Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа Шемякова Наталья Аркадьевна

Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа
<
Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шемякова Наталья Аркадьевна. Музыкальное искусство как средство формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Шемякова Наталья Аркадьевна;[Место защиты: Оренбургский государственный педагогический университет].- Оренбург, 2015.- 262 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа средствами музыкального искусства 16

1.1. Формирование опыта духовно-практической деятельности студента колледжа как педагогическая проблема 16

1.2. Педагогический потенциал музыкального искусства в формировании опыта духовно-практической деятельности студента колледжа 36

1.3. Технология формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа посредством музыкального искусства 62

Выводы по первой главе 95

Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию опыта духовно-практической деятельности студента колледжа средствами музыкального искусства 97

2.1. Диагностика сформированности опыта духовно-практической деятельности студентов педагогического колледжа 97

2.2. Реализация технологии формирования опыта духовно-практической деятельности в условиях педагогического колледжа 124

2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 145

Выводы по второй главе 164

Заключение 166

Список литературы

Педагогический потенциал музыкального искусства в формировании опыта духовно-практической деятельности студента колледжа

В параграфе представлена совокупность положений, определяющих содержание и структуру понятий «опыт», «деятельность», «опыт духовно практической деятельности», «формирование опыта деятельности»; рассматривается ряд определений деятельности, духовно-практической деятельности, вопросы формирования духовно-практической деятельности на занятиях музыкально-эстетического цикла; обосновываются психолого педагогические предпосылки формирования опыта духовно-практической деятельности на конкретном этапе профессионального становления личности.

Научная разработка проблемы формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа требует рассмотрения таких ключевых понятий, как «опыт», «деятельность», «опыт духовно-практической деятельности». Понятие «опыт» традиционно рассматривается как совокупность знаний, навыков, умений, вынесенных из жизни, практической деятельности и т.п. То, что уже имело место, что уже было испытано на практике, в жизни, с чем приходилось встречаться [74]. Категория опыта наиболее полно разрабатывается в философии. Традиционно опыт рассматривается как: совокупность знаний, приобретённых в процессе непосредственной практической деятельности; основа всякой деятельности; результат освоения материального мира основанной на практике чувственно-эмпирической формы познания действительности [108]. В зависимости от философских течений, опыт также представляется как: - определенное состояние сознания, которое не обусловлено объективной действительностью (идеалистические системы Дж. Беркли, Д. Юм и др.); - единый источник знания, отрицающий активную роль человеческой деятельности (метафизические материалисты (французские материалисты) К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ламетри). Доказано, что источником опыта является исключительно материальный мир (сторонники материалистического эмпиризма Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс), а сам опыт даёт неясное, смутное знание, приводящее к заблуждениям, поэтому на нем не может базироваться столь важное для развития человека логическое мышление (рационалисты Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б Спиноза). Фактически, опыт есть основа всего непонятийного знания действительности, определённая направленность и основа всякой деятельности.

Дж. Локк вводит понятие внешнего и внутреннего опыта. Внешний опыт тот, который человек получает из внешнего мира с помощью своих органов чувств, т.е. в результате непосредственного воздействия вещей, окружающих человека, на его органы чувств. Опыт внутренний - это опыт, который душа человека получает из внутренних ощущений, из осмысления человеком, своих собственных ощущений, чувств, действий и состояний, т.е. путём рефлексии [149,с.84]. По мнению И.А. Ильина, человек духовен постольку, поскольку он живёт не только внешним, чувственно-материальным, но и внутренним опытом и умеет отличать нравящееся, приятное, дающее наслаждение от того, что на самом деле хорошо, объективно прекрасно, истинно, нравственно, художественно справедливо, совершенно, божественно [88].

Психологические исследования показывают, что опыт – это любое реальное событие, происшедшее раньше или происходящее в данный момент времени в жизни человека; совокупность накопленных человеком знаний, представлений, умений и навыков, хранящихся в его памяти; общая сумма разнообразных знаний, умений и навыков, приобретённых человеком в процессе его жизни [149,с.84].

В педагогике опыт рассматривается как результат образования, в котором кроме знаний, умений, эвристических схем поведения, присутствует еще и отношение к миру, к людям, нравственные поступки, рефлексия. Приобретая такой опыт, человек получает способность ориентироваться в мире и реальные стратегии поведения в нём. При этом выделяются социальный, творческий, эмоционально-ценностный, личностный, коммуникативный, духовный и др. [199,с.55].

Единство знания и переживания являются структурными компонентами и духовного опыта. Смысловую сторону опыта составляют знания, чувственную — переживание. По мнению В.В. Серикова важную роль играет опыт собственно духовно-личностной самоорганизации человека, связанный с выполнением им смыслопоисковых, рефлексивных, самооценочных, жизненнопланирующих и других функций. Автор считает, что человек должен овладеть опытом выполнения таких специфических личностных функций, как избирательность, рефлексия, смыслоопределение, самореализация, социальная ответственность, т.е. опытом «быть личностью», что является своеобразным внутренним планом другой деятельности человека [200,с.25] . Анализ определений понятий опыт в философских, психологических исследованиях и в педагогике показывает, что опыт – это единство знания и переживания [221]. Знание составляет смысловую сторону опыта, а переживание — чувственную, в которой, не потеряна живая ткань опыта, в отличие от отдельно взятых компонентов внутренней жизни. Любой вид опыта является результатом конкретного вида деятельности и имеет личностную окраску. Из этого следует, что для формирования опыта необходима организованная активность человека, его деятельность, неизбежно несущая при этом на себе печать всех его индивидуальных особенностей, характерологических черт и свойств. Человеческая деятельность, взятая в целом, в полноте своих видов и форм, «порождает культуру, выливается в культуру, сама становится культурой и делает человека из биологического существа существом культурным, тем самым, определяя и структуру его потребностей, и структуру его способностей» [94, с.152]. Понятие «деятельность» является одним из самых общих понятий в науке. Деятельность как логическая категория впервые рассматривалась представителями немецкой классической философии: Г.Ф. Гегелем и К. Марксом. В настоящее время определены виды, формы, структура, уровни, фазы деятельности.

Технология формирования опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа посредством музыкального искусства

В параграфе обоснованы критериальные основы изучения уровня опыта духовно-практической деятельности студента колледжа; показан комплекс диагностических методик, обеспечивающих технологичность педагогического содействия формированию опыта духовно-практической деятельности студента; представлены количественные и качественные показатели сформированности опыта духовно-практической деятельности студента колледжа, полученные в ходе диагностирующего этапа опытно-поисковой работы.

Опытно-поисковая работа осуществлялась в условиях естественного учебного процесса ГБОУ СПО «Педагогический колледж» г. Бузулука на факультативных занятиях по музыкальному воспитанию, учебных предметах «Музыка и методика музыкального воспитания» и во внеурочное время. В исследовании было задействовано 150 студентов колледжа. Констатирующий эксперимент (студенты 1-2-х курсов средних профессиональных образовательных учреждений) реализован на выборке 180 человек. формирующий этап опытно-поисковой работы осуществлялся в условиях естественного учебного процесса «Педагогического колледжа» г. Бузулука. В качестве экспериментальных были взяты группы «А», «Б», второго курса специальности 050709 Преподавание в начальных классах (56 студентов). В качестве контрольной группы в эксперименте участвовали студенты групп «А», «Б» второго курса специальности 050303 Иностранный язык, не посещающих факультативных занятий по музыкальному воспитанию и не имеющих по учебному плану дисциплин музыкально-эстетического цикла. Выбор на студентов второго курса пал по причине завершённого периода адаптации, что позволяет преподавателям, выступать экспертами в данном исследовании.

На каждом этапе определялись конкретные задачи и уточнялись методы и средства исследования. Констатирующий этап опытно-поисковой работы был направлен на решение следующих задач: - определение критериев, показателей и уровней опыта духовно практической деятельности студентов; - подбор диагностических методик, раскрывающих критериально уровневые характеристики опыта духовно-практической деятельности; - выявление уровня опыта духовно-практической деятельности у студентов контрольной и экспериментальной групп. Формирование опыта духовно-практической деятельности представляет собой процесс, содержащий художественно-эстетические, нравственные элементы духовной культуры, заполняя мотив, цель, средства, способы деятельности духовным содержанием, что позволяет реализовывать гностическую, проектировочную, организаторскую, коммуникативную функции деятельности и обеспечивает формирование опыта духовно-практической деятельности студента колледжа.

Важным моментом в педагогическом исследовании является правильный выбор критериев и показателей для оценки эффективности разработанной технологии. В работах В.В. Краевского и И.Я. Лернера выделено четыре исходных компонента культурного опыта: знания о различных областях действительности, опыт выполнения известных способов деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам и средствам деятельности человека [111]. Данные компоненты были нами рассмотрены как исходные для определения критериев сформированности опыта духовно-практической деятельности студента. Критерий (от греч. criterion – средство для суждения) – значительный признак, на основании которого производится оценка или классификация, направление диагностики [81,с.131]. В педагогической теории критерии рассматриваются как теоретически разработанные показатели, с которыми сравниваются достигнутые результаты [172].Показатель – конкретные проявления свойств и результатов процесса, характеризующие тот или иной критерий в заданных параметрах [81,с.131].

На основе теоретического анализа научно-педагогической литературы и эмпирических данных, а также в соответствии с выделенными этапами духовно-практической деятельности (побудительно-мотивационный, ориентировочный, процессуальный, контрольно-корректирующий) были выделены следующие критерии и показатели сформированности опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа: -мотивационный критерий духовно-практической деятельности, показателями которого являются мотивы-интенции и мотивы-цели; -ментальный критерий, включающий следующие показатели: содержание знаний о духовных ценностях, понимание смысловой нагрузки музыкального произведения и ценностную направленность; -операциональный критерий показателями, которого являются эмоциональная сторона духовно-практической деятельности и техническая сторона духовно-практической деятельности и личная ответственность за качество её результата; -оценочный критерий, включающий такие показатели как адекватность оценки и прогностичность оценки.

Мотивационный критерий. Взаимообусловленность критериев структуры духовно-практической деятельности проявляется в том, что её первый показатель – мотив – часто решает успех конечного результата деятельности. С точки зрения, принятой в психологии, «мотивация» включает мотивы-интенции и мотивы-цели. В научной литературе мотивы-интенции рассматриваются как проявление интереса. По мнению С.Л. Рубинштейна, интересы – это эмоциональное проявление потребностей. Самым существенным в развитии интересов будущего педагога является рост интереса к практическому применению приобретённых знаний и направленность интересов на определённую сферу деятельности, одной из которых является искусство [185]. Музыкальное искусство в силу своей эмоциональной привлекательности, открывающей для студента творческую природу музыки, пути и способы её слушания, создания, исполнения способно пробудить интерес и желание получения нового опыта, стремление к активному участию в духовно-практической деятельности, удовлетворяющей внутренние духовные потребности личности.

Реализация технологии формирования опыта духовно-практической деятельности в условиях педагогического колледжа

Свойственные музыке обобщения накладывают свой отпечаток на приёмы ассоциативного мышления, помогающего полнее понять специфику отображения внутреннего мира человека. «Музыка не просто холодно информирует слушателя о мире, о мыслях, чувствах, идеалах художника, но и заражает его этим содержанием. Она непрерывно заинтриговывает внимание, ведёт его за собой, стимулирует активность восприятия и мышления» - отмечает русский музыковед В.В. Медушевский [135,с.6]. Определяя мотив - цель как необходимый, важный структурный показатель опыта духовно-практической деятельности, мы рассматриваем его как умение сознательно конструировать свою деятельность и формулировать цели с учётом конкретной ситуации. В условиях личностно-ориентированного подхода мотив-цель должен исходить от самого студента. (Чем он хочет заниматься? Интересно ли ему принимать участие в подготовке благотворительных акций, музыкальных гостиных?) Он сам планирует программу своего профессионального становления, и удовлетворения духовных потребностей. В данном случае мы можем говорить о самоопределении студента в условиях свободного выбора вида духовно-практической деятельности, её осуществления и своей роли в ходе данной деятельности.

Ментальный критерий включает в себя следующие показатели: содержание знаний о духовных ценностях музыкального искусства и понимание смысловой нагрузки музыкального произведения. Вопросы осуществления духовно практической деятельности связаны с ценностно-ориентационной направленностью деятельности, которая заключается в наличии знаний интонационной, жанровой и стилевой основы музыкального искусства, с грамотным их применением при разработке праздников, выездных концертных программ, музыкальных гостиных. В контексте нашего исследования в процессе формирования опыта духовно-практической деятельности определённое место занимает умение выбирать способы действия в соответствии со своими потребностями и желанием и осуществлять отбор средств и методов духовно-практической деятельности. Эти действия рассматриваются, как процесс освоения различными видами музыкально-исполнительской деятельности, овладение музыкальным репертуаром, который отвечает общечеловеческим и культурным нормам и ценностям и является проявлением субъектной позиции.

Операциональный критерий включает в себя эмоциональную сторону духовно-практической деятельности, которая передаёт эмоциональное отношение студента к процессу создания оригинального продукта, отличающегося неповторимостью, индивидуальностью и приносящий удовлетворение исполнителю и положительные эмоции окружающим. Техническая сторона духовно-практической деятельности проявляется в готовности к социальному взаимодействию и осознанному пониманию социальной значимости и роли результата своей духовно-практической деятельности. Студенты, достигшие высокого исполнительского уровня, являются активными участниками творческих проектов, концертных программ, лекций, бесед, проводят музыкальные гостиные, вовлекают студентов в различные виды музыкально исполнительской деятельности, участвуют в организации выездных благотворительных концертов в социальные учреждения города; просветительской и практической деятельности в социуме школы.

Оценочный критерий раскрывается через такие показатели, как адекватность оценки и прогностичность оценки, которые включают умение оценивать результат своей деятельности критично, умение видеть достоинства и недостатки, рефлексировать свою деятельность, давая оценку и самооценку личностных изменений, корректируя процесс профессионального роста. Результатом духовно-практической деятельности является приобретённый опыт в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в сочинении и разработке сценариев, в установлении связей музыки с другими видами искусства и с жизнью. В процессе реализации духовно практической деятельности студенты постепенно убеждались в том, что любая работа приносит человеку удовлетворение, если она интересна и по душе ему. И мы стремились к тому, чтобы наши студенты относились к любому делу, к деятельности самостоятельно, творчески, вкладывали свои знания, искали новые формы ее улучшения и совершенствования. Все это, в целом, представляет собой процесс накопления опыта духовно-практической деятельности, включающий рефлексию, анализ и самоанализ, обращение к своему внутреннему миру. Самостоятельная, творческая, свободная деятельность, организуемая в системе формирования духовно-практического опыта, создает для студента реальные условия научиться видеть себя, свои действия и жить в согласии со своим «внутренним человеком», научиться любить и принимать других, уметь сопереживать и сорадоваться, проявляя интерес к состоянию других. Участники постоянно проводят самоанализ своей деятельности, корректировку содержания деятельности и уровня своей самостоятельности. Умение оценивать результаты своей деятельности способствует планированию дальнейшего духовного совершенствования и профессиональному росту студента педагогического колледжа.

Выделенные критерии позволили нам определить уровневые показатели сформированности опыта духовно-практической деятельности, опираясь на требования, предъявляемые Государственным стандартом к профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа. Показатель – конкретные проявления свойств и результатов процесса, характеризующие тот или иной критерий в заданных параметрах. Параметр – величина характеристик, их допустимые верхние и нижние пределы [81,с.131]. При выделении и описании уровней мы учитывали, что они должны выступать как индикаторы формирования опыта духовно-практической деятельности студента по рассматриваемым параметрам. При этом каждый уровень должен взаимодействовать как с предшествующим, так и с последующим являясь результатом развития (Приложение 3).

Анализ результатов опытно-поисковой работы

Проведение итоговой диагностики в экспериментальной и контрольной группах и выявление уровня сформированности исследуемых показателей после внедрения разработанной технологии позволяет сопоставить результаты и провести сравнительный анализ уровня сформированности опыта духовно практической деятельности студентов экспериментальной и контрольной групп. Данные результатов представлены в таблице (Приложение30). Результаты сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапов опытно поисковой работы позволяют констатировать изменения в формировании опыта духовно-практической деятельности студента колледжа и показывают положительную динамику по каждому уровню.

Если в начале нашего исследования для студентов в экспериментальной группе показатель творческого уровня был равен 33,9 % ,то на конец исследования он значительно увеличился до 63,1%. Уменьшилось соответственно количество студентов с продуктивным уровнем с 31,8 % до 26,7 % в экспериментальной группе. Значительно уменьшился показатель репродуктивно-продуктивного уровня в экспериментальной группе с 26,6% до 9,6 % и показатель репродуктивного уровня с 7,7 % до 0,6 %. В контрольной группе значительной положительной динамики не выявлено. Высокий уровень увеличился лишь на 9,4 %,продуктивный уровень - на 2,2 %, репродуктивный уровень уменьшился на 0,4%,репродуктивный уровень снизился в контрольной группе на 0,5%.

На рисунке 14 представлены сравнительные характеристики уровней сформированности опыта духовно-практической деятельности студентов колледжа в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе. .Динамика сформированности опыта духовно-практической деятельности студентов экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе опытно-поисковой работы Анализируя увеличение числовых показателей в экспериментальной группе необходимо отметить проявление у студентов колледжа осознанного интереса к духовно-практической деятельности и желания получения нового опыта; стремление самостоятельного и сознательного конструирования своей деятельности по созданию новых ценностей духовной культуры и их трансляции, которые отвечают общечеловеческим и культурным нормам.

Анализ ответов студентов, позволяет сделать следующий вывод: на окончание эксперимента высокий уровень продемонстрировали студенты экспериментальной группы – 63,1% ( = 29,2), уровень студентов контрольной группы равен – 48,4% ( = 4,5). Абсолютный прирост между контрольной и экспериментальной группами имел различия почти в 6,5 раза. Наиболее значимым приращением опыта духовно-практической деятельности студента произошло по следующим параметрам: мотивационный критерий (показатель увеличился на 28,4%), ментальный (показатель увеличился на 24,2%), операциональный (показатель увеличился на 17,8 %), оценочный (показатель увеличился на 39,3%).

Применение вторичных методов статистической обработки экспериментальных данных было направлено на подтверждение выводов, используемых для доказательства положений гипотезы исследования. Мы сравнили частотные процентные распределения данных. С этой целью мы использовали статистику Х2 - критерий («хи-квадрат критерий»), рассчитываемый по формуле: Где PR - частоты результатов наблюдений до эксперимента; VR - частоты результатов наблюдений, сделанные после эксперимента; т – общее число групп, на которые разделились результаты наблюдений. Обработка результатов данных экспериментальной группы показала следующее значение Х2 - критерия:

При обработке результатов данных контрольной группы мы получили следующее значениеХ2 - критерий:

Таким образом, в соответствии с таблицей граничных (критических) значений Х2-критерия, мы выявили, что полученное в нашем исследовании значение Х2 в экспериментальной группе намного больше соответствующего табличного значения т - 1 = 2 степеней свободы, составляющего 13,82 (при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001%). В контрольной группе результат прироста незначителен. Динамика опыта духовно-практической деятельности студентов наглядно подтверждает положительный результат применения педагогической технологии.

В процессе реализации технологии формирования опыта духовно-практической деятельности студентов колледжа возможны педагогические риски, знание и учёт которых позволит избежать ошибок в процессе формирования опыта духовно-практической деятельности студента: отсутствие факультатива

«Хоровое пение» и других факультативных занятий музыкально-эстетической направленности, которые способствуют духовному единению участников процесса; отсутствие возможности у студентов выбора факультативных занятий и неприятие преподавателем проявления инициативы студента может привести к снижению положительной мотивации формирования опыта духовно практической деятельности студента; отсутствие практических исполнительских навыков и недостаточность знаний у студентов о способах и средствах формирования опыта духовно-практической деятельности; разногласие педагогов в определении наиболее эффективных форм и методов формирования опыта духовно-практической деятельности мешает достижению планируемого результата.