Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования Лушина Анастасия Андреевна

Развитие когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования
<
Развитие когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования Развитие когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования Развитие когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования Развитие когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования Развитие когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования Развитие когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования Развитие когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования Развитие когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования Развитие когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования Развитие когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования Развитие когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования Развитие когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лушина Анастасия Андреевна. Развитие когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Лушина Анастасия Андреевна;[Место защиты: Московский городской педагогический университет].- Москва, 2015.- 149 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I «Теоретические основы развития когнитивной сферы учащихся в процессе занятий на фортепиано» 16

1.1. Сущность основных понятий исследования в контексте современных психолого-педагогических и художественно-педагогических проблем 16

1.2. Возрастные особенности подростков и специфика их проявлений на занятиях в классе фортепиано 33

1.3. Виды фортепианных занятий в учреждениях дополнительного образования 49

Выводы по I главе .68

Глава II «Экспериментальная работа по развитию когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования 70

2.1. Структурно-функциональная модель развития когнитивной сферы подростков на занятиях фортепиано 70

2.2. Критерии и уровни развития когнитивной сферы подростков .82

2.3. Этапы и результаты экспериментальной работы по развитию когнитивной сферы подростков в условиях дополнительного образования 98

Выводы по II главе 119

Заключение .122 Литература

Возрастные особенности подростков и специфика их проявлений на занятиях в классе фортепиано

Современная педагогика обращает особое внимание на область когнитивных способностей человека и методы их развития. Практика показывает, что для осуществления творческой деятельности, для успешного продвижения в профессиональной сфере человеку требуется развитое восприятие, тренированная память, способность к организации и ранжированию воспринятой информации, то есть, развитая область когнитивных способностей – способностей, формирующихся на основе познавательных процессов сознания.

Существует специальный раздел психологии – когнитивная психология, которая связана с вопросами логического мышления, памяти, внимания, восприятия и обработки поступающей информации, воображения (Р. Аткинсон, Дж. Брунер, Дж. Миллер, У. Найссер). Английское слово cognition (от латинского – познаю) буквально означает: «акт познания, восприятия». В связи с этим, современные ученые со всех сторон исследуют процессы познания, привлекая различные методы их изучения.

Рассмотрим вначале наиболее общие направления изучения когнитивной сферы человека, осуществляемые в нашей стране и за рубежом на протяжении ХХ-ХХI века. Одним из популярных в научной среде стал так называемый «вычислительный вариант», где с помощью моделирования психика человека представляется в виде некоего устройства, способного к действиям по преобразованию сигналов. Основное внимание здесь уделяется когнитивным схемам и активности в процессе познания. По аналогии со строением компьютера когнитивная система человека представляется как система, в которой имеется ряд устройств – устройства ввода, хранения, получения информации, обладающая определенной пропускной способностью.

Способности к решению задач и генерированию новых идей наиболее востребованы в современном мире в силу своей универсальности и могут относиться к любому виду человеческой деятельности.

В современном мире все большей известностью пользуется направление, получившее название «NBIC – конвергенция», где «C» обозначает «когно», «I» – «инфо», «B» – «био», «N» – «нано»,так как активизация данных направлений, как показывают современные исследования, наиболее активно способствуют интенсивному развитию каждого человека и общества в целом (Х. Арендт, М. Кастельс, М.В. Ковальчук, Б. Латур, Д.А. Медведев, А. Шамис и др.).

В нашей стране исследования в данной области проводятся в Российском научном центре «Курчатовский институт» под руководством М.В. Ковальчука.

Ученые, работающие в области NBIC – конвергенции нередко обращаются к модели, в которой мозг человека сравнивается с компьютером. По аналогии с данным электронным устройством моделируются механизмы приема, поиска и обработки информации. Исследователями отмечается, что за время существования человечества, по крайней мере, за последние две тысячи лет человек практически не внес никаких изменений в процессы приема и обработки информации, что привело к концу ХХ-началу ХХI века к тому, что люди все труднее справляются с увеличивающимся потоком информации. Вместе с тем, исследователи отмечают существенные различия между компьютером и человеческим мозгом. Как известно, машина может идеально работать при правильно заданном алгоритме действий, а мозг склонен к ограничениям, причем эти ограничения касаются и кратковременной, и долговременной памяти.

Для усиления когнитивных способностей человека, его интеллекта психологи и физиологи применяют различные способы и методы. Среди них основополагающими считаются способы, при которых когнитивные способности человека стремятся развивать и совершенствовать естественным путем. Это, в первую очередь, все составляющие здорового образа жизни, которые позволяют увеличить эффективность работы мозга. Развить когнитивные способности можно также с помощью тренировок: тренировка рабочей памяти; участие в специальных программах по развития памяти; решение задач для развития интеллекта. Среди действенных методов, улучшающих когнитивные, исследователи выделяют также отдых. Это, с одной стороны, смена видов деятельности, активный отдых, наполненный физическими нагрузками, а с другой стороны, техники, пришедшие к нам с Востока - медитация, йога и пр. [142].

Вопросы когнитивного развития изучаются современными учеными и в контексте искусства, в частности, изучается влияние занятий музыкой на уровень развития когнитивной сферы учащихся - их способности к восприятию, запоминанию информации, структурированию и нахождению различных связей и иерархических зависимостей. Исследования когнитивного развития человека со всей определенностью показывают, что занятия музыкой существенно активизируют работу мозга, увеличивают количество межполушарных связей, что, в свою очередь, способствует развитию всей когнитивной сферы, включая все то, что связано с запоминанием и воспроизведением информации.

Изучая этот аспект развития подростков в условиях занятий в классе фортепиано, мы рассматривали не только процессы расширения их знаний, но, в первую очередь, совершенствование способности воспринимать и запоминать, а также применять знания и способности при решении практических задач в других областях жизни.

На протяжении ХХ века исследователи все больше склоняются к тому, что наиболее действенные методы развития когнитивных способностей человека находятся в области искусства. «Искусство и музыка старше науки и старше мышления. Homo Musicus, Человек Музыкальный, слушающий музыку, сочиняющий и исполняющий ее, старше, чем Homo Sapiens. Человек музицировал уже тогда, когда не умел еще измерять и вычислять, не мог найти причину природных явлений, не умел обрабатывать землю, строить суда, пересекать моря… Музыка в глубочайшей древности была средоточием чувств и мыслей, помогала общаться с ближними, участвовать в открытии Слова. Умственные навыки человека на протяжении тысячелетий складывались в рамках искусства Музыки» [44, с. 5].

Многие исследователи второй половины ХХ века (Н. Краус, Л. Миллер, Г. Орсмонд, Ш. Судзуки и др.) отмечают сильное влияние занятий музыкой на развитие не только памяти, но и грамотности, зрительно пространственного восприятия, способности к осуществлению иерархических построений.

Виды фортепианных занятий в учреждениях дополнительного образования

Учителя школ, которые участвовали в арт-программе отметили, что дети стали более уверенными в своих действиях, принятии решений и преуспели в таких предметах как чтение, математика и общие академические дисциплины.

Авторы исследования сделали заключение о том, что недостаточное применение в образовательных программах предметов искусства приводит к ограничению когнитивных способностей учащихся.

Медики и физиологи, исследуя работу мозга заметили, что у музыкантов наблюдается большая симметрия мозговых полушарий, а в процессе мозговой деятельности полушария могут с большей легкостью подменять друг друга и, таким образом, сохранять те функции, которые могли бы быть утрачены в результате заболевания или травмы.

Эту закономерность выявили немецкие ученые Г. Шлауг, Х. Штейнмец и Л. Янке. Они зафиксировали, что у музыкантов более развит отдел мозга, отвечающий за развитие моторных навыков и их связь с органами чувств (corpus callosum). «У музыкантов связь зрения, слуха и движения гораздо активнее чем у немузыкантов: музыкант скорее среагирует на визуальный или звуковой сигнал чем немузыкант. Эта закономерность ярко выражена у тех, кто даже не будучи профессионалом, начал заниматься музыкой до 7 лет» [71].

Британские исследователи Дж. Маннинг и В. Сламинг из Ливерпульского университета обратили внимание на индивидуальный стиль самостоятельной работы старших подростков. Критериями здесь стали:

Учащиеся, занимающиеся музыкой, были намного более самостоятельными. Им не требовалась посторонняя помощь, они действовали как более волевые и целенаправленные участники проекта, и это в очередной раз подтверждает развивающее воздействие музыкальных занятий на школьников.

Российские ученые-медики, исследуя процессы согласованности и параллелизма полушарий головного мозга человека пришли к выводу о гармонизующем влиянии музыки и музицирования на мозговую деятельность [142]. Причем, в данных трудах подчеркивается, что иные виды деятельности не демонстрируют такого убедительного эффекта.

Аналитические навыки необходимы при усвоении школьного материала. Учащиеся прибегают к операции обобщения, переноса информации, они учатся выделять отдельные фрагменты, правила, отношения и соединять все это в целостную картину. Особенно важны данные навыки при изучении родного и иностранного языка, математики.

Музыка способствует формированию аналитических мыслительных навыков, ведь в процессе занятий ребенок может выделить в каждой фразе или мотиве еще более мелкие, простые для восприятия фрагменты, то есть, представить себе музыкальную тему как совокупность меньших составляющих – попевок, субмотивов, интервалов. Таким образом, в сознании человека, занимающегося музыкой, складывается навык и привычка образования иерархических структур.

Ученые подчеркивают, что «узко сфокусированная программа, в которой нет предметов искусства или им уделяется недостаточное внимание, где участие искусства ограничено и проявляется спорадически, оказывают негативный эффект на развитие когнитивной компетентности и мыслительных навыков, а также на развитие личности и ее отношения к жизни в целом» [88]. Когнитивная сфера существенно влияет и на творческое развитие подрастающего поколения. «Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что человек хочет воплотить и… с точки зрения психофизиологов, творчество есть образование новых сочетаний из элементов нейронных связей, которые уже ранее были сформированы в коре больших полушарий» [87, с. 70-71].

Специального исследования заслуживает история нахождения методов, которые помогли бы в выявлении научно обоснованных умственных характеристик. Формат данной работы не позволяет подробно отразить путь, пройденный учеными разных стран в процессе определения наиболее эффективных методик выявления различных аспектов когнитивной сферы человека. Тем не менее, необходимо отразить некоторые его этапы. Так, еще в начале ХХ века в Британии группа ученых во главе с Ч. Спирменом разработала ряд тестов психических функций. Кроме того, Спирменом была сформулирована идея применения так называемого «коэффициэнта корреляции», с помощью которого можно было оценить согласованность результатов, полученных при применении различных тестов, направленных на измерение одного какого-либо свойства.

Одновременно в США в данном направлении работает Л.М. Термен, результатом усилий которого стал целый ряд тестов, в том числе и тестов Стенфорда-Бине (на основе разработанных французскими психологами А. Бине и Т. Симоном), а также американских армейских тестов получили название «тестов интеллекта».

В 1927 году Ч. Спирмен опубликовал главный труд своей жизни – книгу «Способности человека» (The abilities of man), в которой в научный обиход было введено понятие «общая способность» (general), обозначавшаяся автором «g» по первой букве названия. Вместе с тем, современники Спирмена не сразу приняли данную точку зрения и продолжали утверждать, что разные тесты измеряют и различные, специфические способности, а никакой «общей способности» не существует [29, с. 27-28].

Критерии и уровни развития когнитивной сферы подростков

Приведем один пример из собственной педагогической практики. На школьном концерте необходимо было исполнить песню Мери И.О. Дунаевского из кинофильма «Цирк». Для того, чтобы заинтересовать ученицу, было организовано посещение циркового представления, которое произвело на нее большое впечатление, совместно с мамой ученицы был подготовлен костюм, напоминающий костюм героини фильма, мы двигались, танцевали, раскачивались на качелях…

Результат превзошел все ожидания – ученица блестяще исполнила данное произведение, а зрители по достоинству оценили ее яркое выступление. Ученица передала не только настроение и характер, в ее исполнении было маленькое чудо, которое почувствовали все присутствующие.

Достаточно известным приемом работы на уроках фортепиано является привлечение возможностей других видов искусства. Нельзя утверждать, что данный прием является инновационным – такие известные педагоги-пианисты, как, например, Анна Даниловна Артоболевская, привлекала на своих занятиях возможности художественного слова. Ее ученики, даже самые маленькие пытались сочинять стихи на мелодию пьесы, которую разучивали. В результате они с большим пониманием относились к строению и интонационным особенностям мелодии, более осмысленно применяли различные приемы звукоизвлечения и т.п.

Данное направление работы с учениками наиболее востребовано в условиях дополнительного образования. К нему обращаются педагоги, заинтересованные в ярком результате своей профессиональной деятельности и не боящиеся потратить время урока и свои силы на совместный с учеником поиск наиболее подходящих по настроению текстов или их сочинение.

Приведу пример из собственной практики. Одна из учениц разучила пьесу Л. ван Бетховена «К Элизе». Все технические сложности, заключающиеся, в основном, в звуковой и ритмической ровности на протяжении всей пьесы, а также в достижении красивого певучего звучания мелодии, были успешно преодолены.

Но исполнение пьесы оставалось в целом маловыразительным. Ученица никак не могла найти нужные звуковые краски для передачи грустного, но и, одновременно, светлого характера пьесы в целом. Основная тема-рефрен звучала однообразно и назойливо, придавая всему произведению блеклый, невыразительный характер. История создания данной пьесы Бетховена ученице была уже знакома. Мы обсуждали также и то, что до сих пор неизвестно, кому же посвящена эта пьеса, так существует несколько версий. По одной из них, пьеса была посвящена Терезе Малфатти – пианистке и ученице композитора, которая блестяще исполняла его произведения в концертах.

Известно также, что Бетховен собирался жениться на Терезе, но получил отказ. Известно также, что именно у Терезы Малфатти рукопись пьесы хранилась некоторое время, а затем через композитора Рудольфа Шахнера попала к Бабетте Бредль, где и была обнаружена в 1865 году биографом Бетховена Людвигом Нолем.

Другая известная версия говорит о том, что пьеса «К Элизе» посвящена певице Элизабет Ркель, сестре друга композитора, тенора Йозефа Ркеля. Считается, что это произведение стало прощальным подарком, когда Элизабет уезжала из Вены жить в другой город.

Вместе с ученицей мы решили, что придумаем свой сюжет на эту музыку, который не обязательно будет соответствовать историческим фактам, но будет передавать настроение. В результате получился такой текст: «Однажды, в холодный осенний день старый, больной композитор, разочарованный в жизни и покинутый всеми шел по улице маленького городка. Вдруг он услышал простую мелодию, которая раздавалась из окна одного из домов. Он подошел ближе и увидел, как маленькая девочка играет на рояле. Открывшаяся ему картина была такой прелестной, что старый композитор со слезами умиления вспомнил далекие дни, когда он был молод и счастлив. Внезапно тучи скрыли неяркое солнце, и эта сумрачная тень вернула старика к суровой действительности. Порыв холодного ветра стер все светлые воспоминания и только простая, но искренняя мелодия еще продолжала звучать: «О, ангел мой навек, навек прощай! Навек прощай, навек прощай… Мой ангел, ты меня не забывай! Не забывай, не забывай…».

Ни в коем случае не претендуя на художественность данного текста, мы, вместе с тем, должны констатировать, что результатом его создания стало кардинальное изменение отношения ученицы к исполнению этой пьесы. Главная тема зазвучала выразительно, с движением, сохраняя ровность и певучесть звучания, но более артикулированно. Фрагмент, когда звучит ля минорное арпеджио, стал осмысленным, контрастным к главной теме и передавал порыв ветра, «стирающего воспоминания».

В современных условиях появляются также новые возможности, позволяющие, например, широко применять звукозапись, что всегда дает хороший результат и способствует развитию интереса и потребности ребенка в занятиях музыкой.

В последнее время особенно популярным становится привлечение к занятиям фортепиано методов театральной педагогики. Ученики с увлечением придумывают собственные истории на исполняемые ими произведения, разыгрывают придуманные сюжеты и отдельные фрагменты, эпизоды, фразы.

К этому процессу подключается и художественное движение, когда подросткам предлагалось через выразительное движение передать облик и характер героя музыкального произведения, с помощью мимики, жестов и движения сообщить, что происходит с героем в данный момент, как он контактирует с другими героями произведения, как изменяется на протяжении пьесы его характер.

Таким образом, мы видим, что развивающее направление в области педагогики искусства предоставляет подросткам широкие и разнообразные возможности для развития, в том числе и такие, которые предполагают взаимодействие разных видов искусства, что способствует активному развитию их интереса к музыке и, в результате способствует их гармоничному развитию.

Этапы и результаты экспериментальной работы по развитию когнитивной сферы подростков в условиях дополнительного образования

Развитию памяти как одной из важнейших составляющих когнитивного мышления и умению запоминать музыкальный текст, учить наизусть, уделялось особое внимание. Подростки учились запоминать пьесу наизусть по строению мотива, фразы, характеру движения, рисунка аккомпанемента. Это схоже с тем, как если бы ученик учил стихотворение по фразам, четверостишьям и т.д. По этому поводу Иосиф Гофман замечал, что «никакое правило или совет, данные одному, не могут подойти никому другому, если не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнутся в этом процессе таким изменениям, которые сделают их пригодными для данного случая» [42].

Проблема заключается в том, что специально для каждого музыканта нет готового решения по запоминанию музыкального произведения. На этот вопрос нет однозначного ответа. Решения, связанные с проблемами памяти, каждый музыкант должен находить для себя индивидуально и применять в практической деятельности. На музыкальную память можно рассчитывать лишь тогда, когда процесс запоминания сознателен, и кроме мускульно-двигательной памяти, в нм принимают участие зрительная, слуховая и аналитическая память. Подросток должен запомнить и быть в состоянии представить себе, когда играет наизусть, как выглядит пьеса – и в нотном тексте, и на клавиатуре; знать точное место всякого интервала, аккорда, пассажа; при этом можно себе представить и точную последовательность пальцев, которыми они исполняются. Для развития памяти среди перечисленных методов и приемов применялся также метод виртуальной библиотеки. Он заключается в том, что ученик мысленно разделяет пьесу на законченные фрагменты и представляет себе каждый фрагмент в виде красочной, красиво оформленной книги. Одни книги в этой виртуальной библиотеке большие, в тяжелом богато украшенном переплете, другие – маленькие изящные томики стихов, третьи – скромные издания без иллюстраций и т.п. Каждую книгу ученик мысленно как бы устанавливает на полку – сначала первый том, потом второй, и так далее. При исполнении наизусть первый раз можно исполнить пьесу с небольшими остановками, «отмечая каждую книгу», то есть, каждый законченный фрагмент произведения, а затем играть все подряд без остановок.

Важный аспект в развитие когнитивного мышления – это слуховая память, благодаря которой исполнитель слышит внутренним слухом то, что должно быть сыграно. Аналитическая память также существенна для наджного овладения музыкальным сочинением: она находится в зависимости от музыкально-теоретических познаний исполнителя – от его способности к гармоническому, синтаксическому и формальному анализу. Благодаря этим критериям когнитивного мышления создаются опорные точки для памяти.

Другое не менее важное условие наджного запоминания – разучивание в медленном темпе. Нами в работе применялся метод замедленной съемки. При этом методе работы от учащегося требуется иметь не только ясное представление обо всех подробностях и оттенках, но и способность как бы «преувеличивать» их мысленно. Как бы ни была сильна музыкальная память учащегося, он не может перескочить этапа «медленного» упражнения на развитие памяти. Лишь тогда его память усвоит точно все музыкально-технические элементы произведения, причем в процессе такого замедленного исполнения будет развиваться и мышечная память.

Даже после того, как произведение игралось много раз в предписанном темпе, полезно упражняться время от времени в медленном темпе. Это помогает освежить музыкальные представления, уяснить вс, что могло с течением времени ускользнуть от контроля сознания. Умение хорошо читать с листа, играть в ансамбле, подбирать по слуху, транспонировать способствует развитию когнитивного мышления и музыкальной памяти.

В процессе эксперимента были созданы фортепианные ансамбли, дуэты фортепиано и флейты, фортепиано и скрипки. Много внимания уделялось воспитанию желания и умения слушать своего партнера по ансамблю, стремлению вести с ним «музыкальный диалог», ставить во главу угла общий музыкальный замысел, подчиняя ему свои исполнительские идеи.

Контрольная проверка, которая была проведена в конце первого этапа формирующего эксперимента выявила, что большинство подростков, входящих в экспериментальную группу, осваивая ансамбли достигли следующих результатов: - достаточно успешно был преодолен определенный психологический дискомфорта, чувство неуверенности; - был достигнуты заметные успехи в работе с современным репертуаром; - были приобретены начальные навыки ансамблевой игры; - стал заметен устойчивый интерес к занятиям.

Во второй части формирующего эксперимента больше всего внимания уделялось развитию у учащихся всего комплекса музыкальных способностей и формированию необходимого уровня самоконтроля и самооценки (при этом выполнялись также задания, продолжающие направление первой его части – развитие интереса, памяти, работа в ансамбле).

Продолжение работы в ансамбле строилось, в основном, на несложных произведениях, но, обладающих такими качествами, которые, тем не менее, позволяли воспитывать у подростков навыки совместного исполнения, способность к восприятию и анализу музыкальной речи, что, безусловно помогало им продвигаться по линии более интересного, выразительного исполнения. Этот несложный, но очень полезный репертуар позволил более успешно и легко осваивать различные приемы звуковедения (non legato, legato, staccato) на фортепиано, штрихи, аппликатурные задачи, овладеть сложным навыком одновременных игровых движений (синхронное начало и окончание звучания музыкального предложения, аккорда, совпадение звучания в правой и левой руке, одновременное исполнение музыкального текста, изложенного в разных фактурах и т.п.).

Необходимо напомнить, что важной особенностью ансамблевого исполнения является включенное внимание и сосредоточенность ансамблистов. Поэтому постоянно велась работа над ритмической, динамической, тембровой и артикуляционной сторонами ансамбля.

Третья часть формирующего этапа эксперимента была, в основном, посвящена развитию навыка ансамблевого музицирования и чтения с листа, что, согласно гипотезе, эффективно развивает когнитивную сферу подростков в процессе занятий на фортепиано. На данном этапе основное внимание было сосредоточено на методе эскизного знакомства с произведениями, позволяющем подросткам в процессе собственной исполнительской практики узнать значительное количество музыкальных произведений.

«Эскиз (фр. esquisse) – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. В изобразительном искусстве эскиз – быстро выполненный свободный рисунок, не предлагаемый как готовая работа. Он может быть выполнен в различной технике» [161]. Необходимо отметить, что эскизное прохождение репертуара в ходе эксперимента осуществлялось на той же принципиальной основе, что и работа над музыкальным произведением, приводящая к его концертному исполнению.