Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Работа с географическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников Евтых, Сайда Шумафовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евтых, Сайда Шумафовна. Работа с географическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1996.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Изобразительное искусство является важной частью общего образования и воспитания подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала ребенка в области художественного образования связано с воздействием на него искусства, приобщением его к графической деятельности, что в целом способствует формированию гармонически развитой личности. Интерес детей к искусству графики может развиваться при их непосредственном участии в создании творческих работ. Процесс обучения владению разнообразными графическими материалами и техниками рассматривается- нами как особая сфера творчества младших школьников. Именно освоение графических средств составляет значительную часть методики развития изобразительного творчества детей. Устойчивые навыки в графическом творчестве учащиеся начальных классов приобретают непосредственно в процессе учебной деятельности. Это необходимо для дальнейшего совершенствования операциональных навыков ребенка и создания условий для свободного перенесения их в процессе работы в одном графическом материале - в другой. Данная закономерность позволяет учащимся 1 - 4 классов реализовать творческий подход в выражении художественного замысла в целом.

Методические тенденции совершенствования преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах и кружках сосредоточены на достижении более высокого уровня преподавания и на повышение качественного уровня детских работ, что, несомненно, влияет на общее развитие личности ребенка. На наш взгляд, одним из актуальных направлений в развитии творческого отношения цетей к изобразительной деятельности может явиться приобщение младших школьников к созданию рисунков с чертами уникальной и печатной графики. Мы придерживаемся той точки зрения, что в изобразительном творчестве детей заключены такие стадии графических изображений, как комбинации, изменения и преобразования. Эти три стадии, в свою очередь, определены формами воплощения замысла в рисовании с натуры, декоративном и тематическом рисовании.

Обучение детей в процессе их знакомства с различными графическими материалами и техниками позволяет им в более широком :мысле осознавать разнообразие видов деятельности в области графики. При обучении младших школьников имеется общая структура художественных действий при работе с различными материалами, поэтому варьирование приемов и техник исполнения воспитывает у

учащихся понимание пластических свойств графических обобщений, лаконичность и умение сопоставить типичные схемы построения рисунков.

Но столь пристальное внимание к детскому изобразительному творчеству сформировалось не сразу. С появлением уроков рисования в основу обучения было положено приобретение детьми только тех навыков, которые вырабатывались в профессиональной сфере, основанной на научных разработках. Отрицательным моментом в подобном подходе к учебному процессу стало отсутствие учета особенностей детской психологии, в частности, влияния таких факторов как игра, увлеченность изобразительным творчеством и пр.

Лишь на рубеже XIX - XX веков, появившаяся работа К.Риччи "Дети - художники", а также другие исследования, дали толчок к рассмотрению детского творчества как своеобразного, неповторимого и особенного вида деятельности. Авторы обращали внимание на то обстоятельство, что ребенок рисует именно то, что его увлекает, волнует и окружает. При этом исследователи детского творчества советовали использовать разнообразные художественные материалы.

Позднее обоснование для использования разнообразных материалов в учебной практике появилось в пособии "Элементарный курс художественного образования. Руководство для учителей рисования" Л.Пранга. После выхода в свет этой книги рисование перестало быть единственным видом обучения изобразительному искусству. Заслугой Л.Пранга было то, что он указал на важность введения лепки и других видов деятельности в учебный процесс с целью развития моторики рук ребенка и качества его рисунка.

Современный этап развития педагогической науки отмечен появлением значительных исследований по вопросам изучения изобразительного творчества детей. Видные деятели науки, искусства, педагогики и психологии - А.В.Бакушинский, Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Н.Н.Ростовцев, Г.В.Беда, А.Е.Терентьев, Н.С.Боголюбов, В.С.Кузин, Е.В.Шорохов, А.Д.Алехин, Т.Я.Шпикалова и др. в своих трудах доказывают несомненное развивающее значение изобразительной деятельности учащихся, которая способствует выявлению художественных способностей и влияет на творческую активность ребенка. Проблеме поиска эффективности обучения детей бьшн выполнены кандидатские диссертации - С.А.Аманжолова, Р.И.Афанасьевой, К.М.Багдасарян, А.А.Баранова, А.И.Васильева, С.Е.Игнатьева, Р.Г.Казаковой,

Э.М.Кубышкиной, Л.Н.Любарской, Н.М.Сокольниковой,

Я.Я.Чарнецкого, Г.В.Черемных и др.

Использование графических материалов и техник представляет неисчерпаемые возможности в их применении как на уроках, так и в кружковой работе с младшими школьниками.

Графическими средствами передачи объектов изображения являются - линия: "нащупывающая", "поисковая", "валерная" (по Е.И.Игнатьеву) ; штрих, передающий тон и контрасты; ритмы и пятна. Эти характерные признаки графических материалов и техник составляют широкий спектр возможностей изобразительной грамоты, который позволяет школьникам повысить качество своих рисунков.

В исследуемом нами возрасте у детей - от 6 до 10 лет - отмечается сильная потребность в обучении, поэтому необходимо разнообразие приемов, которые обеспечиваются на занятиях изобразительным искусством применением различных материалов и техник. Это, в свою очередь, способствует развитию возрастных и индивидуальных проявлений в художественной деятельности детей. Тем не менее, существует и другая особенность - ребенок, овладевая несколькими приемами, ограниченными действиями с конкретным графическим материалом, к сожалению, не способен еще перенести эти изученные приемы на другие виды изобразительной деятельности. Для осуществления данного процесса необходимы методически выверенные приемы обучения младших школьников графической грамоте.

Над вопросами формирования графического образа в детских рисунках работали И.П.Глинская, Т.С.Комарова. Отражению особенностей работы с различными графическими материалами в профессиональном искусстве посвящены труды А.А.Дейнеки, В.А.Фаворского, А.М.Лаптева, Л.Антимонова, Ю.И.Герштейна, К.В.Кузнецова и др.

Важность выбранной темы, ее актуальность подчеркивается тем, тго исследование вопросов работы с различными графическими материалами дошкольников и младших школьников в контексте повышения качественного уровня детских работ встречается крайне редко, на іто указывали - Н.П.Сакулина, Э.Э.Пурик, С.А.Пацуков, Д.Л.Голованова.

Итак, выявлению методов активизации учебной и творческой деятельности учащихся в процессе работы над рисунком придается важное значение, в связи с тем, что уровень овладения изобразитель-гыми материалами влияет на развитие твердости руки ребенка, спо-

собности глазомерной оценки изображаемого, а также и на усвоение элементов изобразительной грамоты. Развитие композиционных способностей в области графики связано с развитием умений в передаче явлений линейной, тоновой и светотеневой, силуэтной и ритмической организацией изображения на листе бумаги в соответствии с поставленной задачей.

Графические материалы способствуют быстрому развитию творческой активности детей, как на уроках изобразительного искусства, так и во внеклассной кружковой работе, выявляют положительные личностные черты - трудолюбие, веру в собственные силы и способности, эмоциональную отзывчивость, и что немаловажно, укрепляют руку (мышечный аппарат), улучшают сенсомоторику и глазомер. В свою очередь, разнообразные графические материалы необходимы младшим школьникам для создания многочисленных художественных образов.

Таким образом, проблема диссертационного исследования заключается в разработке теоретических методических основ активизации изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов, в выявлении недостаточно изученной сущности и содержания в графической деятельности школьников при овладении ими навыками работы с разнообразными графическими материалами и техниками.

Практическая направленность изобразительной деятельности детей при формировании навыков работы с различными графическими материалами делает проблему активизации изобразительной деятельности младших школьников с использованием поурочной и внеклассной форм обучения актуальной для педагогической науки и практики, что имеет социально-педагогическое и методическое значение.

Целью исследования является разработка путей и методов активизации и развития творческого отношения учащихся младших классов к использованию различных графических материалов, как на уроках в общеобразовательных школах, так и на занятиях в кружках. Приобщение детей к художественному творчеству в графике рассматривается нами в общем комплексе решения проблем обучения изобразительной грамоте, и средством достижения этого является формирование образного мышления ребенка.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) изучение трудов ведущих отечественных и зарубежных искусствоведов, психологов, художников-педагогов, методистов по изобра-

зительному искусству, а также анализ программ по данному предмету и анализ школьной документации;

  1. разработка методов исследования;

  2. раскрытие основных закономерностей обучения навыкам работы с различными графическими материалами и техниками в изобразительной деятельности учащихся в условиях поурочной и внеклассной кружковой работы;

  3. разработка шкалы оценочных критериев графической деятельности младших школьников;

  4. выявление ряда характерных индивидуальных и возрастных закономерностей проявления и развития творческих способностей детей по графике;

  5. теоретическое обоснование и практическая разработка системы упражнений и заданий по графической деятельности на уроках и в кружке изобразительного искусства для детей 6-10 лет;

  6. нахождение методов активизации творческих способностей по графике в неразрывном единстве с формированием у детей понимания основ изобразительной грамоты и развития умения и навыков в овладении техническими приемами работы с графическими материалами, закрепления устойчивости внимания и интереса к работе;

  7. апробирование разработанной системы занятий и экспериментальное доказательство воздействия предложенных упражнений и заданий на активизацию изобразительной деятельности детей 6 - 10 лет.

В результате предварительного знакомства с теорией вопроса, анализа методов преподавания рисования в условиях поурочных и внеклассных занятий и анализа практических работ младших школьников была выдвинута следующая гипотеза:

если мы включим в процесс обучения изобразительному искусству младших школьников многообразие операциональных действий с графическими материалами и техниками, направленными на сомбинации, изменения и преобразования и для их усвоения предло-ким систему оригинальных упражнений и заданий, разработанную с /четом возрастных потребностей детей, то тем самым активизируем ізобразительную деятельность учащихся: будем способствовать разо-(итию фантазии, образного и пространственного мышления, создадим 'словия к побуждению у младших школьников желания овладеть раз-

нообразием художественных решений и самостоятельным выбором сюжета, тем самым закрепив устойчивость внимания к создаваемому изображению.

Объект исследования - учебная и творческая деятельность младших школьников на уроках изобразительного искусства как основной формы учебного процесса и во внеклассной (кружковой) работе.

Предмет исследования - формирование операциональных навыков работы с графическими материалами как эффективного средства активизации изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования являются научные труды ведущих специалистов в области психологии и педагогики, учебные программы по изобразительному искусству и специальная литература по методике преподавания изобразительного искусства и художественного образования.

Методами исследования являются:

теоретическое изучение и критический анализ научных трудов по эстетике, философии, психологии, педагогике, теории изобразительного искусства, теории методики рисунка, анализ программ по изобразительному искусству, как дореволюционного периода, так и современных;

анализ изобразительных средств, методов и приемов рисования, применяемых в графических листах художниками профессионалами;

изучение состояния преподавания изобразительного искусства в начальной школе и экспериментальное преподавание с целью проверки, выдвинутой гипотезы:

а) наблюдение за учащимися в процессе их изобразительной
деятельности;

б) беседы с учителями, руководителями изобразительных круж
ков, с учащимися и их родителями;

в) проведение педагогического эксперимента и - как начальный
этап - анализ контрольных работ с целью констатации уровня овладе
ния учащимися 1 - 4 классов основами графической грамоты;

г) критериальный анализ детских рисунков, направленный на
выявление знаний о художественных особенностях графических
средств и материалов, возможностей их применения в решении изоб
разительных задач;

д) разработка методических указаний в виде системы упражне
ний и заданий по графике для успешного освоения учащимися изобра
зительных возможностей графических средств и техник исполнения;

е) обобщение результатов педагогического исследования.

Научно-теоретическая новизна исследования:

1. Разработаны методы активизации изобразительной деятельности младших школьников путем использования целого комплекса графических материалов и техник как части всего курса обучения изобразительному искусству на уроках и в кружковой работе.

. 2. В связи с тем, что рисунок как основа изобразительного искусства недостаточно используется в практике преподавания изобразительного искусства в школе, нами предложены и найдены формы и методы проведения занятий с детьми 6 - 10 - летнего возраста с применением разнообразных графических средств.

  1. Выявлены некоторые характерные возрастные закономерности проявления и развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству в поурочной и кружковой работе.

  2. Дано педагогическое обоснование возможностей формирования графических навыков у младших школьников за счет включения в процесс изобразительной деятельности, разработанной нами программы.

  3. Разработанная методика активизации изобразительной деятельности младших школьников делает реальной возможность эффективного влияния знания основ графического искусства на развитие образного мышления учащихся.

  1. Выявлена возможность использования занятия по графическому циклу в комплексном изучении изобразительного искусства младшими школьниками.

  2. Разработаны критерии оценки графической деятельности младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

  1. Разработана система упражнений, активизирующих изобразительную деятельность младших школьников и формирующих у них пространственно-образные представления.

  2. Составлена экспериментальная программа кружка по изобразительному искусству (раздел "Графика"), в основе которой лежит обучение детей данной возрастной категории изобразительному искусству в процессе работы с различными графическими материалами.

  3. Разработанные нами практические рекомендации и методика преподавания раздела "Графика", требования к организации графической деятельности в кружке, а также составленная программа проведения кружковых занятий на 4 года обучения способствуют эстетическому развитию ребенка и активизируют изобразительную деятельность младших школьников. Это также позволяет сформировать у учащихся необходимый запас знаний, выработать устойчивые операциональные навыки работы с материалами, развить графические умения и навыки, что способствует практической реализации художественного замысла.

  4. Материалы исследования могут быть внедрены в учебную практику средних общеобразовательных школ, педагогических институтов и училищ, найти применение при подготовке учителей на факультетах начальных классов и дошкольных отделениях, а также быть использованы для корректировки учебных планов и программ по изобразительному искусству, при написании учебников и учебных пособий для школ.

На защиту выносятся:

  1. Технологический аспект применения в обучении разнообразных графических материалов и техник выполнения уникальной и печатной графики, являющийся средством активизации изобразительной деятельности младших школьников;

  2. Методика работы младших школьников с графическими материалами и техниками, в которой результатом практических действий является создание в детских рисунках художественного образа при рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.

Достоверность исследования обеспечена опорой на теоретические положения психолого-педагогической и методической литературы по художественному развитию детей, использованием системы методических приемов проведения исследования и результатами убедительно

подтвердившими эффективность предлагаемой методики работы младших школьников с графическими материалами.

Исследовательская работа проходила с 1989 по 1995 годы на базе общеобразовательных школ N 8 и N 9, Республиканской гимназии г. Майкопа (Республика Адыгея), кружка "Семицветик" (г. Москва). Эксперимент охватил 412 учащихся 1 - 4 классов. Исследование состояло из нескольких этапов: поисково-подготовительного и опытно-экспериментального.

Поисково-подготовительная часть исследования осуществлялась в течение 1989 - 1992 годов и была выполнена следующая работа:

проведение опытных занятий с младшими школьниками по графике;

определение теоретической основы проблемы исследования;

установление педагогических фактов при обучении детей уникальной и печатной графике, выявление трудностей при работе детей с графическими материалами на уроках изобразительного искусства и в кружке.

С целью проверки гипотезы в опытно-экспериментальной части исследования (1992 - 1995 гг.) разрабатывалась и уточнялась программа экспериментального обучения учащихся 1 - 4 классов, в связи с чем нами был организован и проведен поисковый и формирующий этапы эксперимента. На конечном этапе педагогического эксперимента было осуществлено внедрение результатов экспериментального исследования.

Апробация исследования. Материалы по результатам исследования обсуждались на кафедре методики начального обучения Адыгейского государственного университета (1994 г.), на заседании региональной конференции "Юг России" в Адыгейском государственном университете и на кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения ХГФ Московского педагогического государственного университета (1993, 1994, 1995 гг.).

Научные выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в пяти публикациях.

Основные положения диссертации и материалы, полученные в ходе экспериментальной части исследования внедрены в практику работы учителей начальных классов средних школ и Республиканской гимназии г. Майкопа, а также используются на факультетах педагоги-

ки и методики начального и дошкольного обучения Адыгейского государственного университета.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения в трех частях. Приложение составляют ксерокопии наглядных пособий по обучению младших школьников языку графики, рисунков, выполненных детьми в разных графических техниках, разнообразными материалами, иллюстрирующими экспериментальный раздел "Графика", разработанный к программе кружка по изобразительному искусству.