Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема подготовки учителей-музыкантов в педагогическом наследии С. В. Смоленского Батуринская, Татьяна Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Батуринская, Татьяна Николаевна. Проблема подготовки учителей-музыкантов в педагогическом наследии С. В. Смоленского : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. пед. гос. ун-т.- Москва, 1991.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-5/243-7

Введение к работе

Актуальность тени. Прогресс общества невозможен без всестороннего развития и духовного расцвета личности. Поэтому перед народным образованием стоит сложная проблема - поиск путей преобразования духовних и созидательных сил человека.

В связи с этим, в значительной мере возрастают требования к качеству подготовки педагогических кадров, в том числе и учителей-музыкантов. Для совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки, наряду с экспериментальными исследованиями, обобщением практического опыта, необходимо изучение истории музыкально-педагогической мысли.

Исторический подход к педагогическим исследованиям позволяет раскрыть их закономерности,- использовать полученные в результате анализа выводы в настоящем и будущем. В работах советских ученых-музыкантов, посвященных историческим исследованиям в области музыкального воспитания и методики преподавания музыки (О.А.Апраксиной, В.И.Адищева, В.А.Васильева, З.С.Елисеевой, С.Н.Морозовой, К.Ф.Никодьской-Береговской, Т.Л.Якубовской) освещены подходы к подготовке учителей-музыкантов в разные исторические периоды, предложены проверенные временем пути ее совершенствования. Тем не менее, современная практика подготовки учителей-музыкантов в педагогических вузах страны отражает недостаточный уровень использования опыта прошлого в современном педагогическом процессе, что нарушает преемственность традиций отечественной музыкальной педагогики. В этой связи, большой интерес представляет педагогическое наследие выдающегося русского музыкального деятеля С.В.Смоленского, впервые в истории отечественного музыкально-педагогического образования создавшего научно-обоснованную систему музыкального воспитания детей и подготовки учителей-музыкантов для народных икол. В своих открытиях он предвосхитил основные положения современной музыкальной педагогики.

В истории отечественной музыкальной культуры СВ.Смоленский известен как музыкант широкого масштаба: ученый-палеограф, один из основоположников русской музыкальной медиевистики-; теоретик, композитор и хоровой дирижер; музыкальный писатель и критик; организатор музыкального образования й" просвещения. Педагогическая работа занимала одно из ведущих мест з его многогранной деятельности. Ей были свойственны'демократизм и целесообразность. Ее основное направление - воспитание всесторонне развитой личности средствами музы кал ШФРб> искусства. Важная чер-

та - внедрение в учебный процесс народной музыки, принципы изучения которой обоснованы в работах педагога.

Педагогические наследие С.В.Смоленского почти не изучено, хотя многие идеи и практические достижения давно вошли в русскую и советскую педагогику. Причиной этого послужили его "революционные" преобразования в музыкальной науке и образовании, противоречившие политике царского правительства и реакционного духовенства. В советский же период он рассматривался как церковно-музыкальный деятель.

Анализ литературы, посвященной С.В.Смоленскому, показал некоторую односторонность в подходе исследователей к его наследию-в основном, их работы посвящены проблемам теории и истории древнерусской музыки. Педагогике и музыкальному просветительству С.В.Смоленского, в какой-то мере уделено внимание как дореволюционных (А.Преображенский, А.Никольский, Н.Компанейский, Н.Фин-дейзен, Ю.Энгель и др.), так и советских исследователей (Ю.Келдыш, Д.Локшин, Л.Корабельникова, А.йванов-Ехвет), но, в целом, оти работы носят обзорный характер без глубокого исследования и научной систематизации.

Поэтому, изучение педагогического наследия С.В.Смоленского, предложенные им пути и приемы развития музыкальных способностей детей и, в связи с этим, практическая подготовка вмрокообразо-ванного и высокопрофессионального учителя-музыканта представляют больиой интерес и практическую ценность для современного развития музыкального воспитания и образования.

Теория и практика С.В.Смоленского в области музыкальной педагогики имеет большое значение для создания.современной концепции музыкального воспитания детей и подготовки музыкально-педагогических кадров. В этом и состоит актуальность избранной темы.

Предметом настоящего исследования является теоретическое наследие и практическая деятельность С.В.Смоленского в области музыкального воспитания и образования.

Цель исследования - проанализировать и обобщить основные педагогические идеи, направления, приемы и методы его работы с детьми и будущими учитзлями-музыкантами для решения важных вопросов музыкального воспитания в школе и музыкально-педагогического образования.

Задачи исследования: - собрать и систематизировать материалы по избранной те;:е. Выя-

вить истоки формирования педагогических и музыкально-эстетических взглядов С.В.Смоленского, определить основные этапы его музыкально-педагогической деятельности;

выявить и систематизировать основные направления и приемы работы с учащимися по развитии их музыкальных способностей;

воссоздать концепцию С.В.Смоленского по музыкальному воспитанию детей и юношества;

реконструировать его музыкально-педагогическую систему подготовки учителей-музыкантов и показать развитие идей ученого в советской музыкальной педагогике.

Методологической основой исследования явились философские труди К.Маркса, Ф.Энгельса,'В.И.Ленина; документы по вопросам народного образования, науки, культуры и искусства. В насем исследовании мы опирались также на марксистско-ленинское учение о рассмотрении любой исторически значимой личности в связи с конкретными социально-историческими условиями своего времени. В процессе исследования применялись следующие методы: выявление и анализ публикаций и архивных материалов С.В.Смоленского; сбор, систематизация литературных источников и научных исследований, посвященных ему; анализ и обобщение фактов и явлений, характеризующих деятельность ученого-педагога; исторические интервью с учениками и коллегами; сравнительный анализ работы Смоленского в учебных заведениях в различные исторические периоды; метод реставрации.

Настоящая диссертация является результатом исследования широкого круга источников, куда входят опубликованные работы ученого; его архивные материалы по вопросам'музыкального воспитания и образования; архивы соратников и учебных заведений; публикации разных авторов, посвященные сферам деятельности Смоленского; личная и официальная переписка с деятелям» музыкального образования и просвещения; материалы по проблемам национальной школы; мемуаристика. Большая часть архивных документов в научный оборот вводится впервые.

Научная новизна исследования состоите зтолу': .что." .в ;нем-,-впервые в истории музыкальной педагоглпкгвифцтыгл д>бо'бцешл, педагогические взгляды и практичэская.'-д.еятелыгость.-.С.В.Смолен-'.-ского, проанализированы методы му-зипальиогог развития учащихся и концепция музыкального воспитанияямояодежи; реконструирована система подготовки учителеа Mjsgaxawi.

- Ц -

Практическая данность диссертации заключена б том, что результати ее исследования и выводы могут быть использованы при совершенствовании подготовки учителей-музыкантов в педагогических вузах, в организации музыкально-педагогического образования и в практической работе с детьми в школе, призванной содействовать их музыкальному развитию.

Результаты исследования апробировались: в докладах на Ленинских чтениях на музыкально-педагогическом факультете МПГУ им. В.И.Ленина (1987, 1989, 1990); в чтении лекций по хороведе-нию на дирижерско-хоровом отделении П-го Московского областного музыкального училища, дирижерско-хоровом факультете ГМПИ им. Гнесиных и методике музыкального воспитания в МПГУ им. Б.И.Ленина (все - 1988 г.); в радиопередаче, посвященной творчеству С.В.Смоленского на Всесоюзном радио (1990 г.); в докладе на I Международной научно-практической конференции "Музыкальная культура православного мира" (1991 г.).