Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Синтез музыки и поэзии как фактор развития музыкальной культуры подростков : В иноязычных школах Казахстана Раисов, Уразбай Фазылович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Раисов, Уразбай Фазылович. Синтез музыки и поэзии как фактор развития музыкальной культуры подростков : В иноязычных школах Казахстана : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Исслед. центр эстетического воспитания.- Москва, 1997.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-2/3974-3

Введение к работе

Современная историческая реальность характерна заострением проблем национального музыкального воспитания: в связи с перестройкой общественного сознания и обретением государственной независимости республиками бьюшего Союза усиливаются поиски в области теории и практики преподавания национального искусства. Если раньше культура каждого ныне самостоятельного государства изучалась в школе в рамках единой культуры СССР, которая была "многонациональной по форме и единой по содержанию", то теперь музыкальная культура бывших республик стала самоценным явлением.

В связи с этим отработанные ранее системы и концепции, учебные планы, где музыкальная культура бывших республик изучалась по большей части как "национальная специфика", в наступившей реальности уже не годятся. В условиях радикального поворота в подходе к освоению национальной культуры необходимо освоение культуры народа в полном объеме, начиная с исторических истоков национального искусства и кончая многообразием современных форм и жанров.

В пересмотре нуждается и система преподавания национальной культуры в иноязычных школах Казахстана. Освоение казахской музыкальной культуры детьми других народов, благодаря преобладанию в республике иноязычного населения (по данным 80-х годов, коренное население в республике составляло всего 44%), всегда была одной из главных проблем музыкального образования в республике. Работа по перестройке музыкального образования должна, по нашему мнению, вестись одновременно в нескольких направлениях.

Во-первых, перенос акцента с интернационального на национальное: музыка казахского народа становится базовым компонентом музыкального образования, определяющим приоритеты в организации, содержании и методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса в иноязычных школах.

Во-вторых, освоение музыкальной культуры Казахстана нужно рассматривать лишь как часть освоения его культуры В ЦЕЛОМ, где синтез поэзии и музыки может рассматриваться как "модель" преподавания интегративного курса художественной культуры республики.

В-третьих, проблема введения иноязычных школьников в казахскую музыкальную культуру связана и с проблемой подготовки национальных кадров. Добившись успехов в подготовке профессионально-исполнительских кадров, в области подготовки учителей музыки для общеобразовательной школы республика пока остается на позици-

ях. сложившихся до обретения Казахстаном независимости. На музыкально-педагогических факультетах педвузов попрежнему преобладает Учебный план N 2119. утверждающий процесс подготовки специалистов для массовой школы как упрощенный, "адаптированный к профессии" курс обучения в консерваториях, и в котором национальные музыкальные культуры занимают место лишь "специфических для данных регионов". В связи с этим надо отметить: создание методики, основанной на специфике и закономерностях национального музыкального искусства, на природе его формирования как самобытного явления, еще ждет детальной разработки.

В-четвертых, разработка такой методики не может остаться в стороне от прогрессивных научных подходов, в частности, от идеи полихудожественного развития учащихся в процессе взаимодействия различных видов искусства. Музыкальная культура Казахстана исторически складывалась в органическом единстве с другими видами искусства. Этот факт заставляет тщательно изучать современные теоретические направления в преподавании комплекса искусств, творчески переносить их на национальную почву.

Все изложенное обосновывает актуальность выбранной темы исследования и определяет его цели и задачи.

Преподавание музыки в синтезе с поэзией в иноязычных школах республики, как музыкально-педагогическая проблема, базируется на идее органического единства инструментального, поэтического и вокального начал. На этой основе реализуются следующие аспекты проблемы.

Философский, общеэстегшческий: необходимо показать единые истоки и музыкального, и поэтического национального творчества, и вывести это единство, в сравнении с музыкальной культурой народов мира, как закономерность. Этот аспект обязывает вести преподавание музыки на научной основе, раскрывать музыкальное искусство как систему нравственно-эстетических ценностей, как духовный опыт народа.

Национально-психологический: стоит задача раскрыть школьникам своеобразие национального музыкального искусства, показать, как феодально-патриархальный уклад жизни, регионально-географические условия и характер жизнедеятельности казахов формировали происхождение именно такого содержания музыки и форм ее существования в быту народа.

Общедидактический: развернуть перед школьниками мировую музыкальную культуру во всем многообразии жанров и форм, дать знания о языке музыки, о средствах выразительности, сформировать у учащихся традиционные умения и навыки художественно-творческой деятельности. Дать школьникам понятие об особенностях казахской национальной музыкальной культуры.

Цель исследования - теоретически разработать и практически осуществить пути и методы введения школьников-подростков в казахскую музыкальную культуру на основе синтеза поэзии и музыки в русско-язычных школах Казахстана.

Обьект исследования - музыкально-художественное развитие школьников-подростков з процессе введения их в музыкальную культуру Казахстана на основе синтеза поэзии и музыки.

Предмет исследования - процесс изучения казахской музыкальной культуры в ее синтезе с поэзией школьниками-подростками в школах с русским языком.

Гипотеза исследования. Вхождение русско-язычных учащихся подросткового возраста в музыкальную культуру Казахстана в ее единстве с поэзией будет наиболее эффективным, если:

музыка и поэтические источники преподаются не как параллельно существующие и дополняющие друг друга виды искусства, а в органическом образно-художественном единстве, характерном для исторически сложившихся родовых форм бытования казахской музыки;

в процессе художественного анализа музыкальных произведений в органическом синтезе с поэтическим наследием раскрываются сущностные черты, связывающие казахскую музыкальную культуру с национальными музыкальными культурами народов мира.

методика преподавания, основанная на принципах развивающего обучения и в полном объеме реализующая педагогический потенциал действующей в иноязычных школах республики программы, обеспечивает восприятие учащимися образов казахской музыки на глубинном уровне ее родовых истоков и организует мышление школьников-подростков на теоретическом уровне.

Цель и гипотеза исследования определили его задачи:

  1. Теоретически обосновать необходимость изучения казахской музыки в ее содержательно-образном единстве с поэтическим наследием казахского народа.

  2. Разработать принципы, содержание и методику преподавания

казахской музыки в единстве с поэзией в иноязычных школах с учетом психолого-педагогических особенностей подростков.

3. Разработать и проверить методы наблюдения за динамикой развития учащихся в процессе их вхождения в национальную музыкальную культуру на основе ее единства с поэзией.

Методологической основой исследования послужили: основные положения эстетики как части философии; учение Б.В.Асафьева об интонационной природе музыки; теория двойственности музыкальной формы В.В.Медушевского; концепция массового музыкального воспитания Д. Б.Кабалевского и прогрессивные концепции художественного развития детей в других видах искусства; разрабатываемая современной педагогической психологией теория развивающего обучения; педагогическое наследие выдающихся музыкантов-педагогов.

Методы исследования: анализ философской, музыковедческой, психолого-педагогической литературы по теме исследования; целенаправленное педагогическое наблюдение; анкетирование и интервьюирование учащихся, учителей и родителей; анализ творческих работ учащихся; опытно-экспериментальная работа по авторской методике введения школьников-подростков в казахскую музыкальную культуру в синтезе с поэзией.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые проведен теоретический анализ общего состояния преподавания национальной музыкальной культуры в иноязычных школах республики с позиций соответствия форм изучения содержанию предмета. Впервые научно обоснована необходимость преподавания музыки и поэзии в иноязычных школах Казахстана в синтезе, вытекающем из единых родовых источников казахской культуры. Теоретически обоснованы и сформулированы принципы, на которых может быть создана методика, адекватная природе казахской музыкальной культуры и способствующая эффективному развитию музыкальной культуры школьников-подростков.

Практическая значимость исследования, заключается в том, что принципы и методы, разработанные в исследовании, могут послужить основой для создания оригинальных методик преподавания казахской национальной музыки, как народной, так и профессиональной. Обоснованы и разработаны творческие задания-тесты, имеющие развивающий характер и выполняющие одновременно дидактические и диагностические функции. Разработанные творческие задания-тесты могут быть использованы не только в иноязычных (русских) школах респуб-

лики, но и в школах, где преподавание ведется на казахском языке; заложенный в них синтез музыкального и поэтического народного творчества может послужить основой "интегративных" уроков по национальной культуре, позволяет вводить их в содержание не только уроков музыки, но и уроков казахской литературы. Материалы исследования могут быть использованы на музыкально-педагогических факультетах педагогических вузов и на музыкальных отделениях педагогических училищ Казахстана в курсе "Методика музыкального воспитания", а такне в системе переподготовки музыкально-педагогических кадров для общеобразовательных школ.

Этапы исследования. Первый этап (1989-1991 гг.) был посвящен изучению философской, музыковедческой, литературоведческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, вырабатывались теоретические подходы и разрабатывалась общая концепция исследования. Начиналась работа по созданию констатирующих и формирующих методик.

На втором этапе (1991-1996 гг.) в процессе опытно-экспериментальной работы корректировались концептуальные положения, принципы и методы преподавания казахской музыки в синтезе с поэтическими произведениями. В результате была создана авторская методика, творческие задания-тесты, позволяющие одновременно обучать и контролировать уровень музыкального развития школьников-подростков. Развивающему характеру заданий-тестов на этом этапе уделялось особое внимание.

На третьем этапе (1996-1997 гг.) проводились анализ и интерпретация полученных результатов, осуществлялась работа над текстом диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались: на научной конференции в Атырауском Университете им. X.Досмухамедова (19S6); на заседании лаборатории музыкального искусства ИЦЭВ РАО (1S97); на ежегодных научно-практических конференциях и семинарах по проблемам музыкального образования в ИУУ г. Атырау.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в общеобразовательных русских школах N 12 и 18 г. Атырау республики Казахстан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.