Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза Панкова Анастасия Анатольевна

Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза
<
Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза
>

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Панкова Анастасия Анатольевна. Обучение информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза: диссертация кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Панкова Анастасия Анатольевна;[Место защиты: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2016.- 213 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Анализ особенностей обучения информационным технологиям в процессе подготовки учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза 14

1.1. Информационные технологии в процессе подготовки учителя музыки

1.2. Особенности обучения информационным технологиям будущих учителей

1.3. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения

Выводы по главе I

Глава II Методика обучения информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического вуза

2.1. Основные принципы построения методики обучения информационным технологиям будущих учителей музыки общеобразовательных школ в

2.2. Творческий проект как пример реализации модульного подхода при обучении информационным технологиям будущих учителей музыки

2.3. Методика обучения информационным технологиям в процессе подготовки учителей музыки общеобразовательных школ в условиях педагогического

2.3.1. Реализация контекстно-ориентированного принципа отбора содержания обучения информационным технологиям будущих учителей музыки

2.3.2. Реализация принципа преемственности и непрерывности в процессе обучения информационным технологиям будущих учителей музыки (на примере дисциплины «Информационные технологии в музыке») 71

2.3.3. Компьютерное музыкальное творчество как средство формирования информационной компетентности учителя музыки (на примере дисциплины «Компьютерная музыка») 81

2.3.4. Музыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности будущего учителя музыки (на примере дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании»).. 89

2.3.5. Интеграция музыкально-компьютерных технологий как средства реализации образовательных подходов в процессе обучения

Выводы по главе II 105

Глава III Организация и проведение педагогического эксперимента 107

3.1. Организационно-методические условия и основные этапы проведения педагогического эксперимента

3.2. Констатирующий и поисковый этапы педагогического эксперимента

Выводы по главе III

Заключение

Особенности обучения информационным технологиям будущих учителей

Также, возможности информационного подхода к проблемам музыкального творчества были исследованы рядом ученых (Р.Х. Зарипов, М. Касслер, А. Моль, М. Мэтьюз, Дж. Пирс, Ю.Н. Pare, И.Д. Рудь, В.Фукс, И.И. Цуккерман и др.) [86; 101; 158; 177; 223]. Вопросам исследования междисциплинарного взаимодействия предметных областей информатики и музыки посвящен целый ряд специализированных журналов: «Mathematics and Music», «Computer Music», «Future Music», «Music Tech», «Электронная музыка», «Музыка и электроника», «Медиамузыка» и др. В публикуемых материалах находят свое отражение результаты исследований известных отечественных и зарубежных ученых в области компьютерной музыки, музыкального программирования и применения МЕСТ в сфере общего и профессионального музыкального образования, а также раскрывается для читателей опыт музыкантов, использующих МЕСТ в своем творчестве [51; 134; 222; 224; 225; 226]. На страницах этих изданий публикуются статьи, посвященные современным технологиям создания и обработки звука, мультимедийному искусству, экспериментальной музыкальной электронике и др. Процесс информатизации, оказывавший существенное влияние на развитие музыкального искусства еще несколько десятилетий назад, и сегодня, самым непосредственным образом затрагивая культурную и образовательную сферы, крайне актуален в современном музыкальном творчестве и музыкальном образовании.

По организации информатизации музыкального и музыкально-педагогического образования опубликовано значительное количество научных статей, монографий, учебно-методических пособий, разработаны образовательные программы (Г.Г. Белов, И.А. Большакова, Т.И. Воронина, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко, И.В. Заболотская, М.С. Заливадный, Р.Х. Зарипов, А. Камерис, Э.В. Кибиткина, И.М. Красильников, Е.А. Ложакова, Е.В. Орлова, А.В. Ортин, Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин, К.Ю. Плотников, СП. Полозов, Ю.Н. Pare, Ж.Ю. Ситникова, Н.С. Сушкевич, Г.Р. Тараева, А.В. Харуто, А.П. Хмелева, СВ. Чибирёв и др.). Проведенные вышеперечисленными авторами исследования подтверждают, что ИТ становятся эффективным, а порой и незаменимым средством расширения профессиональных возможностей, как в сфере искусства и творчества, так и в сфере современной педагогической практики [159; 181; 211; 192; 194]. Это обусловлено тем, что в условиях ВТИОС многие методы и средства профессиональной деятельности будущего учителя музыки базируются на использовании ИТ [52; 55; 56; 138; 163; 193]. Поэтому, деятельность учителя музыки сегодня должна основываться на квалификации не только в профессиональной области, но и в области ИТ. Информационная подготовка, включающая овладение методами и средствами современных компьютерных технологий, становится одной из базовых компетенций педагога-музыканта и проявляется, прежде всего, при решении конкретных профессиональных задач в условиях функционирования ВТИОС [11; 34; 58; 170]. Необходимость формирования ИК будущих учителей музыки обусловила внесение изменений в процесс их обучения информатики и ИТ в средних и высших учебных заведениях. В то же время, ускорение информатизации требуют не просто повышения качества образования, а его переосмысления и формирования образовательных стандартов, которые актуальны и востребованы в условиях функционирования ВТИОС. «Российская система высшего образования должна соответствовать европейским стандартам подготовки высококомпетентного специалиста, способного к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию, обладающего достаточным уровнем информационной компетенции, которая позволяет ему активно включаться в учебную, познавательную и профессиональную деятельность и эффективно использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения образовательных и профессиональных задач» [16, с. 83]. Так, по мнению И.В. Роберт в качестве одного из основных направлений научных исследований в данной области выделяется «развитие теоретической базы информатизации непрерывного образования в условиях современного общества» [174, с. 325]. Ранее, Федеральные компоненты образовательных стандартов первых двух поколений содержали требования к основным образовательным программам, а также к обязательному минимуму их содержания. Например, в ГОС ВПО второго поколения для студентов, обучающихся по специальности «030700 — Музыкальное образование», предусматривались следующие дисциплины обучения информатике и ИТ: «Математика и информатика»; «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». Для обучающихся по направлению «540700 — Художественное образование» было предусмотрено изучение дисциплин: «Математика и информатика»; «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (следует отметить, что дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» и «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» были включены в программные документы ГОС ВПО 2005 г., в программах предшествующих лет данные дисциплины отсутствовали) [72; 73; 74; 75]. Также в 2004 г. в образовательный процесс по направлению «540700 - Художественное образование» был введен профиль «540710 — Музыкально-компьютерные технологии». Данные преобразования свидетельствуют об ориентации на повышение значимости информационной подготовки в образовательном процессе будущих учителей музыки. Приоритетность такого направления ГОС ВПО второго поколения обусловлена, в частности признанием того факта, что выпускники педагогических вузов недостаточно готовы к использованию ИТ в своей профессиональной деятельности. Данная проблема выделялась исследователями, как одна из основных в процессе подготовки специалистов для системы образования в контексте задач ее реформирования [112; 188].

Творческий проект как пример реализации модульного подхода при обучении информационным технологиям будущих учителей музыки

При разработке методики обучения ИТ будущих учителей музыки мы опирались на требования модульного подхода, выявленные авторами (Н.В. Борисова В.Б. Кузов), одним из которых является обеспечение вариативности структурных модулей, позволяющей выстроить последовательность организационно-методических единиц адаптированную к возможностям и потребностям студентов [20]. Данное требование гармонично согласуется с основными принципами личностно-деятельностного подхода, в основе которого -признание уникальной сущности каждого студента и индивидуальности его траектории обучения. Придерживаясь мнения А.В. Хуторского, под индивидуальной образовательной траекторией мы понимаем персональный путь реализации личностного потенциала в процессе образования [212; 213]. При разработке и реализации методики обучения ИТ будущих учителей музыки нами были использованы подходы к индивидуализации образовательной траектории выделенные А.В. Хуторским [212]: - определить индивидуальный смысл изучения каждой дисциплины разработанного комплекса (так например, все дисциплины комплекса направлены на обучение ИТ студентов-музыкантов, но каждая из них по-разному рассматривает предметную область ИТ и возможности использования ИТ и МКТ в дальнейшей деятельности учителя музыки. «Информационные технологии» и «Информационные технологии в музыке» - с целью формирования базового уровня знаний в области информатики и ИТ в целом и МКТ, в частности. Дисциплина «Компьютерная музыка» - формирование ИК посредством творческой проектной деятельности. «Компьютерные технологии в образовании» - возможности использования ИТ и МКТ в процессе обучения школьников на уроках музыки); - создать условия для формирования студентами собственных целей, приближенных к личным предпочтениям в изучении конкретной темы или раздела (например, создание авторской аранжировки классического произведения или учебного пособия по профильной дисциплине); - реализовать возможность выбора оптимальных форм и темпов обучения; - применять те теоретические подходы к обучению, которые максимально соответствуют индивидуальным особенностям студентов (например, использование метода проектов, кейс-технологий, дистанционных форм обучения и др.); - способствовать рефлексивному осознанию полученных при обучении результатов, осуществлению оценки и корректировки студентами своей деятельности в процессе работы над практическими заданиями и творческими проектами. В построении методики обучения ИТ будущих учителей музыки мы также руководствовались общепедагогическими принципами подготовки специалистов в области информатизации образования, сформулированными И.В. Роберт: - «инвариантность базовой подготовки относительно профессиональной направленности специалиста учебного заведения, ее ориентация на информационный, коммуникационный и общекультурный аспекты, адекватно современному уровню развития информационного общества; - специализация профильной подготовки специалиста учебного заведения, ее ориентация на реализацию возможностей средств ИКТ и особенностей их применения в конкретной профессии; - дифференцированность подготовки, ее ориентация на личностные предпочтения, профессиональные потребности и особенности обучающегося» [172, с. 312; 173, с. 6]. Реализация данных принципов в процессе обучения ИТ по разработанной методике изложено в параграфе 2.3.

Таким образом, при разработке и реализации методики обучения ИТ будущих учителей музыки мы опирались на комплексное использование компетентностного, личностно-деятельностного, контекстного, проектного и модульного подходов с учетом их взаимного влияния. Такое сочетание основных методов и подходов, а также средств их реализации было положено нами в основу процесса формирования ИК будущих учителей музыки в условиях педагогического вуза. Мы исходили из предположения о том, что: - комплексное использование образовательных подходов, технологий, методов и средств при разработке методики обучения ИТ будущих учителей музыки позволит усовершенствовать процесс формирования ИК в условиях педагогического вуза; - компетентностный подход при разработке методики обучения ИТ будущих учителей музыки способствует формированию у них способности эффективно действовать в рамках своей профессии в условиях функционирования ВТИОС; - личностно-деятельностный подход в процессе обучения ИТ будущих учителей музыки позволит учесть их индивидуальные особенности, индивидуализировать образовательную траекторию с целью раскрытия личного потенциала и формирования гармоничной, социально активной и саморазвивающейся личности будущего учителя музыки; - контекстно-ориентированный принцип отбора содержания обучения позволяет максимально приблизить содержание учебной деятельности к содержанию профессиональной деятельности;

Реализация принципа преемственности и непрерывности в процессе обучения информационным технологиям будущих учителей музыки (на примере дисциплины «Информационные технологии в музыке»)

МКТ самым непосредственным образом влияет на цель применения нашей методики, поскольку, как мы уже отмечали в Главе I, необходимость формирования ИК будущих учителей музыки общеобразовательных школ во многом обусловлена именно появлением и широким использованием средств МКТ в профессиональной музыкальной деятельности, а также эффективностью применения МКТ как средства обучения и объекта для изучения в процессе музыкально-педагогической деятельности [144].

МКТ оказали существенное влияние и на реализацию теоретических подходов, положенных в основу построения методики: - Обладая высоким потенциалом для интеллектуального и личностного развития обучаемых МКТ позволили нам реализовать личностно-деятелъностный подход при построении процесса обучения ИТ, учесть индивидуальные способности и потребности, мотивы и ценностную ориентацию будущих учителей музыки. - Построение на основе МКТ особой образовательной среды, возникшей на границе двух различных областей знания — информатики и музыки и позволяющей гармонично сочетать в образовательном процессе дисциплины этих предметных областей позволило сделать процесс обучения ИТ будущих учителей музыки контекстно-ориентированным. - МКТ выступая как объект для изучения, а также представляя собой совокупность средств достижения поставленной учебной задачи, включая методическую систему, позволяющую применять МКТ на всех этапах ее достижения, является оптимальным средством реализации модульного подхода в процессе обучения ИТ будущих учителей музыки, поскольку позволяет им самостоятельно работать с предложенным учебным модулем сформированным на основе МКТ. - МКТ, являясь средством обучения ИТ будущих учителей музыки и объектом для изучения, обладает высоким потенциалом для реализации проектного подхода, а междисциплинарный характер МКТ позволяет осуществлять с помощью ИТ творческие музыкальные проекты. - В рамках компетентностного подхода МКТ являются средством формирования как ИК, так и ПК будущих учителей музыки.

Более подробно применение средств МКТ при реализации образовательных подходов, положенных в основу методики обучения ИТ будущих учителей музыки описано в параграфе 2.3.5.

МКТ, используемые в процессе изучения каждой из дисциплин предлагаемого комплекса как средство обучения и объект для изучения, также являются основой реализации междисциплинарного и контекстно-ориентированного принципа отбора содержания данных дисциплин (подробнее в параграфах 2.3.1.-2.3.4.) и позволяют обеспечить их преемственность (подробнее в параграфе 2.3.5.).

В целях реализации обозначенных организационно-педагогических условий обучения ИТ будущих учителей музыки МКТ позволяют: - обеспечить контекстно-ориентированное формирование содержания учебно-методических материалов для проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы будущих учителей музыки (лекции-визуализации, практические задания, музыкально-творческие проекты, задания для самостоятельного выполнения в форме «кейсов» и т.д.), а также для проведения контрольных мероприятий; - ввести в образовательный процесс технологии дистанционного обучения с использованием специализированных профессионально-ориентированных ЭОР; - реализовать в процессе обучения ИТ индивидуальную и коллективную творческую проектную деятельность будущих учителей музыки; - реализовать уровнево-модульное построение процесса обучения в рамках комплекса дисциплин за счет вариабельности как уровня сложности используемых программно-аппаратных средств МКТ, так и направлений их использования в профессиональной сфере.

Реализация контекстно-ориентированного принципа отбора содержания обучения информационным технологиям будущих учителей музыки (на примере дисциплины «Информационные технологии»)

Дисциплина «Информационные технологии» за счет введенного широкого использования возможностей МКТ позволяет будущим учителям музыки лучше понять и изучить ИТ и МКТ для дальнейшего использования их в профессиональной деятельности [36]. Реализация контекстно-ориентированного подхода к обучению данной дисциплины достигается за счет включения в содержание практических занятий дисциплины не только заданий, способствующих лучшему усвоению знаний в области ИТ и информатики (что восполнит недостаток знаний студентов-музыкантов, поступивших в вуз после ступени среднего профессионального образования), но и заданий, позволяющих изучить материал, который, как правило, не рассматривается в лекционном курсе, но необходим в будущей профессиональной деятельности учителя музыки. Такая реализация контекстно-ориентированного подхода осуществляется за счет применения МКТ [35].

Целесообразность включения практических заданий области информатики обусловлена реализацией одного из общепедагогических принципов подготовки специалистов в области информатизации образования, сформулированных И.В. Роберт, а именно, принципа инвариантности базовой подготовки, который предполагает адекватное современному уровню развития информационного общества формирование информационного, коммуникационного и общекультурного аспектов подготовки [172, с. 312; 173, с. 6].

Интеграция музыкально-компьютерных технологий как средства реализации образовательных подходов в процессе обучения

Как отмечалось нами ранее (в параграфе 2.2.), профессиональная деятельность учителя музыки связана с работой над творческими проектами (работа над аранжировкой музыкального произведения для хора или сочинение авторской песни для вокального ансамбля; создание звукового сопровождения концертных номеров и театральных постановок проходящих в школе и т.п.).

В разработанной методики обучения ИТ навыки проектной деятельности будущих учителей музыки формируются в процессе выполнения практических занятий в рамках тем: «Использование коммуникационных технологий и их сервисов в образовании» (на примере on-line секвенсеров: Soundation, Audiotool), «Использование баз данных и информационных систем в образовании» (на примере VST-инструментов: KORG WAVESTATION, Edirol Super Quartet, Native Instruments Kontakt) дисциплины «Информационные технологии». Далее, в рамках дисциплины «Информационные технологии в музыке», эти навыки совершенствуются в ходе выполнения практических занятий «Редактирование аудио информации» (на примере работы с банками аудиоданных (Symphobia, Fazioli, CineStrings Runs, Discovery Series India и др.) в программах-секвенсорах (REAPER, Cakewalk Sonar)).

В содержании дисциплины «Компьютерная музыка» созданию творческих проектов отведена основная роль при изучении следующих тем: - «Электронная и компьютерная музыка»; - «Автоматизированное создание музыкальных композиций» (на примере работы с программами-конструкторами, (FruityLoops, ACID Pro, GrooveMaker, Dance Machine, Dance eJay, Hip-Hop eJay и др.) и программ-автоаранжировщиков (Band-in-a-Box, Visual Arranger, EasyKeys, Music Station, Ntonyx Onyx Arranger и др.)); - «Музыкально-творческая деятельность на основе информационных технологий. Особенности компьютерной аранжировки» на примере работы в профессиональных музыкальных программах (Cakewalk Sonar, Ableton Live, Steinberg Cubase, Steinberg Nuendo, REAPER и др.) с использованием VST-инструментов (Tascam GigaStudio, Edirol HQ Orchestral, ReFX Nexus и др.); - «Реализация творческих проектов» на примере создания музыкально-творческих проектов с использованием видеоредакторов (Sony Vegas, Sony Movies Studio Platinum, Adobe Premiere Pro, Pinnacle Studio и др.).

В процессе освоения тем данной дисциплины будущими учителями музыки выполняются творческие проекты, работа над которыми включает создание средствами современных ИТ и МЕСТ музыкального сопровождения фильмов, мультфильмов, спектаклей, компьютерных игр, web-сайтов и т.д. (примерами таких работ являются саундтреки к компьютерным играм «Farm Mania 2», «Pharaoh s Secrets», «King s Bounty: Легенда о Рыцаре» и др.). Следует отметить, что для успешного выполнения музыкально-творческого проекта, необходимо владеть не только навыками применения ИТ и МЕСТ, но также свободно использовать знания и умения в области сольфеджио, гармонии, полифонии, инструментоведения, музыкальной композиции и других предметных областей профессиональной деятельности музыканта. В процессе проектной работы будущими учителями музыки приобретаются и закрепляются знания как по ИТ, так и по музыкально-теоретическим дисциплинам, некоторые из которых (например, основы композиции, инструментоведение), зачастую, преподаются в педагогических вузах в ограниченном объёме, либо не преподаются совсем. Таким образом, в процессе работы над музыкальным творческим проектом происходит систематизация и интеграция полученных знаний и навыков в области ИТ и МКТ, а также повышается уровень профессиональной музыкальной подготовки будущих учителей музыки [41].

В процессе обучения по дисциплинам предлагаемого комплекса важная роль отведена изучению основ звукорежиссерской работы (звукозапись, работа с микшерным пультом, сведение, мастеринг и т.д.), поскольку такие навыки необходимы будущему учителю музыки в процессе использования средств ИТ в педагогической и концертной деятельности. Формирование данных навыков происходит еще на I курсе в процессе обучения по дисциплине «Иноформационые технологии» в рамках темы «Технические и технологические аспекты реализации информационных процессов в образовании», при изучении которой будущие учителя музыки получают основные знания об аудиоданных на примере работы с аудиоредакторами (Sound Forge, Audacity), с программами преобразования графического изображения в звук и обратно (The ARSE, Coagula), а также в процессе изучения возможности двухмерной и трехмерной визуализации аудиоданных (с использованием программы Sonic Visualiser).

Продолжается совершенствование данного направления профессиональной деятельности в рамках дисциплины «Информационные технологии в музыке» при изучении тем «Музыкальный компьютер. Программные и аппаратные компоненты МКТ» и «Музыкальный звук». Будущие учителя музыки осваивают типы синтеза звука (семплированние, частотно-модуляционный, гранулярный, таблично-волновой и др.), получают практические навыки использования звуковых эффектов (delay, flanger, phaser, chorus, reverb и др.), производят оцифровку звука (WaveLab, GoldWave и др.), осуществляют звуко-высотную коррекцию (Celemony Melodyne Studio Edition, Antares Auto Tune), а также работают с программными модулями обработки звука (L3 MultiMaximizer, True Verb и др.). реверберация и т.д.), реализуемого средствами программ-аудиоредакторов (Samplitude Studio, Adobe Audition и др.), а также программ для осуществления мастеринга (T-RackS24, iZotope Ozone).