Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогический потенциал уроков музыки в развитии интеллекта младших школьников Крючкова Анжела Александровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крючкова Анжела Александровна. Педагогический потенциал уроков музыки в развитии интеллекта младших школьников: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Крючкова Анжела Александровна;[Место защиты: ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»], 2017.- 191 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы развития интеллекта младших школьников в системе музыкального образования 15

1.1. Научные представления о сущности понятия «интеллект» в специальной литературе 15

1.2. Психолого-педагогические аспекты развития интеллекта младших школьников на уроках музыки 41

1.3. Педагогическая модель развития интеллекта младших школьников на уроках музыки .62

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию интеллекта младших школьников на уроках музыки . 89

2.1. Структурные составляющие развития интеллекта младших школьников на уроках музыки 89

2.2. Содержание и методы работы по развитию интеллекта младших школьников на уроках музыки 111

2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию интеллекта младших школьников на уроках музыки 135

Заключение .161

Список литературы .163

Психолого-педагогические аспекты развития интеллекта младших школьников на уроках музыки

Определены структурные составляющие интеллекта младшего школьника, наиболее активно проявляющиеся на уроках музыки: когнитивный, художественно-операциональный и рефлексивный.

Представлена педагогическая модель развития интеллекта у младших школьников, включающая цель данного развития, принципы, методы, закономерности, компоненты, показатели развития, педагогические условия.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена возможностью внедрения в образовательную практику разработанных автором принципов и методов развития интеллекта у младших школьников на уроках музыки, что будет способствовать повышению эффективности организации образовательного процесса и активизации познавательной деятельности обучающихся. Разработанная педагогическая модель развития интеллекта в процессе обучения на уроках музыки может быть использована при разработке методик и учебных пособий для обучающихся в начальных классах в системе основного и дополнительного образования.

Предлагаемые методики и задания, направленные на диагностику и мониторинг развития интеллекта у младших школьников могут найти применение в процессе обучения на уроках по музыке в общеобразовательной школе и занятиях в учреждениях дополнительного образования.

Основные положения и результаты диссертационной работы могут быть использованы при разработке программ, учебных курсов, направленных на подготовку будущих учителей музыки в среднем и высшем профессиональном образовании.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интеллект младших школьников в контексте настоящего исследования рассматривается как общая способность к обучению, осуществлению познания музыкальной информации на основе слухового опыта, понимания и применения абстрактных понятий; направлен на критическое переосмысление имеющихся знаний, эффективное решение новых художественно-творческих задач в процессе обучения на уроках музыки. В основе интеллекта лежат познавательные способности младшего школьника, что и характеризует возможность быстро обучаться, осуществлять анализ, сравнение, классификацию, различные умозаключения.

2. Педагогический потенциал развития интеллекта у младших школьников на уроках музыки обусловлен совместной деятельностью учителей музыки и младших школьников, направленной на формирование способностей к нестандартному мышлению и креативным проявлениям в разнообразных видах музыкальной деятельности.

3. Педагогическая модель развития интеллекта младших школьников на уроках музыки, определяющая особенности их музыкально-познавательной, творческой деятельности и педагогический потенциал оптимизации данного процесса, представляет собой многоуровневую систему, включающую цель, задачи, принципы, методы, педагогические условия и структурные компоненты развития их интеллекта. Наиболее значимыми структурными компонентами являются: когнитивный, художественно-операциональный, рефлексивный компоненты.

4. Эффективному развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки способствуют следующие педагогические условия: – организация интеллектуального развивающего пространства на уроках музыки; – создание устойчивой мотивации учащихся на интеллектуальную деятельность посредством изменения внутреннего отношения ребенка как к уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития, и др. ;. – обеспечение сотрудничества педагога и ученика в процессе организации и выполнении развивающих творческих заданий младшими школьниками на уроках музыки; – опора на возрастные особенности и индивидуальные способности младших школьников; – реализация разработанных автором исследования принципов (познавательной направленности музыкальной деятельности младших школьников, креативности музыкального обучения детей и др.) и адаптированных методов («синквейна» (А. Крэпси), интонационно-стилевого постижения музыки (Е. Критская), моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр), фасцинации и др.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается наличием соответствующей методологической и теоретической базы, обобщением педагогического опыта. Теория основана на проверяемых данных, согласуется с результатами эксперимента, данными, подтверждающими результативность педагогических условий развития интеллекта у младших школьников на уроках музыки. Педагогический эксперимент показал воспроизводимость результатов исследования в различных условиях на основе применения комплекса взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов исследования, качественной обработки экспериментальных данных, систематического сравнительного анализа использованных источников; научно-обоснованной логики исследования и личного участия автора в педагогическом эксперименте.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством участия в Международных научно-практических конференциях «Теоретические и практические проблемы современного образования» (Краснодар, 2012), «Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства» (Краснодар-Москва); Всероссийских научно-практических конференциях «Многоуровневая система художественного образования и воспитания» (Краснодар, 2010–2014), региональных научно-практических конференциях «Социально-гуманитарный вестник» (Краснодар, 2010), выступления на семинаре «Школа молодых ученых» (Анапа, 2010), краевом семинаре для молодых педагогов (Горячий Ключ, 2013). По материалам исследования опубликовано 18 статей, из них 4 в журналах, включенных в перечень научных изданий ВАК РФ.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в средней общеобразовательной школе № 15 с. Еленовского Красногвардейского района Республики Адыгея и в период прохождения практики студентами Краснодарского государственного университета культуры и искусств факультета музыкального и гуманитарного образования, специальности 050601 «Музыкальное образование» в СОШ № 71 г. Краснодара, МБОУ СОШ № 1 г. Приморско-Ахтарска; обсуждение результатов научного исследования на кафедре музыковедения, композиции и методики музыкального образования ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»; в ГБОУ ДПО Институте развития образования Краснодарского края на курсах повышения квалификации учителей музыки.

Личный вклад соискателя. Соискателем в диссертационном исследовании впервые определен педагогический потенциал уроков музыки в развитии интеллекта у младших школьников. Исследователем разработана педагогическая модель и представлены методические рекомендации, направленные на реализацию данного педагогического потенциала.

Автор лично участвовал во всех этапах работы над диссертационным исследованием, в получении диагностических данных на констатирующем и заключительном этапах; в осуществлении процесса развития интеллекта у младших школьников на уроках музыки; обработке, анализе и интерпретации полученных результатов; в подготовке научных статей и докладов по результатам проделанной работы.

Структура и объем диссертационной работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы (263 источника), в том числе и на иностранных языках, приложение. Общий объем диссертации составляет 192 страницы.

Педагогическая модель развития интеллекта младших школьников на уроках музыки

Память у детей развивается под влиянием обучения в двух направлениях - усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (если сравнивать с наглядно-образным). Ребенок учится сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). А также надолго запоминает он то, что его сильно поражает, что непосредственно связано с его интересами и потребностями. Он сам способен ставить перед собой мнемическую задачу. Он уже знает, что, для того чтобы хорошо запомнить музыкальную информацию, необходимо несколько раз повторить ее, то есть эмпирически овладеть некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у ребенка наглядно-образная память, но формируются также определенные предпосылки и для развития словесно-логической памяти. Возрастает эффективность осмысленного запоминания музыкального материала, а значит, осуществляется процесс развития интеллекта на уроках музыки.

Младший школьный возраст благоприятен для развития произвольного запоминания музыкальной информации, поэтому целенаправленная работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Известные педагоги В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов организации запоминаемого материала: «группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехни-ческие приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение» [36, с.168].

К основным видам деятельности в этом возрасте относятся: учение, общение, игра и труд. Эти виды деятельности выполняют специфические функции в его интеллектуальном развитии на музыкальных занятиях. Важную роль для развития интеллекта на музыкальных занятиях в школе имеют коммуникативность ребенка, особенно, его коммуникабельность, контактность, отзывчивость, покладистость и волевые черты характера: настойчивость, целеустремленность и др. в достижении определенного результата.

Использование игры на уроке музыки совершенствует музыкальную деятельность, логику, формирует и развивает умения и навыки взаимодействия друг с другом и музыкальным искусством. В музыкальных играх по правилам продвинутым будет тот, кто сосредоточенно слушал учителя на уроке музыки и запомнил все правила. В результате основательно развиваются мыслительные процессы, происходящие в головном мозге человека. От уровня развития интеллекта зависит процесс формирования других познавательных психических процессов. Другими становятся музыкальные игры, превращаются в развивающие. Меняется, обогащается их содержание. А также приобретают конструктивный характер, в них используются новые знания, в том числе и приобретенные детьми на других занятиях в общеобразовательной школе.

Интеллектуализируются групповые и коллективные музыкальные игры. В данном возрасте очень важно, чтобы ребенок имел возможность играть в развивающие игры в школе и дома. Игра в этом возрасте занимает второе место после ведущей учебной деятельности и существенно влияет на интеллектуальное развитие учащихся. Огромный интерес для детей представляют игры, заставляющие думать, дающие возможность им проверить и развить свои умственные способности. В процессе игры совершенствуются мышлитель-ные процессы, такие как планирование, прогнозирование, оценивание.

Продуктивная интеллектуальная деятельность школьника, проявляющаяся в игровой форме – это своеобразное творчество, самостоятельное открытие субъективно нового и оригинального присуще, как и ребёнку, так и взрослому человеку. Л. С. Выготский говорил, что «творчество существует в основном там, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-то новое для себя, независимо от величины и значимости его для общества» [44].

С точки зрения науки психологии творчество рассматривается как психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результат создания новых ценностей материальных и духовных. Предполагает наличие у ребенка способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря коим создается новый, оригинальный, уникальный продукт, рассмотрение данных свойств личности определило значительную роль воображения, интуиции, неосознаваемых копонентов умственной активности, а также потребности личности в сасоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей [170, с.662].

При изучении различных закономерностей музыкального искусства дети воспринимают уже известную им музыку каждый раз по-новому. Первоначально музыкальные знания выполняют преимущественно ориентировочную функцию. Знания о «трех китах» (песне, танце, марше), к примеру, служат для ребят ориентирами при восприятии жанров большой музыки - оперной, балетной, симфонической и др. Поэтому операциональная функция заключается в становлении музыкальных знаний средствами, способами музыкального наблюдения. Приведем такой пример, знания об интонации, ее разновидностях, развитии, формах музыки направляют музыкальное восприятие учащихся на самое важное, существенное в музыкальном произведении.

Новый этап использования музыкальных знаний учащимися предполагает не только их ориентировочную и операционную функции, но и функцию целевую, ценностную, позволяющую нацеливать восприятие ребят на выявление родства, общности музыки разных народов. Эта функция вариативно используется в практике музыкальных занятий со школьниками, с тем, чтобы помочь им увидеть смысл в результате целостного охвата произведений, например, Баха, Мусоргского, Шостаковича и других композиторов. Многообразие перечисленных связей активизирует музыкальное сознание учащихся, вовлекая их в различные отношения с музыкой.

Содержание и методы работы по развитию интеллекта младших школьников на уроках музыки

Освоение музыкальной информации на начальном этапе происходит с опорой на музыкально-теоретические установки. Учащиеся получают огромный поток музыкальной информации, однако качественный уровень обучения и восприятия музыки напрямую зависит от уровня музыкально-слухового опыта младших школьников, степени развития музыкальных способностей и др.

В различных областях наук, в которых используется понятие «информации», вкладывается разное содержание. В музыке это набор характеристик, описывающих происходящие музыкальные процессы в реальном времени. К составляющим элементам музыкальной информации относятся: 1) нотная запись; 2) акустически звучащая музыка – звук, организованный определенным способом: по частоте, длительности, спектру, амплитуде звукового давления и другим характеристикам; 3) музыка, записанная на любой носитель. Исследователями выделены такие компоненты музыкальной информации как: 1) звучащая музыкальная ткань в электронном или цифровом воплощении; 2) тембровые компоненты (банки тембров, ритмов и др.); 3) текстовые данные (различные тексты-схемы, аспекты методики исполнительства); 4) музыкальная мысль в виде нотного текста [167, с. 303-306].

Информация (от лат. «informatio», разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления [35]. Таким образом, музыкальная информация - это сведения о музыкальном искусстве, независимо от формы его представления или целый комплекс всего, что составляет музыку и сопутствует ей. На основе вышесказанного, необходимо рассмотреть умственные действия: восприятие, распознавание, трансформирование и выражение. По-мнению В. Медушевского, воспринять какое-либо явление - значит соотнести его с прошлым опытом. Художественная деятельность, каковой является восприятие музыки, полимотивна по своей природе, то есть она отвечает потребностям познания, эмоционального переживания, выработки ценностной ориентации, развития творческих потенций, общения. Таким образом, одно и то же по внешней форме действие - слушание музыки - может отличаться по своей внутренней структуре в зависимости от силы тех или иных психологических мотивов [93].

Инвариантной стороной восприятия оказывается перцептивная деятельность, направленная на распознавание в произведении музыкально-языковых средств и их индивидуальной трактовки с постижением художественного смысла произведения. Восприятие складывается из тесно взаимосвязанных между собой познавательных, эмоциональных и эмоционально-оценочных процессов. Познавательные процессы заключаются в распознавании звуковой структуры (аккордов, тональностей и т. д.) и в познании ее художественного смысла. Механизмы распознавания и трансформирования работают относительно спокойно, уверенно или активно, творчески. Распознавание основано на соотнесении воспринимаемого с хранящимися в памяти образами-эталонами. Скорость ориентации в языковой стороне музыкального произведения младшими школьниками определяется четкостью, полнотой и прочностью этих эталонов. Чем меньше знакомо музыкальное средство, тем менее четко образ его храниться в памяти, тем труднее протекает процесс слияния признаков распознаваемого средства с признаками образа-эталона.

Таким образом, анализируя вышеперечисленные умственные действия, необходимо подчеркнуть следующее: изучение закономерностей музыкального искусства младшими школьниками на уроках музыки происходит в процессе аналитической работы. По мнению Г. Гарднера, ученые пришли к единому мнению о том, каковы основные составляющие музыки, хотя и по-разному определяют их отдельные аспекты. Главные понятия – это высота (или мелодия) и ритм: звуки, издаваемые на определенной частоте и сгруппированные по разработанной системе. Частично музыка организована горизонтально: отношения между тонами при их последовательном звучании; и частично имеет вертикальную структуру - эффект, который достигается при одновременном воспроизведении двух или более звуков, в результате чего возникает гармония и диссонанс. Следующим по значению после высоты и ритма считается тембр – «характерные особенности звука» [46, с. 160]. Арнольд Шенберг сказал так: «Музыка – это последовательность тонов и их комбинаций, организованная таким образом, что производит благоприятное впечатление на слух, а ее воздействие на разум можно явственно осознать…» [244, с. 186].

Исследователям из Университета Вандербилта (США) удалось установить, что у музыкантов чаще, чем у других людей бывают задействованы оба полушария одновременно, и у них они одинаково активны. В целом IQ у музыкантов выше, их мозг быстрее обрабатывает информацию. Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому нейронные сигналы распределяются равномерно. Музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой. Музыкальный интеллект проявляется у человека раньше всего. Это видно на примере музыкальных вундеркиндов, таких как Моцарт, который начал сочинять музыку и выступать с трех лет. Композиторы, певцы, музыканты и танцоры доверяют своему музыкальному интеллекту и пользуются им каждый по-своему.

Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию интеллекта младших школьников на уроках музыки

В формирующем этапе эксперимента приняли участие 32 младших школьника 3 и 4 класса ЭГ, в то время в КГ учащиеся занимались по традиционной методике, в процессе обучения музыки в период с 2011 по 2017 учебный год. Приступая к использованию разработанных принципов и методов по развитию интеллекта младших школьников, мы определили цель исследования на данном этапе: обеспечить новыми методическими средствами музыкально-творческую деятельность, направленную на развитие интеллекта младших школьников. Таким образом, предстояло решить процессуальные задачи развития интеллекта младших школьников на уроках музыки, разработать практико-ориентированную модель и педагогические условия, способствующие данному процессу развития.

Содержание работы по развитию интеллекта младших школьников на уроке музыки предусматривало следующее: - неоднократное диагностирование индивидуального уровня развития интеллекта обучающихся на уроках музыки по ранее определенным критериям и показателям; - по результатам диагностики, определение уровня развития интеллекта младших школьников на уроке музыки и конкретизация направлений музыкальной деятельности, соответствующей поставленным задачам; - использование принципов и методов, способствующих развитию интеллек та у младших школьников.

Содержание работы направлено на развитие умственной деятельности, включающей анализ музыкальной информации и музыкально-творческой деятельности, свидетельствующих о развитии интеллекта детей. Практическая направленность развития данного феномена основана на определении музыкально-творческой деятельности и включения в нее эффективных методов, направленных на интеллектуальное развитие личности ребенка.

В формирующем этапе эксперимента велась разработка и внедрение в учебный процесс общеобразовательного учреждения модели и педагогических условий, ориентированных на решение задач развития интеллекта у младших школьников на уроках музыки, которые заключались в следующем: - взаимодействие педагога и учащихся; - создание определенных педагогических условий в образовательной организации на музыкальных занятиях; - учет возрастных и индивидуальных возможностей, способностей детей; - создание устойчивой мотивации у учащихся на реализацию себя в музыкальной деятельности; - содержание работы по развитию интеллекта у детей, направленное на усиление индивидуально-дифференцированного и личностного характера обучения.

В исследовании для проведения формирующего этапа эксперимента разработаны критерии и показатели диагностики уровней развития интеллекта у младших школьников в процессе музыкальных занятий, исходя из следующих ее компонентов: когнитивного, художественно-операционального, рефлексивного.

Большое значение в процессе развития интеллекта у младших школьников играет создание художественно-творческой атмосферы на занятиях музыкой. Соответствующая благоприятная атмосфера на музыкальных занятиях всегда играла, играет и будет играть важную роль в процессе обучения детей. Об этом неоднократно подчеркивали в своих трудах H.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский и др. Творческая атмосфера на уроке музыки определялась нами, исходя из двух основных показателей: объективного- это музыкальный репертуар, техническое оснащение кабинета музыки и его эстетическое оформление, наличие технических средств обучения и др. и субъективного -это профессионализм и высокое педагогическое мастерство учителя музыки, его эмоционально-психическое состояние и др.

При организации и проведении формирующего этапа эксперимента, для построения методической работы мы руководствовались следующими принципами: опоры на знакомый материал и учетом предыдущего музыкального опыта; активизации музыкальной деятельности; контроля за процессом музыкального развития; хорошо подобранного музыкального репертуара; организации разных видов музыкальной деятельности; наличия технически-оснащенного помещения, предназначенного для проведения уроков музыки.

На основе результатов, полученных при проведении диагностического обследования были адаптированыследующие методы развития интеллекта: размышлений о музыке (Д. Кабалевского), метод развития умений и способностей слушать музыку (Н. Гродзенской), «синквейн» (А. Крэпси), метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е. Критская, Л. Школяр), метод слуховой экспертизы (Е. Назайкинского). Целью применяемых методов по развитию интеллекта стало создание психологической атмосферы для младших школьников, благоприятным образом сказывающейся на их эмоциональном состоянии, чувствах и мыслях, развитии познавательного потенциала. Адаптированные методы способствовали развитию познавательных процессов на уроках музыки в системе школьного образования.

Рекомендации к подбору заданий были такими: музыкальный репертуар, упражнения и задания должны быть доступными для восприятия обучающихся; направленными на развитие у них определенных навыков и умений; должны быть эмоциональными, способствующими развитию умственных процессов у ребенка на уроке музыки.

При проведении исследования решались и воспитательные задачи развития личности ученика: формирование позитивного отношения к своим способностям и возможностям; повышение уверенности в себе и самостоятельности; развитие общих и музыкальных способностей; формирование навыков мыслительной деятельности. В ходе формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика развития интеллекта на основе созданной модели, педагогических условий и новых принципов и методов.

Нижеприведенная таблица, свидетельствует о динамике развития интеллекта младших школьников, обобщает данные за период с 2010 по 2012 гг. (всего школьников 3 и 4 классов вместе составило 62 человека). Для сравнения в сводных таблицах отражены результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента по компонентам развития интеллекта младших школьников (табл. 6-8).