Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов Приселков Александр Серафимович

Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов
<
Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Приселков Александр Серафимович. Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Краснодар, 2003 177 c. РГБ ОД, 61:04-13/547

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретический анализ профессиональной творческой активности музыканта-педагога

1.2. Содержательная характеристика понятия "профессиональная творческая активность музыканта-педагога" 11

1.2 . Факторы формирования профессиональной творческой активности музыканта-педагога ..36

Глава 2. Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыканта-педагога

2.1. Принципы и методы применения компьютерных технологий в системе профессиональной подготовки музыканта-педагога . . 67

2.2. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования профессиональной творческой активности музыканта в процессе 113

Заключение . . 142

Литература... . 145

Приложения . . 164

Приложение I . 163

Приложение II . . 174

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Одной из задач современной педагогики музыкального образования является воспитание духовно-развитой личности, способной к творческой самореализации. Большим потенциалом в ее решении располагают новые технологии, к которым, несомненно, относятся информационно-компьютерные.

Изучение опыта освоения компьютерных технологий в системе профессионального музыкального образования позволило заключить, что возможности последних в реализации обозначенной задачи располагают значительно большим диапазоном, чем это представлено сегодня в данной области.

Компьютер оказывается очень ценным инструментом в профессиональной подготовке музыкантов разных специальностей, предоставляя возможность получения любой информации, в том числе звуковой, из "первых рук"; способствует системной организации знаний, индивидуализации, которая так важна для представителей творческой профессии.

Привлечение компьютеров в музыкальное образование привносит свои специфические принципы и методы работы, которые не противоречат традиционным, а значительно дополняют и обогащают их. Изученный нами в данном направлении опыт (в частности, работы В.А.Рыжова, Г.Д.Семеновой и др.) убеждает в том, что компьютер - это весьма гибкий, многофункциональный инструмент, применимый для подавляющего большинства музыкальных дисциплин.

Широкое распространение компьютерных технологий, часто декларируемые призывы их использования в системе музыкального образования само по себе еще не может явиться залогом духовно-творческого обогащения личности будущего музыканта-педагога. Это может произойти и стать реальностью лишь тогда, когда будут специально разработаны теоретические и методические основы использования компьютерных технологий в условиях про-

фессионального музыкального образования, изучены их возможности в развитии творческого потенциала будущих специалистов. На решение этой актуальной и важной задачи и направлено данное диссертационное исследование.

Таким образом, сегодня существует противоречие между признанием особой роли компьютерных технологий в современном музыкальном образовании и отсутствием научно-обоснованных и экспериментально подтвержденных путей их эффективного использования в целях формирования профессиональной творческой активности личности музыканта-педагога.

Наличие данного противоречия позволяет сформулировать проблему исследования: совокупность каких педагогических условий и средств освоения компьютерных технологий в профессиональной подготовке музыканта-педагога обеспечивает формирование его творческой активности.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Компьютер завоевал прочное место, прежде всего, в профессиональной музыкальной практике, так как математические, информационные, а затем и компьютерные методы стали применяться в искусстве, в том числе и музыке, относительно давно, гораздо раньше, чем встала проблема информатизации музыкального образования. Вопрос о применении компьютеров в музыкально-творческой практике разработан более тщательно, чем в системе профессиональной подготовки музыканта-педагога. Наибольшую ценность в этом плане для нас имеют работы М.Гарднера, Д.Гросса, И.Б.Гутчина, Э.В.Денисова, Р.Х.Зарипова, Д.Н.Зарицкого, А.Моля, Р.Ю.Петелина, Ю.В.Петелина, Ю.Н.Рагса, В.Фукса и др.

Интересными представляются работы по общегуманитарным проблемам компьютерного обучения (Ю.С.Брановский, В.А.Шаповалов, Е.С.Полат, А.Г.Щеголев, Е.С.Гесслер и др.), по влиянию компьютерных технологий на психические процессы у обучаемых, использованию их для активизиции обучения, воспитания творческой личности (А.И.Ерыгин, В.В.Мазепус, С.П.Полозов, В.М.Цеханский и др.). Актуальные вопросы применения ком-

пьютерных технологий в музыкальном образовании рассматривались Ю.М.Кузнецовым, В.П.Морозовым, Г.Д.Семеновой, А.В.Харуто и др.

Однако дидактические и воспитательные функции компьютерного обучения до сих пор не подвергались специальному научному осмыслению и систематизации. Тем более, не изучен вопрос о том, как освоение компьютерных технологий может влиять на развитие творческого потенциала будущих специалистов - профессиональных музыкантов-педагогов. Таким образом, можно сказать, что данная проблема находится в числе наиболее значимых и актуальных.

Объектом исследования выступает целостный учебно-педагогический процесс профессиональной подготовки музыканта-педагога в среднем специальном учебном заведении (колледже), ориентированный на освоение компьютерных технологий.

Предмет исследования - педагогические принципы и методы применения компьютерных технологий в формировании профессиональной творческой активности музыканта-педагога.

Цель исследования - выявление и научное обоснование принципов и методов организации процесса формирования профессиональной творческой активности будущих музыкантов-педагогов на основе компьютерных технологий.

Задачи исследования:

1. Раскрыть дидактические и воспитательные функции компьютерных
технологий в музыкально-образовательном процессе.

2. Разработать научные и методические основы формирования про
фессиональной творческой активности музыканта-педагога в процессе освое
ния им компьютерных технологий. Для этого, в частности: а) определить ме
сто и роль компьютерных технологий в формировании профессиональной
творческой активности музыкантов-педагогов; б) разработать принципы и
методы применения компьютерных технологий, максимально способствую-

щие формированию профессиональной творческой активности будущего специалиста.

3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемых в диссертации принципов и методов организации процесса формирования профессиональной творческой активности музыканта-педагога при освоении компьютерных технологий.

Гипотеза исследования исходит из положения о том, что компьютерные технологии в музыкальном образовании могут способствовать более интенсивному формированию профессиональной творческой активности будущих музыкантов-педагогов в том случае, если их применение будет носить целенаправленный, творческий характер, основывается на адекватных данной задаче принципах и методах организации учебно-педагогического процесса.

Методологической и теоретической основой исследования явились философские, психологические и педагогические положения о духовных ценностях и творческой направленности в познании мира человеком. В частности, особое значение имеет тезис Н.А.Бердяева о единстве свободы, творчества, личности. Важным методологическим ориентиром в данном исследовании стало учение В.В.Розанова о содержании обучения как духовно-личностном творческом процессе.

Исследование опирается на общегуманистические принципы философских, психологических и педагогических теорий (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Э.Фромм, и др.), положения о творческой направленности в обучении (Ю.К Бабанский, Л.В.Занков, С.В.Кульневич и др.), выводы педагогики музыкального образования о творческом характере профессиональной деятельности музыканта-педагога (Э.Б.Абдуллин, Н.А.Ветлугина, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Ю.Н.Рагс, Г.С.Тарасов и др.).

Теоретическую основу исследования составили научные положения о применении компьютерных технологий в образовании (Я.А.Ваграменко,

И.Е.Вострокнутов, С.И.Горлицкая, Ю.В.Кучевский, О.А.Панчук и др.), о взаимодействии компьютерных технологий и менталитета (Б.С.Гершунский, И.А.Зинчковский, Е.И.Машбиц др.), о компьютерных технологиях и психологическом развитии личности, об активизации творчества под их воздействием (А.И.Ерыгин, Е.А.Тупичкина и др.), о компьютеризированном обучении музыке как методе творческого воспитания (С.П.Полозов, Г.М.Шамис и др.) и т. Д.

Методы исследования. Исследование проводилось путем сочетания теоретических и опытно-экспериментальных методов. В процессе исследования применялись методы: теоретические (изучение научно-теоретической, психолого-педагогической литературы), эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, интервью, опрос, анкетирование, рейтинг, психологическая диагностика, изучение документов, результатов заданий, выступлений, оце- ' нок), практические (математическая обработка результатов, педагогический эксперимент).

Базой исследования явились Краснодарский государственный университет культуры и искусств (чтение курса "Информатика" в 1997 - 1998 , гг.), Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А.Римского-Корсакова (чтение курсов "Музыкальная информатика" и "Информационные технологии" в 1998 - 2003 гг.).

Основные этапы исследования.

Исследование состояло из следующих этапов:

  1. 1996 - 1998 гг. - теоретическое изучение информационно-музыкальных технологий, разработка авторской концепции учебной программы, нацеленной на максимальное развитие творческого потенциала обучаемых.

  2. 1998 - 2000 гг. - разработка научных и методических основ формирования профессиональной творческой активности музыкантов-педагогов в процессе освоения компьютерных технологий, создание авторских программ.

3. 2000 — 2003 гг. - опытно-экспериментальная работа в Краснодарском музыкальном колледже им. Н.А.Римского-Корсакова, состоящая из констатирующего и формирующего этапов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

  1. Проблема изучения возможностей компьютерных технологий в целях формирования профессиональной творческой активности музыкантов-педагогов впервые подвергается специальному научному осмыслению в теории и практике среднего профессионального музыкального образования.

  2. Теоретически и экспериментально доказана целесообразность и эффективность применения компьютерных технологий в формировании профессиональной творческой активности будущих музыкантов-педагогов.

  3. Разработанные в исследовании принципы и методы использования компьютерных технологий, значительно повышают возможности развития творческого потенциала будущих специалистов.

  1. Дано научное обоснование методу компьютерного моделирования звуковой реальности как важнейшему средству реализации поставленных в диссертации цели и задач.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

  1. Обоснованные дидактические и воспитательные возможности применения компьютерных технологий в формирования творческой активности будущего музыканта-педагога отвечают потребностям практики современного музыкального образования и создают предпосылки для ее совершенствования.

  2. Основные положения исследования легли в основу разработки авторских курсов "Музыкальная информатика" и "Информационные технологии", апробированных на базе других дисциплин (в частности, музыкальной литературы, гармонии, полифонии, оркестровки, аранжировки), и включен-

ных в качестве обязательных в систему подготовки специалистов в среднем учебном заведении.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на широкий спектр научных источников в области философии, педагогики, психологии, музыки, физики, кибернетики, информатики; использованием комплексных взаимодополняющих методов, проведением количественного и качественного анализа полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Включение компьютерных технологий в систему профессиональной подготовки музыканта-педагога значительно расширяет и обогащает содержание последней, создает новые дополнительные возможности в развитии творческого потенциала будущих специалистов.

  2. Профессиональная творческая активность педагога-музыканта является важным атрибутом его личности и проявляется в творческой самостоятельности, постоянном стремлении к расширению общего и профессионального опыта, а ее формирование является актуальнейшей задачей всех звеньев современного музыкального образования.

  3. Эффективность и действенность компьютерных технологий в формировании творческой активности будущих специалистов достигается при опоре учебно-педагогического процесса на специальные принципы, к числу которых относятся: а) принцип взаимосвязи мотивационного, содержательного и деятельностного аспектов в профессиональной подготовке будущего музыканта-педагога; б) принцип опоры на индивидуальные духовно-творческие особенности его личности; в) принцип профессиональной самореализации в творческом формировании будущего музыканта-педагога.

  4. Ведущим выступает метод синкретического моделирования музыкальной действительности с разнообразным целевым диапазоном: от вербальных, познавательных задач — до исследовательских, творческих. Данный метод в условиях применения компьютерных технологий аккумулирует в се-

бе различные другие методы и становится универсальным. Все это существенно обогащает теоретические и методические стороны профессиональной подготовки музыкантов, вовлекает их в активный, самостоятельный творческий процесс.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях предметно-цикловой комиссии гуманитарных дисциплин и методического совета Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А.Римского-Корсакова, на заседаниях кафедры истории, теории музыки и композиции Краснодарского государственного университета культуры и искусств, а также на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях (более 10), в том числе: "Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики" (Краснодар, 1997 г.), "Проблемы музыкальной культуры: взгляд в XXI век" (Краснодар, 2000 г.), "Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия" (Астрахань, 2001 г.), "Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия" (Саратов, 2002 г.), "Меняющееся образование в меняющемся мире: музыкальная наука и педагогика" (Тула, 2003 г.) и др. Основные положения диссертации отражены в 8 публикациях.

Содержательная характеристика понятия "профессиональная творческая активность музыканта-педагога"

Высшей задачей современного образования является воспитание творчески активной, самостоятельной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Такая личность способна регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчинять его определенным целям и ценностям. Особым психологическим качеством является способность соединить внешние и внутренние тенденции жизни и превратить их в движущие силы саморазвития, сформировать свою жизненную позицию, свою концепцию смысла жизни.

Каковы же механизмы формирования активной и целостной творческой личности? Ввиду сложности и многогранности самого понятия "творческая активность", начнем рассмотрение этого вопроса с сопряженных с этим понятием категорий: потребностей, мотивов, активности, деятельности, самооценки, самопознания, самоактуализации и других. А от них перейдем к вопросам творчества и творческой активности.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели (В.А.Сластенин).

По мнению Л.И.Анциферовой, В.Г.Асеева, Л.И.Божовича, Б.М.Величковского, В.К.Вилюнаса и др. проблема мотивации, исследование причин, побуждающих поступки и различные формы человеческой деятельности, является одной из центральных в науках о человеке.

Основным источником мотивов человека являются потребности. Это утверждение опирается на работы известных отечественных ученых: Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, К.К.Платонова, С.Л.Рубинштейна и др. Таким образом, мотивы являются выражением потребностей.

"Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель" [185, С. 95]. Мотив - субъективная причина того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее его к выбору того или иного способа действия и его осуществлению.

Мотивы сложны, разнообразны, изменчивы, подвижны. Отношение к ним меняется в разные периоды жизни человека и общества. Всегда существует иерархия мотивов, их очередность. Внутренняя борьба мотивов благоприятна для активности, но если человек сам не в состоянии решить, в каком направлении ему действовать, то такая борьба вместо активности превращается в тормоз. Поэтому важна правильная, адекватная задачам и своевременная регуляция мотивации [4, С. 77, 87-88, 92].

Основная часть мотивов формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания. Поэтому очень важно понимание и правильное воздействие на мотивацию в период обучения. Группы мотивов находятся в различных взаимосвязях и имеют разную силу влияния на протекание дидактического процесса. И этот фактор создает иной раз достаточную сложность в понимании студента, вплоть до разрыва его с преподавателем.

По направленности и содержанию мотивы подразделяются на следующие группы: социальные (социально-ценностные); познавательные; профессионально-ценностные; эстетические, коммуникационные; статусо-позиционные; традиционно-исторические; утилитарно-практические (меркантильные). По источнику формирования мотивы делятся на внутренние (от себя) и внешние (от учебного заведения, учителей, родителей), осознанные (умение объяснить) и неосознанные (инстинкты, влечения, которые невозможно объяснить, так как они не контролируются сознанием), реальные (объективные) и мнимые (надуманные, иллюзорные) (И.П.Подласый).

Следует особо выделить группу смыслообразующих мотивов, то есть имеющих личностный смысл (согласно теории российского психолога и физиолога А.Н.Леонтьева). Смыслообразующие мотивы (влияющие на выбор жизненной позиции, мировоззрения, профессии), отражающие социальный опыт, следует отличать от мотивов-стимулов (побуждающих к конкретным действиям в конкретных обстоятельствах) [100, С. 148]. В.Э.Франкл утверждал, что стремление к поиску смысла своей жизни, реализации заложенных в организме программ и возможностей, является для человека врожденной мотивационной тенденцией [182, С. 73]. Есть также врожденное стремление к общению с себе подобными, проявляющееся в виде рефлексов подражания и самовыражения, потребности в высокой оценке и признании окружающих [104, С. 65].

Показателем зрелого уровня развития мотивации является положительное отношение субъекта к цели, предметному содержанию, способам осуществления и результатам деятельности, в которой он участвует. Высокими субъективными параметрами человеческой психики, сознания, деятельности выступают относительно устойчивые мотивы, конструкции [176, С. 63].

Факторы формирования профессиональной творческой активности музыканта-педагога

В данном разделе диссертации ставилась задача выяснить, в силу каких факторов профессиональная активность музыканта становится объективно-необходимой, значимой и творческой по характеру.

В проявлении творческой активности музыканта имеет большое значение единство многих сторон жизни и деятельности: объективного и субъективного, рационального и иррационального (бессознательного), логического и художественного мышления и т. д. (В.В.Медушевский).

Поэтому к определению сущности и роли факторов, обусловливающих воспитание профессиональной творческой активности, мы подходим на основе анализа и учета важнейших положений философии, вскрывающей социально-историческую обусловленность, сущность и законы развития творчества. Исходным будем считать понимание человеческой деятельности как творческого процесса, сущностной характеристикой которого является активное взаимодействие "субъекта" (человек) и "объекта" (явления и процессы окружающего мира).

Диалектическое взаимодействие объективных и субъективных факторов реализуется лишь в условиях предметно-практической деятельности, где личность, так или иначе, стремится преодолеть воздействие внешних, социально-обусловленных обстоятельств путем своего инициативного на них влияния. "Хотя человек и зависит в своей деятельности от объективных условий, но одновременно он и господствует над ними, преодолевая стихийность действия объективных законов" [58, С. 88]. Именно поэтому творчество нельзя считать чем-то стихийным, оно контролируется и направляется субъектом, его личностными установками, волей. В процессе диалектического взаимодействия объективного и субъективного в деятельности личности как раз и проявляется творческое начало, причем в этом процессе социальная детерминация превращается из совокупности внешних условий в способ стимулирования творчества [3, С. 16].

Как отмечают отечественные ученые (Я.А.Вильчко, Л.Н.Коган, Л.В.Яценко и другие), диалектика объективного и субъективного отчетливо проявляется в контактах личности с ценностями культуры. "В этом случае и движущей силой развития творческой деятельности личности является противоречие между богатством ценностей, воплощенных в культуре, и конкретными условиями, возможностями их присвоения личностью. Разрешение этого противоречия становится возможным и положительно значимым лишь при активно-творческом, избирательном отношении личности к духовным ценностям" [191, С. 22-23]. Л.Н.Коган подчеркивает, что именно такое избирательное овладение ценностями культуры обеспечивает индивидуализацию личности, развитие ее неповторимых черт, способностей, дарований и т. д.

Таким образом, рассматривая творчество как проявление и реализацию социальной и личной сущности человека, его движущими силами будем считать диалектически связанные между собой объективные и субъективные факторы. К первым отнесем объективные закономерности и процессы социокультурной среды, в условиях которой осуществляется творческая деятельность, а ко вторым - творческую активность самой личности, направленную на реализацию целей деятельности.

Каково же проявление этих факторов с позиций педагогической теории и практики, то есть в условиях интересующей нас специфики их применения. Здесь понятие "фактор" наиболее значимо в сравнении с другими категориями ("условия", "предпосылки"), так как именно оно означает активное, действенное начало и более всего предназначено для обозначения определенного свойства объекта и субъекта - свойства быть движущими силами, детерминирующими, определяющими ту или иную деятельность (В.В.Василькова).

Отечественная дидактика дает содержательную характеристику понятий "объективный фактор" и "субъективный фактор" прежде всего в связи с теоретическим обоснованием содержания общего среднего образования (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, Н.М.Скаткин и др.). Под факторами, влияющими на состав содержания обучения и воспитания, понимаются различные обстоятельства и объекты: социальный опыт, потребности общества и цели образования, виды и отрасли деятельности, знания о закономерностях учения, содержание деятельности учителя и т. д. Многообразие и особенности этих факторов позволяют классифицировать их на два типа: 1) факторы, влияющие на содержание обучения, но не являющиеся его источником; 2) факторы, влияющие и выступающие в функции источников содержания обучения и воспитания.

К числу наиболее важных объективных факторов, влияющих на содержание обучения (а, следовательно, - и на формирование профессионально-творческой активности), специалисты относят в первую очередь цели и потребности общества, его "социальный заказ" на воспитание адекватного ему человека. Объективными факторами являются также цели, содержание и конкретные условия обучения и воспитания профессиональной творческой активности. Учет в профессиональном обучении социальных факторов способствует формированию мотивационной сферы и мировоззрения личности.

В настоящее время одним из важных компонентов общей культуры стала информационная культура. Ее следует рассматривать как достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений. Это часть общей культуры, признанная новой ценностью, свойственной информационному обществу.

Таким образом, социальный заказ общества направлен на формирование творческой личности. В музыкальном образовании - это "формирование личности педагога-музыканта, способного свободно ориентироваться в сложных и быстро меняющихся социокультурных условиях, умеющего работать в исследовательском режиме по отношению к собственной деятельности, стремящегося к непрерывному самообразованию и саморазвитию" [109, С. 41].

Личность учителя может рассматриваться как в качестве объективного, так и в качестве субъективного фактора. Объективным фактором она выступает по отношению к целям, содержанию и условиям обучения и воспитанию, субъективным - к личностному осмыслению содержания образования и реальному процессу обучения и воспитания, зависящих от личностных и профессиональных качеств учителя.

Принципы и методы применения компьютерных технологий в системе профессиональной подготовки музыканта-педагога

и развитие личности актуализирует проблемы его модернизации, создания новых педагогических технологий.

Одной из ведущих тенденций становится информатизация всех сторон жизни общества, в том числе образования. Компьютерные технологии в образовании явились синтезом современных достижений педагогической науки и информационно-вычислительной техники.

Компьютерные технологии подразумевают: повсеместное применение компьютеров и оргтехники; активное участие пользователей (а не только профессионалов) в информационном процессе; широкое использование пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения; возможности для пользователя доступа к базам данных и программ, электронным библиотекам и иной документации независимо от расстояний, благодаря телекоммуникационным сетям (от локальных - до глобальных); применение экспертных и обучающих систем на основе мультимедиа, систем искусственного интеллекта, электронных учебников, настольных издательских систем и т. д.

Для нашего исследования важно показать, что компьютерные технологии не противоречат устоявшимся традиционным представлениям об образовательных технологиях, функциях, принципах и методах. Напротив, они даже способны обогатить их собственными возможностями. Выводы об этом необходимы в связи с бытующими иногда представлениями о якобы чуждом гуманитарному образованию характере компьютерных технологий или о необходимости кардинального пересмотра всей системы образования в условиях применения компьютерных технологий. Подобные убеждения мешают успешному процессу освоения компьютерных технологий в гуманитарном (в том числе музыкальном) образовании.

Традиционные образовательные технологии (структурно-логические или задачные, игровые, обучающие, диалоговые, комбинированные) [149, С. 293] значительно обогащаются благодаря новым возможностям, предоставляемым компьютерами. Это моделирование различных логических построений, создание виртуальной синкретической учебной и игровой среды; индивидуализация, дифференциация, многовариантность, возможность адаптации на уровень конкретного ученика; функциональное разнообразие учебных программ; широкое варьирование объема применение компьютера от вспомогательного средства обучения до полностью автоматизированного процесса; возможность создать собственный диалог "ученик - компьютер", а также выступать промежуточным средством диалога "учитель - компьютер - ученик".

Новые возможности компьютеров способны совершенствовать традиционные функции обучения. Рассмотрим различные функции обучения, роль компьютеров в их реализации и, в частности, в развитии творческого потенциала учеников.

1. Образовательная функция обучения.

В настоящее время в решении обостряющейся проблемы интенсификации образования многие психологи усматривают именно компьютер, как средство увеличения возможностей накопления и применения знаний, появления новых форм мыслительной, мнемонической, творческой деятельности [185, С. 265-266].

Интересные и разнообразные способы подачи изучаемого материала и работы и ним по сравнению с традиционными методами, способствуют постоянному поддерживанию внимания учеников, их длительной сосредоточенной деятельности, активизации творческого потенциала.

Компьютер решает вопросы индивидуализации; гибкой, оперативной и "тактичной" обратной связи; активной и длительной отработки умений и навыков; постоянного контроля и коррекции. Все это в условиях традиционного обучения оказывается сложным, либо требует от учителя длительной малоинтеллектуальной рутинной работы.

2. Воспитательная функция обучения.

Вопрос о применении компьютеров для решения воспитательных задач обычно вызывает скепсис. Действительно, для формирования мировоззрения и системы идеалов личности использование компьютеров мало что даст, однако в процесс воспитания некоторых положительных черт характера, убеждений, правильных эстетических представлений компьютеризированное обучение может внести весомые коррективы.

Так, воля, настойчивость в достижении цели активнее формируются в обучающих играх, чем при традиционном обучении. Ответственность, дисциплинированность, аккуратность и внимание хорошо формируются благодаря наличию обратной связи (немедленная реакция на ошибки, ни одна из которых не остается незамеченной). Воспитание трудолюбия осуществляется большим объемом и разнообразием задач, новыми возможностями их решения. Доброта и внимание к другим людям, этичность воспитываются мягкими и тактичными реакциями персонального компьютера на ошибку, сколько бы раз ученик ее не допустил. Наконец, в воспитании эстетических представлений возможности компьютера, благодаря богатой синкретической среде, гораздо выше традиционных.

Похожие диссертации на Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов