Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические взгляды Ф. Шопена и современность : На материале работы в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений Мамай, Елена Васильевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мамай, Елена Васильевна. Педагогические взгляды Ф. Шопена и современность : На материале работы в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 2004.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 05-13/112

Введение к работе

Актуальность исследования.

В условиях социального и экономического кризиса общества, резких перемен, связанных с утратой одних и дискредитацией других нравственных и духовных ценностей необходимость гуманизации всех сфер человеческой деятельности стала общепризнанной. Это в первую очередь относится к сфере образования, поскольку она является основным социогенетическим механизмом, в системе которого воспроизводится общественный интеллект, духовные основы личности. Необходимо отметить, что несмотря на многолетнюю декларацию идей гуманизма, они до сих пор не получили широкой интеграции в педагогическую реальность, образование по-прежнему недостаточно ориентировано на личность (Е.Н.Шиянов). Одна из причин этого явления заключается в «технократической перегрузке образования» (Ю.В.Сенько).

Вузовская дидактика в целом опирается на принципы классической науки (рационализм, детерминизм, редукционизм, механицизм), что способствует реализации «функциональных отношений к человеку» (Б.Д. Критский), усилению стандартизации, поощрению исполнительства, но не творчества Образование, преследующее функциональные цели «стремится устранить из результата познания* всё многообразие субъективно-личностного подхода, «очистить» полученное таким образом знание от духовно-нравственной, художественно-эстетической основы» . Закономерным следствием этого выступают различные формы отчуждения человека, в первую очередь от духовности.

По мнению А.И.Субетто, в центре идеала гуманизации образовательной теории и практики нового тысячелетия должен находиться Неклассический гуманизм. Формирование новой неклассической картины мира расширяет пространство личности, порождает новые смыслы, способствует преодолению «капсулированного субъективизма» (А.В. Торопова). Роль гуманистического потенциала романтизма в этом процессе трудно переоценить. Большие продуктивные возможности романтизма применительно к педагогическим задачам заложены в самой его обращенности к внутренним основаниям жизни человека. Романтизм справедливо называют одним из самых рефлексирующих типов сознания, стремящихся дойти до последних ответов прежде всего в сфере Духа. Философская антропология романтизма рассматривала человеческую личность как самоценное образование, духовно-познавательную структуру, равную Богу и Природе.

1 Критский БД. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. - М., 2000. - С.8.

*яКкії

CUC НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА С№

Актуальность настоящего исследования определяется потребностями современного педагогического процесса, в котором важное место занимают вопросы нравственной самостоятельности и высокой духовности личности. Высшим проявлением названной педагогической интенции служит деятельность великого польского музыканта Ф. Шопена. Следует отметить, что в то время как различные аспекты композиторской и исполнительской деятельности Шопена получили глубокое и разностороннее освещение в отечественном и зарубежном шопеноведении, его педагогика осталась на периферии исследовательского внимания, несмотря на её подлинно новаторский характер. Существующие работы выдающихся исследователей педагогики Ф. Шопена осуществлены преимущественно с позиций искусствоведения, а не педагогики, что затрудняет их применение в условиях практики обучения музыкально-исполнительскому искусству. Помимо этого остаётся неизученным аспект преемственности шопеновского художественно-педагогического наследия в творческой практике русских пианистов-педагогов XIX - XX веков, а также степень влияния его на современный образовательных процесс.

Всё это свидетельствует об актуальности исследования, проблема которого заключается в разрешении противоречия между высокой значимостью шопеновской педагогической традиции в музыкально-педагогической науке, практике и отсутствием научно-педагогических основ, затрудняющих её трансляцию.

Решение данной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в изучении различных форм проявления шопеновской традиции в отечественной фортепианной педагогике XIX-XX веков на концептуальном, образно-эмоциональном и технологическом уровнях, а также раскрытии педагогического потенциала традиции в условиях современной вузовской музыкально-педагогической практики. В соответствии с целью исследования был поставлен ряд основных задач:

изучить философско-эстетические положения романтизма, лежащие в основе шопеновской художественно-педагогической традиции;

исследовать формы трансляции ШОПЕНОВСКОЙ традиции в русскую фортепианную педагогику;

изучить шопеновскую традицию в аспекте основных положений гуманистической парадигмы отечественного образования;

разработать методику обучения музыке в исполнительских классах педагогического ВУЗа, основанную на положениях шопеновской педагогической традиции;

экспериментально проверить теоретические и методические выводы исследования

Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс в исполнительских классах педагогического вуза.

Предмет исследования - роль и место шопеновской традиции в современных отечественных теории и практике фортепианного обучения.

Гипотеза исследования заключается в следующих положениях:

  1. Традиция шопеновской педагогики находит многообразные проявления в практике ведущих отечественных педагогов-пианистов.

  2. Шопеновская педагогическая традиция — это целостная многоуровневая система.

  3. Внедрение системы дидактических принципов, генетически связанных с традицией шопеновской педагогики в современную практику инструментально-исполнительской подготовки студентов педагогических вузов способствует повышению эффективности учебной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют:

-важнейшие философские постулаты о целостности и диалектической природе явлений окружающего мира и человека, о взаимной связи и обусловленности всех элементов человеческой культуры, о социокультурной детерминации образовательных процессов и систем;

-идеи феноменологии (Э.Гуссерль, Г.Г.Шпет);

-фундаментальные положения общей теории традиции, получившие освещение с философско-эстетических позиций в трудах - Б.М. Бернштейна, В.В. Ванслова, В.Б. Власовой, Г.-Г.Гадамера, Ю.Н. Давыдова, Э.С. Маркарянаидр.;

-проблема музыкально-педагогической традиции, раскрытая в исследовании Т.Г. Мариупольской;

—проблема традиции, исследованная в русле исполнительского традициеведения в трудах А.Д.Алексеева, ЛА.Баренбойма, Я.И.Милыптейна, Г.М. Цыпина;

-положения романтической философии и эстетики, исследованные в работах НАХуляева, АСДмитриева, В.М.Жирмунского, А.Ф.Лосева,

- идеи гуманизации образования, личностно ориентированного обучения и воспитания, нашедшие свое отражение в работах Е.В.Бондаревской, ВАСластенина, Е.Н. Шияноваидр.;

-теоретические положения феноменологической психологии и педагогики (Р.А.Куренкова, К.Роджерс, И.Смит, А.Т.Тименецки, ЛФеррараидр.);

-общедидактические принципы, обусловившие специфику учебной деятельности в современных условиях (Ю.К.Бабанский, Б.ТЛихачев, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, и др.).

Существенное место в методологии диссертационного исследования
занимают обобщающие фортепианно-методические установки, содержащиеся в
трудах музыкантов-исследователей Л.А.Баренбойма, Г.М.Когана,

А.В.Малинковской, Г.М.Цыпина, В.П.Чинаеваидр.

При исследовании музыковедческих аспектов проблемы традиции автор диссертации опирается на положения отечественного исторического и теоретического музыкознания, сформулированные в трудах Б.ВАсафьева, М.К.Михайлова, ЛАМазеля, КБ.Зенкина, В.Цуккермана, С.С.Скребкова.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс методов исследования, взаимосвязанных, взаимодополняющих: метод теоретического анализа с целью обобщения работ по теме исследования в областях- педагогики, музыкознания, философии, эстетики, культурологии и др.; обобщение передового отечественного опыта в сфере преподавания музыкально-исполнительских дисциплин; методы педагогической диагностики (анкетирование, педагогическое наблюдение); анализ и обобщение личного педагогического опыта автора диссертации; специальный обучающий эксперимент; методы статистической обработки данных, полученных в результате эксперимента.

Теоретическая обоснованность и достоверность результатов диссертации обеспечена:

опорой на фундаментальные научные исследования различных областей гуманитарного знания;

использованием обширной источниковой базы, образованной трудами российских и зарубежных музыковедов, исследователей творчества Ф.Шопена;

применением в ходе исследования комплекса методов как теоретического, так и эмпирического уровней, адекватного целям и задачам диссертационного исследования;

- ' внедрением результатов исследования в практическую деятельность.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что

впервые проблема традиции шопеновской педагогики рассматривается в широком социокультурном контексте на уровне методологического и теоретического анализа, а также опыта ее практической реализации в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования определяется следующим. Разработанные теоретические положения позволяют оптимизировать занятия в исполнительских классах, качественно улучшить профессиональную подготовку

будущих педагогов-музыкантов. Материалы исследования могут также найти применение в рамках лекционных курсов по методике фортепианного обучения и истории фортепианно-исполнительского искусства.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Шопеновская педагогическая традиция, оказавшая большое влияние на педагогическую практику отечественных пианистов-педагогов МХ-ХХ веков, проявилась в ней многопланово, на нескольких уровнях - от концептуального до операционально-практического.

  2. Основные положения шопеновской педагогической традиции созвучны положениям гуманистической традиции в педагогике, в контексте личностно-ориентированного образования.

  3. Теоретико-методологическое наследие Ф.Шопена, основные положения его педагогической концепции могут и должны войти органичной частью в современную теорию и практику преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Анализ, обобщение и структурирование опыта отечественных педагогов-пианистов, преломляющих шопеновскую педагогическую традицию, послужили основой построения методической модели обучения, направленной на: 1) формирование духовно-нравственных качеств личности; 2) повышение творческой активности и самостоятельности студентов; 3) развитие комплекса профессиональных качеств будущего педагога-музыканта. Центральным компонентом разработанной методики является анализ музыкального произведения, представленный в двух его видах: историко-стилевой (М.К.Михайлов) и феноменологический. Использование методической модели, базирующейся на положениях шопеновской педагогической традиции, в современной музыкально-педагогической практике способствует повышению качественного уровня учебно-воспитательного процесса.

Апробация основных положений исследования осуществлялась в процессе опьпно-экспериментальной работы, через опубликование научных материалов по теме исследования (Москва, 2000; Москва, 2001; Москва, 2002), в выступлениях автора на научно-практических конференциях, а также в ходе обсуждения диссертации на кафедре музыкальных инструментов МПГУ

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.