Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Композиция пейзажа как фактор эффективного развития художественно-образного мышления студентов художественных факультетов Беляева, Ольга Михайловна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Беляева, Ольга Михайловна. Композиция пейзажа как фактор эффективного развития художественно-образного мышления студентов художественных факультетов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Беляева Ольга Михайловна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1053

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. Проблема развития художественно-образного мышления студентов в новых условиях уровневой подготовки является в настоящее время одной из наиболее актуальных, поскольку современное общество нуждается в творчески мыслящих специалистах, способных успешно выполнять профессиональные задачи, свободно воплощать творческие идеи, быть конкурентоспособными. Это также относится к будущим художникам-педагогам, дизайнерам, художникам декоративно-прикладного искусства.

В процессе обучения изобразительному искусству на художественных факультетах педагогических вузах студенты имеют дело с предметами и явлениями, которые надо наглядно представить и отразить в целостной художественно-образной форме, определив для этого необходимые художественные, композиционно-выразительные средства. К сожалению, на практике такой процесс часто носит пассивный характер и вызывает затруднения у студентов.

Обращение к разработке теоретических и методических основ развития художественно-образного мышления студентов средствами пейзажной композиции связано с определенными трудностями, возникающими у будущих художников-педагогов, дизайнеров, художников декоративно-прикладного искусства при творческом подходе к изображению природы. В учебном процессе композиции пейзажа отводится мало времени, в недостаточной мере используется самостоятельная работа. Большинство студентов не стремятся к выразительности композиции, к передаче и нахождению художественного образа, который во многом определяет уровень развития художественно-образного мышления. Изучение природных мотивов и выполнение композиции пейзажа носит ограниченный характер. В результате чего творческое нестандартное решение воплощения композиции пейзажа вызывает у студентов серьезные затруднения. Это приводит к низкому уровню знаний законов композиционного построения, техники изображения и образного решения пейзажной композиции студентами. Все вышеперечисленное определило выбор темы исследования: «Композиция пейзажа как фактор эффективного развития художественно-образного мышления студентов художественных факультетов».

Актуальность исследования заключается в том, чтобы вывести студентов из такого пассивного состояния и активизировать их творческие способности, художественно-образное мышление. Композиция, как специальная учебная дисциплина, активизирует визуальное восприятие, память, воображение, предполагает выразительное художественное формообразование и тем самым является мощным фактором развития художественного-образного мышления. Без грамотного композиционного построения невозможно образное решение художественного произведения. В свою очередь окружающая нас природа является неисчерпаемым источником образов. Учитывая характер современного развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, необходимо отметить, что пейзажные композиции присутствуют в проектировании архитектуры, ландшафтов, в рекламных композициях, предметах декоративно-прикладного искусства.

При изучении теории и практики обучения композиции пейзажа мы опирались на труды художников-педагогов конца XIX начала XX вв. – П.П.Чистякова, К.Ф. Юона, Н.П. Крымова, Н.Н. Волкова и современных ученых в области изобразительного искусства – Г.В. Беды, В.Н. Стасевича, Е.В. Шорохова, Н.Г. Козлова, С.П. Ломова, О.А. Авсияна, В.В. Визер, В.М. Соколинского, А.С. Хворостова и др.

Большую роль в решении проблемы эффективного развития художественно-образного мышления в работе над композицией пейзажа играет анализ истории развития зарубежного, русского и советского пейзажа. С этой целью были изучены труды А.Н. Бенуа, М.В. Алпатова, А.Д. Алехина, А.А. Федорова-Давыдова, О.А. Лясковской, М.Г. Неклюдовой,

Н.Н. Ростовцева, Н.В. Яворской, К.Г. Богемской, В.С. Манина,

Н.М. Сокольниковой и др.

Анализируя особенности работы на пленэре и роль пленэра в процессе обучения студентов художественных факультетов, мы познакомились с работами Н.Я. Маслова, Г.Б. Смирнова, А.А. Унковского, М.Д. Базановой. Также изучили программы пленэрных практик художественных факультетов: Московского городского педагогического университета, в том числе пленэрная практика для уровня подготовки «бакалавриат», Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Гуманитарно-Экологического института, Столичной финансово-гуманитарной академии, Московского политехнического колледжа им. МОССОВЕТА.

В ходе исследования были тщательно изучены научные работы, в которых отражены важнейшие психологические особенности художественно-образного мышления. К таким работам относятся труды известных ученых: Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма, Л.С. Выготского, Ж. Годфруа,

В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона, О.И. Никифоровой, А.Г. Асмолова, А.А. Деркача, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, С.Е. Игнатьева, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, Р.С. Немова, Д.И. Фельдштейна, Н.К. Шабанова, В.Д. Шадрикова и др.

Необходимо отметить, что некоторые проблемы развития художественно-образного мышления в изобразительной деятельности рассматривались в диссертационных исследованиях О.Е. Колоколовой, А.А. Голуба,

Н.Л. Стариченко, И.Б. Ветровой, Н.А. Терещенко. Вопросы обучения композиции пейзажа исследовались в работах Л.А. Выходцевой,

Л.Г. Ушаковой, В.М. Соколинского, Н.Н. Ломаевой, Р.В. Биценко,

Н.В. Грибакина, С.Б. Никитина, И.П. Грошева.

Ряд исследований: Н.Я. Маслова, А.А. Васильева, О.Ю. Соколовой, Е.В. Ворониной, В.В. Морозовой, О.Н. Булавина, посвящены развитию творческих способностей в условиях пленэрной практики. В перечисленных работах, несмотря на столь широкое изучение проблемы художественно-образного мышления, упор в основном делается на развитие специальных и профессиональных способностей учителей изобразительного искусства в условиях пленэрной практики, живописи пейзажа. Развитие художественно-образного мышления на факультетах дизайна при обучении пейзажу не рассматривается в полной мере. В том числе исследуются вопросы обучения в рамках реалистического направления в изобразительном искусстве, что, несомненно, важно, однако полностью не решает вопросы, связанные с организацией процесса развития художественно-образного мышления у студентов в работе над композицией пейзажа. В перечисленных исследованиях уделяется не заслуженно мало внимания использованию выразительных возможностей различных художественных материалов и техник, не рассматриваются подходы, включающие формальное решение композиций.

Проблема данного исследования состоит в противоречии между необходимостью решения композиционно-образных задач в пейзаже и низким уровнем развития художественно-образного мышления у студентов, а также в отсутствии эффективной методики работы над композицией пейзажа.

Недостаточная решенность этой проблемы говорит о необходимости поиска новых, наиболее эффективных методов преподавания. Использование таких методов в процессе изображения объектов природы, должно являться огромной силой эмоционального воздействия на студентов и способствовать формированию у них эстетического вкуса и восприимчивости к миру прекрасного.

Существующая проблема определила цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить методику работы над композицией пейзажа, способствующую эффективному развитию художественно-образного мышления студентов художественных факультетов высшего профессионального образования на начальном этапе обучения.

Именно на начальном этапе обучения студенты приобретают основные навыки работы над композицией пейзажа в условиях летней пленэрной практики. Освоение навыков композиционного творчества и умение применить разные подходы при изображении природных мотивов, позволит студентам в дальнейшем лучше справляться с решением учебных задач.

Объект исследования – развитие художественно-образного мышления студентов художественных факультетов высшего профессионального образования.

Предмет исследования – методика, способствующая развитию художественно-образного мышления студентов художественных факультетов в процессе работы над композицией пейзажа.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза. Художественно-образное мышление студентов будет наиболее эффективно развиваться, если процесс работы над композицией пейзажа реализуется через использование методики, в основе которой лежит:

– поиск художественно-образного решения изобразительной задачи, осуществляемый в процессе совместной личностно ориентированной деятельности педагога и студента;

– наличие творческих заданий, направленных на развитие художественно-образного мышления студентов;

– использование широкого спектра художественных материалов и техник, оригинального их сочетания в композиции.

Задачи исследования:

  1. Изучить, обобщить и систематизировать теоретические сведения в области методов работы над композицией пейзажа в западноевропейском и отечественном художественно-педагогическом образовании.

  2. Изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую, методическую литературу в области исследования художественно-образного мышления.

  3. Разработать критерии оценки художественно-образного мышления студентов.

  4. В ходе экспериментальной работы выявить уровни развития художественно-образного мышления студентов в процессе работы над композицией пейзажа.

  5. Разработать и экспериментально проверить научно-обоснованную методику работы над композицией пейзажа, направленную на эффективное развитие художественно-образного мышления студентов художественных факультетов.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

– изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по философии, психологии, педагогике, искусствоведению, эстетике;

– анализ современного состояния практики преподавания композиции пейзажа и изучение программ по пленэрной практике на художественных факультетах высшего профессионального образования;

– тестирование;

– беседы с преподавателями и студентами;

– анализ результатов наблюдения за творческим процессом студентов;

– экспериментальная работа.

Исследование проходило в несколько этапов:

Первый этап (2005 – 2006 гг.) заключался в теоретическом изучении проблемы исследования, включающий в себя:

– анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, философской литературы;

– анализ опыта работы над композицией пейзажа мастеров отечественного и зарубежного искусства;

– определение возможности развития художественно-образного мышления студентов при обучении композиции пейзажа;

– определение актуальности темы, разработка научного аппарата.

К концу этого этапа были определены исходные позиции исследования, предмет, задачи, рабочая гипотеза и методы экспериментальной работы.

На втором этапе (2006 – 2008 гг.) экспериментального исследования был проведен констатирующий эксперимент, намечены наиболее эффективные методы развития художественно-образного мышления в процессе работы над композицией пейзажа. Разрабатывалась специальная методика работы над композицией пейзажа, способствующая активизации художественно-образного мышления студентов. Выявлялись критериальные характеристики и уровни развития художественно-образного мышления.

Третий этап (2007 – 2011 гг.) посвящен проведению формирующего эксперимента и обработке полученных результатов исследования, формулированию выводов, подтверждающих гипотезу исследования, разработке методических рекомендаций, позволяющих использовать полученные данные в системе художественного образования студентов, оформлению диссертации.

Научная новизна исследования состоит в:

- научном обосновании необходимости развития художественно-образного мышления студентов, составляющего основу профессионального мастерства в сфере художественного образования;

- научном обосновании представленной комплексной методики, способствующей наиболее эффективному развитию художественно-образного мышления студентов в процессе работы над композицией пейзажа;

- научном обосновании положительного влияния включения в учебный процесс (занятия в аудитории и пленэрная практика) разработанного комплекса образно-творческих заданий и применения широкого спектра художественных материалов и техник на уровень развития художественно-образного мышления студентов;

- ориентации профессиональных знаний и практических навыков, полученных студентами в процессе обучения композиции пейзажа на дальнейшее самостоятельное их творческое применение;

- расширении возможностей пленэрной практики, способствующих наиболее эффективному развитию художественно-образного мышления, ориентированного на профессиональную подготовку студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

– внесении вклада в теорию и методику обучения и воспитания изобразительному искусству в средней и высшей профессиональной школе в новых уровневых условиях подготовки студентов;

– систематизации и обобщении теоретического материала в области истории методов обучения пейзажу;

– разработке уровней и критериев развития художественно-образного мышления;

– теоретическом обосновании методики, направленной на развитие художественно-образного мышления студентов в процессе работы над композицией пейзажа.

Практическая значимость исследования заключается в:

– совершенствовании методов и приемов обучения студентов начальных курсов педагогических вузов композиции пейзажа с целью развития у них художественно-образного мышления;

– разработке научно-обоснованной методики, которая может быть использована при корректировке содержания учебных планов и программ художественных факультетов педвузов, учебных учреждений высшего и среднего профессионального образования, при подготовке художников-педагогов, дизайнеров, художников декоративно-прикладного искусства, а также в системе дополнительного образования;

– возможности использования материалов данного исследования при разработке методических рекомендаций для проведения занятий по композиции пейзажа, подготовке учебных пособий, для обучения студентов и школьников;

– разработке и опубликовании учебной программы «Развитие художественно-образного мышления школьников в процессе работы над композицией пейзажа» для учащихся ГОУ Художественная школа Северного окружного управления образования г. Москвы. Программа была апробирована на курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования (изобразительное искусство) Московского института открытого образования в 2011г. и в процессе обучающего семинара для педагогов дополнительного образования северного округа в рамках работы методического кабинета окружного уровня ГОУ Художественная школа Северного окружного управления образования г. Москвы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием современных достижений психологии, педагогики и методики в области художественного образования и творческого развития личности, проверкой основных положений диссертационного исследования в ходе эксперимента в условиях пленэрной практики и аудиторных занятий.

Апробация и внедрение результатов исследования

Ход исследования и его основные положения обсуждались на заседаниях кафедры живописи и композиции факультета изобразительных искусств ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет». Материалы исследования отражены в статьях, опубликованных в научных сборниках и в журналах «Начальная школа плюс До и После», рекомендованных ВАК. Результаты диссертационного исследования обсуждались на XV Международной конференции: «Ребенок в современном мире. Искусство и дети» (Санкт-Петербург 2008); XVI Международной конференции: «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика» (Санкт-Петербург 2009); XVII Международной конференции: «Ребенок в современном мире. Духовные горизонта детства» (Санкт-Петербург 2010); XVIII Международной конференции: «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры» (Санкт-Петербург 2011); на II Международной научно-практической конференции: «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск 2009), на IV Международной научно-практической конференции: «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск 2011), в межвузовских конференциях: «Художественное образование и эстетическое воспитание: вопросы теории и практики» (Карачаевск 2007), «Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна» (Москва-Магнитогорск 2009). Апробация результатов осуществлялась в процессе экспериментального обучения студентов начальных курсов на пленэрных занятиях, факультативах факультета изобразительных искусств ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» (2007 – 2009 гг.), Гуманитарно-Экологического института, в Московской открытой социальной академии (МОСА) на факультете дизайн, ГОУ СПО «Московского политехнического колледжа им. МОССОВЕТА» (2008 – 2009 гг.); в творческой студии при информационно-деловом центре молодежи администрации г. Химки; в творческой студии при Московской областной общественной организации «Союз художников»; в системе дополнительного образования, в старших классах ГОУ Художественная школа Северного окружного управления образования г. Москвы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Разработанная, научно обоснованная и прошедшая апробацию комплексная методика, способствующая наиболее эффективному развитию художественно-образного мышления студентов в процессе работы над композицией пейзажа.

  2. Критерии оценки и диагностика уровня развития художественно-образного мышления студентов.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список использованных источников и приложение. В работе приводятся таблицы, диаграммы. Приложение содержит фотографии студенческих работ.

Похожие диссертации на Композиция пейзажа как фактор эффективного развития художественно-образного мышления студентов художественных факультетов