Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Комментирование как эффективный прием анализа художественного произведения в VIII и X классах школ с узбекским языком обучения : На материале произведений Алишера Навои и Захиреддина Бабура Саидова Рахима

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саидова Рахима. Комментирование как эффективный прием анализа художественного произведения в VIII и X классах школ с узбекским языком обучения : На материале произведений Алишера Навои и Захиреддина Бабура : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Ташкентский гос. пед. ин-т.- Ташкент, 1990.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-9/722-4

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Коммунистическая партия и
Советское правительство уделяют огромное внимание школьному
образованию. XXVII съезд КПСС поставил перед работниками на
родного образования большие ответственные задачи, решение
которых требует постоянного поиска эффективных, качественно
новых форм и методов обучения и коммунистического воспитания.

Основополагающим в документах о реформе общеобразовательной и профессиональной школы является требование улучшить преподавание в школах всех общеобразовательных дисциплин, в том числе гуманитарных.

В связи с этим вопросы повышения эффективности и совершен
ствования методики преподавания литературы в школе преобрета-
гот особо важное значение, поскольку «...искусство слова—худо
жественная литература— содействует взаимному пониманию
людьми друг друга» 1, осознается необходимость усиления лите
ратурного образования как мощного средства воспитательного
воздействия.

Но к сожалению, мы вынуждены констатировать, что в настоящее время многие решения директивных органов в области обще-эбразовательных школ остаются не реализованными.

После принятия «Основных направлений по реформе общеобразовательной и профессиональной школы» (1984 г.) положение обучения в Узбекистане не улучшилось, а наоборот, ухудшилось. Это доказывают следующие факты: в течение трех лет преподаватели узбекского языка и литературы вынуждены проводить занятия іез стабильных учебников и программ, за последние годы публика-дни методических разработок по республике значительно $'меш>-пнлпсь.

Следовательно, сложившиеся обстоятельства требуют от каждого методиста —исследователя и специалиста как по узбекской лнте-larvpe, так и по другим предметам внести свой посильный вклад ? дело улучшения обучения н воспитания учащихся.

'.. Горький М. О литературе. —М., Советский писатель, 1965,*—
С, 306, '"' """

Хотя в педагогической литературе имеется ряд трудов, рассматривающих вопросы оптимизации обучения и воспитания школьников, повышения уровня их литературного образования1, было бы целесообразным отметить, что только творческой подход с учетом национального своеобразия предлагаемого литературного материала и особенностей социально-политических изменений сегодняшнего дня может повысить эффективность прделагаемых концепций видных педагогон авторов вшеупомянутых исследований.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что целесообразность и необходимость усиления литературного образования, как мощного образовательно-воспитательного потенциала, становится общепризнанным фактом.

Следовательно, разработка содержания обучения на научной основе, совершенствование его методов и форм являются актуальными вопросами педагогики и частной методики.

Изучение произведение узбекских классиков в средней школе нашей республики всегда ставило перед учителем словесником ряд труднорешаемых проблем. Максимальное использование поэтами прошлых столетий непонятных для наших учащихся слог и словосочетаний арабского и персидского происхождения затрудняет изучение предлагаемого программой материала по классической литературе. Сюда следует отнести и тот факты, что современ пая молодежь плохо знает историю своего народа.

А между тем, только ученик, хорошо знающий историю своего народа и его острый литературный язык, может понять образньк сравнения, эпитеты обладающие великой силой эмоционального во: действия. Это положительно влияет на усвоение им идейно-художее венного содержания некоторых образов классической литературы

1. См. например: Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчеств! (Вопросы литературы). —1961—№ 2: Маранцман В. Г. Анали литературного произведения и читательского восприятия школып ков. —Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1974; Молдавская Ж. Д. Воспита ние читателя в школе. —М.- Просвещение, 1968; Молдавская Н, Л Литературное развитие школьников в процессе обучения. —М Педагогика, 1976 и др.

Великие поэты средневековья; Алиілер Навои и Вабур—с помощью своих творении выражали светлые мечты и чаяния народа, глубоко раскрвали внутренний л внешний облик своих героев. Героем их произведении служили примером для каждого «стоящего человека высоко ценящего красоту светлой жизни." Это имеет особоваЖное значение в настоящее время, когда идейно-нравственное воспитание современного молодого поколения приобретает жизненную важность.

Но не только ученик 8«го н 10-го класса, но даже взрослый читатель без комментарий или специальной подготовки не может полностью усвоить замысел, вложенный в поэзию или в прозаические произведения этих классиков. Следовательно, именно учитель школы, должен выступить в роли комментатора произведений как Навои и Бабура, так и других представителен истории узбекской литературы. Комментирование в данном случае является одним из наболее эффективных методических приемов, способствующих повышению литературных знаний.

Как понимается комментирование в условиях школы? Отдельные школьные учителя сводят комментарий лишь к пояснению непонятных слов, высказываний н выражений, встречающихся в толі, или ином произведении. С одной стороны, это верно, Однако, комментарий — это пояснение не только трудной лексики, но и что особенно важно, идейного содержания произведения, его художествненой сущности, системы образов. Такое комментирование, как показывают наблюдения, побуждает учеников к самостоятельному чтению, активизирует их мысль.

Избранная тема мало изучена и вместе с тем, практически необходима, так как, разработка данного вопроса связана с преодолением известных трудностей в методике обучения литературе. Наблюдения показывают, что нельзя достигнуть успеха в обучении литературе без использования приема комментирования, невозможно добиться углубления знаний и развития интереса учащихся к литературе,

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Вопросы методики комментированного изучения произведений классической литературы, в частности творчества Алишера Навои и Бабура, освещены лишь в незначительной степени в некоторых статьях и пособиях.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс обучения

комментирования художественной литературы в VIII и X классах

узбекской школы, '_. ,.

5 "

ПРЕДМЕТ5 ИССЛЕДОВАНИЯ —система учебной работы iiU обучению учащихся комментированию классических произведений.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — определить влияние комментирования на повышение уровня литературного образования учащихся, разработать систему целенаправленного анализа произведений узбекских классиков Алишера Навои и Бабура в VIII и X классах узбекской школы на основе комментированного изучения их творчества:

На основе изучения состояния преподавания комментированного чтения в школах выдвинута ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ, заключающаяся в том, что комментированное изучение художественных произведений в процессе усвоения литературы окажется наиболее аффективным при условии, если: а) при обучении литературе будут созданы предпосылки сознательного подхода к усвоению текста, глубокому осмыслению назначения изобразительно-выразитель ных средств в художественных произведениях; б) теоретико-литератур ные понятия, интонационно-ритмическая специфика произведений, несущие в себе основную идейную нагрузку, станут необходимым активным средством в раскрытии .авторского замысла; в) комментирование будет органически связано с анализом текста и носить целенаправленный и последовательный характер.

Для реализации поставленной цели решились следующие задачи: — изучить состояние преподавания и качество знаний, умений и навыков учащихся но анализу художественных произведений;

определить, содрежанне и направленность работы по формированию у учащихся навыков комментирования произвединий;

экспериментально проверить эффективность разработанной системы обучения в условиях комментированного изучения худо-зкественных произведений;

— разработать эффективные приемы комментированного изуче
ния произведений,

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования явились произведения классиков марксизма«леншшзма о литературе и искусстве, постановления КПСС и Советского правительства по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе; труды, отечественных педагогов, а также литературоведческие работы, посвященные изучению истории узбекской литературы,

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ—теоретический анализ методологи ческой и специальной литературы по проблеме: наблюдение за деятельностью учителей н учащихся, анализ программ, учебников и методической литературы; анкетирование учащихся и учителей; изучение и обобщение опыта работы учителей; обучающий эксперимент. В ходе исследования учтены личный двадцатилетний учительский опыт работы диссертанта.

Опытно—экспериментальная работа проводилась в четыре этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП —подготовительный. Подбирались школы и классы для проведения эксперимента (1976—1977 учебный год).

ВТОРОЙ ЭТАП —(1977—1978 учебный год) Проводились инструктивно-методические беседы с учителями в работе по комментированному изучению классической литературы.

ТРЕТИЙ ЭТАП —(1978—1979, 1979—1980, 1980 — 1981

учебные годы) предусматривалось изучение недостатков и обоб щение положительного опыта комментированного усвоения произведений.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП—был контрольным и охватил 1981 — 1982, 1983—1984, 1985—1986, 1986—1987, 1988—1989 учебные годы. Осуществлялся обучающий эксперимент в школах №№ 13, 17, 28, г. Коканда, Л*« 34 Узбекистанского района, № 22 Фрунзенского района Ферганской области.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в том, что в нем впервые для применения в узбекской школе разработана, система комментированного изучения художественных произведений, способствующая повышению уровня литературного образования учащихся.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования определяется предложенными в нем, рекомендациями по совершенствованию методики комментирования изучаемых художественных произведений, обеспечивающей устойчивые знания программных произведений классиков узбекской художественной литературы. Эти рекомендации призваны содействовать повышению уровня и результативности преподавания узбекской литературы,

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ: научно-обоснованные эффективные приемы комментированного изучения лирических, лнро-эпи-ческих произведений Навон, лирики и прозы Бабура в VIII и X классе. Система восприятия в процессе обучения путем комментирования (наряду с лингвистическим, также псторико-бытовым и историко-литературным- узбекской классической литературы, по казывающая отличительные стороны комментированного чтения от выразительного; предусматривающая самостоятельную работу учащихся, формирующая познавательные интересы и развивающее мышление.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ осуществлялась в вышеназванных

школах республики, а также путем публикации шести статей, одного методического пособия, чтения докладов на районных, об-.ластиых и республиканских пєдчтениях. В 1984 году доклад по теме был представлен во Всесоюзные педчтсния. Кроме того, читались доклады на конференциях профессорско—преподавательского состава К Г ПИ им. Мукимн, на методических семинарах— совещаниях учителей ряда районов и города Коканда Фергапскоіі области и лекций в Ферганском ОблИУУ.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.