Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие эмоционального компонента речи школьников при обучении основам интонации Семелева Наталья Николаевна

Развитие эмоционального компонента речи школьников при обучении основам интонации
<
Развитие эмоционального компонента речи школьников при обучении основам интонации Развитие эмоционального компонента речи школьников при обучении основам интонации Развитие эмоционального компонента речи школьников при обучении основам интонации Развитие эмоционального компонента речи школьников при обучении основам интонации Развитие эмоционального компонента речи школьников при обучении основам интонации Развитие эмоционального компонента речи школьников при обучении основам интонации Развитие эмоционального компонента речи школьников при обучении основам интонации Развитие эмоционального компонента речи школьников при обучении основам интонации Развитие эмоционального компонента речи школьников при обучении основам интонации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семелева Наталья Николаевна. Развитие эмоционального компонента речи школьников при обучении основам интонации : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Н. Новгород, 1998 239 c. РГБ ОД, 61:98-13/1105-4

Содержание к диссертации

Введение

1. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНТОНАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ВЫРАЖЕНИИ ЭМОЦИЙ 13

1.1. Определение понятия интонации. Функции интонации 13

1.2. Функциональная значимость основных компонентов интонации 18

1.3. Особенности исследования эмоциональной интонации 38

Выводы 49

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИНТОНАЦИИ 51

2.1. Проблема эмоций в психологической литературе 51

2.2. Социализация эмоций. Воспитание как средство формирования эмоциональной сферы личности 57

2.3. Эмоциональные интонации в речевом процессе 64

2.4. Особенности эстетических эмоций и возможности управления ими 69 Выводы 77

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНТОНАЦИОННЫМ СРЕДСТВАМ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ 78

3.1. Методическая наука об особенностях обучения интонации 78

3.2. Цели и задачи, условия проведения методического эксперимента. Критерии отбора языкового и наглядно-иллюстративного материала 89

3.3. Принципы построения экспериментальной методики обучения эмоциональной интонации 94

3.4. Анализ данных констатирующего среза эксперимента 101

3.5. Обучение эмоциональной интонации по опытной методике. Первый этап работы: психологический тренинг 128

3.6. Описание второго этапа работы: техника речи 140

3.7. Заключительный этап работы: анализ и озвучивание текста. Результаты обучающего эксперимента 160 Выводы

Введение к работе

Диссертация посвящена одной из актуальных проблем современной лингводидактики - методике обучения школьников интонационным средствам выражения эмоций.

Выбор темы исследования обусловлен практикой преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной школе, запросами методической науки и постоянно возрастающими требованиями совершенствования речевых и коммуникативных навыков учащихся.

Современная система образования ставит своей целью воспитание учащегося как гармонически развитой, творческой личности, которая соединяла бы в себе способности к логическому мышлению, развитую эмоционально-образную сферу и активное волевое начало. Становление всех этих качеств свидетельствует о раскрытии потенциальных возможностей человека.

Информационный век, быстро меняющаяся социальная ситуация требуют от человека нашего времени творческой активности, инициативности, коммуникабельности, хорошо развитых речевых навыков. Речевая культура -обязательное условие успешности индивида в социальной среде. В современном мире как никогда возрастают требования к устной речи человека. Важно не только моделировать ясные, точные речевые высказывания, но и уметь передавать сообщение уверенно, экспрессивно, находя надежные пути к уму и сердцу собеседника. Навыки интонационной выразительности, умение говорить ярко, эмоционально способствуют эффективной коммуникации и взаимопониманию людей. Все эти качества в первую очередь должны формироваться в процессе школьного обучения.

Между тем речевой портрет современного подростка далеко не соответствует идеалу. Наблюдения над речью учащихся показывают, что большинство школьников среднего и старшего звена испытывают затруднения при выступлении с публичной речью (устные ответы на уроках, чтение стихов, выступления на общешкольных мероприятиях и другие виды деятельности). Наряду с психологической неподготовленностью молодых людей к участию в подобных коммуникативных ситуациях, следует отметить также отсутствие у них важных речевых умений, в том числе недостаточное владение голосом и дыханием, монотонность, наличие интонационных штампов и др. Существенные недочеты проявляются при исполнении школьниками стихотворений, чтение которых можно охарактеризовать как вялое, безэмоциональное, "формальное". Все это следует считать серьезной недоработкой школьной системы образования.

К сожалению, языковая среда, в которой формируется подросток, не способствует становлению выразительной речи. Средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания) в настоящий момент не являют собой образцы подлинной языковой культуры. Популярные программы на радио и телевидении изобилуют интересной, сенсационной информацией, однако форма представления ее (речевые модели, интонации, манера поведения и т.п.) подчас не соответствует ни языковой норме, ни эстетическим требованиям. Интонации, вполне приемлемые в бытовом общении, без всяких изменений переносятся на телеэкран и радио, отсюда их примитивность, натуралистичность. В речи многих ведущих прослеживается плохое владение голосом, дыханием, речевые дефекты, бедность интонаций и др.

В кругу общения (со сверстниками, родителями) школьник также не всегда имеет возможность приобрести необходимые речевые навыки. Единственной структурой, которая может и должна дать учащимся эталоны пользования родным языком, является школа, где ребенок проводит значительную часть своего времени. Именно школьное образование - уроки русского языка и факультативы - составляют базу речевой культуры ученика, где в ряду различных умений интонационная выразительность занимает далеко не последнее место.

Исследование интонационных средств звучащей речи представляется чрезвычайно важным во многих областях знаний - лингвистике и паралингвистике, методике преподавания языка и литературы, теории публичной речи и сценического искусства. Остановимся кратко на обзоре методических источников.

На сегодняшний день школьная программа по русскому языку не предусматривает специального изучения темы "Интонация". Однако некоторые компоненты интонации рассматриваются в курсе синтаксиса и на занятиях по выразительному чтению. Основной целью интонационной работы считается осознание учащимися того факта, что хорошо отработанные интонации не только способствуют лучшему пониманию текста, но и служат основой пунктуационной грамотности. В связи с этим основное внимание уделяется интонационным моделям предложений с обособленными и необособленными членами, однородными и неоднородными определениями, а также интонации бессоюзных сложных предложений. Уроки русского языка призваны продемонстрировать богатство ритмико-мелодической системы родного языка, а главное, должны быть сформированы умения правильно использовать возможности интонации для выражения смысла высказывания, то есть, в

конечном счете, для успешного осуществления коммуникации.

Материал по методике обучения интонации можно найти в некоторых параграфах школьного учебника русского языка, а также в специальных методических пособиях Г.П.Фирсова, А.Ф.Ломизова, Б.Т.Панова, С.И.Львовой и др. В научно-методической литературе рассматриваются и отдельные элементы интонации, например, логическое ударение (работы В.В.Осокина, П.С.Попова, И.П.Распопова), вопросы интонации затрагиваются в связи с изучением некоторых смежных тем, таких, как порядок слов в предложении (О.А.Крылова), актуальное членение предложения (Л.Ю.Максимов) и др.

Как мы видим, основной акцент учеными-лингводидактами по традиции делается на логической стороне интонации, в то время как эмоциональные компоненты ее не рассматриваются совсем или же затрагиваются бегло, попутно. В методических пособиях можно встретить лишь небольшие фрагменты, касающиеся эмоциональной интонации (В.В.Осокин, С.И.Львова), специальных разработок по данной проблеме не существует.

В последние десятилетия интонационная проблематика подробно разрабатывается специалистами по методике обучения русскому языку иностранных студентов (Е.А.Брызгунова, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Л.З.Мазина, И.Л.Муханов, Ю.Г.Лебедева, И.А.Фролова и др.). Главной задачей целого комплекса учебников и учебных пособий для иноязычных студентов является освоение основных интонационных моделей русского языка. Эмоциональный аспект в указанной литературе только начинает исследоваться (И.Л.Муханов, И.А.Фролова), однако целостностной, законченной методической системы обучения эмоциональной интонации на сегодняшний день не создано.

Эмоционально-образные элементы речи традиционно изучаются в работах, посвященных выразительному чтению. Здесь можно отметить выдающихся методистов прошлого (В.П.Острогорский, В.П.Шереметьевский, Д.Д.Коровяков, М.А.Рыбникова) и современных исследователей (Г.Г.Артоболевский, Б.А.Буяльский, Л.Г.Гинзбург, Б.С.Найденов, Р.Р.Майман и др.). Однако в методике обучения выразительному чтению основной акцент делается на литературном анализе произведения, исполнительских задачах чтеца, эмоциональная же интонация, её многовариантность и средства создания специально не рассматриваются.

Таким образом, проанализировав литературу по школьной и вузовской методике преподавания русского языка и обучения выразительному чтению, мы пришли к заключению о недостаточной методической разработанности вопросов эмоциональной интонации, что подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования.

Наблюдения на уроках русского языка в различных школах Нижнего Новгорода и результаты проведенного нами анкетирования учащихся показали, что в реальной практике преподавания работа над совершенствованием интонационных навыков, как правило, не проводится, за исключением отдельных передовых школ и учителей-новаторов. Те упражнения учебников, которые развивают интонационные навыки, очень часто не выполняются из-за недостатка времени на уроках.

Ориентация методической науки на логический аспект интонации породила неверное отношение учителей-словесников к проблеме обучения интонационной выразительности. Изначальное (обычно неумелое) стремление школьников выразить свои чувства в речи, подчас не поощряется учителем, иногда даже подавляется. Традиционное требование педагога: "Соблюдай правильную интонацию!" - формирует у подростков неверную мотивацию: школьники стараются подчинить интонационную интерпретацию текста единому, наиболее распространенному интонационному шаблону. Нередко, боясь показать свои чувства, выразить индивидуальное отношение к предмету речи, учащиеся начинают говорить монотонно, бескрасочно.

На сегодняшний день школьное обучение интонации , по нашему мнению, выглядит несколько однобоким: наблюдается подчеркнутое внимание к правильности, логичности в ущерб эмоциональной стороне высказывания. Такое положение, безусловно, противоречит стратегической цели обучения и воспитания школьника - формированию гармонически развитой, творческой личности. Изложенные выше факторы послужили основанием нашего обращения к данной проблематике, побудив к созданию опытной методики обучения интонационным средствам выражения эмоций.

Безусловно, логическая, смысловая сторона интонации и эмоциональное содержание звучащей речи должны изучаться в единстве. Это соответствует естественным закономерностям речевой деятельности. При звуковом оформлении текста правильная интонация, выражающая смысловые оттенки, наслаивается на многовариантность интонационной интерпретации, обнаруживающей эмоциональный подтекст, личностное отношение говорящего к содержанию речи.

В целях создания экспериментальной методики нам необходимо было глубокое изучение теории интонации. В отечественной науке первые сведения об интонации появились уже в азбуке И.Федорова(1574), в грамматических руководствах Л.З.Тустановского(1596), М.Смотрицкого (1619), позднее - в трудах М.В.Ломоносова. В языкознании эта проблема разрабатывалась А.Х.Востоковым, А.АЛотебней и др.

Ведущее место в специальных работах по интонации в 17-19вв. занимает теория сценической речи (М.М.Бродовский, Н.Сведенцов, В.В.Сладкопевцев). Закономерно, что в трудах по публичной и сценической речи вопросы интонации находят свое наиболее полное освещение, так как для актера или оратора интонация является исключительно важным средством выражения творческого замысла. Широко популярное на рубеже 19-20вв. искусство художественного чтения способствовало выходу в свет многочисленных научно-методических пособий (С.Волконский, В.Т.Всеволодский-Генгросс, Ю.Э. Озаровский), где специальные разделы посвящены правилам и законам интонирования.

Интонационная проблематика занимает важнейшее место в трудах классиков лингвистической теории (Л.В.Щерба, А.М.Пешковский, В.В.Виноградов, А.Н.Гвоздев). Интерес к проблеме интонации не ослабевает и в наши дни (работы В.А.Артемова, Е.А.Брызгуновой, Л.В.Златоустовой, В.И.Петрянкиной, Н.Д.Светозаровой, И.Г.Торсуевой, Н.В.Черемисиной, Л.К.Цеплитиса и др.). В современной науке отдельные изыскания в области фонетики и интонации трансформировались в системное изучение интонационной проблематики. Постепенно разрозненные интонационные исследования вылились в новое научное направление, называемое обычно интонологией, где разрабатываются общие вопросы интонации и взаимосвязи ее компонентов, изучается функциональная значимость интонации, ее место в системе языка.

Следует отметить, что эмоциональная интонация в лингвистической литературе так же, как и в методической, исследована недостаточно. Относительно полное изучение эмоционально-стилистических различий звучащей речи представлено только в работах Е.А.Брызгуновой. Она, как и некоторые другие ученые (М.В.Панов, И.Ю.Промтова, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Н.Н.Розанова), использует для постижения интонационных особенностей звучащей речи образцы сценической речи. Как отмечает Е.А.Брызгунова, тексты, озвученные мастерами художественного слова, интонационно богаты, наполнены эмоциональными образами и "видениями".

Обращение к образцам актерской речи и к театральному опыту вообще интересно для нас как в теоретическом, так и в практическом плане. В сценической методике выработаны эффективные приемы и способы работы над интонационной выразительностью речи. С нашей точки зрения, возможно и необходимо внедрение театральных разработок в школьную практику обучения интонации (естественно, при условии их соответствующей

адаптации). В настоящей диссертации при создании экспериментальной методики мы активно привлекали работы известных театральных деятелей (К.С.Станиславского, В.Д.Топоркова, И.Л.Андроникова, В.Н.Яхонтова, А.И.Шварца, Г.В.Бакшеевой, С.В.Гиппиус) и современные пособия по сценической речи (Н.П.Вербовой, О.М.Головиной, В.Н.Галендеева, И.П.Козляниновой, Э.М.Чарели, А.Н.Петровой, З.В.Савковой, Е.Ф.Саричевой).

Малочисленность методов исследования эмоциональной интонации
заставляет ученых искать особые приемы и подходы. Так, отдельные
перспективные способы изучения эмоциональной интонации представлены в
экспериментальной лингвистике и психологии эмоций (Н.В.Витт,
А.Е.Олыпанникова, Э.Л.Носенко, Л.П.Блохина, Л.В.Бондарко,

П.А.Вербицкая, В.И.Галунов, В.И.Тарасов, В.Х.Манеров, Т.ПМедведева, А.А.Нушикян, Я.Рейковский, А.Х.Пашина и др.). Анализ указанной литературы позволил нам выработать собственные методы оценки эмоциональной интонации в речи учащихся.

Изучение механизма произвольного продуцирования эмоциональных интонаций потребовало от нас серьезного психологического обоснования темы. В диссертации были использованы теоретические данные об особенностях человеческих эмоций (Л.С.Выготский, К.Е.Изард, В.К.Вилюнас, С.Л.Рубинштейн, Л.Р.Лурия, И.В.Васильев, В.П.Симонов, Т.Рибо, П.М.Якобсон и др.), своеобразии эстетической категории эмоций (А.Н.Леонтьев, Б.И.Додонов, С.Х.Раппопорт, Г.Х.Шингаров, Б.Л.Эйхенбаум) и смежных тем (Л.Е.Архипова, И.П.Белякова, Л.И.Божович, А.А.Бодалев, О.В.Гордеева, Г.Г.Граник, Л.П.Гримак, И.А.Зимняя, А.Б. Запорожец, Б.В.Зейгарник, Ч.А.Измайлович, Г.А.Креславская, В.П.Морозов, А.Б.Орлов, Г.И.Рожкова, О.В.Самарова, Е.К.Селицкая, Н.П.Спасскова, Г.Фрилинг, К.Ауэр, Р.А.Хаустен, И.В.Юрова).

Итак, актуальность темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы эмоционального компонента речевой интонации в лингвистической и научно-методической литературе и, одновременно, необходимостью решения задачи освоения учащимися интонационных средств устной речи, формирования интонационной культуры школьников.

Цель исследования - разработка и апробация научно обоснованной методической системы обучения школьников интонационным средствам выражения эмоций.

Объект исследования - устная речь школьников в процессе освоения ими эмотивных интонационных средств русского языка.

Предмет исследования - система работы, нацеленная на формирование интонационной выразительности речи учащихся.

В результате анализа современных лингвистических, психологических, психолингвистических, педагогических, методических и искусствоведческих исследований, связанных с проблемами интонационной выразительности речи, на основе практического опыта работы со школьниками была выдвинута гипотеза.

Обогащение эмоциональной стороны звучащей речи школьников интонационными средствами будет успешным при следующих условиях:

опоре на лингвистическую базу данных об интонационных средствах выражения эмоций;

освоении учащимися психологического механизма произвольного продуцирования эмоциональных интонаций;

совершенствовании в процессе тренинга речеголосовых навыков;

личностном, индивидуальном подходе к интерпретации художественного текста.

Предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач:

1)выяснить на основе анализа лингвистической, психолого-педагогической литературы степень изученности интересующей нас проблемы;

2)рассмотреть основные компоненты интонации с точки зрения возможностей их использования при передаче эмоций;

3)выявить основные лингвистические, психологические и дидактические закономерности обучения выражению эмоций в интонации;

4)разработать критерии, позволяющие на основе аудитивного анализа (без привлечения измерительной аппаратуры) описать интонационные модели выражения эмоций;

5)создать обучающую программу, нацеленную на формирование интонационной культуры учащихся, обосновать последовательность презентации учебного материала, разработать комплекс упражнений, призванных способствовать развитию интонационных умений;

6)осуществить отбор дидактического материала - художественных текстов и вспомогательного иллюстративного материала (произведения живописи и музыки);

7)экспериментально проверить эффективность опытной методики.

-и-

Методологической основой исследования являются теоретические
положения особой области лингвистики - интонологии, представленные в
трудах Е.А.Брызгуновой, Л.В.Златоустовой, Н.Д.Светозаровой, ИГ.Торсуевой,
Н.В.Черемисиной, Л.К.Цеплитиса; психологические концепции эмоций
В.К.Вшпонаса, К.Е.Изарда, А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского;

психолингвистические исследования Н.В.Витт, А.Е.Ольшанниковой, Э.Л.Носенко, А.А.Нушикяна; важнейшие положения школьной и вузовской методики преподавания русского языка, изложенные в трудах ВЛЗ.Осокина, А.Ф.Ломизова, Г.П.Фирсова, С.И.Львовой, Г.Н.Ивановой-Лукьяновой, И.А.Фроловой; работы по выразительному чтению Г.Г.Артоболевского, Б.А.Буяльского, Л.Г.Гинзбург, Б.С.Найденова; исследования в области психологии художественного творчества К.С.Станиславского, Б.Л.Эйхенбаума, С.Х.Раппопорта, Г.Х.Шингарова; теория и методика сценического речи, изложенная в монографиях Н.П.Вербовой, О.М.Головиной, В.В.Урновой, ИЛ.Козляниновой, Э.МЛарели, А.Н.Петровой, З.В.Савковой и др.

В процессе работы использовались следующие методы исследования:

описательный (анализ лингвистической, психологической, учебно-методической литературы);

социально-педагогический (наблюдения за состоянием и совершенствованием интонационных навыков учащихся);

экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов);

сопоставительный (сравнительный анализ речевых образцов);

статистический (обработка результатов, полученных в ходе эксперимента).

Научная новизна работы состоит в следующем:

1.Доказана важность ознакомления учащихся не только с логическими элементами интонации, но и с её эмоциональными компонентами, показана полезность такой работы для полноценного развития личности подростка, формирования его речевой культуры.

2.Выявлены условия (создание благоприятного микроклимата в группе, формирование мотивации, развитие творческой психотехники, овладение техникой речи и др.) для успешного продуцирования эмоциональных интонаций при озвучивании художественного текста.

3.Систематизирован учебный материал, призванный обеспечить эффективное обучение школьников интонационным средствам выражения эмоций.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1)в работе систематизированы основные эмотивные интонационные средства, особенности их использования при выражении эмоциональных состояний; 2)сформулированы критерии оценки эмоциональной интонации в речевых образцах учащихся; 3)дано психолингвистическое описание механизма произвольного продуцирования эмоциональных интонаций.

Практическая значимость работы. В результате исследования найдены, теоретически обоснованы, экспериментально проверены формы работы с эмоциональной стороной интонации. В диссертации предлагается к внедрению в учебный процесс комплекс заданий и упражнений, ориентированный на развитие интонационной выразительности речи учащихся. Материалы исследования могут применяться в школьной практике преподавания русского языка и выразительного чтения. Экспериментальная методика может быть использована в школьных спецкурсах и факультативах по культуре речи, выразительному чтению, ораторскому мастерству, а при внесении некоторых изменений - предложена к реализации в вузовском обучении русскому языку и культуре речи. Разработанная методика способствует усовершенствованию устной речи, повышению ее выразительности, развитию эмоционально-образной сферы человека.

Положения, выносимые на защиту:

1.Освоение эмоционального компонента интонации является обязательным условием выразительности речи учащихся, способствует становлению гармонически развитой личности. Утверждается необходимость обучения эмотивным интонационным средствам на школьном этапе.

2.Формирование интонационной выразительности речи учащихся должно быть комплексным, сочетающим: усвоение основных теоретических понятий интонологии и данных психологии об особенностях эмоциональных явлений, овладение механизмами эмоциональной саморегуляции, развитие речеголосовых навыков и умения варьировать интонационные средства в соответствии с передаваемым подтекстом, постижение интонации текста.

3.Обогащение эмоциональной стороны речи школьников целесообразно при обязательном соблюдении принципа многовариантности интонационной интерпретации текста.

4.Интонация при чтении поэтического текста будет выразительной, если подростки научатся переводить эмоции обыденные в план социальный, эстетический.

5.Эмоциональная саморегуляция речи школьников достигается при активном воздействии на них в процессе обучения произведений искусства.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования доложены и обсуждены на Международной научно-методической конференции по проблемам и перспективам изучения текста (Москва, МГУ, 1996), на международной научно-методической конференции, посвященной 90-летию профессора А.А.Иорданского (Владимир, ВГПУ, 1997), на Всероссийской научной конференции в рамках ежегодных Северо-Кавказских чтений (Ростов-на-Дону, РГУ, 1997), на научно-методических семинарах в НПТУ (1996-1998); отражены в трех публикациях по теме диссертации. Методика обучения апробирована на занятиях с учащимися средних школ Нижнего Новгорода, использование ее дало положительные результаты, которые описаны в работе.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и трех приложений.

Определение понятия интонации. Функции интонации

Прежде чем приступить к более узкому объекту нашего исследования -эмоциональной интонации, остановимся на общей характеристике основных особенностей интонации и ее компонентов. Как отмечает Н.В.Черемисина, "для понимания смысла звучащей речи важны звуковые средства двух типов-звуковые комплексы, образующие слова, и интонация" /245, С.8/. Интонация является важнейшим признаком звучащей речи и, что самое главное, своеобразным средством выражения определенного содержания речи и эмоционального состояния участников коммуникации. Лингвисты, как правило, говорят о двухлинейности речи. Звуковые оболочки слов составляют первый, сегментный уровень речевого звучания и определяют линейность речи. Интонация представляет собой суперсегментный уровень, вторую линию речевого звучания.

Интонация имеет достаточно сложное строение и представляет собой совокупность просодических средств языка: мелодики, интенсивности звучания (сила, громкость произнесения), длительности {общий темп и относительная длительность отдельных элементов речи), тембра, паузации.

Многочисленные определения интонации, представленные в трудах лингвистов Н.В.Черемисиной/245/, Д.Н.Антоновой/8/, Л.В.Бондарко/26/, Е.А.Брызгуновой/33/, ЮА.Дубовского/75/, Л.Р.Зиндера/88/ и др., не различаются принципиально. В основном авторы ограничиваются перечислением основных элементов интонационной структуры языка, иногда указывается функциональная значимость интонации.

Наиболее полное, фундаментальное исследование интонации, на наш взгляд, можно найти в монографии Л.К.Цешштиса. На основе лингвоакустического анализа он выделяет следующие компоненты интонации:

1) Интенсивные (динамические): а) интонационная пауза; б) интонационная интенсивность; в) логическое ударение;

2) Частотные: а) мелодия; б) диапазонная высота;

3) Темпоральные: а) интонационный темп; б) эмфатическая долгота;

4) Спектральный - интонационный тембр /243, С.66/. Лингвоакустические характеристики представляют данные для собственно лингвистического анализа интонационных средств звучащей речи, однако в нашем исследовании наиболее значимыми являются не акустические показатели или точные экспериментальные измерения речевого сигнала, а, в первую очередь, семантический и функциональный аспекты изучения интонации.

Интонация в живом потоке речи выполняет многочисленные функции. Функциональный аспект в интонационных исследованиях широко представлен у разных авторов (В.А.Артемов, В.И.Петрянкина, Л.В.Златоустова, Н.В.Черемисина, И.Г.Торсуева и др.).

Чаще всего лингвисты выделяют четыре основные функции интонации:

1)коммуникативную,

2)выделительную,

3)организующую,

4)эмоциональную или эмоционально-эксперссивную /214/. В работе Н.В.Черемисиной к вышеназванным добавляются функции смыслоразличительиая, делимитативная, апеллятивная, эстетическая. Г.Н.Иванова /91/ считает наиболее значимыми в речевом процессе фонетическую, экспрессивно-эмоциональную, синтаксическую, стилическую и смыслоразличительную функции интонации. Разнообразие мнений по данному вопросу обусловлено полифункциональностью изучаемого объекта, что вызывает широкий интерес лингвистов к проблеме функционально-семантического исследования интонации.

Практически во всех работах ведущее место отводится коммуникативной функции интонации. "Интонация оформляет предложение как минимальную единицу общения, как относительно самостоятельную коммуникативную единицу - в отличие от слова и словосочетания", - отмечает Н.В.Черемисина/245, С.13/. Варьирование интонационных средств в речевой деятельности является важнейшим фактором, позволяющим установить контакт между участниками коммуникации, способствует их взаимопониманию. Коммуникативная функция интонации наряду с другими языковыми средствами выражается в реализации основных коммуникативных типов высказываний: повествования, вопроса, побуждения. "Каждое оформляемое интонацией высказывание одновременно несет ту или иную коммуникативную установку и характеризуется определенными смысловыми отношениями между коммуникативными частями высказывания." /214, С.117/.

Все остальные функции интонации тесно связаны с коммуникативной функцией и являются как бы производными от нее. Так, интонация помогает говорящим различать смысл высказывания и, в особенности, оттенки смысла (смыслоразличительная функция).

Со смыслоразличительноЙ тесно связана так называемая выделительная (или кульминативная) функция интонации, заключающаяся в выделении в потоке речи наиболее важных слов. Посредством интонации осуществляется актуальное членение предложения, подчеркиваются наиболее важные элементы высказывания.

Для реализации всех этих функций в речевом общении интонация содержит богатый арсенал материальных звуковых средств: в их числе мелодика, диапазонные регистры, синтагматическое членение и т.д. В каждой конкретной ситуации, исходя из коммуникативных целей, используются специальные интонационные средства /подробнее об этом ниже/.

Помимо названных функций, интонация выполняет роль построения, организации высказывания, членение речевого потока на отдельные отрезки и осуществление связи между ними (синтезирующая или организующая функция). Минимальным отрезком речевой цепи является синтагма.

Наибольшее количество споров и разногласий вызывает у лингвистов обсуждение эмоциональной функции интонации, в частности, вопрос о лингвистическом статусе данного явления. В настоящем исследовании проблема эмоциональной функции интонации имеет принципиально важное значение.

Проблема эмоций в психологической литературе

Исследование проблемы эмоциональной выразительности речи и проявлений эмоциональности в интонационных особенностях речевого высказывания требует более подробного рассмотрения в настоящем исследовании самого понятия эмоции и вопросов, связанных с изучением эмоциональной сферы человека.

Слово "эмоция" имеет латинское происхождение. Первоначально оно обозначало "мигрировать", "передвигаться из одного места в другое", а также употреблялось для обозначения состояния волнения, возбуждения. Со временем именно второе, метафорическое значение легло в основу этого слова в его современном понимании.

Феномен эмоций и явлений эмоциональной природы исследуется в различных областях науки - философии, психологии, психиатрии, физиологии, неврологии, лингвистике и т.д. Проблематика здесь настолько обширна, что неизбежно существование нескольких уровней изучения и определения понятия эмоций.

С давних времен существовало много попыток осмыслить это явление в психологической теории, но до сих пор данный вопрос остается дискуссионным. Учеными многократно подчеркивалась важность обращения к проблематике эмоциональных явлений. "Значение проблемы эмоций едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека - внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней," - отмечает В.К.Вилюнас/184 3/.

Издавна эмоции и чувства человека обращали на себя внимание ученых-философов (Аристотель, Р.Декарт, Г.Гегель, И.Кант, Б.Спиноза). Осмысление проблемы эмоций можно встретить в философских концепциях интуитивистов, экзистенционалистов, прагматистов, неопозитивистов. Однако ни одной из этих концепций не удалось заложить адекватной методологической основы для конкретно-психологического исследования эмоций и чувств.

Современная экспериментальная психология эмоций сосредоточена на том, что вызывает эмоции и что они в свою очередь вызывают (в телесных функциях, поведении и др.). Практически всеми учеными подчеркивается универсальность проявления эмоций, язык эмоций можно считать своеобразным эсперанто, позволяющим людям общаться не только словесно, обогащающим вербальное поведение человека.

Несмотря на накопленный в науке богатый экспериментальный материал по проблеме эмоций, возможности "объективного" анализа эмоциональных явлений (с использованием измерительных приборов) весьма сильно отстают от возможностей их субъективной оценки (наблюдение над речью, интонациями, мимикой и жестами и т.д.). Последнее было использовано нами в экспериментальной главе диссертации.

Область эмоциональных явлений - чрезвычайно богатая и разнообразная сфера, связанная с различными объектами психического (процессы восприятия, познание, память, мотивация и др.). В психологической науке до сих пор не решен вопрос об объеме класса явлений, относимых к эмоциональным. Чтобы ограничить ту область психического, которая будет объектом исследования в нашей работе, обратимся к анализу некоторых определений эмоций, представленных в наиболее популярных современных концепциях эмоций. На сегодняшний день психологами не найдено какого-либо универсального определения эмоций, которое охватывало бы все проявления эмоционального.

Большую известность получила "биологическая теория" эмоций П.К.Анохина, в основе которой лежит идея о приспособительном значении эмоций и их связи с потребностями человека. Академик П.К.Анохин предлагает следующее определение эмоций: "Эмоции - физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний - от глубоких травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения...""/5, С.339/. Идя вслед за Дарвиным, все биологизаторские концепции рассматривают эмоциональные состояния как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. П.К.Анохин подчеркивает также, что физиологическая архитектура всех эмоций, начиная от низших, элементарных проявлений и кончая высшими, социальна, едина.

За последние 15-20 лет современной наукой накоплен огромный материал о нервном субстрате эмоций. Им является, по выводам психологов и физиологов, гипоталамо-лимбическая система. Она занимает промежуточное положение между подкоркой (центром вегетативных процессов) и корой (центром высших психических функций). Вопрос о физиологии эмоций считается на сегодняшний день наиболее разработанным в психологической науке. Однако для нас важна не "анатомия" эмоциональных состояний, а их социальная сущность.

Богатый экспериментальный и теоретический материал, необходимый для формирования представления об эмоциональной сфере человека, содержит книга К.Е.Изарда "Эмоции человека", где эмоции характеризуются так: "Эмоция (фундаментальная, отдельная) - это сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический и двигательно-выразительный компоненты и субъективное переживание. Взаимодействие этих компонентов в интраиндивидуальном процессе образует эмоцию, являющуюся эволюционно-биогенетическим явлением; у человека выражение и переживание эмоции врожденно, общекультурно и универсально" /95, С.70/. В этом определении подчеркивается биологический характер эмоций и самое главное -универсальность их проявления.

Широкую известность и применение в некоторых отраслях науки получила предложенная П.В.Симоновым информационная теория эмоций. "Согласно информационной теории эмоций, это активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающих субъекта изменять поведение в направлении минимизации (ослабления, прерывания, предотвращения) или максимизации (усиления, продления, повторения) этого состояния" /210, С Л 3/. Качество, степень и знак эмоции определяется потребностью и прогнозированием вероятности (возможности) ее удовлетворения. При этом учитывается врожденный и ранее приобретенный опыт субъекта, совершенство его приспособительных навыков. Условия возникновения эмоционального состояния автор считает возможным представить в виде логической схемы, формулы Э = П / Ин - Ии /, где Э -эмоция, П - потребность, Ин - необходимая информация, Ии - имеющаяся информация. Если информация полная, то Ин - Ии - 0, следовательно Э — 0, то есть состояние эмоционального возбуждения отсутствует.

Информационная теория эмоций обладает рядом несомненных достоинств. Предложенная П.В.Симоновым схема удобна для исследования эмоций, но по оценкам многих психологов, далеко не универсальна. В реальной жизни человек не может превратиться в абсолютную информационную схему, он может быть более или менее полно информирован только о путях удовлетворения лишь самых элементарных потребностей, мотивы и потребности более высокого порядка (социальные, познавательно-творческие и т.д.) и связанные с ними эмоции далеко не всегда укладываются в схему.

Методическая наука об особенностях обучения интонации

Прежде чем приступить к созданию собственной ОПЫТНОЙ методической системы, мы обратились к анализу существующей научно-методической литературы по проблеме обучения интонации. Исследованием данного вопроса занимаются методисты различных научных направлений. Интересные научно-методические разработки можно найти среди монографий по школьной и вузовской методике преподавания русского языка, в литературе по выразительному чтению, в работах специалистов по сценической речи.

В первую очередь, для нас важно проследить, какое место занимает интонационная работа в традиционной школьной методике. Как известно, школьная система образования призвана сформировать культуру устной и письменной речи учащихся, однако в практике школьного преподавания больше внимания уделяется письменной речи, нежели устной, в частности, недостаточно эффективно проводится работа над совершенствованием интонационных навыков школьников. Причина отчасти заключается в слабой методической разработанности данного вопроса.

На сегодняшний день школьная программа по русскому языку не предусматривает рассмотрения темы "Интонация" как самостоятельного раздела, но интонационная работа предполагается в процессе изучения отдельных тем школьного курса синтаксиса.

Обратимся к некоторым учебникам русского языка. Согласно программе по русскому языку, уже в начальных классах учащиеся должны освоить интонацию повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, уметь читать с интонацией перечисления. В учебнике для 4 класса в разделе "Синтаксис и пунктуация" дается понятие о логическом ударении, хотя сам термин не называется; там же ученики могут познакомиться с термином "речевая пауза", на материале специальных упражнений научиться правильно расставлять паузы.

Знакомство с основами интонации продолжается в 8-9 классах на уроках синтаксиса. "При усвоении всего программного курса синтаксиса учащиеся обязаны приобрести навык выразительного чтения каждой синтаксической конструкции со строгим соблюдением присущей ей интонации" /126, С.4/, Причем выразительное чтение в данном случае используется как методический прием для овладения интонацией устной речи, в то же время способствующий освоению школьниками грамматико-синтаксической структуры речевых высказываний, то есть совершенствованию письменных навыков. Термины выразительное чтение и интонационное оформление синтаксических конструкций очень часто рассматриваются в школьной практике как синонимы, частотность употребления первого из них несколько выше, так как понятие "выразительное чтение" более привычно и доступно для учащихся.

Учебник русского языка для 8-9 классов уже с первых упражнений обращает внимание учителя и учеников на интонационную сторону речи, предъявляя требование читать, соблюдая "правильную интонацию". Это требование последовательно реализуется в тех параграфах, которые посвящены изучению синтаксических конструкций, имеющих ярко выраженные интонационные особенности. Так, например, проводятся наблюдения над интонацией и пунктуацией предложений с обособленными и необособленными, однородными и неоднородными членами предложения, интонацией высказываний с вводными словами, обращениями, ученикам разъясняются различные типы интонации в бессоюзных сложных предложениях и др.

Отмеченная проблематика находит свое отражение в некоторых методических пособиях, рекомендованных учителям-словесникам. Большинство монографий посвящено соотношению интонационных и синтаксических особенностей речи (работы ТЛП.Фирсова /235/, А.Ф.Ломизова /126/, М.М.Стракевич /222/). С.И.Львова считает важнейшей задачей учителей-словесников работу над интонацией как средством выражения смысла /130/. Б.Т.Панов основное внимание уделяет интонационно-смысловому анализу речи в связи с формированием стилистических навыков учащихся /164,165/.

В методической литературе встречаются также изыскания, посвященные изучению отдельных элементов интонации, в частности, логического ударения /В.В.Осокин /162/; И.П.Распопов /188/ или смежных тем, например, изучение порядка слов в предложении /О.А.Крылова /112/. В целом хотелось бы отметить, что все ведущие методисты (Т.А. Ладыженская, А.В.Текучев, М.М.Разумовская и др.) указывают на важность интонационной работы в школе, хотя не посвящают интонационной проблематике специальных исследований.

Методика обучения интонации в рамках школьного курса русского языка приобрела с течением времени некоторые традиционные черты. В предлагаемых в помощь учителю пособиях подробно описывается работа над фонологическими средствами языка (логическое ударение, различные виды пауз, элементы интонации - высота, сила, темп, тембр), внимание читателей акцентируется на их смыслоразличительной роли. Рекомендуемые упражнения развивают навыки логически правильного и точного интонирования, совершенствуют речевой слух учащихся, умение соотносить интонационные и пунктуационные признаки. М.М.Стракевич отмечает, что интонационная работа "строится прежде всего на понимании смысла каждого предложения, на детальном анализе его структуры, на определении взаимоотношений между отдельными частями предложения" /222, С.76/. Главная задача при таком подходе - закрепление и углубление знаний учащимися синтаксиса, совершенствование пунктуационных навыков.

Похожие диссертации на Развитие эмоционального компонента речи школьников при обучении основам интонации