Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов при выполнении рисунка портрета Толстых Елена Леонидовна

Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов при выполнении рисунка портрета
<
Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов при выполнении рисунка портрета Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов при выполнении рисунка портрета Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов при выполнении рисунка портрета Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов при выполнении рисунка портрета Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов при выполнении рисунка портрета Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов при выполнении рисунка портрета Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов при выполнении рисунка портрета Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов при выполнении рисунка портрета Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов при выполнении рисунка портрета
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Толстых Елена Леонидовна. Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов при выполнении рисунка портрета : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Курск, 2002 194 c. РГБ ОД, 61:03-13/533-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДВУЗОВ 14

1.1. Проблема становления художника-педагога в научно-историческом аспекте

1.2. Развитие и использование студентами ХГФ педагогических и изобразительных умений 38

1.3. Дидактические принципы и условия эффективного развития педагогических и изобразительных умений студентов ХГФ при выполнении рисунка портрет 54

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РИСУНКА ПОРТРЕТА 84

2.1. Определение уровня развития педагогических и изобразительных умений студентов ХГФ (констатирующий эксперимент) 84

2.2. Разработка и экспериментальная проверка учебных заданий (поисковый эксперимент)102

2.3. Методика комплексного развития педагогических и изобрази тельных умений у студентов ХГФ при выполнении рисунка портрета (формирующий и сравнительный эксперимент) 130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157

БИБЛИОГРАФИЯ 159

ПРИЛОЖЕНИЕ 170

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. Реформирование системы образования предполагает пересмотр и повышение требований, предъявляемых к профессиональной подготовке специалистов современного уровня. В связи с этим необходимо обратить самое серьезное внимание на методику становления и развития профессиональных умений студентов в вузе.

Высококвалифицированный специалист, осуществляющий обучение и воспитание школьников, характеризуется использованием целого комплекса общих и специальных умений. Для учителя изобразительного искусства на первый план выходят изобразительные и педагогические умения, уровень развития которых прямо пропорционален качеству профессиональной деятельности. Следовательно, эффективное и рациональное развитие педагогических и изобразительных умений у студентов ХГФ является одной из важнейших проблем обучения в вузе.

Мы убеждены, что поиск точек соприкосновения в параллельных процессах развития педагогических и изобразительных умений студентов обогатит теоретические основы методики подготовки учителя изо, а также будет способствовать более эффективной реализации ее на практике.

Анализ современной ситуации в обучении студентов ХГФ обнаруживает определенную тенденцию в подготовке учителя изобразительного искусства. При выполнении академических заданий по рисунку не совсем последовательно соблюдается единство педагогических и изобразительных умений студентов. В соответствии с этим иногда происходит разделение целостного образовательного процесса на занятиях по рисунку на главный - развитие изобразительных умений и второстепенный - развитие педагогических умений. Таким образом, на занятиях по рисунку осуществляется подготовка художника, а подготовка учителя утрачивает свое значение, - на это же указывают в своих исследованиях художники-педагоги Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, А.Е. Теренть-ев, Л.А. Ивахнова, Н.К. Шабанов, И.В. Солодухин.

В конечном итоге мы имеем противоречие между требованиями, предъявляемыми современной школой к учителю изо как высококвалифицированному специалисту, и реальным уровнем развития педагогических и изобразительных умений студентов, являющегося следствием их обособленного развития умений и недостаточно разработанной системой учета и контроля развития данных умений. В результате, вместо ожидаемой целостной высокоэффективной деятельности учителя изо, мы в действительности иногда наблюдаем работу выпускника ХГФ, ориентированного только на педагогическую или только на изобразительную сторону деятельности, усугубляющуюся слабой мотивацией деятельности и отсутствием заинтересованности в ее результате.

Теоретические положения нашего исследования базировались на фундаментальных трудах ученых. Рассматривая проблемы становления профессионального мастерства художника-педагога в работе над портретом, вопросы теории и практики обучения изобразительному искусству, мы опирались на работы таких ученых и педагогов как: О.А. Авсиян, А.О. Барщ, Г.В. Беда, Н.С. Боголюбов, Н.Н. Волков, В.П. Зинченко, СЕ. Игнатьев, Б.В. Иогансон, В.И. Кириенко, В.В. Корешков, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведев, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, А.Е. Терентьев, А.А. Унковский, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин.

В области методического мастерства и разработки новых технологий мы обращались к работам ученых О.А. Абдулиной, Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанско-го, Е.Г. Болбасова, Ю.Л. Васильева, Ф.Н. Гоноболина, М.А. Данилова, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Левитова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Н.И. Фатеевой, Т.И. Шамовой, Т.И. Щукиной.

Рассматривая психологические аспекты развития умений студентов, мы опирались на фундаментальные труды ученых-психологов в области исследования деятельности: Б.Г. Ананьева, Н.К. Бакланова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Гоноболина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, И.И. Ильясова, М.С. Когана, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого,

Н.В. Кузьминой, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, Г.И. Лернера, В.Л. Ляудис, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.И. Щербакова.

Мы проанализировали диссертации, затрагивающие различные аспекты процесса обучения студентов ХГФ на спецдисциплинах: Л.Б. Михаленко «Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах» (1984), Ю.И. Преображенского «Принцип сознательности в обучении рисунку студентов художественно-графических факультетов педвузов (раздел «Фигура человека»)» (1972), В.К. Лебедко «Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога» (1994), Л.Г. Медведева «Пути формирования графического художественного образа на занятиях по академическому рисунку» (1987), В.П. Зинченко «Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком» (1996), Ю.В. Новоселова «Академический рисунок головы человека в подготовке художника-педагога» (1970), А.В. Свешникова «Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуально-психологических особенностей личности студента» (1981), А.Е. Терентьева «Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку» (1977), А.Л. Павловского «Активизация процессов восприятия и изображения объемной формы головы человека в учебном рисунке» (1990), СР. Гильмутдиновой «Особенности формирования художественного графического образа в процессе изображения с натуры фигуры человека» (1999), Д.З. Колчиной «Развитие художественной наблюдательности студентов 3-4 курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью портрета» (1999), A.M. Савинова «Активизация процесса освоения методических принципов работы над академическим рисунками на начальных этапах обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов» (1999), В.Л. Илющенко «Активизация композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета» (2000), Г.М. Земляковой «Жи-

6 вописные этюды и наброски как средство формирования художественных и педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов» (2001), О.В. Шаляпина «Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета» (2002), Е.И. Саяпиной «Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью» (2002).

Мы заключили, что при всей разносторонности и широте тем исследования, они рассматривают, в большей мере, совершенствование изобразительной подготовки студентов. Вопросы овладения студентами педагогическими умениями на занятиях по рисунку еще не стали предметом основательного изучения и не получили практической реализации в учебном процессе.

В то же время, недостатки процесса развития педагогических умений студентов являются причиной многих проблем, возникающих у выпускников ХГФ при работе в школе, связанных с неумением творчески перерабатывать учебный материал с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников, неумением лаконично и последовательно излагать свои мысли, недостаточно профессиональным выполнением педагогического рисунка при объяснении теории. Очевидно, что выпускник ХГФ, имеющий указанные недостатки профессиональной подготовки, не сможет полноценно осуществлять учебный процесс на уроках изобразительного искусства в школе. В конечном итоге это отрицательно сказывается на уровне художественного обучения и эстетического воспитания школьников.

Основной причиной такой ситуации является недостаточно высокий уровень педагогической подготовки студентов и слабая взаимосвязь в развитии педагогических и изобразительных умений студентов в процессе обучения на ХГФ и, в частности, на занятиях по рисунку портрета, что и является проблемой нашего исследования. От нерешенности данной проблемы в значительной мере страдает качество учебного процесса на уроках изобразительного искус-

ства в школе, что неблагоприятно сказывается на уровне развития художественных способностей школьников. Эти обстоятельства определили актуальность исследования.

Целью исследования является научное обоснование и экспериментальная проверка наиболее эффективных методов комплексного развития педагогических и изобразительных умений студентов ХГФ при выполнении графического портрета.

Объектом исследования является процесс развития педагогических и изобразительных умений студентов.

Предметом исследования являются содержание, формы и методы развития педагогических и изобразительных умений студентов на занятиях по выполнению рисунка портрета.

Гипотеза исследования: развитие педагогических и изобразительных умений студентов ХГФ педвузов будет более эффективным, если разработать эффективную методическую систему интеграции педагогических и изобразительных умений студентов на занятиях по рисунку портрета, которая будет включать в себя:

а) цель и задачи обучения, отвечающие педагогической направленности
профессиональной подготовки студентов;

б) содержание обучения, предполагающее решение студентами при вы
полнении фафического портрета как педагогических, так и изобразительных
задач;

в) принципы, формы и методы обучения, активно включающие студентов
в процесс усвоения профессиональных знаний, умений и навыков;

г) условия обучения, позволяющие связать цели школьного образования
с интересами и потребностями студентов педвуза.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать искусствоведеческую, педагогическую и методическую литературу по проблемам подготовки художника-педагога.

2. Выявить противоречия процесса развития педагогических и
изобразительных умений у студентов на занятиях по рисунку в вузе.

  1. Теоретически обосновать и разработать методику интеграции педагогических и изобразительных умений студентов ХГФ педвузов на занятиях по рисунку портрета.

  2. Разработать критерии оценки уровня педагогических и изобразительных умений студентов ХГФ, выявляющие уровень профессиональной подготовки.

  3. Осуществить экспериментальную проверку разработанной методики и определить ее влияние на эффективность развития педагогических и изобразительных умений студентов через оценку результатов их деятельности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют ведущие положения психологии по теории деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.С. Коган, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), научно-теоретические исследования методики преподавания рисунка (Н.Н. Ростовцев, Е.И. Игнатьев, В.П. Зинченко, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Н.К. Шабанов), исследования психофизиологии изобразительной деятельности (Р. Арнхейм, Н.Н. Волков, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, Б.Б. Коссов, B.C. Кузин, Г.И. Лернер, А.Д. Логвинен-ко, Б.Ф. Ломов, П.М. Якобсон), теоретические исследования по вопросам специфики портретного жанра (М.И. Андроникова, Э.М. Белютин, В. Ветцольд, Б.Ф. Виппер, А.Г. Габричевский, Г.В. Ельшевская, Л.С. Зингер, Ю.М. Кирцер, Н.М. Молева, А.И. Морозов, Д.В. Сарабьянов, А.А. Унковский), положения в области становления педагогического мастерства (О.А. Абдуллина, Ю.П. Азаров, И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина), исследования в области развития процесса методического мастерства студентов художественно-графических факультетов (А.Е. Терентьев, И.В. Солодухин, В.В. Степа-кова, О.П. Шабанова, Л.А. Ивахнова).

На каждом этапе использовался комплекс научно-педагогических взаимопроверяющих методов исследования:

теоретический анализ проблемы;

проведение эксперимента;

визуальное наблюдение за процессом выполнения студентами портретных заданий по рисунку и анализ его результатов;

собеседование со студентами;

анкетирование студентов;

сравнительный анализ умений, которыми овладели студенты экспериментальных и контрольных групп;

отсроченный контроль за учебной, профессиональной и творческой деятельностью студентов экспериментальных групп.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Идея создания механизма комплексного развития педагогических и изобразительных умений у студентов ХГФ при выполнении рисунка портрета. Занятия по рисунку рассматриваются как элемент целостной педагогической подготовки студентов. Развитие изобразительных умений в условия педагогической направленности осуществляется как профессионально значимое.

  2. Методика развития педагогических и изобразительных умений студентов предполагает использование элементов педагогического моделирования; реализуется через поэтапное развитие профессиональных умений студентов, отслеживание и коррекцию данного процесса; основывается на систематическом пополнении теоретических знаний студентов по художественной педагогике, психологии творчества, теории рисунка, композиции, методике изо; способствует формированию потребности студентов в развитии профессионально значимых умений.

  3. Учебные и творческие задания по выполнению графического портрета предполагают решение изобразительных (создание постановки, выбор точки зрения, материала, выполнение композиционных поисков, тональное решение портрета, целостность рисунка) и педагогических задач (анализ студенческих и школьных работ, изложение теоретических основ рисунка, обсуждение этапов

работы над портретом, выполнение педрисунка, определение ошибок и их исправление и т.д.).

4. Разработана система критериев оценки умений студентов, позволяющая оценить уровень профессиональной подготовки студентов, где каждый из частных критериев, являясь самостоятельным, тесно взаимосвязан с другими:

а) критерии оценки изобразительных умений:

соблюдение методической последовательности при выполнении портрета по рисунку, комментирование каждого этапа работы с указанием его основных задач;

грамотное использование и обоснование выбора средств художественной выразительности в графическом портрете (композиция, формат и т.д.);

умелое владение различными графическими материалами (карандаш, сепия, акварель, гуашь и др.), способность объяснить специфику каждого;

согласованность сочетания «композиция - формат - материал» как основа выразительного портретного образа;

б) критерии оценки педагогических умений:

обоснованное, ясное и логически выстроенное изложение мысли;

четкость и последовательность изложения теоретического материала;

знание и владение специальной художественно-методической и психолого-педагогической терминологией;

аргументированная и объективная оценка учебных портретов, набросков, художественно-творческих работ;

скорость и качество выполнения педагогического рисунка с одновременными комментариями к нему.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработана и апробирована методическая система, включающая в себя
цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы, условия обучения, по
зволяющие связать цели школьного образования с интересами и потребностя
ми студентов педвуза и обеспечивающие эффективное развитие педагогиче-

11 ских и изобразительных умений студентов ХГФ при выполнении рисунка портрета;

теоретически обоснована и практически доказана возможность развития педагогических и изобразительных умений студентов на занятиях по выполнению графического портрета посредством осознания студентами данных умений как профессионально значимых;

доказана необходимость систематического решения студентами на занятиях по рисунку единства педагогических и изобразительных задач, вырабатывающего адекватное представление о профессии, трансформирующего художественно-профессиональную мотивацию в профессиональную;

предложена система критериев, включающая оценку педагогических и изобразительных умений, в целом определяющая качество профессиональной подготовки студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты содержат решение проблемы повышения качества профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства посредством научно обоснованной методической системы развития педагогических и изобразительных умений студентов ХГФ при выполнении рисунка портрета. Разработанная методика может быть использована при дальнейшей разработке вопросов, связанных с профессиональной подготовкой студентов ХГФ, а также смежных проблем.

Практическая значимость результатов и выводов исследования заключается в том, что предлагаемые методические рекомендации, направленные на совершенствование профессиональной подготовки студентов, внедрены в практику проведения занятий по рисунку художественно-графических факультетов педвузов.

Результаты исследования могут использоваться в разработке учебных программ, учебных пособий для образовательных учреждений с педагогической направленностью обучения.

Этапы исследования. На первом этапе (1997-1998 г.г.) осуществлялся анализ развития профессиональных умений студентов на спецдисциплинах, проводилась оценка уровня развития педагогических и изобразительных умений студентов, выявлялась эффективность традиционных методов обучения.

На втором этапе (1998-1999 г.г.) в теоретическом плане была сформулирована гипотеза, определены задачи исследования. Разрабатывались экспериментальные задания, определялись психолого-педагогические условия, необходимые для развития профессиональных умений студентов. В практическом плане проводился поисковый эксперимент со студентами ХГФ.

На третьем этапе (1999-2002 г.г.) были определены уровни развития каждого из рассматриваемых педагогических и изобразительных умений, проведена работа по уточнению принципов обучения и методики проведения занятий. В практическом плане был проведен массовый обучающий эксперимент на художественно-графических факультетах Курского и Воронежского государственных педагогических университетов со студентами 3,4,5 курсов, осуществлялся анализ результатов практической работы, формулировались окончательные выводы эксперимента.

Апробация и внедрение результатов в практику. Разработанная нами методика, направленная на развитие педагогического и изобразительного компонента профессиональных умений студентов ХГФ, проходила апробацию на художественно-графических факультетах Курского и Воронежского государственных педагогических университетов.

Материалы исследования докладывались и проходили обсуждения на заседаниях кафедры теории и методики обучения изобразительному искусству Курского государственного педагогического университета. Также основные положения настоящего исследования отражены в публикациях тезисов, статей в межвузовских сборниках научных трудов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются совокупностью исходных методологических и теоретических позиций;

использованием научно-педагогических взаимопроверяющих методов исследования; включенностью экспериментальной методики в реальный учебный процесс; всесторонним анализом итогов эксперимента, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы со студентами; объемом и длительностью исследования. Основные положения содержания и результатов исследования, этапов педагогического эксперимента по теме диссертации рассмотрены и одобрены кафедрой теории и методики преподавания изобразительного искусства художественно-графического факультета Курского государственного педагогического университета.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения. В работу вошли таблицы, диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы. В приложение вошли фотографии студенческих работ, выполненных в ходе экспериментального исследования.

Проблема становления художника-педагога в научно-историческом аспекте

Рассмотрение актуальных аспектов профессиональной подготовки студентов ХГФ необходимо начать с исторического экскурса в область становления художественно-педагогического образования в России. Мы остановимся на наиболее важных для нас вопросах обучения будущих учителей в нашей стране, роли рисунка в процессе специальной подготовки художника-педагога, методических разработках некоторых известных педагогов, используемых на занятиях по выполнению портретов.

В России до 1825 года не осуществлялось систематической подготовки преподавателей рисования ввиду отсутствия необходимых для этого учебных заведений. Общественные деятели и ученые того времени, например русский педагог К.Д. Ушинский, выражали озабоченность нравственным здоровьем и воспитанием будущих поколений и активно выступали за развитие просвещения в России. [143, с. 238]

В Строгановском Училище технического рисования (основанном в 1825 году), как и в Санкт-Петербургском центральном училище технического рисования барона Штиглица (основанном в 1879 году), в первые годы работы подготовка преподавателей черчения и рисования велась без твердо установившихся правил и системы. В примечании к первоначальному учебному плану было сказано, что ученики, желающие стать впоследствии учителями рисования в технических школах, в 3-ем классе дают пробные уроки (за счет части часов специального рисования) в начальной школе, вечерних и воскресных классах рисования. [136, с. 143-144]

В Строгановском училище занятия, наряду с педагогами, могли вести и ученики старших классов. После преобразования Строгановского училища в 1860 году его выпускникам, получившим диплом ученого рисовальщика, предоставлялось право занимать места преподавателей в реальных гимназиях, в уездных и других равных им училищах. Однако отсутствие в первое время методики преподавания художественных предметов снижало качество подготовки учителей.

Из-за недостатка преподавательских кадров, отвечающих всем требованиям Положения 30.V - 1872 г., разрешалось «принимать преподавателями художественных предметов и руководителями учебных занятий в мастерские лиц, не удовлетворяющим вышесказанным условиям, но известных своими художественными познаниями и деятельностью, что и делалось повсеместно». [136, с. 151] В конце XIX века такая ситуация стала неприемлемой, требовала своего разрешения.

В 1889-1890 г.г. был проведен I съезд деятелей по техническому и профессиональному образованию. Одним из его постановлений было введение рисования в низшие классы гимназий в качестве обязательного предмета, реальные училища получили новые измененные программы по рисованию и черчению. В связи с этим возросла потребность в учителях данных предметов, к тому же художественная подготовка большинства учителей оказалась недостаточно высокой. Потребность в квалифицированных педагогах стала наиболее острой.

Поэтому на рубеже XIX-XX в.в. организовываются временные курсы графических искусств для повышения квалификации учителей общеобразовательных школ с программами по рисованию, черчению, чистописанию. Одним из путей подготовки преподавательских кадров были «педагогические курсы, после успешного окончания которых выдавались бы особые свидетельства, дающие выпускнику со званием художника по прикладному искусству право преподавания художественных предметов во всех учебных заведениях ведомства Министерства финансов». [136, с. 151] марта 1902 года выходит Положение о художественно-промышленном образовании в России, согласно которому должны были открыться 4 типа учебных заведений, в том числе, художественно-промышленные училища для подготовки художников-рисовальщиков, при которых учреждались педагогические курсы для подготовки преподавателей художественных предметов. Тем самым подготовка преподавательского состава для художественно-промышленных учебных заведений становилась на регулярную основу.

Руководство Академии Художеств также осознавало необходимость воспитания педагогических кадров, в связи с чем с 1 июля 1879 года учредило при Академии Педагогические курсы для приготовления учителей рисования, которые имели целью соединить художественную и педагогическую подготовку учителей. Педагогическая практика осуществлялась в созданной при Педагогических курсах Нормальной школе, готовившей также учителей рисования для низших учебных заведений. В процессе обучения анализировались и иллюстрировались программы по рисунку, составлялись конспекты, посещались и проводились уроки рисования, изучалась необходимая литература. По окончанию курсов слушатели держали экзамен по методике рисования. Научно-теоретическая подготовка учителей на Педагогических курсах велась по трудам западноевропейских методистов - А. и Ф. Дюпюи, Гольяра, П. Шмидта, русского теоретика Г.А. Гиппиуса, «Очерки теории рисования как учебного предмета» которого основывались на «Курсе рисования» А.П. Сапожникова. [148, с. 14-15]

Развитие и использование студентами ХГФ педагогических и изобразительных умений

Разработка эффективных путей развития профессиональных умений студентов требует изучения психолого-педагогических основ становления умений вообще и педагогических и изобразительных умений студентов ХГФ в частности.

Успешность деятельности зависит от качества и количества знаний, приобретенных человеком. Практическая реализация знаний идет через умения и навыки, выработанные человеком. Теоретические знания студентов художественно-графического факультета реализуются через изобразительные и педагогические умения. Сохранение приобретенных умений и дальнейшее их развитие у студентов ХГФ является необходимым условием качественного выполнения ими профессиональной деятельности.

От уровня развития изобразительных умений студента зависит качество выполненного рисунка. Уровень и качество педагогических умений студентов определяет успешность их школьной деятельности. Таким образом, графический портрет, выполненный студентом, а также педагогическая практика являются качественными и количественными показателями развития его профессиональных умений.

Непременным условием эффективного развития умений студентов является осознанность ими этого процесса. Способность оценить уровень развития собственных умений и внести коррективы в процесс их развития через конструктивный анализ выполненного студентом портрета и анализ проведенного урока, с аргументированным объяснением положительных и отрицательных его качеств, является важнейшим показателем успешного развития профессиональных умений студента. К тому же, оценка деятельности школьника через анализ результатов его деятельности является важнейшей составляющей педагогической деятельности учителя. Поэтому мы считаем необходимым включение в процесс обучения студентов элементов самооценки через критичный подход к результатам своей деятельности.

Для грамотной организации процесса развития умений студентов целесообразно рассмотрение психофизиологических истоков становления и развития умения. Рассмотрим необходимые понятия и наиболее распространенные их определения.

Понятие «умение» включает в себя способность человека выполнить какое-либо действие на основе ранее полученного опыта с применением определенных приемов и способов. [64]

«Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие... в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности...

Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем»./9/, с. 135-13 7]

Осуществление умения возможно через систему психических и практических действий, основанную на имеющихся у субъекта знаниях и навыках, реализуемую в такой последовательности: отбор необходимых знаний, выделение существенных свойств, на основе которых определяется система преобразований, осуществление преобразований, контроль результатов, корректировка процесса осуществления умения. [98, с. 116]

«Навык - это полностью автоматизированные компоненты умения на уровне бессознательного контроля». [91, с. 135]

Умения могут выступать в двух качественно разных уровнях способа действия. Первый - элементарный, более низкий по сравнению с навыком уровень выполнения действия. [64, с. 64] Применительно к теме исследования это может быть умение студента определять характерные пропорции человеческого лица и отображать их в рисунке. Далее это умение приобретает черты автоматизма и переходит в навык, когда студент не заостряет свое внимание на передаче пропорций и «ведет» работу в целом, стремясь к выполнению грамотного и убедительного рисунка.

«Второй - высокий уровень способа действия, по сравнению с которым навык является более простым». [64, с. 64] Высшей ступенью рассматриваемого нами умения определять характерные пропорции является создание студентом выразительного портретного образа, где пропорции лица и тела человека становятся неотъемлемым его элементом и средством раскрытия внутреннего мира портретируемого (например, «Портрет Никколо Паганини» Э. Делакруа или «Женский портрет» А. Модильяни). В этом случае умение можно охарактеризовать как мастерство.

Умение, в отличие от навыка, никогда не осуществляется без активного участия мышления. Значит, использование приемов, активизирующих мыслительные процессы студентов в процессе выполнения графического портрета, будут способствовать эффективному развитию профессиональных умений студентов. «Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыком, т.е. на уровне коры головного мозга». [91, с. 137-138]

Определение уровня развития педагогических и изобразительных умений студентов ХГФ (констатирующий эксперимент)

Констатирующий эксперимент проводился в 1997-1998 г.г. и охватывал 8 учебных групп (95 человек) на 4, 5 курсах ХГФ Курского и Воронежского государственных педагогических университетов.

Задачи констатирующего эксперимента следующие:

1. Определить основные проблемы студентов, проходящих педпрактику на 4-5 курсах ХГФ, а также начинающих учителей в первые 3 года профессиональной деятельности, возникающие в процессе проведения уроков по изобразительному искусству на темы, предусматривающие выполнение школьниками графических портретов; установить причины появления данных проблем и определить, существуют ли пути предупреждения их возникновения в период обучения на ХГФ.

2. Определить критерии оценки уровня развития педагогических и изобразительных умений студентов.

3. Выявить уровень развития педагогических и изобразительных умений студентов, сложившийся к началу эксперимента.

Достоверность результатов эксперимента обеспечивалась применением различных научно-педагогических взаимопроверяющих методов исследования:

наблюдение за процессом выполнения графического портрета и экспериментальных заданий студентами 4-5 курсов и анализ его результатов;

наблюдение за осуществлением педпрактики студентами 4-5 курсов и деятельностью учителей в первые 3 года работы в школе;

собеседование со студентами;

анкетирование студентов.

В начале эксперимента мы разработали и придерживались требований, обеспечивающих эффективность нашего эксперимента, исходя из критериев эффективности педагогического процесса:

- соответствие содержания и организации эксперимента объективным законам воспитания и соответствие запросам времени;

- своевременное обнаружение и разрешение назревающих противоречий и недостатков экспериментального процесса, его систематическое совершенствование;

- тщательный учет индивидуальных особенностей студентов при разработке, проведении и оценке выполнения экспериментальных заданий;

- учет степени мастерства и искусства взаимодействия педагога со студентами, полнота педагогического контроля над педагогической ситуацией. [106, с. 92]

Критерии оценки уровня развития педагогических умений студентов в ходе эксперимента были следующие:

- обоснованное, ясное и логически выстроенное изложение мысли;

- четкость и последовательность изложения теоретического материала;

- знание и владение специальной художественно-методической и психолого-педагогической терминологией;

- аргументированная и объективная оценка учебных портретов, набросков, художественно-творческих работ;

- скорость и качество выполнения педагогического рисунка с одновременными комментариями к нему.

Для выявления уровня изобразительных умений студентов мы использовали следующие критерии:

- соблюдение методической последовательности при выполнении портрета по рисунку, комментирование каждого этапа работы с указанием его основных задач;

- грамотное использование и обоснование выбора средств художественной выразительности в графическом портрете (композиция, формат и т.д.);

- умелое владение различными графическим материалами (карандаш, сепия, акварель, гуашь и др.), способность объяснить специфику каждого из них;

- согласованность сочетания «композиция - формат - материал» как основа выразительного портретного образа.

Отбор экспериментальных групп производился, исходя из примерно равного количества человек в группе, с приблизительно одинаковой успеваемостью по учебным предметам. Было отобрано по 2 группы на каждом курсе. Впоследствии одна из них стала экспериментальной, а другая - контрольной.

Похожие диссертации на Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов при выполнении рисунка портрета