Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства Банников Виктор Николаевич

Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства
<
Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Банников Виктор Николаевич. Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 180 c. РГБ ОД, 61:01-13/140-1

Содержание к диссертации

Введение

І лава І 1 Технолого- педагогические основы развития художественного интереса учащихся школы иск) средствами декоративно прикладного искусства 16 стр.

1.1 Интерес как интегральное психолого-педагогическое качество личности 16 стр

1.2 Взаимосвязь и взаимообусловленность специфики развития художественного интереса с другими качествами личности 28 стр.

1.3 Исходные теоретические положения в разработке методики развития художественного интереса учащихся школы искусств на материале декоративно-прикладного искусства 36 стр.

Выводы 55 стр.

Глава 2 Педагогические условия преподавания декоративно-прикладного искусства в школе искусств, эффективно влияющие на развитие художественного интереса 58 стр.

2.1 Констатирующий и поисковый эксперименты .58 стр,

2.2 Формирующий эксперимент. Реализация педагогического воздействия на компоненты могивационнои сферы развития художественного интереса учащихся школы искусств 89 стр.

Выводы 132 стр.

Заключение 136 стр.

Библиография 140 стр.

Приложение

Введение к работе

Актуальное! ь г ему исследования: Ра художесівениою интересаявляется одной из важных задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетическою воспитания подрастающего поколения в условиях современных задач гуманизации образования. Эффективным средством развития шорческих качеств личности в рамках преемственной этнохудожеетвенной образовательной системы является изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство.

Реализация задач художественного образования и эстетического воспитания, как ведущего из направлений всестороннего, гармоничного развития личности, требует совершенствования системы художественного воспитания учащихся, должно быть направлено не только на формирование понимания и эстетической оценки явлений духовной культуры, но и на развитие практически значимой деятельности учащихся, способствующей активному приобщению их к художественному творчеству,

Эстетическое воспитание, в частности, воспитание изобразительным искусством неотъемлемая часть воспитания гармоничной личности.

Соприкосновение с художественной культурой, общение с ней, признано обеспечить возможность для самостоятельного творчества, развиватьспособности, интеллектуально обогащать жизнь, формировать необходимые потребности и высокие эстетические вкусы.

Искусство изобразительное, народное и декоративно-прикладное несет в себе особые возможности для развития и становления творческих качеств личности. Однако, в последние десятилетия, не смотря на важность задач в области художественного воспитания, которые ставились и решались современной педагогической теорией, прикладное искусство и декоративная композиция, как декоративно-творческий образ вещи не получили еще достаточного отражения в программном обеспечении Детской" школы HCKVCCIB.

Содержание занятий рисунком. живописью. декоративно-прикладным искусством, часто идет вразрез с возрастными особенностями школьников, Методы обучения ставят своей целью научить дечей техническим приема и навыкам работы с художественным материалом, сводя на неї задачи художественного воспитания и развития творческой активности, художественного интереса учащихся. Такой подход приводит к отрыву обучения от воспитания, снижает эффективность средств развития творческих качеств личности. Особое значение в связи с этим приобретают проблемы развития художественною творчества, художественного интереса, как социально-психологического феномена, своеобразие его проявления на отдельных возрастных этапах.

Школьный возраст время интенсивного развития интеллекта. В это время ребенку необходимо активная эмоциональная практическая деятельность, направленная на свойственную детям потребность в активном познании, свежесть восприятия. образность мышления, непосредственность эмоциональной реакции, пытливость и способность удивляться, т.е те качества личности, которые определяют творческую устремленность и талантливость. Для этого надо настойчиво и терпеливо открывать и развивать способности каждого ребенка, обращать его творческий потенциал.

Успешная реализация этих задач во многом зависит от интереса ребенка к творчеству и, особенно, творчеству художественному. Интерес играет важнейшую роль в развитии эстетических форм деятельности, побуждает ребенка к соответствующей деятельности.

Художественный интерес может рассматриваться как направленность на предмет, побуждающую человека заняться им, в качестве предмета выступает художественно-творческая деятельность.

Художественный интерес рассматривается нами как разновидность познавательного интереса, как осознанная, мотивированная потребность, которая проявляется в направленности субъекта на овладение им конкретными предметами и явлениями эстетической значимости. Он связан с избирательной направленностью личности на искусство и художественно- творческую деятельность, которая является важнейшим побудителем активности. Именно в активной деятельности опосредованной интересом открываются большие возможности для развития творческих способностей и качеств личности.

Художественный интерес стимулирует школьника к овладению любым видом искусства, детерминирует их познавательную и творческую деятельность. Для развития художественного интереса учащихся школы искусств существуют различные педагогические средства, основным из которых выступает народное декоративно-прикладное искусство, позволяющее решать эти вопросы в органическом единстве эстетического воспитания и художественного образования. Народному и декоративно-прикладному творчеству свойственная высокая степень художественного обобщения, что относится и к форме, и к содержанию данных произведений. Последнее во многом определяется общими идеями добра и жизнеутверждающего, активною преображения действительности, характерным для народного и декоративно-прикладного творчества в целом, что определяет образную специфику произведений, выражающих это значительное содержание, реализующееся во множественности полноценных вариантов. Народное декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид художественно-творческой деятельности позволяет одновременно с раскрытием огромных духовных ценностей произведений «народного мастера», формированием эстетического вкуса, обучать учащихся технологическим и техническим приемам, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к дальнейшей деятельности.

«Народное искусство, - по мнению Т.Н.Разиной. - не делает открытий в каждом новом произведении (к чему стремится живописец и скульптор), но его свободной вариативности раскрывается мощь человеческой фантазии и богатство материального воплощения о прекрасном, способность идеализировать и украшать жизнь». (135, с.90-91) Народное искусство рассмаїриваеіся нами - как іин художесівенного пюрчеетва. часть кулыуры способствующее развитию образного мышления, воображения, эстетического восприятия окружающего мира. Народное искусство активно влияет на формирование художественного вкуса, дает возможность учащимся школы искусств ориентироваться на не проходящие духовные ценности народной культуры и ее синтеза в современном декоративном искусстве в декоративно-творческий образ.

Декоративно-прикладное искусство вид искусства, имеющий свой особый смысл и свою декоративную образность. На современном этапе открывается возможность более свободного развития декоративно-прикладного искусства, расширяющего и углубляющего свою духовную значимость в жизни общества. Декоративное искусство выступает в синтезе с другими искусствами. Наиболее ярким проявлением этого синтеза являются такие разновидности искусства, как декоративная скульптура, панно, мозаика, гобелен и т.д.

Народное декоративно-прикладное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей важно для развития художественного интереса школьников, ибо умение ценить и понимать его сущностная и необходимая часть эстетической культуры гармоничной, всесторонне развитой личности. Различные виды народного декоративно-прикладного искусства, имея общим источником жизнь, быт, традиции народа, простоту, непосредственность, живость и богатство воображения, чувство радости, праздничности. сильно выраженную условность, более чем другие виды искусства, отвечают идее интегрального, взаимосвязанного их использования, что само по себе отвечает природе ребенка и даже роднит их между собой. Доступность, свойственная декоративно-прикладному искусству, позволяет заниматься этим видом творчества, не смотря на талантливость и одаренность, многим детям. Следовательно, художественно-творческая деятельность, основанная на материале народного, декоративно-прикладного искусства может выступать важным средством приобщения детей к декоративно-художественному творчеству и выступать источником развития художественного интереса.

Анализ современного состояния -эстетического воспитания и художественного образования учащихся Детской школы искусе в выявил серьезные недостатки в области формирования и развития творческих качеств личносіи. Художественный интерес мало связан с собственной художественно-творческой деятельностью, занятия строятся по принципу штудийного овладения техническими приемами и навыками работы с художественным материалом.

"1 Детская школа искусств на сегодняшний день является одной из действенных форм дополнительного образования детей с приобщением их к народному декоративно-прикладному искусству и творчеству. Занятия в этих учреждениях базируются на изначальном желании и интересе школьников к изобразительной деятельности, которые могут являться стержневой основой, вокруг которых может быть сгруппирована достаточно развитая система других интересов. - В виду того, что декоративно-прикладное искусство в основе которою лежит народное искусство, воздействует на различные сферы человеческого сознания и в целом на духовный мир человека, мы провели исследование роли декоративно-прикладного искусства и процесса создания декоративно-художественного образа в развитии художественного интереса учащихся Детской школы искусств.

Вместе с тем. перед нами встала задача изучить, осмыслить и обобщить опыт обучения изобразительному, декоративно-прикладному искусству, нашедший свое отражение в учебных программах, теоретической, научной и методической литературе, вычленить то положительное, имеющее высочайшую ценность, что может быть использовано в школе искусств, при создании педагогических условий развития художественного интереса учащихся в рамках преемственной этнохудожественной образовательной системы.

В процессе исследования мы опирались на труды ученых-педагогов в области методики преподавания изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства в школе Н.Н.Ростовцева. Н.В.Шорохова. В.С.Кузина. Т.Я.Шпикаловой, И.И.Зарецкой, Л.С.Хворостова, Л. Л. Ун ко веко го, З.И.Кубышкиной. С.Е.Игнатьева. С.П.Ломова. Н.М.Сокольниковой и др., на диссертационные исследования А.Я.Горошко. Л.В.Неретиной. Р.Г.І адиева. С),В. Резановой. Л.Н.Устенко, Е.К.Ривиной. Е.С.Лыковой, С.Н.Зониной и др.. в которых проблема эстетического воспитания учащихся, развитие творческих способностей личности рассматриваются в целостной системе художественного образования и эстетического воспитания школьников. 

Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании имеют исследования ученых искусствоведов, ведущих специалистов в области народного прикладного искусства.

Значение народного искусства в культуре, его влиянию на развитие современного художественного творчества посвящены груды А.В.Бакушинского, И.Я.Богуславской, Е.К.Вагнера, В.С.Воронова,Н.А.Некрасовой, Т.Н.Разиной и др.

Значению народного искусства в развитии детского творчества посвящены работы ученых В.В.Корешкова, Н.П.Сакулиной, Т.Я.Шпикаловой. А.П.Усовой, Л.С.Хворостова. Искусствоведческий анализ процессов художественного творчества, становления и развития художника, истории изобразительного искусства, во взаимосвязи с различными видами и типами творчества посвящены труды В.В.Ванслова, В.М.Василенко, М.С.Кагана. В.С.Манина, В. С. Щербакова.

Материалы пеихолого-педагогических исследований ученых А. В. Бабанского, Л. С. В ьіготекої о, В. И. Загвязинского. Л. В. Занкова, В.В.Краевского, А.Н.Леонтьева, И.Я.Лернера, Б.Т.Лихачева, С.Л.Рубинштейна, и др., показывают, что художественный интерес, как одно из ведущих творческих качеств личности школьников развивается в различных видах художественно-творческой деятельности. Процесс развития иніереса зависит от характра конкретной деятельности и обуславливается возрастными особенностями, проходит на ратных уровнях, но всегда является одним из решающих условий любой деятельности школьника и его развития в целом.

Обобщение опыта работы Детских школ ИСКУССТВ В области художеегвешю-эстетического воспитания школьников позволяем выделить наиболее распространенные методические приемы организации занятий. Таковыми являются объяснительно-иллюстративный и игровой метод, рисование с натуры, создание тематических композиций, декоративно-оформительских работ, выставки и просмотры детских работ. К менее распространенным можно отнести деловые игры, сравнение и анализ, рисование по памяти и представлению. Таким образом, становится очевидным. что в основе методических приемов художественно-педагогической деятельности Детских школ искусств традиционно лежит метод штудийного рисования с натуры, тогда как целостное -эмоционально-личностное переживание школьника, погружение его в мир искусства, воспитание искусством является высшей, специфической формой познания, Создающееся несоответствие между возможностями Детской ШКОЛЫ ИСКУССТВ и традиционной практикой преподавания в реальности, приводит к снижению -эффективности художественно-эстетического воспитания и образования учащихся.

Проведенный нами анализ литературы показал возникающее противоречие между объективными потребностями практики преподавания декоративно-прикладного искусства (декоративно-творческий образ) в системе художественного образования и недостаточностью освещения данного вопроса в современной педагогической и методической литературе, главное из них: недостаточно разработан комплекс педагогических условий преподавания декоративно-прикладного искусства учащимся школы искусств в системе художественного образования и эстетического воспитания в методике школьного обучения мало разработаны художественно-1 ворческие цели и задачи по воспитанию гармонично развитой личности, владеющей принципами народного, декоративно-прикладного искусе і ва. недостаточно разрабокшы

методы и приемы, позволяющие влиять на развитие и формирование художественного интереса учащихся школы искусств средствами декоративно-творческого образования на занятиях декоративно-прикладного искусства. Но и ому проблема создания педагогических условий развития художественного интереса учащихся школы искусств средствами декоративно-прикладного искусства, предлагаемая нами, является новой и актуальной.

Деятельность Детских школ искусств в Ханты-Мансийском автономном округе также показала то. что в недостаточной степени разработано программное обеспечение данных учебных заведений с учетом региональных особенное іей в целостной преемственной полихудожественной образовательной системе.

Приходится также признать недостаточность публикаций, содержащих практические рекомендации по созданию педагогических условий развития художественного интереса учащихся Детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства.

Проблема исследования заключается в разработке педагогических условий, эффективных в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства как важного и составного компонента системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся школы искусств. Решение этой проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: процесс художественного образования и эстетического воспитания учащихся школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования: педагогические условия преподавания декоративно-прикладного искусства, эффективно влияющие на развитие художественного интереса учащихся школы искусств.

Гипотеза исследования: создание педагогических условий, преподавания декоративно-прикладного искусства может выступать эффективным средством в развитии художественного интереса учащихся школы искусств при выполнении следующих человий:

• Развитие художественного интереса осуществляется как целенаправленный, системно-организованный гіроцесс:

• Создается эмоциональная, личное тно-ориентированная среда, іде учитываются возрастные, психологические особенности и возможности детей;

• Народное и декоративно-прикладное искусство рассматриваются как важный составной компонент системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся школы искусств;

• Реализуются индивидуальные и коллективные формы работы с учащимися школы искусств, обусловленные, как интеграцией различных видов декоративно-творческой деятельности, так и участием учащихся в художественно-эстетической организации среды школы искусств, города и др.;

• ИСПОЛЬЗУЮТСЯ активные формы обучения и воспитания, наиболее эффективные виды поливариативной декоративно-творческой деятельности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Осуществить анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы по проблеме проявления интереса учащихся и выявления специфики художественного интерес.

2. Выявить, теоретически и и научно обосновать педагогические условия со преподавания декоративно-прикладного искусства, направленные на развитие художественного интереса учащихся школы искусств.

3. Разработать критерии сформированности художественного интереса учащихся.

4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку педагогических условий в практике детской школы искусств.

Методологическую основу составляют труды ученых в облаєш дидактики, педагогики и психологии народного, декоративно-прикладного искусства; идеи демократизации и гуманизации образования; труды педагогов о развитии творческих качеств личности в процессе изобразительной деятельности: теоретические положения в искусствоведении, определяющие художес І венную природу, ДУХОВНУЮ ценность и место декоративно-прикладного искусства в культуре; документы в области образования, программное обеспечение процесса преподавания изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства в системе общего и дополнительного образования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

Теоретический анализ пеихолого-педагогичеекой. методической. искусствоведческой литературы по проблеме исследования; • Изучение и обобщение передового педагогического опыта, школьных программ и учебных пособий по методике преподавания декоративно-прикладного искусства;

• Метод моделирования, конструирования педагогических ситуаций;

• Анализ художественно-практической деятельности школьников;

• Сравнительный анализ полученных результатов экспериментальных классов;

• Констатирующий, поисковый. формирующий педагогический эксперимент;

В числе других специальных и обычных методов исследования использовались фотографирование, опрос, анкетирование, интервьюирование, видеозапись. материалы жспозиционно-выставочной деятельности на различных выставках (местные, региональные, окружные, областные, всероссийские), конкурсах и фестивалях.

Экспериментально-исследовательская работа проводилась с 1995 по 2000 і т. на базе Нефтеюганском Детской школы искусств № 1, Нефтеюганском художественной галереи «Метаморфоза» и общеобразовательной школы № 13 п.Сишанай Пефгеюганекої о района.

На нервом этапе исследования (1995-1996 гг.) анализировалось состояние проблемы в психологической и педагогической литературе, разрабатывались педагогические условия развития художественного интереса учащихся школы искусств. Уточнялись проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Проводился констатирующий и поисковый эксперимент, определялся начальный уровень знаний, умений и навыков в овладении учащимися школы искусств народным декоративно-прикладным искусством, как художественно-декоративным образом. Была разработана экспериментальная программа «Преподавание декоративно-прикладного искусства в Детской школе искусств (3-8 классы), с учетом региональных особенностей.

На втором этапе (1996-1999 гг.) определялись и апробировались содержание, формы и методы в экспериментальном преподавании декоративно прикладного искусства. Апробация проводилась на базе Детской школы искусств № 1 г.Нефтеюганска, студий декоративно-прикладного искусства художественной галереи «Метаморфоза», общеобразовательной школы № 13 п.Сингапай Нефтеюганского района. Была доработана и расширена экспериментальная программа «Преподавание декоративно-прикладного искусства в Детской школе искусств (3-8 классы)». Педагогический процесс позволил выделить наиболее эффективный комплекс педагогических условий развития художественного интереса учащихся школ искусств.

Па третьем этапе исследования (1999-2000 гг) были осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации, подведены итоги опытно-экспериментальной работы. 

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• Выявлены, научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, наиболее эффективные формы и методы развития художественного интереса, в основе которых использовано педагогическое воздействие на компонешы мотивационной сферы личности (познавательные. творческие, эмоциональные и социальные), в художественно-творческой деятельности на занятиях декоративно-прикладного искусства в детской школе искусе і в:

• Разработаны содержание, формы и методы поливариативной декоративно-творческой деятельности в процессе важного преподавания декоративно-прикладного искусства в школе искусств:

• Разработаны критерии сформированности художественного интереса учащихся школы искусств в процессе занятий декоративно-прикладным искусством;

• Разработаны и экспериментально проверены эффективность методов педагогического воздействия на компоненты мотивационной сферы, основанные на поливариативной художественно-творческой деятельности в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства, направленные на развитие художественного интереса учащихся школы искусств.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные педагогические условия, направленные на развитие художественного интереса, могут быть исполыованы в практике работы системы общего и дополнительного образования.

Материалы исследования, разработанная методика развития художественного интереса учащихся школы искусств на материале народного, декоративно-прикладного искусства могут быть применены в работе курсов по повышению квалификации учителей изобразительного искусства в институтах усовершенствования учителей ИПК и ПРО РФ.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, опорой на современные достижения психологии и педагогики, проведенную опытно-экспериментальную работу с применением взаимодополняющих методов исследования, всестороннем анализе данных полученных в ходе исследования, сочетанием количественною и качественного анализа результатов эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные идеи исследования были изложены в публикациях. По теме диссертации сделаны сообщения на заседании лаборатории тстеїического воспитания и художественного образования средствами изобразительного искусства института общего образования Министерства образования РФ, г,Москва: Материалы и результаты исследования периодически обсуждались на семинарах методического объединения учителей ИЗО г.Нефтеюганска и Нефтеюганского района (1996 1997гг.); материалы исследования докладывались на Всероссийской конференции «Этнохудожеетвенная образовательная система в России. Теория и практика» (г.Магнитогорск, 1998 г.), областной конференции «Культура современного урока» (г.Тюмень. 1998 г.), на курсах повышения квалификации учителей и работников дополнительного образования в Окружном институте повышения квалификации работников образования (г.Ханты-Мансийск, 1999 г.)

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогические условия преподавания декоративно-прикладного искусства , основанные на целенаправленности, системности, систематичночти, учете возрастных особенностей, которые являются наиболее эффективными для развития художественного интереса учащихся школы искусств.

2. Критерии сформированное™ художественного интереса учащихся школы искусств в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства, включающие мотивационный. операционный и эмоционально-волевой компоненты. 

Интерес как интегральное психолого-педагогическое качество личности

В основе организации системы эстетического воспитания лежит всеобщность эстетического воспитания и художественного образования. Художественно-эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной среды, образной и логической памяти, речи и мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся и крепнущие способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности. В.В.Ванслов в своей работе «Что такое ИСКУССТВО» пишет: «Искусство развивает как мышление, эмоции, фантазию зрителя, так и его восприятие, формирует глаз, чувствующий красоту цвета и формы, объема и композиционных соотношений. Оно учит не только смотреть на мир. но и видеть эстетическую значимость и внутренний смысл его явлений, развивая чувственные способности человека, оно поднимает их на высший уровень культуры своего времени». (21, стр.22)

Среди множества задач эстетического воспитания школьников на первое место в современных УСЛОВИЯХ выдвинуто воспитание их художественно-творческой активности, развитие художественного интереса. Гуманизация образования, осуществляемая в настоящее время, требует эстетического цикла, направленности на формирование с помощью искусства «человеческого в человеке», на становление духовно богатой творческой саморазвивающейся личности. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности и в первую очередь изобразительная деятельность, как один из самых интересных видов работы для детей. Изобразительная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей, развития их восприятия, памяти, мышления, эстетического вкуса и т.д. Эстетическое чувство природы важно формировать, копта складывается духовный мир детей и они особенно чутки, восприимчивы к красоте. Этот период приходится в основном на годы обучения в школе.

Развитие художественно-творческой активности личности, художественного интереса предполагает воспитание особых качеств индивида, как творческого лица, овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности. Это должно привести к умению создавать и понимать художественный образ, к умению выражать свое собственное отношение к искусству и действительности.

Интерес как побудительная сила, возникающая из отношения субъекта к окружающему миру, давно привлекает к себе внимание психолого-педагогической науки. Во все расширяющемся кон пік і е с окружающим миром субъект сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для субъекта, оно может вызвать у нею интерес специфическую направленность на него личности.

Существует точка зрения, что посредством интереса устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все что составляет предмет интереса, почерпнуто из объективной действительности. Однако, предметом интереса для человека является не все. а лишь го. что имеет для него необходимость, значимость, ценность, привлекательность, потребность. Так. С.Л.Рубинштейн пишет: «Интерес всего принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-то предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен». (143. с. 116) Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес это сосредоточенность на определенном предмете мыслей. вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать из поля зрения, «Интерес, - считает С.Л.Рубинштейн, - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование, направленную мысль. Мысль заботу, мысль участие, мысль - приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность». (144. с,525)

Исследования российских психологов доказывают, что развитие интереса обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого субъекта, но и других субъектов его окружающих, процессами происходящими вокруг и для субъекта, в том числе процессами обучения и воспитания, которые располагают особыми силами возбуждения интереса, активностью проявления в них самой личности.

Взаимосвязь и взаимообусловленность специфики развития художественного интереса с другими качествами личности

Прежде чем рассматривать вопрос взаимосвязи и взаимообусловленности специфики развития художественного интереса с другими качествами личности, мы должны определиться относительно самого понятия «Художественный интерес», что имеет принципиальное значение в нашем исследовании.

Проблеме «художественного интереса» посвящены труды в психолого-педагогической науки Е.С.Громова, Е.В.Квятковского, В.С.Кузина. Н.Г.Морозовой. Ю.У.Фохт-Бабушкина. Т.И.Щукиной. в которых художественный интерес выступает как избирательная направленность личности на искусство, на изобразительную, художественную деятельность (восприятие произведения искусства, сама художественно-творческая деятельность), на освоение в них эстетического опыта, как обобщенного отражения окружающей действительности.

В.С.Кузин рассматривает художественный интерес, художественные потребности, как эстетическое наслаждение, восприятие эстетических ценностей в действительности и в искусстве. «Восприятие эстетических ценное і ей в действительности и в искусстве облагораживает личное . возвышает ее. раскрывает красоту окружающего мира. Созерцание эстетических ценностей часто вызывает потребность и интерес к художественному творчеству; в этом случае человек не только овладевает эстетическими ценностями, но и производит их по законам искусства» (82. с.46)

Художественный интерес проявляется как стремление к восприятию и созиданию прекрасного в искусстве, и направлен на освоение и созидание в художественно-творческой деятельности эстетического, где прослеживается взаимосвязь интереса художественного с эстетическим интересом, как взаимной и составной его части.

«Так. в процессе формирования личности художника, - пишет В.С.Кузин. - под воздействием условий практической деятельности развиваются высшие духовные потребности, возникают стойкие интересы, которыми и руководствуется ХУДОЖНИК в своей деятельности» (82, с. 50)

Художественный интерес, активизируя стремления человека к познанию и эмоциональной оценке сущности объекта искусства, углубляя эстетическое переживание, становится мощным «двигателем» развития потенциальных возможностей человека. «Художественная деятельность имеет свой специфический объект, - считает Е.С.Громов, - искусство, В искусстве сконцентрировано специально запрограммированное отношение человека к действительности» (50, с.9) Значит, художественный интерес направлен на постижение, освоение и созидание эстетического именно в искусстве, в художественно-творческой деятельности.

Являясь интегральным качеством личности, художественный интерес вступает во взаимосвязь с другими качествами и свойствами личности: эмоциональным фактором, через эмоции и чувства объекта к субъективному миру, где его возникновение, деятельность, направлена на его удовлетворение и результат, повышает значимость и уровень эстетического воспитания; индивидуально-психологическими свойствами личности, через активность, способности объекта в постижении и познании окружающей действительности, в его художественно-творческой деятельности;

- познавательными процессами, через мышление, воображение и фантазию, іде интеллектуальный элемент связан с познанием художественных явлений, со стремлением глубже проникнуть В СУЩНОСТЬ того или иною художественного произведения, абстрагирован» «его» в собственной художественно-творческой деятельности, открывая новые ert) стороны и свойства:

- волевым фактором, через действия и поступки, направленные на достижение определенных художественно-творческих целей и задач.

Являясь для школьника условием и мотивом художественно-творческой деятельности, художественный интерес способствует разностороннему, гармоничному развитию личности, ее творческого воображения и фантазии, активности, способности к сопереживанию мышления и расширения художественных представлений, развитию эстетических чувств идеалов и ВКУСОВ. Он пробуждает стремление к познанию и приобщению к различным видам искусства, овладению ими и определяет познавательную, творческую активность школьника не только в области изобразительного искусства, но и в жизни в целом. Таким образом, художественный интерес не только взаимосвязан с другими качествами и свойствами личности, но и взаимообусловлен ими.

Для получения более полного представления о факторах, способствующих развитию художественного интереса и влияющих на него необходимо в нашем исследовании более подробно остановиться на понятиях и категориях активности, мышления, фантазии, способностей и т.д.

Констатирующий и поисковый эксперименты

Процесс развития художественного интереса происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, цели содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития личности. Главный, основной вид этой деятельности художественное творчество, в процессе которого происходи! систематическое овладение искусе гвоведческими знаниями, приобретение и совершенствование способов художественно-июрческой дея гелы-юсти.трансформации целей, выдвигаемых обществом в мотивы деятельности самого ученика,

С самого начала работы изобрази тельного отделения был введен предмеї декора і ив но-прикладного искусства, согласно шгювым экспериментальным учебным планам для школы искусств Министерства культуры Российской Федерации. Занятия декоративно-прикладным искусством строились на основе программ, разработанных специалистами в области изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства Ростовцева Н.Н., Кузина B.C.. Шпикаловой Т.Я., программ довузовского и вузовского образования, на основе типовых учебных планов, совет школы утвердил восьмилетний срок обучения в школе искусств на изобразительном отделении, где I и 2 классы являются подготовительными и народное, декоративно-прикладное искусство изучают в рамках общего курса «изобразительное искусство». Согласно утвержденного учебного плана предмет «декоративно-прикладное искусство» вводится в процесс преподавания, начиная с 3 класса.

Основной целью экспериментального исследования явилось определение эффективности педагогических условий преподавания декоративно-прикладного искусства, направленных на развитие художественного интереса, в основе которых положено педагогическое воздействие на компоненты мотивационной сферы учащихся школы искусств.

Для объективной оценки эффективности теоретических положений программы преподавания декоративно-прикладного искусства Детской школы искусств, ее форм и методов в развитии и формировании художественного интереса учащихся в 1995-96 учебном году проведено поисковое исследование, в задачу которого входило следующее:

- выявление особенностей художесгвенно-эететического восприятия учащимися школы искусств произведений декоративно-прикладного искусства, целей и задач декоративной композиции, как декора і ивного образа предмета, вещи.

- исследование влияния самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся, основанной на материале искусствоведения, декоративно-прикладном искусстве, произведениях искусства, па возникновение и развитие художественного интереса.

В процессе экспериментального исследования решались следующие задачи:

-использование педагогических условий, эффективно влияющих на развитие художественного интереса;

- организация поливариативной художественно-творческой деятельности;

- создание комплекса декоративно-творческих заданий и упражнений на основе правил, приемов и средств декоративной композиции, с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся школы искусств;

- развитие чувства композиции в создании декоративного образа предмета, вещи:

- формирование знаний, умений и навыков у школьников в декоративной деятельности, направленной на изучение и освоение традиций создания декоративного образа;

- постижение свойств различных художественных материалов, традиционных приемов их обработки.

Задачи экспериментального обучения решались с учетом:

- взаимосвязи процесса преподавания декоративно-прикладного искусства с другими дисциплинами, изучаемыми в школе искусств - живописью, рисунком, композицией, что способствует реализации интегрального подхода к постановке творческих задач, в построении поурочного планирования, в осуществлении процесса обучения на основе неразрывного единства и взаимосвязи всего изобразительного курса;

Похожие диссертации на Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства