Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета Лебедева Галина Васильевна

Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета
<
Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лебедева Галина Васильевна. Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 226 c. РГБ ОД, 61:98-13/264-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ СТУДЕНТОВ - АРХИТЕКТОРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.

1.1. Обучение истории искусств, как психолого-педагогическая проблема .18.

1.2 Место и роль истории искусств в системе обучения студентов архитекторов в ВУЗе 38

1.3,Индивидуально-возрастаые и психологические особенности обучения студентов архитекторов истории искусств 52.

ВЫВОДЫ 68

Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТОРОВ ИСТОРИИ ИСКУССТВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ .

2.1. Определение целей и построение модели обучения истории искусств 71

2.2.Реализация модели обучения истории искусств в практике обучения 86

2.3.Пути усовершенствования обучения истории искусств студентов архитекторов технического ВУЗа (анализ экспериментального обучения) 99

ВЫВОДЫ 114

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

БИБЛИОГРАФИЯ 121

ПРИЛОЖЕНИЕ 138

Введение к работе

Актуальность исследования. В связи с возрастающим коренным преобразованием всех сфер жизни нашего общества, особую важность приобретает необходимость духовного со вершенствования личности человека. Педагогическая наука озабочена преимущественно тем, чтобы сформировать всесторонне развитую личность с высокими нравственными устоями, что понимается нами как гармония человека с природой, обществом самих людей, знание законов, по которым идет эта взаимосвязь. Это те основы, которые должны быть переданы последующему поколению.

Коренные изменения в системе образования, происходящие в настоящее время, распространились на все его виды, начиная от дошкольного до высшего профессионального образования, ставя основой задачей формирование интеллектуальной и духовно развитой личности.

На современном этапе развития человечества ставится вопрос не только об интеграции в области мировых экономических и производственных отношениях, речь идет прежде всего о том, чтобы личностями с положительными качествами обозначилось поколение, которое могло бы при быстро растущем техническом потенциале сохранить нашу планету.

Современная высшая школа может и должна способствовать процессу обновления общества. В основу реформы современного образования положены принципьі гуманизации и гуманитаризации. В центре системы образования - личность, ее стрем - ление к пониманию целостной картины мира, культуры, как опыта предшествующих поколений людей.

Понимая гармонию как стремление к идеалу и красоте педагог должен передать это будущему специалисту - архитектору, который в ответе за эстетику будущих городов и за сохранение художественного наследия предшествующих поколений. Эстетическое, нравственное совершенствование осуществляется средствами природы, искусства, труда. Рассмотрев эти составляющие мы видим, что все они очень важны для профессионального становления будущего специалиста архитектора, но при изучении истории искусств наиболее важным является нравственное совершенствование личности студента средствами изобразительного искусства. Это тот путь, который позволит сформировать нового человека, обладающего глубокой убежденностью, духовным богатством и высокой нравственной культурой, а также умеющего творчески трудиться. А это и есть требования предъявляемые к подготовке архитектора, которые отражены в государственном стандарте высшего профессионального образования[59,60].

Если проанализировать стратегические цели, стсюпцие перед высшей школой, то это - всестороннее развитие личности и профессиональная подготовка специалиста.

Реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения студентами суммы знаний, умений и навыков, определенных программами. При организации обучения наиболее оптимальным для реализации этих целей является подход, основанный на знании и применении основных положений теории обучения и воспитания в практике работы при изучении истории искусств. Этот учебный предмет имеет большие возможности для эс- тетического воспитания студентов через средства искусства, формирования у них художественного вкуса, чувства прекрасного, умения правильно понимать и оценивать произведения искусства и богатство окружающего мира. Все это позволит решить первостепенную задачу, стоящую перед высшей школой, при подготовке будущих архитекторов в плане их всестороннего совершенствования и нравственного формирования.

Обучение студентов истории искусств, является важной составной частью проблемы целенаправленного воздействия на формирование мировоззрения, эстетических взглядов и художественных вкусов. Оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности, подчеркивая, что личность необходимо вывести на уровень самообразования и саморазвития. Лишь при таком подходе можно сформировать компетентную творческую личность, способную решать задачи дальнейшего непрерывного самообразования и саморазвития.

Говоря об этом, мы имеем в виду целенаправленный комплекс учебно-воспитательных мероприятий в процессе работы со студентами при изучении истории искусств.

Содержание учебных программ по истории искусств (четко выраженная ориентация на овладение системой знаний по искусству) оказывает большое воспитательное воздействие на студентов, формируя их интеллектуальный и духовный мир. Одним из основных направлений учебной программы по истории искусства, является обучение студентов умению анализировать произведения искусства, понимать их ценность в плане духовного наследия предшествующих поколений, понимать язык искусства. Поэтому усвоение основ изобразитель- ной грамоты - одна из задач при изучении истории искусства.

Преподаватель истории искусства призван помочь студентам понимать своеобразный язык выражения художником отношения к миру. Он должен научить видеть изображение окружающей природы, через призму отношения художника к этой природе и явлениям окружающей жизни, которое он выразил с помощью специфических средств - линии, цвета, тонового пятна. Это одна из тех задач, которые стоят перед преподавателем истории искусства в вузе.

Преподаватель истории искусства призван научить восприятию искусства своих учеников, воспитать их визуальную культуру. Предполагается осмысленность и одухотворенность видения, а именно, увидев произведение искусства нужно уметь понять смысл этого послания автора зрителю и пережить комплекс чувств, позволяющих понять произведение как духовную ценность, то есть осознать себя как участника формирования этих духовных ценностей, которые человек воспринимает как гармонию мира, окружающей его природы.

Все выше сказанное свидетельствует об актуальности рассматриваемой нами проблемы исследования.

Необходимость реализации этих целей ставит на повестку дня вопрос о разработке научно обоснованных методических рекомендаций для преподавания курса истории искусства в техническом вузе, для подготовки профессионалов - архитекторов способных решать любые творческие задачи и проблемы. Исходя из состояния научной разработки проблемы и реальных потребностей педагогической практики, в предлагаемой работе ставится как центральная задача - осветить мс- тодику обучения истории искусств в техническом вузе при подготовке будущих архитекторов. Еще раз нужно подчеркнуть, что речь идет об очень сложной научно - практической проблеме, где при нынешнем уровне нашего знания не на все вопросы могут быть даны ответы.

В своих исследованиях по решению данных проблем мы основываемся на трудах и учебных пособиях ведущих современных ученых в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования, это- Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, B.C. Кузин, Г.Б, Смирнов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов, Т.С. Комарова, П.И. Сакулина, Э.И. Кубьппкина, А.А. Унковский, СЕ. Игнатьев, АЕ. Терентьев, А.П. Яшухин.

Эта работы имеют существенное значение для разработки эффективных педагогических средств, методов и приемов обучения студентов истории искусств. Отдельные вопросы, по интересующей нас проблеме, затрагиваются в трудах Н.Н. Волкова, Ю.А. Волкова, Н.Я. Маслова, Л.А. Выходдевой, Н.И. Пьянковой и других специалистов.

Вопросам изучения художественного наследия предшествующих поколений уделялось внимание такими известными художниками прошлого и настоящего времени, как Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, А. Дюрером, Л. Комбеазо, Э. Шона, А. Ашбе, Холоши, П. Сезанном и другими.

Мастера эпохи Возрождения стремились познать основы художественного искусства Античности, брали их достижения за основу и шли в своем художественном совершенствовании дальше.

Не останавливаясь подробно на истории разработки темы другими мастерами зарубежных стран отметим, что свой оригинальный вклад в разработку проблемы необходимости изучения художественного наследия сделали российские художники -педагоги А.П. Лосенко, В.К. Шебуев, В.Е. Савинский, П.П. Чистяков, А.П. Сапожников, Д.Ш. Кардовский, Н.Э. Рогов, А. Дейнеко, В.Ш. Яковлев, ЯМ. Соколов, А.С. Голубкина, Ф.Ф. Волошко, H.R Ростовцев и другие.

В настоящее время в публикациях по вопросам теории и методики преподавания истории искусства и отдельных художественных дисциплин, подчеркивается необходимость специального изучения и важности знания истории искусства для каждого художника. Это прослеживается в работах таких авторов как А.Д. Алехин, Г.В. Беда, В. Г. Волков, В.ХІ Зинченко, Е.С. Игнатьев, Е.Ф. Кузнецов, А.И. Козляков, В.К. Лебедко, СП. Ломов, Л.Г. Медведев, Ю.В. Новоселова, А.С Пучков, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев и других.

Определенную значимость при изучении темы имеет опыт преподавателей работающих в системе художественного образования и воспитания. Их деятельность требует обобщения и анализа с целью заимствования наиболее перспективных методов в обучении истории искусств и важности применении этих знаний в практике работы каждого художника. Необходимо подчеркнуть, что для разработки темы особую важность имеют исследования по вопросам физиологии зрения, психологии зрительного восприятия произведений искусства. Значительную ценность представляют публикации и работы ученых психологов: Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, А.В. За- порожца, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, АР. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе.

Вместе с тем нужно отметить, что современная постановка процесса обучения в высшей школе при расширении художественного образования (принцип гуманитаризации образования) требует специфических подходов к организации учебной деятельности при обучении художественных дисциплин. Интеграция учебных курсов, дифференциация различных групп студентов, разработка новых авторских программ по эстетическому воспитанию, которые занимают большое место в работе современной высшей школы. Работа преподавателя истории искусства требует целенаправленных исследований по теории и методике преподавания в этих условиях.

Заметным становится отсутствие специальных работ по теории и методике обучения истории искусства в вузе. Изучение тех или иных аспектов темы шло лишь в контексте других вопросов и становилось объектом самостоятельного исследования.

Между тем специфика обучения данному виду учебной деятельности заслуживает тщательного анализа и обобщения. Автор диссертации, не претендуя на исчерпывающее раскрытие избранной темы, делает попытку внести свой вклад в ее разработку.

Обосновывая актуальность темы, необходимо обратить внимание также на то, что она является составной частью проблемы по совершенствованию системы нравственно - эстетического воспитания студентов в высшей школе. Разработка и реализация этих идей осуществляется рядом ученых и педагогов в условии работы современной высшей художественной, технической и педагогической школы.

Цель исследования заключается в выяснении возможностей создания перспективной системы методов педагогического воздействия и управления восприятием и усвоением истории искусства. Эта система должна обеспечить эффективное обучение и формирование интеллекта, мировоззрения и нравственности студентов - архитекторов. Основываясь на теории системного подхода и рассматривая его, мы можем предположить, что возможности совершенствования такой системы обучения кроются: в четкой постановке целей, в моделировании деятельности в соответствии с поставленной целью, в отборе технологий обучения истории искусства, а также в анализе результатов обучения.

Суть педагогической технологии это поиски научных концепций и подходов к анализу и организации учебного процесса. Педагогическая технология это то, что соединяет теорию и щжктику. процессуальную и содержательную стороны обучения. В настоящее время осуществляется иногда увлечение формами обучения без их глубокого теоретического анализа, без учета содержательных сторон процесса, основанного на определении познания. Поэтому методологической основой обучения истории искусства является философская теория познания, а также системный подход к управлению и организации процесса обучения. В своих исследованиях по решению данных проблем мы основывались на теории системного подхода и управления деятельностью изложенной в работах Ю.К. Ба-банского, Ю.А, Коноржевского, Ф.И. Перегудова и других.

Пользовались теорией обучения и воспитания в процессе обучения И.Я. Лернера.

Проведенный анализ публикаций, обобщение опыта преподавания истории искусств в вузе, а также педагогическая практика позволили определить, что проблемой исследования является разработка, экспериментальная проверка и научное обоснование методики обучения студентов - архитекторов истории искусств. Данная проблема является одновременно и _целью исследования.

Объект исследования : процесс обучения истории искусств на первом курсе технического вуза при получении специальности архитектора.

Предмет исследования : педагогические пути, методы и средства обучения истории искусств студентов-архитекторов в техническом вузе.

Гипотеза исследования : процесс обучения истории искусств студентов - архитекторов технического вуза становится более эффективным, если: - методы обучения истории искусства теоретически аргументированы, подтверждены экспериментально и нацелены на повышение эффективности процесса обучения; - история искусства будет являться средством формиро вания у студентов отношения к окружающей действительности и будущей профессиональной деятельности; - будет вычленено содержание воспитательных целей реа лизуемых при усвоении курса истории искусства; - будет обеспечено условие единства приобретения эсте тических знаний и умений, как части художественного творчества с формированием нравственных основ личности будущего архитектора.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой нами определены задачи исследования :

1.Раскрытие научно-теоретических основ обучения истории искусства в техническом вузе.

2.Установление возрастных и индивидуальных особенностей в усвоении курса истории искусства студентами в техническом вузе.

3.Разработка оперативных целей и модели обучения истории искусств.

4.Разработка эффективных педагогических средств, методов и приемов обучения истории искусств студентов - архитекторов.

5.Разработка системы поэтапного формирования знаний-по истории искусства при обучении.

Методологической основой исследования являются труды классиков по философии, сопиально-методологическим проблемам, психологии, педагогике, методике обучения художественным дисциплинам, документы в области образования, а также методы системного подхода.

Для решения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования : изучение и анализ литературы, теоретический анализ по проблеме, анализ накопленных к настоящему времени выводов и практических рекомендаций по педагогике, психологии и методике преподавания художественных дисциплин истории искусства, обобщение практики обучения истории искусства в прошлом и настоящем, индивидуальные и групповые беседы с преподавателями, учителями, методистами и другими специалистами, а также анализ учебных занятий по истории искусства, проведение педагогического эксперимента, констатирующий эксперимент, экспериментальное обучение и фиксирующий эксперимент.

Исследования проводилось в три этапа на базе Хабарове-кого технического университета, средних школ номер 10,78, эстетического центра города Хабаровска.

Первый этапЛ 990-1992гЛ

1.1.Изучение литературы, программ, учебников, статей по истории искусства, теории систем, теории социального управления, теории воспитания, дидактике, педагогике высшей школы, психологии, методике преподавания художественных дисциплин.

1.2.Набдюдение за деятельностью преподавателей и студентов, изучение опыта работы по преподаванию и обучению истории искусств в художественных школах, лицеях, педагогическом университете города Хабаровска.

1.3.Проведение занятий по истории искусства на архитектурном факультете технического университета, в эстетическом центре и школах номер 10,78 города Хабаровска.

Второй этап а993-199бг.)

2.1 .Опытно экспериментальная работа.

2.2.Первичная проверка гипотезы.

2.3.0пределение возможности реализации модели обучения с помощью выбранной методики при обучении истории искусств проведении эксперимента на базе Хабаровского технического университета города Хабаровска.

2.4.Корректировка методики по методам, приемам и формам.

2.5.Экспериментальное обучение.

Третий этап (1997-1998гЛ

3.1.Проведение фиксирующего эксперимента на базе Хабаровского технического университета города Хабаровска.

3.2.0существление систематизации полученного материала, а также проверка отдельных положений и выводов и методических рекомендаций разработанных в ходе исследования

Научная новизна и теоретическая., ценность исследования заключается в том что: l.Ha основе разнообразных источников и экспериментальных данных систематизирован и обобщен опыт по изучению и обучению истории искусств в техническом вузе .

2.Сформированы конкретные методические рекомендации по обучению истории искусств студентов архитекторов технического вуза.

3.Выявлены педагогические закономерности в организации учебного процесса.

4.Установлены возрастные и индивидуальные особенности в обучении истории искусств студентов - архитекторов.

5.Разработаны и применены на практике цели, модели обучения истории искусств в техническом вузе, определившие собой эффективную методику обучения студентов истории искусств.

Практическое значение данного исследования. заключается в том, что разработана современная методика процесса обучения истории искусств студентов - архитекторов технического вуза. Составной частью этой методики является система наглядных пособий, методических рекомендаций по обучению истории искусств в вузе.

Результаты исследования могут быть использованы при составлений учебных планов и программ по истории искусства для технических вузов, при разработке учебных планов уроков и кружков изобразительного искусства в средней школе, кабинетов истории искусства институтов, при написании учебников и учебных пособий.

Достоверность и обоснованность проведенного исследования определена методологией, подтверждена объективным анализом результатов, личным участием автора в экспериментальном обучении и работе, в которой приняло участие свыше тысячи студентов, учащихся школ и школьных учителей. Обеспечивается научным анализом большого количества студенческих работ, базируется на научных трудах по педагогике, психологии, методике преподавания изобразительного искусства и системном анализе.

Апробация и внедрение результатов исследования Результаты исследования получили одобрение на научно - теоретических, практических конференциях пробессорско - преподавательского коллектива Хабаровского технического университета, педуниверситета, на заседаниях научно методического семинара Хабаровского технического университета, на Всероссийской конференции «Совершенствование образовательных процессов» 1998 г, город Краснодар; Международном научно - методическом семинаре «Творческое образование на Дальнем Востоке» 1998 г., город Хабаровск, на заседаниях лаборатории эстетического воспитания средствами изобразительного искусства института Общего Образования Российской Федерации.

Основные итоги:

Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ 10, .78, эстетического центра горо-/ да Хабаровска. Центральные положения исследования отражены в публикациях автора.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, цель, задачи, формулируется гипотеза, характеризуется методическая основа, показывается научная новизна, практическая значимость, достоверность исследования, приведены апробации результатов и публикации.

В первой главе - "Научно-теоретические основы обучения истории искусств студентов - архитекторов в техническом университетеи - представлен анализ имеющихся исследований по проблеме, рассмотрены современные основы обучения истории искусств в техническом вузе. Анализируется содержание программы по истории искусств для обучения будущих архитекторов, ее возможности для формирования художественно - творческих способностей и эстетического вкуса у будущих архитекторов в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями.

Во второй главе -"Методические основы обучения студентов - архитекторов истории искусств в техническом вузе"-изложено определение целей предстоящей учебной деятельности, откорректирована программа обучения истории искусств в соответствии с современными требованиями, разработана и апробирована модель обучения истории искусств, определены средства и пути совершенствования обучения истории искусств в техническом университете.

В заключении подводятся общие итоги проведенного исследования и формулируются выводы и рекомендации.

В приложении дана модель обучения истории искусств, модели практических занятий и лекций по истории искусства, приведен словарь основных понятий изучаемых в курсе истории искусств.

Обучение истории искусств, как психолого-педагогическая проблема

Рассматривая развитие профессионального образования в России многие исследователи отмечают, что аксиологические ориентиры, воплощающие национальные и общечеловеческие цен ности духовной жизни общества и составляющие одну из сущ костных основ его стратегии в сфере образования, историч ны. Они всегда принадлежат конкретной эпохе, но обладают спо собностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода, сохраняя конструктивно - позитивное, непроходящее значение. Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости рассмотрения обучения истории искусств в рамках гуманистической парадигмы образования.

Наиболее актуальная задача, стоящая перед современной высшей школой, - соединение обучения и воспитания в единую систему, способствующую формированию интеллектуальной и духовной личности будущего специалиста. Сегодня меняется социальная, финансовая, внутренняя, внешняя политика, следова-дельно, изменился и социальный заказ общества, который выполняют школа и ВУЗы. Вводятся многие новые предметы, но это экстенсивный путь овладения знаниями, чтобы выйти на интенсивное обучение необходимо формировать способы деятельности. От того как правильно будущие специалисты будут мыслить, а значит, и действовать, таким и будет то общество, в котором им предстоит жить.

История искусств как учебный предмет, формируя основы профессионализма будущих архитекторов, вместе с тем передает им основы художественной и эстетической культуры. Главное назначение культуры состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей. Гуманитарная художественно - эстетическая культура оказывает воздействие на мировоззрение и нравственные ценности личности, формирует эстетические вкусы, содействует формированию гражданской позиции и ответственности.

Формирование системы знаний о художественной культуре с позиций истории искусств раскрывает процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатую информацию о многообразии культурных ценностей, о вкладе народов в мировую культуру человечества, о трудностях и противоречиях культурно - исторического процесса. История художественной культуры - это память народов, бережно передаваемая от поколения к поколению в виде произведений искусства.

Разрешение сложных социальных проблем возможно только на основе духовного возрождения. Духовный уровень каждого человека и общества в целом отражает уровень социального развития. Поступательное развитие социальных основ зависит от степени преодоления зла в духовной сфере отношений между людьми. Учебная дисциплина история искусств является социальной наукой которая впитала в себя духовные ценности людей различных эпох и народов. При обучении истории искусств перед педагогами встает вопрос и проблема соотношения репродуктивных и творческих аспектов, а также соотношения и взаимосвязи интеллектуального и духовного в развитии личности студента и профессиональном становлении специалиста на основе идей гуманизации и гуманитаризации.

Одним из наиболее важных и спорных вопросов искусства является вопрос о природе высших психических функций, о природе человеческого интеллекта. Перед педагогами постоянно встает вопрос - от чего зависит психическое развитие индивида .: от образования, воспитания, жизненного опыта или оно определяется врожденными качествами?

Место и роль истории искусств в системе обучения студентов архитекторов в ВУЗе

Образование - это система, в которой происходит совпадение целей участвующих сторон. Чтобы говорить дальще об истории искусств в системе обучения студентов, нам необходимо определиться в таких, понятиях, как система, состав, структура, функционирование, цель, обучение, усвоение, знания, содержание образования, технология.

В своей работе мы, опираясь на классическую дидактику, рассматриваем ее понятия с позиции системного подхода.

Система это - множество связанных между собой элементов составляющих определенное целостное образование. Любая система характеризуется составом (перечнем элементов), структурой (инвариант отношений между элементами), бункцио-нированием.

Формирование знаний по истории искусств происходит при обучении. Обучение - целенаправленная деятельность учителя и учащихся по усвоению элементов культуры [70]. При обучении знания (информация о мире и способах деятельности) в процессе преподавания и учения должны стать достоянием личности студента, т.е. быть усвоены.

Усвоение - превращение элементов культуры в достояние личности. При обучении происходит усвоение содержания образования, как педагогической модели культуры в определенной области знаний.

Для упорядочения информационного блока при изучении истории искусств мы используем следующий постоянный состав элементов истории искусств, который соотнесен с требованием стандарта как результата обучения: цели, понятия, определения, факты, законы, закономерности, способы деятельности, области применения.

Структура - это взаимосвязь между элементами состава знаний. Фиксируя элементы, можно сказать, что сутью каждого из них является поведение людей, являющихся участниками и творцами художественных ценностей в определенном пространстве и времени. Взаимосвязь между людьми определяется отношениями людей к духовным и материальным ценностям. Взятая нами характеристика отношений является фактически общечеловеческими нравственными ценностями, которые вошли в социальную культуру человечества как регуляторы отношений в данном обществе, государстве, в политических, религиозных, общественных и др. объединениях людей.

Отслеживание (рефлексия) характера нравственных ценностей людей в созданных ими художественных произведениях мы считаем обязательным при моделировании информационного блока по теме лекции или практического занятия при изучении истории искусств как культурного наследия прошлого.

При обучении содержание курса истории искусств выступает в качестве части культуры, как опыта предшествующих поколений, подлежащего усвоению. История искусств, как часть культуры, определяет ту область знаний, которая должна быть передана будущим специалистам - архитекторам для осуществления последующей профессиональной деятельности.

Содержание образования, как педагогическая модель социальной культуры общества при обучении, должно стать достоянием личности обучающихся. Содержание образования в той или иной области определяется программами и учебниками.

Рассмотрим более подробно, как обеспечены программами содержание образования в области истории искусств при обучении студентов - архитекторов.

Анализ существующих программ по истории искусств для технических вузов, специальность "Архитектура" показал, что они определены программой курса истории искусств разработанной Московским архитектурным институтом в 1978 году [145]. Основной задачей курса истории искусств является творческое освоение мирового и художественного наследия. Курс истории искусств читается на первом году обучения и имеет значение вступительного, общеобразовательного предмета. Он ставит своей задачей расширение культурного кругозора учащихся после окончания ими средней школы. При прохождении этого курса студенты впервые знакомятся с периодизацией мировой и отечественной культуры, познают взаимосвязь искусства от социального заказа эпохи, знакомятся с основными искусствоведческими терминами и понятиями, к ко -торым принадлежат: художественный образ, стиль, композиция, ансамбль, пропорции, ритмические системы, фактура, цвет и другие профессиональные средства, используемые художниками в их практической работе. Курс истории искусств взаимосвязан со специальной практической дисциплиной "Архитектурное проектирование" , а также с предметами художественного цикла - рисунком, скульптурой, живописью.

Определение целей и построение модели обучения истории искусств

Исходя из необходимости осуществления эстетико - воспитательной и творческой функции в процессе обучения в высшем учебном заведении, качественная профессиональная и общекультурная подготовка будущих специалистов художественно -эстетического профиля (архитекторов) приобретает свое целевое назначение.

На страницах педагогических изданий можно видеть дискуссию по вопросу сущности профессионального образования в высшей школе [3, 41. 109. 161]. Так известный исследователь В.Т. Лисовский[109] отмечает, что пересмотр целей высшего образования предполагает выдвижение на первый план среди главных задач вуза задачу реализации потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, создание условий для профессионального роста и совершенствования. В.А. Сластенин и B.C. Ильин усматривают главную цель профессиональной подготовки " в высшем синтезе личностной позиции и профессиональных знаний и умений" [161,3].

Высказываются точки зрения по обновлению содержания образования. Однако обновление содержание образования невозможно путем элементарной замены одного рода фактов другим. Для этого надо прежде всего переосмыслить преподавание той или иной дисциплины, роль предмета не только в формировании интеллекта, но и в формировании нравственности личности будущего специалиста.

Формирование всесторонне образованных и подготовленных архитекторов, в том числе по истории искусств, требует осознания этих стратегических целей и методических умений их реализации в практике обучения в техническом вузе.

В программах по истории искусств для специальности "Архитектура" [145] определяется цель обучения- " творческое освоение мирового художественного наследия", формирование "общего уровня художественного воспитания" [145, С.1], т.е. главной целью становится формирование духовной культуры личности будущего профессионала - архитектора,

Рассматривая систему эстетического и художественного образования, которая является основной при обучении истории искусств, следует отметить, что она при своем функционировании имеет широкий спектр возможностей для художественного развития студентов. Используя резервы нашего общества, она дает будущим архитекторам богатство высокого художественного наследия народов, формирует духовную культуру личности. Об актуальности этого говорят и основные требования государственных стандартов по специальности "Архитектура" [60]. Обучение истории искусств является частью гуманитарной системы образования архитектора.

Любая гуманитарная система характеризуется составом (перечнем элементов), структурой (инвариант отношений между элементами состава системы) и фуїжционированием (динамическим состоянием системы в условиях технологической дисциплины).

Для определения целей изучения истории искусств определим понятие "цель". Это понятие определяется в различных источника по разному;

ЦЕЛЬ - ( goal, end, purpous ) 1) образ желаемого будущего (субъективная цель); 2) будущее реальное состояние (объективная цель); 3) обозначает предвосхищение в сознании некоторого результата, на достижение которого направлены действия субъекта носителя этой цели; 4) некая динамическая целостность, сохраняющаяся на арене непрерывно меняющихся действий.

Похожие диссертации на Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета