Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога Кенесарина Жанар Султановна

Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога
<
Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кенесарина Жанар Султановна. Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Алма-Ата, 1999 181 c. РГБ ОД, 61:00-13/504-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы художественного мастерства 14

1.1. Исторические предпосылки становления художественного мастерства 14

1.2. Значение и специфика художественного мастерства в живописи 19

1.3. Закономерности живописного изображения как основа художественного мастерства 36

1.3.1. Закономерности светотени 41

1.3.2. Закономерности изменения предметного цвета 43

1.3.3. Закономерности цветового рефлекса 46

1.3.4. Закономерности явления теплохолодности 49

1.3.5. Закономерности воздушной перспективы 52

1.3.6. Закономерности спектрально-пространственной характеристики цвета 55

1.3.7. Закономерности освещения 58

1.3.8. Закономерности цветового контраста 61

1.3.9. Закономерности смысловой трактовки цвета 66

Глава 2. Психолого-педагогические аспекты развития основ художественного мастерства

2.1. Возможности учебно-воспитательного процесса вуза по формированию основ художественного мастерства 72

2.2. Психолого-педагогические аспекты развивающего обучения 86

2.3. Педагогические условия освоения художественных средств языка живописи в процессе развития основ художественного мастерства. Модель художественного мастерства 96

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ художественного мастерства будущих художников-педагогов 114

3.1. Содержание опытно-экспериментальной программы по живописи 114

3.2. Экспериментальная работа по освоению закономерностей живописного изображения студентами художественных факультетов и ее результаты 125

3.2.1. Констатирующий эксперимент 127

3.2.2. Поисковый эксперимент 132

3.2.3. Обучающий эксперимент 137

Заключение 150

Список использованной литературы 155

Приложения 168

Введение к работе

Овладение художником-педагогом мастерства очень сложный и длительный процесс, который продолжается в течение всей профессиональной деятельности. С одной стороны он обращен на изучение материалов и закономерностей искусства, в частности живописи, с другой - связан с историческим развитием всего человечества, то есть с целостной культурой. Художественное мастерство не является статичным данным, оно совершенствуется, развивается, меняется с каждым новым открытием художественной культуры.

Проблема художественного мастерства всегда находилась в центре теории изобразительного искусства. В исследованиях А.Д. Алехина, М.В. Алпатова, Ґ.В. Беды, В.В. Ванслова, Н.Н. Волкова, Е.С. Громова, И.М. Даниэля, Н.П. Крымова, Б.М. Никифорова, B.C. Щербакова, Е.В. Шорохова, К.Ф. Юона ставится основной целью раскрытие и поиск закономерностей формирования художественного мастерства в творческой деятельности художника-педагога. Пути формирования основ художественного мастерства, реализации задач художественно - профессиональной подготовки раскрываются в научно - педагогических работах Ю.М. Алиева, К.Ж. Амиргазина, Ж.Ш. Балкенова, Б.Г. Гагарина, А.В. Данилова, Ж.Н. Джусупова, Е.П. Зальцман, П.В. Зинченко, У.Ш. Ибрагимова, Л.А. Ивахновой, В.В. Корешкова, Л.Г. Медведева, Н.Г. Назаровой, Л.А. Пановой, С.С. Терзяна, И.В. Солодухина, М.М. Старикова, Н.Л. Стариченко, К.Л. Сырова, Н.К. Шабанова.

В данном исследовании предпринята попытка разработать научные основы методики и педагогических условий обучения живописи, способствующих развитию профессионального образования будущих художников-педагогов. При подготовке художников-педагогов важнейшее значение имеют вопросы теории живописи и методики преподавания ее основ. Живопись как учебный предмет обладает неповторимыми возможностями в формировании основ художественного мастерства студентов. Результатом различных

5 вариантов теоретических и практических видов занятий должен стать реальный продукт их творческого труда. Знания языка изобразительного искусства должны быть усвоены в закономерной системе и, тем самым, способствовать преодолению трудностей, связанных с познавательной деятельностью студента. Отсутствие у начинающих художников необходимых знаний в сфере языка живописи и его закономерностей ведёт к нередко проявляющемуся техническому исполнению живописного изображения вне духовного осмысления художественного замысла (Г.В. Беда, Н.Н. Волков, Л.Ф. Жегин, Н.П. Крымов, Б.П Юсов, К.Ф. Юон ).

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что формирование основ художественного мастерства студентов приобретает эффективность лишь при условии освоения закономерностей живописи. Уровень совершенствования профессионального мастерства и степень освоения закономерностей живописи находятся в прямой зависимости (Н.Н. Волков, А.С. Зайцев, П.П. Ревякин, Е.В. Шорохов, B.C. Щербаков). При этом, процесс развития основ художественного мастерства студента предусматривает не только освоение закономерностей живописи и использование художественных средств живописного изображения, т.е. его языка, но и профессионально-техническое завершение творческой работы и выработку студентом индивидуальной манеры (Г.В. Беда, И.М. Даниэль, Б.М. Никифоров, Г.Б. Смирнов, П.К. Суздалев, К.Ф. Юон).

Состояние теории и методики преподавания изобразительного искусства на сегодняшний день позволяет сделать научно-объективное обоснование процесса формирования основ художественного мастерства студентов.

Рассмотрению научных основ преподавания специальных художественных дисциплин посвящен ряд трудов и пособий методического характера. Разработаны и учебные программы по рисунку, живописи, композиции для педагогических вузов, авторами которых являются: Г.В. Беда, B.C. Кузин, Ю.М. Кирцер, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, A.M. Серов, Г.Б. Смирнов, А.Н.

Терентьев, А.В. Триселев, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и другие. Однако, в программах по живописи для педагогических вузов, на наш взгляд, недостаточно конкретизированы цели и задачи учебных заданий по овладению закономерностями живописи. Не вполне обоснована взаимосвязь теоретического курса с практическими занятиями по живописи. Содержание учебных программ по живописи предполагает лишь изучение отдельных закономерностей изображения, при этом, развитие художественного мастерства становится второстепенной задачей. В обучении живописи должны рассматриваться роль и значение художественного мастерства будущего учителя изобразительного искусства в соответствии с целенаправленным изучением истории развития искусства и образования в области художественного творчества. Учебные программы художественных факультетов по живописи не предусматривают изучение историко-теоретических вопросов. Хотя в исто-рико-теоретических трудах М.В. Алпатова, Б.Р. Виппера, Ю.И, Гренберга, Н.Н. Волкова, Е.В. Волковой, Е.С. Громова, И.Е. Даниловой, Л.Ф. Жегина, А.С. Зайцева, Л.Е. Фрейнберга, Б.А. Успенского глубоко и полно исследовано значение языка живописи в мировом искусстве.

На сегодняшний день выполнен ряд исследований, обосновывающих отдельные теоретические вопросы, проблемы закономерностей живописного изображения на плоскости (Г.В. Беда, Н.Н. Волков, А.С. Зайцев, Н.П. Кры-мов, П.П. Ревякин, B.C. Щербаков, К.Ф. Юон), характеризующих способы и средства овладения художественными материалами и техническими приемами (Б,Г. Гагарин, Р.Ч. Барциц, Г.И. Орловский, Ю.И. Гренберг).

Некоторые пути формирования основ художественного мастерства в живописи намечены в работах Т.Г. Безгодовой, А.И. Масленникова, Ю.Н. Окунева, А.С. Рындина, С.С. Терзяна. Проблема воспитания у студентов цветового и колористического видения поднималась в исследованиях Е.Б. Горунович, Н.Н. Лукина, Е.А. Хижняк. Развитие творческих способностей студентов на занятиях пленэрной живописью рассматривались в иссле-

7 дованиях СЕ. Токарева, Н.Я. Маслова, В.М. Соколинского. Обоснование

системы упражнений, направленных на развитие способностей самостоятельного использования накопленного студентами запаса знаний и навыков, предложено Л.И. Рындиной,

Место и роль изобразительного искусства в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей определено К. Ералиным. В работе Л.А. Ивахновой показано формирование дидактической подготовки будущих учителей изобразительного искусства к развитию творчества учащихся. Проблемой художественно-творческого развития студентов в процессе индивидуальных занятий живописью занимается Ж.Н. Джусупов, вопросы организации композиционной деятельности рассмотрены Ю.М. Алиевым, Н.Г. Назаровой, Л.А. Пановой, А.А. Сихаевым.

Как видно, в исследованиях преобладает рассмотрение отдельных компонентов профессионального становления будущих художников-педагогов, отмечается необходимость поэтапного освоения художественных средств языка живописи. Однако, освоение закономерностей живописи как четко сформированной системы, образующей комплекс постепенно усложняющихся учебно-творческих заданий, не получили должного освещения. Нерешённость этих вопросов в методике преподавания живописи, на наш взгляд, остается достаточно серьёзной проблемой, что, с одной стороны, влияет на качество преподавания живописи, с другой - на уровень профессиональной подготовки художника-педагога.

Сложившееся противоречие между требованием современного общества к уровню мастерства будущих художников-педагогов и отсутствием научно-обоснованной системы поэтапного освоения закономерностей живописного изображения, позволяющих педагогам вуза успешно решать учебно-творческие задачи живописи в процессе обучения студентов, обусловило выбор темы диссертационного исследования. Основополагающая проблема определяется поиском оптимально продуктивной методики поэтапного освое-

8 ния закономерностей живописного изображения, обеспечивающей высокий

уровень основ художественного мастерства и индивидуальной манеры художника-педагога.

Цель исследования - совершенствование путей и методов развития основ художественного мастерства студентов через поэтапное освоение закономерностей живописи.

Объектом исследования является процесс становления художественного мастерства художника-педагога на практических занятиях по живописи.

Предметом исследования является процесс освоения студентами закономерностей живописи как основы формирования художественного мастерства.

В разрешении проблемы исследования мы исходим из следующей гипотезы: формирование основ художественного мастерства у студентов художественных факультетов будет эффективнее, если в обучение живописи включить выполнение комплекса постепенно усложняющихся заданий, направленных на поэтапное изучение системы закономерностей живописи:

- решение задач реалистического изображения, которые могут считаться высшим уровнем художественной грамотности;

_ изображение с применением приемов стилизации; - изображение, основанное на абстрактном мышлении.

Исходя из проблемы, цели исследования и гипотезы были поставлены следующие задачи:

  1. Опираясь на историко-хронологический анализ развития художественного мастерства, выявить и систематизировать закономерности живописного изображения.

  2. Раскрыть сущность понятия "художественное мастерство" и дать теоретическое обоснование содержанию и структуре исследуемого качества.

  3. Определить педагогические условия развития основ художественного мастерства будущих художников-педагогов.

4. Исходя из определения художественного мастерства и опираясь на

систему освоения художественных средств языка живописи, построить теоретическую модель формирования основ художественного мастерства будущего художника-педагога, предложить характеристику возможностным уровням развития основ художественного мастерства,

5. Разработать и проверить в опытно-педагогической работе методику
поэтапного формирования основ художественного мастерства студентов пед
вузов на практических занятиях по живописи.

Ведущая идея исследования: художественное мастерство - высшая ступень развития творчества художника, которая формируется в ходе поэтапного освоения закономерностей живописного изображения и является неотъемлемой частью процесса формирования основ художественного мастерства художника-педагога.

Методологической основой исследования являются положения философской и психолого-педагогической наук о художественном познании и отражении действительности (Г.А. Давыдова, В.Р. Виппер, Г.Л. Ермаш, А.Г. Спиркин ), теории личности и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.М. Пономарёв и другие), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теория развивающего обучения (Л.С.Занков, В.В. Давыдов).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ литературы по теории, методике живописи, анализ действующих учебных программ для студентов художественных факультетов педвузов, изучение и обобщение опыта преподавания живописи в педвузах и других художественных заведениях, наблюдения, беседы, анкетирования;

педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.

10 Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (1993-1995гг.) изучено современное состояние проблемы, теоретическое обоснование понятий "художественное мастерство", "закономерности живописного изображения", была разработана характеристика закономерностей живописи. Акцентировались психолого-педагогические проблемы развития основ художественного мастерства.

На втором этапе (1993- 1996гг.) был проведен анализ действующих учебных программ и учебных пособий по живописи, построена теоретическая модель художественного мастерства, предложены критерии и показатели, возможные уровни художественного мастерства, разработана методика изучения сформированное изучаемого качества у студентов, а также проведен констатирующий эксперимент с целью выявления данного уровня. Полученные результаты позволили разработать методику формирования основ художественного мастерства будущих художников-педагогов. Разработанная методика позволила провести поисковый эксперимент.

На третьем этапе (1996-1997гг.) по результатам поискового эксперимента на факультете изобразительного и прикладного искусства Алматинско-го государственного университета имени Абая, художественно-графическом факультете Кокшетауского пединститута имени Ш. Уалиханова, архитектурном факультете Казахской государственной архитектурно-строительной академии проводился обучающий эксперимент по освоению закономерностей живописного изображения как условия формирования художественного мастерства; систематизировались и обобщались полученные результаты опытно-педагогической работы, сформированы выводы и составлены методические рекомендации в качестве дополнения к содержанию программы интегратив-ного курса "Живопись".

Научная новизна исследования:

- Обоснована необходимость методики поэтапного освоения студентами системы закономерностей изображения как условия формирования основ

художественного мастерства.

- Значительно дополнено содержание программы практических занятий
по живописи решением следующих постепенно усложняющихся учебно-
творческих задач: на изучение и использование закономерностей светотени,
закономерностей предметного цвета и цветового рефлекса, закономерностей
теплохолодности и воздушной перспективы, закономерностей спектрально-
пространственной характеристики цвета и освещения, закономерностей кон
траста и смысловой трактовки цвета.

Дана понятийная характеристика сущности основ художественного мастерства,

Обоснована конечная цель учебной программы по живописи как проявление индивидуальной живописной манеры будущего художника-педагога.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем дано обоснование нового подхода к решению проблемы развития основ художественного мастерства студентов; выявлены педагогические условия построения системы учебно-творческих задач; определены специфика, функциональная направленность и взаимосвязь компонентов языка живописи.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе полученных результатов разработаны методические рекомендации и методика поэтапного освоения закономерностей живописного изображения, использование которых существенно улучшает процесс формирования основ художественного мастерства будущих художников-педагогов.

Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут найти применение в системе художественно-профессионального образования.

Достоверность н обоснованность исследования обеспечены методологическим подходом к решению проблемы, применением методов исследования, адекватных целям, задачам и логике, сочетанием количественного и качественного анализов опытно-педагогических результатов.

12 Основные положения, выносимые на защиту:

определение закономерностей живописи как исторически развивающихся в определенной системе художественных средств, которые в процессе изображения перерабатываются индивидуально творческим сознанием художника;

определение понятия "художественное мастерство" в живописи и его модель должны осознаваться в единстве компонентов языка живописи и знаний, умений, навыков изобразительного процесса;

методика формирования основ художественного мастерства в живописи может быть обоснована лишь через поэтапное освоение закономерностей живописного изображения, включающие в себя комплекс постепенно усложняющихся учебно-творческих задач;

педагогические условия последовательной интеграции задач на освоение закономерностей живописного изображения ведут к успешному развитию основ художественного мастерства студентов;

усложнение задач изобразительного процесса способствует развитию студента до высокого уровня сформированности знаний, умений, навыков;

строгое соблюдение последовательности предъявления и решения четко конкретизированных задач приводит к прочной связи между выполняемыми действиями;

интегрированная задача применяется как отдельная до тех пор, пока не образуется прочная система знаний, умений и навыков в дальнейшем, лишь после этого она может быть с полным эффектом включена в цепочку других задач для обработки еще более сложных знаний, умений, навыков.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры рисунка Алматинского государственного университета имени Абая.

По материалам исследования сделаны сообщения на научной конференции преподавателей и студентов Кокшетауского пединститута им. Ш. Уа-

лиханова (1992 г.); на Республиканском конкурсе творческих работ студентов и преподавателей художественно-графических факультетов пединститутов Казахстана (Семипалатинск, 1993 г.); на научно-исследовательских конференциях Алматинского государственного университета им. Абая (1996-1998 гг.), в городском институте усовершенствования учителей (Алматы, 1997 г.).

Разработанная методика поэтапного освоения закономерностей живописного изображения как условия формирования основ художественного мастерства апробирована на факультете изобразительного и прикладного искусства в Алматинском государственном университете имени Абая, на художественно-графическом факультете в Кокшетауском пединституте имени Ш. Уалиханова и архитектурном факультете в Казахской государственной архитектурно-строительной академии.

Исторические предпосылки становления художественного мастерства

Изучение истории развития художественного мастерства в изобразительном искусстве позволяет выявить определенные этапы его становления в различные социальные эпохи, обосновать конкретные объективные закономерности и утверждение их специфических технических приемов, накопленных предшествующими поколениями мастеров.

В исследованиях Е.С. Громова /48/ значительное место отведено опыту искусства прошлого и настоящего. Анализируя проблемы художественного мастерства в области станковой живописи, исследователь обращается к обширному историческому материалу, начиная с античных времен.

По мнению Е.С. Громова, античные мыслители сравнивали художника с философом, с одной стороны, и с ремесленником - с другой. Тем самым они противопоставили умственный труд физическому /48, 8/. С точки зрения Платона, например, искусство носит абсолютно идеальный, духовно-мистический характер. Античный философ считал главным условием творчества вдохновение художника, которое заключает в себе чистую духовность, только прорицает, не осознавая того, что делает. При этом физический труд воспринимается как нечто подсобное и необязательное.

Первым критиком Платона был Аристотель. Последний, однако, не смог полностью преодолеть платоновский идеализм, колеблясь " между идеализмом и материализмом" /182; 169/. Аристотель убежден, что философа от ремесленника отличает чистая теория, которая оперирует идеями и понятиями, а мышление ремесленника сужено кругом элементарных, обыденных задач. Он должен заниматься только материальным производством чего-либо. Вслед за Платоном Аристотель, определяет за художником промежуточное место между философом и ремесленником, который должен учиться познавать правильные пути, ведущие к созданию произведения искусства.

Однако, Аристотель резко противопоставляет практическое овладение приемами искусства, которое, по его мнению, "не должно у свободных людей идти дальше своеобразного дилетантизма, теоретического познания сущности мироздания, человеческих судеб, которому он придавал первостепенное значение ..." /48,12/.

По понятиям Аристотеля, ремеслом могут и должны заниматься рабы и свободные "грубые" люди, а искусством - лучшие, избранные граждане. Он ставит искусство выше истории, выше науки, которая по своей значимости в жизни людей идет сразу же вслед за философией - этой, по мнению древних, царицы наук. Следовательно, обучение искусству, по Аристотелю - это, прежде всего, развитие духовных способностей, теоретического, философского мышления.

Идеальное и материальное в искусстве различаются в поучениях Сократа, который утверждал, что в изображении ценится не простое воспроизведение внешнего облика вещей, характерное для ремесленника, а аналитическое: " Рисуя красивые человеческие образы, вы берете у разных людей и соединяете вместе, какие есть у кого, наиболее красивые черты и, таким образом, достигаете того, что все тело кажется красивым..." /48, 18/.

Теория двойственности мастерства, в соответствии с которой на первом, внутреннем уровне происходит осмысливание идеальных образов в формах искусства; на втором, внешнем, они материализуются в художественных средствах, прослеживается в истории Древней Греции, Рима и Средневековья.

Возможности учебно-воспитательного процесса вуза по формированию основ художественного мастерства

Совершенствование подготовки студентов художественных факультетов педагогических вузов при изучении ими определенного предмета ведется в направлении формирования основ художественного мастерства. Для определения методических путей развития основ художественного мастерства необходимо обратиться к психолого-педагогической литературе.

В научных исследованиях последних лет все чаще поднимается вопрос о необходимости специального изучения проблемы художественного мастерства будущих художников-педагогов в процессе обучения живописи. Так, в теоретических трудах Г.В. Беды, Т.Г. Безгодовой, Н.Н. Волкова, Б .Г. Гагарина, А.С. Зайцева, Ю.М. Кирцера, Н.Н. Лукина, A.M. Масленникова, А.С. Пучкова, П.П. Ревякина, Г.Б. Смирнова, И.В. Солодухина, А.В. Триселева, С.С. Терзяна, Е.А. Хижняк отмечается важность проблемы формирования художественного мастерства будущих художников-педагогов путем систематизации изложения основ изобразительной грамоты. Главное внимание уделяется отдельным вопросам совершенствования художественного мастерства студентов. Однако, в них недостаточно полно раскрывается вопрос о поэтапном формировании знаний, умений для достижения определенного уровня художественного мастерства, недостаточно конкретизирована конечная цель обучения живописи в вузе на современном этапе и не ставится задача определения понятия "художественное мастерство".

О необходимости создания полноценной теории живописной грамоты, обеспечивающей высокую эффективность обучения поднимает в своих работах Г.В. Беда, который отмечает, что "вопросы теории изобразительной грамоты вообще находятся в запущенном, неразработанном состоянии. В настоящее время невозможно найти учебник или учебное пособие, в которых была бы систематически изложена теория рисунка и живописи" /16, 6/.

Аналогичное высказывание мы видим в исследовательской работе И.В. Солодухина: "Не смотря на то, что живопись как учебный предмет преподается во всех художественных учебных заведениях и общеобразовательных школах, тем не менее, приходится отмечать относительную узость вопросов теории и методики преподавания живописи" /168, 7/.

В работе "Тоновые и цветовые отношения в живописи" Г.В. Беда анализирует "основной вопрос живописного мастерства - закон тоновых и цветовых отношений" /16, 5/. Частично затрагивает и другие вопросы живописного изображения: тоновое и цветовое состояние, колорит и правила самого процесса живописного изображения.

В наглядных упражнениях, предложенных в учебнике "Живопись" для художественно-графических факультетов пединститутов, Г.В. Беда делает упор на конкретность каждого задания, на изучение законов реалистического изображения, на формирование понятий и навыков начинающего художника. В частности Г.В. Беда пишет "что в художественном образовании реалистическое профессиональное мастерство в передаче предметов и объектов природы - главный фактор творческого развития художника любого профиля. Школа реалистического искусства основана на строгих законах и правилах изображения предметов. Если эти правила и законы изучить и выработать необходимые навыки мастерства, то можно будет грамотно изображать с натуры натюрморт, пейзаж, голову и фигуру человека...". Далее следует методологическое обоснование: "...чтобы овладеть профессиональным мастерством, необходимо изучить теоретические вопросы изобразительной грамоты: основы линейной и воздушной перспективы; закономерности светотени и метод работы цветовыми отношениями; правила передачи на изобразительной плоскости объёма, материала и пространства; особенности создания гармонического цветового строя этюда или картины" /14,6/.

Кроме того, Г.В. Беда уделяет внимание необходимости приобретения практических умений и навыков: "чувство пропорции и тончайшие градации светотени и цвета, их разнообразных оттенков, необходимо научиться " ставить" глаз на цельность профессионального видения, развивать наблюдательность, композиционное чувство и вкус" /14, 7/. Автор подчеркивает, что все это приобретается в результате многочисленных ежедневных практических упражнений в рисунке и живописи с натуры.

В учебном пособии "Живопись и ее изобразительные средства" Г.В. Беда анализирует живопись как учебный предмет в системе подготовки будущего художника-педагога. Большое внимание в книге уделено терминологическому определению тоновых и цветовых отношений, методу одновременного сравнения, гармонии и согласованности цветов, композиционной целостности и единства изображения /15/.

На наш взгляд, автор, подчеркивая способы и приемы живописного изображения, необходимые для полноценного развития основ художественного мастерства студента художественно-графического факультета, недооценивает роль художественных средств различных стилевых систем изображения. Совершенствование качества подготовки профессиональных художников-педагогов должно вестись не только целенаправленно, но и поэтапно через освоение не только реалистичных, но и других приемов изображения, основанных на абстрактном мышлении.

Содержание опытно-экспериментальной программы по живописи

Исходя из задач формирования будущего художника-педагога в процессе обучения живописи, особо важным методом мы считаем метод постепенно усложняющихся задач. Этот метод, во-первых, определяет выбор учебно-творческого материала, работа над которым способствовала бы повышению профессионального мастерства студентов, совершенствованию знаний, умений и навыков, необходимых для успешной работы по живописи. Во-вторых, данный метод обусловливает работу над проблемами, являющимися актуальными в изобразительной деятельности, к которой готовит себя будущий художник-педагог.

Применение данного метода в нашей методике формирования основ художественного мастерства предполагает необходимость четкого выбора конкретных учебно-творческих задач по живописи для углубленного и ускоренного освоения студентами художественных средств искусства.

Как видно из графической модели, каждый художник, овладевающий художественным мастерством, сталкивается со следующими компонентами языка живописи: с материалами живописи и с ее свойствами (технологией), с техникой и техническими приемами; с психологическими аспектами создания картины; закономерностями живописного изображения; интеллектуальным опытом художника и зрителя. То есть, в процессе изобразительной деятельности решаются задачи, связанные с определением того, какие содержательно-формальные стороны живописи должен знать профессионал в соответствии с кругом обязанностей, как эти знания он будет применять в своей художественной деятельности, чтобы система знаний и умений давали продуктивный результат.

В основу экспериментальной работы мы взяли описанную выше модель художественного мастерства студента, которая состоит из определенного комплекса компонентов языка живописи. Данный состав компонентов языка живописи позволил нам разработать программу начального этапа обучения основам художественного мастерства студентов художественных факультетов педагогических вузов. Разработанная далее нами программа направлена на решение следующих задач:

1. Повышение художественно-эстетической культуры будущего художника-педагога;

2. Формирование его мировоззрения;

3. Развитие творческого воображения и художественного мышления, специальных способностей.

Целью нашей программы, завершающим ее этапом является выработка собственной живописной манеры, охарактеризованной И.В. Гете как возможная середина в развитии художественного мастерства студента, основанная на совершенном владении изобразительным процессом языка живописи и языка искусства в целом.

В предлагаемом нами программном материале предусмотрено:

1. Раскрыть роль и значение живописи в данное время;

2. Сформировать мировоззрение будущего художника-педагога, повысить художественную культуру студента;

3. Определить обязательный минимум системы знаний, умений и навыков до овладения студентом высокого уровня мастерства;

4. Последовательно освоить все жанры живописи;

5. Вывести соответствие теоретического материала и практического курса по живописи;

6. Раскрыть содержание системы художественных средств, развивающихся в различные эпохи истории мировой живописи;

7. Развить основы художественного мастерства на основе освоения закономерностей живописного изображения и приемов живописной техники.

В общей системе подготовки высококвалифицированных преподавателей изобразительного искусства предмет "живопись" является одной из основных учебных дисциплин, формирующих у студентов профессиональные знания, умения для дальнейшей педагогической и творческой работы художника-педагога.

Предполагалось, что в конце обучения студент должен хорошо ориентироваться в вопросах развития современной живописи, правильно понимать и оценивать роль и значение художественного наследия, получить теоретические знания по эстетике, искусствоведению, овладеть элементами мастерства в различных видах и жанрах живописи, развить интеллектуальный уровень, сформировать свое мировоззрение.

Содержание программы (см. приложение В) дает возможность студенту освоить все необходимые знания в системе учебно-творческого изображения и целенаправленно вывести студента на создание живописной работы. При этом учебная и творческая деятельность закладывается в программе как целостный, единый изобразительный процесс.

Определен обязательный минимум знаний, умений и навыков, обеспечивающих продвижение студента от элементарных знаний до высокого уровня живописного мастерства, которое мы представляем как целостный процесс освоения закономерностей академического изображения, сложных стилистических изображений в различных системах.

Программа подчинена последовательному освоению большого арсенала художественных средств живописи, так как в практической работе студент сталкивается со всем многообразием проявления средств языка живописи, которые необходимо освоить и грамотно изобразить.

Похожие диссертации на Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога