Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Определение тонально-живописного единства в академическом рисунке Тонконог Сергей Степанович

Определение тонально-живописного единства в академическом рисунке
<
Определение тонально-живописного единства в академическом рисунке Определение тонально-живописного единства в академическом рисунке Определение тонально-живописного единства в академическом рисунке Определение тонально-живописного единства в академическом рисунке Определение тонально-живописного единства в академическом рисунке
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тонконог Сергей Степанович. Определение тонально-живописного единства в академическом рисунке : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Тонконог Сергей Степанович; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Хабаровск, 2010.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/47

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно.-теоретическое обоснование тонально-живописного единства при обучении академическому рисунку студентов художественных факультетах 11

1.1. Тонально-живописный подход в историческом аспекте 11

1.2. Психолого-физиологические основы тонально-живописного единства в изображении предметов на изобразительной плоскости. 20

1.3. Тонально-живописное единство в системе обучения академическому рисунку (педагогические и методические аспекты проблемы) 31

Глава II Приемы и методы тонально-живописного единства в процессе обучения академическому рисунку студентов художественных факультетах (экспериментальное исследование) 45

2.1. Организационные аспекты проведения экспериментального исследования 45

2.2. Выявление общего уровня тонального восприятия изображения у студентов первого курса (констатирующий эксперимент) 48

2.3. Определение и обоснование методов и приемов тонально-живописного единства в обучении академическому рисунку студентов первого курса (поисковый эксперимент) 56

2.4. Организация обучения с учетом роли и места тонально-живописного единства в обучении академическому рисунку (формирующий эксперимент) 74

Заключение 108

Список используемой литературы 113

Приложение 123

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях реформы высшего образования вопросы подготовки специалистов, обладающих целым комплексом общих и специальных знаний и умений, приобретают особую актуальность. Ориентация современного высшего образования на подготовку высококвалифицированных специалистов требует дальнейшего совершенствования теории и методики обучения изобразительному искусству в высшей школе, что требует непрерывного совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в средней школе.

Постоянно повышающиеся требования к профессиональной подготовке будущих художников-педагогов обусловливают необходимость подготовки специалистов, свободно владеющих педагогическими и специальными умениями и навыками, высокой эстетической и художественной культурой. Эти вопросы получают свое глубокое научно-теоретическое обоснование в современной методической науке. В частности, теоретические и методические проблемы, связанные с формированием творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству, обстоятельно исследовались в научных работах В.П. Зинченко, А.И. Иконникова, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, СП. Ломова, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, Н.К. Шабанова, Е.В. Шоро-хова и др. Проблеме повышения качества подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства были посвящены диссертационные исследования А.В. Новиковой, С.Г. Семеновой, Б.Е. Османовой, Ж.Н. Шайгазо-вой и др.

В решении проблемы повышения качественной профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства немаловажную роль играет совершенствование методики обучения академическому рисунку на художественных факультетах педвузов.

Необходимость такого совершенствования обусловливается тем, что у студентов начальных и вторых курсов низкий уровень понимания тональной структуры и ее значимости при выполнении учебных работ по рисунку, поскольку они в недостаточной мере обладают знаниями о природе тона, его живописных качествах и возможностях в формировании изображения на изобразительной плоскости (Г.В. Беда, Л.Г. Медведев. Е.В. Моисеева, А.С. Рындин, Л.К. Сыров и др.).

Преодолеть эти недостатки возможно, если уже на начальном этапе обучения уделять первостепенное внимание тонально-живописному рисунку, важным изобразительным средством которого является тональное пятно с его градациями и нюансировками. Тонально-живописный рисунок обладает качествами образного художественного рисунка. Однако сложившийся путь обучения студентов академическому рисунку предполагает первона-

чальное формирование умений и навыков в выполнении, прежде всего, конструктивного рисунка, которому уделяется основное внимание и большая часть учебного времени. Тоновой же вариант на практике привязан к задачам тонального штудирования формы в изображении на плоскости, что в недостаточной степени способствует формированию у студентов начальных курсов восприятия конструктивной структуры изображения на плоскости.

Определение принципов тонально-живописного единства при обучении академическому рисунку студентов художественных факультетов педвузов в значительной мере способствовали методические исследования по обучению изобразительному искусству. Особую ценность для методического решения вопросов, связанных с тонально-живописным подходом в обучении академическому рисунку, представляют научные идеи ученых, посвятивших себя исследованиям в области: общей психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, B.C. Мухина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); физиологии и развитии отдельных способностей к занятиям по изобразительному искусству (Н.Н. Волков, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, А.Г. Ковалев, А.Г. Кузин, Б.Ф. Ломов, И.М. Сеченов); восприятия пространства (Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, И.С. Якиманская и др.); проблем формирования пространственных представлений (Н.Н. Волков, ИЛ. Глинская, А.И. Иконников, П.Я. Павлинов, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, Б.П. Юсов и др.); художественного воспитания и методики преподавания изобразительного искусства (М.Н. Афанасьев, А.Д. Алехин, М.Н. Афасижев, Н.С. Боголюбов, А.В. Ба-кушинский, Г.В. Беда, P.M. Заикин, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, СЕ. Игнатьев, В.И. Козлов, СП. Ломов, Л.Г. Медведев, В.У. Пучков, Н.Н. Ростовцев, А.А. Терентьев, Е.В. Унковский, Е.В. Шорохов, А.С Хворостов, Н.К. Шабанов, Т.Я. Шпикалова, А.Л. Яшухин и др.); теории и практики развивающего и проблемного обучения (Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, И.Я. Хернер, A.M. Матюшкин и др.); философии (Б.Г. Лихачев, Б.Г. Лукьянов, М.С Каган и др.).

Изучение теоретических и педагогических трудов этих авторов, обобщение опыта обучения академическому рисунку и анализ учебных программ определили тему данного исследования и позволили сформулировать гипотезу исследования:

эффективность обучения академическому рисунку на художественных факультетах педвузов значительно повысится, если:

в процессе выполнения академического рисования акцентировать задачи на определение тонально-живописного единства;

разработать систему методов и приемов, способствующих развитию тонально-живописного единства.

Объектом исследования является процесс обучения академическому рисунку студентов художественных факультетов педвузов.

Предмет исследования - развитие умений и навыков определения тонально-живописного единства у студентов начальных курсов.

Целью исследования является разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной моторики обучения академическому рисунку, способствующей определению тонально-живописного единства на первоначальных этапах обучения.

Задачи исследования:

проанализировать историю становления и развития методов тонально-живописного подхода в академическом рисунке;

проанализировать особенности восприятия тональных отношений модели и ее изображения на изобразительной плоскости;

определить роль тонально-живописного единства в системе обучения академическому рисунку студентов;

обосновать педагогические условия, способствовавшие определению тонально-живописного единства в процессе рисования;

теоретически обосновать и экспериментально проверить методику обучения тонально-живописному единству.

Методологической основой исследования являются:

научно-теоретические исследования, посвященные основополагающим психологическим закономерностям и особенностям процесса художественно-образного отображения реальной действительности;

психолого-педагогические труды в области художественного образования, в том числе исследования отечественных и зарубежных педагогов по общим и частным вопросам методики обучения изобразительному искусству;

научно-методические и практические рекомендации ученых и педагогов по формированию тонально-живописных умений и навыков, накопленные к настоящему времени в педагогике, психологии, методике преподавания изобразительного искусства.

В данной работе для решения поставленных исследовательских задач были использованы следующие методы исследования:

изучение и анализ научно-теоретической и научно-методической литературы по избранной теме исследования;

изучение и обобщение передового практического опыта обучения академическому рисунку на художественных факультетах педвузов, в том числе методических приемов работы опытных педагогов-художников;

изучение и анализ учебных программ по обучению академическому рисунку;

опрос, анкетирование и наблюдение за учебной деятельностью студентов при выполнении учебных заданий, а также ее анализ;

изучение и анализ учебных работ студентов;

педагогический (констатирующий, поисковый, формирующий) эксперимент как основа для разработки методических рекомендаций, направленных на повышение уровня владения тонально-живописным подходом в процессе выполнения академического рисунка.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе разнообразных источников и экспериментальных данных систематизирован и обобщен опыт для определения тонально-живописного единства академического рисунка, сформулированы конкретные методические рекомендации для обучения этому виду деятельности студентов. Выявлены педагогические закономерности в организации учебного процесса, разработана система методов поэтапного формирования умений и навыков у студентов, необходимых для определения тонально-живописного единства академического рисунка. Определены критерии оценки уровня определения тонально-живописного единства академического рисунка.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что:

- теоретически обоснованы психолого-педагогические условия опре
деления тонально-живописного единства академического рисунка;

- разработаны специальные теоретические и практические курсы по определению тонально-живописного единства академического рисунка;

- разработана и экспериментально проверена методическая система
обучения для определения тонально-живописного единства академического
рисунка на художественных факультетах (наглядные пособия, ТСО).

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования и разработанные автором методические рекомендации могут быть использованы в практической работе педагогов для совершенствования методов обучения академическому рисунку, а также учебных программ на художественных факультетах педвузов и художественных колледжей.

Основные положения, выносимые на защиту:

теоретическое и психолого-педагогическое обоснование роли и значения тонально-живописного единства в системе обучения академическому рисунку студентов художественных факультетов педуниверситетов;

система методов и приемов формирования умений и навыков определения тонально-живописного единства, направленных на повышение профессионального уровня студентов художественных факультетов педагогических вузов;

педагогический эксперимент по выявлению эффективности определения тонально-живописного единства в процессе обучения академическому рисунку студентов начальных курсов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается:

опорой на современные достижения психологической и педагогической науки, искусствознания и культуры;

использованием методов, адекватных цели и задачам исследования;

включением экспериментальной методики в реальный учебный процесс на художественно-графическом факультете;

- достаточным количеством наблюдений, наличием контрольной и
экспериментальной групп;

- всесторонним качественным и количественным анализом результатов педагогического эксперимента.

Апробация її внедрение результатов исследования проводились на художественном факультете Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Материалы исследования обсуждались на межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях и публиковались в научных сборниках межвузовских конференций и межвузовских сборниках научных трудов.

Структура диссертационного исследовании. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В основной текст исследования вошли таблицы, отражающие ход и итоги педагогического эксперимента. Приложение содержит иллюстративный материал - образцы работ студентов художественно-графического факультета Дальневосточного государственного гуманитарного университета.

Психолого-физиологические основы тонально-живописного единства в изображении предметов на изобразительной плоскости.

При рассмотрении проблемы изображения и восприятия предметов на плоскости необходимо, в первую очередь, выяснить психолого-физиологические особенности восприятия, имеющие важное значение1 для совершенствования- методики, преподавания академического рисунка, на художественных факультетах педуниверситетов с учетом роли в нем тонально-живописного единства.

Говоря об особенностях отображения пространственных отношений, Г. Гельмгольц говорил, что «оно в какой-то степени происходит уже на.уровне периферических нервных окончаний глаза и осязающей кожи. Это отображение, однако, ограничено, поскольку глаз формирует только перспективные плоские изображения, а рука воспроизводит часть поверхности тела путем подстройки под ее форму с той точностью, какая ей доступна» [35 с. 39]. При этом он отмечал следующее: «Непосредственный образ пространственной трехмерной фигуры не может быть получен ни глазом, ни рукой. Представление о такой фигуре достигается лишь путем сравнения, образов, полученных обоими глазами, или путем перемещения фигуры либо, соответственно, руки. Поскольку наш мозг трехмерен, то можно пускать в ход свою фантазию, придумывая механизм, формирующий в мозгу материальные протяженные отображения внешних протяженных объектов» [35 там же].

Следовательно, исходя из представлений Гельмгольца, можно считать, что человек на первом этапе восприятия воспринимает мир «плоско».

Ощущение объемности пространства дает ему работа мозга, а точнее, такие его свойства, как память и мышление. Следовательно, логичней в начале первого курса освоить плоскостное изображение с применением материальности тона, с вариациями его тональных градаций, определением тональных планов контрастными отношениями между ними. На этот факт обращает внимание и Р.Л. Солсо: «Все нормальные люди «видят», но способность абстрагировать видимое в значимые паттерны в большей степени зависит от созданных заранее структур и знаний из прошлого опыта» [102 с. 104]. Об этом же пишет и А.Р. Лурия: «Огромное значение для восприятия имеет прежний опыт человека и предметное восприятие соответствующих изображений» [70 с. 78]. Так как человек воспринимает плоскостное изображение реально, то не стоит сразу «мучить» объемными изображениями и перспективными сокращениями, а необходимо предварительно надежно изучить тональную и тонально живописную структуру построения изображения на изобразительной плоскости и далее заниматься объемностью предметов.

Д. Д. Гибсон определяет восприятие как «акт извлечения информации» [36 с. 97]: «Видеть окружающий мир - значит извлекать информацию из объемлющего светового строя» [36 там же с. 375]. К этому можно добавить, что поток информации поступает на сетчатку глаза непрерывно, но воспринимается дискретно со скоростью долей секунды и поступает в соответствующие отделы коры головного мозга, где обрабатывается.

Как показывают исследования, первым поступает информация от цвето-тонального пятна или знака, содержащаяся в структуре отраженного светового потока. При этом человеческий глаз не воспринимает никаких объемных изображений на сетчатке глаза. По мнению Д.Д. Гибсона, «если свет попадает в глаз, наделенный структурой, то воспринимается поверхность, если свет не структурирован, то поверхность не воспринимается. Различия не в том, что, как считали прежние исследователи, в одном случае видятся два измерения, а в другом — три» [36 с.244]. В основе человеческого зрения и всей зрительной системы лежит, прежде всего, природное свойство видеть свет и его градации, вызванные как непосредственно силой светового потока, так и отраженным от предметов. Эти градации света мы называем тоном, от греч. «Tonos» — напряжение. Тон - физическая характеристика света.

Многочисленные исследования особенностей восприятия тональных градаций в реальном пространстве показали, что в отличие от других свойств зрительной системы оно такое же, как и на картинной плоскости. Именно это свойство человеческого зрения позволяет создать эффект среды на картинной плоскости, а все остальные способны создать лишь эффект пространства или не работают вообще. Нарушение восприятия тональных отношений, приводит к нарушению1 работы всей зрительной системы, примером чему может служить туман, где нарушаются тональные градации и, соответственно, «выходят из строя» все другие компоненты системы, участвующие в процессе зрительного восприятия.

Следовательно, восприятие тональных отношений первично в восприятии реальной действительности и является стимулом для «запуска» оптической системы человека, в том числе и непосредственно участвующей в восприятии изображения на плоскости. Именно светотональная информация (стимул) несет в себе ту структуру объекта, которая «запускает» систему человека, управляемую его мыслительным аппаратом. Стимулом в данном случае является тональное пятно (знак), образованное отраженным световым потоком на сетчатке глаза.

Тонально-живописное единство в системе обучения академическому рисунку (педагогические и методические аспекты проблемы)

Для выявления особенностей тонально-живописного единства рисунка проведем сопоставительный анализ объемно-конструктивного и тонально-живописного рисунков в плане изображения предметов на изобразительной плоскости, в композиционных решениях при выполнении учебных рисунков, а также в плане их возможностей в формировании картинного восприятия у студентов художественных факультетов педагогических университетов.

Эти рисунки представляют, соответственно, два наиболее важных подхода в процессе обучения академическому рисунку - объемно-конструктивный и тонально-живописный. При этом, как уже было- отмечено, второму подходу уделяется значительно меньше внимания в методическом плане.

Особенности этих двух рисунков в совокупности способствуют решению учебных задач при обучении академическому рисунку, но в своей основе они значительно отличаются друг от друга.

Объемно-конструктивный рисунок, прежде всего, основывается на аналитическом подходе к форме объекта или группе объектов. Основная цель данного рисунка - анализ конструктивного строения формы и выявление ее объема при изображении на плоскости. Несомненно, объемно-конструктивный рисунок является определяющим в учебном процессе, но в то же время он\ не решает всех проблем при обучении академическому рисунку, что связано с особенностями и возможностями конструктивного рисунка.

Изобразительным средством объемно-конструктивного рисунка является линия с ее тональными вариациями. Тон в данном рисунке используется для изображения конструктивной светотени и усиления эффекта объемности конструктивной формы. Глубина пространства изображается контрастными отношениями и, иногда, от белого листа, на котором выполняется изображение. При изображении на плоскости, в первую очередь, внимание уделяется предмету или фигуре, а фон, в большинстве случаев, нейтрален. Фон в таком рисунке если и работает, то только на выделение объекта. Конструктивный тон, применяемый в рисунке, ограничивается контуром изображения.

В результате исследований, проведенных в последние годы, выяснилось, что между сетчатым изображением и формой плоской фигуры нет однозначной связи [67 с. 52]. Восприятие формы, как ранее считалось, происходит благодаря контуру фигуры, но абрис объекта (контур) не всегда соответствует данной фигуре. Недостаточность информации контурной линии от фигуры или объекта при восприятии и изображении на плоскости требует дополнительного наполнения внутри контура линейной или тональной структурой. Данный подход свойственен объемно-конструктивному рисунку.

Достоинства этого учебного рисунка позволяют студентам изучать особенности конструктивного строения предметов и натуры, определять линии перехода одной простой формы в другую, выявлять линии светотеневой границы при выявлении объема светотенью. Тон в этом рисунке вторичен, т. к. он не определяет ни предметный тон, ни фактуру, ни среду, в которой находится предмет. Это лишает его возможности обладать художественным подходом в такой степени, как это свойственно тонально-живописному рисунку. Кроме того? решение тонально-живописных (не свойственных ему) задач снижает эффективность в решении основной учебной задачи и усложняет изучение конструктивных основ рисунка студентами.

Таким образом, несмотря на все возможности и достоинства этого учебного рисунка, он не в состоянии решить все учебные задачи при обучении академическому рисунку. Тонально-живописный рисунок обладает не только качествами художественного рисунка, но и успешно решает задачи учебного рисунка.

Основным изобразительным средством тонально-живописного рисунка является тональное пятно с его градациями, а линия вторична. Данный рисунок позволяет решать и конструктивные задачи, но в свойственной ему технике, отличной, от объемно-конструктивного рисунка: В тонально-живописном рисунке нет необходимости выявлять подробно конструктивные особенности формы, достаточно задать лишь опорные точки, т. к. излишняя проработка конструкции формы может придать дробность тонально-живописному рисунку.

Использование тонально-живописного рисунка в качестве учебного рисунка позволяет студентам освоить навыки и умения в применении тона и тональных отношений при изображении световоздушной перспективы, освещения в среде, фактуры и предметного тона в изображении на изобразительной плоскости, использовать тональный контраст не только для построения пространства на плоскости, но и для придания выразительности изображению.

Как известно, выразительность изображения является качественной характеристикой не только рисунка, но и композиции. На это указывает и B.C. Кузин: «Для выразительной передачи изображаемого мало правильного, наиболее удачного композиционного построения — необходим соответствующий композиции эффект освещения» [58 с 222]. Следовательно, тональный контраст является важнейшим средством выразительности любого изображения на плоскости иего композиционного решения.

Выявление общего уровня тонального восприятия изображения у студентов первого курса (констатирующий эксперимент)

Начальным этапом экспериментальной проверки методической эффективности тонально-живописного подхода в обучении академическому рисунку является констатирующий эксперимент. С этой целью была проанализирована работа студентов по совершенствованию их навыков и умений, динамики.роста научно-теоретических знаний, а также осознанность определения грамотного изображения при традиционных методах обучения.

Основной целью констатирующего эксперимента являлось определение степени сформированности умений и навыков при изучении и применении на практике тонально-живописного единства в академическом рисунке. Критерии оценки включали в себя: определение степени соблюдения тональной структуры академического рисунка; - определение умения использовать тональный контраст и ритм в изображении на плоскости; - определение степени сформированности навыков и умений в построении тональной структуры изображения; - определение степени владения научно-теоретическими знаниями в этом вопросе; - определение степени динамики этих знаний при обучении академическому рисунку на художественных факультетах педуниверситетов. Особое внимание при констатирующем эксперименте обращалось на учебные рисунки, выполняемые в линейно-конструктивном варианте с применением конструктивной светотени. Рассмотрим подробнее содержание перечисленных выше критериев, которые мы использовали при оценке учебных работ, выполненных студентами, участвующими в констатирующем эксперименте. 1. Определение степени соблюдения тональной структуры академического рисунка является наиболее важным критерием оценки любого изображения на плоскости. Любое явление, объект, предмет, изображение имеет свою структуру, степень соблюдения которой влияет на их целостность, выразительность и ту информацию, которую они несут в себе. В нашем исследовании мы рассматриваем тональную структуру изображения на изобразительной плоскости. Термит «тональная структура», в данном случае, более соответствует такому понятию, как «целостный». Именно тональная структура предполагает следующие структурные элементы: тон фона, плана, пятна, линии, контрастные отношения и другие. Анализ структуры тональных элементов позволяет нам определять уровень качества выполненной студенческой работы. Нарушение тональных отношений в академическом рисунке — не только самая, распространенная ошибка у студентов начальных курсов, но и также трудно исправимая.. Исходя из этого, этот критерий мы ставим первым в процессе анализа рисунков, выполненных студентами.

Все последующие критерии оценки являются логическим продолжением анализа работ студентов. 2. Определение умения использовать тональный контраст и ритм в изображении на плоскости.

Изображение на изобразительной плоскости объемного пространства и объемных объектов, прежде всего, определяется тональным контрастом независимо от линейного или тонового варианта изображения. Тональный контраст лежит в основе построения пространства картины, которое определяется ритмом тональных планов. Следовательно, убедительность пространства в изображении на плоскости зависит от умения грамотно применить контрастные отношения.припостроении планов; Оветовоздушная средам и перспектива в академическом-рисунке напрямую-зависит от умения; передавать тонкие тональные отношения между пространственными планами. Умение использовать тональный контраст и ритм позволяет определять пространственное положение объектов в картинной плоскости, придавать им материальность и выразительность композиции. 3. Определение степени сформированности навыков и умений в построении тональной структуры изображения;

Качественные характеристики- тональной структуры при построении изображения на плоскости определяются навыками и умениями рисующих. Подготовленность, к, сознательным ш точным" действиям обеспечивается-применениемі на практике.при: выполнению тональной? структуры рисунка теоретических знаний, полученных в процессе объяснения. Эти; знания-определяют возможность сознательно применять умения и навыки; при составлении композиций, используя в тональной структуре рисунка тональный контраст как средство; композиционного решения творческой работы. 4: Определение степени владения научно-теоретическими знаниями в этом вопросе.

Владение научно-теоретическими знаниями при изучении; тонально-живописного единства академического рисунка позволяет студентам осуществлять,- осознанный! подход к, выполнению тонально-живописного академического рисунка. Это объясняется: тем, что студенты, опираясь на сумму своих научно-теоретических: знаний,- приобретают способность и возможность

Определение и обоснование методов и приемов тонально-живописного единства в обучении академическому рисунку студентов первого курса (поисковый эксперимент)

Поисковый эксперимент имел своей целью определение и обоснование методов и приемов определения тонально-живописного единства в обучении академическому рисунку студентов первого курса. Целью поискового эксперимента являлось определение эффективности применяемых методических приемов, задании упражнений, разработанных для студентов экспериментальной группы при определении тонально-живописного единства рисунка и влияние на динамику роста профессионального мастерства в процессе обучения академическому рисунку. Для достижения этой цели необходимо было: - предоставить в достаточно полном объеме научно-достоверные знания по методике выполнения учебного рисунка; разработать методически взаимосвязанные и теоретически обоснованные задания; - определить, каким образом полученные знания и предложенные задания влияют на качество выполнения учебного рисунка. В соответствии с этим были сформулированы следующие основные і задачи поискового эксперимента: - отработка наиболее эффективных рациональных методов и приемов работы студентов при определении тонально-живописного единства рисунка; - проверка эффективности заданий и упражнений по освоению графического языка; - апробация методических приемов, имеющих целью повысить активность студентов в учебной деятельности при изучении тонально-живописного единства.рисунка; - определение его роли и места в системе обучения академическому рисунку. Решение данных задач предполагало использование результатов проведенного теоретического исследования, которые составили научно-теоретические и психолого-педагогические основы определения тонально-живописного единства в академическом рисунке.

Поисковый эксперимент проводился в двух группах первого курса, сходных по уровню подготовки студентов. Средний бал определялся по результатам вступительных экзаменов и был равен 3,8 в контрольной группе, 3,7 в экспериментальной группе. Опыт и подготовка преподавателей были примерно одинаковы. Занятия в контрольной группе проводились по традиционной методике. В экспериментальной группе занятия проводил автор исследования. Критериями оценки студенческих работ являлись следующие показатели. 1. Степень осознанности в решении поставленных задач. 2. Выразительность рисунка. 3. Осознанность в передаче светотени на предметах и моделировки объема. 4. Последовательность ведения рисунка по предложенной методике. 5. Владение графическими материалами. 6. Тональное единство рисунка. 7. Умение использовать тон для выявления структуры рисунка. По данным критериям проводилась оценка студенческих работ после выполнения каждого задания, а также на текущих просмотрах комиссией из независимых экспертов из числа преподавателей, не преподающих в этих группах. По выставляемым оценкам выводился общий бал, округленный до целого числа и соответствующий оценкам «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Оценка за семестр выставлялась с участием всех преподавателей кафедры изобразительного искусства на проводимых просмотрах. Целью поискового эксперимента по отношению к экспериментальной группе являлось: - определение эффективности применяемых методических приемов, заданий и упражнений, разработанных специально для них при определении тонально-живописного единства рисунка; - влияние данных методических приемов, заданий и упражнений на динамику роста профессионального мастерства в процессе обучения академическому рисунку.

Первое учебно-экспериментальное задание по измененному учебному плану - рисунок группы простых по форме предметов на фоне драпировок различных по тону. Его задачи: - тональная моделировка планов, - выявление тонального контраста при построении планов, - определение материального тона предметов. Освещение прямое со стороны студентов. Выявление объема предметов не входило в задание рисующих. Предметы и драпировки подбирались от белого до черного цвета с различными тональными градациями (при необходимости предметы окрашивались в нужный тон). Поскольку объемность изображения предметов не являлась целью изображения и выявления их конструктивных особенностей, то предметы подбирались цилиндрической, плоской и прямоугольной формы, прочтение объема которых не вызывало сомнений. Целью этого экспериментального задания являлась: - проверка степени подготовленности студентов, поступивших на художественно-графический факультет, на предмет видения и владения тональной структурой рисунка; - совершенствование навыков и умений при изображении на изобразительной плоскости. Прежде, чем приступить к выполнению рисунка, студентам было предложено выполнить ряд упражнений непосредственно с учебной постановки. Первое упражнение, предложенное студентам, предусматривало изображение постановки в четырех тональных градациях, при этом близкие по тону предметы объединялись в один тон (рис. 1-2). Второе упражнение выполнялось в два тона, при этом допускались небольшие тональные градации (не более трех) тех предметов, которые относились к белой или черной группам с четким прочтением двух основных тонов (рис. 3-4). Целью данных упражнений являлось приобретение навыков и умений в определении наиболее выразительной в тональном отношении структуры рисунка, умения варьировать тональными отношениями и не стремиться к иллюзорности изображения. Работа над данной учебной постановкой обеспечивалась наглядным материалом, что способствовало пониманию поставленных учебных задач и качеству выполнения изображения. В это время студенты контрольной группы выполняли первое задание по утвержденному кафедрой плану — рисунок несложного натюрморта из бытовых предметов на фоне драпировки, что соответствовало традиционной программе и поставленной в ней цели: - научить целостно воспринимать группу разных по форме, величине, тональности, материальности предметов, составляющих постановку; - научить размещать предметы в пространстве; - ознакомить с практическими приемами обобщения, передачи целостного звучания всего натюрморта.