Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональное становление художника декоративно-прикладного искусства на занятиях по керамике Криса Владимир Борисович

Профессиональное становление художника декоративно-прикладного искусства на занятиях по керамике
<
Профессиональное становление художника декоративно-прикладного искусства на занятиях по керамике Профессиональное становление художника декоративно-прикладного искусства на занятиях по керамике Профессиональное становление художника декоративно-прикладного искусства на занятиях по керамике Профессиональное становление художника декоративно-прикладного искусства на занятиях по керамике Профессиональное становление художника декоративно-прикладного искусства на занятиях по керамике
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Криса Владимир Борисович. Профессиональное становление художника декоративно-прикладного искусства на занятиях по керамике : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Криса Владимир Борисович; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Омск, 2008.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/128

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что в педагогической науке постоянно идет поиск путей совершенствования форм и методов подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма. Динамика современных общественных преобразований диктует потребность в специалистах, которые способны самостоятельно анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения. Обязательным условием стабильного профессионального роста становится направленность общества на непрерывное образование. Подготовка специалистов, способных к постоянному профессиональному самосовершенствованию - одна из важнейших проблем современного высшего образования. Ориентация образования на становление специалистов, имеющих высокий уровень общей и профессиональной подготовки, умеющих действовать в постоянно меняющихся социальных условиях, диктует необходимость совершенствования подхода к целям, содержанию и организационной структуре их обучения.

Анализ научных источников по теории профессионального становления (Т. П. Демидова, Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, К, М. Левитан, А. Н. Лейбович, А. К. Маркова, Т. Л. Миронова, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Н. В. Тельтевская, Г. Томэ, В. П. Фатеев, В. А. Федоров, Д. И. Фельдштейн, А. Р. Фонарев, В. А. Цвык, Е. В. Чарина) показал, что профессиональное становление будущих специалистов представляет собой многоаспектное и многоплановое явление. Ученые сходятся во мнении, что современный мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством собственной профессиональной жизни.

В своих исследованиях многие авторы (О. С. Базылев, Г. М. Доб-ров, П. Л. Капица, Б. М. Кедров, Н. А. Коваль, В. В. Корешков, В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев, Б. М. Суханов, А. Е. Терентьев) рассматривают вопросы, касающиеся педагогических условий, способствующих формированию профессиональной компетентности специалиста и, в частности, художника декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Большинство ученых сходятся во мнении, что профессиональное становление происходит при создании ряда условий, которые оказывают комплексное воздействие на студента. Реализация многих из них эффективна при осуществлении интегративного подхода в обучении.

Психолого-педагогические исследования по вопросам интеграции разноплановы. Как правило, интеграционные подходы рассматри-

ваются в связи с решением проблемы организации целостного процесса обучения и реализации межпредметных связей в нем. В трудах В. И. Безруковой, П. К. Кулагиной, А. П. Лиферова, А. Н. Федорова, В. С. Шубинского отражена теоретико-методологическая сторона интеграционных тенденций в педагогике; в работах М. В. Богуславского, К. Н. Соколова, Г. Ф. Суворовой освещена комплексная система обучения; в исследованиях Н. С. Антонова, В. Р. Ильченко, В. Н. Максимовой - аспекты межпредметных связей.

Вопросы взаимодействия средств формирования профессиональных качеств на занятиях общепрофессиональной и специальной направленности раскрываются в научно-методических работах А. П. Беляевой, Л. А. Ивахновой, Б. М. Кедрова, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, О. М. Сичивица, А. Е. Терентьева, В. А. Цвыка, Е. В. Чариной, И. П. Яковлева. Возможности использования методических средств формирования профессиональных качеств у студентов через становление изобразительной грамотности и активизацию творческой деятельности, организацию самообразования в разной степени изучаются такими авторами, как К. Ж. Амиргазин, Т. П. Демидова, Г. М. Добров, П. Л. Капица, В. С. Кузин, С. П. Ломов, Н. Н. Ростовцев, Е. И. Игнатьев, Л. Г. Медведев, Б. М. Суханов.

Способы и средства формирования у студентов положительной мотивации к самообразованию и самосовершенствованию освещены в работах В. И. Андреева, Т. П. Демидовой, М. И. Дьяченко, 3. Ф. Зее-ра, Л. И. Кандыбович, Ю. Н. Кулюткина, А. Н. Лука, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, А. Р. Фонарева, С. Т. Шацкого, В. А. Якунина.

Изучению научных основ преподавания специальных художественных дисциплин посвящен ряд учебно-методических пособий по рисунку, живописи, композиции, авторами которых являются Г. В. Беда, В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, А. Н. Терентьев, А. А. Унковский, Е. В. Шорохов. Методы и средства формирования изобразительной грамотности на занятиях по общеспециальным художественным дисциплинам раскрываются в научных трудах Л. А. Ивахновой, С. Е. Игнатьева, А. Я. Козлякова, В. В. Корешкова, С. П. Ломова.

К вопросу о том, какие качества необходимо считать профессиональными качествами художника ДПИ обращаются ученые-исследователи и педагоги-практики, актуализируя тот или иной аспект деятельности студента, осваивающего специальность художника ДПИ: практическое освоение специальных художественных материалов и связанных с ними технологических операций (Н. Т. Андрианов, Л. Ф. Акунова, Г. Е. Лукин, И. И. Мороз, В. В. Портнова, М. В. Соколов); графическая грамотность (С. К. Боголюбов, А. В. Воинов); изучение вопросов цветоведения и колористики (Н. В. Козлов, Н. Н. Сте-

панов); умение разрабатывать модели и макеты из различных материалов (Б. Г. Гагарин, А. В. Екатеринушкина, Л. И. Кирилова, И. А. Максимова, Г. П. Петров, В. И. Пузанов). К вопросам, касающимся непосредственно процесса освоения художественной керамики, обращались А. И. Августиник, Л. Ф. Акунова, А. И. Захаров, Г. Е. Лукич, С. 3. Приблуда. Несмотря на разноплановость научных интересов авторов, изучающих процесс становления художника ДПИ, все сходятся в том, что необходимо формировать специальные умения и навыки, отмечают значимость творческой составляющей для подготовки специалиста, однако исследований, посвященных становлению профессионализма художника по керамике на занятиях по дисциплинам специального цикла, явно недостаточно.

Анализ проблемы современного состояния профессионального становления студентов, обучающихся на художественных специальностях, позволил выявить ряд противоречий:

между объективной потребностью общества в специалистах (в том числе и художественных специальностей), способных выстраивать свою профессиональную деятельность в постоянно меняющихся условиях, и реальным состоянием профессиональной подготовки, ориентированной на формирование функциональной готовности к деятельности;

между социальным заказом на подготовку личности, действующей в режиме профессионального саморазвития, и выраженной недостаточностью у выпускника вуза знаний и умений, связанных с организацией самостоятельной познавательной деятельности, его низкой мотивацией к самообучению и самообразованию;

между потребностью в организации обучения, обеспечивающего положительную динамику профессионального становления студента, и неразработанностью методического материала, обеспечивающего этот процесс.

Очевидно, что разрешение данных противоречий относится к одной из актуальных задач педагогической науки.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику, обеспечивающую эффективное профессиональное становление художника ДПИ («Художественная керамика») на занятиях по дисциплинам специального цикла.

Объект исследования: организация процесса обучения студентов на занятиях по дисциплинам специального цикла.

Предмет исследования: процесс профессионального становления художника ДПИ на занятиях по керамике.

Гипотеза: качество профессионального становления художника ДПИ («Художественная керамика») на занятиях по дисциплинам спе-

циального цикла значительно повысится, если использовать возможности интегративного подхода в организации процесса обучения дисциплинам специального цикла.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Определить организационно-педагогические условия профессионального становления художника ДПИ («Художественная керамика»).

  2. Охарактеризовать профессиональную деятельность художника-керамиста.

  3. Выявить специфику профессионального становления художника по керамике в вузе.

  4. Установить зависимость становления профессиональных качеств художника-керамиста от реализации интегративного подхода в процессе обучения дисциплинам специального цикла.

  5. Разработать и экспериментально проверить методику организации процесса обучения, обеспечивающую эффективное профессиональное становление художника ДПИ на занятиях по керамике.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

теория профессионального становления (Т. П. Демидова, Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, К. М. Левитан, А. Н. Лейбович, Т. Л. Миронова, В. А. Сластенин, Г. Томэ, Д. И. Фельдштейн, А. Р. Фонарев, В. А. Цвык, Е. В. Чарина и др.);

теория непрерывного образования (В. С. Безрукова, А. П. Беляева, С. Б. Ельцов, В. С. Леднев, О. М. Кузнецова, М. И. Махмутов);

методологические и общетеоретические проблемы интегративного подхода (В. С. Безрукова, Г. М. Добров, Б. М. Кедров, В. А. Лекторский, А. Д. Урсул, М. Г. Чепиков, Б. Г. Юдин, В. А. Эн-гельгардт и др.);

современные концепции педагогики художественного образования (М. В. Алпатов, Г. В. Беда, Л. А. Ивахнова, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов и др.);

теория изучения профессиональных качеств художника и, в частности, художника ДПИ (К. Ж. Амиргазин, В. В. Корешков, В. С. Кузин, В. В. Портнова, Н. Н. Ростовцев, М. В. Соколов и др.);

основные принципы модернизации отечественной высшей профессиональной школы, отраженные в законодательных актах и нормативных документах.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов исследования:

- метод теоретического анализа (философской, психологиче
ской, социологической и педагогической, учебно-методической и ис
кусствоведческой литературы (их сравнение, анализ предмета иссле
дования; моделирование учебного процесса; обобщение результатов
исследования));

методы научного исследования (синтез, анализ, сопоставление, сравнение различных документальных и исследовательских данных);

прогностические методы (обобщение независимых характеристик, моделирование педагогического процесса в вузе);

обсервационные методы (прямое и косвенное, длительное педагогическое наблюдение);

праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности (эскизов, зарисовок, керамических изделий, чертежей, технических рисунков, макетов и т. д.);

экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты);

- социологические методы (анкетирование, интервьюирование,
беседы).

Этапы исследования.

Исследование проводилось в 1997-2007 гг. на базе факультета искусств Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) и включало три этапа.

Первый этап (1997-2003) - констатирующий, в ходе которого осуществлялись изучение и анализ литературы по проблеме профессионального становления художника ДПИ, проводились наблюдения за деятельностью студентов и преподавателей, ретроспективный и текущий анализ занятий цикла специальных дисциплин (история художественной керамики; материаловедение, технология и производственное обучение; основы композиции; проектирование; макетирование и конструирование); определялись исходные положения исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы исследования.

На втором этапе (2003-2005) осуществлялось уточнение логической структуры исследования, разрабатывались теоретические подходы к изучению феномена профессионального становления художника ДПИ по специальности «Художественная керамика». Для реализации поставленных в исследовании задач выявлялись психолого-педагогические условия и методы, способствующие профессиональному становлению художника ДПИ в процессе обучения дисциплинам специального цикла.

Третий этап (2005-2007) включал проверку гипотезы посредством проведения формирующего эксперимента. Были определены модель системы обучения и специфика ее применения при изучении дис-

циплин специального цикла. Осуществлялась систематизация полученных материалов, проверка отдельных положений, выводов и рекомендаций, разработанных в ходе исследования; апробация и внедрение результатов исследования в работу совместно с педагогами кафедры ДПИ факультета искусств ОмГПУ; анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; подготовка методических рекомендаций и оформление результатов исследования в виде диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

- специфика профессионального становления художника ДПИ
на занятиях по керамике определяется тем, что специалист по художе
ственной керамике осуществляет разноплановую деятельность, кото
рая требует специфических профессиональных умений, эффективно
развивающихся в процессе интегративного обучения;

организационно-деятельностные педагогические условия непосредственно влияют на процесс формирования профессиональной компетентности и базируются на интегративном подходе;

- критерии оценки профессионального становления художника
ДПИ (знания в области профессиональной деятельности, умение при
менять полученные знания для решения профессиональных задач, уме
ние самостоятельно получать новые знания в контексте профессии,
умение организовать свою деятельность в соответствии с профессио
нализацией) дают возможность анализировать динамику профессио
нального становления;

процесс обучения целесообразно организовывать через предметное и социальное содержание профессионального труда, воссоздавая фрагменты будущей профессиональной деятельности и системы профессиональных отношений.

Научная новизна исследования:

выявлена специфика профессионального становления художника ДПИ специальности «Художественная керамика» в системе высшего профессионального образования;

определены критерии оценки профессионального становления художника ДПИ по специальности «Художественная керамика»;

определены педагогические условия, способствующие профессиональному становлению художника ДПИ на занятиях по керамике;

установлена зависимость между реализацией интегративного подхода в обучении дисциплинам специального цикла и динамикой профессионального становления художника ДПИ;

подтверждено, что профессиональное становление художника ДПИ характеризуется не только знаниями и умениями в профессио-

нальной деятельности, но и высоким уровнем творчества, готовностью к профессиональному саморазвитию.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано научно-методическое обоснование профессионального становления художника ДПИ, специалиста по художественной керамике. Выявлены составляющие профессиональной деятельности будущего специалиста: знания и умения (специальные и общепрофессиональные), готовность к самообразованию и профессиональная активность. Научно обоснована теоретическая модель интегративного обучения на занятиях по художественной керамике, реализация которой способствует приданию организации процесса обучения творческой направленности, вариативности и личностно-смысловой значимости.

Качественная особенность представленных в диссертации методических рекомендаций, способствующих профессиональному становлению художника по керамике, состоит в их направленности на обучение студентов решению проблемных вопросов путем повышения степени готовности будущих специалистов к инновационным изменениям в образовании и личной ответственности за самореализацию в профессии.

Практическая значимость исследования:

- разработана методика организации процесса обучения, обеспечивающая профессиональное становление художника ДПИ на занятиях по керамике, предполагающая интеграцию специальных дисциплин;

результаты исследования внедрены в практику проведения занятий по спецдисциплинам (история художественной керамики; материаловедение, технология и производственное обучение; основы композиции; проектирование; макетирование и конструирование) на факультете искусств ОмГПУ; в обучение студентов Омского государственного института сервиса, Омского художественно-промышленного колледжа, использованы на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства, преподавателей детских школ искусств (ДШИ), детских художественных школ (ДХШ), педагогов дополнительного образования, организованных Институтом развития образования Омской области (ИРООО);

материалы исследования могут быть применены при составлении учебных программ, написании методических пособий и рекомендаций по обучению керамике.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены: методологической обоснованностью исходных параметров исследования, адекватностью его задач; использованием совокупности методов исследования; репрезентативностью опытных данных, их непротиворечивостью и сравнимостью с массовой практи-

кой, их содержательным анализом; использованием апробированных методов обработки данных; апробацией и внедрением основных положений исследования в педагогическую практику; апробацией полученных выводов на конференциях различного уровня,

Апробация и внедрение результатов исследования:

материалы исследования обсуждались на международных, региональных, межвузовских научно-практических конференциях: научно-методических конференцииях факультета искусств ОмГПУ (1997— 2007); научно-практической конференции «Интегративиый подход в преподавании предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов: проблемы, опыт, перспективы» (ИРООО, Омск, 2006); Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы высшего художественно-педагогического образования: содержание и технологии» (ТГУ, Тольятти, 2007); научно-практической конференции «Компетентностный подход в системе непрерывного художественного образования: теория, практика, перспективы» (РИЦ, Омск, 2007); Международной научно-практической конференции «Композиционная подготовка в современном художественном образовании: педагогический аспект» (МАНПО, Шадринск, 2008);

результаты исследования внедрены в учебный процесс факультета искусств ОмГПУ, Омского государственного института сервиса, в практику обучения студентов Омского художественно-промышленного колледжа, использованы на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства, преподавателей ДШИ, ДХШ, педагогов дополнительного образования, организованных Институтом развития образования Омской области;

основные положения диссертационного исследования отражены в статьях, опубликованных в международных, региональных и межвузовских сборниках научных трудов.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Похожие диссертации на Профессиональное становление художника декоративно-прикладного искусства на занятиях по керамике