Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов) Михайлов Николай Германович

Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов)
<
Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов) Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов) Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов) Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов) Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов) Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов) Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов) Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов) Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов) Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов) Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов) Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлов Николай Германович. Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 196 c. РГБ ОД, 61:98-13/675-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЧЕНИЮ

1.1. Художественное конструирование как вид творческой деятельности 15

1.2. Графические знания и умения в художественно-конструкторской деятельности 41

1.3. Современное состояние обучения школьников черчению с элементами художественного конструирования в общеобразовательной школе 5 3

Выводы по 1 главе ...71

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССОВ ЧЕРЧЕНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

2.1. Содержание и формы организации экспериментального обучения 74

2.2. Комплексные задания по черчению с элементами художественного конструирования91

2.3. Экспериментальная проверка разработанного содержания, форм организации и средств обучения учащихся черчению с элементами художественного конструирования 116

Выводы по 2 главе 140

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 144

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Наглядно-иллюстративный материал для беседы о Центрах русской деревянной и глиняной игрушки 169

Приложение 2. Образец решения творческого задания 2-го уровня сложности по художественному конструированию игрушки-пирамиды «Гриб мухомор» школьником 175

Приложение 3. Чертежи и фотоиллюстрации игрушек-аналогов к творческим заданиям 4-го уровня сложности на художественное конструирование изделий 185

Приложение 4. Средства обучения 192

Введение к работе

Проблема и актуальность исследования. В настоящее время нигде так остро не ощущаются инновационные процессы, как в области народного образования. Практика показывает, что стремительно меняются не только учебные планы, программы, формы и методы обучения, но и весь облик школы, ее структурные компоненты. Появились новые названия школ -лицеи, гимназии, учебно-воспитательные комплексы, школы с математическим, гуманитарным, художественно-эстетическим и другими направлениями обучения. Во многих школах открылись специализированные классы по различным учебным предметам. Все эти нововведения в структурных компонентах школы оправдываются основной задачей образования - развивать личность учащихся, их самостоятельность, инициативность, творческие способности. В этой связи активизация человеческого фактора обучения в его многоаспектном значении приобретает особый смысл - от осознания школьниками уровня своих знаний, умения нестандартно мыслить и действовать - до творческого настроя на осуществление учебной деятельности.

Поскольку рационализация и изобретательство всегда являлись социальной потребностью общества, а также решающим условием формирования личности и интеллекта обучающихся, возникает насущная необходимость развития их творческого потенциала в учебной деятельности. Именно в школьной практике необходимо формировать умения решать задачи с элементами творчества с целью ощущения их недостаточности и понимания потребности в самостоятельном пополнении для последующего использования этих умений в конкретной работе.

Обновление содержания школьного образования и введение базисных учебных планов обуславливает поиски новых подходов к графической подготовке школьников, которую в большей степени обеспечивает такая

учебная дисциплина, как "Черчение". В силу специфики эта учебная дисциплина может быть основой создания благоприятных условий для развития таких качеств личности, как: ассоциативное, образное, пространственное и логическое мышление, способность к творчеству, конструированию и рационализации, память, аккуратность и др.

Однако существующая практика обучения школьников черчению не в полной мере отвечает требованиям времени. Подтверждением этому является снижение интереса большей части учащихся к этой учебной дисциплине. Причины снижения статуса черчения в школе различны. К ним можно отнести завышенную техническую направленность практической части курса, некоторую абстрактность изучаемых моделей, иллюстрирующих теорию получения различных изображений, недостаточную привлекательность объектов для графического анализа, мало понятную их функциональность и практическую значимость, недостаточность наглядных пособий, учебно-методических материалов и др.

Анализ научно-методической литературы и личный многолетний опыт работы в школе в качестве учителя черчения выявил необходимость создания такой системы занятий по курсу черчения, в которой графическая деятельность школьников должна быть связана с решением несложных задач, связанных с элементами художественного конструирования.

Обращение к элементам художественного конструирования в курсе черчения не случайно. Оно объясняется, прежде всего, тем, что в деятельности художника-конструктора четко прослеживается интеграция различных знаний и умений, методов и средств их реализации в вариативных сочетаниях и взаимосвязях. Кроме того, все стадии художественного конструирования (от постановки конкретной задачи, сбора информации, изучения аналогов, проведения функционального анализа, поисков, выполнения набросков до окончательной доработки проекта) -

предполагают систему художественно-графических изображений. Бесспорно
и то, что неотъемлемой частью художественного конструирования является
использование различных видов ортогональных, аксонометрических и
перспективных проекций, способствующих отображению творческих

замыслов художника-конструктора.

Повседневная действительность и практика художественно-конструкторской деятельности показала, что через образность предметного окружения можно влиять на социальные позиции человека, его эстетические и художественные способности. Эта деятельность имеет ярко выраженную гуманистическую направленность, поскольку связана с созданием и совершенствованием предметов домашнего обихода, приспособлений, оборудования, призванных улучшать условия работы, быта и отдыха людей, преобразовывая стиль их жизни. В любом случае художественно-конструкторская деятельность имеет общее основание - учет интересов человека, его индивидуальности при всей специфичности работы, позволяя самосовершенствоваться и самообразовываться через эту деятельность.

В связи с вышесказанным считаем, что учебная графическая деятельность, связанная с элементами художественного конструирования соответствует принципу гуманизации обучения. Она нацелена на повышение интереса школьников к учебной работе, на развитие художественно-конструкторских способностей, самостоятельности в решении различных графических задач, включающих элементы художественного конструирования. В этом случае, теоретические знания по курсу черчения будут действенными, а сама графическая деятельность более осознанной.

Можно констатировать, что эстетическая ценность и преобразующая направленность художественно-конструкторской деятельности уже достаточно хорошо вписалась в обучение детей изобразительному искусству и труду. Авторами такой интеграции являются Т.С.Комарова, В.С.Кузин,

Л.А.Кузьмичев, Л.П.Малиновская и др. На наш взгляд, в разработанных ими
программах и учебно-методических пособиях в явном виде выступает
функциональность художественно-конструкторских знаний и практическая
область их применения в образовательном процессе. С этих же позиций, а
также с точки зрения широкой интегративной связи курса черчения с
дизайнерской деятельностью и межпредметного синтеза отдельных его тем с
изобразительным и декоративно-прикладным искусством можно

рассматривать исследование Ю.Ф.Катхановой.

В нашем исследовании теоретическую базу составили работы ученых,
посвященные: общим проблемам учения (Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов,
Э.В.Ильенков, В.С.Леднев, М.Н.Скаткин и др.); особенностям развития
интеллектуального потенциала обучающихся (И.П.Калошина,

А.В .Петровский и др.); формированию личности в учении
(Д.Б .Богоявленская, Д.Н.Богоявленский, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко,
Г.С.Костюк, АН.Леонтьев и др.); развитию образного, абстрактного и
логического мышления, а также пространственных представлений в
графической деятельности (Е.Н.Кабанова-Меллер, Б.Ф.Ломов,

И.С.Якиманская и др.).

Особое влияние на исследование оказали труды Л.А.Венгера,
Л.В.Занкова, АВ.Запорожца по вопросам развития способностей детей на
основе активизации учебной, деятельности. Эти исследования были
дополнены научно-методическими работами: Л.Н.Анисимовой,
Н.Н.Анисимова, А.Д.Ботвинникова, Е.А.Василенко, В.Н.Виноградова,
В.АХервера, С.И.Гудилиной, С.И.Дембинского, Е.Т.Жуковой,

Ю.Ф.Катхановой, В.В.Степаковой, Н.Г.Преображенской, М.Н.Марченко, Н.В.Семеновой и др. - по учебной графической деятельности; Е.И.Игнатьева, С.Е.Игнатьева, Т.С.Комаровой, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Д.А.Хворостова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой - по изобразительному

творчеству; Н.Н.Алексахина, П.Н.Андрианова, В.И.Качнева,

А.И.Ковешникова, И.М.Рязанцевой и др. - по конструированию.

Результаты исследований указанных авторов свидетельствуют о значительных возможностях широких интегративных связей художественно-графических знаний и умений с прикладной деятельностью обучающихся, являющиеся основой для развития самостоятельности и творчества.

Вместе с тем, указанные возможности интеграции курса черчения с элементами художественного конструирования в условиях специализированных классов специально никем не изучались. В этом плане не решен вопрос обеспечения учителей учебными программами, а также средствами обучения, включая вариативные графические задания с элементами художественного конструирования. Учитывая актуальность поставленной проблемы и недостаточную ее разработанность в методической литературе была определена тема нашего исследования: "Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения" (на примере специализированных классов).

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
апробировать содержание и формы организации обучения черчению с
элементами художественного конструирования учащихся

специализированных классов:

Объект исследования: учебная деятельность школьников на уроках черчения.

Предмет исследования: содержание и организация обучения учащихся специализированных классов курсу черчения с элементами художественного конструирования.

Гипотеза исследования: обучение учащихся специализированных классов элементам художественного конструирования на уроках черчения будет более эффективным, если:

- они выступают систематическим компонентом учебной деятельности;

используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной работы в зависимости от цели обучения;

практические задания приближены к реальной художественно-конструкторской деятельности на доступном уровне обучения данной возрастной группы (поиск аналогов, графических модулей, разработка проектного задания и необходимой чертежной документации).

Задачи исследования:

1. Раскрыть психолого-педагогические условия эффективности
использования элементов художественного конструирования в процессе
обучения школьников черчению.

  1. Изучить современное состояние обучения школьников черчению и рассмотреть возможности включения элементов художественного конструирования в данную учебную дисциплину.

  2. Разработать содержание обучения школьников специализированных классов черчению с элементами художественного конструирования, а также формы организации их учебной графической деятельности .

4. Осуществить экспериментальную проверку содержания и форм
организации обучения школьников специализированных классов элементам
художественного конструирования на уроках черчения.

Методологической основой исследования являются ведущие положения психолого-педагогической науки о закономерностях процесса обучения, многофакторном развитии личности в учении и ее способностей, о роли содержания и различных форм организации обучения на развитие личностных качеств обучаемых, а также на формирование знаний и умений в их учебной деятельности.

В качестве методов исследования использовались:

теоретический анализ литературы и научно-методических исследований по педагогике, психологии, методике преподавания художественно-графических дисциплин;

изучение и обобщение опыта учителей черчения;

педагогические наблюдения;

ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, анкетирование и устный опрос учащихся;

. - беседы с учителями, родителями, руководителями школ, учеными-педагогами;

- педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе (1989 - 1990 гг.) изучалась научно-методическая

литература по проблеме исследования, анализировалось современное состояние школьной практики обучения черчению с элементами художественного конструирования, проводилось научно-педагогическое обоснование включения элементов художественного конструирования в процесс обучения школьников специализированных классов черчению, анализировался опыт работы художников-конструкторов Архангельской фабрики деревянной игрушки, проводились беседы с учителями изобразительного искусства, черчения и труда.

На втором этапе (1991 - 1994 гг.) основное внимание было уделено
разработке вариативного содержания обучения учащихся

специализированных классов элементам художественного конструирования на уроках черчения, а также выявлению организационных форм их учебной графической деятельности, определению комплекса заданий по черчению прикладной и творческой направленности, экспериментальной проверке содержания и форм организации обучения школьников специализированных классов элементам художественного конструирования на уроках черчения.

Трєтий этап (1995 - 1998 ггЛ был посвящен анализу полученных результатов исследования, корректировке разработанных учебно-методических материалов, оформлению результатов исследования в виде статей, тезисов, монографии и диссертационной работы.

На защиту выносятся:

  1. Вариативное содержание обучения учащихся специализированных классов элементам художественного конструирования на занятиях по черчению.

  2. Комплекс графических заданий с элементами художественного конструирования различных уровней сложности, а также методические рекомендации по их использованию на уроках черчения.

Научная новизна исследования:

показана возможность обучения школьников элементам художественного конструирования на занятиях по черчению;

разработано вариативное содержание обучения учащихся специализированных классов черчению с элементами художественного конструирования (на один, два и три года обучения);

доказано, что включение элементов художественного

конструирования в обучение черчению учащихся специализированных классов позволяет повысить эффективность их графической подготовки на всех ее этапах, а также стимулирует развитие творческой активности и изобретательности в изготовлении изделия.

- установлено, что графические задания по черчению, связанные с реальной художественно-конструкторской деятельностью (поиск аналогов, графический модуль, проектное задание и подготовка графической документации на изготовление изделия) выступают одним из условий эффективности обучения школьников черчению;

- выявлено, что элементы художественного конструирования, включенные в обучение черчению расширяют возможности решения основных задач графической подготовки школьников при условии содержательных, организационных и структурных связях с традиционным курсом черчения.

Достоверность выводов исследования обеспечивается: применением взаимопроверяющих методов разработки проблемы исследования с опорой на аналогичные положения и выводы других исследований; результатами экспериментальной работы, выразившимися в высоком уровне проявления творческих способностей учащихся экспериментальных классов в решении графических заданий по черчению с элементами художественного конструирования.

Практическая значимость исследования.

Разработано два варианта содержания обучения учащихся специализированных классов с многоуровневым теоретическим и практическим изучением курса черчения с элементами художественного конструирования. Представлен комплекс вариативных графических заданий различной сложности с методикой их использования на уроках черчения.

Апробирование результатов исследования.

Основные положения, материалы и результаты исследования получили одобрение на заседаниях учебно-методического совета Архангельского городского общеобразовательного лицея (1990, 1991, 1992, 1993 гг.).. Экспериментальные материалы рассматривались и были рекомендованы к изданию: кафедрой графики Архангельского лесотехнического института им. В.В .Куйбышева ; кафедрой естественно-математического цикла, кафедрой эстетики и культуры, учебно-методическим центром профтехобразования Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; кафедрой педагогики и редакционно-

издательским советом Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева; результаты исследования обсуждались на Ломоносовских чтениях (Архангельск, 1991, 1994 гг.); на педагогических чтениях "Творческая личность и педагогическая профессия" (Архангельск, 1992 г.); на международной . научно-практической конференции "Я.А. Коменский и современная школа", посвященной 400-летию со дня рождения Я.А. Коменского (Чебоксары, 1992 г.); на российской научно-практической конференции "Системный подход: проблемы совершенствования воспитания в современных условиях" (Чебоксары, Москва, 1992 г.); на всероссийской научно-практической конференции "Учебно-воспитательный комплекс: опыт проблемы, перспективы" (Чебоксары, 1993 г.); на всероссийской научно-практической конференции "Психолого-педагогические проблемы предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения учащейся молодежи в современных условиях" (Чебоксары, 1994 г.); на российской научно-практической конференции: "Проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных условиях" (Чебоксары, 1994 г.); на международной научно-практической конференции "Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах" (Чебоксары, 1995 г.).

Содержание учебной программы частично апробировалось в школах № 14, 26,28, 33, 45, 50 и др. г. Архангельска, школы № 327 г. Москвы, а также в процессе проведения автором исследования лекционно-практических занятий по методике преподавания черчения со студентами 4 курса .кафедры общетехнических дисциплин индустриально-педагогического факультета Поморского международного педагогического университета и с учителями черчения на курсах при Институте повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области.

Внедрение результатов исследования в практику работы общеобразовательных школ осуществлялось через: проведение диссертантом открытых уроков в Архангельском городском общеобразовательном лицее; областные и городские олимпиады; семинарские занятия с учителями черчения при Управлении образования в г. Архангельске; курсы повышения квалификации учителей черчения, рисования, трудового обучения; выступления перед директорами и завучами школ при Архангельском областном институте переподготовки и повышения квалификации работников образования; педагогические и Ломоносовские чтения учителей, ученых-педагогов и преподавателей педвуза, школ и училищ Архангельска; научно-практические конференции всероссийского и международного уровней; частичную апробацию экспериментальной программы в школах 14, 26, 28, 33, 45, 50 и др. г. Архангельска, школы № 327 г. Москвы; проведение диссертантом лекционно-практических занятий со студентами 4 курса кафедры общетехнических дисциплин индустриально-педагогического факультета Поморского международного педагогического университета и с учителями черчения на курсах при Институте повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области.

По теме диссертационного исследования диссертантом опубликовано 26 работ, из них 2 монографии, 2 учебно-методических пособия, 14 статей и 8 тезисов докладов.

Художественное конструирование как вид творческой деятельности

На современном этапе развития общества большое внимание уделяется проникновению художественного начала в различные области человеческой деятельности. Как вид деятельности художественное конструирование связано с любой сферой социальной действительности. Даже в самом понятии "художественное конструирование" заложено сочетание рационального и чувственно-образного, что является базой для проявления творчества.

Чтобы научно обосновать включение элементов художественного конструирования в процесс обучения школьников черчению, осуществим . теоретический анализ сущности художественного конструирования как вида творческой деятельности. С этой целью уточним понятия "деятельность" и "творческая деятельность", являющихся важными составляющими компонентами художественного конструирования. На наш взгляд, без раскрытия указанных понятий сложно решить вопросы, относящиеся к проблеме обучения школьников элементам художественного конструирования в процессе их графической подготовки. Кроме того, достоверность, а также обоснованность теоретических положений, выводов и рекомендаций в процессе выявления эффективных путей обучения элементам художественного конструирования на уроках черчения следует подтвердить научными положениями педагогики и психологии творчества.

Начнем с того, что в Российской педагогической энциклопедии деятельность представлена как специфическая форма общественно-исторического бытия людей, как целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт (211).

Самая обобщенная характеристика понятия "деятельность" дается в словаре русского языка С.И.Ожегова. Деятельность в нем трактуется как занятие или труд. Здесь имеются ввиду различные виды деятельности: учебная, научная, педагогическая и др. (184).

В словаре К.К. Платонова деятельность представляется как философская, социологическая и психологическая категория. По мнению К.К.Платонова, деятельность - это явление, изучаемое всеми общественными и гуманитарными науками, представляющее собой взаимодействие человека (или группы людей) с окружающим миром, в процессе которого он сознательно и целенаправленно изменяет мир и себя (194).

Как правило, деятельность осуществляется во взаимоотношении "субъект-объект". Причем, в качестве субъекта может выступать как один человек, так и группа людей. В качестве объекта деятельности выступает объект или предмет (предметная деятельность), или субъекты (общение). По своей сути деятельность - это высшая, свойственная только человеку или группе людей, форма активности.

Графические знания и умения в художественно-конструкторской деятельности

В предыдущем параграфе диссертации нами выявлена сущность художественного конструирования как вида творческой деятельности человека, направленной на создание объектов предметной среды с учетом их утилитарности, удобства, красоты и других параметров. В данном параграфе покажем особенности графической деятельности художника-конструктора, выявив группы графических изображений, которые он использует в своем творчестве, чтобы затем определить содержание обучения учащихся черчению с элементами художественного конструирования.

Мы уже говорили о том, что главными средствами выразительности в художественном конструировании являются объем и пространство, образованные различными конструкциями. Не менее важна тектоника как пластическое выражение формы изделия, особенностей материала и конструктивных элементов. Художник-конструктор использует и другие средства выразительности, например, пропорцию, модуль, ритм, контраст, нюанс, фактуру, цвет. Причем, основными формообразующими факторами в художественном конструировании выступают соразмерность предмета человеку, удобство при его использовании, простота обслуживания и другие эргономические характеристики. Проектируемый предмет при этом всегда рассматривается как часть целого даже в том случае, если он не проектируется одновременно с предметным комплексом. Согласуя проектируемые предметы между собой различными характеристиками, художник-конструктор формирует эстетическую выразительность предмета, которая завершает процесс создания предмета.

Для нашего исследования очень важно, что все стадии творческой художественно-конструкторской деятельности - от постановки конкретной задачи, сбора информации, изучения аналогов, проведения функционального анализа, набросков - до конкретизации всех элементов будущего изделия -предполагают систему графических изображений.

Если рассматривать содержание работы художника-конструктора как комплекс этапов его деятельности, то можно определить необходимые практические, в том числе и графические, знания и умения, которыми он должен обладать. В обобщенном виде художественно-конструкторскую деятельность можно представить пятью взаимосвязанными этапами:

Первый этап - получение художественно-конструкторского задания.

Второй этап - осуществление анализа предпроектной ситуации.

Третий этап - выполнение эскизного проектирования изделий.

Четвертый этап - выполнение художественно-конструкторского проекта изделия.

Пятый этап - рабочее проектирование изделия.

Каждый этап требует для своей реализации определенное содержание работы художника-конструктора, которое, в свою очередь, не может быть осуществлено без специальных графических знаний и умений.

В таблице 2 нами показана взаимосвязь указанных выше этапов работы художника-конструктора с графическими знаниями и умениями, необходимыми для ее выполнения.

Содержание и формы организации экспериментального обучения

Основной целью экспериментального исследования явилось апробирование содержания, форм организации и средств обучения учащихся специализированных классов черчению с элементами художественного конструирования.

Задачи исследования:

1. Определение контрольных и экспериментальных групп.

2. Выявление вариативного содержания обучения школьников черчению с элементами художественного конструирования.

3. Определение форм, организации учебной работы учащихся специализированных классов на уроках черчения с элементами художественного конструирования.

4. Разработка содержания комплекса экспериментальных заданий по черчению с элементами художественного конструирования.

5. Анализ результатов экспериментального обучения и методические рекомендации по обучению учащихся черчению с элементами художественного конструирования..

Всего экспериментом было охвачено 348 учащихся 8-9, 10 классов, обучавшихся в разные учебные годы. Из них в качестве контрольных групп считались 48 участников областной (Архангельская область) олимпиады по черчению 1994, 95, 96 годов. В качестве экспериментальных - 300 школьников Архангельского городского общеобразовательного лицея. В экспериментальных группах обучение осуществлялось автором данного исследования. Учащиеся 9-х специализированных химико-биологических и физико-математических классов естественнонаучного профиля изучали курс «Черчение с элементами художественного конструирования» в течение одного учебного года с общей нагрузкой 34 часа в год. Учащиеся 9-10 классов с ориентацией на морские профессии черчение с элементами художественного конструирования изучали более углубленно (в течение 2-х лет, с общей нагрузкой 102 часа). В контрольных группах обучение осуществлялось в соответствии с традиционным содержанием курса «Черчение».

Было разработано два варианта содержания обучения учащихся специализированных (экспериментальных) классов черчению с элементами художественного конструирования.

1-й вариант содержания обучения учащихся черчению с элементами художественного конструирования (1 час в неделю, всего 34 часа в год)

Программа составлена для школьников 9-х специализированных химико-биологических и физико-математических классов естественнонаучного профиля Архангельского городского общеобразовательного лицея. Цели обучения: обобщение и систематизация знаний школьников о правилах чтения и выполнения чертежно-графичеекой документации, ранее приобретенных на занятиях по политехническим дисциплинам; приобщение учащихся к творческой деятельности в процессе решения задач с элементами художественного конструирования; дальнейшее формирование графической культуры учащихся.

Задачи обучения:

- закрепить навыки школьников в правильном оформлении чертежей в соответствии с требованиями ГОСТа ЕСКД;

- ознакомить учащихся со способами проецирования: сформировать знания о прямоугольном проецировании на одну, две, три взаимно перпендикулярные плоскости; ознакомить с правилами построения аксонометрических проекций и приемами выполнения технического рисунка;

- способствовать развитию у учащихся пространственных представлений и образного мышления;

- научить самостоятельно пользоваться учебными и справочными пособиями;

- научить конструировать несложные изделия: предметы быта, игрушки и др.;

- научить читать и выполнять несложные сборочные чертежи;

- ознакомить учащихся с техникой акварельной отмывки;

- содействовать эстетическому, идейно-нравственному, трудовому, экономическому и экологическому воспитанию школьников;

- способствовать воспитанию у школьников чувства товарищества, взаимопонимания, взаимовыручки и взаимной поддержки в процессе выполнения чертежей.

Похожие диссертации на Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (На прим. специализир. классов)