Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике Казенас Владимир Евгеньевич

Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике
<
Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Казенас Владимир Евгеньевич. Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Курган, 1999 197 c. РГБ ОД, 61:99-13/1027-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема развития физико-технического творчества учащихся при обучении физике

1.1. Социально-экономические и научно-методические предпосылки становления проблемы 13

1.2. Современное состояние проблемы творчества и творческого развития в философской, психолого-педагогической и методической литературе 18

1.3. Состояние проблемы развития физико-технического творчества в школьной практике 34

Выводы по главе 1 ., 48

Глава 2. Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике 50

2. 1. Содержание и методы развития физико-технического творчества учащихся в процессе обучении физике 51

2.2. Организация физико-технического творчества учащихся в различных видах учебной деятельности 68

2.3. Реализация процесса развития физико-технического творчества учащихся при обучении физике 114

Выводы по главе 2 138

Глава 3. Педагогический эксперимент и его итоги 140

Выводы по главе 3 175

Заключение 176

Список литературы 178

Введение к работе

Человечество вступило в эру новой научно-технической революции,

С »4. Д. _ — - *" я-

ООуСЛОБЛСНКОй шуКмшуїСНхшіїмпшіїуид иілршіхишиї о иіиші<і.*і куплшьм, ЛИМИИ,

биологии, астрономии и других естественных наук. В последние годы сформировались и стремительно развиваются новые научно-технические направления: микроэлектроника, робототехника, кибернетика и другие. Это в значительной мере уже сейчас определяет, и в большей степени будет определять в ближайшем будущем, всю жизнь нашего общества, его экономику, социальную сферу, культуру.

Соответственно этому социальные ожидания нашего общества состоят в появлении человека нового типа, обладающего потребностью и готовностью решать сложные инженерно-технические задачи, владеющего высоким уровнем научно-технической культуры.

Все это предъявляет новые требования к интеллектуальному и научно-техническому развитию подрастающего поколения. В настоящее время возникла острая потребность в скорейшем переходе к новым педагогическим технологиям, позволяющим формировать активных граждан, обладающих развитыми способностями решать актуальные практические задачи, стоящие перед нашим обществом.

Основы успешной деятельности человека по проектированию, созданию и обслуживанию техники и осуществлению высокоэффективных технологических процессов, несомненно, закладываются в стенах общеобразовательной школы и, в первую очередь физики.

Согласно Государственному образовательному стандарту общими целями, стоящими перед курсом физики, являются формирование и развитие у ученика научных знаний и умений, необходимых для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, технике, быту.

Обучение физике должно вооружить учащихся методами научного познания, способствовать развитию их интеллектуальных и практических умений, позволяющих самостоятельно проводить исследование явлений природы и исследования в области техники на уровне, соответствующем возрасту и ступени обучения.

В этом контексте нами и рассматривается проблема развития физико-технического творчества учащихся.

В настоящее время имеется много публикаций, связанных с развитием физико-технического творчества учащихся (К.Айманов (5), Г.С.Альтшуллер (8, 9), Н.П.Бойко (29), БХВойцеховский (47), М.А.Галагузова (49; 50; 51), Б.М.Игошев (87; 88), Д.М.Комский (104; 105;106; 107), И.М.Низамова (155), Д.И.Пеннер (150; 162), В.Г.Разумовский (178; 179; 180), Ю.С.Столяров (196; 197; 198), В.А.Тайницкий (199), ВА.Труфанов (51; 209), С.А.Хорошавин (230; 231) и др.).

Разработке отдельных методов и приемов преподавания физики, направленных на развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности посвящены работы В.А.Бетева (25), И.Я.Ланиной (117; 119), Р.И.Малафеева (128; 130; 131), В.С.Третьякова (207), А.В.Усовой (212; 214; 217; 218; 219), С.И.Фролова (228), Т.Н.Шамало (235) и др.

Данная проблема является предметом диссертационных исследований А.В.Агеева (4), З.В.Андреевой (11), Т.Д.Бердалиевой (22), ЮА.Варицкого (43), М.Г.Ковтунович (102), МССлепцовой (192), Е.Г.Трофимова (208) и др.

Однако в работах перечисленных авторов рассматриваются лишь отдельные стороны развития физико-технического творчества учащихся: решение задач с физико-техническим содержанием, выполнение творческих лабораторных работ, работа в физико-технических кружках, на факультативных занятиях и некоторые другие.

Анализ учебных программ и учебных пособий по физике показывает, что проблема развития физико-технического творчества учащихся разработана недостаточно.

Анализ реального состояния преподавания физики в практике общеобразовательной школы позволил нам выявить следующие противоречия в деле развития физико-технического творчества учащихся:

  1. между теоретическими знаниями учащихся и умениями практического их применения;

  2. между необходимостью развития творческого потенциала школьников, позволяющего им решать проблемы и задачи физико-технического содержания, и недостаточным объемом специальных знаний, умений и навыков прикладного характера, получаемых на уроках физики;

  3. несоответствие между парком школьного лабораторного и демонстрационного оборудования и современной контрольно-измерительной, исследовательской техникой и ее элементной базой;

Перечисленные противоречия становятся еще более очевидными по причине недостаточного количества разработанных форм и методов развития физико-технического творчества учащихся непосредственно в учебном процессе по физике.

Преодоление этих противоречий приводит к необходимости решения проблемы развития физико-технического творчества учащихся, в первую очередь, на уроках физики и в домашних заданиях.

Таким образом, актуальность проблемы развития физико-технического творчества учащихся при обучении физике обусловлена:

необходимостью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в процессе обучения физике;

- необходимостью разработки форм и методов развития физико-технического творчества учащихся при обучении физике.

Исходя из актуальности исследуемой проблемы и научных предпосылок, способствующих ее дальнейшему развитию, нами определена тема исследования: "Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике".

Цель исследования - разработка методики развития физико-технического творчества учащихся, включающей в себя все виды учебной деятельности учащихся в процессе изучения физики.

Объект исследования - процесс обучения физике в современной общеобразовательной школе.

Предмет исследования - содержание, формы и методы организации учебной деятельности, направленной на развитие физико-технического творчества учащихся общеобразовательной школы.

На основе вышеизложенного нами была сформулирована гипотеза: развитие физико-технического творчества учащихся на уроках физики, развитие их интеллектуальных способностей будет более щ^одуктивным, если обеспечить:

  1. тесную взаимосвязь учебной деятельности по физике с процессом физико-технического творчества;

  2. вариативность форм и методов развития физико-технического творчества учащихся при изучении физики;

3)учет индивидуальных особенностей учащихся, их склонностей, способностей, интересов, профессиональной направленности и т.д.

Исходя из цели исследования и сформулированной гипотезы, мы

определили следующие задачи:

1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической, методической литературе и школьной практике.

  1. Выявить основные пути и средства развития физико-технического творчества учащихся на уроках физики.

  2. Определить формы и методы организации учебной деятельности учащихся, наиболее эффективные с точки зрения развития их физико-технического творчества.

  3. Экспериментально проверить разработанную методику развития физико-технического творчества учащихся в процессе обучения физике.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

-анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

-изучение и анализ практики работы общеобразовательных заведений по исследуемой проблеме;

-педагогический эксперимент, в ходе которого опробировалась разработанная нами методика, а также проводились беседы с учащимися, анкетирование, контрольные работы и др.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа в период с 1994 по 1997гг. в школах-гимназиях № 57 и № 27, школе №32 г. Кургана, а также в Карачельской средней школе Шумихинского района Курганской области. Экспериментом было охвачено 167 учащихся указанных общеобразовательных заведений, в нем приняло участие 14 учителей физики

На первом этапе (1994-1995гг.) был проведен анализ состояния проблемы развития физико-технического творчества учащихся при обучении физике в психолого-педагогической литературе и школьной практике, сформулированы цель, основные задачи, гипотеза исследования; исследован уровень обученности учащихся, определены экспериментальные и контрольные классы, проведен констатирующий эксперимент. Основными методами исследования на данном этапе являлись педагогическое наблюдение,

беседы, анкетирование, выполнение учащимися контрольных и специальных заданий диагностического характера.

Второй этап (1995-1996гг.) состоял в разработке методики развития физико-технического творчества учащихся и опробирования ее отдельных элементов в процессе преподавания физики. Основные методы, применявшиеся на этом этапе: теоретическое моделирование процесса развития и педагогический эксперимент (в школах № 27, 32, 57 г. Кургана).

Третий этап (1996-1997гг.) - проведение широкого эксперимента, в ходе которого осуществлялась проверка эффективности разработанной методики развития физико-технического творчества учащихся, анализ и обобщение полученных данных. На данном этапе опытно-экспериментальной работы для оценки результатов проводимого исследования использовались уровневая система и методы математической статистики.

Научная новизна исследования заключается:

- в теоретической разработке содержания и методов развития физико-технического творчества учащихся в учебном процессе по физике, охватывающей все основные виды их учебной деятельности: изучение нового материала, решение задач, выполнение лабораторных работ, работ физического практикума, выполнение домашних заданий. Основными принципами предлагаемой нами методики являются: взаимосвязь всех видов учебной деятельности учащихся, осуществляемая с целью всестороннего развития физико-технического творчества учащихся; вариативность форм и методов работы; направленность на развитие творческих способностей и самостоятельности учащихся при решении задач физико-технического характера; учет индивидуальных особенностей учеников (их общих и специальных способностей, направленности интересов, волевых качеств и

т.д.);

- в определении условий развития физико-технического творчества
учащихся в практике общеобразовательной школы, к которым мы относим:
наличие специально созданной для этого материально-технической базы при
кабинете физики; целенаправленность каждого задания физико-технического
характера во всех видах учебной деятельности, их взаимосвязь и
преемственность; рассмотрение теоретических и практических вопросов курса
физики в тесной взаимосвязи с окружающим современным миром техники;
планирование учебного процесса с учетом предлагаемой методики развития
физико-технического творчества учащихся; систематичность и
последовательность работы по развитию физико-технического творчества
учащихся; планомерное нарастание сложности физико-технических заданий,
их творческого содержания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

обоснована принципиальная возможность развития физико-технического творчества учащихся непосредственно при обучении физике;

сформулированы общие принципы организации учебной работы по развитию физико-технического творчества учащихся.

определены уровни развития учащихся в области физико-технического творчества.

Практическая значимость исследования состоит в том, что установлены и разработаны конкретные формы и методы организации деятельности учащихся по развитию физико-технического творчества во всех звеньях учебного процесса. Как показало исследование, применение разработанной нами методики на практике приводит к повышению интереса учащихся к физике и, как следствие этого, к повышению общего уровня обученности, уровня развития логического и творческого мышления, уровня экспериментальных и конструкторских умений и навыков. Разработаны

методические рекомендации по применению предлагаемой методики развития физико-технического творчества учащихся на практике

Методологической основой исследования явились: теория познания, теория развивающего обучения, теория формирования обобщенных умений и навыков учащихся.

На защиту выносятся следующие положения:

эффективное развитие физико-технического творчества учащихся происходит в том случае, если оно проводится не только во внеурочной работе, а, в первую очередь, в рамках учебного процесса;

работа, направленная на развитие физико-технического творчества учащихся, должна охватывать все основные виды учебной деятельности учащихся и быть ориентированной на максимальное развитие общих и специальных способностей учеников с учетом глубины и направленности их интересов;

организуемое на основе разработанной нами методики развитие физико-технического творчества учащихся заметно повышает качество их знаний по физике и интерес к предмету.

Достоверность результатов исследования обеспечивается единством теоретического и экспериментального исследования, привлечением к проведению эксперимента учителей высокой квалификации, широкой выборкой учащихся; использованием различных методов обработки эмпирического материала, полученного во время опытно-экспериментального исследования и совпадением полученных при этом принципиальных результатов.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования были изложены на научно-практических конференциях «Опыт решения проблем управления развитием образования в регионе» (г.Курган, 1996), «Проблемы учебного физического эксперимента» (г.Глазов, 1997),

«Модели и моделирование в методике обучения физике» (г.Киров, 1997), на 1-ом Фестивале-конкурсе научно-исследовательского, технического и прикладного творчества молодежи и студентов (г.Курган, 1997). В этом конкурсе приняли участие 16 учеников из различных школ и классов, в которых проводился педагогический эксперимент. Тринадцать из них стали авторами публикаций в сборнике, изданном по материалам докладов, представленных на конкурсе. Ученик 10 класса школы-гимназии № 57 г.Кургана Е.Плотников, выступивший с докладом «Фотоэлектрические методы исследования переменных звезд и планет», стал лауреатом конкурса по секции «Современная физика и химия».

Теоретические выводы и практические результаты исследования были использованы при составлении учебного пособия для студентов педагогических вузов и учителей физики.

По теме диссертации опубликовано 5 работ:

  1. Развитие физико-технического творчества учащихся как одно из средств повышения эффективности обучения физике // Опыт решения проблемы управления развитием образования в регионе: тез. докладов. - Ч.П.-ИПК, Курган, 1996. - С.82 - 83 (в соавторстве);

  2. Демонстрационный эксперимент в школе и физико-техническое творчество учащихся // Проблемы учебного физического эксперимента: Сб. науч. и метод, работ. - Вып. 3. - ГГПИ, Глазов, 1997. - С. 48 - 49 (в соавторстве);

  3. Индивидуально-групповая работа по развитию физико-технического творчества учащихся при обучении физике // Пути повышения прочности знаний и развития учащихся в процессе обучения физике: материалы научно-практической конференции. - Ч. П. - ИПКПРО, Курган, 1997. - С. 60-63;

  1. Моделирование в системе развития физико-технического творчества учащихся // Модели и моделирование в методике обучения физике: тез. докладов. - Вятский гос. пед. ун-т, Киров, 1997. - С. 104-106.

  2. Система развития физико-технического творчества учащихся в процессе обучения физике: Уч. пособие. - Курганский гос. ун-т, Курган, 1999-62 с. (в соавторстве).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Общий объем диссертации 197 страниц. Диссертация содержит 28 таблиц, 42 рисунка и 7 фотографий. Список литературы содержит 255 наименований, из них 8 на иностранном языке.

Социально-экономические и научно-методические предпосылки становления проблемы

С появлением первых технических устройств и простых механизмов человечество непрерывно ставит перед собой и решает технические задачи различной сложности и значения. Людей не покидает потребность создавать новое: объекты техники, машины, способные облегчить труд, сделать его более производительным и эффективным. Достаточно длительный промежуток времени в истории человечества такая деятельность была уделбм немногих и считалась привилегией одаренных личностей. С развитием науки и техники становится ясно, что прогресс научный, культурный, социальный, технический, требует большого количества подготовленных людей. Становится очевидным, что умение создавать новое, умение творить - это "ремесло" и этому ремеслу можно и нужно учиться.

Первые попытки понять закономерности творческого процесса были предприняты выдающимися учеными-философами Аноксимандром, Архимедом, Гераклитом, Сократом. Позднее это были Р.Декарт, Г.Лейбниц, А.Пуанкаре и др. В основном они ставили перед собой задачу познать тайны процессов мышления с философской точки зрения. Долгое время созданное ими не находило практического применения из-за отсутствия отчетливо выраженной потребности в массовом творчестве.

В то же время зарождение основ наук, таких как математика, астрономия, архитектура, военное дело и др., предопределило их теснейшую связь с практической деятельностью людей, их потребностью в практической проверке как самих основных правил, так и их практической значимости при создании нового оборудования, машин, орудий и т.п.

Важным этапом в развитии человечества становится начало 18 века. Это время научных открытий и изобретений, создания на их основе новых технических устройств и механизмов. Технический прогресс того периода приобрел небывалый размах. Возрастает число людей, занимающихся техникой, ее проектированием, созданием, внедрением и совершенствованием. Как следствие возникает проблема подготовки грамотных специалистов в областях машиностроения, станкостроения, приборостроения, навигации, электротехники и др. Решается эта проблема, в основном, в высших учебных заведениях при подготовке инженерных кадров и, частично, на местах при подготовке обслуживающего персонала, способного решать те или иные по сложности технические задачи.

Лишь во второй половине 19 века появились первые попытки объяснить процесс решения технических задач с психологической точки зрения. Исследователи изучали личность изобретателя и конструктора, искали в нем нечто необычное, исключительное, пытались установить связь между психическими заболеваниями и гениальностью, говоря об особом составе крови ученого и т.п.

В начала 20 века начинает утверждаться мнение, что творческие способности есть у подавляющего числа людей. Это послужило толчком к исследованию процессов эвристической деятельности, методов поиска творческих решений, подготовки людей к творческому труду.

Понять закономерности творческого процесса, научиться управлять им, выявить его основы в школе и развивать их при дальнейшем обучении - вот перечень некоторых вопросов, на которые пытаются найти ответ философы, психологи, педагоги.

Осознание того, что на основе знаний, умений и навыков, которые учащиеся получают в школе, наблюдая физические опыты, решая специальные задачи, выполняя лабораторные работы, можно развивать физико-техническое творчество школьников, пришло не сразу.

Вопрос о необходимости введения в преподавание физики практических работ учащихся впервые был поставлен в 1884г. английским ученым Г.Армстронгом. Он высказывался не только за введение в преподавание естественных наук практических работ учащихся, но и за использование эвристического метода, который ставит ученика в положение исследователя и позволяет открывать научные факты, вместо того, чтобы слышать о них (94, с.13).

Однако немного раньше Г.Армстронга основоположник первой русской методики естествознания А.Я.Герд уже использовал исследовательский метод в обучении. А.Я.Герд писал, что детям необходимо дать "возможность делать самостоятельные опыты и наблюдать естественные тела" (53, с. 51).

Некоторые принципиальные вопросы методики преподавания физики, в том числе и вопрос о применении самостоятельного эксперимента, были рассмотрены в первом методическом пособии Ф.Н.Шведовым (236).

1900-1916 годы характеризуются оживлением методической мысли. Так, параллельно с решением вопроса о внедрении эксперимента в процесс обучения физике появляются работы по организации и методике проведения некоторых лабораторных занятий по физике (И.В.Глинка, Ф.Н.Индриксон, В.ВЛермантов и др. (92; 122)). П.А.Знаменский (79) не раз говорил о необходимости уделять больше внимания в обучении экспериментальному методу.

Современное состояние проблемы творчества и творческого развития в философской, психолого-педагогической и методической литературе

При разработке избранной нами темы исследования невозможно, хотя бы кратко, в основных чертах, не остановиться на общих положениях проблемы творчества и творческого развития личности, сложившихся к настоящему времени.

Творчество является предметом исследования философских, психолого-педагогических, социологических, эстетических наук. В искусстве творчество понимается как создание новых по замыслу культурных ценностей (158, с.687).

Философия рассматривает вопрос о сущности творчества как деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее (226, с. 642). При этом анализ творчества включается в анализ развития: творчество следует искать там, где есть движение от низшего к высшему. Диалектика творчества тем самым включается в диалектику развития (167, с.И). Философские вопросы творческой деятельности исследуются С.С.Гольдентрихтом, А.С.Майдановым, Н.С.Пигровым, Е.В.Поповым, А.Ф.Эсауловым и др. (126; 163; 169; 244 и др.).

Психология творчества изучается как психологический процесс созидания нового, психологический механизм протекания акта творчества (226, с. 642; 174, с. 393; 175, с. 368). Кроме процессуального, творчество имеет личностный аспект. В этом смысле творчество предполагает наличие у личности совокупности свойств (способностей, мотивов, знаний, умений, навыков), обеспечивающих ее включенность в процесс создания продукта, отличающегося новизной, оригинальность и уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а так же потребности личности в самореализации, в раскрытии и расширении своих способностей. Проблемам психологии творчества посвящены работы А.В.Брушлинского (31), Б.М.Кедрова (95; 96), Я.А.Пономарева (167; 168), С.Л.Рубинштейна (184), О.К.Тихомирова (206), Т.Н.Шамало (235), А.Т.Шумилина (239) и др.

В работах Е.И.Кириченко и Ю.Ф.Симонова (98), Г.И.Марчука (135), В.А.Федорова (223), Ю.В.Яковца (247) и др. исследуются социальные вопросы творчества.

В современных исследованиях творчество рассматривается как многокомпонентное явление. Так, по мнению А.Т.Шумилина:

творчество есть деятельность в производстве существенно нового;

творчество как процесс всегда оригинально (применение новых средств, способов, программ и т.д.);

творчество в генетическом плане есть комбинирование, т.е. представляет собой создание новых полезных комбинаций из элементов различных систем;

творчество органически связано с познанием, отражением действительности, законов ее развития и функционирования. В творчестве раскрываются возможности новых связей и, следовательно, расширяются и углубляются знания человека, т.е. творчество есть познание действительности;

творчество - высший вид деятельности человека, оно первично по отношению к исполнительской, стереотипной деятельности;

творчество представляет единство духовного и материального: идеальное предшествует материальному. Создание нового происходит в процессе мышления (духовное творчество), материализация - в процессе практики. При этом сущность мышления раскрывается в двух его функциях: отражение и творчество;

творчество - родовой признак и родовая сущность человека, способ его бытия, форма его самодеятельности, саморазвития и самоутверждения;

творчество есть воплощение и проявление диалектики, арена действия ее законов и категорий (239, с. 44-45).

При этом автор отмечает, что диалектика, мышление, практика, слитые в творчестве, представляют собой органическое единство.

Большое влияние на творческий процесс оказывают способности замечать и формулировать противоречия, проявлять фантазию, подвергать сомнению очевидные на первый взгляд истины, умение ставить вопросы, избегать поверхностных суждений, проверяя каждый вариант гипотез.

Содержание и методы развития физико-технического творчества учащихся в процессе обучении физике

Проведенный нами анализ научно-педагогической и методической литературы выявил отсутствие комплексного подхода к решению проблемы развития физико-технического творчества учащихся. Между тем представляется достаточно очевидным, что оптимальные результаты могут быть достигнуты только в том случае если задача развития физико-технического творчества учащихся решается комплексно и охватывает все основные виды учебной деятельности учащихся. Целью нашего исследования являлась разработка именно такой методики. Сразу отметим, что важное значение в процессе развития физико-технического творчества учащихся имеет учет возрастной динамики технических интересов школьников и в связи с этим учет особенностей развития физико-технического творчества. Такие особенности достаточно хорошо изложены в работах Ю.С.Столярова (196-198). Он выделяет несколько возрастных этапов развития технических интересов школьников. Остановимся лишь на наиболее важных для нашего исследования.

Так, в 7-8 классах учащиеся уже умеют работать с простыми конструкторами, любят собирать модели по предлагаемой к конструктору инструкции, но иногда пытаются выйти за рамки предлагаемой схемы, чертежа, указаний. Они уже способны заниматься простейшим техническим моделированием, используя умения и навыки, которые они получили на уроках труда, в кружках.

Отмечается, что у учащихся уже сформированы, хотя и на низком уровне, понятия о конструкциях машин и механизмов, их значении и действии, они проявляют уже интерес к определенным объектам техники.

Очень важно, по нашему мнению, что на данном этапе учащиеся уже способы воспринимать элементы теории и применять их на практике в своей технической деятельности, у них проявляется интерес к проектированию и постройке моделей и технических устройств.

Ю.С.Столяров (198) отмечает, что, начиная с 7-го класса, четко прослеживаются три основных направления, по которым распределяются интересы учащихся. Проведенное нами исследование вполне подтвердило справедливость выделения отмеченных направлений:

1) "классическое" - деятельность по разработке и постройке моделей-копий по готовым чертежам и схемам, создание экспериментальных образцов по собственному плану; учащиеся уже начинают планировать свою работу;

2) поисково-конструкторское - основным методом является моделирование и учебно-производственный эксперимент. При этом учащиеся способны приобретать и приобретают большой запас сверхпрограммных знаний и умений, учатся вести эксперимент, использовать графические средства представления технических замыслов;

3) кружковое - наряду с копированием конструкций существующих устройств разрабатываются различные оригинальные устройства.

Последнее направление не входит в план нашего исследования, т.к. оно связано с внеурочной деятельностью учащихся.

Эти особенности мы учитывали как при разработке самой методики развития физико-технического творчества учащихся в процессе обучения физике, особенно на начальном этапе.

Основными элементами методики являются виды и способы организации физико-технического творчества учащихся при объяснении нового материала, решении задач, выполнении домашних заданий, выполнении лабораторных работ и работ физического практикума, повторении и обобщении изученного материала (табл. 9).

Основными задачами, которые решаются посредством использования такой методики, являются:

-развитие у учащихся творческого технического мышления;

-развитие исследовательских, экспериментальных, конструкторских и рационализаторских умений и навыков;

-стимулирование самостоятельной познавательной активности;

-развитие способности применять полученные знания для решения практических задач, связанных с миром техники;

-ознакомление учащихся с современной техникой и технологиями;

-ознакомление учащихся с главными направлениями НТП, с современными достижениями науки и техники в различных областях знания;

-развитие интереса к творческой конструкторской, рационализаторской и изобретательской деятельности;

-профессиональная ориентация учащихся на специальности, связанные с физикой и техникой.

Взаимосвязь между элементами разработанной системы определяется целью и задачами, сформулированными выше, и особенностями исследуемой темы.

Приведенная ниже таблица дает представление о видах деятельности учащихся в предлагаемой нами методике развития физико-технического творчества на уроках изучения нового материала, решения задач, выполнения лабораторных работ, работ физического практикума, выполнения домашних заданий, повторения и обобщения.

Похожие диссертации на Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике