Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне Тишечкина Оксана Алексеевна

Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне
<
Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тишечкина Оксана Алексеевна. Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Тишечкина Оксана Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2008.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/979

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне 14

1.1. Сущность и значение внимания в образовательном процессе: психолого-педагогический аспект 14

1.2. Особенности внимания музыканта в исполнительской деятельности 41

1.3. Педагогические условия развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне 70

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности методики развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне 97

2.1. Современное состояние проблемы внимания музыканта в педагогической практике и диагностика уровня его развития у учащихся-аккордеонистов 97

2.2. Содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы 123

2.3. Повторная диагностика уровня развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне и ее результаты 139

Заключение 155

Библиография 158

Приложения 177

Введение к работе

Актуальность исследования. Перспектива развития системы дополнительного образования детей состоит в совершенствовании процесса обучения, ориентированного на реализацию творческого потенциала каждого учащегося, и ее интеграции с общим образованием. Все это обусловлено потребностью в социально адаптированной, творческой личности, ее самоопределении и самореализации. Для достижения данных результатов обучения требуется высокий уровень развития интеллекта, способностей, психически познавательных процессов у учащихся.

В настоящее время наиболее актуальной проблемой является повышение степени развития внимания личности, лежащего в основе успеха любой деятельности. Вопросы, связанные с его изучением и способами активизации, всегда вызывали научный интерес. Исследования в данной области направлены на решение задач наиболее продуктивного усвоения знаний, умений и навыков, овладения каким-либо видом деятельности. Большинство из них посвящены изучению особенностей внимания школьников и его проявлению на общеобразовательных дисциплинах.

В педагогике музыкального образования актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что специфика музыкально-исполнительского искусства заключается в постоянной концентрации внимания как в процессе работы над изучаемым репертуаром, так и во время концертного выступления. Благодаря умению управлять вниманием, достигаются высокие результаты в учебной, музыкально-исполнительской деятельности. Но данный фактор, в связи с возникновением массы различных исполнительских проблем, исходящих, как правило, от пассивности внимания обучаемого, недостаточно осознается педагогами-музыкантами. Несмотря на имеющиеся отдельные знания по активизации внимания, касающиеся только учащихся средних и высших учебных заведений, в области педагогики музыкального образования рассматриваемый вопрос остается нерешенным. Это подтверждается отсутствием исследований,

посвященных развитию внимания начинающих музыкантов в процессе обучения игре на каком-либо музыкальном инструменте. Известно, что именно на начальном этапе воспитания музыканта формируются все свойства внимания, служащие предпосылкой развития его видов, необходимых для полноценного и успешного овладения основами исполнительского мастерства.

Таким образом, возникшее противоречие между необходимостью развития внимания у начинающих учащихся-музыкантов и недостаточной разработанностью теории и методики отражает актуальность данной проблемы и выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы исследования

Современная философская, психолого-педагогическая литература располагает достаточным количеством знаний, отражающих те или иные особенности внимания личности и его проявление в деятельности. Отдельные аспекты проблемы внимания рассматривались еще в трудах таких философов, как Блаженный Августин, Р. Декарт, И. Кант, Г.В. Лейбниц, Дж. Локк, Плотин. Ученые связывали внимание с механизмами работы сознания и познания, волей и развитием способностей человека.

Основные теоретические положения и концепции рассматриваемой темы представлены в психологической литературе, где отражена сущность внимания, его показатели и параметры. Ряд проблем и направлений исследований, намеченных в классических теориях внимания («теории причины», «теории эффекта», моторные теории внимания), являются до сих пор актуальными для психологов. Существенный вклад в разработку этих теорий внесли В. Вундт, В. Джемс, Н.Н. Ланге, Т.А. Рибо, Э.Б. Титченер.

Особенности развития внимания определены психологами во взаимосвязи с воспитанием личности (Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, И.В. Страхов) и процессом его формирования - построением умственного действия (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Н. Узнадзе). Более подробно специфика проявления и

развития внимания объясняется нейрофизиологическими исследованиями, представленными в трудах Е.А. Громовой, Д.Б. Линдсли, А.Р. Лурии, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского. В современной когнитивной психологии изучением внимания, основанного на классических теориях, а также классификацией научных положений и понятий занимались такие ученые, как Дж. Р. Андерсон, Д. Бродбент, Б.М. Величковский, Ю.Б. Гиппенрейтер, Ю.Б. Дормашев, У. Найсер, В.Я. Романов, Р.Л. Солсо, М.В. Фаликман, К. Черри и др, которые также открыли новые стороны его проявления и взаимодействия с другими психическими процессами и способностями личности в различных условиях.

Психологические теории легли в основу многих педагогических
трудов, посвященных активизации и развитию внимания личности в
процессе обучения и воспитания. Среди них существенное влияние на
наше исследование оказали работы Н.П. Ансимовой, П.П. Блонского,
И.Ф. Гербарта, Н.Ф. Гоноболина, М.С. Горбач, П.Ф. Каптерева,

Я.А. Коменского, Г.А. Мурашева, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, К.С. Станиславского, В.Я. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, М.Н. Шардакова, Г.В. Эйгелис и др.

Большое значение для разработки теоретико-методологических основ диссертационного исследования имеют психологические, музыкально-педагогические труды о специфике музыкально-исполнительской деятельности и особенностях работы с учащимися на всех этапах их обучения игре на различных музыкальных инструментах (А. Алявдина, Л.Г. Арчажникова, Л.С. Ауэр, В. Бардас, Л.Л. Бочкарев, P.M. Брейтгаупт, А.В. Вицинский, Й. Гат, В. Гизекинг, Г.Р. Гинзбург, А.А. Готсдинер, Т. Гутман, М.В. Жижина, А. Корто, М. Курбатов, И.А. Левин, К. Леймер, СМ. Майкапар, Л. Маккиннон, Н.К. Метнер, Б.Е. Милич, И.Т. Назаров, А.А. Николаев, Л.В. Николаев, Г.П. Овсянкина, В.И. Петрушин, М.С Старчеус, Б.М. Теплов, СЕ. Фейнберг). Ученые-музыканты, раскрывая секреты педагогического и исполнительского мастерства, упоминают о

внимании учащихся как важнейшем условии их успешной деятельности. При
этом особенно выделим исследования Л.А. Баренбойма, А.Б. Гольденвейзера,
И Гофмана, В.Ю. Григорьева, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза,

В.М. Подуровского, Г.П. Прокофьева, СИ. Савшинского, М.А. Степановой, А. Стоянова, А.П. Щапова, Г.М. Цыпина, отличающиеся подробным описанием этапов работы музыканта, специфики формирования необходимых умений и навыков. Данные мастера останавливаются на особенностях проявления и активизации внимания, его значении в музыкально-исполнительской деятельности. Проблема внимания учащихся-музыкантов и некоторые аспекты его развития также отражены в отдельных работах педагогов-баянистов (Ю.Т. Акимов, В.М. Бонаков, Н.А. Давыдов, Ф.Р. Липе, И.Г. Пуриц, Н.И. Степанов).

Несмотря на большой научный интерес к проблеме внимания и множество исследований в данной области, в том числе касающихся педагогики музыкального образования, ни одно из них специально не посвящается развитию внимания учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте, способствующего решению многих учебных и музыкально-исполнительских проблем, наиболее часто возникающих на практике.

Объект исследования: процесс обучения учащихся игре на аккордеоне в системе дополнительного образования.

Предмет исследования: музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне в системе дополнительного образования.

Цель исследования заключается в выявлении музыкально-педагогических особенностей и разработке методики развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне.

Поставленная цель достигается за счет решения следующих задач:

  1. Проанализировать основные подходы к определению сущности внимания и уточнить данное понятие в области педагогики музыкального образования.

  2. Выявить особенности внимания музыканта в исполнительской деятельности.

  3. Определить педагогические условия развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне.

  4. Разработать методику развития внимания учащихся на начальном этапе обучения игре на аккордеоне и провести опытно-экспериментальную работу по выявлению ее эффективности.

Гипотеза исследования. Развитие внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне будет эффективным при соблюдении следующих условий:

определения сущности и значения внимания музыканта-исполнителя;

учета особенностей внимания музыканта в исполнительском процессе и активизации зрительного, слухового и волевого внимания;

реализации педагогических условий развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне;

разработке и внедрении методики развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне.

Методологической основой исследования являются концептуальные философские положения о роли и деятельности сознания личности (И. Кант, Г.В. Лейбниц, Плотин), о диалектическом единстве теории и практики (И. Кант, Дж. Локк), учения гносеологии (Блаженный Августин, Р. Декарт); культурологические аспекты проблемы творчества, духовности и культуры (А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, Л.С. Зорилова, Д.С. Лихачев).

Теоретическую основу исследования составили психологические теории внимания (В. Вундт, Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Джемс, Н.Н. Ланге, Т.А. Рибо, Э.Б. Титченер, М.В. Фаликман и др.); концепции о сущности

внимания, особенностях его развития и проявления в деятельности (Б.Г. Ананьев, Д. Бродбент, Ф.Н. Гоноболин, М.С. Горбач, Н.Ф. Добрынин, К.Н. Корнилов, У. Найсер, И.В. Страхов, М.Н. Шардаков, Г.В. Эйгелис и др.); общенаучные принципы системного и деятельностного подходов, обучения и воспитания (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.П. Ильин, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, И.В. Страхов, К.Д. Ушинский и др.); теории взаимосвязей внимания с познавательными процессами и формированием умений и навыков личности (И.Ф. Гербарт, Е.А. Громова, Т. Гутман, Л.Б. Ермолаева-Томина, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, А.Г. Казакова, К.К. Платонов, К.С. Станиславский, В.И. Страхов, В.Я. Сухомлинский и др.); концепции музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Безбородова, Н.А. Ветлугина, В.И. Закутский, Д.Б. Кабалевский, Л.С. Майковская, Т.Б. Юдовина-Гальперина и др.); психолого-педагогические основы формирования профессионального мастерства музыкантов (Н.К. Бакланова); музыкально-педагогические положения о специфике внимания учащихся в учебно-исполнительской деятельности (Л.Л. Бочкарев, М.В. Жижина, Г.М. Коган, СМ. Майкапар, Г.Г. Нейгауз, В.М. Подуровский, И.Г. Пуриц, М.С. Старчеус, Г.М. Цыпин и др.); исследования в области исполнительства на русских народных инструментах (М.И. Имханицкий, Е.й. Максимов, A.M. Мирек и др.); теоретические аспекты обучения игре на баяне, аккордеоне (Ю.Т. Акимов, О.А. Блох, В.М. Бонаков, Н.А. Давыдов, Ф.Р. Липе, И.Г. Пуриц и др.).

Методы исследования. Для достижения цели диссертационного исследования и решения поставленных задач использовались следующие группы методов: теоретические (изучение и обобщение теоретико-методического материала по проблеме исследования, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, моделирование), эмпирические (наблюдения, беседа, методы опроса - анкетирование и тестирование, изучение продуктов деятельности, педагогический эксперимент).

База исследования. Исследование проводилось на базе ГОУ МХШ «Радость» и ГОУ ДТТТИ «Аккорд» города Москвы.

Опытно-экспериментальная работа проходила с 2003 по 2008 год и состояла из трех этапов.

На первом этапе (2003 - 2005гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая и музыкально-методическая литература по рассматриваемой проблеме. Определялись методологические и теоретико-методические характеристики исследования. Проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого изучалось современное состояние проблемы внимания учащихся-музыкантов на практике в результате наблюдения и бесед, осуществлялся опрос преподавателей-инструменталистов музыкальных школ при помощи анкетирования; разрабатывалась методика диагностики уровня развития внимания учащихся, а также его показатели, параметры и критерии оценки. Всего в эксперименте приняли участие 218 человек.

На втором этапе (2005 - 2007гг.) разрабатывалась методика развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне в системе дополнительного образования, проводилась диагностика исходного уровня его развития в экспериментальных (20 учащихся) и контрольных (20 учащихся) группах; осуществлялось внедрение разработанной методики и ее апробация в ходе формирующего эксперимента.

На третьем этапе (2007 - 2008гг.) проводилась повторная диагностика уровня развития внимания учащихся контрольных и экспериментальных групп; систематизировался материал и обобщались данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы; делались выводы на основе теоретических и практических результатов, подтверждающие гипотезу диссертационного исследования, и подводились его итоги.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

рассмотрены основные подходы к определению сущности внимания в результате анализа философских, психологических и музыкально-педагогических исследований;

выявлены особенности внимания музыканта, обусловленные спецификой музыкально-исполнительской деятельности (тесная взаимосвязь внимания с формированием технических и музыкально-творческих умений и навыков, комплексное проявление различных видов внимания в процессе решения музыкально-исполнительских задач, среди которых, по нашему определению, основополагающими на начальном этапе обучения являются зрительное, слуховое и волевое внимание);

определены и обоснованы педагогические условия развития внимания учащихся-музыкантов в процессе обучения игре на аккордеоне (формирование мотивации обучения, активизация музыкального слуха, формирование волевых качеств личности, формирование навыков самостоятельной работы);

- разработана методика развития внимания у учащихся-
аккордеонистов, суть которой заключается в направленности обучения на
осознание учащимися роли и значения внимания в музыкально-
исполнительской деятельности; активизацию зрительного, слухового и
волевого внимания; формирование навыков самоанализа процесса и
результатов работы над музыкальным произведением (постановка и
последовательное решение определенных музыкально-исполнительских
задач на основе активизации волевых качеств личности, восприятия,
слуховых ощущений и представлений).

Теоретическая значимость исследования:

- уточнено понятие «внимание музыканта-исполнителя»,
рассматриваемое как направленность и сосредоточенность сознания на
решении различных музыкально-исполнительских задач на основе
активизации интеллектуальной, слуховой, эмоционально-чувственной сфер и
волевых качеств личности;

- представлены показатели и параметры зрительного, слухового и
волевого внимания учащихся-музыкантов {зрительное внимание:
показатель
- скорость разбора нотного текста при максимальной
эффективности деятельности и минимальном количестве ошибок;
параметры — оптимальная концентрация, объем и распределение внимания в
процессе разбора нотного текста; слуховое внимание: показатель - слуховая
активность и точность воспроизведения музыкального произведения как в
техническом, так и художественно-выразительном плане; параметры -
концентрация музыкального слуха на исполняемом музыкальном
произведении и в процессе слушания музыки, слуховая устойчивость и
переключение на какие-либо элементы звучания; волевое внимание:
показатель
— проявление волевых усилий для управления действиями,
эмоциями, мыслями и успешного исполнения музыкального произведения в
различных условиях с минимальным количеством ошибок; параметры -
устойчивость внимания и способность его распределять в процессе
исполнения музыкального произведения). Определены критерии оценки
уровня развития зрительного, слухового и волевого внимания учащихся-
аккордеонистов на начальном этапе обучения;

- разработаны диагностические задания на основе существующих
методик для выявления уровня развития внимания учащихся в процессе
обучения игре на аккордеоне.

Практическая значимость исследования:

разработана и внедрена в учебный процесс ГОУ МХШ «Радость» и ГОУ ДІТТИ «Аккорд» методика, направленная на развитие внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне;

разработана методика диагностики уровня развития внимания учащихся-музыкантов;

материалы диссертационного исследования могут использоваться при подготовке преподавателей-инструменталистов на курсах повышения квалификации, а также в лекционных, семинарских и практических занятиях

для студентов средних и высших учебных заведений в рамках следующих дисциплин: «Музыкальная психология и психология музыкального образования», «Психология художественного творчества», «Методика обучения игре на народных инструментах» и др.;

- методика, направленная на развитие внимания учащихся-аккордеонистов, может быть реализована в учебном процессе преподавателями музыкальных специализаций музыкальных школ и средних специальных учебных заведений.

Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью решения поставленной проблемы; применением взаимодополняющих методов исследования в соответствии с его целями и задачами; использованием диагностических процедур для качественного анализа полученных данных; личным участием автора в экспериментальной и практической работе; музыкально-исполнительскими достижениями учащихся в итоге внедрения теоретико-методических положений диссертационного исследования в практику.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Внимание музыканта-исполнителя - это направленность и сосредоточенность сознания на решении различных музыкально-исполнительских задач на основе активизации интеллектуальной, слуховой, эмоционально-чувственной сфер и волевых качеств личности.

  2. Особенности внимания музыканта обусловлены спецификой музыкально-исполнительской деятельности (тесная взаимосвязь внимания с формированием технических и музыкально-творческих умений и навыков, комплексное проявление различных видов внимания в процессе решения музыкально-исполнительских задач, среди которых основополагающими на начальном этапе обучения являются зрительное, слуховое и волевое внимание).

  3. Процесс развития внимания учащихся-аккордеонистов осуществляется при соблюдении следующих педагогических условий: формирование

мотивации обучения, активизация музыкального слуха, формирование волевых качеств личности, формирование навыков самостоятельной работы.

4. Эффективному развитию внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне способствует применение специально разработанной методики, суть которой заключается в направленности обучения на осознание учащимися роли и значения внимания в музыкально-исполнительской деятельности; активизацию зрительного, слухового и волевого внимания; формирование навыков самоанализа процесса и результатов работы над музыкальным произведением (постановка и последовательное решение определенных музыкально-исполнительских задач на основе активизации волевых качеств личности, восприятия, слуховых ощущений и представлений).

Апробация основных теоретических положений и результатов исследования осуществлялась в соответствии с его основными этапами через публикации научно-методических материалов автора и в процессе следующих выступлений: на международных научно-практических конференциях в МГУКИ (Москва, 2005г. и 2006г); международном студенческом форуме в МГУКИ (Москва, 2007г.); научно-практической конференции в МГУКИ (Москва, 2008г.), а также в ходе обсуждений на кафедре музыкального образования МГУКИ и опытно-экспериментальной работы с учащимися ГОУ МХШ «Радость» и ГОУ ДШИ «Аккорд» города Москвы. Результаты диссертационного исследования были внедрены в образовательный процесс данных учебных заведений.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Сущность и значение внимания в образовательном процессе: психолого-педагогический аспект

Внимание занимает особое место среди психических явлений и определяется как главное условие успешного выполнения любой человеческой деятельности, в том числе учебной и музыкальной.

Различными аспектами проблемы внимания занимались многие ученые, раскрывая его сущность, разрабатывая теории, определяя особенности проявления и значение, условия развития. Рассмотрим и сравним некоторые теории внимания, точки зрения известных ученых в области философии, психологии и педагогики. В связи с этим, обратимся к истории и обозначим первые упоминания о внимании как элементе человеческой психики для дальнейшего обзора различных научных концепций.

Исходя из исследований русского психолога Н.Н. Ланге, отметим, что первые обращения к состоянию внимания встречаются у Блаженного Августина и Неоплатоников. «...Августин, придавая вере, как акту воли, преимущество перед познанием, не мог не заинтересоваться вниманием, как влиянием воли на познание; Плотин же, первый из греческих мыслителей, имевший ясное понятие о сознании, положил начало рассуждениям о внимании как самосознании» (ИЗ, с. 84). Интересные данные Н.Н. Ланге находит у Р.Декарта, учение которого является предпосылкой физиологической теории внимания. «Важным элементом этой теории служит... то тонкое вещество, которое движется по нервам и в мозге, обусловливает нервное раздражение и является причиной как ощущений, так и мускульных движений». В данном случае различается активное внимание от пассивного (113, с. 85). Что касается активного внимания, то, по мнению Р. Декарта, благодаря воле, человек способен направлять мысль на нужный объект. Подтверждением этому служит первое его правило для руководства ума: «целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах» (64, с. 79). Отсюда следует, что внимание способствует лучшему восприятию изучаемых предметов. Данная мысль Р. Декарта является основополагающей для последующих теорий внимания.

Проблемы внимания касается также Дж. Локк (122), исследуя способности человека, и Г.В. Лейбниц, открывший противоположное апперцепции или ясному сознанию темное сознание (206, с. 250). Учение об апперцепции, играющее важную роль в истории теорий внимания, достаточно полно изложено И. Кантом, а вот учение о самом внимании разработано им гораздо меньше. Тем не менее, в своем труде по педагогике И. Кант отмечает, что внимание следует всячески укреплять, так как на внимании основывается память, которая важна в учебно-воспитательном процессе (94, с. 99).

Итак, первые представления о внимании данных философов послужили основой его подробного изучения в психологической науке.

В истории экспериментальной психологии внимание как динамический комплекс впервые рассматривается В. Вундтом. Ученый экспериментально доказал природную ритмичность нашего сознания. Изучая далее объем слухового внимания, он установил его зависимость от скорости восприятия. В. Вундт рассматривал проблему внимания в определенном им поле сознания, где вниманию отводилась центральная часть. Вхождение содержания в поле сознания, т.е. в зону внимания обозначается им термином перцепция, а процесс сосредоточения на нем внимания связывал с актом апперцепции. Взятые вместе процессы перцепции и апперцепции, по мнению психолога, образуют целостность нашей душевной жизни (37, с. 13 - 24).

Теория внимания В. Джемса находится в некоторой степени под влиянием учений В. Вундта. В своих исследованиях В. Джемс делает попытку выделить специфические задачи, решаемые произвольным вниманием, которое, по его мнению, всегда бывает апперцептивным и продолжается несколько секунд подряд. Поддерживание произвольного внимания происходит за счет волевых усилий, в свою очередь, «...для произвольного волевого акта не требуется ничего иного, кроме внимания сопряженного с усилием» (66, с. 349). Таким образом, волевое усилие есть усилие внимания, а усилие внимания является важнейшей характеристикой волевого акта. Проявление усилия, которое представляет конечный результат напряжения внимания, В. Джемс определяет как одно из физиологических условий внимания.

Другим физиологическим условием внимания в учении мыслителя является приспособление органов чувств под влиянием объекта внимания. По поводу объекта внимания, В. Джемс говорит, что он должен постоянно изменяться, так как «объект зрения с течением времени становится невидим, объект слуха перестает быть слышим, если мы будем неподвижно направлять на него внимание. Если мы хотим сосредоточить наше внимание на определенном объекте, то нам необходимо постоянно открывать в нем все новые и новые стороны, в особенности, когда какой-нибудь посторонний импульс отвлекает нас в сторону» (65, с. 56). Отсюда следует, что, чем богаче интеллект человека, тем больше возможностей дольше сосредотачивать внимание на одном предмете. Соответственно, чем интереснее учащемуся на занятиях, тем больше напряжено его внимание. Поэтому, как замечает психолог, обучая детей, нужно всегда стараться связывать новые познания с уже полученными ранее знаниями. «То, что давно известно и хорошо знакомо, тотчас становится объектом внимания и привлекает за собой новые впечатления...» (65, с. 64).

Э.Б. Титченер, также являясь сторонником вундтовской психологии, определяет внимание как состояние, способствующее сознательной и успешной работе (196, с. 26). Новым, по сравнению с концепцией В. Вундта, является здесь представление об уровнях сознания (ясное и темное, верхний и нижний уровни сознания) и степени проявления внимания. Также Э.Б. Титченер пытается наметить соотношение между отдельными видами внимания: первичным, вторичным, производным первичным вниманием, отмечая при этом, что период учения, есть период вторичного внимания, который является переходным периодом к самостоятельной деятельности — периоду производного первичного внимания (196, с. 33).

Большой интерес с точки зрения нашего исследования представляет теория внимания французского философа и психолога Т.А. Рибо, определяющего внимание как состояние исключительное, ненормальное, ограниченное во времени и находящегося в противоречии с основным условием психической жизни - изменяемостью. «Всякому из личного опыта известно, что если оно продолжается чрезмерно долго, ...то вызывает постоянно возрастающую неясность мыслей, затем полное умственное изнемождение, часто сопровождаемое головокружением» (166, с. 3). Здесь Т.А. Рибо совершенно верно подмечает одно из свойств внимания - его устойчивость, а также утомляемость человека при долгой сосредоточенной работе.

Анализ Т.А. Рибо психофизиологических исследований показывает, что внимание подвержено закону ритма: «...движение есть условие изменяемости, которое, в свою очередь, служит одним из условий сознания» (165, с. 72). Отсюда следует, что окончательное уничтожение движений сопровождалось бы совершенным уничтожением внимания. Двигательные элементы, зависящие от сознания, и в совокупности с ним представляют внимание... (165, с. 76).

Педагогические условия развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне

В настоящее время проблема внимания учащихся-музыкантов в процессе обучения игре на аккордеоне остается нерешенной. Как показал анализ трудов и опыт различных музыкантов-педагогов, существуют отдельные рекомендации для его развития, но касающиеся учащихся уже средних или высших музыкальных учебных заведений. Начальный этап обучения игре на аккордеоне в учреждениях дополнительного образования детей (ДМШ, ДІЛИ, Центры образования и др.) сопровождается множеством проблем, распространяющихся также на дальнейшее обучение музыкантов, которые связанны с различными аспектами музыкально-исполнительской деятельности и, исходящих, как правило, от недостаточности внимания или его отсутствия во время работы над музыкальным произведением. Поэтому в нашем исследовании, учитывая закономерность, заключающуюся в том, что первоначальные умения и навыки являются фундаментом для формирования других, мы считает необходимым определить условия развития внимания детей в процессе начального обучения игре на аккордеоне, способствующие качественной выработке этих умений и навыков.

Для начала отметим, что внимание, его особенности и уровень развития зависят от типа нервной системы, возрастных и типологических особенностей личности. Мы не будем в данном исследовании останавливаться на каждом из перечисленных параметров, укажем лишь, что, младшие школьники не отличаются хорошим и продолжительным вниманием. В связи с этим, при организации и планировании содержания уроков необходимо учитывать активность детского внимания, сохраняющуюся всего несколько минут, ограниченность его объема, а также способность быстрого развития внимания в определенной деятельности.

Кроме этого, обучение игре на аккордеоне имеет определенную специфику, обусловленную особенностями инструмента и возможностями формирования тех или иных умений и навыков. Наряду с освоением нотной грамоты, нужно правильно научиться сидеть и держать аккордеон, освоить и закрепить навыки звукоизвлечения и меховедения, игры правой и левой рукой, двумя руками. При выработке данных навыков дети иногда проходят достаточно длинный путь, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности и, в связи с тем, что игра на аккордеоне требует распределения внимания между большим числом объектов. Помимо правильной посадки ученик должен правильно читать ноты, брать нужные клавиши правой и левой рукой верной аппликатурой, не смотря при этом на клавиатуру инструмента; вести мех, играть ритмично и красивым звуком, а также выполнять все указания педагога. Поэтому успешная работа на уроке зависит от умения педагога управлять вниманием ученика, удерживать его и развивать, что является далеко непростой задачей и достигается при соблюдении ряда педагогических условий, которые мы определили в результате изучения психолого-педагогического аспекта данной проблемы, опыта различных музыкантов-педагогов, собственного педагогического опыта. К таким педагогическим условиям относятся: формирование мотивации обучения, активизация музыкального слуха, формирование волевых качеств личности, формирование навыков самостоятельной работы. Рассмотрим подробнее каждое из них.

1. Формирование мотивации обучения. Правильно сформированная мотивация в процессе обучения является основой его успеха. Как актуальная проблема в педагогике стала обсуждаться сравнительно недавно и понимается по-разному. Опираясь на исследования Е.П. Ильина, отметим, что в одном случае мотивация рассматривается учеными как совокупность факторов или мотивов, в другом случае - как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов (82, с. 65.) При этом иногда мотив и мотивация выступают как синонимы. Отсюда следует, что в определении данных понятий нет единства взглядов. В нашем исследовании возьмем за основу определение, данное в словаре по педагогике, где мотивация понимается как совокупность устойчивых мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение (104, с. 198). Мотив - как внутреннее побуждение личности к тому или иному виду деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (104, с. 196).

Известно, что начальное обучение, в том числе и игре на музыкальном инструменте, является самым серьезным и ответственным. Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности детей, большое внимание обращается на первый контакт с учениками, умение максимально их узнать и в то же время — внушить доверие. Как говорил музыкант-педагог А. Корто, «...для педагога нет более значительного испытания, чем то, которое заключается в первом прикосновении пальцев ребенка к клавиатуре» (107, с. 213). Отсюда следует, что передача первоначальных знаний, формирование первоначальных умений и навыков является ответственным в учебном процессе. Поэтому важно создать положительную мотивацию обучения детей, которая, прежде всего, способствует развитию внимания, его направленности и имеющая, к тому же, большое значение в музыкально-исполнительской деятельности.

Положительная мотивация обучения формируется на основе определенных положительных мотивов. К этим мотивам, особенно на начальном этапе обучения детей можно отнести чувство долга и ответственности, потребность в знаниях, положительное отношение к учению. Как правило, основными мотивами обучения младших школьников выступают оценка, похвала учителя, а также желание хорошо выглядеть в глазах одноклассников. Такие мотивы не очень благоприятны для процесса обучения игре на аккордеоне, так как они слабо связаны с желанием исполнять различные музыкальные произведения, передавая их эмоционально-образное содержание; познавательным интересом и чувством ответственности, требующие своего развития уже на начальном этапе обучения, благодаря которым, достигаются высокие результаты и мастерство в музыкально-исполнительском искусстве. Поэтому формирование на начальном этапе обучения мотивов, придающих учебе значимый смысл, является одной из главных задач учителя.

Современное состояние проблемы внимания музыканта в педагогической практике и диагностика уровня его развития у учащихся-аккордеонистов

Теоретическое исследование проблемы внимания учащихся в процессе обучения и музыкально-исполнительской деятельности показало, что данная проблема не достаточно решена на начальном этапе обучения детей игре на аккордеоне. В связи с этим, нами разработана программа опытно-экспериментальной работы, включающая в себя констатирующий и формирующий эксперименты, целью которой является выявление эффективности разработанной методики развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне.

Данная цель достигалась при помощи решения следующих задач:

1. Разработка исследовательских процедур для проведения опытно-экспериментальной работы.

2. Целенаправленное и систематическое применение методов обучения, способствующих развитию внимания учащихся-музыкантов при соблюдении выявленных нами педагогических условий.

3. Проведение опытно-экспериментальной работы.

4. Анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ МХШ «Радость», ГОУ ДШИ «Аккорд». Данные учебные заведения дополнительного образования имеют экспериментальные площадки в общеобразовательных школах, где также осуществляется музыкальное образование детей, включая обучение игре на музыкальном инструменте. Их основной задачей является разработка модели деятельности школы, основанной на организации непрерывного образовательного процесса, предполагающего содержательную и организационную интеграцию общего и дополнительного образования детей в области музыкально-эстетического воспитания. Отличительной особенностью экспериментальных площадок ГОУ МХШ «Радость» в средних общеобразовательных школах № 153, № 739 и № 601 является то, что они с 2004 по 2007 учебный год имели статус окружной экспериментальной площадки, а в настоящее время (2007 - 2010 учебные годы) школы находятся на уровне городской экспериментальной площадки. Цель эксперимента заключается в выявлении преимуществ и недостатков влияния музыкально-эстетических дисциплин на уровень и динамику общего развития школьников. Данное обстоятельство играет, безусловно, большую роль для нашего исследования, так как способствует полноценной реализации предложенных педагогических условий и разработанной методики развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне, а также проведению диагностики уровня его развития, сравнению и обобщению результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

Наше исследование проводилось в три этапа в течение пяти лет.

На первом этапе (2003 - 2005гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая и музыкально-методическая литература по рассматриваемой проблеме. Определялись методологические и теоретико-методические характеристики исследования. Проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого изучалось современное состояние проблемы внимания учащихся-музыкантов на практике в результате наблюдения и бесед, осуществлялся опрос преподавателей-инструменталистов музыкальных школ при помощи анкетирования; разрабатывалась методика диагностики уровня развития внимания учащихся, а также его показатели, параметры и критерии оценки. Всего в эксперименте приняли участие 218 человек.

На втором этапе (2005 - 2007гг.) разрабатывалась методика развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне в системе дополнительного образования, проводилась диагностика исходного уровня его развития в экспериментальных (20 учащихся) и контрольных (20 учащихся) группах; осуществлялось внедрение разработанной методики и ее апробация в ходе формирующего эксперимента.

На третьем этапе (2007 - 2008гг.) проводилась повторная диагностика уровня развития внимания учащихся контрольных и экспериментальных групп; систематизировался материал и обобщались данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы; делались выводы на основе теоретических и практических результатов, подтверждающие гипотезу диссертационного исследования, и подводились его итоги.

Всего в нашем исследовании было задействовано 218 респондентов: из них - 78 преподавателей и 140 учащихся.

В процессе опытно-экспериментальной работы использовался собственный опыт автора в качестве исполнителя в составе дуэта, педагога по классу аккордеона ГОУ МХШ «Радость» и ГОУ ДТТІИ «Аккорд» г. Москвы и применялись следующие эмпирические методы исследования:

- обобщение передового педагогического опыта;

- педагогическое наблюдение;

- педагогическая беседа;

- методы опроса (анкетирование, тестирование);

- анализ продуктов деятельности;

- педагогический эксперимент.

Констатирующий эксперимент состоял из двух этапов -подготовительного и основного, целью которого являлось исследование проблемы внимания учащихся в музыкально-педагогической и исполнительской практике и выявление уровня его развития в процессе обучения игре на аккордеоне с помощью разработанной методики диагностики. Достижение цели осуществлялось за счет решения следующих задач: 1. Опрос преподавателей-инструменталистов относительно проблемы внимания детей на начальном этапе обучения и посещение открытых уроков, мастер-классов, концертов и т.д.

2. Подбор тестов, специальных методик и диагностика уровня развития основных свойств внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне.

3. Определение показателей, параметров, критериев оценки зрительного, слухового и волевого внимания учащихся-музыкантов и их диагностика.

4. Анализ и обобщение полученных результатов.

На подготовительном этапе констатирующего эксперимента нами было проанализировано общее состояние внимания учащихся в учебно-исполнительской практике за счет посещения открытых уроков, мастер-классов, итоговых концертов, а также непосредственного общения с педагогами и учащимися, анализа собственного педагогического опыта. В результате проведенного обследования была собрана объективная информация, касающаяся значимости внимания и уровня его развития, выявлены недостатки обучения детей игре на каком-либо музыкальном инструменте и их основные причины, заключающиеся, как правило, в неумении работать над музыкальным произведением и в недостаточности развития внимания обучаемых.

Кроме этого был проведен опрос преподавателей-инструменталистов ГОУ МХШ «Радость», ГОУ ДШИ «Аккорд» города Москвы и ДШИ города Карачева Брянской области, мнения которых относительно рассматриваемой темы, имеют большое значение для нашего исследования. Опрос осуществлялся с помощью составленной анкеты, включающей в себя открытые и закрытые вопросы (см. приложение 1). В первой части анкеты отражены вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности преподавателя. Во второй части анкеты - основные вопросы, направленные на получение значимой для исследования информации относительно проблемы внимания. Полученные ответы на вопросы анкеты позволили нам определить знания преподавателей о сущности внимания в целом, особенностях внимания музыкантов и условиях его развития в процессе обучения, а также узнать их мнения по поводу взаимосвязи внимания с различными аспектами музыкально-исполнительского процесса и его значения.

В ходе обработки и обобщения результатов, мы сделали вывод, что все преподаватели, с одной стороны, отмечают большое значение внимания в процессе работы над музыкальным произведением и его исполнения (100%), с другой стороны, есть такие, которые затрудняются определить его сущность, то есть выбрать из трех предложенных ответов один, а также назвать факторы или условия, способствующие его развитию (15%). В анкетах большинства респондентов (55%) обозначенные ими условия развития внимания не существенны или не являются как таковыми. Только некоторая часть опрашиваемых (30%) в качестве условия отметила заинтересованное отношение к обучению игре на музыкальном инструменте, выделяемое нами в данном исследовании и, по нашему мнению, являющееся важным.

Что касается видов внимания учащихся-музыкантов, которые в первую очередь нужно развивать в процессе обучения, то в основном мы получили неудовлетворительные ответы: либо подчеркиваются не особо значимые на начальном этапе обучения детей игре на музыкальном инструменте виды внимания из предложенных нами (75%), либо никакие (20%). Тем не менее, очень малая часть преподавателей (5%) отметила именно зрительное, слуховое и волевое внимание.

Похожие диссертации на Музыкально-педагогические особенности развития внимания учащихся в процессе обучения игре на аккордеоне