, произошедшие в стране в последнее десятилетие, дифференцированный обучением, авторскими программами по литературе, свободой выбора произведений для изучения, автономным читательским правом учащихся, значительным увеличением удельного веса национально-регионального компонента в содержании литературного образования. Несомненно, такое эстетическое разноцветье способствует воспитанию прежде всего самостоятельно мыслящего человека. Вместе с тем нельзя забывать, что уроки словесности - это незаменимый образец ценностных ориентации, развития вкуса, понимания морально-нравственных и эстетических категорий. Они предполагают открытость познавательных возможностей, свободу выбора и решения. Мнимому, тотальному знанию они должны противопоставить представление об отсутствии единой истины, единой причинности и толкования поступков человека. Вот почему сегодня на лучших урокак литературы вместо ответов и работ, когда-то жестКР регламентированных едиными на всю страну формулировками, можно услышать оригинальные доклады, субъективные суждения учащийся, начинают практиковаться индивидуальные письменные работы, тематика сочинений допускает широкие трактовки. Б учебной литературе нового поколения появляется больше вопросов, чем ответов. Современные программы предназначены очерчивать лишь логику подачи материала, предоставляя большую творческую свободу учителю-словеснику. Так, например, программа по литературе для национальных школ России, разработанная Институтом национальных проблем образования, существенна отличается от всем предыдущих. Впервые в программу вклинены те писатели, которые в советскую эпоху были под запретам.

Похожие диссертации на Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе