Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обучение студентов педагогического вуза речевым средствам создания юмора и иронии Капацинская Варвара Михайловна

Обучение студентов педагогического вуза речевым средствам создания юмора и иронии
<
Обучение студентов педагогического вуза речевым средствам создания юмора и иронии Обучение студентов педагогического вуза речевым средствам создания юмора и иронии Обучение студентов педагогического вуза речевым средствам создания юмора и иронии Обучение студентов педагогического вуза речевым средствам создания юмора и иронии Обучение студентов педагогического вуза речевым средствам создания юмора и иронии Обучение студентов педагогического вуза речевым средствам создания юмора и иронии Обучение студентов педагогического вуза речевым средствам создания юмора и иронии Обучение студентов педагогического вуза речевым средствам создания юмора и иронии Обучение студентов педагогического вуза речевым средствам создания юмора и иронии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Капацинская Варвара Михайловна. Обучение студентов педагогического вуза речевым средствам создания юмора и иронии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Н. Новгород, 1996 238 с. РГБ ОД, 61:97-13/98-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ с. 13

1. Комическое как эстетическая категория . с. 13

2. Виды комического. с.27

3. Юмор и ирония в педагогической работе. с.36

3.1. Связь восприятия юмора и иронии с возрастом ребенка. с.36

3.2. Влияние юмора и иронии на организацию учебной и внеучебной педагогической деятельности. с.41

3.3. Понимание студентами значения юмора и иронии для педагогической работы (результаты анкетирования), с.50

4.Предмет исследования и его границы. с.52

5.Анализ разработанности проблемы. с.58

Выводы. с.69

Глава 2. РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ЮМОРА И ИРОНИИ. с.71

1. Анализ литературоведческих и лингвистических работ, посвященных проблемам юмора и иронии. с.71

2. Использование понятия "коммуникативные качества речи" при описании юмора и иронии. с.87

2.1. Коммуникативные качества речи. с.87

2.2. Формирование юмора и иронии при помощи системного взаимодействия коммуникативных качеств речи. с.92

3. Характеристика средств создания юмора и иронии

с точки зрения их принадлежности к уровням языковой

системы. с. 100

3.1.Стратификационный принцип истолкования языковой

системы (язык как система уровней). с. 100

3.2. Возможности фонетического уровня в формировании иронической и юмористической выразительности. с. 102

3.3. Участие единиц словообразовательного уровня в создании

иронической и юмористической выразительности. с. 105

3.4. Использование в целях создания юмора и иронии средств лексического уровня языковой системы. с. 109

3.5. Возможности единиц синтаксического уровня

в формировании юмора и иронии. с, 119

3.6. Обобщение сказанного. с.124

Выводы. с. 128

Глава 3. ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ РЕЧЕВЫМ СРЕДСТВАМ СОЗДАНИЯ ЮМОРА И ИРОНИИ. с. 129

1. Методика экспериментального обучения. с. 129

2. Программа обучения студентов речевым средствам создания юмора и иронии. с. 137

3. Результаты констатирующего эксперимента. с. 148

4. Результаты обучающего и контрольного экспериментов, с. 154

Выводы. с. 176

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. с. 178

БИБЛИОГРАФИЯ. с, 183

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: упражнения для работы со студентами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2; образцы студенческих работ.

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию проблемы обучения студентов речевым средствам создания юмора и иронии на основе систематизации данных средств с учетом языковых уровней и коммуникативных качеств речи.

Задача развития речи учащихся, как школьников, так и студентов, не утрачивает своей актуальности, несмотря на большое внимание, уделяемое этому вопросу учеными-методистами и педагогами-практиками. Уровень развития речи молодых людей остается невысоким и продолжает снижаться. Объясняется это целым рядом причин: состоянием общей культуры молодежи, неумением оценивать и использовать возможности языка для передачи той или иной информации, отсутствием навыков критического анализа речи, а также обилием неправильной и невыразительной речи, которую преподносят средства массовой информации. Как справедливо замечают Л.М.Кузнецова и И.А.Горшенева, "телевизоры, бессловесные громыхающие денди, "видики" с бессодержательными текстами ... отупляют мозг и притупляют слух к хорошему музыкальному слову" /62; 11/.

Недостаточной выразительностью характеризуется и речь студентов педагогического вуза, будущих учителей, для которых, как для всех работников в системе "человек-человек", слово является главным инструментом профессиональной деятльности. У завтрашних педагогов "должна выработаться потребность выразить мысль наилучшим образом" /120; 18/ в соответствии с целями и задачами передаваемой информации, с учетом ситуации общения. Обогащение речи студентов педагогического вуза средствами создания юмора и иронии - один из аспектов их речевого развития.

Смех "сближает, помогает общению'785;11/, поэтому уместное использование юмора и иронии, владение средствами их создания важно для любого межличностного общения ( в том числе - преподавателя с учащимся). Обучение студентов педагогического вуза средствам создания юмора и иронии важно для их будущей профессиональной деятельности.

Юмор и ирония в преподавательской деятельности могут быть использованы для пробуждения интереса к предмету, повышению занимательности изложения материала. Не случайно их творчески применяли известные педагоги, такие, например, как Ш.А.Амонашвили, В.П.Шаталов и другие.

Учитель должен не только сам понимать комическое, но и научить этому пониманию школьников, развивать у них чувство юмора. Это необходимо, т.к. "ребенок, обучаясь схватывать юмор, понимать шутку, осваивает мир смыслов, научается гибкости мышления, быстроте умозаключений; ведь смех - колоссальный ускоритель мысли'7136;39/.

Гораций писал:"Легкою шуткой решается важное дело легче подчас и верней, чем речью суровой и строгой"/162;40/. Юмор и ирония помогают снять стресс, эмоциональную нагрузку с учителя и ученика, преодолеть усталость во время урока, поддержать дисциплину, найти выход из конфликтной ситуации. Мы вполне согласны со словами акад. Д.С.Лихачева о том, что "смех снимает психологические травмы, облегчает человеку его трудную жизнь, успокаивает и лечит"/128;8/.

Результаты анкетирования студентов первых курсов Нижегородского государственного педагогического университета показали, что они понимают важность для педагогической работы умелого применения юмора и иронии. Однако будущие учителя не в достаточной степени владеют средствами создания юмора и иронии: не могут их выделить в чужой речи, не знакомы с обширным арсеналом этих средств, затрудняются в их использовании. Значительная часть студентов не способна определить сущностные свойства юмора и иронии, не различает эти два понятия.

Термины "юмор" и "ирония" в научной литературе не имеют единого понимания, значения терминов, употребляемых исследователями, может быть различно. Сошлемся на слова Р.А.Будагова:"Ни в одном современном языке ирония и юмор не выступают как строгие термины с однозначными значениями"/29;178/. В связи с этим перед нами стоит задача проанализировать предметно-понятийную отнесенность терминов, выделить их сущностные свойства.

Смеховая культура пронизывает всю историю существования человечества, находя отражение в мифах, сказках, обрядах, легендах и т.д. Развитие теории комического начинается с работ Платона, Аристотеля, Деметрия и продолжается до наших дней. Угаснувший было в средние века интерес к данной эстетической категории, начинает разгораться вновь с эпохи Возрождения. Дальнейшее развитие теории комического приносит философия XVII века, эпохи Классицизма, Просветители. Для осмысления категории комического много сделали представители немецкой классической философии; не осталась в стороне и русская мысль XIX века. В XX веке интерес к указанной выше категории не ослабевает.

В настоящее время существует достаточно много серьезных исследований, рассматривающих сущность комического, его свойства, систематизацию видов (категорий) или модификаций комического. Это работы И.Б.Астахова; Ю.Б.Борева; В.В.Ванслова; И.Ф.Волкова; А.З.Вулиса; Л.И.Гвасалиа; Е.С.Громова; Н.А.Гуляева, А.Н.Богданова, Л.Г.Юдкевича; Б.Дземидока; О.З.Дивненко; А.Г.Егорова; А.Я.Зися; М.С.Кагана; Е.И.Каноненко; Н.И.Крюковского; Н.Ф.Кузнецовой; А.Н.Лука; Т.Б.Любимовой; Л. А.Мирской; М.И.Михайлова; Е.К.Озмителя; В.М.Пивоева; В.О.Пигулевского; В.Я.Проппа; М.Т.Рюминой; С.Д.Савова; Л.И.Тимофеева; В.П.Шестакова; Л.В.Щепиловой; Е.Г.Яковлева и другие.

Границами нашего исследования является любое словесное творчество, поэтому нас интересуют литературоведческие и лингвистические работы, посвященные средствам создания комического. Основные речевые средства создания комического по форме одни и те же, но они различаются по функции. Они имеют разную оценочную направленность, выражают разную степень отрицания, могут участвовать или нет в создании двуплановости.

Много внимания ученые-филологи уделяют средствам создания сатиры. Назовем некоторых авторов: Н.П.Агагфонова; В.Н.Вакуров; С.В.Вареник; И.А.Дзеверин; В.И.Жумагулова; П.Б.Коржева; А.Н.Макарян; Н.Г.Михайловская; Д.П.Николаев; С.ЮЛреображенский; П.И.Ткачев;

М.А.Триває; А.А.Филимонова; Л.Ю.Фуксон; Л.В.Шевчук; Я.Е.Эльсберг и другие.

Значительное количество работ посвящено юмору и средствам его создания; достаточно часто сопоставляются и рассматриваются вместе средства юмора и сатиры. (В.Н.Вакуров; М.В.Китайгородская, Н.Н.Розанова; П.Б.Коржева; Л.В.Краснова; В.И.Лейбсон; А.Н.Лук; Е.К.Озмитель; Г.Г.Почепцов; М.А.Тривас; Л.Ю.Фуксон и другие.)

Самый сложный вид комического - ирония - также представлен целым рядом исследований. Это работы, в которых показан список средств (Л.Ф.Алексеева; Л.И.Болдина; И.А.Василевская; Г. П. Казанская; Н.А.Николина; В.Л.Новиков; С.И.Походня; А.В.Сергиенкои другие), и работы, в которых пристальное внимание обращается на какой-либо один прием (Н.Д.Беляева; Н.А.Купина; С.А.Лукьянов; И.В.Павлович и другие).

Существуют книги и статьи, авторы которых разрабатывают вопросы средств создания комического в целом. Это Ю.Б,Борев;В.В.Брякин; Б.Дземидок; Ж.Г.Долгополова; Е.А.Земская; Ю.В.Манн; З.Г.Минц; Н.А.Николина; Т.В.Пискунова; Г.С.Покрасс; В.Я.Пропп и другие.

Достаточно большой объем литературы посвящен средствам создания комического вообще, юмора и иронии - в частности. Зададимся вопросом: вооружают ли вузовских педагогов лингвистический и литературоведческие работы специальными знаниями, может ли представленный в них список средств служить рабочим инструментом?

Применяемый для работы со студентами список средств создания юмора и иронии, должен быть по возможности полным, упорядоченным в плане научной логики, удобным для изучения и использования. Анализ литературы показал, что перечня средств, удовлетворяющего перечисленным ранее требованиям не существует.

Несмотря на то, что литературоведческая и лингвистическая литература в целом предоставляет обширный список средств создания юмора и иронии, этот список не может служить рабочим инструментом для занятий со студентами. Хотя перечни средств частично совпадают, одно и то же часто встречается под разными названиями, которые могут быть сложны для восприятия обучающихся. Ни одна отдельно взятая работа не выстраивает средства создания юмора и иронии в достаточно полную, удобную для изучения и использования систему. В связи со сказанным выше встает задача построения такой системы.

Всю методическую литературу, обращенную к проблеме обучения средствам создания комического, можно разделить на две части; ориентированная на работу со школьниками (А.В.Белова; Е.А.Васильева; Г.И.Данилова; И.С.Дементьева; А.Р.Крайванова; С.А.Лукьянов; С.И.Львова; В.И.Максимов; В.И.Митрохина; Л.В.Новикова; В.С.Путинцев; Н.М.Ротанова и другие), ориентированная на работу со студентами. Последняя делится в свою очередь на три группы: -учебно-методические пособия, посвященные непосредственно средствам создания комического {В.Н.Вакуров."Речевые средства юмора и сатиры в советском фельетоне"); -сборники упражнений, в которых в той или иной степени представлены средства создания комического (В.А.Алексеев, К.А.Рогов; В.Д.Виноградов, И.А.Фролова, Г.А.Фролова; И.Б.Голуб; Н.Н.Кохтев, И.Б.Голуб, Г.Я.Солганик; В.А.Лифшиц; А.К.Панфилов; О .А. Пацюкова, В.В.Филатова; Д.Э.Розенталь; Е.С.Скобликова; И.А.Сколотова; И.А.Фролова, Л. Н. Вереснева; Н.М.Шанский, Ш.А.Махмудов;

Г.А.Щербакова и другие); -учебники по стилистике и анализу текста (В.Д.Бондалетов, С.С.Вартапетова, Э.Н.Кушлина, Н.А.Леонова; М.П.Брандес;

А.Н.Васильева; В.Н.Виноградова; А.Н.Гвоздев; И.Б.Голуб; А.И.Ефимов; А.Н.Кожин, О.А.Крылова, В.В.Одинцов; М.Н.Кожина; Н.А.Купина; Т.А.Ладыженская; Ю.М.Скребнев; Г.Я.Солганик; П.Г.Черемисин и другие.)

Методические работы, в полном объеме исследующие проблему обучения будущих педагогов речевым средствам создания юмора и иронии, отсутствуют. В имеющейся литературе перечислен ряд средств (в основном юмора и сатиры), даны отдельные упражнения (как правило на наблюдение), но в целом проблема остается неразработанной.

Анализ методической литературы и представленные выше положения, позволяют сделать вывод, что заявленная и разрабатываемая нами тема является актуальной.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования.

Объект диссертационного исследования - выразительность речи будущих учителей, обогащение ее средствами создания юмора и иронии.

Предмет диссертационного исследования - методическая организация обучения студентов педагогического вуза умелому и свободному использованию обширного арсенала речевых средств создания юмора и иронии, систематизация данных средств.

Гипотеза исследования; Для обучения студентов представляется перспективным систематизировать средства создания юмора и иронии путем соотнесения с уровнями языка и коммуникативными качествами речи. Таким образом выявляется взаимосвязь языка и речи, специфика иронической и юмористической выразительности и уместности, речевые средства выступают не разрозненно, а организованными в систему. Обучение под таким углом зрения способствует осмысленному запоминанию средств создания юмора и иронии и, в дальнейшем, их уместному, выразительному и незатрудненному применению.

Из данной гипотезы следует: обучение будущих педагогов речевым средствам создания юмора и иронии будет действенным, если при этом будут учитываться: -основные свойства юмора и иронии, их лингвистическая сущность, -взаимосвязь речевых средств и формируемых ими коммуникативных качеств речи; -своеобразие комической уместности, иронической и юмористической выразительности; -системное взаимодействие речевых средств создания юмора и иронии, созданных из единиц всех уровней языка; -начальный уровень знаний студентов; -специфика их будущей профессии.

Целью исследования является: выделение сущностных свойств юмора и иронии и определение речевого механизма формирования юмора и иронии; описание речевых средств создания юмора и иронии и их систематизация; разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методики обучения студентов педагогического вуза речевым средствам создания юмора и иронии

Для достижения поставленной цели были определены задачи: -выяснить предметно-понятийную отнесенность терминов "юмор" и "ирония", основные свойства юмора и иронии. С этой целью проанализировать философскую, литературоведческую и лингвистическую литературу, посвященную проблемам комического вообще и сущностным свойствам юмора и иронии в частности. -Описать лингвистическую сущность юмора и иронии , изучить речевой механизм их создания, специфику юмористической и иронической уместности и выразительности речи. -Рассмотреть связь возрастных особенностей школьника с пониманием им юмора и иронии, определить место юмора и иронии в учебной и внеучебной педагогической деятельности. -Проанализировать средства создания юмора и иронии на фонетическом, словообразовательном, лексическом и синтаксическом уровнях; показать системное взаимодействие речевых средств и коммуникативных качеств речи. -Разработать опытную программу обучения студентов. Дополнить ее необходимым дидактическим материалом. -Экспериментально проверить предлагаемую методику обучения студентов средствам создания юмора и иронии, для чего провести констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.

В работе используются следующие методы исследования:

I) теоретический; 2) социально-педагогический (анализ работ студентов, наблюдение над их речью, развитием речи и т.д.); 3) сопоставительный (сравнительный анализ работ студентов); 4) экспериментальный; 5) математический метод обработки данных.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1.Высказана и аргументирована мысль о важности целенаправленного ознакомления будущих учителей с речевыми средствами юмора и иронии, доказана полезность данной работы для развития речи студентов педагогического вуза и их предстоящей профессиональной деятельности.

2.Речевые средства юмора и иронии представлены в виде системы на основе соотнесения их с коммуникативными качествами речи и уровнями языка, показано взаимодействие в речи средств, образованных единицами разных языковых уровней, и качеств речи; отмечена важность не только отдельного средства, но и формируемых качеств речи; определен речевой механизм создания юмора и иронии; выявлены своеобразие и доминирующую роль выразительности и уместности.

3.Описанный подход методически истолкован, став ключевым моментом в обучении студентов созданию речевых произведений юмористического и иронического характера.

4.При обучении организованы условия, способствующие повышению выразительности и уместности речи студентов, осознанному запоминанию речевых средств юмора и иронии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

1.выявлена лингвистическая сущность юмора и иронии, определен речевой механизм создания юмористического и иронического смысла текста, показана специфика юмористической и иронической выразительности и уместности.

2.При выяснении механизмов создания юмора и иронии впервые использована теория коммуникативных качеств речи.

3.Упорядочены, исходя из задач обучения, средства создания юмора и иронии. Предложена система, обладающая достаточной устойчивостью и внутренней непротиворечивостью.

Практическая значимость работы: Составлена достаточно полная, удобная для использования в педагогических целях система речевых средств юмора и иронии; описана методика обогащения речи студентов данными средствами; создан комплекс упражнений; разработана программа обучения. Методика может быть использована в рамках курсов "Культура речи", "Педагогическое общение", "Практическая риторика" или как отдельный спецкурс. При внесении некоторых изменений может быть предложена к реализации в старших классах средней школы или при работе с иностранными студентами. Предложенная методика ведет к улучшению речи обучаемых, повышению ее выразительности, к умелому и уместному употреблению речевых средств в соответствии с целями и задачами передаваемой информации (в данном случае - юмора и иронии).

На защиту выносятся следующие положения:

1.Представляется перспективным систематизировать средства создания юмора и иронии путем соотнесения с уровнями языка и коммуникативными качествами речи. Такая организация позволяет учитывать системность речи, видеть механизм создания юмора и иронии, понимать взаимосвязь речевых средств и коммуникативных качеств.

2.Ирония и юмор создаются не на базе какого-либо отдельного средства, а на основе системного взаимодействия речевых средств и формируемых ими качеств речи, из которых важнейшим является ироническая или юмористическая выразительность. Остальные качества речи работают на создание ее при условии определенного рода комической уместности.

3.Обучение студентов речевым средствам создания юмора и иронии, организованным в систему на основе языковых уровней и качеств речи, ведет к формированию комплексного подхода к анализу речи, чужой и собственной, к осмысленному запоминанию речевых средств создания юмора и иронии и, в дальнейшем, к их умелому, уместному и незатрудненному применению, к повышению выразительности речи.

4.Предлагается к внедрению в учебный процесс система заданий и упражнений, ориентированная на развитие речевой компетенции студентов.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования доложены и обсуждены на межгосударственной научной конференции по актуальным проблемам стилелогии и терминоведения (Н.Новгород, ННГУ, 1996г.), на Всероссийской научно-практической конференции по проблемам семантики (Орехово-Зуево, ОЗПИ, 1996), на Всероссийских научно-практических конференциях по русскому языку (Самара, СГТШ, 1995), на Всероссийской научной студенческой конференции по гуманитарным наукам (Горький, ГГУ, 1987), на Всесоюзной научной студенческой конференции (Москва, МГПИ, 1988), на научно-методических семинарах и конференциях в НГПУ (1994-1996гг.); отражены в семи публикациях по теме диссертации. Методика обучения апробирована на занятиях со студентами первого курса НГПУ; использование ее дало положительные результаты, которые описаны в данной работе.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и двух приложений.

Комическое как эстетическая категория

В истории эстетической мысли существовала точка зрения, которая вообще отрицала какую бы то ни было возможность логически выдержанного выделения и систематизации эстетических категорий. Выразителем ее является философ Б.Кроче, который полагал, что категории должны быть в принципе изгнаны из эстетики. Такой взгляд вытекал из общего понимания эстетического как чувственно-эмоционального антипода логического, рационального. Исследователь считал, что понятия расплывчаты, туманны, субъективны, поэтому "их нельзя ни вывести одно из другого, ни связать в целостную систему"/114; 177/.

Мы будем придерживаться другой точки зрения, которая зафиксирована, в частности, в словарях по эстетике и в философских словарях, и согласно которой эстетические категории существуют как "предельно общие фундаментальные понятия.,."/244;141/. Нас интересуют (сошлемся на определение, данное в словаре "Эстетика") "категории эстетических отношений, в том числе отношений искусства к действительности (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, низменное) - аппарат анализа эстетического богатства действительности и искусства 7244;141/. Уже в античной философии прослеживается весьма определенное стремление логически осознать внутреннюю структуру эстетики.

Мы будем рассматривать категорию "Комическое". Приведем слова одного из видных исследователей категорий эстетики вообще (и комического, в частности) Б.Дземидока: "Комическое - одна из самых сложных категорий эстетики. Под комическим подразумеваются как естественные события..., так и определенный вид творчества, суть которого сводится к сознательному конструированию ... системы явлений или понятий, а также системы слов с целью вызвать эффект комического"/70;7/.

Комическое всегда обладало огромным воздействием и было любимо людьми. Не случайно оно получило отражение уже в ранних формах познания мира: в греческой мифологии, в русских народных сказках и легендах и т.д. Оно нашло отражение и в древнейших литературных произведениях, так в поэмах Гомера жизнь богов окрашена легким комизмом. Обратимся к высказыванию английского врача 17 века Сиденгема: "Прибытие паяца в город значит для здоровья жителей гораздо больше, чем десятки мулов, нагруженных лекарствами"/131;64/. В этой фразе в образной форме прекрасно показана сила воздействия комического и его важность для жизни людей.

Существовало множество разных взглядов на сущность комического. Однако, как справедливо замечает Л.Ю.Фуксон в исследовании "Сатира и юмор как типы художественной целостности", имеются "переклички" далеких и разных концепций. Так А.Бергсон видит основу смеха в автоматизации героя, которого мы вначале принимаем всерьез, т.е. в "инерции смешного объекта"/225;4/. И.Кант ведет речь об инерции восприятия; основа смеха - "автоматизм нашего собственного восприятия 7225;4/. Спенсер связывает возникновение смеха с разрядкой первичного напряжения, а З.Фрейд полагает комическое отдушиной для подавления энергии бессознательного /222/.

Анализ литературоведческих и лингвистических работ, посвященных проблемам юмора и иронии

Чтобы обучить студентов педвуза использованию речевых средств создания юмора и иронии, нужно познакомить будущих педагогов с "инвентарем" этих средств. Данный инвентарь, формируемый с педагогическими целями, должен удовлетворять ряду требований:

1. быть по возможности более полным;

2.упорядоченным в плане научной логики: делиться на четкие группы, сформированные на определенных, ясных основаниях;

3.удобным для изучения и использования.

Вооружают ли вузовских педагогов, стремящихся обогатить речь студентов средствами создания юмора и иронии, достаточными знаниями об этих средствах специальные литературоведческие и лингвистические работы? С целью ответа на данный вопрос нами проанализирован обширный круг произведений, посвященных проблемам комического.

Все рассмотренные произведения мы разделили на 3 группы:

1.исследования, посвященные проблемам комического вообще;

2. произведения, касающиеся юмора;

3. книги и статьи, разрабатывающие проблемы иронии.

Остановимся подробнее на каждой группе.

1. Вопрос изучения средств комического интересовал людей уже в глубокой древности. Еще Цицерон, обращаясь к природе смешного, выделял некоторые средства его создания; например, двусмысленность, каламбуры, неожиданные умозаключения.

Рассмотрим современное состояние данного вопроса.

Дземидок Б. ("О комическом" /70/) средства создания комического объединяет в определенного рода систему, построенную по смысловому принципу. Выделяет пять групп, в которых одновременно представлены лингвистические и литературоведческие средства. Из собственно лингвистических средств автор выделяет следующие:

1 .пародирование; 2. "неожиданные эффекты и поразительные сопоставления"; З.соединение или сопоставление "явлений далеких по своей сути или же несоизмеримых 770;76/; 4.объединение разных стилей; 5.ирония как троп; 6.несоответствие между формой и содержанием (одним из видов такого несоответствия Б.Дземидок считает то, что "язык, которым пользуется автор для описания той или иной ситуации, явно не соответствует описываем ому 770 ;82/; 7.повторение.

Кроме того исследователь описывает нарушения логической нормы. Применительно к речи они могут быть рассмотрены как нарушения такого качества речи как логичность. Это -"ошибка в умозаключениях и неверные ассоциации 770;85/; отсутствие логической связи между предложениями и частями предложений; странности в конструкции фразы и неверное употребление слов; диалог, где отсутствуют связи между репликами.

Перечень лингвистических средств создания комического далеко не полный (рассмотрены частично лишь лексические и синтаксические средства). Но, как уже говорилось, внимание привлекает системность подачи материала. Однако представляется, что использовать в педагогических целях данную систему затруднительно. Во-первых, автор пишет о комическом вообще; при этом он считает иронию только приемом, фигурой речи (что несовпадает с нашей позицией). Во-вторых, перечень характеризуется неполнотой: отсутствуют фонетические, словообразовательные средства и ряд лексических. В-третьих, нам видится более перспективным организация средств в систему на других основаниях, а именно, при помощи концепции коммуникативных качеств речи (ККР) и уровней языка.

Методика экспериментального обучения

Подготовка студентов как будущих учителей предполагает работу над развитием их речи. Не случайно Н.А.Безменова пишет о необходимости воспитания "сильных языковых личностей" /9,11/. Понятие языковая личность включает в себя "1/владение фундаментальными знаниями, 2/богатый информационный запас и стремление его пополнять, 3/ владение основами построения речи сообразно определенному коммуникативному замыслу, 4/речевая культура /представленная в формах, соответствующих коммуникативному замыслу/" /9,4/. Предлагаемая ниже методика нацелена на выполнение перечисленных в приведенном высказывании задач.

Как уже сказано в 1 главе, умелое и уместное использование юмора и иронии способствует привлечению внимания учащихся к изучаемому материалу, повышению интереса к предмету, снимает усталость во время урока, эмоциональные нагрузки с учителя и ученика, может служить для порицания или поощрения учащихся, помогает выйти из конфликтной ситуации. Учитель является для учеников не только источником знаний, но и языковым примером; поэтому, наблюдая за речью учителя, школьники сами учатся использованию речевых средств создания юмора и иронии. Студенты недостаточно хорошо владеют этими средствами, однако понимают, что они нужны для педагогической работы. Поэтому представляется важным и нужным научить будущих педагогов этому.

Необходимо, чтобы у студентов сформировалось умение умело и уместно применять PC создания юмора и иронии в своей будущей учебной и внеучебной педагогической деятельности, да и просто в межличностных отношениях. "Умения - освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспеченный совокупностью приобретенных знаний и навыков,... создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях" /113,365/.

Сохранение умений и навыков происходит в долговременной памяти человека. Причем для запоминания "решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала " /113,232/. Намного легче осмысливаются не разрозненные факты, а факты, организованные в определенного рода систему.

Представляется перспективным обучать студентов PC создания юмора и иронии, организованным в систему в свете теории ККР. "Качества речи -это такие ее свойства, возникающие в процессе коммуникации ... и создаваемые единицами разных языковых уровней в их взаимодействии" /94,89/. Обучение под таким углом зрения позволяет увидеть взаимосвязь языка и речи, системное взаимодействие речевых средств создания юмора и иронии между собой, а также с формируемыми ими качествами речи. Это позволяет установить связи и отношения между средствами и ККР, ведет к осознанному запоминанию, что в дальнейшем способствует умелому и незатрудненному применению их в своей речевой практике.

В процессе обучения студенты должны усвоить следующее: юмористическая или ироническая речь, юмористический или иронический смысл текста формируются не на базе какого-либо отдельного речевого приема (средства), а на базе системного взаимодействия структурных и функциональных качеств речи, из которых важнейшим является выразительность (остальные качества речи обеспечивают создание ее при условии их уместности). ККР обусловливаются взаимодействием средств всех уровней языка.

Похожие диссертации на Обучение студентов педагогического вуза речевым средствам создания юмора и иронии