Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой активности студентов ХГФ на занятиях по художественной обработке древесины : (на материале народного декоративно-прикладного искусства Дальневосточного региона) Строков, Вячеслав Петрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Строков, Вячеслав Петрович. Развитие творческой активности студентов ХГФ на занятиях по художественной обработке древесины : (на материале народного декоративно-прикладного искусства Дальневосточного региона) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина.- Москва, 1992.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-1/1362-2

Введение к работе

Актуальность исследования. Декоративно-прикладное искусство занимает особое место в жизни каждого народа, оно связано с его историей, обычаями и обрядами, с хозяйственной и промысловой деятельностью, постройкой жилья и изготовлением одеяды, утвари, орудий труда. Это искусство, хотя и может выполняться одним мастером, создается многовековым коллективным творчеством, где технологические тонкости и приемы обработки материала передаются из поколения о поколение. Оно является копилкой народного опыта, формирующего свое отношение к восприятию мира и всего, что сохраняет и развивает жизнь на земле. Народное искусство ближе всего к природе, так как народный мастер свое творчество связывает с ее красотой, о землей своих предков, с традициями, живуцими в коллективной памяти.

Изучение народного искусства а процессе преподавания декоративно-прикладного искусства является необходимость» сегодняшнего дня. Оно уходит своими корнями d глубь веков и выступает фундаментом современной культуры, источником нравственной сиял и духовности народа.

Теоретическое и дидактическое обоснование данной проблематики широко представлено в исследованиях педагогов к психологов 2.И.Игнатьева, В.С.Кузина, Т.С.Комаровой.,. Я»А.Пошмареваг Н.Н.Ростовцева, Е.И.Иорохова,- Т.И.Шамовой- и др. В них раскрывают1-ся общетеоретические подходы к сущности художественного творчест>-ва, выявляются средства к методы развития творческой активности: обучаемых, рассматриваются проблемы процесса обучения в целом к изучения народного искусства в частности.

Основателем теории народного искусства можно считать
B.C.Воронова, который одним из первых поднимает вопросы а щгиаз ;
и формах развития народного искусства. Про анализировав', оснй-вншк
виды художественных ремесел, он делает- вывод» таэ. народное Ескдест-!
во имеет все потенциальные возможности дата езс-е-го дальнейшего,
развития. ;

Значительный вклад в теорию народного искусства внесли' рабо>-ты И.Я.Богуславской, Г.К.Вагнер, ВМ.Василенко, М.А:.Ильина„ М.А.Некрасовой, Т.М.Разиной,. А.Б.Салтыкова, Т.Я..Сёмешвой. и дрз.

Наряду с общими законами развития народного- искусства, сгра*-ны, тюрчество народов Дальневосточного региона, имеет- свои; спе1-цифические особенности. По художественному ур-шт єно не-уступает идентичным культурам мира,, особенно' в. кекзргсгае орнаментики.

К настоящему времени националаное народное искусство Даль
него Востока, в частности,, декораяягсда-прикладное, изучалось мно
гими учеными, искусствоведамїгі НГЛ«Бёлобородовой, Л.С.Букатовой,
А.Я.Чадаевой, В.А. Шишкиной- И'др»;: этнографами, археологами и ис
ториками С.В.Ивановым,. А Л Окладниковым, И.П.Лавровым.А.П.Деревян- ;
ко, Ю;А.Сем, А.В..Смоляк',. Ч.М.Таксами, Н. В. Ко четко вым и др. Изу
чение народного творчества в его многообразных проявлениях по- '
зволило исследователям рассмотреть национальное искусство в един
стве природных,, этнических, исторических и культурных связей,
определить его место в современной культуре общества.

Ксторико-теоретический анализ проблемы Дальневосточного декоративно-прикладного искусства показал, что изучение данных вопросов началось с 19 века. Это связано с'экономическим и-культурным освоением Дальнего Востока. Особенно интересны работы Л.И.Гренка, Л.Я.Штернберга,. ПЛ.ІІІимкевича,. Б.Лауфера,, И'ЛЛопатина. Эти исследователи оставили описание культурного' наследия- и быта народов Дальнего Востока.

Изучение дальневосточной нередкой резьбы; по дереву посвящены

- з -работы ученых-исследователей Т.Б.Митлянской, Н.И.Каштан, П.Я.Гонтмахера и др. Ими отмечается, что одним из видов художественного творчества народов, населяющих Дальневосточный регион, является резьба по дереву, которая по своей сущности - уникальное явление в общенациональной культуре нашей страны. Подобный подход к отражению действительности в ритуально-культовых и бытовых изделиях заслуживает особого внимания потому, что это настоящее большое искусство. В этой связи интересным представляется введение з учебно-воспитательный процесс элементов национального художественного образования.-

Безусловно, использование народного искусства з учебном процессе способствует формированию профессиональных нашков и умений, развитию эстетических, творческих, нравственных качеств лич-ксетя -студентов. Многие исследования (А.С.Хворостов, А.Л.Сарбагьт-евз, Т.Д.Давидова и др.; посвящены вопросам соверсекстиовзния, боспіггяіяїя :і развития творческой активности студентов и школьни-хоз средегиаж народного искусства различных регионов накой страны.

іїроОхєма использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе разрабатывается в методическом плане (Т.Я.Ш'пика-sosa, Е.САсылхавэс, ДЛ.5-Есг.^.рь, З.И.Пазднккова, В.М.Тымкиев и

_ 4 -

Анализ и отбор тех или иных компонентов УЖ по художественной обработке дерева обусловлен прежде всего содержанием учебного материла, целью и задачами учебной деятельности, дидактичег скими свойствами материала, особенностями контингента студентов ХГй, необходимостью использования возможностей каждого элемента учебно-методического комплекса, направленного и На гуманизацию обучения.

УМК состоит из следуюсшх элементов: директивные документы
по организации обучения; методические материалы для преподавате- j
леи; печатные пособия для студентов; наглядные и технические j

средства обучения. |

Анализ практики освоения художественной резьбы по дереву, і

основанной на национальных традициях, выявил трудности, с которыми і встречаются студенты в процессе творческой деятельности. Это слабое овладение приемами и навыками обработки материала, недостаточные знания технико-художественных особенностей дальневосточной резьбы го дереву, поверхностное знание орнамента, принципов формообразования, композиционных закономерностей организации фронтальных и объемных художественных предметов (изделий;, способы создания образцов, характерных для народного искусства Дальнего Бостока. Необходимость решения данных вопросов определяет актуальность выбранного нами направления исследования.

Таким образом, противоречия между.потребностями общества в сохранении народного искусства Дальневосточного региона и недоб- і таточной практической разработкой активизирующих средств обуче- ; ния студентов на основе национальных традиций позволило определить [ проблему исследования, которая состоит в изучении развития, націю- J нального декоративно-прикладного искусства коренных жителей Даль- і него Востока, в поиске средств развития творческой активности сту- і дентов в процессе художественной обработки древесины и разработке. ' учебно-методического комплекса по этому предмету» направленного на активизацию учебно-познавательной и творческой деятельности студентов ХГФ.

Цель исследования заключается в том, "чтобы на основе специальной литературы выявить особенности художественной обработки дере-' ва в национальной культуре малых народностей Дальнего Востока, провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам развития творческой активнех.жстудентов и на отой основе разработать научно обоснованный учсбно-методическкй

- 5 -комплекс по художественной обработке дерева, направленный на развитие творческой активности студентов и способствующий интенсификации учебно-воспитательного процесса по этому предмету.

Объект, исследования: учебно-творческая деятельность в процессе обучения художественной резьбе по дереву студентов художественно-графических факультетов педагогических учебных .заведений, расположенных в Дальневосточном регионе.

Предмет исследования: творческая активность студентов ХГФ на занятиях по художественной обработке древесины на материале народного искусства Дальнего Востока.

Гипотеза исследования. Развитие творческой активности студентов будет более эффективны?.!', если:

процесс обучения будет обеспечен необходимым УМК (учебно-методическим комплексом), который разработан на основе иардного искусства Дальнего Востока и с учетом национальных, самобытных традицій;

в процессе освоения народной художественной реаьо';! по дереву будут целостно и взаимосвязано изучаться и другие виды народного творчества;

народное декоративно-прикладное искусство будет «'.'.ступать одни?* пз средств по пленил творческое активности студентов ХГ'З.

На основа гипотезы и поставленной цели, которые будут спо-собсїЕогать разинтіга творческой активности, сохранение и развития народного искусства Дальнего Востока были определены оадячц "селслоттантл:

- б -

Методы исследования: теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме народного художественного творчества, по педагогике, психологии, стнографии, истории культуры Дальневосточного региона. Фотографирование, зарисовки, сбор полевого материала по народному искусству. Педагогический эксперимент. Анализ программных, курсовых и дипломных работ по декоративно-прикладному народному искусству студентов. Наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы с профессиональными и народными резчиками, преподавателями и студентами ХПЗ.

Научнаяг новизна исследования состоит в обосновании сущности творческой активности, выявлении принципов и педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования народного искусства как средства развития творческой активности студентов; изучение национальных художественных традиций во взаимосвязи с обусловливающей их природно-социальной средой. Практические выводы могут быть использованы не только на ХГФ, ко (с некоторой адаптацией; и в различных педагогических училищах, общеобразователь-ных и художественных школах Дальневосточного региона, а также в других местах развития народных промыслов. Основной подход к созданию учебно-методического комплекса, его структура по аналогии могут быть применены в различных регионах нашей страны.

Практическая значимость результатов исследования заключается
в разработке научно-практических рекомендаций, учебно-методических .
пособий по использованию народного декоративно-прикладного ис
кусства в практике преподавания художественной обработки древеси-
іи на ХГФ, применение которых существенно повышает уровень раз
вития творческой активности студентов. :

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теорети- | ческие положения философской, искусствоведческой, этнографической, психолого-педагогической литературы в творческом развитии личности, художестЕенно-образном освоении действительности; экспериментальной проверкой основных теоретических положений, объективны.! анализом полученных результатов, проверкой эффективности ш- . явленных принципов организации занятий по художественной обработке древесины с применением УМК.

Апробация исследования проводилась на ХНУШ научной конференции в ХГШ (г.Хабаровск, 1989), Ленинских чтениях в 1ШУ им.В.И.Ленина (Москва, 1990, 1991,1992), Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 1991J, на заседании Совета факу-

' - 7 -

льтета ХГФ ііЮГУ им.В.И.Ленина (Москва, 1991), на заседаниях кафедры декоративного искусства МШУ им.В.И.Ленина.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Оседай объем диссертации составляет 153 страницы основного машинописного текста. Он содержит 4 таблицы, 23 рисунка (в им числе 4 диаграммыJ. Список литературы насчитывет 219 наименования.