Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика изучения изобразительного искусства Древней Греции в 6-8 классах общеобразовательной школы Пьянкова, Нина Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пьянкова, Нина Ивановна. Методика изучения изобразительного искусства Древней Греции в 6-8 классах общеобразовательной школы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1997.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность данного исследования продиктована прежде всего практическими причинами художественно-воспитательного характера. Мы считаем, что основной задачей в воспитании и развитии школьников-зрителей античного изобразительного искусства, является нахождение ассоциативных связей различных этнокультур, разделенных во времени и пространстве, что обусловит формирование эстетической отзывчивости, то есть активного синтеза впечатлений, на стилистическую специфику данной культуры.

На основании вышеизложенного, учитывая большое социальное и педагогическое значение эстетического воспитания школьников на материале античного искусства и недостаточную разработанность данной проблемы в теории и практике, определилась тема исследования: «Методика изучнния изобразительного искусства Древней Греции в 6-8 классах общеобразовательной школы».

Проблемой псследоиания является: разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективной методики изучения изобразительного искусства Древней > Греции в 6-8 классах общеобразовательной школы.

Решение этой проблемы и составило цель исследования.

Объект исследования: процесс изучения учащимися 6:s классов изобразительного искусства Древней Греции.

Предметом исследования является методика изучения, учащимися 6-8 классов изобразительного искусства Древней Греции;

Гипотезой исследопапия явилось предположение о том, что эффективное эстетическое Боепитание и художественное образование учащихся 6-S

класссч, в процессе изучения ими изобразительного искусства Дрсипеі Греции возможно при условии если методика его изучения позволяет рассматривать античное изобразительное искусство как неотъемлемьи компонент художественной культуры школьников и способствует формированию1 эстетической отзывчивости к стилистическим особенностям античного изобразительного искусства при установлении ассоциативных связей различных этнокультур, разделенных во времени и пространстве, с помощью системы опорных понятий.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать историю проблемы преподавания изобразительного искусства Древней Греции в учебных заведениях России (гимназиях, лицеях, школах) в ХГХ - XX веках.

  2. Раскрыть психологические особенности процесса изучения изобразительного искусства Древней Греции в 6-8 классах общеобразовательной школы.

  3. Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить пути, методы и средства изучения изобразительного искусства Древней Греции в 6-8 классах общеобразовательной школы, обеспечивающие возможность повышения уровня художественного образования и эстетического воспитания школьников.

  4. Разработать и экспериментально проверить эффективную методику изучения изобразительного искусства Древней Греции в 6-8 классах общеобразовательной школы.

  5. Создать I оригинальную систему наглядных учебно-методических пособий.,

Теоретической основой исследования являются научные концепции развития эстетической и духовной культуры личности, современные исследопанйя по античной эстетике, теории культуры, труды по

искусствознанию, психологии, педагогике, художественному образованию и эстетическому воспитанию.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследовапия:

-анализ психолого-педагогической, " искусствоведческой,

эстетической, культуроведческон и методической литературы по проблеме исследования;

-анализ действующих программ школьного цикла, кружков,
факультативов по истории изобразительного искусства, программ лекториев
по изучению античного искусства при Музее изобразительных искусств им.
Пушкина; -

-прямое и косвенное наблюдение за учебным процессом в школах, на занятиях музейных лекториев и во время проведения экскурсий;

-анкетирование, интервьюирование, беседы со школьниками, учителями изобразительного искусства, мировой художественной культуры, истории, литературы, музыки, музейными работниками;

-педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий и контрольные этапы), который включал методы, . способствующие формированию эстетической отзывчивости к стилисгическим особенностям античного изобразительного искусства при установлении ассоциативных :вязей различных этиокультур, разделенных во времени и пространстве, с помощью системы опорных понятий.

Исследование проводилось на базе средних школ №996, №878, школы-гимназии №1530 «Школа Ломоносова» г. Москвы , средних школ №5, 17 г. Сергиево- Посадского района Московской области.

Анкетированием, собеседованием и интервьюированием были охвачены слушатели курсов повышения квалификации кафедры гуманитарного образования Республиканского института повышения квалификации раоотникон образования, студенты художественно-

графпческого факультета Московского государственного открыта педагогического университета.

В общей сложности в опытно-экспериментальном исследоваш приняло участие более 450 учащихся 6-8 классов обшеобразовательнь школ, около 180 учителей и 50 студентов.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1987-19!
гг. i

1.Подготовительныїй этап (.1987 - 1990 гг.) состоял в .теоретическс изучении проблемы исследования, анализе педагогической практш эстетического воспитания в средних классах общеобразовательной школ на материале античного искусства, в определении -- цели и зад; педагогического эксперимента, разработке его методики. К концу это] этапа были определены исходные позиции исследования, его рабоч; гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментальной работ! Параллельно апробировалась методика поискового эксперимента.

2. Основной этап (19Э0 - 1994 гг. ) Осуществлялся констатирующ! экспериментI с целью выявления сложившейся педагогической практики i приобщению учащихся к античному изобразительному искусству. Бь организован и проведен формирующий эксперимент, показывающ? эффективность разработанной нами методики проведения занятий г изучению изобразительного искусства Древней Греции XI-IV веков до н.; результативность примененных нами методов.

3.3аключительный этап (1994 - 1997 гг. ) посвящен обработ] результатов экспериментальной работы и уточнению полученных выводов Научная! новизна и теоретическая ценность исследования заключается анализе истории проблемы преподавания изобразительного искуссп Древней Греции в учебных заведениях России (гимназиях, лицеях, школах) XIX - XX веках; раскрытии психологических особенностей процесса изучен! изобразительного искусства Древней Греции в 6-8 класс.

общеобразовательной школы; разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке путей, методов и средств изучения изобразительного искусства Древней Греции XI-IV вв. до н.э. в 6-8 классах общеобразовательной 'школы; научном обосновании и разработке эффективной педагогической модели методики изучения изобразительного искусства Древней Греции в 6-8 классах общеобразовательной школы. Раскрыта перспективность формирования у школьников 6-8 классов эстетической отзывчивости к стилистическим особенностям античного изобразительного искусства при установлении ассоциативных связей различных этнокультур, разделенных во времени и пространстве, с помощью системы опорных понятий, определяющая собой новый уровень в развитии художественной культуры учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и экспериментально проверена эффективная методика изучения учащимися 6-8 классов общеобразовательных школ изобразительного искусства Древней Греции XI-IV вв. до н.э.; определено содержание, формы и методы обучения учащихся 6-8 классов с позиции установления ассоциативных связей различных этнокультур разделенных во времени и пространстве через систему опорных понятий; создана оригинальная система наглядных учебно-методических пособий.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ для общеобразовательных школ и художественных школ, художественно-графических факультетов педагогических институтов и училищ, при написании учебных пособий. Изложенные в диссертации методические разработки могут оказать практическую помощь учителям в качествe методических рекомендаций по вопросам художественного развития школьников, могут быть положены в основу содержания и методики занятий по истории изобразительного

тскусства на курсах повышения квалификации учителей изобразительно!

искусства и мировой художественной культуры.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечен

использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемь

научной--т-6^тгШГ^ШШШ опытно-экспериментальной работь

использованием современных достижений педагогической науки, психологи

восприятия изобразительного искусства, искусствознания, эстетик?

культурологии, социологии, "методики преподавания изобразительног

і искусства. Достоверность проведенного исследования гарантируете

полнотой и качеством собранных в процессе экспериментальных заняти!

материалов, их репрезентативностью, а так же методами научного анализа

выразившими Iизменение отношения школьников 6-8 классов к античном:

искусству, степень усвоения основных понятий, возросший интерес i

стилистическим особенностям античного искусства.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результать исследования освещались и получили одобрение на научно-теоретических к практических конференциях Республиканского института повышения квалификации работников образования. Московского государственного открытого педагогического университета, на заседаниях кафедры гуманитарного образования РИПКРО и кафедры живописи художественно-графического факультета МГОПУ, на городских и российских семинарах работников образования, в публикациях автора.

Результаты исследований внедрены в практику работы кафедры
гуманитарного! образования РИПКРО, художественно-графического
факультета МГрПУ, общеобразовательных школ №№ 996,878, 1530 «Школа
Ломоносова» г. Москвы, школ№№ 5, 17 Сергиево-Посадского района
Московской области. ^

Структура н объем дисссртации.

Диссертация состоит из введения, трех 1лав, заключения,