Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла Жук Светлана Васильевна

Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла
<
Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жук Светлана Васильевна. Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла : 13.00.02 Жук, Светлана Васильевна Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла (На материале произведений Р. Погодина) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 СПб., 2005 227 с. РГБ ОД, 61:05-13/2754

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации процесса восприятия эпичес кого цикла в начальной школе 11-81

1.1. Эпический цикл в современном литературоведении 11 -22

1.2 Значение и роль жанра цикла в творчестве Р. Погодина. Свое образие Погодинских циклов 23-58

1.3 Значение и роль жанра цикла в литературном развитии млад ших школьников 59- 81

1.3.1 Изученность проблемы влияния цикла на формирование личности ученика в современной науке 59-60

1.3.2 Особенность восприятия произведений художественной литературы. Специфика восприятия цикла 60- 70

1.3.3 Полноценное восприятие цикла - один из путей развития системного мышления младшего школьника 71 -77

1.3.4 Роль цикла при формировании основ складывающегося у учащихся начальной школы мировоззрения 78-81

Глава 2 Специфика восприятия цикла «Кирпичные острова» Р.Погодина (на материале констатирующего эксперимента) 82- 95

Глава 3. Система уроков по изучению цикла Р. Погодина «Кирпичные острова» как особого жанрового образования (на материале обучающего эксперимента) 95-164

3.1. Результаты нулевого среза 97-104

3.2. Методические условия, способствующие литературному развитию младших школьников в процессе изучения эпического цикла 104-124

3.2.1. Ознакомление с понятием «цикл» и его основными жанрообразующими признаками 104-105

3.2.2. Методика обучения учащихся сопоставительному анализу 106-114

3.2.3. Последовательность изучения произведений цикла 114-116

3.2.4. Формирование системы читательских умений 116-118

3.2.5. Обучение приемам анализа и интерпретации текста 119-125

3.3. Система уроков, обучающих восприятию цикла (на материалецикла Р. Погодина «Кирпичные острова») 125-134

3.4. Результаты контрольного среза 135-156

Заключение 156-162

Библиография 163-184

Приложение 185-227

Введение к работе

При всем многообразии современных вариативных программ, объектом внимания младших школьников на уроках литературного чтения всегда является отдельное литературное произведение. Между тем, в детской литературе часто отдельные произведения объединяются в цикл как особый жанр, чья природа раскрывается в многообразных внетекстовых связях.

Полноценное восприятие цикла предполагает полноценное восприятие каждого последующего произведения, входящего в цикл, во взаимосвязи с предыдущими произведениями целостности. Каждый новый текст цикла видоизменяет его общую идею в понимании учащихся. Последнее произведение дает понимание авторской концепции мира, авторского мировоззрения. Понимание идейного содержания цикла, по сравнению с пониманием идеи отдельного произведения, - задача более сложная для юного читателя, поэтому изучение литературного цикла может способствовать литературному развитию младших школьников.

Значимость и в то же время сложность изучения литературного цикла в начальной школе вызывает необходимость создания определенной системы работы по развитию способности к восприятию цикла.

Проблема восприятия отдельных произведений художественной литературы изучена в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя-школьника, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения и т.д. (работы О. И. Никифоровой, А. М. Левидова, А. А. Леонтьева, 3. Я. Рез, Л. Г. Жабицкой, Л. Н. Рожиной, П. М. Якобсона, М. М. Варшавской, Н. А. Демидовой, М. Г. Качурина, Е. В. Карсаловой, В. Г. Маранцмана, МЛ. Воюшиной, Н.Д. Молдавской, Т.Д. Полозовой Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлян ской, Т.Г. Рамзаевой, М.С. Соловейчик, М.Р. Львова, О.В. Сосновской и др.)

Вопрос о специфике восприятия и влиянии цикла на формирование личности ученика до сих пор не поднимался ни в одном методическом и психологическом исследовании. Современные школьные программы по литературному чтению в начальной школе включают отдельные произведения, входящие в литературный цикл (в частности цикл Р.Погодина «Кирпичные острова»), но не предусматривают развития способности к восприятию цикла литературных произведений как особого жанрового образования.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется:

- значимостью литературного жанра цикла, а конкретно эпического цикла, для литературного развития младшего школьника, неумением учащимися 3 (1-4) класса устанавливать связи между произведениями, входящими в цикл и, как следствие, непониманием единого содержания цикла;

Объект исследования: процесс изучения эпического цикла художественных произведений на уроках литературного чтения в 3 классе.

Предмет исследования: методические условия, способствующие литературному развитию учащихся младших классов при изучении цикла художественных произведений, и характер изменений в литературном развитии школьников, происходящих в результате данного изучения.

Целью настоящего исследования стало выявление специфики восприятия эпического цикла младшими школьниками и методических условий эффективности литературного развития учащихся при изучении произведения Р. Погодина «Кирпичные острова».

Гипотеза исследования.

Изучение цикла эпических произведений возможно и эффективно для литературного развития младших школьников при соблюдении следующих методических условий:

• ознакомлении младших школьников с понятием «цикл» и его основными жанрообразующими признаками на основе сопоставления цикла со сборником рассказов и отдельным художественным произведением;

• изменении последовательности изучения произведений цикла с целью наблюдения за постепенным развитием внутреннего содержания цикла;

• обучении школьников сопоставительному анализу как в рамках одного, так и в рамках нескольких художественных текстов с целью обнаружения взаимосвязей между ними;

• использовании приемов, позволяющих интерпретировать текст с помощью других искусств (кино, живопись);

• формировании системы читательских умений:

- умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

- умение воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем;

- умение выявлять авторскую позицию;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении;

- умение целостно воспринимать образ-персонаж;

- умение определять идею художественного произведения;

- умение видеть основания для сравнения произведений цикла, сравнивать и находить взаимосвязи между произведениями цикла;

- умение обобщать в пределах цикла;

• ознакомлении учащихся начальных классов с эпическим циклом начиная с чтения и анализа эпического цикла Р. Погодина «Кирпичные острова».

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- обосновать целесообразность изучения этого жанра в начальной школе;

- выделить жанрообразующие признаки эпического цикла, определить методику ознакомления с ними младших школьников и доказать целесообразность ознакомления с эпическим циклом начиная с чтения и анализа цикла Р. Погодина «Кирпичные острова»;

- выявить методические условия, которые способствовали бы развитию полноценного понимания эпического цикла младшими школьниками;

- разработать, теоретически обосновать и экспериментально провести систему уроков по изучению эпического цикла в начальной школе.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

• анализ литературы в области литературоведения, методики, психологии восприятия по проблеме исследования;

• анкетирование учащихся общеобразовательной школы;

• анализ программ по литературе для начальной школы;

• методический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Восприятие литературного цикла отличается от восприятия отдельного художественного произведения. Для интерпретации цикла учащимся важно не одно произведение, и не сумма их смыслов, но «общность отношений между ними». Психологическими предпосылками такого понимания являются произвольность восприятия, возможность абстрактного мышления, владение операциями анализа, сравнения, обобщения, творческое воображение. Литературными предпосылками - доступность идейного содержания отдельных произведений, входящих в цикл. Третьеклассники способны к полно ценному восприятию идейного содержания эпического цикла при специальном обучении. 2. Эффективности литературного развития учащихся в процессе изучения эпического цикла способствуют такие методические условия как:

• ознакомление младших школьников с понятием «цикл» и его основными жанрообразующими признаками;

• изменение последовательности изучения произведений цикла,

• обучение школьников сопоставительному анализу как в рамках одного, так и в рамках нескольких художественных текстов с целью обнаружения взаимосвязей между ними;

• использование приемов, позволяющих интерпретировать текст с помощью других искусств.

3. Полноценное восприятие цикла способствует литературному развитию школьников, что сказывается в:

• повышении уровня восприятия отдельного художественного произведения и проявлении нового уровня восприятия - понимание идейного содержания цикла как целостности;

• высокой степени овладения системой читательских умений;

• развитии умения видеть основания для сравнения, сравнивать и находить взаимосвязи между произведениями цикла с целью постижения его идеи;

• овладении разнообразными приемами анализа художественного произведения, а также приемами, позволяющими интерпретировать текст с помощью других искусств (кино, живопись, музыка);

• приобретении начальных литературоведческих знаний о цикле и его жанрообразующих признаках в процессе наблюдений за особенностями произведений этого жанра.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что:

1. впервые исследована и описана специфика непосредственного восприятия младшими школьниками эпического цикла в сопоставлении с восприятием отдельного произведения, входящего в цикл;

2. определены жанрообразующие признаки эпического цикла и разработана методика ознакомления с ними младших школьников;

3. экспериментально доказано, что изучение эпического цикла в начальной школе приводит к углублению восприятия отдельных произведений, входящих в цикл, и появлению качественно нового уровня восприятия: восприятию идейного содержания цикла в целом, что свидетельствует о положительной динамике литературного развития младших школьников;

4. выявлены методические условия, способствующие литературному развитию младших школьников в процессе изучения эпического цикла как особого жанра.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем: • впервые теоретически обоснована целесообразность использова ния эпического цикла для литературного и общего развития младших школьников;

• впервые исследована специфика восприятия цикла учащимися начальных классов по сравнению с восприятием отдельных произведений художественной литературы;

• описана эволюция цикла в творчестве Р. Погодина, выделены жанрообразующие признаки, которые писатель использовал для связи своих произведений в циклические единства.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что:

• проведен литературоведческий анализ циклов произведений Р.Погодина, выявляющий педагогическую ценность их изучения в начальной школе и служащий основой для методической интерпретации; • разработана система изучения эпического цикла на уроках литературного чтения.

Рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации, а также выводы, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы как при изучении литературы в начальной школе, так и при чтении вузовских курсов «Психология детского чтения», «Методика преподавания литературы в начальной школе», «Методика анализа художественного произведения», а также в системе повышения квалификации учителей начальных классов. Конспекты уроков по циклу Р. Погодина «Кирпичные острова», предлагаемые в разработанных автором «Методических рекомендациях к изучению цикла рассказов Р. Погодина «Кирпичные острова», могут быть использованы на лабораторных занятиях по методике преподавания детской литературы при обучении студентов педагогических вузов. Данное пособие может быть полезным аспирантам, магистрам, всем тем, кто интересуется методикой преподавания литературы в начальной школе.

Апробация результатов. Основные положения диссертации излагались в докладах: ««Кирпичные острова» Р.Погодина: семантика цикла» на Всероссийской конференции «Модернизация начального образования в России: проблемы и перспективы» в феврале 2003 г., состоявшейся в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А.И. Герцена; «Роль и значение цикла в развитии младших школьников» на второй Всероссийской научно-практической конференции «Методика как перспективное направление развития частных методик», состоявшейся в СПб в РГПУ им. А.И. Герцена 1-2 декабря 2004г.; результаты экспериментов неоднократно обсуждались на семинарах для учителей школ Санкт-Петербурга «Диагностика литера турного развития младших школьников», проводившихся с января 2003 г. по май 2004 г. на кафедре детской литературы ФНО РГПУ им. А.И. Герцена, а также на заседаниях кафедры детской литературы РГПУ им. А.И. Герцена.

По материалам диссертации опубликованы одна статья и одно методическое пособие.

Содержание работы отражено в следующих публикациях автора:

1. Жук СВ. «Кирпичные острова» Р. Погодина: семантика цик- ла//Модернизация начального образования в России: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - с. 139-144.

2. Жук СВ. Методические рекомендации к изучению цикла Р. Погодина «Кирпичные острова» - СПб.: Изд-во «Сударыня», 2004, 3,0 п.л. Опубликованные работы отражают основные положения диссертационного исследования.

На материале диссертации в рамках цикла радиопередач «Планета Андерсена» в соавторстве с Е.О. Путиловой подготовлена радиопередача «Традиции Г.Х. Андерсена в творчестве Р.П. Погодина». Вышла в эфир на радио России 28 февраля, 2005 г. - продолж. 15 мин.

Значение и роль жанра цикла в творчестве Р. Погодина. Свое образие Погодинских циклов

Появление цикла в творчестве Радия Погодина не случайно. Погодин шел к этому жанру целенаправленно, по мере того, как складывался и совершенствовался стиль его прозы в стремлении выразить ощущение мира как неделимого целого. Специфика цикла как жанрового новообразования дала Погодину реальную возможность воплотить в рамках одного текста отношение к разным сторонам действительности, со- противопоставить разные чувства, воплотив многогранность внутреннего мира и целостное отношение к многомерному, многозначному миру.

Кроме того, появлению цикла в творчестве писателя способствовали, на наш взгляд, с одной стороны, попытка писателя отображать жизнь во всем богатстве ее внешних и скрытых проявлений, а с другой, - требование времени к лаконизму художественного образа. Дело в том, что, решая это противоречие за счет уплотнения художественной ткани произведения, Погодин открыл для себя «мозаическую композицию», которая стала основой для возникновения цикла.

Цикл, как ни один другой жанр, подходил таланту писателя, его монтажной манере письма. Не случайно, по словам И. Мотяшова, автора монографии о Р. Погодине, «едва ли не каждый абзац Погодинской прозы таит в себе один или несколько сюжетов», взаимопроникающих, перекликающихся, дополняющих друг друга [179; 217]. Когда микросюжеты помещаются писателем в рамки отдельных небольших рассказов, которые в совокупности с другими рассказами сцепляются прочными ассоциативными связями, образуется единое идейное циклическое целое. Если учесть количество произведений Погодина, построенных таким образом, то цикл можно считать одним из основных жанров для этого писателя. К этому жанру можно отнести не только «Кирпичные острова», «Рассказы о весе 24 лых людях и хорошей погоде», «Ожидание», «Шаг с крыши», «Мальчика с гусями», «Книжку про Гришку», «Где леший живет», но и сказки, вышедшие под общим заголовком «Земля имеет форму репы».

Путь к циклу для Радия Погодина не был долгим: в 1954 году в третьем выпуске ленинградского альманаха «Дружба» напечатан первый рассказ «Мороз», а уже в 1958 году появляются «Кирпичные острова». Но совершенствование, поиск в рамках этого жанра продолжался, на наш взгляд, на протяжении всей жизни писателя. От цикла рассказов «Кирпичные острова», связанных общими персонажами, местом и движением времени, Погодин шел к циклу сказок, который, как никакой другой вид цикла, оказался способным выразить самые сокровенные мысли Погодина. В отличие от рассказа, сказка аллегорична и метафорична, в ней больше возможностей, чтобы объяснить какие-то сложные понятия, в ней есть место для волшебства и фантазии. В сопряжении конкретной сказки с другими сказками эти возможности только усиливаются: темы, образы, фразы повторяются, перекрещиваются, обрастают новым смыслом и значениями.

Проследить эволюцию цикла в творчестве Радия Погодина - задача непростая, но необходимая. Попытка увидеть и разобраться в том, как Погодин пришел к циклу, какие жанрообразующие использовал для связи своих произведений в циклические единства, случайным ли было обращение к циклу сказок, позволит, на наш взгляд, открыть новые возможности в понимании творчества этого писателя.

Первым циклом Радия Погодина стала книга «Кирпичные острова». Его появление подготовили маленькие рассказы его первого сборника «Муравьиное масло» из жизни ребят среднего школьного возраста, рассказанные живо и весело без особой морализации, но и на сколько-нибудь серьёзную мысль вовсе не претендующие. Из общего потока рассказов они ничем особенно не выделялись. Однако уже в этом сборнике, как отмечает исследовательница А. Тамарченко, в двух его последних произведениях наметились две противоположные традиции сюжетного построения [262; 215].

«Муравьиное масло» - история мальчишек-дачников, которым удалось изловить мошенников. Повесть эта имеет достаточно внешний и многократно использованный сюжет. В этом произведении Погодин отдал дань лучшим традициям детских приключенческих книг, где становление героя, его взросление происходит через «столкновение с опасностью».

Совсем иная традиция намечается в рассказе «Март». В основе сюжета рассказа - повседневная жизнь школьников. Здесь уже нет приключений. В обстоятельствах будничных, обыденных ищет Погодин психологические мотивы, внутренние поводы для проявления «Я» героя, для поступка, свидетельствующего о становлении характера. Писатель отказывается от внешней занимательности, желая увлечь читателей не интригующим сюжетом, а напряженной борьбой чувств, происходящей в подростке, порой им самим не осознанной до конца. Знание детской психологии в рассказе «Март» служит, таким образом, уже не оживлению приключенческого сюжета, приданию ему правдоподобия, но становится основой и сущностью самого сюжета, построенного на развитии отношений между пятиклассниками.

Отказ от приключенческих сюжетов, не претендующих на особую внутреннюю сложность, в сочетании с дальнейшей психологизацией привело к созданию Погодиным цЕЖла «Кирпичные острова».

Работ, в которых упоминаются «Кирпичные острова» много. Хорошо известны исследования Акимовых, А. Тамарченко, М. Николаевой, Ф. Шушковской [13, 262, 192]. Из исследований, посвященных глубокому подробному разбору этого произведения, можно назвать только статью И. Мотяшова «Открытие героя», напечатанную в книге «Радий Погодин» [179]. Единогласно признавая «Кирпичные острова» циклом, ни один из исследователей не стремится найти необходимый для данного конкретного цикла путь анализа. Целью анализа цикла всегда является раскрытие его «единого содержания». Скрупулезный анализ и отдельное описание произведений, составляющих цикл, не дадут ответа на вопрос об идейном художественном своеобразии цикла как целостности. Отношение к циклу произведений как к единому тексту, что ясно прослеживается в работе И. Мотяшова, тоже ошибочно. Более плодотворным здесь, на наш взгляд, является путь обнаружения тех дополнительных смыслов и взаимосвязей, которые возникают в результате взаимодействия всех элементов цикла.

Цикл «Кирпичные острова» Р. Погодина включает тринадцать рассказов про Кешку и его друзей, связанных общностью героев, местом действия и движением времени, которое ощутимо для читателей, потому что ребята из одного двора от рассказа к рассказу становятся чуть старше, в чем-то меняются, что-то накапливают в опыте отношений между собой, внешним миром и со взрослыми обитателями того же дома: родителями, соседями, гостями. И по мере того, как подрастают герои, углубляется психологическое содержание сюжетных связей, серьезнее становится поэтическая мысль, утверждаемая всей атмосферой действия, всем строем повествования.

Методические условия, способствующие литературному развитию младших школьников в процессе изучения эпического цикла

Понимание специфики жанра цикла, с одной стороны, и понимание особенностей восприятия этого литературного жанра младшими школьниками, с другой стороны, позволили нам выделить основные условия, необходимые для обучения учащихся полноценному восприятию цикла.

Современная школьная программа не предусматривает развития способности к восприятию цикла как особого жанрового образования, поэтому дети не изучают циклы в рамках школьной программы и не знают их особенностей. В ходе эксперимента, таким образом, было важным, прежде всего, познакомить детей со спецификой этого жанра в доступной для них форме, дать представление об основных жанрообразующих цикла.

Введение для младших школьников понятия «цикл» и его основных жанрообразующих признаков на основе сопоставления цикла со сборником рассказов и отдельным художественным произведением — самое первое и важное методическое условие для полноценного понимания жанра цикла.

Нет необходимости подробно описывать здесь ход вводного урока, на котором происходило знакомство учащихся с этим жанром. Его подробный конспект дан во 2-ой главе. Важно понять, почему не все, но только основные жанрообразующие были представлены вниманию учащихся.

Так, в ходе вводного урока к «Кирпичным островам», на котором происходило знакомство учащихся с этим жанром, дети узнали о таких признаках цикла как:

«принадлежность произведений цикла одному автору»;

«самостоятельность произведений, составляющих цикл»;

«определенная последовательность слагаемых цикла»;

«общее название для всех текстов цикла».

Намеренно не были названы в качестве жанрообразующих «центро-стремительность композиции», признак, раскрывающий особенность взаимодействия между произведениями цикла и «эпический принцип изображения», подчеркивающий важнейшую роль автора в объединении эпического цикла, каковым и является цикл «Кирпичные острова» Р. Погодина, в целостность.

Сознательное умалчивание этих признаков объясняется нежеланием излишне теоретизировать. Начальные литературоведческие и речеведче-ские знания формируются в процессе наблюдений за особенностями конкретных произведений. Поэтому знакомство с данными признаками и их понимание органичнее пройдет с опорой на конкретный материал в процессе непосредственного изучения произведений цикла. Младшему школьнику невозможно объяснить смысл дополнительных оттенков, создаваемых объединенными произведениями цикла, если он не видит реального конкретного примера, демонстрирующего возможность такого взаимодействия нескольких художественных текстов. Точно также учащийся начальной школы не сможет понять фразы о том, что в эпосе авторская позиция ведет читателя к пониманию смысла описываемых событий, объединяя цикл в целостность. Тем более это кажется бессмысленным при условии, что большинство участников эксперимента находятся на констатирующем уровне и ориентируются не столько на изображение героев или событий автором, сколько на житейское представление них. Другое дело, когда уже в процессе обсуждения композиции цикла «Кирпичные острова» ученики постепенно придут к мысли, что авторская точка зрения является решающей в формировании у читателя представления о существовании двух разных, но одинаково правомерных, мировоззрений: взрослого и детского.

Цикл отличается от сборника своим внутренним и жанровым единством. Цикл не простая подборка или совокупность сходных по теме или по жанру произведений. Каждое входящее в цикл произведение помимо самостоятельного значения несет, условно говоря, какую-то дополнительную нагрузку, способствуя проявлению единого содержания цикла. Единое содержание выступает как некий центр, с которым различным образом соотносятся все произведения цикла, варьируя и развивая его.

В цикле ставится и разрешается проблема, выходящая за рамки каждого отдельно входящего в него произведения. Лишь в рамках всего цикла проблема находит то освещение и раскрытие, которое представляется художнику исчерпывающим.

Полноценное понимание цикла, таким образом, предполагает проникновение в его единое содержание. Раскрытию единого содержания способствует, в свою очередь, выявление внутренних связей, «диалогов» между произведениями. Изучение внутренних связей произведений цикла предполагает расчленение идейно-художественного целого на его составные части с их последующим сопоставлением с целью выяснения образных взаимоотношений, параллелей, контрастов между отдельными слагаемыми цикла.

Обучение учащихся сопоставительному анализу как внутри отдельных произведений, так и внутри самого цикла — одно из центральных методических условий, способствующих полноценному восприятию цикла.

В процессе эксперимента развитие умения совершать сравнительный анализ шло от простого к сложному: от умения совершать сопоставительный анализ в рамках отдельных конкретных произведений к умению сравнивать два или несколько рассказов с целью постижения смысла взаимосвязей между ними.

В ходе эксперимента нами использовались приемы: сравнение иллюстраций одного художника к близким по смыслу эпизодам из разных художественных произведений, сопоставительная характеристика персонажей как в рамках одного, так и в рамках нескольких рассказов, сопоставление речевых ситуаций, сравнение конфликтов произведений, сравнение переживаний героев по поводу одного и того же события и т.д.

Формирование системы читательских умений

Формирование читателя-школьника, способного к творческой деятельности, требует, по мнению М.П.Воюшиной, целенаправленной работы учителя особенно на начальном этапе литературного образования над системой читательских и речевых умений, призванной обеспечить полноценное общение с текстом, продуктивную речевую деятельность, создать возможность для общения, обучения, дать ребенку опыт творчества.

Восприятие цикла как особого рода целостность, представляющею собой группу самостоятельных произведений, прежде всего, подразумевает освоение идеи каждого отдельного произведения целостности. Следовательно, глубина постижения идеи цикла напрямую будет зависеть от того, насколько качественно будут сформированы у учащихся читательские умения.

7 Понятие «внутреннее содержания цикла» связано с одним из основных признаков цикла - «центростремительностью композиции», использующегося в работах Л.Е. Ля-пиной. Внутреннее содержание возникает как результат «диалога» между произведениями цикла и является смысловым центром, с которым разным способом соотносятся все произведения его составляющие. Аналитические умения, составляющие систему читательских умений (по М.П.Воюшиной):

— умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью (функцией) в произведении;

— умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем в слове;

— умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме;

— умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие раскрытию идеи произведения;

— умение видеть авторское отношение, оценку во всех элементах текста;

— умение осваивать художественную идею произведения.

На каждом уроке по изучению цикла «Кирпичные острова» предполагалось развитие отдельных читательских умений. Так, урок, на котором ученики знакомились с рассказом «Как я с ним познакомился», целиком был посвящен формированию умений воссоздавать в воображении образы-персонажи и видеть оценку героев автором. Учащимся важно было представить себе девятилетнего Кешку и понять его характер. Таким образом, задачей учителя явилось помочь учащимся выявить мотивы, обстоятельства, последствия поступков героев рассказа; помочь сопоставить их размышления и поступки; объяснить для себя их мимику, жесты, интонации.

В ходе изучения цикла проблема формирования читательских умений становится особенно важной, если учитывать, что наравне со стандартными читательскими умениями особое внимание необходимо уделить специальным умениям, способствующими полноценному пониманию цикла как особого жанрового образования. Например, на уроке по произведению «Пират» вместе с развитием умений устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия, различать точки зрения героев, видеть авторскую позицию формировалось умение соотносить идею произведения с внутренним содержанием цикла.

В начальной школе мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок достаточно точно формулирует основную мысль прочитанного произведения. Но это еще не значит, что произведение осмыслено полно и глубоко, т.к. полноценное восприятие не сводится к формулировке идеи, а предполагает переживание, приятие или неприятие авторской позиции. А к этому при самостоятельном чтении младший школьник еще не готов и нуждается в помощи, в обучении. Только логическое осознание образов и идеи обедняет восприятие, т.к. с помощью логики нельзя передать все богатство образного обобщения, присутствующее в художественном произведении, не случайно появляется множество интерпретаций шедевров литературы в других видах искусства — музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

Школьный анализ литературного произведения строится не только на законах научного, но и художественного творчества. Поэтому для развития полноценного восприятия важно основываться не только на приемах литературоведческого характера, направленных прежде всего на прояснение авторской позиции (стилистический и композиционный анализ, анализ системы образов, сопоставление произведений и т.д.), но и на творческих приемах претворения художественного текста в других видах искусства (устное словесное рисование, составление диафильма и киносценария). Эти приемы позволяют выразить позицию читателя, формируют и развивают способности к образной конкретизации и образному обобщению.

Использование приемов, позволяющих интерпретировать текст с помощью других искусств (кино, живопись, музыка) - важное методическое условие, способствующее как полноценному восприятию любого художественного произведения, так и пониманию цикла.

В ходе эксперимента нами были использованы приемы такие как: устное словесное рисование, иллюстрирование, сравнение иллюстраций разных художников к одному эпизоду, сравнение иллюстраций одного художника к близким по смыслу эпизодам из разных рассказов, составление киносценария).

Прием составления киносценария помогает ученику глубже понять состояние героев, их настроение и чувства, заставляет не только конкретизировать образы, но и увидеть динамику действия, изменения, которые происходят в персонажах, осознать причинно-следственные связи в произведении, осмыслить изобразительно-выразительные средства литературы как искусства слова и соотнести их с изобразительно-выразительными средствами кинематографа.

Похожие диссертации на Литературное развитие младших школьников при изучении эпического цикла