Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности преподавания живописи студентам-дизайнерам технических вузов Гевейлер, Дмитрий Николаевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гевейлер, Дмитрий Николаевич. Особенности преподавания живописи студентам-дизайнерам технических вузов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Гевейлер Дмитрий Николаевич; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2012.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1645

Введение к работе

Диссертация посвящена выявлению особенностей методики преподавания живописи при подготовке промышленных дизайнеров (на материале Санкт-Петербургского государственного политехнического университета) и способам адаптации методического опыта художественных учебных заведений Петербурга к условиям технического вуза.

Актуальность исследования обусловлена сложившейся ситуацией в области подготовки дизайнеров - появлением большого количества факультетов и кафедр дизайна в вузах, для которых эта специальность является совершенно новой и, что особенно важно, не соответствующей традиционной направленности того или иного учебного заведения. Как правило, учебные программы по живописи для таких вузов разработаны без достаточного учета специфики проектной деятельности. Существующие расхождения в профессиональной специфике, предварительной подготовке студентов, в количестве академических часов, соответствующих ГОСу, в программе на учебную дисциплину «Живопись» в различных вузах приводят к тому, что в настоящее время отсутствует стремление к адаптации живописи к условиям специальности «Дизайн». Адаптация предполагает специфические задания, особую методику их исполнения, дифференцирование критериев оценок, и это позволит избежать механического переноса учебных заданий из одного вуза в другой. Выработка нового подхода и апробация его на практике обусловлена необходимостью повышения качества подготовки студентов-дизайнеров в условиях технического вуза как результата достижения ими нового уровня цветового и объемно-пространственного мышления, а также овладения средствами и методами отображения объектов промышленного дизайна в курсовых и дипломных проектах.

Степень изученности проблемы характеризуется подробной разра
боткой методов преподавания живописи в художественных заведениях, не
достаточной изученностью роли живописи в подготовке дизайнеров и почти
полным отсутствием исследования преподавания живописи в технических
вузах. Изучением проблем в области теории и методики художественной
подготовки, эстетического воспитания и художественного образования зани
мались Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, B.C. Кузин, Г.Б. Смир
нов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов, В.В. Корешков,
В.Г. Лисовский, В.В. Бабияк, Т.С. Комаров, А.А. Унковский и др. Вопросы
изобразительной композиции поднимались рядом художников и искус
ствоведов, среди них В.А. Фаворский, М.В. Алпатов, С.С. Бронштейн
Н.Н. Волков, СМ. Даниэль, В.В. Кандинский, К.С. Малевич,

СВ. Коровкевич, Л.В. Мочалов, Е.В. Шорохов, П.А. Флоренский, и др. Вопросами теории живописи и обучения живописи занимались Ю.В. Алексеев-Алюрви, С.С. Алексеев, Г.В. Беда, Ж.. Вибер, В.В. Визер, Н.Н. Волков, А.С. Зайцев, Е.С Зернова, A.M. Кантор, Ю.М. Кирцер, Э. Кох, Г. Вагнер, Н.Я. Маслов, Г.А. Недошивин, Н.Н. Стор, П.К. Суздалев, А.А. Унковский,

Ю.П. Шашков, Г.М. Шегаль, СП. Ломов, А.П. Яшухин. Об истории, теории и практике дизайна писали Н.В. Воронов, А.Н. Лаврентьев, Д.Л. Мело-динский, СМ. Михайлов, Д. Нельсон, О.И. Нестеренко, И.А. Розенсон, В.Ф. Рунге, М.А. Тимофеева, Л.М. Холмянский, А.С Щипанов.

Отдельным блоком можно выделить исследования, посвященные особенностям объективных законов цвета в рамках цветоведения, в том числе, задачам развития цветового мышления, совершенствованию методов построения гармоничных цветовых сочетаний, психологическим особенностям восприятия цвета, цветовой символике - аспектам цвета, применяемым в практике дизайнера. Эти проблемы освещаются в трудах С.С. Алексеева, Н.Б. Нюберга, В. Оствальда, СЕ. Пискуна, Л. Рихтера, Н.Г. Рудина, М.О. Су-риной. Наиболее интересными являются работы И. Иттена и М.В. Матюшина, т. к. в данных исследованиях уделяется особое внимание практическим методам и приемам, применяемым в работе с цветом. Также интересны работы по проблемам цвета Р. Арнхейма, И.Гете, В.В. Кандинского, Л.Ф. Жегина.

Анализ литературы показал, что наряду с глубокой разработанностью многих проблем, касающихся темы исследования, особенности методики и практики преподавания живописи в техническом вузе при подготовке промышленных дизайнеров не стали предметом развернутого специального исследования.

Объект исследования - образовательный процесс подготовки дизайнеров в высших технических учебных заведениях

Предмет исследования - содержание курса живописи и методика ее преподавания в высших технических учебных заведениях

Цель исследования - Выработка принципов формирования системы заданий по живописи с учетом специфических условий технического вуза

Поставленной целью обусловлена необходимость решения следующих задач.

  1. Выявить особенности творческого процесса в живописи и дизайне;

  2. Провести сравнительный анализ функционирования цвета в живописи и дизайне;

  3. Определить возможности использования в техническом вузе традиций обучения живописи в художественных учебных заведениях Петербурга

  4. Проанализировать опыт преподавания живописи студентам - промышленным дизайнерам в СПбГПУ;

  5. Обосновать принципы преподавания живописи промышленным дизайнерам в техническом вузе и- экспериментально доказать эффективность предложенной методики.

Методологической основой диссертации является системный подход. В работе использован метод включенного наблюдения, а также теоретические методы исследования - изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, научных исследований, сравнительный анализ учебных программ по дисциплинам художественного цикла. Метод сравнительно-исторического анализа применен для выявления наиболее эффек-

тивных методик преподавания живописи в высшей школе. Эмпирические методы - изучение педагогического опыта деятельности в художественном и техническом образовании: анализ процесса работы над учебными заданиями студентов-живописцев и студентов-дизайнеров с первого по пятый курсы. Историко-типологические методы: анализ результатов ретроспективных выставок работ педагогов и учащихся прошлых лет, изучение практических студенческих работ по живописи, хранящихся в методическом фонде кафедры прикладной геометрии и дизайна Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Кроме того, в исследовании использовались методы интервьюирования и анкетирования.

Источниками исследования послужили интервью художников-педагогов и дизайнеров-педагогов Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургского художественного училища имени Н.К. Рериха; теоретический материал, содержащий сведения о жизни и творчестве отдельных художников и дизайнеров; материалы библиотеки СПбХУ имени Н.К. Рериха, фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И.Герцена, Научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Кроме того, изучались учебные студенческие работы, отчеты преподавателей по творческой и научно-исследовательской работе, хранящиеся в методическом фонде кафедры прикладной геометрии и дизайна Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Исследование опирается на методическую и научную литературу периодических и монографических изданий.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Методика преподавания живописи в техническом вузе промышленным дизайнерам, опирающаяся на синтез традиций преподавания живописи в художественных вузах Петербурга, объективных законов цвета, изучаемых цветоведением, и принципов изображения и проектирования промышленных изделий;

  2. Принципы формирования системы заданий по живописи в техническом вузе с учетом задач проектной деятельности промышленных дизайнеров;

  3. Рекомендации по развитию колористического мышления путем выполнения заданий с разноокрашенным светом.

Научная новизна исследования:

1. Впервые с целью выявления наиболее эффективных методик в области художественной подготовки промышленных дизайнеров в техническом вузе проведен сравнительный анализ опыта преподавания живописи в художественных вузах Санкт-Петербурга;

  1. Выявлена необходимость адаптации традиционных подходов к преподаванию живописи к условиям технического вуза и совмещения их с опытом российских и немецких педагогов-новаторов, утверждавших научно-объективный подход к цвету как выразительному средству пластических искусств;

  1. Разработаны принципы формирования системы заданий по живописи в техническом вузе с учетом доминирования проектной деятельности.

Теоретическая значимость исследования. Углублены теоретические представления о соотношении субъективного и объективного, об особенностях творческого процесса в искусстве живописи и дизайне. Выявлено значение баланса субъективных цветовых ощущений, развиваемых живописью как учебной дисциплиной, и объективных законов цвета, которые изучает цвето-ведение. Развиты и теоретически обоснованы принципы преподавания живописи студентам - промышленным дизайнерам в технических вузах.

Практическая значимость исследования. Основные положения диссертации могут быть использованы в ходе дальнейших исследований по теории и истории художественной педагогики и по изучению методов обучения колористическому мышлению в живописи. Результаты исследования и комплекс заданий могут быть использованы в техническом вузе при выполнении заданий по дисциплинам «Живопись» и «Основы композиции», в курсе лекций по цветоведению и по методике и теории преподавания изобразительного искусства, а также могут служить материалом для дальнейших практических разработок. Положения диссертации и предлагаемые выводы могут быть использованы при составлении учебников, методических пособий, рабочих программ и выбора методов обучения живописи в отечественных технических институтах. Методы обучения колористическому мышлению, а также изображению формы цветом в короткие сроки могут быть внедрены на факультетах изобразительного искусства педагогических вузов при подготовке художников-педагогов, а также в учреждениях специального и дополнительного художественного образования. Новые методы художественной подготовки в технической школе могут быть интегрированы в традиционные программы для устранения существующих недостатков в среднем художественном образовании.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием современных научных данных по педагогике, психологии, изобразительному искусству; применением комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследования; объективным анализом педагогического опыта и результатов обучения. Также достоверность исследования обеспечивается многолетней практикой диссертанта и высокими результатами оценки работ по живописи и дипломному проектированию в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, что подтверждено результатами эксперимента обучения живописи по усовершенствованной методике.

Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждалось на кафедре рисунка Российского государственного педагогического универси-

тета им. А.И. Герцена. Результаты исследования докладывались на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов: «Неделя науки СПбГПУ» (2007, 2008, 2009), на Российско - Американской научно - практической конференции: «Актуальные вопросы современного университетского образования» (2007), на научно-практической конференции «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке» (2009), на международной научно-методической конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество» (2011).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 168 наименований и приложений. Диссертация насчитывает 150 страниц основного текста с подстрочными примечаниями. Текстовая часть приложения содержит ранее не опубликованные интервью художников-педагогов и дизайнеров-педагогов Петербурга и результаты анкетирования студентов. Иллюстративный материал приложения включает фотографии учебных постановок и репродукции учебных работ студентов кафедры прикладной геометрии и дизайна механико-машиностроительного факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Похожие диссертации на Особенности преподавания живописи студентам-дизайнерам технических вузов