Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческого потенциала средствами миниатюрной композиции в системе подготовки художников-педагогов Шачкова Эльвира Вадимовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шачкова Эльвира Вадимовна. Развитие творческого потенциала средствами миниатюрной композиции в системе подготовки художников-педагогов: диссертация ... доктора Педагогических наук: 13.00.02 / Шачкова Эльвира Вадимовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»], 2020

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы миниатюрной композиции в творческой деятельности будущих художников-педагогов 27-98

1.1. Теоретико-методологические основы изучения предпосылок возникновения миниатюрной композиции 27-62

1.2. Феномен миниатюрной композиции как инструмент развития творческого потенциала учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства 63-77

1.3. Теоретическое изучение отечественного миниатюрного пейзажа и портрета 78-97

Выводы по 1 главе 98

Глава 2. Специфика миниатюрной деятельности художников педагогов 99-132

2.1. Констатирующий эксперимент развития творческого потенциала средствами миниатюрной композиции 99-110

2.2. Диагностика исследования миниатюрной композиции как показателя развития творческого потенциала художников-педагогов 111-125

2.3. Исследование результатов эксперимента в аспекте художественных средств миниатюрной композиции 126-131

Выводы по 2 главе 132

Глава 3. Методика развития творческого потенциала художников педагогов средствами миниатюрной композиции 133-171

3.1. Методическая система развития творческого потенциала средствами миниатюрной композиции 133-150

3.2. Методика выполнения миниатюрной композиции как фактор подготовки художников-педагогов 151-161

3.3. Профессиональная подготовка будущих учителей изобразительного искусства на основе эвристического подхода .161-170

Выводы по 3 главе 171

Глава 4. Экспериментальное развитие потенциала обучающихся средствами миниатюрной композиции 172-225

4.1. Система подготовки художников-педагогов на основе обучения миниатюрной композиции .172-190

4.2. Организация проведения экспериментальной работы, направленной на изобразительную деятельность 191-202

4.3. Экспериментальное исследование творческого развития средствами миниатюрной композиции у будущих учителей изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки .203-224

Выводы по 4 главе 225

Глава 5. Методико-теоретическое исследование особенностей декоративной миниатюрной композиции 226-261

5.1. Миниатюрные композиции в декоративно-прикладном искусстве .226-232

5.2. Алгоритмы миниатюрной композиции 233-238

5.3. Сравнительный эксперимент традиционных и нетрадиционных приемов выполнения миниатюрной композиции .240-256

Выводы по 5 главе .257

Заключение 258-261

Список литературы 262-295

Теоретико-методологические основы изучения предпосылок возникновения миниатюрной композиции

Рассматривая миниатюрную композицию как составную часть творческого проекта, построим теоретическое обоснование, в котором творческий потенциал художников-педагогов влияет на процесс их подготовки как будущих учителей изобразительного искусства.

Миниатюрная композиция является универсальной, она применяется в реалистическом и декоративном направлении, в графической и живописной технике с целью выявления наиболее яркого проявления творческих способностей у будущих художников-педагогов.

Творческий проект подразумевает информационно-исследовательский этап (конструктивно-поисковой работы):

- выбор и обоснование тематики, выявление проблемы;

- осуществление проектирования, то есть плана действий;

- самостоятельная поисковая работа будущих художников-педагогов.

Второй этап композиционно-оценочной работы, то есть практической, которая представляет собой индивидуальную (или в группе) работу над созданием творческого задания, создание и оформление папки проекта средствами миниатюрной композиции. Для третьего этапа характерна рефлексия.

Четвёртый – презентативный этап – подразумевает выполнение презентации и защиту творческого проекта. Работа над творческим проектом направлена на решение художественно-значимой проблемы: информационно исследовательской, композиционно-оценочной, рефлексивной и презентативной.

Поисковая работа будущих художников-педагогов осуществляется самостоятельно и начинается с изучения исторических данных. Мы остановимся на дисциплинах изобразительного (живописно-графического) характера.

Миниатюрная композиция как структура, объединяющая все её элементы, способствует созданию грамотно построенного художественного произведения, способствующего разрешению проблемы развития творческого потенциала будущих художников-педагогов.

Известный живописец и архитектор эпохи Возрождения Леон Батист Альберти огромное значение придавал композиции. Композиционный поиск является воплощением композиционного творчества в целом, так как играет важную роль в практической работе каждого из художников. «Литературно-теоретическое наследие» В. А. Фаворского представляет собой сборник теоретических работ, в которых огромное значение он придавал таким художественным категориям, как конструкция и композиция.

Е. А. Кибрик рассматривал создание «конструктивной идеи» картины, выявляя композицию как конструкцию.

Миниатюрная композиция создаёт условия высокой концентрации творческих сил и нацеливает художника-педагога на оригинальное композиционно-образное решение идеи.

Многие художники имели свою точку зрения на композиционный процесс. Например, Н. Н. Крымов видел композицию в качестве творческого процесса, направленного на поиск замысла и художественного образа.

Н. Н. Волков писал, что композиция есть построение, которое выявляет смысловые связи, а целостность является родовым признаком композиции. П. П. Кончаловский утверждал, что „композиция есть начало и конец произведения”.

Е. В. Шорохов определил композицию как процесс сочинения и составления его частей во взаимосвязи друг с другом. Считал наиболее важным использование своеобразного комплекса средств с целью раскрытия содержания и композиционного замысла.

По определению А. В. Свешникова, композиция – это «формальная организация художественных элементов с добавлением определённых конструктов, с помощью которых выявляется способ открытия нового художественного опыта в области композиции».

Композиция как процесс творческой деятельности предполагает визуализацию художественного образа.

Для многих художников и учёных приёмы представления являлись точкой отсчёта в общей структуре воображения. Например, характерной чертой многих гениев является их способность визуализировать, то есть представлять образы, а затем воплощать их в реальном произведении. Такие люди, как Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Вольфганг Амадеус Моцарт, приписывали свою творческую гениальность своей способности визуализировать.

Теоретико-методологические основы изучения миниатюрной композиции осуществляются с опорой на исторические корни с целью развития творческого потенциала художников-педагогов.

Многие методисты, к ним относится и В. С. Кузин, приложили много сил к раскрытию психологических основ изобразительного искусства. В учебном пособии «Композиционная структура изображения» А. С. Котляров рассмотрел основные проблемы, связанные с процессом создания и бытия художественной формы в изобразительном искусстве, и проанализировал изобразительные средства художественной выразительности, композиционные структуры ряда известных произведений искусства, а также особенности зрительного восприятия, художественного мышления и творческой практики студентов в сфере живописи и графики.

Книга С. Г. Каплановой «От замысла к законченному произведению» исследует творческий путь русских художников: М. А. Врубеля, К. С. Пётрова-Водкина, В. И. Сурикова.

Автор анализирует методы, которым и достигается оптимальное выражение идеи: совершенство формы, гармония цветового решения, ясность композиционного строя.

Опубликованное учебное пособие Ф. В. Ковалёва «Золотое сечение в живописи» является основным ориентиром исследования. В нём Ф. В. Ковалёва изложены закономерности формообразования в природе и искусстве, зрительного восприятия и композиционного построения изображения, определена роль золотого сечения и его применения при создании целостной гармонической формы.

Ряд учебных пособий был издан выдающимся методистом, профессором Е. В. Шороховым, и посвящен одному из наиболее сложных учебных предметов в подготовке художников-педагогов – основам композиции. Е. В. Шорохов рассматривает теоретические и практические вопросы курса композиции: раскрывает историю развития предмета, основные законы композиции, анализирует композиционные особенности произведений искусства.

Миниатюрная композиция сочетает в себе различные виды творческой деятельности и поэтому является ярким представителем геометрического построения. Каждый из авторов в научных трудах отобразил сущность и перспективы золотого сечения в сфере преподавания художественных дисциплин. Но не все аспекты золотого сечения раскрыты в настоящее время в области миниатюрной композиции. Теоретико-методологическое обоснование системы изучения миниатюрной композиции осуществимо через исторический анализ.

Культурно-историческая эволюция миниатюрной композиции содержит глубокие корни: от древности и по настоящее время.

Искусство первобытного строя – это период формирования основных исторических и художественных закономерностей творческой деятельности первобытных людей.

Всю историю первобытного строя можно подразделить на следующие три периода: первобытного человеческого стада, родовой общины (матриархат и патриархат) и первобытно-соседской общины.

С художественной стороны данный вопрос можно рассматривать на основе художественного материала и техники изготовления орудий труда. Их можно разделить на каменный, бронзовый и железный века. На каждом из этапов первобытное искусство раскрывает нам природу изобразительного творчества, в том числе и миниатюрного. Для этого периода характерен примитивный реализм. Первобытный художник умел подражать самой природе.

В результате чего он приобрёл умение изображать силуэтный рисунок в меньшем масштабе, а также навык переноса изображения на гончарные предметы.

Для гончарного искусства характерным является обмазывание глиной плетёных сосудов, выдавливание углублений в куске глины и т. п. Постепенно широкое распространение получила ленточная (жгутовая) техника. Глиняные жгуты накладывались на форму по спирали, затем сдавливались. Сами же сосуды были грубыми с круглым дном. Их устанавливали в специальном углублении. Изготовление сосудов производилось без гончарного круга.

Творческие способности первобытного человека формировались в различных направлениях художественного творчества: выделка кожи, ремесла по обработке дерева, шкур; плетение. Самые ранние изображения в эпоху палеолита были посвящены животным: лошадям, бизонам, быка, медведям, льва. Таким являлся могучий образ мамонта, который иной раз выполнялся в объёмной, пластической форме, гравировкой на кости или охристой краской (см. рис. 1.1 – 1.2).

Констатирующий эксперимент развития творческого потенциала средствами миниатюрной композиции

Творческий потенциал художников-педагогов направлен на решение творческих целей и задач, композиционный поиск, что является необходимой базой миниатюрного творчества. В 2012 – 2013 учебном году был проведен констатирующий эксперимент с привлечением 100 обучающихся на базе Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского» в г. Ялте. Главной задачей эксперимента было выявление особенностей творческих сил художников-педагогов в процессе обучения проектной деятельности на основе применения миниатюрной композиции. Миниатюрная композиция завершает поисковую работу, раскрывает замысел и образ основной идеи (см. таблица 2.1.1).

I блок- МИНИАТЮРНЫЙ ПЕЙЗАЖ: «Природа Крыма» основан на применении следующих приёмов и методов: практические задания

- консультации;

- поисковая работа;

- практические задания.

Совершенно самостоятельно развивали простую формулировку темы практического задания 73% испытуемых (из 100 человек). Остальные участники эксперимента (27%) связали тематику композиции с образами, подсказанными на компьютерных сайтах и иллюстрациями.

II блок- МИНИАТЮРНЫЙ ПЕЙЗАЖ: « Крымские горы и морские берега» – включал:

- практические задания: наброски с натуры и по воображению, этюды, эскизы;

- консультации, самоанализ.

На пленэре были выполнены быстрые живописно-графические наброски с натуры и по представлению. На основе указанных методов диагностики мы смогли определить уровни изобразительной грамотности и умении художников-педагогов применять на практике собственные теоретические знания.

III блок- МИНИАТЮРНЫЙ ПЕЙЗАЖ Практические задания с натуры и по воображению запланированы по теме «Морские мотивы».

III блок - АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАДИЦИОННОГО И НЕТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДА (см.рис.2.1.12. и рис. 2.1.13.) – включал:

- наблюдение за процессом организации обучения миниатюрной композиции в системе традиционного подхода;

- анализ процесса организации обучения миниатюрной композиции в системе нетрадиционного подхода изучение программ художественной направленности;

- консультации с педагогами;

Миниатюрная композиция.

Нетрадиционная техника исполнения.

Результаты констатирующего эксперимента были проанализированы, начиная с почеркушек, горизонтальных и вертикальных набросков.

Горизонтальные поиски композиции предполагали рассмотрение работ каждого из обучающихся эксперимента во взаимосвязи и позволили выявить особое своеобразие в морских пейзажах: умение наблюдать и фиксировать окружающие объекты, знание основных законов композиции, золотого сечения, использование различных художественных материалов и техник.

Вертикальные поиски композиции позволили сделать упор на воздушную перспективу: передача утреннего, вечернего, дневного и ночного состояния природы. Особое отношение к передаче воздушного пространства.

Исследование позволило составить сводные таблицы с количественными результатами по каждому показателю наблюдения и анализу традиционного и нетрадиционного подхода. Сопоставив результаты учебно-творческой деятельности обучающихся по пленэрной работе, мы установили различные уровни развития творческих сил, что позволило установить перспективы развития миниатюрной композиции. Выводы были сделаны на основе изучения ряда показателей практической миниатюрной деятельности. Это четыре уровня: «высокий», «средний», «удовлетворительный», «низкий».

Итак, уровни и показатели развития творческого потенциала художников-педагогов представляют собой следующие этапы:

1. Создание художественного образа в миниатюрной композиции.

2. Применение законов и правил геометрического построения.

3. Проявление творческих сил художника-педагога в поисковом процессе работы.

4. Осуществление наблюдательности, зрительной памяти в процессе создания миниатюрной композиции.

5. Использование выразительности художественных материалов для передачи образной характеристики мини-композиции.

6. Формирование тональной проработки с целью выявления объёмной формы.

7. Использование художественных приёмов и их комбинации с целью выявления выразительных, цветовых отношений в мини-композиции.

8. Поиск колористического решения с учётом эмоционально-сюжетного настроя мини-композиции.

9. Умение обобщать на основе анализа произведений различных мастеров-миниатюристов.

10. Владение основами рисунка, живописи, композиции и их применение на практике.

Цель программы «Развитие творческого потенциала в процессе проектного обучения средствами миниатюрной композиции» – это готовность художника-педагога использовать систематизированные знания для решения научно-исследовательских задач, что способствует становлению профессиональной компетентности и раскрытию творческих сил обучающихся, способности руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся. Задачи:

- получить представление о проектном обучении;

- овладеть способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;

- овладеть технологиями поискового сбора, обработки и использования информации в учебной и профессиональной деятельности;

- уметь формулировать проблему, гипотезу, планировать проектный продукт;

- уметь разрабатывать и осуществлять поиск проектирования;

- быть способным применять художественные и педагогические приёмы проектного обучения и методически адаптировать результаты своего научного исследования к условиям образовательной среды, руководить учебно исследовательской деятельностью обучающихся.

Профессиональная подготовка будущих учителей изобразительного искусства на основе эвристического подхода

Учитель изобразительного искусства сочетает в себе художественно-педагогические качества, живописно-графические умения и широкие возможности в использовании изобразительных средств. Он обладает навыками руководства разными видами занятий в высшей школе. Потенциал подразумевает собой возможности и средства, которые могут быть приведены в действие при достижении определённых целей и задач: совокупные возможности индивида (художника-педагога), организации (курс миниатюрной композиции). Российский психолог Борис Теплов предложил рассматривать развитие личности и проявления творческого потенциала следующей классификацией:

- способности;

- одаренность;

- талант;

- гениальность.

Если талант можно развивать и совершенствовать, то проявление гениальности не гарантировано, даже если предприняты серьезные усилия. Например, в высшей школе проводят занятия по курсу истории искусств в группах художников и музыкантов. На первый взгляд, это прекрасная интегрированная форма проведения лекции. Однако, музыканты скучают и им менее интересна такая лекция, в которой не звучит музыка, нет пересечения информации с музыкальной терминологией. Значит, преподаватель должен быть более компетентным в области искусств, чтобы суметь заинтересовать ту и иную сторону обучающихся. Посещение художественных выставок, общение с художниками, музыкантами, актёрами способствует созданию необходимой среды, воздействует более эффективно на формирование творческих сил у будущих студентов-гуманитариев. Поэтому проявление приобщения к системе художественного языка всегда присутствует в процессе становления художественной личности. Зрительный опыт играет важную роль в становлении будущего художника-педагога. Потенциал обучающегося формируется из нескольких педагогических дефиниций: активность, актуальность, возможности, условия.

Активность художника — это динамическое свойство творческой деятельности, служащей в качестве источника преобразования.

Актуальность олицетворяет значительность и злободневность того или иного явления, процесса и т. п. Возможности охарактеризованы наличием благоприятных обстоятельств.

Условие — это и есть благоприятное обстоятельство, способствующее раскрытию основной идеи. При наличии этих четырех составляющих мы можем говорить о творческом потенциале.

Творческий потенциал (от лат. potentia — сила, источники) средства, запасы, которые могут быть «спящими», а могут быть приведены в действие в зависимости от условий, использованы для достижения определённой цели и решения творческих задач. Существует как внешняя, так и внутренняя структура понятия потенциала. Поэтому отсутствие формирования и развития творческого потенциала говорит о неиспользовании всех его составляющих. Художник узнаваем по специфическим признакам, то есть индивидуальным особенностям своих творческих работ. Например, к основным признакам узнаваемости художника мы можем отнести тематический характер композиций или определённый образ мышления, выбор художественных материалов или технических средств.

Рассмотрим основные этапы выполнения миниатюрной композиции:

- идея, тема;

- поисковый материал по теме;

- эскизы, этюды;

- определение формата, размера;

- центр композиции;

- графическое и цвето-тональное решение мини-композиции;

- выполнение картона;

- деталировка;

- обобщение;

- оригинал.

Технические средства миниатюрной композиции, которые могут быть мобилизованы, другими словами, приведены в действия художником в процессе творческой деятельности. Выделим технические средства, которыми пользуется художник в миниатюрной композиции:

- художественные материалы;

- художественные инструменты;

- художественные приёмы (техника рисунка и живописи, приёмы

изображения художественными материалами).

Художественные материалы являются составной частью технических средств.

Техникой миниатюрной композиции является сочетание художественных средств и приёмов, а также их комбинирование. Итак, перечислим живописные приёмы работы в традиционной миниатюрной композиции (в реалистическом направлении):

- а ля прима (в один приём);

- лессировка (многослойная);

- живопись мазком;

- текущая живопись (заливками);

- по-сырому.

И традиционной миниатюрной композиции (в декоративном направлении):

- пуантилизм (маленькими точечками);

- мозаичная живопись;

- кубизм ( изображения геометрическими фигурами);

- украшения, декоративные узоры в миниатюрной композиции и другие. Графические приёмы используют мягкие и твёрдые материалы. Эвристическая деятельность является элементом творческого мышления, поэтому разнообразие поставленных задач расширяет возможности познания эвристической деятельности.

Эвристика на основе изучения миниатюрной композиции является методологией данного научного исследования. Она основана на открытии, где наводящие вопросы представляют собой систему обучения, состоящую из догадок. Эвристическая деятельность имеет определённые толкования:

- совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины;

- метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности.

Сократические беседы представляли собой диалогическое общение. Научные аспекты эвристического обучения нашли свое отражение в педагогических трудах А. Дистервега, Д. Дьюи, Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского.

Сложность преподавательского труда заключается в том, чтобы найти «золотую середину» в общении между педагогом и обучающимся. Это путь к каждому студенту, чтобы создать необходимые, методико-педагогические условия для развития творческих способностей и самореализации будущих художников-педагогов.

В учебных вузах благоприятными условиями стало творчество и разработка методик активизации творческого процесса. «Эврика!» – это восклицание, связанное с древних времён с ученым и изобретателем Архимедом. Понятие «эвристика» связана Архимедом, который воскликнул «Эврика!».

«Эвристическое мышление» относятся к творческой деятельности. Однако в научно-техническом творчестве эвристику считают абстрактно-аналитической наукой, которая связана с психологией научного творчества. Считается, что эвристика изучает научные задачи, которые требуют от обучающегося сообразительности.

Сравнительный эксперимент традиционных и нетрадиционных приемов выполнения миниатюрной композиции

Важным фактором в системе подготовки художников-педагогов является развитие творческого потенциала средствами миниатюрной композиции, которая эффективно справляется с вариативностью решения проблемы.

Результаты создания миниатюрных композиций в условиях творческого проекта требуют знаний специфической характеристики традиционных и нетрадиционных приемов работы в сфере миниатюрной композиции. Для этого необходимо различать особенности традиционных и нетрадиционных приемов.

Все виды мышления взаимосвязаны между собой: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Творчески мыслящий человек способен быстрее решать поставленные перед ним задачи. Он способен обеспечивать себе большую свободу выбора при организации творческой деятельности.

Принцип мышления у художника заключается в мышлении пропорциями. Поэтому из всех пропорций, которыми он всегда пользовался, мы выделим золотую пропорцию как обладающую универсальными изобразительными свойствами.

Говоря о единстве противоположностей (добро и зло, светлое и тёмное и т. п.), отрезок, поделенный по золотому сечению, можно представить как большую его часть, окрашенную в чёрный цвет и меньшую — в белый цвет.

В результате чего отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части.

Раздел «Упражнения по карточкам» ставит своей целью прежде всего формирование целостного восприятия модели, выявление образной сути изображаемого, умение быстро изображать объект и стилизовать его из реалистической в декоративную форму.

В практической работе необходимо использовать все виды набросков (с натуры, по памяти, по представлению, комбинированные наброски), а также различные изобразительные материалы. Выполненные набросков способствует выявлению тематических мотивов для выполнения их стилизации по геометрическим схемам.

Важным этапом художественного обучения является графический портрет, не случайно он считается одним из самых сложных и вместе с тем значительных звеньев в развитии образного восприятия, профессиональных компетенций и научных знаний в области анатомии, перспективы, золотого сечения.

Рисование портрета не ограничивается передачей внутреннего сходства.

Главная задача - передача характерных особенностей того, чей портрет рисуют. Выявление художественно-образной сути модели осуществляется на основе изучения объективных закономерностей строения головы человека и золотого деления. Изображение натуры требует не упускать важного анализа, который отвечает за внутренний мир позирующего человека.

Заключительным этапом рисования является изображение фигуры человека в различных условиях пространственной среды, освещения, ракурсах. Этот сложный и содержательный раздел рисования с натуры концентрирует в себе понимание сути основ изобразительной грамоты в создании соответствующего графического, художественного образа.

В разделе по рисованию фигуры человека предполагается работа по поиску и решению идейно-тематической основы самой композиции, определяющей тему, сюжет, замысел; композиционное строение групп фигур и отдельных персонажей, их взаимодействие и смысловая нагрузка.

Изображение фигуры человека начинается с рисования скелета, анатомической гипсовой фигуры, живого человека, двухфигурных композиций с ярко выраженным сюжетным содержанием.

Наиболее важным для художника является его умение наблюдать, поэтому особое внимание в проектной деятельности хотелось бы уделить выполнению композиционного поиска, который включает в себя наброски, зарисовки, эскизы, этюды и фор-эскиз, который представляет собой своеобразный очерк.

Жанр как вид художественного произведения, как правило, охарактеризован определенной темой. К жанрам относится миниатюрный пейзаж. Он бывает: морской, деревенский, архитектурный, городской, по временам года. Миниатюрный натюрморт содержит изображение предметов: цветов, дичи, посуды. Миниатюрный портрет – это изображение человека, анималистический – изображение животного, а также бытовой представляет собой изображение жизни людей. Батальный – изображение военных действий, сказочно-былинный – изображение сказочных героев, исторический – изображение исторических событий, книжный – изображение героев литературы, музыкальных и т. п.

Для того, чтобы разобраться в роли миниатюрных композиций среди остальных видов искусства, необходимо дать краткую характеристику каждому из них.

Главным источником получения знаний и практических навыков в изобразительном искусстве является систематическое и последовательное рисование. Оно предусматривает изображение объектов окружающего мира с натуры, по памяти и представлению.

При работе с натуры, по памяти и представлению можно выполнять как быстрые наброски, так и более продолжительные зарисовки и эскизы.

Итак, владение наброском позволяет быстро зафиксировать замысел, а также служить эффективным средством познания окружающей действительности.

Набросок – это обобщенное изображение, отличающееся краткосрочностью. Характерная особенность наброска – простота, обобщенность, передача формы объекта. Существуют различные типы набросков:

1. Наброски, исполняемые с натуры могут быть совмещены с параллельным наблюдением или фиксацией факторов влияющих на изображения.

2. Наброски, выполненные комбинированным способом (сначала с натуры, а затем – по памяти).

3. Наброски, исполняемые по памяти, то есть после наблюдения для закрепления в сознании будущего художника-педагога зрительных восприятий.

4. Наброски по представлению, способность изображать конкретно ранее воспринятые объекты окружающего его мира.

5. Наброски, выполненные комплексным способом с применением всех вышеперечисленных способов работы.

6. Наброски рисунка по воображению – воплощение творческого замысла в качестве художественного образа при соединении собственных представлений об объектах окружающей среды.

Зарисовка как рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской, служит для собирания материала. Она может быть выполнена для более значительной работы или упражнения.

Зарисовка и набросок похожи на первый взгляд, однако исполнение зарисовки подразумевает детализирование, тем самым она ближе к миниатюрной композиции.

Эскиз (фр. esquisse) выполняется чаще в цвете – это подготовительный набросок этюда или картины.

Эскиз с натуры используется в качестве вспомогательного материала как предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. Конструирование трактует эскиз по-своему как чертеж, выполненный от руки в глазомерном масштабе.

Эскиз – быстрый свободный рисунок, не предполагаемый как окончательная работа, состоящий из множества перекрывающихся линий. Завершением подготовительного этапа является выполнение фор-эскиза.

Этюд ( фр. Etude – «изучение») – это произведение, выполненное с натуры с целью его изучения и проработки цвета, света, формы, перспективы и композиции.