Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (На материале Башкортостана) Рахимова Гульнара Наильевна

Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (На материале Башкортостана)
<
Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (На материале Башкортостана) Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (На материале Башкортостана) Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (На материале Башкортостана) Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (На материале Башкортостана) Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (На материале Башкортостана) Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (На материале Башкортостана) Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (На материале Башкортостана) Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (На материале Башкортостана) Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (На материале Башкортостана)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рахимова Гульнара Наильевна. Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (На материале Башкортостана) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2002 200 c. РГБ ОД, 61:02-13/641-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование подходов к проблеме развития способности к обобщению у учащихся, поющих в хоре 14

1.1. Обобщение как важное проявление мыслительной деятельности человека 14

1.2. Разработка проблемы формирования способности к обобщению в различных областях науки 24

1.3. Обобщение в музыкальном искусстве 54

1.4. Специфика обобщения в хоровом пении 73

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное изучение формирования способности к обобщению в процессе обучения хоровому пению младших школьников 95

2.1. Организация и ход поисково-экспериментальной работы по выявлению способности к музыкальному обобщению у младших школьников (на базе Башкортостана) 95

2.2. Способность к обобщению и особенности ее развития у младших школьников при

обучении хоровому пению 101

2.3. Методы изучения и развития способности к обобщению в хоровом пении у младших школьников 116

2.4. Результаты экспериментального исследования и их обсуждение 150

ВЫВОДЫ 163

БИБЛИОГРАФИЯ 165

ПРИЛОЖЕНИЯ 186

Введение к работе

В истории человечества произошло знаменательное событие, связанное с переходом 20 века в третье тысячелетие. Это время является переломным, противоречивым, когда основное место в жизни общества, во всех сферах человеческого сознания занимают процессы обобщения, отражающиеся в моментах осмысления пройденного пути, подведения итогов, обобщения знаний, преобразования старых систем в новые.

В России, в основном весь 20-й век был направлен на строительство социалистического общества, программа которого была нацелена на электрификацию, индустриализацию страны, национализацию многих учреждений, памятников культуры, на развитие народного образования, воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности. Реализация поставленных задач способствовала поднятию жизненного уровня среднего человека, ускорила темп развития общества за счет научно-технического прогресса, связанного с большим количеством информации, что потребовало от каждого из нас умения самостоятельно ориентироваться во всех сферах жизни общества, разрешать проблемы и задачи, обладать высокими интеллектуальными способностями. В связи с этим, в образовательных структурах многие педагоги, психологи стали поднимать проблему развития мышления, умственных способностей, которая разрабатывалась ведущими учеными, такими как; П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Н.А.Менчинская, К.А.Абульханова-Славская, Н.Г.Решетова, В.А.Крутецкий, О.К.Тихомиров, А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов и мн. другие. Большой вклад в разработку вопросов мышления у человека внесли и ученые-физиологи: И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.К.Анохин, М.М.Кольцова, А.Р.Лурия, Н.П.Бехтерева и другие.

В целях наиболее эффективного обучения школьников, в т.ч. и развития умственных способностей создавалось множество методик, систем, программ. К их числу можно отнести системы обучения Л.В. Занкова (интенсификация обучения на высоком уровне трудности с усвоением теоретических знаний); П.Я .Гальперина и Н.Л.Талызиной (поэтапное формирование умственных действий, контроль и управление процессом усвоения знаний); Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова (формирование у детей научно-теоретического мышления).

Одним из основных элементов процесса мышления является обобщение, которое становится также и показателем умственного развития учащихся. С помощью обобщения мы познаем окружающую действительность, углубляем и расширяем знания о ней, выявляем закономерности, постигаем сущность явления. Именно такое обобщение, где сущность является всеобщей, генетически исходной единицей, В.В.Давыдов называл содержательным обобщением и использовал его в целях формирования у детей научно-теоретических понятий. Необходимость формирования способности к обобщению связана и с тем, что она дает возможность учащимся быстро, легко и эффективно усваивать знания, имеет важное значение в образовании специальных способностей, а, следовательно, создает условия для многостороннего формирования личности ребенка. Обобщение содержания изучаемого материала позволяет по-новому, более объемно, целостно взглянуть на учебный предмет, что проявляется в многофункциональности межпредметных связей. Следовательно, с помощью обобщения можно разрешить проблему загруженности учащихся в школе и выйти на новый уровень системы образования. Таким образом, в современном школьном обучении и воспитании возрастает роль такого мыслительного процесса, как обобщение, на основе которого формируются нормы, проблемы, теории, развиваются способности, важные для полного понимания мира и совершенствования человека.

Учебно-воспитательный процесс в школе будет более эффективным, если его учебные предметы станут дополнять друг друга в решении задачи — формирования способности к обобщению. Это будет развивать мышление, его быстроту, точность и логичность, воспитывать разносторонне развитую, гармоничную личность. Но, к сожалению, недостаточно раскрыты в этом отношении были уроки музыки, которые в современной школе часто недооцениваются в плане возможностей для формирования творческого, теоретического мышления. А ведь в самой природе музыкального искусства заключена важная для развития этого качества мышления специфика, а именно: способность передавать через музыкально-интонационные образы художественные мысли-обобщения. Эта особенность музыкального искусства была подмечена и известным музыковедом О.В.Соколовым: "Подобно математике — среди других наук, музыка среди прочих искусств играет особую роль в воспитании культуры обобщенного мышления, и неслучайно многие великие умы усматривали аналогию между этими сферами человеческой деятельности" [188, с. 169].

Возникновение проблемы музыкального обобщения было подготовлено предшествовавшими работами по музыкальному мышлению, выполненными ведущими учеными в области философии (А.Ф.Лосев и др.), музыковедения (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Л.А.Мазель, В.А.Цуккерман, А.Н.Сохор, С.С.Скребков, В.П.Бобровский), музыкальной педагогики (Г.М.Цыпин, В.А.Школяр, А.В.Заруба, Н.В. Суслова и др.) и музыкальной психологии (Б.М. Теплов, Е.В. Назайкинский и др.).

Вопрос о музыкальном обобщении был уже частично затронут в начале 60-х годов XX века (М.Ф. Бер), но как самостоятельная тема он определился только в последние десятилетия XX века в исследованиях таких ученых музыковедов, как В.В. Медушевский (интонационные обобщения в музыке); СЮ. Румянцев (музыкально-стилевые обобщения); Н.А. Горюхи-на (обобщение как интеграция уровней структурирования интонационного процесса); в музыкальной педагогике - Л.В, Варламова (формирование музыкальных понятий) и Н.С, Рагимханова (формирование музыкально- интонационных обобщений у младших школьников). В их работах большое значение придается самой интонации, которая и является основным средством выражения художественно-обобщенных мыслей и образов.

Интонация имеет двойственный характер: с одной стороны, это мельчайшая ячейка музыкального языка, включающая в себя все его элементы, с другой стороны, это звуковое образование с различной степенью проявления всех музыкально-выразительных средств и с различной степенью обобщенности музыкальных явлений (например, музыкальной темы, произведения в целом, интонации эпохи). Музыкальный образ-интонация возникает на основе ощущений и восприятий, в рамках общих законов мышления, где огромное значение имеет характер включенности эмоций. Интонация является более широким понятием, которое применимо не только в музыке, но и в словесной (вербальной) речи, в искусстве танца, в живописи и скульптуре [34, с. 224-244]. Следовательно, в интонационной форме мысль-обобщение может быть выражена многопланово, объемно и это обеспечит глубину, доступность понимания в процессе художественного общения детей с произведениями искусства, что особенно необходимо младшим школьникам, для которых характерно конкретное, образное, целостно-обобщенное восприятие мира. Для развития способности к интонационным обобщениям в музыке недостаточно внимания обращается на хоровое пение. Оно как синтетический жанр представляет органическое единство вербального и музыкального языков, где в первом из них семиотическую функцию выполняют знаки-слова, а во втором семантика передается через значение интонации. Таким образом, объединяющим элементом музыкального и вербального языков является интонация, которая с помощью таких элементов речи, как ударение, пауза, мелодия, темп, тембр помогает слушающему воспринимать мысли и чувства говорящего. Музыкально-вербальная речь, функционирующая на основе голосообразования посредством языковых средств коммуникации, совершается в единстве с процессами мышления.

На взаимосвязь голоса и мышления обращали внимание многие ученые физиологи, педагоги-музыканты — это И.М.Сеченов, И.П.Павлов, М.С.Грачева, П.К.Анохин, В.П.Морозов, Д.А.Аспелунд, Л.Б.Дмитриев, Т.Н.Овчинникова с группой аспирантов: Н.Г.Борисова, Н.Н. Маслова, Ш.Б. Кульманова, Г.Р. Астахова, О.В. Комиссаров, А.Б. Гениуш, Г.П. Сту-лова, Л.М. Жарова, Э.С. Заруба, Л,В. Варламова, Ю.А.Носорев, А.Г. Ряпи-сова, СИ. Олефир и др. Они отмечали, что на формирование певческого голоса влияют музыкально-вербальный язык, музыкально-выразительные средства, общее психологическое состояние человека, а также заметное воздействие в этом процессе оказывают умственные возможности учащихся и их способности к обобщению. Единство голоса и слуха, речи и мышления объясняет и то, что в процессе хорового пения создается атмосфера музыкального общения и духовного единения всех участников хора, а их исполнительское переживание произведения ведет к возникновению музыкально-творческих обобщений.

Хоровое пение имеет полифункциональную направленность в учебном процессе, так как оно способствует нравственно-эстетическому воспитанию школьников, развитию их музыкальности, расширяет эрудицию, помогает лучше усвоить содержание других уроков, глубже понять национальное своеобразие народов. Вместе с этим, хоровое пение для младших школьников станет первой ступенью на пути к действительному пониманию музыкального искусства, так как в нем одновременно сочетаются музыкальный и вербальный языки, интонационно-образное и понятийно-логическое виды мышления. Хоровые занятия являются благоприятным условием для естественного развития у младших школьников детского голоса, способности к музыкально-интонационным обобщениям, что объясняется их образным мышлением, обучаемостью, эмоциональной восприимчивостью, которые гармонично соотносятся с особенностями хорового жанра как самого доступного вида искусства.

Поставленные перед школой задачи развития творческой, духовно-нравственной личности обусловливают и многосторонние поиски путей развития умственных способностей, основанные на единстве рационально-эмоциональной, научно-творческой сторон мышления и обобщения, возможные при непрерывном возрастном развитии психики ребенка. По мнению многих ученых (М.М.Кольцовой, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, М.Н.Скаткина, В.В.Давыдова и др.), у детей младшего школьного возраста в условиях развивающего обучения можно начинать формирование теоретического и творческого мышления. Основанием для этого становится развитие способности к обобщению на различных школьных уроках, в т.ч. и в процессе хорового пения. Все это дает основание считать актуальной проблему развития способности к музыкальному, интонационно-образному обобщению у младших школьников в условиях хорового пения, которая и определила тему нашего исследования: "Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (на материале Башкортостана)."

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать методику изучения и развития способности к музыкальному обобщению в условиях хорового пения у младших школьников.

Объект исследования - хоровая деятельность младших школьников.

Предмет исследования - процесс изучения и развития способности к обобщению у младших школьников на занятиях хоровым искусством.

Задачи исследования:

1. Определить содержание, сущность и структуру понятия "обобщение", специфику его выраженности в музыкальной и вербальной речи. Теоретически изучить особенности музыкального мышления в процессе вокально-хоровой деятельности.

Изучить психолого-педагогические особенности способности к обобщению и выявить параметры, критерии уровня развитости ее у детей 7-10 лет русской и башкирско-татарской групп в процессе хоровых занятий.

Разработать экспериментальную методику изучения и развития способности к обобщению у учащихся, занимающихся хоровым пением.

Гипотеза исследования - певческое развитие в хоре станет более эффективным, если: в его основе будет лежать формирование способности к обобщению; будут определены параметры, критерии уровней развитости и факторы, влияющие на развитие способности к обобщению; будет выявлена специфика способности к обобщению в хоровой деятельности и учтены особенности ее развития, которые проявляются в следующих моментах: в адекватной передаче сути музыкально-вербального смысла; в выявлении интонационного ядра в содержании музыкального произведения; в одномоментном представлении произведения как целостного образа; в предслышании эталона хорового звучания и др.

Методологической основой исследования явились основные положения диалектической теории (принципы, категории и законы диалектики); философско-методологическое исследование проблемы обобщения как познания в русле диалектической логики (Д.П.Горский); психолого-педагогические концепции развития умственных способностей ребенка (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов); исследования в области музыкальной психологии (Б.МЛеплов, Е.В.Назайкинский, К.В.Тарасова); интонационная теория (Б.В.Асафьев); теория двойственности музыкальной формы (В.В.Ме-душевский); коллективное исследование в разных областях науки возрастного развития детского голоса (Е.И. Алмазов, М.С. Грачева, под руково- дством Н.Д. Орловой - В.А. Багадуров, И.И. Левидов, Е.Я. Гембицкая, Т.Н. Овчинникова, В.П. Морозов, Е.А. Рудаков, В.В. Яременко, В.А. Сергиевский, Г.П. Стулова и мн. др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, физиологической, музыковедческой, научно-методической и вокально-хоровой литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, индивидуальное и коллективное обследование детей, их музыкально-певческих и общих умственных способностей; анализ магнитофонных записей, письменных работ учащихся; поисково-констатирующий педагогический эксперимент, анализ и математическая обработка результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обобщение в музыке есть процесс интонационного преобразования и переосмысления мысли-идеи средствами музыкального языка, выражающего сущность человеческих переживаний, чувств и эмоций в ху-; дожественно-эстетической, обобщенной, ассоциативно-образной форме. В результате процесса обобщения осуществляются переходы на более высокие уровни музыкального мышления посредством таких музыкальных понятий и категорий как музыкально-выразительные средства (МВС), тема, жанр, стиль, форма, драматургия и т.д.

2.Специфика обобщения в хоровом искусстве заключается в том, что в произведении один и тот же смысл, одно содержание передается в единстве двух звуковых языков - вербального и музыкального. Их соединение в процессе пения, ведет к "совмещению" двух различных режимов голосообразования - речевого и певческого, а также к одновременному сочетанию понятийно-логического и интонационно-образного видов мышления. К тому же, в хоровом искусстве, в процессе коллективного исполнения музыкальная обобщенность смысла, идеи, образа усиливается спе- цифически особенным информационным энергопотоком, в результате которого происходит духовное единение, общение и обобщение.

З.Суть и структура способности к музыкальному обобщению дополнены такими специфическими параметрами и характеристиками, как; "оценка", "антиципация", "интуиция", "сущность", "логическое ограничение", "свертывание", "целостность", "сближение понятий", "сцепление", "перенос", "трансформация", "гибкость и быстрота" в их преломлении к вокально-хоровой деятельности обучающихся.

Структура способности к обобщению представлена в виде универсальной модели, применимой ко всем сферам познания. Поэтому способность к обобщению есть ключ к раскрытию многих способностей и резервов, заключенных в природе человека, она имеет важное значение в деле воспитания духовно богатой личности.

4. Методика изучения способности к обобщению у участников хоров включает: обоснование уровня развитости общих умственных, музыкальных и вокально-хоровых способностей, установление индивидуально-типологических качеств с учетом национальной принадлежности, изучение возрастных особенностей, педагогических условий воспитания и обучения.

Работа над диссертацией проводилась в три этапа.

Первый этап (1992-1996 гг.) был направлен на подготовку и сбор теоретического материала путем изучения научно-педагогической и специальной литературы по проблемам исследования; посвящен разработке теоретической концепции изучения и развития способности к обобщению.

В ходе второго этапа (1996-1999 гг.) осуществлялось дополнение научно-теоретического материала; разрабатывалась экспериментальная методика; проводилось поисково-констатирующее обследование младших школьников, старшеклассников и студентов музыкального отделения СГПИ.

На заключительном, третьем этапе (1999-2001 гг.) анализировались и обобщались результаты экспериментальной работы, уточнялись теоретические и методические положения, формулировались выводы, оформлялись материалы исследования.

Базой экспериментального исследования послужили различные формы хоровых занятий школьников разных возрастных групп, хоровые занятия студентов. Эксперимент проводился в школе № 24, музыкальной школе № 3 и в пединституте на музыкальном отделении факультета ПиМ-НО г.Стерлитамака.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в многостороннем изучении обобщения с точки зрения различных научных позиций и областей познания, ведущих к более широкому рассмотрению и пониманию его значения в жизнедеятельности человеческого общества. Впервые выявляется специфика обобщения в музыкальном произведении и в вокально-хоровом исполнительстве путем сравнительного анализа музыкального и вербального языков, выведения общих и особенных сторон обобщения в музыкально-вербальной речи. Это дает основание для утверждения того, что обобщение музыкальной мысли-интонации происходит на основе общих закономерностей мышления. В связи с последним положением в работе проводятся параллели между формами мышления и музыкальными формами, элементами процесса мышления и способами развития музыкальной интонации и т.д., а также дается классификация музыкальных произведений по уровням и ступеням обобщения. Данные выше высказывания и понимание синтетически-обобщенной природы хорового жанра обусловливают специфические особенности характера проявления способности к обобщению в процессе хорового пения у младших школьников.

В работе также была определена и дополнена структура способности к обобщению в рамках музыкально-певческого искусства.

Разработана методика целенаправленного изучения и развития способности к обобщению в процессе хорового пения у младших школьников,

Впервые с позиции обобщения был показан певческий процесс в ин дивидуальных и коллективных формах. * Практическая значимость состоит в разработке методики изучения и развития способности к обобщению в процессе хоровых занятий младших школьников (старшеклассников и студентов). Диагностика данной способности проводится с учетом различных факторов, влияющих на уровень и качество обобщения. В педагогической практике данные разработки можно использовать в качестве методических рекомендаций по выявлению и развитию способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения, которые позволяют руководителям хора, учителям музыки повысить уровень художественного исполнения хоровых произведений, совершенствовать методику вокально-хоровой работы и, в целом, певческое обучение учащихся в различных учебно-воспитательных учреждениях.

Апробация основных положений диссертационного исследования проводилась на научно-практических конференциях в г, Екатеринбурге (1991г.), в г. Самаре (1996г.), на научно-практических конференциях молодых ученых Института развития личности г. Москвы (1994-1995 гг.), на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей СГПИ (1997-2001 гг.), на международных научных и научно-практических конференциях в г. Стерлитамаке (2000 г.), в г. Москве (2001 г.), в г. Екатеринбурге (2001 г.), в процессе обсуждений диссертации в лаборатории музыкального искусства ИХО РАО.

По теме исследования опубликованы статьи и материалы выступлений.

Структура работы диссертации включает содержание, введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.

Обобщение как важное проявление мыслительной деятельности человека

Человеческое общество как единый социально-обусловленный организм стремится к истине, к познанию себя, жизни, окружающего мира... По замечанию В.И, Вернадского, человек не есть случайное и независимое природное явление, а есть результат длительного эволюционного процесса развития биосферы Земли. Функция его состоит в обобщении существующей действительности, в создании научной мысли, под влиянием которой "биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу 1 [4, с. 20].

Познание действительности не происходит без обобщения, ибо последнее обязательно связано со стремлением к идеальному, к единому, с целенаправленным поиском абсолютной истины и сущности, которое неотделимо от процессов развития и преобразования, классификации и систематизации, отбора, "логизации" и "гармонизации" и т,п. Отталкиваясь от категории "общего, единичного и особенного", следует подчеркнуть, что обобщение есть усмотрение единого в многообразном, общего в единичном, сущности в явлении. Призванное объединить все частные явления в единое целое, оно необходимо для бытия мира, для жизненного функционирования человека в обществе, для развития его творческих возможностей во всех областях познания и деятельности.

Обобщение является конечным звеном, итогом, результатом единого и непрерывного процесса мышления. Элементы последнего лежат в основе развития, движения биосферы Земли, представленные как разделение, соединение, вычленение и объединение. В теории мышления их называют анализом, синтезом, абстрагированием и обобщением1, которые составляют основу любого познания. Как мы знаем, познание осуществляется в формах чувственного и рационального мышления. Посредством ощущений, восприятий и представлений происходит чувственное отражение предметов и их свойств, возникает образ. Но сущность закономерности и общее в предметах мы познаем благодаря осознанному мышлению, оформленному в речи. И все же правомерна мысль о том, что уже на чувственном этапе познания осуществляется мыслительный процесс. Об этом писали и высказывались такие ученые-психологи как Н.Н. Ланге, Б.Г. Ананьев. В частности, Б.Г.Ананьев отмечает: «...ощущения являются источником мышления не только в том смысле слова, что когда кончается чувственный акт, начинается логический, но и в этом смысле слова, что уже в самом чувственном процессе различения происходят сравнение, анализ, индукция, т.е. формируются механизмы мышления. Это положение было прекрасно показано еще Н.Н. Ланге, который видел в ощущении и восприятии как бы наглядный процесс суждения (для высших ощущении)» [6, с. 112].

Итак, еще раз подтверждается мысль о том, что процессы анализа, синтеза, обобщения рассматриваются и на уровне чувственного познания.

К примеру, анализ производится посредством ощущений, которые выпол няют "функцию определенного анализатора" [6, с .23] в момент получения информации о каком-либо материальном теле или явлении. Синтез проис ходит во время восприятия, в виде упорядочивания и объединения отдель- ных ощущений в целостные образы. "Восприятие есть целостный образ предмета, порождающийся синтетической деятельностью мозга, временной связью, замыкающей контакт между двумя или несколькими анализаторами" [6, с.23]. Среди них представление выполняет обобщающую функцию: "Итак, по И.М. Сеченову, переход от ощущений к представлению действительно есть качественный переход к новому, обобщенному знанию [6, с. 273]. Продолжая мысль И.М. Сеченова, Б.Г.Ананьев пишет: "Представление является обобщением чувственных знаний об объективной действительности". В завершении, как бы подытоживая все сказанное им дается такой вывод: "Все эти колоссальные массы ощущений ассоциируются по самым разным признакам, синтезируются в актах восприятия, закрепляются в виде следовых явлений, особенно в форме представлений, и входят обобщенными группами в состав мыслительных актов" [6, с. 14]. Следовательно, в основе рационального познания лежит чувственное познание, источником которого является сама жизнь, природа, окружающая нас действительность. Таким образом, на основе теории отражения и выше сказанного можно прийти к выводу: процессы анализа, синтеза, абстраги-рования и обобщения, направленные на переработку, преобразование поступившей информации в новое качество пронизывают все этапы процесса познания.

Разработка проблемы формирования способности к обобщению в различных областях науки

Обобщение как универсальное понятие определяет назначение, природу человека, жизненная функция которого связана с бесконечным познанием чувственного и рационального, духовного и материального, способным вывести человечество на новый уровень теоретического мышления и открыть путь к творчеству, к всестороннему развитию личности и пониманию законов мира.

Обобщенное мышление присуще только человеку и это объяснимо, если обратиться к изучению физиологии человеческого мозга, рефлекторной теории, нейрофизиологии, деятельности, исследованием которых занимались А.А. Ухтомский, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, ПК, Анохин, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, Н.П. Бехтерева, В.И. Медведев, В.А. Илюхина и многие другие.

Итак, мы подошли к рассмотрению проблемы обобщения с точки зрения физиологии, что позволит нам глубже понять механизмы образова ния и протекания процесса обобщения на уровне ощущения, восприятия, словообразования, деятельности и творчества.

Говоря об особенностях обобщения, нужно заметить, что оно имеет прямую связь с нервными процессами, аналитико-синтетическои деятельностью мозга, образованием рефлексов и т.д.

Первоначально обобщение возникает по принципу связи, объединения раздражителей в виде рефлекса. Еще И.П. Павловым были выделены две формы существования обобщения: I) врожденная, выраженная в явлении генерализации безусловных реакций, и основанная на иррадиации нервных процессов; 2) вырабатываемая форма, которая существует в виде объединения действий отдифференцированных раздражений, в основе чего лежит механизм распространения возбуждения по определенным нервным путям. К ней относятся все формы нервной деятельности, начиная с элементарного замыкания условной связи и заканчивая функциональным объединением нервных структур в единую, более сложную систему.

Врожденная форма обобщения считается самой примитивной, так как в этом случае слабо проявляется аналитико-синтетическая деятельность мозга. Более высокий уровень обобщения возникает в процессе научения, обучения, выработки условных рефлексов и объединения их в сие-тему связей, отражающих образ, образование слов.

Возникновение определенного уровня обобщения обусловлено характером протекания нервных процессов, скоростью и силой образования условных рефлексов, аналитико-синтетическои деятельностью головного мозга. Чем тоньше и сложнее анализ и синтез, тем выше уровень обобщения, сильнее становится концентрация, специализация, дифференциация. Внутреннее торможение, возникающее при дифференциации вещей, способствует формированию обобщения, в основе которого лежит иррадиация условного возбуждения по ранее выработанным связям. В случае отсутствия тормозных связей и широкой иррадиации условного возбуждения образуется простая форма обобщения на внешние признаки вещей. Таким образом, чем больше тормозятся побочные возбуждения, тем специализирован нее и концентрированнее становится временная связь. Динамика и скорость нервных процессов определяют характер мыслительных процессов у человека, в частности, обобщения, на основе которого происходит объединение выделенных существенных и сильных признаков, а также доминирующих раздражителей. Здесь можно вспомнить и принцип доминанты А.А.Ухтомского, смысл которого заключается в "одностороннем накапливании возбуждения в определенной группе центров, как бы за счет работы других центров" [206, с.32]. Эта теория о доминанте раскрывает принципы мышления, обобщения, отражая при этом моменты главного, сущностного в изучении явлений предметов, дифференцированного познания мира.

Качество и уровень обобщения обусловлены формами отражения действительности, сложностью аналитико-синтетической деятельности мозга. Самая примитивная форма обобщения выражается в момент возникновения ощущения. Этот уровень чувственного отражения соответствует образованию условных и безусловных рефлексов. Следующая форма обобщения существует в виде восприятия и представления, в ходе которых происходит целостное отражение предмета и возникновение чувственного образа. Обобщение этого порядка рассматривается как специализированная форма образования сенсорных условных связей по доминирующему свойству раздражителей. Создание системы сенсорных условных связей, управляемая зоной кинестетических проекций приводит к возникновению обобщения при формировании образа предмета.

Организация и ход поисково-экспериментальной работы по выявлению способности к музыкальному обобщению у младших школьников (на базе Башкортостана)

Достоверность выдвинутых теоретических положений необходимо изучить и проверить в практической деятельности. В связи с этим была проведена поисково-экспериментальная работа, целью которой стало изучение и развитие способности к музыкальному обобщению в условиях хорового пения у участников хоров.

Цель обусловила следующие задачи:

1. Исследовать феномен музыкальных обобщений, характерных для хоровых произведений в условиях вербального и музыкального языков с использованием перечня музыкальных обобщений, а также родного и неродного языка. На этой основе отобрать музыкальный материал для проведения опытно-поисковой работы.

2. Изучить особенности развития способности к обобщению у младших школьников и экспериментально выявить динамику ее выраженности в возрастном аспекте: у младших, старших школьников и студентов, занимающихся хоровым пением.

3. Определить параметры, по которым можно судить об уровне развитости способности обобщать в условиях хоровых занятий у детей 7-10 лет русской и башкирско-татарской национальности.

4. Разработать методику изучения характера и уровней обобщения с последующим определением влияния различных факторов на развитие способности к обобщению у учащихся, занимающихся хоровым пением.

В соответствии с поставленными задачами поисково-экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1992-1996гг.) — теоретическое обоснование отбора музыкального материала; разработка методики изучения проявлений способности к обобщению.

Второй этап (1996-1999гг.) — проведение поискового и констатирующего эксперимента.

Третий этап (1999-2001) — обработка и обсуждение результатов эксперимента, их интерпретация, подведение итогов.

На различных этапах эксперимента были использованы следующие методы исследования:

— теоретическое изучение структуры способности к обобщению в музыке и особенности проявления ее компонентов у младших школьников, занимающихся хоровым пением;

— отбор музыкального материала для проведения эксперимента в

условиях коллективного (хорового) и индивидуального обследвания детей;:

анкетирование учащихся в целях выяснения возрастных данных, национальной принадлежности и условий обучения; беседа с художественными руководителями учебных хоровых коллективов для составления характеристик темперамента обследуемых школьников;

педагогические наблюдения возрастных, национальных и индивидуально-типологических особенностей проявления способности к обобщению, а также музыкально-певческих способностей у детей, обучаемых в общеобразовательной и музыкальной школах; индивидуальное и коллективное обследование музыкально-певческих и общих умственных способностей;

— анализ магнитофонных записей фрагментов певческого исполнения на хоровых занятиях;

— изучение учебных программ и индивидуальных планов учащихся;

— математические и статистические методы обработки экспериментальных данных, составление таблиц, диаграмм, гексограмм и графиков.

На первом этапе экспериментальной работы на основе изученной литературы был подготовлен теоретический материал, содержание которого раскрывает универсальность понятия "обобщение : как мышление и как способность в философском, психолого-педагогическом, физиологическом, языковедческом аспектах.

Исходя из общих посылок были исследованы особенности развития способности к обобщению в музыкальном искусстве, специфика его выраженности в хоровом исполнительстве и далее был разработан методический и музыкальный материал для изучения и развития способности к обобщению у младших школьников в условиях хорового пения (на материале Башкирии).

В процессе подготовки к поисково-констатирующему эксперименту нами были выдвинуты следующие задачи:

1. Определить критерии оценки способности к обобщению у младших, старших школьников и студентов, занимающихся хоровым пением.

2. Создать диагностические методики, позволяющие изучать и развивать способность к музыкальному обобщению у учащихся.

3. Апробировать диагностические методики.

Похожие диссертации на Развитие способности к обобщению у младших школьников в процессе хорового пения (На материале Башкортостана)