Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала XX вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования Мисаилова Ирина Ивановна

Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала XX вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования
<
Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала XX вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала XX вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала XX вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала XX вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала XX вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала XX вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала XX вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала XX вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала XX вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мисаилова Ирина Ивановна. Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала XX вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 172 c. РГБ ОД, 61:99-13/597-9

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава 1. Теоретико - методологические основы исследования.

1.1. Исторические предпосылки культурных преобразований в России
во второй половине 19 в. 10

  1. Основные тенденции развития музыкального образования во второй половине 19 в. 24

  2. Методические принципы вьщающихся представителей музыкальной

культуры на рубеже 19 - 20 вв. 45

Морально - нравственное воспитание. 47

Художественно - эстетическое воспитание. 51

Ориентация на интегрированное занятие. 56

Опора на творческо - практическую деятельность. 60

Использование индивидуального подхода. 63

Ріізвитиетворческого мышления. 67

ГлаваП. Сїшіовлєниє системы музьшальш-эстетического воспит^

20 в. на основе использования идей прогрессивных педагогов - музыкантов.

IIЛ. Вклад В.Н.Шацкой в становление системы общего музыкального об
разования. 75
IL2. Претворение методических принципов музыкантов прошлого в по
строении содержания и методики музыкального обучения на современ
ном этапе. 89
IL3 Педагогические условия музыкально - эстетической подготовки бу
дущих музьжальных руководителей дошкольных учреждений и учителей
музыки в рамках учебно - педагогического комплекса. 115
Заключение 151
Литература 155
Приложения 165

Введение к работе

Идеологическая свобода и социально - экономические преобразования в современной России привели к отрицанию общественным сознанием многих духовно - нравственных ценностей, имевших важное значение в прошлом. Изменения в подобного рода ориентирах не могли не привести к необходимости серьезных корректив в области управления образовательными и воспитательными системами. Не является исключением и музыкально - эстетическое воспитание. Между тем, несмотря на настойчивые попытки восполнить недостающие звенья образовавшегося духовного пространства культурными достижениями Запада, становится все более очевидным его не всегда положительное влияние и, что самое главное, зачастую полная несовместимость с нашей ментальностью. В этом процессе отражаются основные закономерные реальности нашего времени. Во - первых, действовавшая ранее система музыкально - эстетического воспитания уже не может функционировать в полном объеме. Во - вторых, при обновлении ее форм, методов и самого содержания справедливо было бы максимально учитывать весь позитивный опыт истории русской музыкальной педагогики.

Сказанное можно в первую очередь отнести к периоду второй половины 19 - началу 20 вв. Значение созданных тогда русскими художниками памятников искусства, в том числе и музыкального, так велико, что без их изучения немыслим анализ последующего развития мировой культуры. Но что особенно важно в русле настоящего исследования - отечественные гении музыкальной культуры той эпохи, такие, как П.Чайковский, КРимский - Корсаков, ММусоргский, А.Бородин и др., получили образование не за рубежом, а в России. Поэтому все их музыкальные достижения современные педагога - музыканты вправе рассматривать как результат целенаправленного педагогического воздействия складыва- ютцейся тогда системы музыкальной педагогики.

Между тем, она формировалась во многом благодаря прогрессивным педагогическим идеям и основанным на них методическим технологиям целого ряда корифеев музыкальной культуры - В.Сгасова и А.Серо-ва, ГЛароша и В.Одоевского, М.Балакирева и ГЛомакина, Л. и Н.Ру-бинштейноа П.Чайковского и В.Сафонова н др. Дальнейшее ее развитие тесно связано с педагогической деятельностью выдающихся музыкантов следующего поколения, среди которых ведущая роль принадлежит представителям московской школы - НМетнеру, ЛГедике, Б.Яворскому, ЕХнесиной,Э.Конюсу и др.

О педагогическом наследии музыкантов той эпохи писали достаточно много. Можно отметить обширный круг мемуаров, содержащих воспоминания их учеников и современников. Кроме того, существует целый ряд работ, анализирующих их педагогические методы и принципы. В первую очередь следует выделить публикации ЛБаренбойма, ЕДолинс-кой, ТЛивановой, ЕКорабельниковой, ^Николаева и др.

Несомненной ценностью педагогического наследия обозначенной эпохи объясняется и новая волна интереса к нему со стороны современных авторов, желающих найти решения проблем, поставленных во многом непростой педагогической ситуацией в стране. В диссертационных исследованиях ЛГлухова, А.Масловского, ЛПодъяблонской, Л.Суховой дано серьезное аналитическое освещение педагогических концепций соответственно В.Орлова, В.Сафонова, Н.Римского - Корсакова, Н.Рубин-штейна, педагогическая деятельность которых составляет весомую часть сокгхэвищницы отечественной музыкальной культуры.

Однако следует заметить, что названные работы посвящены, как правило, педагогической деятельности одного музыканта и не носят исторически - обобщающего характера. Поэтому подобные материалы не могут дать целостной картины своеобразия и особенностей школы рус- ской музыкальной классической педагогики. Кроме того, при таком подходе остаются в стороне совершенно необходимые для освещения проблемы музьпшльного воспитания того времени вопросы преемственности методических принципов. Это первое.

Второе: в задачу перечисленных работ не входил жизненно важный для определения опорных философско - методологических положений анализ связей педагогических идей и концепций музыкантов прошлого с фундаментальными ценностями, составлявшими смысловое ядро русской менгальности и идеологии той эпохи. Во многом это объясняется недоступностью для широкого изучения трудов философов «серебряного» века в течение всего периода тоталитарного строя. Поэтому актуальность настоящей работы видится нам в необходимости серьезных теоретических и методологических разработок, посвященных прогрессивным педагогическим идеям и методическим принципам вьтдающихся музыкальных деятелей определенной исторической эпохи.

Цель исследования - выявить и систематизировать традиционные для российской музыкальной педагогики эффективные педагогические идеи и методические принципы музыкантов эпохи расцвета отечественной классической музыкальной педагогики, которые способны усовершенствовать современный процесс музыкально - педагогической подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Объект исследования - отечественная система музыкального воспитания и образования второй половины 19 - начала 20 веков.

Предмет исследования - преемственность педагогических идей и методических принципов в педагогической практике музыкантов московской школы.

Гипотеза исследования исходит из следующего предположения. Педагогические идеи и методические принципы музыкантов прошлого, рас-

6 смотренные в историческом аспекте и систематизированные по определенным критериям, становятся важным источником совершенствования учебно - воспитательной работы, если они: являются актуальными и находят свое практическое место в системе общего музыкального образования; включаются в курсы методики музыкального воспитания, музыкальной педагогики и психологии, истории и теории музыки; обогащают палитру средств педагогического воздействия и способов работы с учащимися в ходе освоения дисциплин всех специальных циклов.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили конкретизацию следующих задач:

1. Анализ основных, наиболее актуальных для становления системы отечественной музыкальной педагогики исторических тенденций.

2 Всестороннее рассмотрение наиболее эффективных педагогических средств вышеназванных музыкантов на основе всей совокупности имеющейся архивной, исторической документации.

Определение проблем современного учебно - воспитательного процесса, в решении которых необходимо применить педагогические установки музыкантов прошлого.

Прогнозирование возможных изменений современного образовательного процесса (в частности, некоторых предметов музыкально - теоретического цикла), связанных с внедрением идей и принципов педагогической практики той эпохи.

Методологической основой исследования являются: эстетико - философское учение о «цельности» человека, о единстве нравственного и эстетического, науки и искусства (М.Каган, И.Киреевский, Н.Киященко, ВдСоловьев и др.); принцип историзма, позволяющий рассматривать все явления музыкальной педагогики в процессе их становления и развития (БЛсафьев, Ю.Келдыш, ОЛевашева, ЕОрлова и др.); концепции ведущих современных ученых по психологии музыкального восприятия (В.Медушевский, Е.Назайкинский, В.Петрушин и др.). Кроме того, адаптируя методические принципы к современным педагогическим условиям, автор диссертации опирался на труды отечественных ученых по проблемам современного образования (ЭАбдуллин, ЛАрчажникова, Ю.Ба-банский, Т.Комарова, О.Радынова, Л.Рапацкая, Г.Цыпин и др.). Методы исследования: изучение архивных источников - мемуаров, воспоминаний современников, свидетельств учеников и прочих материалов, которые могли дать научно достоверные сведения о педагогической деятельности русских музыкантов; историко - теоретический анализ специальной учебной документации (учебных планов, программ, пояснительных записок и др.), связанной с музыкальной педагогикой; изучение педагогического процесса подготовки будущих учителей музыки и музыкальных руководителей дошкольных учреждений с целью выявления проблем, которые могут быть решены посредством опоры на педагогические идеи русских музыкантов прошлого; методы эмпирического уровня - целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогические беседы, тестирование.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заклю-чаетсявтом,что:

1. Диссертация содержит новый подход к анализу причинно - следственных связей российской музыкальной педагогики с общественным мировоззрением второй половины 19 - начала 20 вв., основанный на философских тгдпициях «серебряного» века, что открывает возможности для дальнейшего уточнения наиболее характерных для русской менталь- ности моделей обучения.

Обобщены и систематизированы обнше методические принципы и механизмы оперирования ими в процессе музыкального воспитания личности, составляющие основу оригинальных педагогических технологии выдающихся музыкантов одной эпохи.

Экспериментально проверена эффективность системы методических принципов ярких представителей прошлого в формировании музыкально - педагогического профессионализма учащихся при экстраполяции ее на современный процесс подготовки учителей музыки в школе и музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты существенно обогащают курсы методики музыкального воспитания, музыкальной педагогики и музыкальной психологии, могут значительно расширить курс истории музыки, а также предоставляют возможность педагогу воспринять и использовать лучшие методы и способы работы в процессе преподавания специальных дисциплин.

На защиту выносятся следуюидое положения:

1. Система методических принципов наиболее видных представите лей русской музыкальной педагогики - А.Гедике, Е.Гнесиной, Э.Конюса, КМетнера, Б.Яворского, обеспечивающая преемственность, принесет существенную пользу в усовершенствовании современных моделей обучения.

2. Характер общения преподавателей московской школы с учащи мися совершенно исключал догматизм и стереотипность. Демократизм стиля их музыкально - педагогической деятельности состоял в обраще нии к личности ученика, преодолении формализма, бюрократизма, осно вывался на педагогике сотрудничества, к числу основных аспектов кото рой должны быть отнесены: а) нравственно - эстетическая направлен ность обучения и успешность процесса воспитания у учащихся общих ду- ховно - ценностных ориентиров при полном раскрытии их индивидуальных качеств; б) совершенствование современного музыкального мышления; в) ориентированность на практическую деятельность учащихся как гарантию прочности результатов развития их познавательных сил; г) выступление педагога в качестве помощника, советчика и соратника учащегося в поисках истины и в овладении музыкальным мастерством.

3. Педагогические идеи и методические пршщгаш представителей московской школы выступают в качестве эффективного источника формирования педагогического профессионализма в современном процессе подготовки будущих учителей музыки в школе и музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Апробация исследования осуществлялась в процессе опытно - экспериментальной работы на базе музыкального отделения Учебно - педагогического комплекса №7 г.Москвы (ныне Педагогический колледж №7 "Маросейка"); через публикации в научных сборниках и журналах; в обсуждениях на кафедре методики и теории музыки МІГШУ. Основные положения дассертации излагались на международной научно - практической конференции, посвященной ориентации подрастающего поколения на освоение общечеловеческих духовно - нравственных ценностей (г.Серпухов, 23-25 сентября 1996г.) и на научно - практической конференции по проблемам педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего профессионального музыкального образования (Москва, 17-19 ноября 1997г.).

Структура работы. Диссертаїтяя состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала XX вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования