Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие произносительно-слуховых навыков студентов педвузов в курсе культуры русской речи Биктеева, Лолита Рафиковна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Биктеева, Лолита Рафиковна. Развитие произносительно-слуховых навыков студентов педвузов в курсе культуры русской речи : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Нижегород. пед. ун-т.- Нижний Новгород, 1994.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-2/3626-3

Введение к работе

Актуальность теш. Современная концепция высшего педагогического образования требует от педвуза подготовки школьного учителя, способного творчески относиться к своей педагогической деятельности, учителя, с гуманигаршм мышлением, профессиональннм отношением к знаниям в области фундаментальных наук, постоянным стремлением к самообразованию, учителя, глубоко убежденного в том, что главная цель его деятельности - развитие и совершенствование личности.

Профессиональная подготовка высококвалифицированного учителя-предметника предполагает в первую очередь использование таких приемов активизации обучения культуре речи, которые способствовали бы привитию им устойчивых речевых навыков: четкости, внятности, точности устной речи, а также развитию звучности, гибкости голоса.

Диссертация и посвящена исследования одной из актуальных проблем методики обучения культуре родной речи - развитию произ-носительно-слуховых навыков студентов педвузов.

К.С.Станиславский, стоявший у истоков театральной педагогики, отмечал в профессии учителя к актера много общего: это манера держаться, дикция, голос, речь. Учитель, как и актер, всегда находится в центра внимания зрителей - учеников, он должен иметь звучный и гибкий голос, ясную и отчетливую речь, подвижность я гибкость тела и лица, быть пластичным и музыкальным.

Рассматривая речь в классе /аудитории/ как общение со всемц свойственными ему законами и правилами, нужно выделить в качестве особой педагогической проблемы технику речи, включающую систему упражнений для тренировки дыхания, артикуляционного аппарата, постановки голоса, правильного произношения звуков и их сочетаний в речи.

Речь является главным"орудием" деятельности учителя, он должен уметь хорошо говорить. Умение просто и красиво говорить -- целая наука, у которой есть свои правила и закони. Вот почему учитель обязан стремиться к орфоэпической норме, совершенствовать свою дикцию, свое искусство владеть голосом, дыханием.

Правильное, четкое, выразительное и красивое произношение звуков, слов и фраз всецело зависит от работы частей речевого аппарата, непосредственно участвующих в образовании звуков речи.

Новизной данной работы является необходимость введения техники речи в состав курса культуры русской речи и разработка методических приемов обучения дикции и речевому слуху. Если в методике преподавания сценической речи для актеров вопрос о технике речи профессионально обусловлен, в методике преподавания иностранных языков /Г.А.Китайгородская, И.В.Петривняя, И.В.Лабутова/воп-рос об актерском мастерстве рассматривался, то в методике преподавания русского языка и культуры русской речи эта проблема является относительно новой.

Лингвисты /Р.И.Аванесов, А.В.Бондарко, Б.К.Головин/, как правило, выделяют из вопросов произношения дикпионную сторону речи, то есть не рассматривает устную речь с позиции четкости и внятности. В данном исследовании рассматривается обучение студентов педвузов дишионной четкости в качестве компонента техники речи, методика развития устной речи строится по-новому, фонематический слух здесь рассматривается в прикладном аспекте, то есть как база для развития артикуляции, дикции, орфоэпической правильности. Поэтому устная речь совершенствуется комплексно и многоаспектно. Наряду с традиционными формами обучения языку /использование лингвистических единиц/, в методику совершенствования устной речи вносятся элемшты актерского мастерства. Развитие произносительно-слуховых навыков студентов педвузов через пластику и движение является новизной диссертационного исследования.

объектом исследования служит процесс обучения, ориентированный на исправление речевых недостатков и совершенствование речевого слуха студентов-носителей русского языка как родного в целях развития устной речи будущих педагогов.

Предметом исследования является методическая организация процесса совершенствования артикуляции, дикций, орфоэпических норм и фонематического слуха на материале минимальной произносительной единицы речи - слога и основной - дразы.

Целью исследования является разработка технологии обучения правильной устно;-: речи студентов-будущих педагогов всех ^пециаль-к остей: точной артикуляции, четкой дикции, норкам произношения, речевому слуху Аонематическому/.

Приступая к созданию экспериментальной методики, ми руководствовались следующей гипотезой: эффективность развития произно-сительио-слуховых навыков студентов педагогических вузов в курсе культуры русской речи может быть обеспечена при условии комплексной тренировки артикуляции, дикции, орфоэпической правильности и речевого слуха в целях совершенствования устной речи будущих учителей опосредованно: через пластику и движения.

Цель и предает исследования обусловили постановку ряда конкретних задач: I/ описать й определить содержание исходных понятий, связанных с

техникой речи /артикуляция, дикция, орфоэпия, речевой слух/; 2/ изучить особенности фонематического слуха и произносительных навыков студентов по результатам стихийного формирования,провести обучение студентов по опытной методике; 3/ разработать систему упражнений и заданий, нацеленных на совершенствование русской устной речи студентов, проверить эффективность предлагаемой методики, объединяющей в комплексе артикуляцию, дикцию, орфоэпические нормы и речевой слух. В процесса работы использовались такие методы исследования, как: - социологе—педагогический /анализ устной речи при чтении стихотворных и прозаических текстов, анкетирование/;

сопоставительный /сравнительно-типологический анализ звуков;

экспериментальный /проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов/;-

- метод математической обработки результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосно

вании тесной взаимосвязи понятий артикуляции, дикции, орфоэпии, *
л речевого слуха, вследствие чего во взаимодействии находятся
три речевых уровня: орфоэпия*

I - норма артикуляция-'

II- произношение звука слога"

Ill-слушание ^^~*речевой ах

При нарушении одного из уровней следует нарушение двух других. Речевой слух является фундаментом для совершенствования артикуляции и норм произношения.

Под "орфоппией" мы понимаем нормативную реализацию сегментных /фонем/ п суперсегментных /ударение, интонация/ единиц.

_4 -

Практическая значимость исследования состоит в разработке таких методических приемов по обучению технике речи, которые могут быть внедрены щ занятиях по культуре русской речи, а также использованы при создании учебников и учебных пособи!*, учебных видеофильмов для студентов педвузов и учителей школ, при разработке спецкурсов и спецсеминаров.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Разработанная методика по совершенствованию произносительных навыков базируется на связи а взаимозависимости речевого /фонематического/ слуха, артикуляции, дикции, орфоэпии.

  2. Задания и упражнения по развитию русской речи студентов должны представлять собой комплекс обучающих пришов, направленных одновраленно на совершенствование артикуляции, дикции, орфоэпической правильности, речевого слуха, формирование навыков самоконтроля.

  3. Автоматизация произносительно-слуховых навыков осуществляется не в отдельных изолированных звуках, а на уровне фразы и субъективной /личностной/ включенности студента.

  4. Опосредованное воздействие на развитие речевой правильности через пластику, движения, навыки личностного самоконтроля в комплексе с традиционными приемами дает более высокий результат в обучении.

Гостоверность полученных выводов подтверддается результатами экспериментального обучения, которое осуществлялось в НГОУ на национальном отделении филологического факультета с 1988 по 1993 гг., на индустриально-педагогическом и математическом факультетах в 1993 году, в НГАСА иностранцев на подготовительном отделении в 1994 году. Всего в эксперименте участвовало 18 языковых подгрупп - 200 студентов.

Апробация работы, основные положения диссертации были апробированы на занятиях по технике речи в курсе культуры русской речи со студентами-филологами национального отделения, индустриально-педагогического факультета, студентами всех факультетов при подготовке к педагогической практике, на ФПК для учителей и преподавателей вузов России при институте иностранных языков им.Н.И. Добролюбова. Материалы отражены в докладах на научных конференциях в НГПУ, ЇЇГУ им.Н.И.Лобачевского /іп89/, РШКР^ /1993/, в публикациях по теме диссертации.