Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике Григорьева Ирина Витальевна

Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике
<
Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Григорьева Ирина Витальевна. Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2002 294 c. РГБ ОД, 61:02-13/1612-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В ОБУЧЕНИИ ДВУХМЕРНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ

1.1. Теоретическое обоснование сущности понятия «творческий потенциал» и его структурные компоненты 16

1.2. Факторы, влияющие на проявление и развитие творческого потенциала личности в процессе обучения .48

1.3. Модель развития творческого потенциала студентов педвуза в обучении двухмерной компьютерной графике 69

1.4. Педагогические технологии развития творческого потенциала студентов в процессе обучения двухмерной компьютерной графике 83

Выводы по 1 -й главе 105

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА ДВУХМЕРНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ

2.1. Организация экспериментального обучения двухмерной компьютерной графике студентов педвуза 110

2.2. Основные критерии и уровни развития творческого потенциала студентов педвуза (констатирующий этап экспериментального исследования) 124

2.3. Продуктивно-деятельностная технология обучения студентов педвуза двухмерной компьютерной графике ( обучающий этап эксперимета) 142

2.3.1. Содержание и организационные формы экспериментального

2.3.2. Методы и методические приемы, содействующие проявлению и дальнейшему развитию творческого потенциала студентов педвуза 157

2.3.3. Система графических заданий 182

2.3.4. Формы контроля учебной деятельности студентов 222

2.4. Анализ результатов экспериментального исследования и динамика развития творческого потенциала студентов после экспериментального обучения 223

Выводы по 2-й главе 242

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 247

БИБЛИОГРАФИЯ 251

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. Принимая во внимание характер произошедших изменений в современном обществе, можно утверждать, что в начале ХХГ века человечество вступило в информационно-компьютерную эпоху, которая в системе образования России находится еще в стадии становления. При этом целевые установки образовательной системы делают приоритетным человеческую личность, которая должна стать главной ценностью. Эти ориентиры подтверждаются результатами исследований теории и практики компьютеризации образования будущих учителей с целью повышения их профессиональной компетенции. На наш взгляд, в графической деятельности студентов педвуза компьютерные технологии могут способствовать наиболее эффективному развитию их личностных качеств, в том числе проявлению и развитию творческого потенциала. Кроме того, компьютерные технологии могут обеспечить единство эмоционально-мотивационных и содержательно-операционных компонентов графической деятельности студентов педвуза благодаря использованию развивающих педагогических технологий и новых компьютерных средств обучения, направленных на поиск оптимальных способов решения учебных графических задач.

Компьютерные технологии позволяют также в диалоговом (интерактивном) режиме наиболее ярко и полно воплотить творческие замыслы студентов, осуществляя компьютерную поддержку дисциплин предметного блока специальности «Изобразительное искусство», в том числе основ черчения и начертательной геометрии, рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства в зоне ближайшего развития за счет вариативности учебных и самостоятельных творческих заданий, способов и средств их выполнения,

В педагогическом вузе творческий потенциал каждого студента проявляется в особом личностном отношении к своей будущей

профессиональной деятельности. Поэтому, использование персонального компьютера как интерактивного средства обучения имеет непосредственное отношение к выявлению потенциальных возможностей будущего учителя и значимых для его профессии личностных качеств, разумеется, при целенаправленном педагогическом воздействии, наличии соответствующих условий и методических средств, направленных на развитие их творческого потенциала. Все это можно реализовать в процессе обучения двухмерной компьютерной графике на базе графического редактора CorelDRAW, с помощью которого можно создавать как двумерные, так и наглядные изображения, в том числе и перспективные проекции. Графический редактор CorelDraw, работающий в среде Windows позволяет также пооизводить пространственные преобоазования. изменять оазмео. цвет, текстуру, освещение и другие характеристики отображаемого объекта, наиболее доступные для начального этапа изучения студентами возможностей компьютерной графики. При этом повышается мотивация и интерес к учению, осознание своего «Я» («Я-концепция»), формируются эвристические процессы мышления, развивается художественное творческое воображение, эстетическое отношение к действительности, внимание, память и др. Иначе говоря, все структурные компоненты творческого потенциала личности. Что особенно важно - у студентов появляется желание самостоятельно выполнять любое задание с наилучшим графическим и художественным эффектом, настраивая их на активную учебно-познавательную деятельность.

Изучение двухмерной компьютерной графики позволяет увеличить поле творчества студента, раскрепощая его образное мышление. При этом различные виды графических изображений (если они эстетически значимые) поддерживают творческую активность студента, усиливают потребность к осмыслению полученных знаний, нацеливают на само-

стоятельный поиск решения проблемы, способствуя не только проявлению, но и развитию творческого потенциала.

По утверждению психологов (Б.М.Мастерова, Т.А.Мерцаловой, Р.С.Немова, ГАЦукермана и др.), потребность в реализации потенциальных возможностей личности актуальна для обучающихся любого возраста. Она определяется ростом самосознания, переходом от внешней детерминации учебной деятельности к саморегуляции и творческому саморазвитию.

Психологические аспекты творческого саморазвития в настоящее
время основательно разработаны Л.СВыготским, И.П.Калошиной,
А.Н.Леонтьевым, А.М.Матюшкиным, Я.А.Пономарёвым,

С.Л.Рубинштейном. Н.Ф.Талызиной и ло. На стоуктуоные компоненты творчества, его специфику и закономерности развития особое внимание обратили такие ученые, как Н.А.Венгеренко, Г.А.Давыдова, М.С.Каган, Б.М.Кедров, МН.Морозов, В.Ф.Овчинников, В.М.Шинкарук, А.Т.Шумилин. В исследованиях М.Г.Гарунова, Л.Я.Зорина, И.П.Данчук, И.Я.Лернера, М.Л.Пальянова, М.Н.Скаткина раскрыты сущность и содержание опыта творческой деятельности как одного из необходимых условий моделирования учебного процесса.

Многими учеными исследовались различные аспекты, сущность и структура творческого потенциала личности (Т.Г.Браже, А.Л.Гайжутис, В.И.Гинецинский, С.Р.Евинзон, Е.В.Колесникова, П.Ф.Кравчук, Ю.Н.Кулюткин, В.А.Лисовская, А.В.Мартынюк, М.Г.Мерзлякова, В.А.Моляко, Л.Н.Москвичева, В.Ф.Овчинников, Г. Л.Пихтовников, А.И.Санникова, А.П.Тряпицына, Е.Л.Яковлева, Н.М.Яковлева и др.). Также активно рассматривалась проблема формирования и развития творческого потенциала обучающихся в отечественных исследованиях (В.А.Варданян, И.П.Волков, С.Г.Глухова, Е.А.Глуховская, О.В.Голубое, Н.Б.Дворцова, О.А.Деноткина, И.В.Дубровина, А.Ю.Козырева,

В.В.Коробкова, Н.С.Лейтес, А.АМелик-Пашаев} В.Э.Чудновский, В.С.Шубинский и др.) и за рубежом (Дж.Гауэн, Дж.Гилфорд, Ф.Джексон, К.Тейлор, П.Торренс, Д.Льюисом и др.). Причем, исследования Л.К.Веретенникова, С.ЮХацук, О.В.Голубова, П.Ф.Кравчук, М.Г.Мерзляковой, Л.В.Мещеряковой, В.Г.Рындак, О.Г.Степановой, Т.И.Торгашиной непосредственно посвящены проблеме развития творческого потенциала личности студентов.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы
показал, что развитие творческого потенциала может осуществляться в
различных видах деятельности: учебной, общественной, трудовой,
художественной и др. При этом, многие ученые (В.И.Андреев,
Б.Г.Ананьев. Л.Б.Богоявленская. В.В.Давыдов. Л.С.Выготский,
Н.Н.Калошина, В.С.Кузин, Я.А.Пономарев, Д.Б.Эльконин,

И.С.Якиманская и др.) считают, что в развитии творческого потенциала личности основной и ведущей является учебно-познавательная деятельность, которая в большей степени, чем другие, дает возможность проявить все свои личностные качества.

В связи с тем, что в структуру творческого потенциала входят способности, немаловажное значение для нашего исследования имеют работы Л.Н.Анисимовой, Н.С.Боголюбова, В.А.Гервера, В.П.Зинченко, Е.И.Игнатьева, С.Е.Игнатьева, Ю.ФКатхановой, Е.И.Корзиновой, В.С.Кузина, В.К.Лебедко, М.Н.Марченко, А.А.Павловой, Н.Н.Ростовцева, Н.П.Шабанова, О.П.Шабановой, Е.В.Шорохова, посвященные вопросам их развития у школьников и студентов педвуза, особенно в художественно-графической деятельности.

Рассматривая возможности проявления и развития творческого потенциала личности, мы проанализировали также психолого-педагогические исследования теории и практики решения проблемы развития личности в учебно-познавательной деятельности с использованием

информационных и компьютерных технологий - В.Ю.Волкова, Р.Гмох,
С.И.Гудилиной, АЛ.Денисова, Р.И.Круподерова, Г.А.Кручининой,
М.Н.Марюкова, Г.В.Рубина, А.В.Смирнова, Б.Е.Стариченко,

Г.В.Черемных, Т.Ш.Шихнобиевой, В.Ф.Шолохович и др.

Научные основы развивающих технологий, способствующие развитию личности обучающихся, даны в трудах К.Я.Вазиной, О.И.Котляровой, Н.Е.Можар, СВ.Панюковой, Е.И.Рогова, О.К.Филатова, Р.Ш.Царевой, Т.И.Шалавиной, Р.Х.Шаймурданова, И.С.Якиманской и др.

Таким образом, сложились объективные предпосылки для теоретического рассмотрения проблемы развития творческого потенциала студентов педвуза, подготовки их к творческому саморазвитию в учебно-познавательной деятельности с использованием в обучении компьютеоных технологий.

Вместе с тем, анализ научно-методических исследований и существующей практики обучения студентов педвуза позволил установить, что проблема развития их творческого потенциала на примере обучения двухмерной компьютерной графике еще никем не ставилась как самостоятельная цель исследования.

Проведенный нами мониторинг состояния подготовки студентов педвуза по компьютерной графике выявил противоречия, обусловленные несоответствием между:

объективной потребностью общества в профессионально компетентных кадрах для школы и других учебных заведений, владеющих компьютерными технологиями, способных к саморазвитию своего творческого потенциала в предстоящей педагогической деятельности и недостаточным уровнем его развития у выпускников педвуза;

квалификационными требованиями, предъявляемыми к личностным качествам студентов педвуза и отсутствием специальных педагогических технологий, обеспечивающих их развитие.

Эти противоречия обозначили проблему исследования, пути ее научно-методического обоснования, разработку и экспериментальную проверку педагогической технологии, направленную на проявление, реализацию и развитие творческого потенциала студентов педвуза в обучении двухмерной компьютерной графике.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в дидактическом и методическом плане обусловила выбор темы настоящего исследования: «Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике».

Цель исследования - разработать и научно обосновать теоретическую модель развития творческого потенциала студентов педвуза, определив пути ее реализации в продуктов но-деятельностной технологии обучения двухмерной компьютерной графике.

Объект исследования - учебная деятельность студентов педвуза в процессе изучения двухмерной компьютерной графики.

Предмет исследования - процесс развития творческого потенциала студентов педвуза на занятиях двухмерной компьютерной графикой (на примере студентов художественно-графического факультета Mill У, факультета «Живописи и декоративно-прикладного искусства» МОСПИ).

Теоретический анализ публикаций и научно-методических исследований, а также предварительные эксперименты по указанной проблеме позволили сформулировать гипотезу исследования, которая формулируется следующим образом: процесс развития творческого потенциала студентов педвуза в обучении двухмерной компьютерной графике станет более эффективным, если:

учебная деятельность будет адекватна разработанной теоретической модели развития творческого потенциала личности, базирующейся на следующих взаимосвязанных компонентах: исходного творческого потенциала студентов (задатки, способности, предпосылки к творческой

деятельности и др.); личностных факторах, влияющих на проявление и развитие творческого потенциала (мотивации, эмоциональности, воли, «Я-концепции», самопознании, самоконтроле и др.); творческой деятельности, базирующейся на активности, потребности и стремлении студентов к самостоятельному поиску решения поставленной проблемы, свободном выборе творческих заданий, умении оформлять замыслы в графическом или художественном виде и др.;

используется продуктивно-деятельностная технология обучения, включающая:

интеграцию содержания обучения двухмерной компьютерной графики с другими дисциплинами предметного блока специальности «Изобразительное искусство» r пиелелах отдельных разделов:

фронтальность и индивидуальность учебной деятельности, направленной на проявление творческого потенциала студентов. Причем, фронтальное обучение постепенно перерастает в индивидуальную форму, развивая и закрепляя творческие потенции студента на более высоком уровне; общеобразовательную направленность двухмерной компьютерной графики, базирующейся на связи с другими специальными дисциплинами (основами черчения и начертательной геометрии, перспективы, декоративно-прикладного искусства и др.) через выполнение творческих учебных заданий;

индивидуальную программу учебной деятельности каждого студента;

эмоционально-ценностную установку на художественное творчество;

поэтапное выполнение специальных тренировочных упражнений для работы с компьютером;

- единство требований к качеству учебной деятельности, как
важный признак ее управляемости с точки зрения слабых звеньев обучения
и определения уровней развития у студентов творческого потенциала;

применяются специально разработанные учебно-методические средства обучения:

система графических заданий (репродуктивного (тренировочные упражнения и учебные задания), поискового (вариативные задания) и продуктивного (творческого) характера);

учебное пособие «Компьютерная графика» как носитель информации с целью реализации образовательных w развивающих функций обучения.

Пюоблема. цель, предмет и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость постановки и решения в процессе исследования следующих задач:

  1. Выявить состояние проблемы развития творческого потенциала личности, определив его сущность, структурные компоненты, а также основные критерии, определяющие уровень его проявления и развития в процессе изучения студентами педвуза двухмерной компьютерной графики.

  2. Определить личностные факторы, влияющие на проявление и развитие творческого потенциала студентов педвуза в учебно-познавательной деятельности.

  3. Разработать и теоретически обосновать модель развития творческого потенциала студентов, выявив ее основные структурные компоненты. На базе этой модели определить педагогическую технологию обучения, способствующую развитию их творческого потенциала в процессе изучения двухмерной компьютерной графики,

  4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной теоретической модели развития творческого потенциала и

технологии обучения студентов педвуза двухмерной компьютерной графике.

Методологической основой исследования являются: теория познания; теория информации и новых информационных технологий;

психологические работы о закономерности, процессе, структуре и регулятивной функции учения; исследования зависимости познавательных и мотивационных изменений человеческого учения от внешних факторов (характера задания, его структуры, социального влияния, наличия творческого потенциала и др.); теории деятельности и развивающего обучения; теория творческого саморазвития личности; труды ученых о роли учебно-познавательной деятельности в развитии личностных качеств обучающихся; исследования проблем развития творческого потенциала личности в процессе продуктивной (творческой) учебной деятельности; ведущие психолого-педагогические концепции педагогических технологий; научно-методические работы по теории и практике художественно-графического образования.

Методы исследования: системный анализ проблем профессионального педагогического образования; теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта и инновационных технологий обучения компьютерной графике; анализ. учебно-методических материалов по компьютерной графике, творческих, курсовых и дипломных работ студентов; личные наблюдения автора за учебно-воспитательным процессом и непосредственное участие в нем; анализ творческой деятельности студентов ХГФ МПГУ и МОСПИ на занятиях по компьютерной графике; беседы и интервьюирование; тестирование; анкетирование; педагогический эксперимент; анализ, статистическая обработка и обобщение результатов экспериментального обучения.

Исследование включало три этапа.

Первый_этап (1997 - 1998 гг.) носил организационный характер. Изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике работы различных учебных заведений. Намечены и разработаны теоретические предпосылки исследования, сформулированы гипотеза, проблема и задачи исследования. Разработаны методологические и теоретические основы исследования, определена его структура, дано теоретическое обоснование проблемы развития творческого потенциала студентов педвуза в обучении компьютерной графике. Проведен поисковый эксперимент с целью выявления наиболее эффективных педагогических технологий обучения, способствующих наиболее полному проявлению и развитию творческого потенциала студентов педвуза ч пооиессе изучения двухмеоной компьютерной графики.

Второй этап (1998 - 1999 гг.) включал в себя теоретическое обоснование психолого-педагогических факторов, влияющих на развитие творческого потенциала студентов педвуза. Выявлялись основные критерии и уровни развития у студентов творческого потенциала (констатирующий эксперимент). Разрабатывались и отбирались наиболее эффективные упражнения и задания, направленные на проявление творческого потенциала студентов в процессе изучения двухмерной компьютерной графики. Апробировалось содержание учебной программы курса: «Двухмерная компьютерная графика на базе графического редактора CorelDraw» для студентов художественно-графического факультета Ml 11 "У, а также факультета живописи и декоративно-прикладного искусства и народных промыслов МОСПИ.

Третий этап (1999 - 2001) — это период экспериментальной апробации продуктивно-деятельностной технологии обучения студентов педвуза двухмерной компьютерной графике (обучающий и контрольный эксперименты). Определялась эффективность применения специально

разработанных упражнений для работы с графическим редактором, апробировались комплекс вариативных заданий и учебно-методическое пособие с целью развития творческого потенциала в процессе обучения. Анализировались творческие, курсовые и дипломные работы студентов, статистически обрабатывались и обобщались результаты экспериментального обучения, подводились итоги исследования. Разрабатывались методические рекомендации по внедрению полученных результатов исследования в педагогическую практику.

Экспериментальной базой был художественно-графический факультет МПГУ,- факультет «Живописи и декоративно-прикладного искусства и народных промыслов» Московского социально-педагогического института. В обшей сложности экспериментальным исследованием было охвачено более 400 студентов. Экспериментальная работа проводилась в соответствии основными направлениями научных исследований «Школы наукоемких информационных технологий художественно-графического образования», осуществляемой кафедрой -начертательной геометрии и черчения МПГУ.

Научная новизна исследования:

  1. Уточнено понятие «творческий потенциал», применительно к будущим учителям изобразительного и декоративно-прикладного искусства, определяемое совокупностью личностных качеств и способностей к творчеству, обуславливающих мотивационную готовность к осуществлению художественно-графической деятельности и обеспечивающие возможность ее реализации нестандартными способами, достигая результатов высокой степени новизны и оригинальности. В итоге, побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.

  2. Определены компоненты творческого потенциала личности студента художественно-графического факультета:

мотиващонно-личностный, характеризующий наличие потребности студентов в творческой деятельности (реальных и потенциальных побудителей творчества (мотивов, интересов, целей личности, самореализации в преобразующей творческой художественно-графической деятельности);

процессуально-операционный, характеризующий возможность творческого самовыражения в постановке и решении проблем за счет развитых художественно-графических способностей, образного мышления, художественно-творческого воображения, свойств зрительной памяти, эстетического отношения к действительности, воли и др.);

деятельностный, характеризующий степень познавательной самостоятельности и творческой активности студентов, посоелством которых осуществляется развитие творческого потенциала личности (переход из потенциального состояния в реальное), обусловленные хорошей теорети-ческой подготовкой, умениями видеть проблему, ставит цели, прогно-зировать и предвосхищать результаты, а также умением -проводить деятель-ность поискового характера.

  1. Выявлены личностные факторы, влияющие на развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компью-терной графике (мотивационный, эмоциональный, волевой, осознание своего «Я» («Я-концепция»), фактор самооценки, самопознания (рефлексия), саморегуляции, самоконтроля).

  2. Предложена теоретическая модель развития творческого потенциала личности в процессе обучения, включающая исходный творческий потенциал, факторы и условия, влияющие на проявление и развитие творческого потенциала у студентов педвуза, а также компоненты учебно-познавательной деятельности, носящей творческий характер.

  1. Экспериментальным путем определены критерии для выявления уровней развития творческого потенциала студентов педвуза в обучении двухмерной компьютерной графике на основе его структурных компонентов: мотивация^ выступающая ведущим критерием развития мотивационно-личностного компонента; креативность^ уровни развития которой определяют развитость процессуального-операционного компонента; познавательная, самостоятельность и творческая активность, степень развитости которых обуславливала развитие деятельностного компонента.

  2. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена продуктивно-деятельностная технология обучения студентов педвуза двухмерной компьютерной графике, содействующая пооявлению и дальнейшему развитию их творческого потенциала, включающая цели, задачи, методы, методические приемы, формы организации, средства обучения, соответствующие специфике учебной деятельности студентов.

  3. Предложены критерии разработки системы графических заданий (репродуктивного, поискового и творческого характера), ориентированной на формирование творческой деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен вклад в разработку психолого-педагогических основ развития творческого потенциала студентов педвуза в обучении компьютерной графики путем создания научно-обоснованной теоретической модели этого развития. Предложенная в данном диссертационном исследовании продуктивно-деятельностная технология, а также экспериментально апробированные средства обучения могут служить основой для дальнейшей теоретической разработки проблемы совершенствования учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения технической и компьютерной графики в педвузах, средних специальных учебных заведениях и школах.

Практическая значимость исследования заключается в подготовке экспериментальной учебной программы по двухмерной компьютерной графике на базе графического редактора CorelDRAW, разработке учебно-методического пособия «Компьютерная графика» для студентов ХГФ, создании комплекса учебных тренировочных упражнений по изучению и выработке графических навыков работе с компьютером, разработке системы заданий, носящих репродуктивный, поисковый и творческий характер и других средств обучения. Все это может использоваться на занятиях по компьютерной графике, курсах по выбору студентов, специализации «Компьютерная графика» с целью формирования профессиональных и личностных качеств студентов, а также повышения эффективности их подготовки к гтедстояшей педагогической деятельности адекватной современным требованиям.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов, соответствующих целям и задачам исследования с опорой на эмпирические данные, их репрезентативностью и статистической значимостью.

Апробация результатов исследования и их внедрение. Основное содержание исследования и отдельные результаты обсуждались на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы Московского педагогического государственного университета (1997-2002 гг.), на международных научно-практических конференциях: «Информационные технологии в образовании» (ИТО-1998/99), «Компьютерные технологии в образовании» (ВВЦ, 1999 г.), на Московских городских научно-практических конференциях «Образовательные технологии XXI века» (2001-2002 гг.); на заседаниях Ученого совета ХГФ (1999-2001 гг.) и кафедры начертательной геометрии и черчения МПГУ (1998-2002 гг.).

Комплекс тренировочных упражнений для выработки графических умений создания и моделирования объектов с помощью компьютера; система вариативных заданий, направленная на постепенный перевод деятельности обучающихся с репродуктивного и поискового уровня на самостоятельный (творческий), а также учебное пособие «Компьютерная графика» внедрены в практику обучения студентов художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета и факультетов «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Московского социально-педагогического института. Основные идеи и результаты исследования отражены в13 публикациях, общим объемом более 2,7 п. л.

На зашита выносятся:

  1. Теоретическая модель, представленная исходными компонентами проявления и развития творческого потенциала, основными личностными факторами, способствующими развитию творческого потенциала, а также учебно-познавательной деятельностью, носящей творческий характер обучения студентов педвуза двухмерной компьютерной графике.

  2. Продуктивно-деятельностная технология обучения студентов педвуза двухмерной компьютерной графике, нацеленная на проявление и развитие их творческого потенциала. Данная технология предусматривает целостную педагогическую систему, включающую цели, задачи, методы обучения, формы организации, характер деятельности студентов, комплекс средств обучения и контроль эффективности и качества выполнения студентами учебных и творческих заданий по двухмерной компьютерной графике на базе графического редактора CorelDraw,

  3. Основные критерии, определяющие уровни проявления творческого потенциала студентов педвуза в обучении двухмерной компьютерной графике.

Теоретическое обоснование сущности понятия «творческий потенциал» и его структурные компоненты

Понятие «творческий потенциал» в современных психолого-педагогических исследованиях характеризуется многозначно, являясь предметом пристального внимания, как теории, так и практики процесса обучения.

Потенциал (от лат. potentia — возможность), с точки зрения психологии, указывает на степень скрытых возможностей в каком-либо отношении, а также на совокупность имеющихся ресурсов личности для определенной деятельности. Потенциал часто носит скрытый характер, не ГГООЯБ-ляющийся сам по себе без определенных условий [171]. Иначе говоря, потенциал является совокупностью средств, которые могут быть использованы с какой-либо целью в случае необходимости [95].

С понятием "потенциальное" тесно связано понятие "актуальное", которое ряд исследователей [1S4] рассматривают как действующие в тех или иных условиях особенности личности, которые являются реализацией свойств, находящихся в латентном состоянии. Актуализация способствует созданию новых "продуктивных" системных свойств, новых мотивацион-ных характеристик поведения и деятельности.

При этом одно переходит в другое и реализует его. Переход и реализация обусловлены как субъективными, личностными особенностями, так и объективными условиями.

Между творческим потенциалом (потенциальное) и актуализированными творческими возможностями (актуальное) существуют отношения, аналогичные отношениям категорий "возможное" и "действительное" в структуре личности.

Следовательно, можно утверждать, что развитие личности происходит от потенциального к актуальному.

Итак, под потенциальными свойствами личности понимаются ее возможности, которые существуют иногда в скрытом виде и могут проявиться, т.е. быть реальностью при определенных условиях, С другой стороны, потенциальные возможности человека выступают как результат его развития или как сложное системное образование, которое заключает в себе новые движущие силы для дальнейшего развития личности.

Определяется потенциал через готовность к осуществлению различного вида деятельности, а также через возможность достижения прогнозируемых уровней личностного развития. Психологи считают, что потенциал составляет формирующуюся внутреннюю структуру личности, в которой интерпретируются общие способности человека как индивида и специальные как субъекта деятельности. Так, например, по мнению М.С.Кагана, человек как индивид, личность и индивидуальность характеризуется различными видами потенциала:

гносеологическим (что и как он знает);

аксиологическим (что и как он ценит);

творческим (что и как он созидает);

коммуникативным (с кем и как общается);

художественным (каковы "его художественные потребности и как он их удовлетворяет).

В соответствии с проблемой исследования нас в большей степени интересует творческий потенциал, который в психологической литературе рассматривается как рядоположенное понятие одаренности творческой личности или целостная совокупность потенциальных возможностей, которые могут быть реализованы практически с последующим развитием личности (И.О.Мартынюк, В.Ф.Овчинников и др.). В этой связи развитие творческого потенциала личности является проблемой тесно связанной с другой, более общей проблемой — становления творческой личности. Это утверждение находит свое подтверждение в современных психолого-педагогических исследованиях, показывающих, что творческая личность — это целостное образование, имеющее совокупность качеств, пронизывающих структуру личности и определяющих особенности ее деятельности в различных ситуациях, позволяющих находить неординарные пути решения различных проблем [108].

Как отмечает В.Н.Дружинин, попытки выявить инварианты качеств творческой личности не позволяют, как правило, сделать это с достаточной степенью определенности [40]. Исследования показывают, что, в основном, это всегда комплекс качеств, присущих только данной личности. Иными словами можно констатировать, что набооы качеств личности могут быть разными. Однако все они при определенных условиях подводят личность к одному и тому же результату — нахождению нового решения проблемы. К такому же выводу пришли и такие ученые, как Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и другие, обосновавшие существование реальных и потенциальных состояний структурных компонентов личности, которые могут обеспечить ее мотивационную готовность к решению различных творческих задач [70, 154].

Учеными также доказано, что развитие творческого потенциала личности тесно связано с ее общим развитием. Однако это развитие имеет свои особенности. Так, окружающая обстановка человека, его жизненные личные и профессионально значимые ориентации являются той осью сознания, которая формирует и пронизывает жизненные ситуации, существенно влияя на процесс развития личности и ее творческую деятельность (А.Г.Здравомыслов, В А.Ядов) [44, С. 233].

Факторы, влияющие на проявление и развитие творческого потенциала личности в процессе обучения

Развитие личности предусматривает особую систему регуляции преобразовательной деятельности, основное место в которой занимают направленность и характер человека, задатки, способности, жизненная позиция, интерес, потребности, эмоционально-волевой настрой., стремление, убеждения, самопознание и др. [190]. Развитие всех личностных качеств осуществляется экстенсивным путем в период созревания личности, социологическом развитии, в учебном процессе, целенаправленной тренировки и др., а также интенсивным путем через мобилизацию функционального творческого потенциала для решения значимых для личности задач [45]. При этом творческий потенциал формируется и развивается под влиянием различных факторов (от лат. faktor - делающий, производящий), определяющих меру совпадения причин или обстоятельств с достигнутыми результатами в учебной деятельности при условии четко поставленных целей.

Термин "фактор" в научных исследованиях используется в значении активного действующего начала, движущей силы, детерминирующей ту или иную деятельность. Факторы могут быть стихийными, оказывая несистематическое влияние, а также стабильными, в силу того, что являются специально направленными или организованными.

Развитие творческого потенциала и составляющих его компонентов обусловлено многими факторами. По нашему же мнению, на сегодняшний день особенно важен личностный фактор, которым охватывается совокупность всех возможных проявлений деятельностной сущности человека, его творческой активности и всех возможных последствий осуществляемой деятельности, как на уровне личности, так и на уровне любой работы. Понятие «личностный фактор» соотносится с такими понятиями, как «субъективный фактор», «человеческий фактор», «социальный фактор», «человек», но не совпадает с ними, а отличается от каждого из них в большей или меньшей степени. В философском, мировоззренческом плане понятие «личностный фактор» приближается к понятию «сущность человека», поскольку главное в личностном факторе — проявление активной роли человека, его деятельностной сущности. Важнейшими структурными компонентами личностного фактора являются:

социально-психологические качества (потребности, интересы, мотивы, установки, ценностные ориентации и др.);

уровень общей культуры;

профессионализм и компетентность;

нравственная надежность, уровень дисциплины и ответственности личности;

результаты межличностного и межгруппового взаимодействия и общения, коллективные «образования», морально-психологический климат, «дух команды», чувство принадлежности, лидерство и др.).

С учетом практических задач и потребностей личности, термин личностный фактор» используется для обозначения деятельности человека, его способностей и возможностей, физического, интеллектуального и творческого потенциала. Заметим, что роль личностныйеского фактора приобретает особое значение в условиях социально-экономических преобразований в обществе, а также все более широкого (по крайней мере, в перспективе) применения новейших технологий, в том числе и компьютерных.

Проблема повышения роли личностного фактора многогранна, но одно, несомненно, базовым ее ядром является мотивационная основа деятельности личности. Поэтому мы считаем, главными факторами, которые могут повлиять на развитие творческого потенциала студента педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике будут личностные факторы, к которым можно отнести:

мотивационный фактор; А эмоциональный (фактов:)

волевой фактор;

фактор осознания скосго «Я» (Я-концегщия);

факторы самооценки, самопознания (рефлексия), саморегуляции,

самоконтроля и др.

Мотивационный фактор связан с проблемой детерминирования (закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности) процесса учения, подводящего к выбору определенных форм поведения человека. Здесь уместно поставить вопрос «Почему?», то есть мы должны выяснить — какие движущие силы, тенденции и потребности стимулируют учебную деятельность личности. Заметим, что круг этих проблем является предметом теории мотивации. При исследовании вопросов мотивации отечественная психология опирается на взгляды И.П.Павлова. Из его учеников, главным образом, на взгляды П.К.Анохина, а также на теоретическую концепцию А.С.Выготского [7, 26, 119]. Причем, одни авторы связывают теорию мотивации с теорией учения, другие - с теорией личности. Однако, бесспорно то, что каждый учебный процесс имеет свои мотинационные факторы.

Организация экспериментального обучения двухмерной компьютерной графике студентов педвуза

Экспериментальное обучение студентов двухмерной компьютерной графике осуществлялось на базе Московского педагогического государственного университета (Ml 11 У) и Московского социально-педагогического института (МОСПИ).

Основная цель экспериментальной работы заключалась в экспериментальной проверке теоретической модели развития творческого потенциала и продуктивно-деятельностной технологии обучения, способствующей его развитию у студентов педвуза в процессе изучения двухмерной компьютерной графики.

В задачи экспериментального исследования входило:

1. Провести диагностическое исследование уровня развития структурных компонентов творческого потенциала студентов педвуза на начальном этапе экспериментальной работы.

2. Определить наиболее эффективные компоненты продуктивно-деятельностной технологии, влияющих на развитие творческого потенциала студентов в процессе изучения двухмерной компьютерной графики.

3. Провести динамическое исследование изменения индивидуальных и групповых показателей творческого потенциала студентов (до начала и после завершения экспериментального обучения двухмерной компьютерной графике).

4. Провести сравнительный анализ показателей творческого потенциала обучающихся контрольных и экспериментальных групп до экспериментального обучения и после завершения обучения компьютерной графике.

В качестве экспериментальной базы был взят художественно-графический факультет МПГУ и факультетов «Живопись» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» МОСПИ. В эксперименте принимали участие студенты 1 курса ХГФ — четыре группы по 25 человек (ежегодно). Две группы занимались по традиционной методике, две

- по экспериментальной; две группы студентов МОСПИ факультетов «Живопись» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Для проверки отдаленных во времени результатов эксперимента было вовлечено еще по группе студентов 4 курса ХГФ МПГУ, продолживших изучение двухмерной компьютерной графики (в курсе по выбору студентов).

Всего в экспериментальном обучении участвовало 434 студента. Эксперимент условно можно разделить на четыре этапа. Характерной особенностью первого этапа эксперимента были: разработка содержания, методики пооведения экспериментального обучения, определение методов диагностики, критериев, выявление уровней развития творческого потенциала студентов.

Второй — констатирующий этап предусматривал проведение диагностического исследования развития творческого потенциала студентов до экспериментального обучения. Для этого нами было проведено анкетирование и тестирование студентов 1 курса ХГФ и МОСПИ с целью выявления начального уровня развития творческого потенциала студентов (до изучения двухмерной компьютерной графики).

На третьем этапе осуществлялось экспериментальное обучение, направленное на развитие творческого потенциала студентов в процессе обучения двухмерной компьютерной графике. В содержании и организационных принципах занятий по двухмерной компьютерной графике реализовы-валась продуктивно-деятельностная технология обучения как наиболее соответствующая поставленной цели исследования и описанная нами в теоретической части исследования (см. 1.3), а также выявлялась эффективность этой технологии в экспериментальном обучении. Основными методами исследования на данном этапе были: анкетирование, тестирование студентов, наблюдение за их деятельностью в процессе учебной работы, изучение и анализ выполненных учебных заданий, графических работ, творческих проектов и др.

Аналитическая стадия эксперимента представлена четвертым этапом, где проводился анализ результатов экспериментальной работы и интерпретация полученных данных эксперимента, формулирование выводов и определение перспектив дальнейшей разработки проблемы исследования. Основными методами исследования на данном этапе явились: педаго-гический анализ, педагогический мониторинг, методы математической статистики в процессе обработки результатов эксперимента и др.

Содержание каждого этапа, цели, формы и методы исследования, которые использовались в холе экспериментальной работы, представлены в таблице 3.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы проводилось констатирующее обследование с целью определения исходных уровней развития структурных компонентов творческого потенциала студентов педвуза. Контрольный срез проводился в сентябре 1998 г. в экспериментальных и контрольных группах художественно-графического факультета МПГУ. Результаты контрольного среза заносились в базу данных. На ее основе составлялись индивидуальные карты профилей компонентов творческого потенциала студентов.

Похожие диссертации на Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике